Живем на «черном золоте», а «железных коней» кормить нечем
Вечером заправка сравнима с лампочкой на улице. Вокруг огромных светящихся букв «АЗС», как светлячки мечутся сотни легковушек. «Опять все деньги оставил», - негодует, «обожжённый» ценами друг. И каждый раз его предположения, почему же бензин такой дорогой не поддается аргументации. Чтобы понять весь механизм ценообразования на бензин, не хватит собственных доводов и выводов, особенно человека ничего не смыслящего в нефтяной промышленности.
Помочь автолюбителям понять, как же формируются цены на бензин, оказалось довольно не просто. Экономисты, как правило, указывают следующие критерии, от которых зависит цена на бензин:
· Наличие у государства собственных месторождений нефти. Естественно, если сама страна является поставщиком нефти на мировой рынок, то и продукты ее нефтепереработки могут стоить гораздо дешевле в сравнении с государствами-импортерами нефти.
· Наличие в государстве собственных нефтеперерабатывающих предприятий.
· Наличие конкуренции среди производителей. Тоже, на первый взгляд, вроде бы все понятно. Чем больше в государстве будет нефтеперерабатывающих компаний, тем острее будет и их конкуренция между собой за снижение цены на товар.
· Специфика внутренней политики государства. Монопольно высокие налоги на бензин - залог высокого уровня жизни ее граждан.
Говоря о ситуации именно в нашем округе, губернатор Югры Наталья Комарова прокомментировала данную ситуацию следующим образом: «Мы составили реестр всех участников этого рынка. Теперь у нас есть их четкий перечень. К сожалению, данные поставщики, а всего их порядка шестидесяти, являются не производителями, а перекупщиками. Наши компании, такие как ЛУКОЙЛ, «Роснефть», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», практически не присутствуют на нашем рынке».
|
Шесть нефтеперерабатывающих заводов, работающих на территории Югры, не обеспечивают автономный округ необходимым объемом бензина, а работают исключительно на нужды вертикально-интегрированных структур, в которые они входят. Вследствие этого югорчанам приходится использовать бензин, который завозится из других регионов.
Для более полной информации нам пришлось обратиться за помощью к эксперту.
Мнение эксперта
Почему мы добываем нефть, а топливо дорогое?
Несмотря на то, что Россия – вторая после Саудовской Аравии страна по объёму добычи нефти, цены на дизельное топливо и бензин попадают в семёрку самых высоких среди 24 стран мира, - объяснил нам Николай Викторович Валькевич, главный инженер ООО «Руфьеганнефтегаз». - И это потому, что цены на нефть на нашем внутреннем рынке формируются от мировой цены нефти марки Юралс, из которой вычитается стоимость экспортной пошлины (60-65% цены) и транспортные расходы. Причём, рост на мировом рынке отражается на ценах внутреннего рынка, а вот при снижении мировых цен - механизм не работает.
Цена нефтепродуктов включает транспортные издержки и себестоимость переработки, налоги на нефтепродукты – акцизы и НДС (налог на добавленную стоимость) и различные категории «маржи». В России прибыль (маржа) по всей цепочке очень высокая – порядка 20-30% от конечной цены. Налоги на нефтепродукты периодически увеличиваются, что приводит к росту внутренних цен на топливо.
|
Базовый уровень цен формируют монополии региональных рынков нефтепродуктов - крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании, НПЗ и нефтебазы. Крупные НПЗ в России имеют низкий технологический уровень и неудачное географическое расположение, что приводит к высоким транспортным издержкам и периодическому недостатку топлива в регионах, порождающему рост цен.
Производители и поставщики бензина – коммерческая отрасль и подвержены регулированию цен государством частично.
У Российских компаний западные инвесторы, которым необходимо выплачивать определённый доход по европейским стандартам – весьма высокий.
Прогноз: будут ли повышаться цены на бензин?
Как сообщает «EcoUniver», рост цен на бензин в 2013 году составил примерно 6%. Повышение цен на бензин в 2014 году следует ожидать, и примерно оно составит 6-10%. Одной из основных причин является повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), кроме того будут повышаться и акцизы на топливо. В беседе с президентом компании "Лукойл" была озвучена цифра 10-15%, именно настолько нефтяные компании планируют повысить цены на бензин, т.к. по их мнению, кроме налогового бремени необходимо учесть инфляционную составляющую.
Анастасия Валькевич, Валерий Шатов, Павел Новиков