Рассмотрим динамику развития конфликта в ФГУП ОПХ «Золотая нива»




Предконфликтный период. ФГУП ОПХ «Золотая нива» считается одним из самых консервативных среди ОПХ отрасли. Между руководителями министерства и директором ОПХ сложились напряжённые отношения. Директор ФГУП ОПХ «Золотая нива», понимая это, пытался исправить положение за счет создания новой лаборатории и привлечения для работы в ней молодых талантливых работников. Появление новой перспективной лаборатории создало предконфликтную ситуацию.

Период противоборства. Конфликт возник в связи с перераспределением материальных средств в пользу новой лаборатории. Постепенно в конфликт втягивались новые субъекты, возрастала эмоциональная напряженность среди участников, конфликт нередко переходил из сферы деловых отношений в личностную сферу. С каждым изменением статуса лаборатории возникали новые конфликты. Почувствовав опасность потери своего места, директор перестает выделять средства новой лаборатории, блокируется с группой старых сотрудников. Предметом конфликта становится власть в ФГУП ОПХ «Золотая нива». Начальник новой лаборатории заручается поддержкой министерства и в результате ранг лаборатории как оппонента в конфликте неформально оказался выше ранга ОПХ, что усилило напряжение между начальником лаборатории и директором. Министерство выделило лабораторию из состава ФГУП ОПХ «Золотая нива» в самостоятельное подразделение. Теперь конфликт развивается между двумя самостоятельными крупными организациями одного и того же профиля, но различающимися методами работы и эффективностью. Директор ОПХ правильно оценивает сложившуюся ситуацию и подает заявление об уходе на пенсию.

Конфликт завершается созданием нового ФГУП во главе с начальником лаборатории и устранением одного из оппонентов.

Постконфликтный период. Возникла необходимость трудоустройства тех, кого не оставили в ОПХ. Эту миссию взяло на себя министерство, руководство района и области. В созданном ФГУП началась адаптация сотрудников к новым условиям работы.

Таким образом, несмотря на то, что один из оппонентов был устранен, конфликт в целом следует считать созидательным, так как в результате его разрешения появилась новая, более прогрессивная структура, соответствующая требованиям времени.

 

Контрольные вопросы.

1. В чем состоит инцидент конфликтной ситуации?

2. Кто является участниками конфликта?

3. Кто состоит в группе поддержки?

4. Каковы мотивы сторон?

5. Какие цели сторон?

6. Определите позиции участников конфликта?

7. Охарактеризуйте динамику развития конфликта.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1

 

Укажите, пожалуйста, какие тактики следует применять в следующих ситуациях.

1.1. Истинные интересы скрываются, но доводы одинаково убедительны.

1.2. Одинаково значимы цели и важны подходы обеих сторон.

1.3. Принятие решения должно быть быстрым, и Вы убеждены в своей правоте.

1.4. Конфликтная ситуация разрешится сама собой через определенное время.

1.5. Решение проблемы важнее для партнера, чем для Вас.

 

Задание 2 [1]

 

АО «Электро» — организация в составе 150 работников, которая специализируется на выпуске электроприборов: кофемолки, бритвенные приборы, соковыжималки, мешалки. Восемь лет тому назад дипломированный инженер И.И.Иванов начал выпускать кофемолки; каждые полгода он выпускал новую модель.

Организация очень сильно расширилась с тех пор, когда И.И.Иванов в 1993 г. создал ее в составе 8 человек. Успех связан с двумя причинами: приборы первоклассного качества и надежны; решающим фактором успеха, однако, является система сбыта продукции: И.И.Иванов сбывает свои 4 вида продукции командой в составе 120 человек исключительно частным лицам. Ответственным за сбыт является Н.И.Каширин, бывший ранее первым заместителем Иванова.

Служба сбыта в организации четко организована и работает только на комиссионных началах. Работники сбыта очень хорошо подготовлены. Сбыт получает 50% дохода от каждого проданного прибора.

К общим правилам ведения дел Иванова относится то, что на каждый прибор дается гарантия на 1 год, испортившиеся в течение этого времени приборы не ремонтируются, а заменяются новыми. Покупатель просто отправляет свой дефектный прибор вместе с гарантийным талоном в организацию и взамен получает новый. Тем самым агенты не должны заниматься рекламациями. Доля возвращенного товара в среднем за последние три года составляла около 2,5% от общего объема продаж.

Но в последнее время ходят слухи, что И.И.Иванов собирается продать свое предприятие американской фирме. Ему якобы сделали очень выгодное предложение. Н.И.Каширин, путешествующий почти постоянно по зоне обслуживания и курирующий группы торговых агентов, услышал об этом от одного из своих людей во время совместного ужина. Тот агент узнал об этом от своей жены, которой он звонит каждый вечер. Жена работает на фирме в отделе контроля качества. Все работники группы, в которой в данный момент находится Н.И.Каширин, не задумываясь, заявляют: если этот слух верен, то они будут искать себе другую работу. Работать под американским руководством они не собираются.

Н.И.Каширин, обеспокоенный, возвращается в организацию. На следующее утро от шеф-секретаря он узнал о том, что И.И.Иванов якобы разругался со своей женой и хочет разводиться. Однако историю о продаже американской фирме она считает шуткой. В конце концов ей, как секретарю И.И.Иванова, было бы известно, если бы велись подобные переговоры. Между прочим, с шефом всю неделю больше не связаться никому...

Коммерческий директор фирмы А.И.Дубинин сообщил Н.И.Каширину, что И.И.Иванов в настоящее время в Париже. Больше ему ничего неизвестно.

Через неделю, 1 апреля директор опять появился. В тот же день — впервые за все время существования фирмы — к своей работе приступает дирекционный ассистент. Его фамилия - Жалев и в последнее время он работал на французской дочерней фирме «Сименс электрик».

И.И.Иванов направляет всем работникам внутреннее открытое информационное письмо, в котором он опровергает всякое намерение продажи предприятия. Это якобы безответственные слухи. Наоборот, он готовит дальнейшее его расширение: организация намерена в будущем включить в свой ассортимент сбыт микроволновых печей. Поэтому он ожидает, чтобы каждый из работников и впредь с ответственностью относился к своей работе, как и прежде. Кроме того, в этом письме И.И.Иванов назначил производственное собрание на последний день сего месяца, на пятницу 28 апреля.

В течение этого месяца ходили самые невероятные слухи: 19 апреля А.И.Дубинин якобы отправился в Гамбург, чтобы там тайно провести переговоры с японцами. Служба сбыта будет распущена и реорганизована; в будущем поставки будут производиться только на оптовые торговые предприятия; все агенты, если они останутся на фирме, будут получать твердую часть вознаграждения и дополнительное вознаграждение от оборота.

Н.И.Каширин, сильно обеспокоенный этими слухами, обращается в середине месяца к директору. Как и следовало ожидать, И.И.Иванов реагирует несдержанно. Он всегда считал, что политика организации — его дело. Работники, как в сфере производства, так и в сфере сбыта, должны быть рады и благодарны, что И.И.Иванов, будучи одаренным инженером, изобрел приборы, которые благодаря своему качеству и надежности пользуются большим спросом. Ему и впредь в голову не придет спрашивать у кого-нибудь разрешения на осуществление новых идей.

Во время производственного собрания И.И.Иванов заявляет следующее.

1. Он не понимает, почему могли возникнуть эти глупые слухи.

2. Все остается по-прежнему, за одним исключением: вместо собственного изобретения АО «Электро» через примерно три месяца выпустит микроволновую печь, которая будет предложена на рынке по цене менее 300 немецких марок. Прибор монтируется в России по японской лицензии, с применением произведенных в Японии электронных элементов переключения. Также и этот прибор не будет ремонтироваться, а в случае поломки будет обмениваться на новый. Комиссионный процент от этого нового прибора должен быть снижен до 25% от продажной цены, но зато этот прибор очень хорошо продается, так как он не поступает, как обычно, в торговлю.

После выступления И.И.Иванова весь персонал молчал. По нему не было видно ни согласия, ни возражения. После того как никто не изъявил желания выступить, в том числе и руководители, И.И.Иванов молча и покачивая головой вышел из зала.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы основные структурные элементы конфликта.

2. Что Вы порекомендуете И.И.Иванову и Н.И.Каширину для улучшения руководства персоналом?

3. Какой стиль руководства директор фирмы проявляет по отношению к своим работникам?

4. Как влияет поведение Н.И.Каширина и И.И.Иванова на мотивацию сотрудников и нравственный климат в коллективе фирмы?

4. Каковы причины конфликтной ситуации на фирме?

 

Задание 2

 

В Вычислительном центре произошла смена руководителя. По информации, которая имелась у членов коллектива, новый руководитель – мужчина средних лет, добивавшийся ранее хороших результатов на прежних местах работы. Коллектив ожидал, что с его приходом увеличится оплата труда за счёт того, что он заключит выгодные контракты.

Коллективу нового руководителя представил начальник отдела кадров. В своём кратком вступительном слове новый руководитель в качестве основной задачи назвал использование внутренних резервов.

Операторы ЭВМ стали выражать недовольство трехсменной рабо­той. В три смены работали и раньше, но объем работ был небольшой, и операторы во вторую и третью смены были загружены лишь на 30 % (в третью смену могли поспать). Теперь объем работ возрос, и существенно.

Два дня назад, пользуясь знакомством родителей одного из операторов Ивановой с собственником ВЦ, произошла встреча нескольких сотрудников ВЦ с собственником ВЦ. На встрече операторы обвинили нового руководителя в некомпетентности, в отсутствии профессионализма. По их мнению, задачи, сформулированные руководителем во вступительном слове, являются демагогией, так как очевидны и неконкретны. Собственник сообщил, что руководителю поставлена задача повысить эффективность производства, что он обеспокоен конфликтом, будет наблюдать за ситуацией, мнение коллектива для него важно.

Здание ВЦ находится в довольно пустынном месте. Вчера, когда оператор Иванова, молодой специалист, вышла из ВЦ после второй смены, к ней пристал какой-то пьяный. Ничего страшного не случилось, но уже с утра руководителю звонили родители Ивановой с угро­зой жалобы в высшие инстанции, если ее не переведут на односменную работу. В коллективе зреет бунт, причем руководитель понимает, что случай с Ивановой — лишь повод, а причина в том, что кончилась легкая жизнь у опе­раторов.

После обеда Иванова положила на стол руководителя заявление на имя директора следующего содержания: «Прошу перевести меня на односменную работу, поскольку администрация не может обеспечить мне безопасное возвращение домой после второй смены».

Ответьте на следующие вопросы:

1. Наложить на заявле­ние Ивановой содержательную резолюцию

2. Охарактеризовать поведение основных участников конфликта (Операторов, руководителя, собственников)

3. На отдельном листе набросать план мероприятий, позволяющих норма­лизовать положение.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для ВУЗов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Дело, 1999. – 369 с.

2. Бородкин Ф.М. Внимание конфликт! / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – Новосибирск, 1989. – 234 с.

3. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие / Г.В. Бороздина. – 2-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 295 с.

4. Браун А. Имидж путь к успеху /А. Браун. - С-Пб.: Питер Пресс, 1996. - 288 с.

5. Веденская Л.А. Деловая риторика: Учебное пособие для ВУЗов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов н/Д: Изд. центр "МарТ", 2000. – 512 с.

6. Зигерт В. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. – М.: Экономика, 1990. – 321 с.

7. Емельянов С.А. Управление конфликтами в организации / С.А. Емельянов. – М.: Азбука, 2006. – 215 с.

8. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. – М.: Владос, 2006. – 176 с.

9. Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель / Р.Л. Кричевский. – М.: Дело, 1993. – 451 с.

10. Ксенчук М.К. Технология успеха / М.К. Ксенчук, М.К. Киянова. – М.: Дело, 1993. – 259 с.

11. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры / М.М. Лебедева. - М.: Экономика, 1993. - 156 с.

12. Лукин Ю.Ф. Конфликтология. Управление конфликтом / Ю.Ф. Лукин. – М.: Трикста, 2006. – 245 с.

13. Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - С-Пб.: издательство "Союз", 2002. – 576 с.

14. Огородников Ю.А. Этика в деятельности предпринимателя. - М.: РНИИСКП АПК.- 1993. - 410 с.

15. Психология и этика делового общения: Учебник для ВУЗов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 279 с.

16. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д: изд. "Феникс" 1997. – 512 с.

17. Светлов В.А. Аналитика конфликта / В.А. Светлов. – М.: Росток, 2001. – 512 с.

18. Скотт Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления. – Киев.: Внешторгиздат, 1991. – 435 с.

19. Скотт Д.Г. Способы разрешения конфликтов.– Киев.: Внешторгиздат, 1992. – 356 с.

20. Уизерс Б. Управление конфликтом / Билл Уизерс. – Сп.-б.: Питер, 2007. – 264 с.

21. Фишер Р. Путь к соглашению или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри. - М.: Наука, 1992.-158 с.

22. Чернышева М.А. Этика деловых отношений / М.А. Чернышева. - Л.: Знание, 1988.-32 с.

23. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В.П. Шейнов. - Минск: Амалфея, 1996. – 384с.

24. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта / В.П. Шейнов. - Минск.: Амалфея, 1996. – 384с.

25. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера / В.М. Шепель. - М.: “Финансы и статистика”, 1992. - 240 с.

26. Шепель В.М. Управленческая психология / В.М. Шепель. - М.: Экономика, 1984. - 248 с.

27. Шикунов В.Г. Основы управленческой деятельности / В.Г. Шикунов, Е.Н. Кишкель. - М.: Высшая школа, 1996. - 271 с.

28. Coser L. The function conflict. Glencoe, 1956.

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    
Глава 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТОВ.  
  Контрольные вопросы  
  Тест «Конфликтная личность»  
Глава 2. ВИДЫКОНФЛИКТОВ.  
  Контрольные вопросы  
Глава 3. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА  
  Контрольные вопросы  
Глава 4. СПОСОБЫУПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ.  
  Контрольные вопросы  
Глава 5. ТИПЫИ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ОППОНЕНТОВ В КОНФЛИКТАХ.  
  Контрольные вопросы  
  Тест «Стратегии поведения в конфликте» (тест К. Томаса)  
  Тест «Как вы действуете в условиях конфликта?»  
Глава 6. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ.  
  Контрольные вопросы  
  Тест «Формы преодолевающего поведения»  
Глава 7. КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ В ФГУП ОПХ «ЗОЛОТАЯ НИВА».  
  Контрольные вопросы  
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  
       

 


[1] Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом – М.: Аспект Пресс, 2000. – 285 с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: