Предисловие редактора электронной версии книги
Предлагаемая книга существует в электронной форме благодаря Андрею Константинову, который выполнил сканирование и машинный перевод из формата PDF в текстовый формат.
Я же осуществил дальнейшее приспособление книги к текстовому формату: убрал переносы и добавил пустую строчку после каждого из абзацев. Также я вручную исправил недостатки машинного перевода, связанные с возрастом и неоднородностью бумаги, на которой была написана книга. Разумеется, исправил я их не всех. Эти незамеченные мной погрешности наверняка остались и требуют для своего устранения свежего взгляда, а так же наличия бумажного экземпляра предлагаемой книги.
С уважением, Данилов Игорь.
ББК 87.7 Н72
Редактор А. Ф. Варустина Рецензенты:
д-р филос. наук Э. В. Соколов (Ленингр. ин-т культуры), д-р филос. наук С. С. Батенин (Ленингр. пед. ин-т)
Ноговицын О. М.
Н72 Ступени свободы: Логико-исторический анализ категории свободы. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990.— 192 с. ISBN 5-288-00393-9.
В монографии предпринят теоретический анализ философского понятия свободы как высшего проявления человеческой личности. Автор доказывает, что обращение к богатому наследию гуманистической мысли позволяет существенно углубить наше понимание и найти новые подходы к решению самых современных философских, мировоззренческих, социально-психологических проблем, связанных с учением о свободе.
Для философов, социологов и всех интересующихся историей и развитием философской мысли.
ББК 87.7
© О. М. НОГОВИЦЫН, 1990
ISBN 5-288-00393-9
н 0301040200—085 ? „0 076(02)—90
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о свободе человека может кому-то показаться слишком абстрактным и несвоевременным, но вряд ли кто-либо решится отрицать актуальность и практическую значимость вопроса об ответственности. Ответственность, или, как иногда говорят, вменяемость, означает поощрение или наказание, похвалу или порицание за совершенный человеком поступок. Отношения в обществе невозможно себе представить без ответственности каждого человека за свое поведение. Перед другими людьми и обществом в целом человек несет ответственность за каждый свой шаг — ответственность нравственную и правовую, духовную и материальную, индивидуальную и коллективную. Там, где есть право действовать, неизбежна и ответственность за совершаемый поступок.
Можно сказать, что ответственность — это нерв общественных отношений. Именно через механизм ответственности общество контролирует поведение отдельных людей, коллективов и социальных групп. Мера и характер ответственности дают человеку представление о характере и мере его инициативы, воспитывают человека, формируют у него правильное или неправильное, активное или пассивное отношение к жизни. Теряя чувство ответственности, человек как бы выпадает из общества, утрачивает важнейшие нити, связывающие его с другими людьми. Контроль и правильное регулирование разнообразными механизмами ответственности представляют собой важнейший, ключевой вопрос сознательного управления общественным развитием.
Однако ответственность — это лишь обратная сторона свободы. Там, где нет свободы выбора, возможности поступить иначе, там не может быть и ответственности за совершенный поступок. Когда объективные условия однозначны и не оставляют человеку места для собственного решения, тогда вся вина должна быть перенесена с человека на условия; такой человек неответственен и невменяем. Именно потому, что понятия ответственности и свободы неотделимы друг от друга, ответственность как категория философская приложима только к человеку. В самом деле, никому не придет в голову вменить что- то в вину естественным природным явлениям или животным и признать их ответственными за результаты, к которым они имели отношение.
Следовательно, ответственность представляет собой только следствие и практическое выражение свободы. И чтобы правильно разобраться в механизмах ответственности, которые действуют в обществе и составляют одну из существеннейших основ общественных отношений, необходимо сначала правильно решить вопрос о сущности свободы. «Невозможно рассуждать о морали и праве, не касаясь вопроса о так называемой свободе воли, о вменяемости человека, об отношении между необходимостью и свободой», — писал Энгельс [6, с. 115].
Но ответственность, ставя перед нами проблему свободы, в то же время дает надежду и даже намек на ее решение. Она закреплена в правовых законах, нравственных установлениях, системах материального и духовного поощрения и наказания. Даже в эмоциональных реакциях: никто ведь не сердится на дождь и не благодарит восход солнца, не обвиняет животных и не вменяет что-то в достоинство маленькому ребенку — все эти эмоции мы относим к людям как сознательным, свободным субъектам своего поведения. Тем самым мы фактически доказываем свободу человека, однако не полную и не абсолютную: если человек абсолютно свободен 1з своих действиях, независим ни от каких условий в принципе, то наказание и поощрение, вина и достоинство также теряют для него всякий смысл. Наказания и поощрения входят в круг условий человеческой жизнедеятельности и по отношению к субъекту, независимому ни от каких условий, очевидно, лишены какого-либо значения. Следовательно, абсолютная свобода приводит к тому же результату, что и однозначный детерминизм: ответственность человека, его наказуемость и поощряемость оказываются необъяснимыми и невозможными.[1]
Тем не менее ответственность существует, и именно она, действительно, выделяет человека как личность из всей остальной природы. Этим практически доказывается, что отношения между человеком и условиями более сложные. Но каковы они? Факт ответственности доказывает свободу человека и практически опровергает произвол в его действиях. Но каков характер этой свободы?
До тех пор, пока не дан ясный теоретический ответ на этот вопрос, ответственность, существующая в форме самых различных общественных регуляций, останется понятием расплывчатым. и в принципе неуправляемым процессом. Механизм, регулирующий вменяемость, будет колебаться, подобно маятнику, из положения, ставящего человека в полную зависимость от условий и исключающего инициативу, в положение, позволяющее личной инициативе выйти за разумные и дозволенные пределы. Мера ответственности и свободы будет определяться в каждом конкретном случае отдельно и на основании лишь практического опыта. Но такое положение терпимо только в условиях, когда индивидуальная инициатива остается делом самой индивидуальности и осуществляется ею на свой страх и риск, иначе говоря, когда мера и характер ответственности определяется мерой удачливости. Когда же общество подчиняет индивидуальную инициативу коллективной воле, то этой волей должно управлять знание общего закона, проявлением и выражением которого явится каждая отдельная инициатива. Характер и мера ответственности должны стать сознательно регулируемой величиной. Понятно, что для этого как минимум необходимо объяснить природу ответственности, т. е., избежав Сциллу детерминизма и Харибду произвола, толковать человека как субъекта сознательной активности.
В современных условиях для нашей страны особенно остро встала проблема установления правильного отношения между инициативой, творческим поиском, осмысленным риском, с одной стороны, и дисциплиной, законностью, плановостью — с другой. Принцип гармонической сочетаемости этих двух сторон выражен в понятии социалистической справедливости, основным инструментом достижения которой при социализме является именно правильная организация ответственности людей за свое дело, за образ своей жизни. Но правильная организация и взаимосвязь различных механизмов ответственности предполагают теорию свободы человека.
Проблема, свободы отнюдь не проста. Она относится к числу сложнейших и фундаментальных проблем всей науки и философии. Возможно, что это самая сложная из проблем, когда- либо встававших перед человечеством. «Ни об одной идее,— писал Гегель, — нельзя с таким полным правом сказать, что она неопределенна, многозначна, доступна величайшим недоразумениям и потому действительно им подвержена, как об идее свободы, и ни об одной не говорят обычно с такой малой степенью понимания ее» [17, с. 291].
«...Ни один вопрос, — утверждал Фейербах, — не является таким головоломным и не поддается в такой мере решительному утверждению или отрицанию, как вопрос о свободе воли» [55, с. 442].
То же самое замечает Кондильяк о «свободе—проблеме, при обсуждении которой множество перьев было исписано, казалось, лишь для того, чтобы ее еще больше затемнить» [25, с. 166].
Г. В. Плеханов так резюмирует значение проблемы свободы для философии: «Старый, но вечно новый вопрос о свободе и необходимости возникал перед идеалистами XIX века, как возникал он перед метафизиками предшествующего столетия, как возникал он решительно перед всеми философами, задавшимися вопросом об отношении бытия к мышлению. Он, как сфинкс, говорил каждому из таких мыслителей: разгадай меня или я пожру твою систему!» [36, с. 303].
Напрасно надеяться, что такая архисложная проблема может быть разъяснена окончательно несколькими краткими определениями. Это не значит, разумеется, что проблема свободы вообще не имеет решения; любая правильно поставленная проблема имеет решение. Но когда в ответ на сложнейший вопрос дается сжатое «учебное» определение, оно обычно остается мало понятным. Например, основные положения теории относительности можно заучить, но понять их нельзя, не зная истории физики (начиная, по крайней мере, с Аристотеля). То же относится и к свободе. Формула «свобода есть познанная необходимость» кратко выражает огромное содержание, заключает в себе весь исторический путь к этой формуле, который начинается с первых шагов философии и каждый этап которого не был напрасным, содержал зерно истины.
Такое историческое понимание научных определений впервые обосновал Гегель. Он показал, что либо история познания есть пантеон заблуждений и мы, отыскивая новые ответы на старые вопросы, должны каждый раз начинать с нуля (чтобы самим, в свою очередь, превратиться в нуль для следующих поколений), либо каждый новый научный результат содержит, заключает в себе основные понятия, выработанные ранее, в сжатом и отчасти переработанном виде. В дальнейшем мы увидим, что сочетание слов «познанная необходимость» нельзя попять, если не учитывать, что оно в «снятом» виде содержит в себе такие понятия, как целесообразность (причем внутренняя и внешняя), самоценность и самореализация, всеобщность и закон. Кроме того, отношение свободы и необходимости, разрешаемое через познание, не может быть понято раньше отношения разума и воли. Эти и еще многие другие понятия и отношения, заключенные в окончательной формуле, должны быть выстроены в логический ряд от простого к сложному, поскольку более сложное понятие не может быть всерьез понято раньше простого. Короче говоря, марксистская теория свободы остается только тезисом для запоминания без овладения всем этико-философским наследием прошлого.
Поэтому метод, который мы избрали для данной работы,— логико-исторический. В определении метода логика стоит впереди истории не случайно. Более того, нас в этой работе меньше интересует история вопроса, нежели логическая структура той формулы свободы, которой мы пользуемся в настоящее время. Однако логическая структура современной теории свободы сжато и существенно повторяет основные моменты ее исторического созревания. Поэтому наиболее удобный способ раскрытия данной логической структуры — исследование наиболее существенных моментов истории ее создания. Правда, выявление внутренней логики в истории развития учений о свободе стало возможным только в свете современного, наиболее развитого учения. На данном же этапе осуществима реконструкция истории учения о человеке и в том числе взглядов на его свободу.
Следовательно, логический и исторический методы тесно переплетаются.[2] Цель данного исследования — последовательная (от простого к сложному, от аксиом к выводам) теория свободы, подкрепленная исторической, временной последовательностью ее созревания. Усилия для создания подобной теории уже были предприняты, в том числе и советскими авторами, но незавершенность результатов, на наш взгляд, объясняется именно тем, что логический анализ понятия свободы не был дополнен логико-историческим анализом. Заметим, что комплексное логическое и историческое исследование важнейших понятий учения о человеке уже проводилось и с успехом (например, в работах М. Г. Макарова о категории цели [32; 33], в шеститомном труде А. Ф. Лосева «История античной эстетики» [30]). Опыт работы этих ученых и других показывает, что только после комплексного анализа истории и теории понятие действительно приобретает завершенность, содержательность и требуемую методологическую силу.
ГЛАВА I
ПРЕДЫСТОРИЯ СВОБОДЫ
ПРЕДЕЛЫЗДРАВОГО СМЫСЛА И ПРЕДДВЕРИЕ ФИЛОСОФИИ
Наука начинается там, где кончается обыденное мышление. Обыденное мышление, называемое еще здравым смыслом, составляет основу и источник науки. В самых сложных теоретических построениях всегда есть аспект, хотя бы одно из оснований, связывающее умозрительный анализ или исследование предмета, далекого от обыденного опыта, с этим самым опытом и с достоверностью здравого рассуждения. И тем не менее, никогда не порывая полностью с обыденным опытом и мышлением, наука по мере продвижения вперед создает понятия и представления, целые картины мира — удивительные, с точки зрения здравого смысла. Теория вступает в противоречие с обыденным сознанием, переворачивает с ног на голову его устоявшиеся убеждения, лишает его тех основ, на которые оно привыкло опираться. «...Здравый человеческий рассудок, — говорит Ф. Энгельс, — весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования» [6, с. 21]. «Научные истины, — говорит К. Маркс, — всегда парадоксальны, если судить на основании повседневного опыта, который улавливает лишь обманчивую видимость вещей» [3, с. 131]. В результате наука и здравый смысл, связанные пуповиной родовой общности всех форм человеческого познания, выступают часто как противоположные формы, которые на важнейшие вопросы о мире и человеке дают не согласованные друг с другом и даже противоречащие друг другу ответы.
Это в особенности относится к философско-мировоззренческим вопросам, так называемым «вечным» — о сущности человека и его месте в мире, о счастье, смысле жизни, добре и зле, о свободе человека, — потому что эти проблемы живы и важны для всякого человека, и каждый испытывает потребность дать себе отчет и ответ на них. Кроме того, эти вопросы, по общему убеждению, составляют в значительной степени прерогативу самого человека, который должен всегда сам решать, что значит для него счастье и добро, исходя из своего опыта и кругозора, из достоверности своих жизненных впечатлений. Поэтому неудивительно, что именно в области философско-мировоззренческих проблем здравый смысл занимает наиболее прочные позиции и выводы обыденного мышления являются наиболее укоренившимися.
Но все эти проблемы, которые иногда называют «смысложизненными» и которые, казалось бы, требуют прежде всего личных решений, основанных на опыте и здравом смысле, в то же время принадлежат, как это ни парадоксально, к сложнейшим теоретическим проблемам, когда-либо вставшим перед человеческим разумом. И в не меньшей степени, чем иные научные проблемы, они нуждаются в профессиональном отречении, в абстрактном умозрении, доступном лишь для определенного склада ума, в систематическом эмпирическом и теоретическом исследовании, для которого у большинства людей нет и не может быть ни времени, ни сил, если даже имеется желание.
В этом как раз и заключается причина особенно значительного расхождения между здравым смыслом и научным анализом в сфере «смысложизненных» проблем.
Следовательно, всякий научный анализ мировоззренческой и в особенности связанной с сущностью человека проблемы начинается с трудности «выяснения отношений» между имеющимися уже в массовом обыденном сознании представлениями о данном предмете и результатами его научного исследования. Необходимо выяснить, что верно в бытующих рассуждениях «здравого человеческого рассудка», какова та здоровая, здравая основа, с которой должна начинать наука, чтобы не оторваться вообще от нормальной человеческой точки зрения и не превратиться в нечто, хотя логически и возможное, но не имеющее никакого отношения к реальной жизни людей. И затем также определить, в чем ограниченность обыденного мышления, где находится тот пункт, за пределами которого точка зрения «домашнего обихода» становится неприменимой и ошибочной и с которого должны начаться «самые удивительные приключения» строго научного познания.
Человек, перед которым впервые встал вопрос: свободен ли я и в каком смысле? — наверняка ответит на него сначала так: быть свободным—значит свободно действовать, беспрепятственно осуществлять свои желания; я свободен тогда, когда мне ничто не мешает делать так, как я хочу. В самом деле, почему не свободен человек в цепях? Потому что у него есть желания, потребности, осуществить которые мешают цепи. Если человек добровольно надевает оковы или, находясь в оковах, ничего лучшего для себя не желает, никто не скажет, что он не свободен.
Мы часто говорим «свободное движение» — это значит, что движение протекает беспрепятственно. Такое движение может быть и у физического тела. У животных и человека движение подчинено всегда какой-либо цели. Поэтому применительно к живому существу свобода означает беспрепятственное движение к цели. Цель может быть осознанной или неосознанной, она может заключаться в получении путем действия какого-то результата или же в удовольствии от самого действия; так или иначе, но всегда действие живого существа будет свободным, если оно соответствует его желаниям.[3]
Конечно, мы не всегда достигаем наших целей. Иногда, начав действовать в надежде на успех, мы обманываемся, встречая непреодолимую преграду. Иногда мы вынуждены заранее ограничивать наши потребности, чтобы сделать их осуществимыми. Но многого мы уже умеем добиваться и многому еще научимся. Причем мы все лучше научаемся при достижении наших целей не противодействовать природе, не насиловать ее, а, наоборот, использовать ее объективные законы. А это открывает поистине безграничные возможности росту нашего могущества, такие же безграничные, как сама природа. И чем чаще и полнее осуществляются наши цели, чем больше возрастает наша власть над природой, тем шире становится область нашей свободы.
Такое понимание свободы вполне правильно. В данном случае вывод, очевидный для здравого смысла, полностью поддерживается и философией. «Свободной, — утверждает Спиноза,— называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой» [15, с. 362]. Влечения же и желания «есть не что иное, как сама сущность человека» [там же, с. 464]. Гегель пишет о том, что свобода есть, не что иное, как утверждение самого себя [16, с. 51]. В самом деле, о какой свободе может идти речь, если человек не волен действовать в соответствии со своими желаниями. Совершенно очевидно, что если человек действует (или бездействует) не по своей воле (например, если он болен или его машина потеряла управление), то он не может считаться хозяином своих поступков и не может нести ответственность за их последствия. Человек в этом случае является деятелем не в большей степени, чем палка в чьей-то руке или парус, увлекаемый ветром. Следовательно, беспрепятственность действия, возможность поступать в соответствии со своими желаниями является необходимым условием свободы. Однако достаточное ли это условие?
Давайте предположим, что человек может все, что он хочет или, во всяком случае, имеет достаточно большую свободу действий. Что же, свободен ли он, то есть можем ли мы сказать, что в каждом или в большинстве случаев он в состоянии поступать иначе, чем он поступает, что, следовательно, он сам является источником и виновником своих поступков? Но этот всесильный человек ответит нам: да, у меня была возможность действовать по-разному и удовлетворять различные свои желания, но разве я был свободен в своих желаниях? Разве мои мотивы, цели, направляющие действия, не имели причины, разве не определяются они данным мне воспитанием, образованием, моей физической природой, и разве волен я выбирать свои цели? Конечно, нет; просто так сложились объективные обстоятельства. Отсюда ясно, что для обоснования свободы мало свободы действия, но необходима еще и свобода воли.
Воля — это общее понятие, объединяющее различные конкретные формы — потребности, интересы, цели, установки, мотивы и прочее, то есть все те формы, которые побуждают человека к действию и превращают его деятельность в целесообразную. Детерминированность воли означает, что от человека не зависит, какие цели он себе ставит и какими мотивами руководствуется, но это определяется только объективными биологическими, психологическими, социальными и иными причинами. Свобода воли означает, что человек в состоянии в той или иной степени сам выбирать и определять себе мотивы и цели и, следовательно, сам ответственен за свой выбор.
• Таким образом, для того чтобы осуществился свободный поступок, необходимы два условия — возможность достичь поставленной цели, или свободы действия, и возможность выбора самой цели, или свобода воли. Оба эти условия, или обе стороны свободы, в равной степени необходимы, но они в различном смысле выражают и обусловливают свободу.
В первом случае имеется причина, побуждающая человека к действию, организующая и направляющая все его физические и духовные способности — именно воля человека. Воля вместе со способностями составляет сущность человека, содержание его как одной из сил природы, вступающей во взаимодействие с другими силами. В зависимости от соотношения этих сил действие человека может быть почти беспрепятственным, когда внешние обстоятельства не столько мешают, сколько способствуют ему, или же может встретить серьезные, даже непреодолимые преграды, которые ни с помощью силы, ни с помощью разума избежать невозможно. В результате действие или выражение сущности человека будет более или менее свободным. Следовательно, свобода действия сводится к могуществу человека, к его власти над внешними условиями. Рассматривая вопрос о свободе действия, мы заранее принимаем причину этого действия — потребность, мотив человека. И весь интерес для нас состоит в том, насколько беспрепятственно, легко, не искажая своей природы, действует эта причина. По существу тот же смысл беспрепятственности мы вкладываем в понятие свободного движения физического тела или поведения животного. Очевидно, поэтому Виндельбанд называет свободу действия человека его физической свободой.
Свобода же воли, по общему убеждению, присуща только человеку и означает, что человек в состоянии сам независимо от условий изменять и выбирать свои мотивы. Следовательно, свобода воли говорит не о том, насколько беспрепятственно действие данной причины, то есть мотива, а о том, что сама эта причина может быть или не быть, может быть такой или другой. По существу, это тоже вопрос о власти или могуществе человека, но только речь в данном случае идет не о власти над внешними условиями, которые препятствуют или способствуют воле человека — той силе, которая движет человеком, а власти над самой этой силой, человеком движущей. Вопрос сводится к тому, может ли человек управлять причинами, которые им управляют, может ли человек в каком-то смысле избавиться от всеобщей детерминации, не «свестись» к внешней причинной обусловленности.
Разграничив свободу действия и свободу воли, мы теперь легко различим также понятия твердости, упорства, силы воли— и понятие свободы воли. Сила воли — это способность человека неуклонно стремиться к поставленной цели, не отступать перед препятствиями, проявлять настойчивость и мужество. Волевой человек, приняв решение, -умеет подчинить ему все силы духа и тела, и там, где для безвольного — непреодолимая преграда, для сильной воли — почти беспрепятственный путь к успеху. Поэтому, сила воли является необходимым компонентом свободы действия или могущества человека. Однако способность свободно достигать поставленной цели, чаще присущая сильному, чем слабому человеку, еще ничего не говорит нам о том, насколько свободен человек в постановке и выработке своей цели. Следовательно, вопрос о свободе воли нельзя смешивать с вопросом об упорстве и силе воли.
Наиболее трудным для понимания свободы является именно вопрос о свободе воли. Свобода действия человека не нуждается в теоретических доказательствах. Вся история человека убедительно показывает все возрастающую свободу его действий, рост его власти над природой. Но хотя человек приобретает все большую свободу в смысле реализации своей воли, это еще совершенно не доказывает, что сама эта его воля становится более свободной. Свобода действия никоим образом не свидетельствует о свободе воли. В то же время очевидно, что одной свободы действия недостаточно для того, чтобы признать человека свободным и ответственным за свои поступки. Поэтому основное внимание при исследовании свободы в истории философии обращалось именно на проблему, связанную со свободой воли, со свободой мотивов человека.
Однако этот вопрос оказывается слишком сложным для обыденного сознания. Интуитивное самосознание верно схватывает как самоочевидный факт то чувство свободы (не только свободы действия, но и свободы воли), которое внутренне свойственно каждому человеку. Но в объяснении этого факта оно доверяется здравому смыслу, который довольствуется первым, лежащим на поверхности и неверным ответом. Однако не будем торопиться и вернемся к человеку, перед которым, например, впервые встал вопрос: свободен ли он и в каком смысле? Поразмыслив, он пройдет весь этот путь от свободы действия к свободе воли. Ведь всякий знает из истории о людях, наделенных огромной властью и бессильных перед малейшими своими прихотями. Всякий встречал людей, умеющих упорно и изобретательно достигать любую поставленную перед ними цель, но не умеющих осмысленно и сознательно выбирать цели. Или возьмем человека, охваченного сильным чувством,— он подчиняет ему всего себя, он.преодолевает все преграды, и при этом он часто рад был бы не делать всего этого и избавиться от страсти, достигающей силы недуга.
Итак, пройдя этот путь от свободы действий к свободе воли, человек останавливается перед вопросом: свободен ли он в своих желаниях? Прежде всего человек находит, что и в сфере его желаний далеко не все зависит от него. Очевидным образом это относится к естественным жизненным потребностям — в еде, сне, продлении рода и т. п. Эта зависимость человека от телесных нужд настолько очевидна, что она порой заставляет его вообще отказаться от свободы как пустой иллюзии, и иногда, 'Наоборот, очевидность этой зависимости оскорбляет человека и побуждает объявить войну всякому телесному удовольствию и искать свободу в прямом отрицании своего естества. Но чтобы иметь силы отрицать свои жизненные потребности, человек сначала должен их хотя бы отчасти удовлетворить.
Эта несвобода в проявлениях своей воли относится также и к высшим, т. е. социальным, потребностям. Нередко такие чувства, как совесть, любовь, сострадание, возникают в человеке непроизвольно и даже порой вопреки его желанию, так что он вступает с ними в борьбу и либо уступает им, либо их побеждает в себе. Так, борется со своей совестью, словно с лютым врагом, шекспировский Макбет и гибнет, побежденный своим внутренним противником. Угрызения совести оказываются страшнее, нежели внешние преграды к цели. В отличие от Макбета, многие успешно преодолевают препятствия совести. Пушкинский Скупой рыцарь среди тех трудностей и тягот, которые ему пришлось перенести на пути к богатству, среди обузданных желаний, трудов и опасностей называет также и совесть!
... совесть,
Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть,
Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый, эта ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы Смущаются и мертвых высылают?..
Нет, выстрадай сперва себе богатство... [43, с. 271].
Ф. М. Достоевский в «Преступлении и наказании» подробнейшим образом прослеживает борьбу человека с внутренне присущей ему совестью, чувством любви и состраданья к людям, ради своих убеждений, сознательно им выбранных.
Подобные случаи, когда совесть либо любовь являются человеку «незваными гостями», совсем не редки. Это объясняется, очевидно, тем, что многие свои высшие социальные качества человек приобретает непроизвольно, в детстве и юности, в процессе воспитания и образования, под влиянием примера и привычки, так что в результате он обнаруживает в себе эти качества, столь же внутренне безусловно и независимо от его желаний ему присущие, как качества биологические или врожденные. Это доказывает, что вся сфера человеческой воли (и в низших, и в высших ее проявлениях) отнюдь не является сферой полного произвола.