О конфликте интересов и несчастной колбасе
Каждое лето, чтобы не тратить зря свободное время, я подрабатываю в одном продуктовом магазине. И начальству хорошо – не надо искать замену продавцам, уходящим в отпуск, и мне не помешает лишний заработок. Сейчас мне очень легко выходить туда на работу, так как я уже знаю распорядок дня, все обязанности и некоторые хитрости продавцов.
В первое время мне было очень тяжело всему научиться: как нужно правильно фасовать кондитерские изделия, как выкладывать товар на полки, чем себя занять, как мне казалось, в свободное время. Хотя, на самом деле, свободного времени практически не бывает, потому что всегда найдется коробка чипсов, которую надо разместить на полке, или сыр, который нужно нарезать, завернуть в пищевую пленку и взвесить.
Каждое утро кто-то из продавцов должен обязательно помыть колбасную витрину, а также обтереть всю полукопчёную колбасу влажной тряпкой, желательно с уксусом, чтобы стереть с нее белый налет, который появляется со временем. А если она становится липкой (потому что начинает портиться), то ее обязательно нужно помыть с жидкостью для мытья посуды. Ведь никто не купит колбасу с нетоварным видом. А для каждого предпринимателя главное – прибыль, и неважно, какой ценой.
Однажды я, протирая ту самую витрину, обнаружила кусок явно испортившегося карбонада, который уже начал источать тухловатый запах. Не зная, как поступают в данной ситуации, я обратилась за советом к продавцам, работающим в этом магазине уже много лет. Как мне казалось, завалявшийся кусок стоило списать или вернуть поставщику. «Но, ведь если списывать такой большой кусок, то будет явный убыток. Но и продавать такое мясо тоже нельзя», - так я рассуждала. «Замочим до завтра в воде с жидким дымом, и будет как новенький», - сказали мне опытные продавцы. «Замочим? - не сдержалась я. - Но ведь потом кто-то его купит и отравится»…
|
На следующий день этот кусок уже лежал на витрине. «Свежий?» - Спросил покупатель. «Да», - уверенно ответил продавец. И этот неликвид окащался в чьей-то корзине. Каждый продавец ответит вам «да», даже если этот товар лежит уже месяц в магазине. Ведь для него самое важное – это продать.
На полках с молочными продуктами дела обстоят не лучше. Если попадется коробка с вздутым кефиром, несмотря на то, что у него нормальный срок годности, ее нужно аккуратно, незаметно проткнуть иголочкой и спустить воздух.
А торты! Вкусные свежие торты! Как только поставщик привозит их в магазин, продавцы тут же клеят на них наклейки со сроком годности, которые им тоже дают поставщики, и выставляют товар на прилавки. Но… Поставщики дают им также наклейки и на следующий день, и на последующий день и на все дни недели. Продавцам остается только каждый день снимать старую наклейку и клеить новую. Так что даже недельный торт останется «свежим».
Но в этом магазине, где я работала, еще не все так плохо, в некоторых магазинах есть даже специальная техника для того, чтобы вручную перебивать срок годности на продуктах.
Поэтому при выборе продуктов можете не особо зацикливаться на дате изготовления, лучше всего ориентироваться на внешний вид продукта, который, кстати, тоже нередко бывает обманчивым…
Светлана Чернова
|
Задания и упражнения
1. Сформулируйте ряд вопросов, представляющих экономические проблемы округа.
2. Подготовьте список экспертов, могущих «пролить свет» на решение экономических проблем.
3. Выберите одну из заинтересовавших вас тем, смоделируйте «полюсные» точки зрения на ее состояние и решение, предположите, кто из экспертов может быть носителем этих точек зрения.
4. Попытайтесь с помощью интервью или эксперимента добыть некую «тайную», секретную информацию, которая не лежит на поверхности или которую кому-то хотелось бы скрыть. Сделайте ее идейным ядром будущего материала. Сформулируйте собственную авторскую точку зрения на происходящее.
5. Обоснуйте этически методы поиска скрытой информации. Какими нормативными актами регулируется деятельность журналиста, специализирующегося на расследованиях того или иного рода?
6. По результатам проведенной работы составьте словарик экономических терминов, с которыми вам пришлось столкнуться в процессе работы над материалом.
7. Если к вашему материалу требуется комментарий эксперта, спросите себя: согласно каким критериям вы будете его выбирать, специалист какой узкой сферы сможет вам помочь?
8. Сформулируйте принципы общения с экспертом, четко выделите цель интервью с ним (это объясняющий комментарий, подводящее итог резюме, гипотеза-предположение и т.п.). Определите, комментарий станет отдельным материалом или войдет составной частью в другой материал, это будет решающее мнение или одна из точек зрения, комментарий выступит дополнением к тексту или станет основой будущей публикации?
|
Журналистские имена
ТЕМА 4. Мир искусства (кино, театр, музыка, живопись)
Анонс, информация. Обозрение. Интервью со «звездой». Зарисовка.
Журналист сталкивается с необходимостью анализа произведения искусства довольно часто. Репортер – при подготовке новостных сообщений (заметка, информация, репортаж) с открывшейся выставки, о прибывших в город шедеврах мирового искусства или религиозных святынях, рецензент – рассказывая о кино- или театральной премьере, выходе новой книги.
Самый важный момент целостного восприятия – впечатление, второе рождение образа.
Образ формируется между тремя измерениями
-ЧТО (предметом изображения)
- КАК (способом преобразования действительности)
-ДЛЯ ЧЕГО (функциями)
НЕМЫКНИГИ, БЕЗЗВУЧНЫПАРТИТУРЫСИМФОНИЙ, МЕРТВЫСТАТУИ И КАРТИНЫ, ПОКА К НИМ НЕ ПРИКОСНУЛОСЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЕРДЦЕ.
Что я могу сказать нового о картине, о которой написано уже так много? Но авторитетные люди видели это произведение своими, а не вашими глазами, через призму своего опыта и своей эпохи.
Ваш непосредственный контакт – главное звено в постижении смысла. Пережив первое впечатление, мы пытаемся во внутреннем монологе или в общении с другими выразить его в слове. А дальше возникает желание понять, почему переживания были именно такими, аргументировать, доказать свою правоту.
Ответьте себе на вопрос:
• Какие чувства я испытала? (поищите наиболее точные слова и запишите их)
• Почему я испытала эти чувства? Почему произведение вызвало именно такие впечатления?
• Какими средствами удалось художнику так воздействовать на мою душу?
Анализ произведения – сложная интеллектуальная работа:
1. раскодирование информации, заключенной в ткани самого произведения (работа с текстом)
2. аналитическое исследование процесса и обстоятельств создания произведения искусства, помогающее углубить и обогатить его понимание (работа с контекстом).
3. изучение исторической динамики художественного образа произведения в индивидуальном и коллективном восприятии (восприятие в различные эпохи).
ЯЗЫК ЖИВОПИСИ
Размер.
Несет на себе определенную идею. Картина, изображающая широко шагающего мужчину с названием «Материя, преодолевающая время» Картина современной художники с полотном и тремя серыми полосами на нем.
Цвет и свет.
Для того, чтобы понять идею цвета, иногда достаточно взглянуть на картину, но бывает очень трудно объяснить, почему в произведении конь красный, трава фиолетовая, а небо зеленое. (ПРИМЕР с детскими рисунками, когда они рисовали воздух. Оранжевое небо, по которому летит птичка). Мы пользуемся детскими представлениями о лете с зеленой травой, зиме с белым снегом и черными деревьями. Мы запоминаем цвет предмета при рассеянном дневном свете и он становится собственным цветом предмета. Так поступают и непрофессиональные художники.
А цвет на картине не только то, что в жизни.
Ван Гог о своей работе «Ночное кафе в Арле» писал: «Я пытался показать, что кафе – это место, где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление. Словом, я пытался, сталкивая контрасты нежно-розового с кроваво-красным и винно-красным, нежно-зеленого и веронез с желто-зеленым и жестким сине-зеленым, воспроизвести атмосферу адского пекла, цвет бледной серы передает демоническую мощь кабака-западни». Идея отчаяния и тоски одиночества, идея зла передана с помощью цвета.
Цвет обладает символикой, желтым цветом можно выразить радость, тепло и солнце («Подсолнухи»), а синим – печаль и космические бездны.
В.Кандинский отмечал, что «очень углубленное синее дает элемент покоя, опущенное до пределов черного, оно получает призвук человеческой печали».
ПРОЧИТАЙТЕ. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ. ОЦЕНИТЕ.
Кинообозрение
Что за птица - итальянское кино
На самом деле довольно стыдно признаваться в том, что я познакомился с итальянским кино лишь в 21 год. До этого к своим глазам я подпускал лишь образцы массовой, как правило, западной культуры. Само собой, я многое потерял.
Леопард
Из трех заранее выбранных итальянских режиссеров первым попробовать «на зуб» я решил Висконти. «Леопард» задрал планку качества на недосягаемую высоту. Остальные фильмы не смогли даже подобраться к ней. После просмотра я понял, что означает фраза «эпическое кинополотно». Посмотреть «Леопард» - самый надежный способ узнать о Рисорджименто, о Гарибальди, о жизни простого и не очень народа второй половины 19 века. Берт Ланкастер в образе князя Фабрицио Салина – мой герой, если не бог. Он с этими аристократическими бакенбардами и пышной гривой волос выглядит как леопард. Не только выглядит, но и говорит. «"Мы были леопардами, львами, наше место займут шакалы и гиены». Висконти хотел показать исчезновение подлинной аристократии и замену ее на пронырливых и хитрых дельцов, что сближает его с Чеховым. Салина – Раневская, Калоджеро – Лопахин. Вспомнить хотя бы сцену прибытия семьи Салина в фамильную капеллу. Во время мессы они, сидящие на скамьях, все в дорожной пыли, похожи на древние изваяния.
За облаками
Следующий фильм – последняя работа Микеланджело Антониони «За облаками», снятая в сотрудничестве с Вимом Вендерсом, показалась мне самым слабым звеном из моей тройки. «За облаками» - это несколько историй, объединенных фигурой безымянного путешествующего режиссера Малковича. От тривиального эротического фильма «За облаками» отличается более интеллектуальным наполнением диалогов (все, что я не понимаю, причисляю к излишне интеллектуальному) и серьезной актерской игрой. Сравнение с эротическим «киночтивом» не случайно. С уверенностью в 90 процентов можно говорить о том, что каждый появившийся в фильме герой будет, так или иначе, участвовать в сексуальном взаимодействии с другим героем. Естественно, есть исключения. Скажем, будущей монахине удалось избежать этой участи. Из положительных моментов – огромное количество знаменитых молодых актеров: Жан Рено, Джон Малкович, Питер Уэллер и т.д. В целом, ничего выдающегося, хотя порой проникаешься меланхоличным настроением картины и начинаешь задаваться глупыми вопросами, как и некоторые герои.
Амаркорд
На десерт мне досталось нечто необычное. «Амаркорд» Феллини – фильм-праздник. Фильм – ода небольшому городку Римини, в котором родился маэстро. У «Амаркорда» нет центрального сюжета, что немного дезориентирует. Непонятно, с какой стороны подходить к анализу произведения. Здесь все вертится вокруг Римини и его жителей. Множество эпизодов, разных по настроению: лиричных, пошлых, драматичных. Феллини выскоблил из своей памяти самые занимательные истории и сделал их достоянием миллионов. Зрелище на экране увлекает. События сменяют друг друга почти мгновенно. И все это безобразие (в хорошем смысле) происходит в эпоху расцвета фашизма, но это никак не влияет на то легкое настроение, которым проникнут фильм. Смотришь на различные эпизоды, например, самые знаменитые в школе, и понимаешь: итальянцы и русские похожи и переживают примерно одно и то же. Различия между всеми нами на земном шаре незначительны.
Моя выборка фильмов может многим показаться странной. Но, когда берешься за такую серьезную задачу, как анализ итальянского кино, необходимо выбрать как можно более ярких представителей со своими собственными подходами и представлениями о кинотворчестве. Не похожих друг на друга. Такие разные фильмы, но есть в них кое-что общее, присущее итальянскому кинематографу. Антониони, Висконти и Феллини - все они были без ума от своей страны. В их фильмах можно увидеть искреннее любование итальянскими пейзажами, восхищение итальянскими характерами. Также их сближает внимание к христианству. Во всех представленных мной фильмах имеют место сцены христианских месс, снятые с особым трепетом, как мне показалось. Также среди действующих лиц почти наверняка будет священник, правда, не суровый и правильный, а такой же, как все, со своими проблемами и причудами.
Италия теперь для меня – это не только Данте, Боккаччо и Петрарка. Это также Феллини, Антониони и Висконти…
Никита Чебыкин
Задания и упражнения
1. Представьте на конкурс темы для обозрения в сфере искусства.
2. Разработайте проект обозрения, обоснуйте включение в него следующих элементов: расследования, интриги, прогноза.
3. В соответствии с замыслом определите число участников, возможные роли журналиста, авторскую идею.
4. Подготовьте кинообозрение с кинофестиваля «Дух огня» (г.Ханты-Мансийск).
5. Выберите местного героя для интервью со «звездой» (актера, художника, диджея, музыканта и др.), в соответствии с выбором определитесь со стратегией интервью, мотивируйте свое решение.
Работа в парах
1. Распределите задачи в паре:
- интервью с «дневной звездой» (например, певец хора)
- интервью с «ночной звездой» (например, диджей)
- интервью по предварительной договоренности
- интервью спонтанное
- интервью с «возрастным» героем
- интервью с одаренным ребенком
- интервью с героем-мужчиной
- интервью с героем-женщиной и пр.
Журналистские имена
ТЕМА 5. Наука
Этюд, эссе, зарисовка. Обзор. Специальный репортаж.
Образ российского ученого в СМИ
· В почетной роли ученого используется достаточно узкий круг лиц (напр., не более 5% экономистов участвуют в роли экспертов, остальные 95% отстранены от дискуссии?) Типовой образ – представитель «среднего слоя» научного сообщества, активный кандидат наук, не снискавший особых лавров в науке, но преуспевший в саморекламе и в установлении полезных связей, в том числе со СМИ.
· СМи выполняют связующую роль между наукой и массовым сознанием. Отсюда – противоречивость отношения ученых к СМИ: с одной стороны, они не жалуют СМИ за то, что те создают неадекватное отношение к науке, с другой – понимают, что отношение может быть изменено только путем воздействия на массовое сознание с помощью СМИ.
· СМИ формируют у обывателя образ науки «точечным образом» - конкретными сюжетами о ней. Ключевые параметры –то, как преподносится наука и то, что подается в качестве таковой. В обоих ракурсах науке невыгоден создаваемый СМИ образ. Что сделали американские СМИ, когда в обществе назрело недовольство по поводу приглашения избыточного количества ученых из-за рубежа? По поручению Конгресса США они провели исследование и на цифрах продемонстрировали обывателю, что доходы, принесенные одним только открытием Э.Ферми, окупило все расходы правительства по привлечению иностранных ученых.
· Подсчитано, что в США и Англии три четверти всех выступлений по проблемам науки приходятся на долю медицины, биоэтики и биотехнологий, затем следуют науки о поведении, космонавтика и инженерия, на почтительном расстоянии от которых находятся политические науки и экономика. У нас на общественной трибуне с 90-х гг тон задают экономисты и политологи. «Ученые никогда не пользовались у нас особенным уважением и популярностью, и если они были политическими индиференталистами, то сама наука их считалась ненастоящей», - писал Н.Бердяев, назвавший данную тенденцию «славянской крайностью». Современные СМИ гипертрофируют эту крайность, сводя всю науку к экономике и политологии.
· К СМИ в качестве посредника можно предъявить серьезные претензии не только за общий дефицит внимания к ней, но и за создание в нашем обществе явно суженного и искаженного образа науки. А общий кризис современной науки – это кризис системы ее взаимоотношений с нашим обществом. Причина такой ситуации – в отсутствии нормального механизма взаимодействия СМИ и науки.
· Как показывают обследования нашего журналистского корпуса, «в профессиональной журналистике наиболее успешно работают и оптимально чувствуют себя люди, у которых уровни развитости личных качеств укладываются во вполне определенную норму, и любое отклонение от этой нормы – вверх или вниз – затрудняет профессиональную деятельность». Чуть не треть журналистов мнит себя политическими деятелями или полпредами обществами, одна десятая выражает собственное мнение, треть производит информацию на продажу, и лишь менее трети претендует на то, чтобы быть объективными наблюдателями. «Наш» журналист не читает научных журналов, не посещает научных конференций, не информирован о том, что происходит в научном сообществе. Рейтинги ученых не подсчитываются, и обычный способ получения журналистами информации НЕ СРАБАТЫВАЕТ. Любая солидная западная газета имеет в своем штате научных консультантов, пока мы не предпримем такой же опыт, у нас публикации будут случайными.
· Э.М.Мирский: «Некоторое время назад в России произошла кража века – из ВАКа украли несколько тысяч бланков дипломов. Схема торговли научными дипломами всех уровней и академическими званиями в криминальном бизнесе практически полностью копирует государственную схему. Система профессионального контроля квалификации, осуществляемая исследовательскими сообществами, была ликвидирована в 1930-х гг., и вместо нее была введена система бумажных оценок, во главе которой встали ВАК и Академия наук. На сегодня мы имеем целую армию чиновников от науки, неизвестные подвиги которых подтверждены всеми бумагами, званиями и регалиями. Второй персонаж от науки в СМИ – украшенные благородными сединами корифеи. И те, и другие солидно повествуют о великих традициях нашей науки и жалуются на прижимистое государство. Но по графику грантов видно, что единственная возрастная группа, обнаруживающая заметный рост – это молодые исследователи в возрасте 23-26 лет. Провал следует дальше – в группе 28-40 лет, и глубина этого провала увеличивается с ужасающей скоростью».
· Научная журналистика имеет в своем распоряжении рассуждения ученых, зафиксированные в корпусе текстов. Этот корпус и есть, собственно, НАУКА. Научный журналист – в отличие от ученого – должен сконструировать тот объект, который может быть представлен в своем развитии. Читателя интересует не столько продукт научной деятельности, сколько средства человеческого мышления, на основе которых ученые строят свои рассуждения. Пример - проект «Антитайфун», задача которого – уменьшение разрушительной силы тайфуна за счет использования нанотехнологий, на платформах, базирующихся на побережье, в воздушном пространстве и в океане. такие проекты – предмет внимания журналистов.
«Мы вправе требовать, чтобы пресса заглянула в святая святых ученого – в его творческую лабораторию, попыталась приоткрыть механизм творчества, - писал академик Иван Иванович Артаболевский. - Можно, конечно, просто показать, как Н.Жуковский работал над машущим крылом самолета: посмотрел внимательно на крыло бабочки, и на тебе – родилась замечательная идея. Только это мнимая простота. Каждому ученому было бы полезно знать о секретах своих коллег.
Святой долг журналистов – рассказать о тех ученых, чья жизнь стала научным и гражданским подвигом».
«Хороший журналист может очень помочь начинающим ученым своим очерком о маститых, - считает академик, директор Института физики Э.Андроникашвили. - Он может помочь и маститому ощутить творческий процесс. Мне хотелось бы посоветовать каждому журналисту «взять на прицел» ту или иную область науки, того или иного открывателя и следить за рождением и ходом его мысли. Постараться стать его сотворцом. И в какой-то момент подловить самое важное в его работе. Только так можно интересно писать о науке. Но для этого каждый журналист должен постигнуть какую-то область науки почти на профессиональном уровне. Я знаю, что это очень трудно. Но я также знаю, что это необходимо».
«При разговоре с массовым читателем требование – излагать новое, отталкиваясь от старого, - обязательно должно соблюдаться, - подчеркивал д. ф-м.н. Д.Франк-Каменецкий. - Это одна из важных заповедей научной журналистики. И большой процент ляпов основан на ее нарушении. Вторая ошибка, когда нам кажется, что чем непонятнее, тем лучше. Если что-либо трудно понять, давайте напишем страшные слова. Авось, читатель сам разберется, как конь в географической карте. Первая цель – доступное изложение проблемы.
Необходимо тесное сотрудничество журналистов и ученых. Должны появляться творческие пары».
Хорошая статья отличается от плохой тем, что она должна быть сложена из редких, необычных фактов и наблюдений, - приводит пример Г.Смирнов, редактор журнала «Техника-молодежи. - «Не рассказывай – покажи» - прекрасное наставление для всех нас. Одну и ту же мысль можно выразить по-разному:
1. «Утилизация отходов химического производства является важнейшей народнохозяйственной проблемой.
2. В химии нет грязи. Грязь – это химическое соединение на неподходящем месте.
ИЛИ:
1. Современные инфракрасные приборы высокой чувствительности позволяют фиксировать объекты, температура которых отличается от температуры окружающей среды на сотые доли градуса.
2. Эвапорограф наделил человека могуществом, которое некогда считалось привилегией одного лишь Бога, видящего «в самую черную ночь, на самом черном камне, самого черного жука».
Зав.научным отделом АПН Е.Кнорре: «Самый трудный этап – самокритичное чтение, выявление и устранение недостатков. Существует перечень вопросов для самопроверки:
· Доказал ли я в материале то, что хотел? Сумел ли сжать тему в одно-два предложения? Привожу ли необходимые определения и формулировки, примеры, сравнения?
· Строго ли придерживается весь текст главной темы? Или я ввожу не относящиеся к делу анекдоты и детали?
· Будет ли мой материал развлекать? Просвещать? Вдохновлять? Чтобы его читали, он обязан выполнить понемногу от каждой задачи.
· Много ли в материале новой информации? Или это подогретое вчерашнее блюдо?
· Связываю ли я свою информацию с людьми? Факт удваивает силу своего воздействия, когда показывается его значение для людей.
· Каков мой словарь? Пользуюсь ли я стандартным глагольным оборудованием или удается высекать искры моим стилем? Обращен ли мой материал к тем читателям, к которым я хотел, или я промахнулся?
· Есть ли призывная броскость у моего начала или читать его – простая трата времени? Сумел ли я привнести в самом начале наиболее привлекательное раскрытие главной идеи?
· Объясняю ли я приводимые мною статистические данные или читателям придется самим разбираться в ним?
· Заканчивается ли мой материал нарастающей нотой или просто умирает от истощения?
· Привлекательно ли выглядит рукопись? Нет ли в ней длинных унылых страниц?
Советы:
· Многочисленные названия, аббревиатуры, классификации воспринимаются куда хуже, чем рассказ о процессе.
· Ни к чему отвечать на вопросы, которые вам не задавали. Достаточно рассказа о том, ЧТО было сделано. А вот почему так, а не иначе, - вопрос отдельный и не всех интересующий.
· Изложение не будет более точным, если в текст вернуть все непонятные слова. Которые ранее были вычеркнуты при переводе: непонятное слово не несет информации.
· В заголовке вместо предмета речи, например «эпителиальные гликопротеины» уместнее остановиться на образном варианте предмета речи – молекулы-ловушки. И избегать нудности типа Молекулы лечат.
ПРОЧИТАЙТЕ. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ. ОЦЕНИТЕ.
Эссе, этюд
Рудольф Дизель: «ИНЖЕНЕР МОЖЕТ ВСЕ!»
Этот человек создал двигатель, завоевавший мир, двигатель, который сегодня знают все – железнодорожники, шофёры, моряки. Когда говорят «дизель», уже никто не воспринимает это слово как фамилию, только как машину. А ведь был такой человек. Такой счастливый и такой несчастный.
Он родился в Париже 18 марта 1858 года и был отличим от парижских гаменов разве только подчёркнутой опрятностью своей бедной одежонки. Он любил Париж и очень хорошо знал его: отец-переплётчик посылал его с книгами по самым невероятным адресам. Они жили, как тысячи других парижан, для которых сегодняшний труд – это завтрашний хлеб. И воскресенья они проводили тоже как все – в Венсеннском лесу и, как все, катались на лодках и завтракали на зелёной траве. И никто никогда не вспоминал, что переплётчик – немец и дети его – немцы.
Но когда началась война – вспомнили. Бездарность Базена и Мак-Магона обернулась в столице волной дикого шовинизма. Мальчик превратился в «боша» – немецкую свинью. Ему было только 12 лет, но он уже понимал, как это страшно. Можно преследовать человека за его бога – он сам выбрал его. Можно преследовать за убеждения – он сам пришёл к ним. Но если ты родился немцем – никакие молитвы богам и никакие клятвы вождям ничего уже не поправят, а разве ты виноват в этом? Потом, уже взрослым, он думал, что у него две родины: Франция и Германия. А у него не было ни одной…
Гавр, парусник с беженцами, робкая, с оглядкой ещё немецкая речь, белые английские берега. Через несколько месяцев отец уговаривает Рудольфа оставить голодающую семью и ехать к дяде в Германию, ехать в Аугсбург учиться. И он едет. С 13 лет он лишается если не материальной, то моральной поддержки, которую даёт семья. Самостоятельность дисциплинирует и сушит его. Он педантичен, щепетилен, скромен и упрям. В нём вызревает хорошее немецкое усердие. Может быть, от одиночества стал он первым учеником реального училища, а потом политехнической школы, был обласкан заезжим профессором и приглашён в Мюнхен в Высшую техническую школу.
В Мюнхене весной 1878 года и случились эти сорок пять роковых, всю жизнь определивших лекционных минут, когда профессор Линде – творец холодильников – рассказывал о термодинамическом цикле великого Сади Карно, об удивительном процессе, сулившем превратить в полезную работу до 70 процентов теплотворной способности потребляемого топлива. На полях студенческой тетрадки Рудольф быстро отметил тогда для памяти: «Изучить возможность применения изотермы на практике». Написал для памяти, ещё не зная, что это программа на долгие годы, содержание всего будущего бытия. Дух Карно преследует его как привидение. Он уже видит свою машину, он описал её даже в брошюре; наконец, он получил патент на свою мечту. Он научится управлять сгоранием, доведёт сжатие в цилиндре до 250 атмосфер, откажется от водяного охлаждения, угольная пыль будет питать его мотор, но главное – он обратит в металл, в явь изотерму Карно. Это была его программа. Он не выполнил ни одного её пункта.
Всё оказалось сложнее. И если Дизель уже тогда мог представить себе, как трудно получить высокое давление, как сложно заставить гореть угольную пыль, то он не знал тогда, как трудно получить деньги от Круппа, как сложно заставить других загореться его идеей. Иногда он приходил в отчаяние, находя утешение лишь в мелодиях любимого Вагнера. Он писал жене письма-крики: «…я могу все перенести, что думают обо мне, невыносимо только одно, когда считают тебя глупцом!» И он продолжал работать.
Он вставал очень рано и спал немного после обеда, искусственно превращая сутки в два максимально насыщенных рабочих дня. В июле 1893 года он сделал опытный двигатель. На первых же испытаниях на куски разлетается индикатор, и Дизель чудом остаётся живым. Протокол испытателей гласил: «Считать, что осуществление рабочего процесса на этой незавершённой машине невозможно». Невозможно? Он сжимает зубы и идёт дальше. 17 февраля 1894 года начались испытания новой, переработанной машины. Дизель не заметил её первого холостого хода, увидел только, что старый Линден, слесарь-монтажник, вдруг молча стянул с головы промасленный картуз. В этот миг родился дизель.
Теперь он жил лихорадочной жизнью торгаша. Пузатые чемоданы с пёстрыми наклейками недолго простаивали в чулане. Нюрнберг, Берлин, Бар-ле-Дюк, Фабри, Лейпциг, Гент. Смесь триумфального парада с рыночной суетой. Он чувствовал себя победителем. «Я настолько превзошёл все до меня существующее в деле машиностроения, что могу смело утверждать, что иду в голове технического прогресса…» Съезды, обеды, речи, роскошная вилла в Мюнхене, нефтяные прииски в Галиции, три миллиона золотых рублей, заработанных в один год…
Но он не сделал обещанного: его двигатель потреблял не угольную пыль, на что рассчитывали большие хозяева Рура, а жидкое топливо. С высот своего триумфа он не замечал, как сходились над его головой копья великой войны, войны Угля и Нефти.
Дело росло как снежный ком, а покоя не было. Бесконечные намёки, выпады, наскоки: «Дизель ничего не изобрёл… Он лишь собрал изобретённое…» Спасаясь от злых шепотков, он мечется в своём новом автомобиле по Европе, не в силах нигде остановиться, не в силах работать дальше. Две триумфальные поездки в Америку. Опять банкеты, спичи… В этом шуме и гаме он тихо спросил у Эдисона:
– Вы думаете когда-нибудь о смерти?
– Я занимаюсь делом, а не метафизикой, – ответил американец.
Как измучен, издёрган, затравлен и как в то же время спокоен этот высокий, безукоризненно одетый, красивый, уже седеющий в свои 55 лет человек в строгом пенсне, строго восставшем белоснежном воротничке, строгом галстуке! Вот он с группой инженеров на борту «Дрездена». Они плывут в Лондон. Отличный ужин. Отличная сигара. Спутники проводили его до каюты. Он пожал им руки: – Покойной ночи. До завтра.
Утром в его каюте обнаружили нетронутую постель, а в дорожной сумке – золотые часы, с которыми он никогда не расставался.
А два дня спустя в устье Шельды флиссингенские рыбаки нашли труп хорошо одетого человека. Они подняли его и поплыли домой. Но море словно озверело. Рыбаки были тёмными людьми и подумали, что Шельда не хочет отдавать им своей жертвы. И они бросили труп в волны. Так навсегда исчез Рудольф Дизель. А дизели – остались…
Я.Голованов
Отрывок для продолжения темы
Задания и упражнения
1. Познакомьтесь с зарисовками Василия Пескова из рубрики «Окно в природу», выберите для себя образец жанра.
2. Продолжите предложенный выше отрывок текста, у которого есть начало и конец. Обоснуйте идею для продолжения текста.
3. Выделите компоненты текста и опишите модель этюда об ученом Я.Голованова. Охарактеризуйте его сильные и слабые стороны.По образцу составьте схему этюда о современном нам ученом.
4. Выберите из открытых источников (например, из обзоров «Русского репортера») примеры научных открытий. Составьте рейтинг открытий: солидное, фундаментальное или скандальное, или самое идиотское, бесполезное открытие.
5. Сформируйте подборку новостей на тему науки.
6. Методом рерайта превратите научно-популярную статью из энциклопедии «Все обо всем» в информационный журналистский материал.
Журналистские имена: Я.Голованов, С.Капица, Н.Дроздов, В.Песков.
ТЕМА 6. Религия
Информация. Проблемная статья. Эксперимент.
Религиозная журналистика — направление журналистики, в рамках которого журналисты занимаются описанием и изучением жизни и деятельности религиозных конфессий, организаций и объединений, а также форм и степени их влияния на общественные, политические и культурные процессы (определения М.Шевченко). Конфессиональная журналистика - это направление религиозной журналистикиотражает богословскую, социальную, политическую точку зрения конфессии на существующий в мире порядок вещей в целом или аналогичную точку зрения какой-либо группы верующих, относящих себя к конкретной конфессии. Богословская журналистика - это направление религиозной журналистики занимается изучением и описанием богословских аспектов жизни и деятельности конфессий. Как правило, богословская журналистика является подразделением журналистики конфессиональной, поскольку трудно заниматься анализом богословия, не разделяя основных положений богословской доктрины. Это возможно, конечно, но в этом случае анализ будет носить не богословский, а, скорее, религиоведческий, описательный характер.
Религиозно-историческая журналистика - это направление религиозной журналистики занимается исследованием актуальных вопросов религиозной истории. Речь идет не о строго научном исследовании, а о способности журналиста передать исторический контекст религиозной традиции. Показать ее влияние на современное состояние религиозной или конфессиональной жизни. Общественная религиозно-историческая журналистика является, в какой-то мере, препятствием на пути экспансии внутренней конфессиональной мифологии в общественное сознание. Религиоведческая журналистика - это направление религиозной журналистики ближе к научным исследованиям и опирается на собственно научный метод аналитического изучения и описания религии, религиозной традиции, религиозной организации, конфессии и религиозно-обрядовой жизни, как феномена человеческого бытия, без придания им сакрального смысла. Это взгляд извне, а не изнутри конфессии.
Религиозно-политическая журналистика - это направление как метод аналитической журналистики, возникло в рамках политической журналистики.Принципы этого нового подхода были следующими:
- рассмотрение религиозных организаций и религиозных общин не только как собственно религиозных (в традиционном понимании этого слова) сообществ, но и как общественных, а порой и политических организаций и групп, обладающих целостным мировоззрением, историческим, а, следовательно, и политическим проектом;
- рассмотрение доктрин религиозных организаций и религиозных групп как потенциально политических проектов, дающих ясное представление этих религиозных организаций и религиозных групп о чаемом ими «идеальном» социальном и политическом устройстве;
«Религиозная журналистика работает в предельно мифологизированном социальном и политическом информационном пространстве, где лишнее или неточно сказанное слово — оскорбление святыни, а чрезмерная пафосность оценок порой исключает объективность анализа ситуации, - отмечает Максим Шевченко. - Соответственно и журналист, действующий от имени религиозной корпорации, с одной стороны — презентует «внешнему миру» позитивный облик своей корпорации (религиозной организации), не подвергая сомнению основные корпоративные истины и догматы, а, с другой — в силу специфики профессии, имеет доступ к тайнам внутренней жизни и не может предать их огласке».
«Глубина твоей мысли и, соответственно, результат журналистского труда пропорциональны твоему личному религиозному опыту. Ни больше, ни меньше, - уверен Александр Щипков. - Писать о религии, не имея никакого собственного религиозного опыта чрезвычайно сложно, почти невозможно».
ПРОЧИТАЙТЕ. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ. ОЦЕНИТЕ.