Техника формативного оценивания




У.А. Жанпейс, Н.А. Озекбаева, А.А. Ерболатова

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

И ЛИТЕРАТУРА

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

 

Для учителей 6 класса общеобразовательной школы с нерусским языком обучения

 

Рекомендовано Министерством образования и науки Республики Казахстан

 

 

 

 

 

Алматы «Атамұра» 2018

 

 

УДК 373

ББК 74.268.1

Ж 31

 

Жанпейс У.А.

Ж 31 Русский язык и литература. Методическое руководство: Для учителей 6 класса общеобразовательной школы с нерусским языком обучения / У.А. Жанпейс, Н.А. Озекбаева, А.А. Ерболатова. Алматы: Атамұра, 2018. – 344 с.

 

 

ISBN 978-601-331-213-2

 

УДК 373

ББК 74.268.1

 

© Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А.,

Ерболатова А.А., 2018

ISBN 978-601-331-213-2 © «Атамұра», 2018

ВВЕДЕНИЕ

 

ХХI век как век информационного общества обусловил необходимость развития функциональной грамотности учащихся, их умения самостоятельно получать знания, что способствовало, в свою очередь, возникновению нового вида образования – инновационного. Обновление системы школьного образования, освоение новых форм организации образовательного процесса, внедрение новых педагогических технологий отразились на роли учителя: он стал не транслятором знаний, а организатором, руководителем учебного процесса, базирующегося на диалоге учащегося с познаваемой реальной действительностью.

Приоритетная цель обучения русскому языку и литературе в 6 классе – формирование функциональной грамотности и читательских интересов учащихся, готовности владеть основными видами коммуникативной деятельности, способности конструировать тексты разных типов и стилей речи. Ученики должны научиться рефлексии, самоанализу, сознательному использованию языка, овладеть теоретически и на практике нормами языка в его литературной разновидности.

Ведущим в методической стратегии учебника является личностно-ориентированный подход, согласно которому ученик выступает как субъект с его индивидуальными особенностями и возможностями.

В учебнике «Русский язык и литература» в качестве основополагающих принципов организации языкового, речевого и литературного материала взяты принципы концентризм а и комплексности.

Эти принципы реализуются с учетом целей коммуникативного обучения и реализации обучающих, развивающих и воспитательных задач путем ситуативнотематического объединения материала по развитию связной речи, языкового и литературного материала; изучения грамматических явлений на синтаксической основе; комплексного обучения всем видам речевой деятельности; взаимосвязанного изучения морфологических и синтаксических категорий и системного представления материала различных уровней языка.

Данный учебник построен с учетом принципа коммуникативной направленности, когнитивного принципа, обучающего принципа и принципа функциональности.

В соответствии с принципом коммуникативности языковой материал организован на экстралингвистической, коммуникативной основе, предусматривающей конструирование процесса обучения на базе тем и речевых ситуаций в учебной, социально-бытовой, социально-культурной, общественной, массово-зрелищной сферах языковой коммуникации.

Когнитивный принцип реализуется путем представления мыслительных моделей в языке, отражающих понятия, понятийные категории и шире – языковую картину мира и языковую личность, что позволяет развивать интеллектуальные способности с сознательной дифференциацией типов мышления, различных мыслительных операций путем формирования творческого потенциала, готового к расширению, углублению и преобразованию знаний о мире, приобщению к литературе. Учащиеся должны воспринимать художественное произведение как особый мир, в рамках которого происходят описанные события, в него можно «войти», сопереживая персонажам. Литературное образование – это освоение литературы как искусства слова. Сущность качества литературного образования заключается в воспитании грамотного компетентного читателя, школьника, стремящегося к чтению и нуждающегося в нем как средстве познания мира и самого себя.

Этот принцип нацеливает на овладение языком, с одной стороны, как средством познания, с другой – средством закрепления новых результатов гносеологической деятельности.

Обучающий принцип в соответствии с языковой ситуацией и языковой политикой несет установку на изучение русского языка и в процессе формирования многоязычия, в

 

связи с чем задача развития коммуникативной компетенции осуществляется с проекцией на другие языки и в первую очередь на государственный язык. Это позволяет учитывать наличие языковых универсалий и типологические особенности русского языка. Данный принцип определяет выбор содержания и обусловливает презентацию языка не только в статике, но и в динамике: традиционное структурно-системное представление дополняется функциональным. Функциональная стратификация языка впервые представлена с учетом ее подготовки к двум формам речевой деятельности – коммуникативной и номинативной. Ведущим является принцип функциональности, нацеливающий на изучение языковых единиц в аспекте их функционирования и взаимодействия в речи. Функциональный подход предусматривает подачу языкового материала в направлении от функции в речи – к форме выражения, от значения – к форме. Такая презентация языкового материала дает возможность учащимся понять необходимые для общения коммуникативные единицы, узнать условия употребления грамматических средств, их принадлежность к определенным типам и стилям речи. Учет функциональных характеристик грамматического материала обеспечивает выход языкового материала в речевую деятельность.

Целевая установка при коммуникативно-ориентированном обучении заключается в реализации текстоцентрического подхода, согласно которому отбор учебных текстов должен соответствовать коммуникативно-деятельностным потребностям и интересам учащихся данного возраста с ориентацией на межпредметную координацию. Учебник предусматривает широкое использование в учебном процессе, наряду с ситуациями, текстов, относящихся к различным функциональным стилям. Предполагается также максимальное сближение понятийного аппарата в области языка и литературы (жанр, персонаж, сюжет как цепь событий).

Методическое руководство представляет собой практическое пособие, направленное на оказание консультативной помощи учителю при планировании и проведении уроков русского языка и литературы, при организации учебной деятельности учащихся на основе учебника с включением инноватики в образовательный процесс.

 

Содержание учебного материала в шестом классе

Данное пособие является составным компонентом учебно-методического комплекса «Русский язык и литература» для 6 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения и построено в соответствии с требованиями новой программы.

Структурной основой учебника являются речевые темы: «Характер и внешность человека», «Мир вокруг нас: животные и растения», «Климат: погода и времена года», «Чудеса света», «Древние и современные цивилизации», «Язык и общение», «Герои и злодеи: реальность и выдуманные истории», «Астрономия: планеты и спутники», «Человек и современные технические устройства».

Курс «Русский язык и литература» имеет практико-ориентированную направленность, в связи с чем работа производится в двух аспектах: освоение и использование языковых единиц (ИЯЕ) в основных сферах жизнедеятельности школьников, с одной стороны, и овладение основами читательской культуры, формирование читательских интересов – с другой. Презентация языкового материала осуществляется на основе концентрического и линейно-ступенчатого принципов. Подобный ввод ИЯЕ ориентирован на привитие учащимся системных представлений о языковых единицах и их взаимосвязях, раскрытие их функций, усвоение их значений путем сопоставления контактируемых языков и применения различных видов языкового разбора.

На современном этапе в основе литературного образования в средних классах должны быть два ведущих принципа: художественно-эстетический и литературоведческий. В соответствии с художественно-эстетическим принципом отбираются произведения для чтения, учащиеся знакомятся с художественными текстами, которые раскрывают перед

ними богатство окружающего мира и человеческих отношений. На основе таких текстов школьники учатся понимать прекрасное, ценить его, формируют собственное отношение к реальной действительности. Литературоведческий принцип реализуется при анализе художественного произведения. На первый план выдвигается художественный образ как язык искусства и литературы в частности. Этот принцип охватывает все области литературного творчества и жанры. При этом формируются понятия о некоторых общих свойствах литературы (образность), о строении художественного произведения (тема, идея, позиция автора, сюжет, композиция). Учащиеся рассматривают литературных героев в развитии, во взаимосвязи характеров и обстоятельств, знакомятся с важнейшими моментами творческой истории произведений.

На данный курс отведено 102 часа (из расчета 3 часа в неделю). В учебнике представлен материал на 90 уроков, 12 часов выделено на развитие устной и письменной речи, обобщение и систематизацию изученного программного материала, проведение различного рода творческих (эссе, сочинение, изложение) и контрольных работ и т.п.

Изучение синтаксиса предусматривает, в первую очередь, освоение словосочетания. Обучающиеся практически осознают основные признаки словосочетания: (словосочетание – это два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически. В словосочетании одно слово главное, а второе – зависимое. Главное – это слово, от которого ставим вопрос, а зависимое – то, которое отвечает на вопрос).

Работу над словосочетанием целесообразно проводить в двух направлениях:

словосочетание рассматривается как синтаксическая единица, которая в отличие от слова является более конкретным наименованием предмета, и словосочетание рассматривается как составная часть в структуре предложения, так оно существует в предложении и выделяется из него.

Как известно, в построении словосочетаний, кроме принадлежности слов к определенной части речи, большую роль играет семантика как главных, так и зависимых слов. Для осмысления смысловой связи зависимого слова с главным учащиеся формулируют и ставят вопросы от главного слова к зависимому; определяют вид словосочетаний и тип синтаксической связи; заменяют выписанные словосочетания противоположными по смыслу, подбирают словосочетания, близкие по смыслу и др.

Для того, чтобы ученики научились вычленять словосочетание в составе предложения, предлагаются задания, ориентированные на осознание зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания. Это задания следующего типа: распространить предложение; распространить предложение и указать, какой член предложения требуется распространить; восстановить деформированное предложение (восстановление предложения начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов учащиеся находят словосочетания); сделать синтаксический анализ предложения и составить его схему (при анализе предложения выделяются основа предложения, затем второстепенный член, поясняющий подлежащее, второстепенный член, поясняющий сказуемое, и второстепенный член, поясняющий другой второстепенный член предложения, т.е. таким образом ученики постепенно определяют словосочетания); составить предложения по предлагаемой схеме или по вопросам и т.п.

Работа над словом есть то главное, что составляет специфику русского языка как учебного предмета в казахской школе, тот фундамент, на базе которого возможно осуществлять задачи речевого развития обучающихся и совершенствования их коммуникативной компетенции. Словарная работа создает основу для владения языком в разнообразных условиях и формах речи: аудировании, говорении, чтении, письме. Различные виды речевой практики учащихся строятся на базе словарно-фразеологической подготовки к ним.

Основными недостатками словаря учащихся являются ограниченный запас слов для называния предметов и явлений действительности, для выражения отношения к

высказываемой мысли; недостаточный запас синонимов, стремление использовать в речи наиболее привычное, простое по своему значению и легко произносимое слово; отсутствие (или пассивное владение) изобразительно-выразительных средств языка и устойчивых фразеологических оборотов, незнание большинства слов с абстрактным значением.

Чтобы активно познать слово, необходимо постоянно обогащать знания учащихся об окружающей действительности. Исключительно важное значение в этом отношении имеет формирование навыков повышенного внимания к незнакомым и малознакомым словам. Без постоянного, целенаправленного внимания учащихся к неизвестным или смутно осознаваемым словам невозможно обогащать их словарь. В рассматриваемом аспекте в учебнике предусмотрены карточка-информатор, рубрики, предлагающие найти информацию о словев различных ресурсах (в информационных источниках, лингвистических и энциклопедических словарях, справочниках и др.)

Словарная работа является одним из средств повышения общеязыковой и речевой культуры учащихся, формирования их мировоззренческой позиции. В работе над словом нужно учитывать одновременно все компоненты (особенно это важно при первом ознакомлении со словом): значение слова, произношение, правописание, структуру и сферу его употребления, принадлежность к части речи. В связи с этим необходимо выделить и словарно-стилистическую работу, которая предусматривает выяснение стилистической функции слова, условия употребления его в речи. Необходима иллюстрация лексической и морфолого-синтаксической сочетаемости объясняемого слова.

Обогащение словарного запаса должно осуществляться путем включения заданий по лексике и фразеологии ко всем темам курса русского языка.Основным способом обогащения словарного запаса на всем протяжении развития языка было образование новых слов на базе существующего в нем лексического материала. Целенаправленная работа по словообразованию позволяет уточнить лексическое значение слов. Овладение одним активным в словообразовательном отношении словом позволит учащимся легко узнать и запомнить значение других однокоренных или одноструктурных слов.

В русском языке есть заимствованные словообразовательные морфемы: например, приставки (а-,анти-,архи-,ре-,де -), суффиксы (-изм, -ист, -аж,-ер,-ация), корни (агро, био, контр,теле,поли). Необходимо дать краткую этимологическую справку о значении иноязычных морфем; тогда учащиеся достаточно легко усвоят значение многих слов с этими словообразовательными элементами, например: анти - – приставка, употребляемая для выражения противоположности, враждебности чему-либо, направленности против чеголибо. Сравните: антибиотики ( греч. анти +bios – жизнь) – «биологические вещества, применяемые в медицине, которые подавляют жизнеспособность вирусов».

Чтобы обучающиеся смогли наиболее точно использовать объясненное слово в своей речевой практике, необходимо показать его лексическую сочетаемость, типы слов, с которыми оно вступает в семантическую связь, а в дальнейшем систематически закреплять эти сведения, превращая их в умения и навыки. Весьма эффективны следующие задания: а) составить с данными словами словосочетания с различными видами синтаксической связи; их можно усложнить работой по словообразованию: от данных слов при помощи приставок (или суффиксов) образовать новые слова, составить с ними словосочетания: б) подобрать к прилагательному подходящие по смыслу существительные, а к существительным – прилагательные, записать полученные словосочетания; в) перестроить словосочетания в другие или в предложения. Задания должны включать не только анализ готовых словосочетаний, их трансформацию, но и конструирование словосочетаний, а из них – предложений, затем – связного текста. Выполняя упражнения такого характера, учащиеся убеждаются в многозначности слова и в том, что сочетаемость слова имеет определенные границы: не все слова сочетаются друг с другом. Конкретное значение каждого слова может быть выявлено только в контексте. Поэтому работа со словом

(термином) в составе словосочетания, предложения и текста должна находить самое широкое применение в практическом курсе русского языка.

Работа по развитию речи учащихся ориентирована на формирование умений в устной и письменной форме высказать мысль правильно (в соответствии с нормами русского литературного языка), понятно, точно и выразительно в соответствии с ситуацией общения и целью высказывания, а также умения понимать незнакомый текст, осуществлять его информационную переработку, вести диалог.

Основные направления работы по развитию речи учащихся:

1) овладение нормами современного литературного языка (орфоэпическими, акцентологическими, лексическими, грамматическими);

2) изучение назначения, применения, использования (употребления) языковых единиц в высказывании в различных сферах речевой коммуникации;

3) обогащение словарно-фразеологического запаса учащихся;

4) овладение коммуникативными умениями и навыками, необходимыми для понимания и построения собственных программ речевого поведения;

5) овладение речеведческими понятиями и различными видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением и письмом.

 

 

Техника формативного оценивания

 

Формативное оценивание необходимо для корректировки обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся в образовательном процессе. Корректировка деятельности предусматривает определение задач учителем или совместно с учащимися в целях улучшения ожидаемых результатов обучения. Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает ему корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование[1].

 

Техника Процедура использования техники
  Прогноз(темы урока, содержания литературного произведения) Эта техника используется учителем в начале урока (на основе ключевых слов, эпиграфа) с целью предоставления учащимся возможности обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом.
  «Тонкие» (Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Могли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли …?) и «толстые» вопросы (Объясните, почему…? Почему вы думаете …? Почему вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если… Что, если…?) Это один из эффективных приемов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста. В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом. «Тонкие» вопросы требуют простого, односложного ответа, а «толстые» вопросы – подробного, развернутого ответа. Примерный алгоритм: 1. Внимательно прочитайте текст. 2. Выделите главные мысли текста.
    3. Проверьте, как они соотносятся между собой. 4. Сгруппируйте текст вокруг главной мысли (разделите его на смысловые части). 5. Определите главную и второстепенную информацию. 6.Сформулируйте каждую мысль в виде вопроса, требующего или простого, или развернутого ответа.
  Кластеры Данный прием используется учителем на стадиях вызова и рефлексии. Он заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди». «Грозди» – это графический прием систематизации материала. Учащиеся рисуют модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, которые соединяются прямой линией со звездой. Причем у каждой планеты есть свои спутники. Система кластеров охватывает большое количество информации.
4. «Верные – неверные ответы (утверждения)» Это универсальный прием технологии развития критического мышления, который позволяет работать с любыми типами текста. После знакомства с основной информацией учащиеся должны оценить достоверность утверждений на стадии рефлексии. Применение данного приема заострит внимание детей к получаемой информации, к тексту и усилит их рефлексивные умения.
5. Синквейн Это самый популярный прием на стадии рефлексии. Правилами написания пятистишия являются определенное количество слов в строке и назначение каждой строки: 1-я строка – название стихотворения, тема (обычно имя существительное); 2-я строка – описание темы (два прилагательных); 3-я строка – действие (обычно три глагола, относящиеся к теме); 4-я строка – чувство (предложение, выражающее отношение автора к теме); 5-я строка – синоним (слово-ассоциация) первой строки (обычно имя существительное).
6. РАФТ Р – Роль (экскурсовод, ученик, директор, завуч, учитель, представители различных профессий) А –Аудитория (туристы, одноклассники, учащиеся начальных классов, друг, подруга и др.) Ф – монолог, эссе, письмо, доклад, выступление, объяснительная записка и т.п. Основной задачей для учащихся будет являться описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Трудность заключается в том, что персонаж, который выбран учеником, должен учитывать аудиторию, к которой он обращается. Учащийся должен начать с темы, т.е. выбрать тему, затем роль. Ученик не просто выбирает роль, а должен постараться перевоплотиться, почувствовать характер, стиль речи персонажа. Затем он должен подумать, какую выбрать аудиторию (адресат) и в каком жанре (форме) обратиться к ней. Речь у каждого лица особенная и имеет свою лексику и синтаксические конструкции.
  Т – тема Прием РАФТ можно организовать в парах, в группах и для индивидуальной работы.
  «Ассоциативный куст» (смысловое чтение) Это прием работы с текстом, с информацией до чтения.Учитель дает ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Данный прием способствует актуализации уже имеющихся знаний, активизации познавательной активности учащихся.
  Карточка-информатор Работа с карточкой-информатором предусмотрена в процессе чтения текста при встрече с трудными или незнакомыми словами и выражениями.
  Литературный диктант Основной задачей литературного диктанта является реализация программных целевых установок. Пункт 1: понимание общего содержания текста (сообщения). Пункт 2: определение основной мысли. Пункт 3: понимание общего содержания текста с определением ключевых слов и словосочетаний. Пункт 4: анализ содержания небольших произведений фольклора и литературы с определением темы, заголовка. Пункт 5: сравнение содержания, темы и основной идеи произведения.  
  Одноминутное эссе на основе таблицы   Что я знаю о Хочу узнать Узнал(-а) новое  
     
  Краткое эссе на основе таблицы   Выписки из текста произведения Ваш комментарий  
Герой (явление) Герой (явление)  
     
  «I.N.S.E.R.T» Этот прием предполагает сравнение первоначальных ожиданий с результатами чтения. Обработка текста производится с помощью следующих пометок: «+» – укажите место, которое подтверждает верность ваших предположений; «–» –укажите место, которое опровергает ваши предположения; «!» – укажите место, в котором содержится важная информация, которую вы не ожидали увидеть; «?» – укажите место, содержащее то, о чем вы хотели бы узнать больше. После чтения текста учащиеся могут сравнить свои пометки.
  Лингвистическая игра Лингвистическая игра («Кто больше?», «Кто быстрее?», «Назовите одним словом», «Четвертый лишний») проводится на любом этапе урока.
  ТГО Технология группового обучения (ТГО). Сущность данной технологии заключается в следующем:
               
    происходит взаимодействие между учителем и учащимися и между обучающимися. Преимущества группового обучения: приобщение к важным навыкам жизни; действенное общение; умение слушать; умение работать сообща для достижения общей цели; воспитание самоуважения; убеждение в ценности взаимопомощи; улучшение учебных достижений. На уроках применяются такие типы группового обучения, как обучение в парах; группа, сидящая вместе; маленькая команда; задание для всей группы. Вначале учениками составляются правила, каждому назначается своя роль, распределяются задания и каждому указывается время его выполнения; предусматривается ответный комментарий.
  СРМ СРМ (схема развертывания микротем) – прием вычленения из прочитанного текста и развертывание микротем. Так, учащимися могут выделяться микротемы на базе прочитанного текста в форме словосочетаний или предложений.
  УС УС (учимся самостоятельно). Учащиеся самостоятельно выполняют учебные задания вне класса.
  Проект Проектный метод – альтернативный способ организации учебной дисциплины. Реализацией задач проекта обусловлены все действия, осуществляемые учащимися и учителем: поиск и выбор источников информации, отбор необходимых сведений, оформление и представление результатов в виде альбома, стенгазеты, презентации, стенда, реферата, видеоролика, инсценировки и т.п. Интегрированные в традиционный учебный процесс проекты предусматривают выполнение заданий творческого или исследовательского типа в рамках программных языковых и речевых тем. Оптимальным представляется использование мини-проектов как одного из заданий урока. На начальном этапе учащимися выбирается тема проекта, затем определяются проблема и цели, обсуждается структура и составляется примерный план работы. Далее следуют следующие этапы работы над проектом. 1. Отбор необходимой информации с привлечением материала урока, дополнительных источников и интернет-ресурсов. 2. Сбор информации: обращение к собственному жизненному опыту и практике, создание собственной системы хранения информации. 3. Работа в группах. 4. Совместное обсуждение учителем и учащимися промежуточных результатов, комментирование учителем проделанной учениками работы, корректирование речевых и грамматических ошибок

10 10

    в употреблении языковых единиц, проведение презентации и отработка нового материала. 5. Коррекция и анализ собранной информации, координация действий разных групп. 6. Подготовка презентации проекта – видеоролика, литературного монтажа, доклада, реферата и т.д. 7. Демонстрация результатов проекта(завершающий этап работы над проектом).
  СВГ(схема взаимодействия героя) СВГ. Данная схема ориентирована на раскрытие образа главного героя и составляется учащимися после чтения и анализа литературного произведения.
  «Горячий стул» Этот прием направлен на раскрытие образа персонажа. В ходе упражнения класс задает вопросы тому, кто исполняет роль персонажа, выдуманного или реального, сидящего на «горячем стуле». Вопросы можно подготовить заранее или придумать в процессе. Лучше всего этот прием работает, если исполняющий роль персонажа и задающие вопросы знакомы с персонажем или содержанием литературного произведения.
  Рефлексия и оценка После окончания работы с текстом учитель предлагает учащимся на выбор две-три пословицы или цитаты, связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Учащиеся должны выбрать одну из них – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту – и написать небольшое эссе, обосновывающее выбор. Это можно сделать как в рамках урока, или в качестве домашнего задания.  

 

 

11 11 Календарно-тематическое планирование по предмету

Русский язык и литература, 6 класс

 

I четверть – 23 часа

Тема урока Кол- во часов Цели. Ссылка на п.п. программы дата
Язык – окно в новый мир – 4 часа  
  §1. «Слово – дело великое»   6.1.1.1 – понимать основную информацию сообщения продолжительностью до 2–4 минут, определяя ключевые слова; 6.1.4.1 – определять основную мысль текста на основе ключевых слов и словосочетаний 6.2.1.1 – владеть словарным запасом, включающим фразеологические единицы, паронимы, заимствованные слова; 6.3.1.1 – понимать основную информацию, определяя тему, цель или назначение текста; 6.3.2.1 – определять стилистические особенности текстов художественного стиля (басня), официально-делового стиля (поздравление); 6.3.3.1 – формулировать вопросы, направленные на оценку содержания текста, и отвечать на вопросы, выражая своё мнение по теме и/или поднимаемой проблеме 6.4.1.1 – создавать тексты художественного стиля (стихотворение) и официальноделового стиля (поздравление); 6.4.3.1 – представлять информацию в виде иллюстраций, сюжетных рисунков, комиксов и с использованием информационнокоммуникативных технологий; 6.5.1.1 – использовать существительные в качестве несогласованных определений, краткие прилагательные; 6.5.1.2 – использовать возвратные глаголы  
  §2. Язык – это история народа    
  §3. Близнецы, но не братья    
  §4. Жемчужины русского языка    
Раздел І. «В человеке все должно быть прекрасно» – 7 часов  
  §5. В.А. Осеева. «Кто наказал его?»    
  §6. Б. Каирбеков. «Лица друзей»    
  §7. И.А. Крылов. «Ворона и Лисица»    
8–9 §8–9. А.П. Чехов. «Хамелеон»      
10–11 §10–11. Ч.Т. Айтматов. «Солдатёнок». Суммативное (на первом уроке)    
Раздел II. Живой мир вокруг нас» – 11+1  
12–13 §12–13. Твой шаг в природу   6.1.2.1 – понимать значение слов социально-культурной тематики;  

12 12

  §14. Зелёный мир   6.1.3.1 – понимать содержание рассказов, поэтических произведений/фрагментов, содержащих знакомые лексические и грамматические единицы, определяя тему и основную мысль, характеризовать и оценивать поступки персонажей или лирического героя; 6.2.4.1 – создавать высказывание (описание, повествование, рассуждение) с опорой на ключевые слова или план; 6.2.5.1 – участвовать в диалогерасспросе, меняя позицию «говорящий» на «слушающий» с учетом выбранной роли; 6.3.5.1 – составлять простой план; 6.3.6.1 – анализировать содержание художественных произведений небольшого объема, определяя особенности изображения главных и второстепенных персонажей, лирического героя; 6.4.2.1 – излагать подробно содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала; 6.2.6.1 – правильно писать безударные глагольные окончания; 6.4.7.1 – применять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью; 6.5.2.1 – использовать возвратные глаголы; 6.5.2.2 – использовать простые и сложные предложения, выражающие определительные отношения  
  §15. М. Д. Зверев. «Ласточки на паровозе»    
  §16. М.М. Пришвин. «Этажи леса»    
  §17. В. Токарева. «Кошка на дороге»    
  §18. В. Астафьев. «Белогрудка»    
19–20 §19–20. Г.Н. Троепольский. «Белый Бим Чёрное Ухо»    
  §21. C. Cейфуллин. Поэма «Разлученные лебеди» Суммативное (на 1 уроке)    
  Суммативное оценивание за четверть    
  §22. К. Кулиев. «Не разоряйте птичьего гнезда»    
II четверть – 24 часов
III. Климат: погода и времена года – 18 часов + 1
24–25 §23–24. Климат означает «наклон»   6.1.1.1 – понимать основную информацию сообщения продолжительностью до 2–4 минут, определяя ключевые слова; 6.1.2.1 – понимать значение слов социально-культурной сферы; 6.2.1.1 – владеть словарным запасом, включающим паронимы, заимствованные слова; 6.2.2.1 – пересказывать подробно, выборочно содержание текста; 6.2.4.1 – создавать высказывание  
  §25. Шкала Цельсия    
  §26. Оба или обе?    
28–29 § 27–28. Солнцестояние равноденствие    
  § 29 Прогноз погоды    
  §30. Любимое время года    
  §31.Ветры имеют свои названия    
  §32. Циклон означает «вращающиеся»    

13 13

  §33. Как образуются осадки   (описание) с опорой на ключевые слова или план; 6.3.1.1 – понимать основную информацию, определяя тему, цель или назначение текста; 6.3.2.1 – определять стилистические особенности текстов художественного стиля (рассказ), определять принадлежность текста к типу описание на основе характерных признаков; 6.3.4.1 – использовать виды чтения, включая изучающее и выборочное чтение; 6.4.3.1 – представлять информацию в виде иллюстраций, сюжетных рисунков, комиксов, в т.ч. с использованием информационнокоммуникативных технологий; 6.4.5.1 – писать эссе (объем 80–100 слов) по картине/ теме, учитывая особенности текста описания; 6.4.6.1 – правильно писать безударные глагольные окончания; 6.5.1.1 – использовать краткие прилагательные; 6.5.2.2 – использовать простые и сложные предложения, выражающие изъяснительные отношения; 6.5.3.1 – использовать прямую и косвенную речь  
35–36 §34–35. Метеорология – наука о погоде    
  §36. К.Д. Ушинский. «Лето»    
38–39 §37–38. Времена года в поэзии Тютчева    
40–41 §39–40. Зима в поэзии С.А. Есенина. Суммативное оценивание за раздел (на 2 уроке)    
  Эссе «Как воспевают красоту природы в своих произведениях поэты и писатели?».      
IV раздел. ЧУДЕСА СВЕТА – 4 часа+1
43–44 §41–42. Роберт Стайн. Детский детектив «Проклятие гробницы фараона»   6.1.3.1 – понимать содержание рассказов, поэтических произведений/фрагментов, содержащих знакомые лексические и грамматические единицы, определяя тему и основную мысль, характеризовать и оценивать поступки персонажей или лирического героя; 6.1.5.1 – прогнозировать содержание текста по ключевым словам; 6.2.5.1 – участв


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: