Информация с элементами интервью




В прорубь - с головой!

Как не заболеть после зимних купаний

Крещение Господне - один из двенадцати главных праздников православной церкви в память о евангельских событиях на реке Иордан. 19 января заледеневший Иртыш станет «тёплой рекой», и сотни верующих (и не только) окунутся с молитвой в его воды.

 

Священник Дмитрий Губанищев, председатель отдела религиозного образования и катехизации Ханты-Мансийской епархии РПЦ.

- Есть ли определённые правила проведения крещенских купаний?

- Каких-то строгих требований или предписаний не существует. За исключением внимания к здоровью человека. Праздник Крещения вовсе не предписывает всем обязательное купание в проруби. К этому нужно подходить объективно: если здоровье не позволяет, то нет смысла идти купаться, ведь вся вода в этот праздник освящается. Даже если вы встанете под душ дома - это будет вполне допустимый аналог купания в проруби.

- Возможно ли заболеть во время купания в освящённой воде?

- Возможно, но если человек заболел, это не обязательно из-за купания. И это нельзя расценивать как дурной знак.

- Как Вы думаете, что заставляет неверующих людей в этот день идти купаться в ледяной воде?

- На самом деле не знаю. Те, кто ходит в церковь и знаком с этим обрядом, идут по зову веры. А для многих это - просто экзотика.

- Нужно ли специально готовиться к крещенскому купанию?

- Если человек осознает значение этого действа и готовится к нему, он ведёт определённый образ жизни – церковный. Он постится, исповедуется, причащается. Это, безусловно, помогает ему подготовиться.

 

Председатель дайв-клуба «Касатка» Олег Ленц

- Для Вас не в новинку «ходить» зимой под лёд как дайверу, да и крещенские купания Вы не пропускаете. Как правильно подготовиться, чтобы не заболеть?

- Главное – настроиться, всё-таки вода холодная. Уже когда заходишь в палатку для переодевания – там своя, особая атмосфера, все друг друга поздравляют с праздником, это здорово. Относиться к крещенскому купанию нужно не как к спортивному мероприятию, а как к моменту преодоления себя. Практический совет – не идти на голодный желудок, но и не переедать, и, конечно, упаси Господь, никакого алкоголя ни перед погружением в прорубь, ни накануне. Лучше взять с собой в термосе горячее питьё. Когда первый раз заходишь в воду, может случиться ларингоспазм, горло перехватывает. Главное – не испугаться, всё пройдет само, а лучше попросить, чтобы кто-то над тобой читал молитву, или произносить её не вслух, а про себя. Хотелось бы привлечь внимание к одежде тех, кто погружается в крещенскую воду: наденьте хлопчатобумажную или льняную рубашку поверх купальника, это поможет сберечь кожу от обветривания.

 

Прихожанка храма Воскресения Татьяна:

- На самом деле человек намного сильнее, чем он сам о себе думает. И для меня купание в проруби – большой праздник. Боюсь ли я заболеть? Нет, хотя всякое может случиться, это воля Божья.

Студент Югорского госуниверситета Александр Харалгин тоже однажды «искупался» в ледяной воде. Правда, поневоле.

«Рыбалкой я занимаюсь, можно сказать, с самого детства. Однажды настроение такое было - надоела мне эта рыбалка, на улице минус тридцать, а ты тут сиди у лунки, жди. Я начал бегать, беситься. А у берега лёд тонкий, вода тёплая, глубина – всего несколько метров. Ну, я и провалился. Сказать ничего не могу, кричу писклявым голосом «Помогите!». Меня вытащили, посадили в машину, раздели полностью, водкой натёрли, и я всю оставшуюся рыбалку из машины наблюдал».

Анна Смолина

 

 

Эксперимент (фрагмент)

Заступницы

 

Однажды я узнала, что те, кто пожелает, могут приехать потрудиться на монастырской кухне или в огороде во славу Божию. Я пожелала. Никогда не думала ни о каком самоиспытании, считала себя недостойной и неподготовленной для посещения святых мест, и даже не представляла себе, что приводит людей на монашескую стезю, и какую жизнь они ведут за глухими стенами. Мне просто стало понятно, что мне должно быть здесь. Когда закрылись железные монастырские ворота, и я очутилась во дворе перед громадой наполовину отреставрированного храма, то уже точно знала, что жить я здесь буду в соответствии с принятыми правилами, без всяких поблажек, которые дозволены приехавшим помочь…

А весь монастырь тем временем готовился к исповеди. Индивидуальную исповедь предварили общей. И чем больше говорила за всех одна из сестер, тем больше росло мое удивление. Удивление тем, что люди, отрекшиеся от мира, страдают теми же грехами, что и миряне. И если у меня и были иллюзии относительно того, что за монастырскими стенами ты укрыт хотя бы от части мирских грехов, то они бесследно таяли под суровыми, обличающими словами монахини. Каждый все свое принес с собой. И каждый здесь продолжает нескончаемую борьбу с ветхим человеком в себе. И еще неизвестно, кому легче: мирянам, в суете забот не замечающим своих грехов или тем, кто не имеет права их не замечать. Батюшка судил строго, но кто может быть строже человека, увидевшего себя без прикрас?

Утро нового дня принесло мне ощущение чистоты. В мастерскую, где я снова несла свое послушание, заглянула матушка, с которой мне еще не доводилось беседовать. Ей родители при рождении дали «цветочное» имя. Когда пришли крестить, оказалось, что в святках такого имени нет, священник даже спросил: «Зачем Вы ее так назвали, она у вас что, цветок»? Но все же похожее в святках нашлось. И вот жила она себе в миру, 15 лет проработала в типографии. Какими путями привел ее Господь в монастырь, мне неведомо. Но то, что она не жалеет об этом, несомненно.

- Да, жизнь монастырская трудна, сама видела, сколько работы. И огород большой, одной картошки 2 га. Но Господь помогает. Да и сестры еще ночами подвизаются. Утром смотришь на службе, то одна покачнется, то другая: ночь не спали. Молодым еще полегче, они сбором средств не занимаются. А мытарить ох как тяжело. Бывает, и не дают ничего, и еще могут в лицо плюнуть.

Я слушала ее и размышляла, что напрасно я розовые очки надела. Любой монастырь всегда тесно связан с миром. Трудно не уйти от мира и запереть за собой дверь, будто ничего не слышу, не вижу и знать не хочу, трудно нести обратно в мир и свет, и любовь, которые с таким трудом взращиваешь и лелеешь в своем сердце, отрекшемся от мирских радостей. В монастыре другие радости и скорби. Ведь и правда, как хорошо, когда тебя окружают только чуткие заботливые люди, когда рядом нет больных, страдающих, нуждающихся, оступившихся. Когда можно смело сказать себе, что я не могу накормить всех нищих, образумить всех жадных, помочь миру, погрязшему в бесконечных желаниях. Так привыкаешь к тому, что зло неизбежно, неизбывно, естественно и потому бороться не с чем. А в крайнем случае, думала я, можно спрятаться за монастырскими стенами, но оказалось, что именно здесь передний, самый опасный участок невидимого фронта. И стены монастырей защищают не монашествующих, а нас с вами, всех тех, кто нуждается в убежище. Нет заслуги и подвига в том, чтобы уйти и спрятаться. Отвернуться от сотрясающих мир бед, да еще просить: помогите, чем можете. А ведь именно такими многие представляют себе монастыри. Мне понадобилось несколько проведенных здесь дней моей жизни, чтобы разглядеть в буднях напряженного ежечасного труда сверхчеловеческие усилия по спасению человеческой души.

- Сейчас вот не получается, а раньше Псалтирь 24 часа в сутки читали, - продолжала свой рассказ матушка. - Сколько людей можно помянуть! Мало ли, ушел человек без покаяния, нам заказывают, монастырь отмолит человека. А в миру смысл жизни в чем? Пожрать, поспать, удовольствие получить? Богатство для себя и детей нажить? А Господь приберет детей раньше, и зачем все это? Пустота. А народу сюда много ездит. По праздникам иной день до 700 человек кормим. И кому надо, с собой еще даем. Бывает, всех покормим, а сестры потом на сухарях сидят. Но Господь нас не оставляет»,- она светло улыбнулась и ушла по своим делам…

Светлана Тузова-Щекина

 

Задания и упражнения

1. Выберите два ключевых праздника двух различных конфессий. Разработайте понятийный словарь праздничных событий.

2. Проанализируйте работу журналистов при трансляции праздничных богослужений, как и о чем они должны говорить. Узнайте о порядке выбора журналистов для работы в эфире. Опишите работу операторов во время трансляции, какие задачи перед ними стоят.

3. Составьте классификацию проблем в конфессиональной сфере, с привлечением печатных и интернет-изданий (проблемы внутри конфессии, на стыке конфессии и мира, в отношениях конфессия – атеисты).

4. Напишите информацию, целью которой будет развенчивание мифов или суеверий. Какие аргументы вы выберете?

5. Проанализируйте содержание одного номера «Сибирской православной газеты» и одной спецстранички на тему религии «НГ-религия». В чем особенности развития темы и языка этих двух изданий? Каков пафос – нейтральный, церковный, атеистический – публикаций в этих изданиях?

6. Составьте список этических «можно» и «нельзя» для журналиста, работающего в конфессиональной и светской прессе.

7. Подберите список законодательных актов, касающихся свободы совести. Найдите в открытых источниках несколько примеров событий, с формулировкой «оскорбление чувств верующих». Обоснуйте соответствие/несоответствие событий правовым нормам.

 

Журналистские имена

Максим Шевченко («НГ-религии»), Сергей Чапнин («Метафразис», ЖМП), Евгений Стрельчик («Московский церковный вестник»), Валентин лебедев («Православная беседа»), Александр Щипков (Христианское информационное агентство), Юрий Буйда («НГ»), Мария Лукина.

 

ТЕМА 7. Travel-журналистика

Очерк. Эссе. Зарубежная корреспонденция.

 

Трэвел-журналистика (от англ. travel journalism) – это особое направление журналистики, которое предоставляет массовому потребителю информацию о путешествиях, затрагивает темы истории, географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и другие. Несмотря на «несерьезное» отношение к трэвел-журналистике как со стороны массового потребителя, так и со стороны самих журналистов и исследователей, именно это направление журналистики влияет на национальную самоидентификацию людей, преобразуют информацию из одного культурного контекста в другой, формирует у аудитории определенный образ различных культур, зачастую детерминированный PR-агенствами и редакторами телепрограмм и телеканалов. Трэвел-журналистика осуществляет коммуникативную интеграцию общества посредством информации, а также закладывает определенные этические стандарты, культурный базис, однако на практике возникает множество проблем, препятствующих осуществлению этой функции.

Одна из этих проблем – этическая. Рассмотрим пример. Документальный 75-минутный фильм о древних традициях скотоложества в Северной Колумбии «Ослиная любовь» (Donkey Love) был удостоен награды за «Лучший документальный фильм» на Мельбурнском Фестивале Независимого Кино (MUFF), однако вызвал волну негодования на международном кинофестивале Off International 2012 в Канаде, где должна была состояться премьера фильма. Организатор кинофестиваля Джереми Хэймен признался, что «не мог поверить в сюрреализм происходящего, что этот фильм оскорбит чувства стольких людей». «Люди забывают, что вообще-то это документальное кино», – защитил фильм «Ослиная любовь» от нападок критиков его создатель Дэрил Стонэйдж.

Еще один этический момент связан с экономической стороной журналистики. Лишь небольшое количество газет и журналов способно оплатить автору поездку за границу, необходимую для написания материала для еженедельной географической колонки. Таким образом, трэвел-материалы создаются при спонсорской поддержке туристических компаний и PR-агентств принимающих стран. Этот непростой союз влечет за собой некоторые пагубные последствия этического характера, которые имеют место уже на этапе отбора информации. Так, во время пребывания съемочной группы программы «Их нравы» в Катаре в 2003 г. было записано множество ненужных интервью с важными персонами исключительно из вежливости. Уже после этого, вечером, самостоятельно доснимали то, что съемочной группе фактически мешали снимать днем. Также из вежливости, как правило, снимаются отели; этот материал вообще «стопроцентно рекламный». Тем не менее, несмотря на вышеобозначенные трудности, существует много примеров качественной научно-популярной журналистики, которые пользуются успехом у аудитории, например, в материалах журналов National geographic и «Вокруг света», передачах телеканалов Discovery и «Моя планета».

Другая проблема связана с формами этого направления. Современные трэвел-программы, как наиболее яркое проявление трэвел-журналистики, представляют собой гибрид жанров: они сочетают элементы документального фильма, образовательной программы, развлекательного ток-шоу с участием ведущего, реалити-шоу, сериала и рекламного ролика. Для современных трэвел-программ характерны две тенденции: во-первых, конкретная целевая адресация во взаимосвязи с форматом программы (подростки и молодежь, путешественники, домохозяйки и т.д.), во-вторых, перефокусировка внимания с местного населения на ведущих, часто знаменитостей – актеров, шоуменов, политических деятелей, бизнесменов. Трэвел-журналистика не всегда следует традиционным журналистским идеалам и редко руководствуется понятием общественного интереса. Из-за этого содержательный баланс в трэвел-журналистике порой колеблется между двумя радикальными полюсами – рекламой и шоу.

Материалы о путешествиях могут подаваться с тремя основными целями. В документальном режиме программа обращается к телезрителю как к познающему субъекту. Акцент делается на образовательной информации, задача программы – информировать, просветить зрителя. Обычно ведущий программы – авторитетная персона. В программе упоминаются географические, исторические факты, используется архивная съемка, фотографии. Непосредственные участники событий – местные жители, эксперты или информаторы – важные действующие лица, которые помогают осмыслить замысел программы. В развлекательном режиме программа обращается к зрителю как к «другу». Ведущий предлагает телезрителю досуговое телевидение, с его широким спектром развлекательных жанров – от кулинарных трэвел-программ до игровых и реалити-шоу. Акцент делается на развлечение обывателя. Важное место в таких программах занимает юмор, как один из способов расстановки акцентов в противопоставлении «мы»/«другие». В потребительском режиме программа обращается к зрителю как к «потребителю». Коммуникативное намерение программы – вдохновить телезрителя на путешествие, т.е. развлечь и дать прикладную информацию о месте назначения. Потребительский режим превращает программу в рекламную инструкцию по применению: демонстрируются живописные пейзажи, даются советы относительно времяпрепровождения, кухни, выбора развлечений и прочей туристической информации. Таким образом, потребительский режим трэвел-программ делает из зрителя потребителя туристических услуг.

Заслуживает исследовательского внимания как проблема влияния на аудиторию, так и характер этого влияния. Нагнетание впечатлений создает у зрителя иллюзию, что он «человек мира», который мгновенно перемещается из одной географической точки в другую и знает все обо всех. Трэвел-журналистика оказывает воздействие на формирование у аудитории определенной картины мира и представлений о культурах, т.о., происходит стереотипизация знаний.

Роль журналиста-путешественника состоит в трансформации опыта «других»: в обнаружении «нового» в какой-либо стране или культуре и соотнесении этого «нового» с уже имеющимся у аудитории багажом знаний. Карла Сантос отмечает, что трэвел-журналисты являются «социокультурными декодерами», которые преобразуют информацию из одного культурного контекста в другой. Многие фрилансеры и блоггеры, пишущие для трэвел-журналистики, состоят в профессиональных сообществах, таких, как Российское географическое общество, Североамериканская Ассоциация Трэвел-Журналистов или Британская Гильдия Трэвел-Райтеров и др.

Главная же проблема этого направления – проблема социальной ответственности журналистов, имеющих отношение к созданию трэвел-программ. Кроме самоцензуры журналиста и контроля за этапами производства контента трэвел-журналистики необходимо также и критическое восприятие информации со стороны телезрителя, который бы смог отличить реальность от привлекательной рекламной картинки.

 

ПРОЧИТАЙТЕ. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ. ОЦЕНИТЕ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: