Структура семинарского занятия.




Природоресурсное право

 

 

Учебное пособие по циклу практических и семинарских занятий

Направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»

 

 

Красноярск 2018


Учебное пособие по циклу практических и семинарских занятий

 

 

составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по укрупненной группе 40.00.00 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

 

Пособие составила: ст. преподаватель Спиглазова Т.Г.

 

 

 

Методические указания по циклу семинарских занятий по курсу «Природоресурсное право» предназначены для практического изучения интересной и сложной дисциплины. В первую очередь, указания адресованы студентам юридического факультета, однако данное пособие будет полезно всем интересующимся проблемами охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Методические указания составлены в соответствии с учебной программой дисциплины. К каждому семинарскому занятию предлагается перечень вопросов, необходимых для полного и всестороннего изучения курса природоресурсного права, методические рекомендации, список нормативной и специальной литературы, а также задачи, которые помогут изучающим дисциплину применять на практике полученные знания.

Семинарское занятие – одна из форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами вопросов заданной темы под руководством преподавателя. Такая форма обучения предназначена для освоения студентами методологии научного познания.

Семинары как форма учебного процесса отличаются определенной гибкостью, позволяющей проводить их с учетом особенностей дисциплины, характера источников экологического права и степени подготовки студентов. Семинары развивают творческую самостоятельность студентов, укрепляя их интерес к науке и научным исследованиям, помогая связывать теоретические изыскания с практикой правоприменения, и содействуют приобретению практических навыков. На семинарских занятиях студенты осваивают юридическую терминологию, приобретают навыки письменного и устного способов изложения учебного материала, а также толкования положений действующего законодательства.

Цель семинарских занятий – активировать теоретические знания студентов для последующего применения этих знаний при решении конкретных практических ситуаций. В связи с этим студентам необходимо научиться работать с законодательством в специальных информационно-справочных системах, правильно определять характер изучаемых правоотношений, комментировать, толковать и применять нормы права. В процессе семинарских занятий студентам важно научиться грамотно составлять документы и алгоритм действий, которые необходимы для разрешения споров, возникающих при применении природоресурсного законодательства.

 

На семинарских занятиях возможно использовать активные формы освоения курса природоресурсного права. Активные формы обучения – это разновидность педагогических технологий, которые способствуют интенсификации учебного процесса, вовлечению студентов в учебный процесс в качестве активных субъектов, способствуют эффективному усвоению новых знаний, формированию практически навыков и умений по их применению. Использование в учебном процессе активных форм обучения способствует решению следующих педагогических задач:

- самостоятельного углубления студентами собственных знаний;

- ориентирования студентов на творческий отбор, анализ и систематизацию учебного материала.

Наиболее эффективной активной формой проведения семинара является методика малых групп, которая превращает традиционный семинар в творческий процесс. В отличие от стандартной групповой методики, данная методика предполагает разделение студентов на подгруппы, ведение работы в рамках небольшого коллектива и вынесение результатов для критического обсуждения всей группы. Преподаватель консультирует и оценивает итоги работы подгрупп и всей группы.

В методике активных форм могут быть также использованы такие виды, как дискуссия, деловая игра, мозговой штурм и т.д. Такие виды активных форм обучения позволяют учитывать особенности профессиональной деятельности в пространстве природоресурсного права. Кроме этого, студент учится преодолевать трудности коммуникативного общения и психологические барьеры в общении с разными людьми.

 

Структура семинарского занятия.

 

Обязательными элементами семинара являются: введение (вступительная часть), главная часть (анализ основных вопросов), заключение.

Основные требования, предъявляемые к каждой части семинара.

Введение. В начале семинарского занятия его цель и задачи, оглашаются вопросы, подлежащие рассмотрению, устанавливается преемственность вопросов с темой лекционного курса.

Главная часть состоит из выступлений студентов и их обсуждения.

Элементами заключительной части являются: ответы на вопросы студентов, ответы на вопросы преподавателя по теме выступления, анализ и оценка выступлений, формулировка общих выводов, установка на следующее занятие.

Для успешной подготовки к семинару необходимо посещать лекции, изучать обязательные нормативные акты, которые озвучиваются преподавателем на лекции, а также приводятся в конце каждой темы семинарского занятия. Кроме этого, студенты должны являться на семинар, предварительно изучив учебную и научную литературу, перечень которой прилагается к каждому семинарскому занятию. Полезно знакомиться с такими изданиями периодической печати, как «Государство и право», «Российский юридический журнал», «Право и экономика», «Законодательство и экономика», «Журнал российского права», «Экологическое право» и т.д..

 

Для успешного решения задач на семинаре следует придерживаться следующей методики.

Во-первых, необходимо установить характер возникших правоотношений, затем определить круг нормативных актов, подлежащих применению. Наличие перечня необходимых нормативных актов не означает, что студент должен ограничиться этим списком. В отдельных случаях (в первую очередь, это связано с изменениями в законодательстве) следует самостоятельно определять нормативно-правовые акты, необходимые для решения задач. Во-вторых, следует определить круг материалов судебной практики; нередко, нормативные акты не содержат прямых ответов на поставленные вопросы, поэтому зачастую необходимы пояснения собственных выводов примерами из судебной практики (данную работу студент должен провести самостоятельно). В-третьих, необходимо сформулировать теоретическую основу решения предложенного дела, определить, какие позиции существуют в научной литературе по спорным вопросам.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: