В результате изучения материала данной главы студент должен: знать
определения базовых понятий GR и лоббизма;
методологию исследования GR и лоббизма. уметь
определять основные субъекты и объекты GR;
выделять навыки, качества и знания, необходимые в работе GR-специалиста. владеть
базовыми знаниями для проведения исследований коммуникаций с органами государственной власти.
1.1. Понятие «government relations»
В настоящее время GR становится все более востребованной сферой деятельности. Тем не менее в России еще недостаточно литературы, теоретических разработок и рекомендаций, касающихся GR-деятельности. Это приводит к тому, что любой исследователь данного практического и научного поля может столкнуться с различными точками зрения, подходами и попытками понимания GR, а в разных компаниях возникает свое представление о том, чем является GR и как он должен быть организован.
Приведем некоторые определения, встречающиеся в специальной литературе:
«GR представляет собой деятельность по выстраиванию отношений между различными общественными группами (бизнес-структурами, профессиональными союзами, добровольческими организациями и пр.) и государственной властью, включающую в себя сбор и обработку информации о деятельности правительства, подготовку и распространение информации о позициях представляемых групп, влияние на процессы принятия политических и административных решений (лоббизм)»1.
«GR — это применение коммуникативных технологий индивидами или социальными институтами для влияния на правительственные решения
1 Самое главное в PR / Аги У., Кэмерон Г., Олт Ф., Уилкокс Д. СПб.: Питер, 2004. С. 362—363
местного, регионального, национального или интернационального уровней или их комбинаций»1.
|
«GR — сознательная организация коммуникации, установление эффективных коммуникаций с органами государственной власти»2.
«Связи с государством» — это особая организация взаимодействия негосударственных структур (ассоциаций гражданского общества, бизнеса) с государством для влияния на власть с целью согласования интересов и принятия эффективных решений»3.
В профессиональном словаре лоббистской деятельности (составитель П. А. Толстых) приводится следующее определение: «Government Relations (GR, дословно: взаимодействие с органами государственной власти) — это деятельность специально уполномоченных сотрудников крупных коммерческих структур (GR-специалистов) по сопровождению деятельности компании в политической среде» 4.
Приведенные выше определения свидетельствуют о том, что government relations — многоаспектная (прежде всего — коммуникативная) деятельность негосударственных структур, направленная на осуществление взаимодействия с органами государственной власти.
В отечественном дискурсе встречается и другая точка зрения на понятие GR — когда GR рассматривается как PR государственных структур. Так, по мнению эксперта в области PR Ю. М. Михайлова, субъектом PR-процесса служат «органы государственной власти..., а указанную разновидность связей с общественностью можно обозначить как стэйт-PR или GR5. На взгляд авторов данного учебника, такая точка зрения является ошибочной.
Существуют проблемы с понятийным полем GR и демаркацией его от других, довольно близких по смыслу и содержанию понятий.
|
Важная проблема для теории и практики GR — дистанцирование от лоббистской деятельности. Одни авторы используют понятия «GR» и «лоббизм» как идентичные. Другие считают, что одно понятие включает в себя другое. Третьи рассматривают лоббистскую деятельность как технологическую часть GR. Так, в учебном пособии под ред. Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофеевой утверждается, что «лоббизм....является определенной технологией, зарекомендовавшей себя в качестве действенного средства системы GR»6.
В данном учебнике предлагается понимать под GR отношения социальных субъектов с органами государственной власти, а под лоббизмом —
1 Mack С. S. Business, Politics, and the Practice of Government Relations. Westport: Greenwood Publishing Group, 1997. P. 4
2 Чумиков А. Н, Бочаров М. П. Актуальные связи с общественностью. М.: Дело, 2009. С. 605
3 GR-связи с государством. Теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством / под ред. Л. Сморгунова и Л. Тимофеевой. М.: Российская политическая энциклопедия, 2012. С. 12.
4 Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П. А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009.
5 Михайлов Ю. М. Связи с общественностью по-русски. М.: Бератор, 2007. С. 6.
6 GR-связи с государством. Указ. соч.
решения тех или иных вопросов в интересах заинтересованных групп в государственных органах власти на основе знания процедур. Иными словами, специалисты в области GR —люди, которые строят мост между властью и бизнесом (или иными общественными организациями), для того чтобы по этому мосту могли свободно пройти лоббисты для решения своих вопросов с властью. Лоббист должен владеть теорией принятия решений в различных властных структурах и обязан знать конкретные процедуры принятия решений на том или ином уровне государственной власти. GR-деятельность предполагает, прежде всего, умение выстраивать доверительные отношения с властью с помощью технологий PR-деятельности, под которыми понимается социально-коммуникативная технология управления внешними и внутренними коммуникациями социального субъекта с его целевыми аудиториями. В свою очередь, социальная коммуникативная технология —опирающаяся на определенный план (программу действий) целенаправленная системно организованная деятельность по управлению коммуникацией социального субъекта, направленная на решение какой- либо социально-значимой задачи1.
|
К технологиям GR-коммуникаций следует отнести: медиарилейшнз, участие в обсуждении органами государственной власти интересующих вопросов, технологии реализации программ корпоративной социальной ответственности, политический фандрайзинг и спонсорские программы, участие в экспертных советах и т.п. GR-специалист должен в совершенстве владеть коммуникативными навыками и уметь «вписать» проблемы своего бизнеса в повестку дня власти.
Специалисту в области GR, в отличие от лоббиста, не обязательно знать детали принятия закона, постановления, и т.д. Его главная задача — выстраивание позитивных отношений с властью. Он должен также уметь подобрать и организовать специалистов (профессиональных лоббистов), которые обладают необходимыми для решения того или иного вопроса профессиональными компетенциями и личностными характеристиками. Очевидным образом различаются и режимы работы в GR и лоббизме. GR-специалист, как правило, работает в структуре компании, занимаясь разработкой и реализацией ее стратегии в отношении органов власти. Лоббист же часто привлекается на проектной основе за гонорар и является внешним по отношению к организации профессионалом. «Лоббирование — чаще единичный проект, хотя и может подразумевать целую систему мероприятий. GR — системная работа по изучению и мониторингу действий органов государственной власти и чиновников, а также донесению позиции компании по тому или иному вопросу»2.
Итак, лоббизм и GR, будучи смежными понятиями, не являются тождественными.
В отличие от традиционных форм лоббизма, тесно связанных с межличностным взаимодействием с политиками и государственными служащими, GR обладает целым рядом стратегических преимуществ.
1 Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: учеб. пособие в 2 ч. СПб.: Роза мира, 2005.
2 Шатилов А. Б., Никитин А. С. GR для эффективного бизнеса. М.: ФОРУМ, 2011. С. 17.
Во-первых, в общественном сознании лоббизм практически стал синонимом коррупции, поскольку контакты заинтересованных лиц с представителями политического истеблишмента происходят кулуарно. Аура скрытности и недоступности приводит к психологическому эффекту негативного восприятия самой деятельности.
Во-вторых, лоббизм приводит к зависимости субъектов GR-деятельности от персоналий во властных структурах, от их субъективных предпочтений и пожеланий. Это не может положительным образом сказываться на долгосрочном планировании, а также ставит участников рынка в неравное положение, когда государственные заказы или законодательные решения распределяются в пользу одного из участников.
В-третьих, следует согласиться с американским исследователем и практиком Чарльзом Маском, что особенностью GR является постоянное использование новых инновационных коммуникативных технологий, пришедших из маркетинга, PR и электоральных кампаний.
И наконец, немаловажным обстоятельством, повлекшим за собой переход к современным формам GR-деятельности, стала проблема долгосрочности исполнения принятых государственными органами решений. Общественная поддержка, публичное освещение и коалиционная политика делают необратимыми решения, полученные в результате GR-деятельности, тогда как лоббистские усилия могут быть дезавуированы спустя некоторое время после принятия государственных решений.
Важно подчеркнуть, что понятие «лоббизм» намного старше, чем «GR». Если о лоббизме, как важном институте демократической политической системы, зародившемуся на Западе, можно говорить уже применительно к XIX в., то GR появляется гораздо позже — в 1970-е-гг. в США и в 1980— 1990-е гг. в Европе. Связано это было, прежде всего, с возросшим вниманием общественности и СМИ к деятельности корпораций, с изменением публичного пространства, в котором коммуникация заняла центральное место.
В американской корпоративной среде в 1970-е гг. зародилось еще одно близкое к лоббизму понятие — issues management (в дословном переводе — «решение проблемных вопросов») — как ответная мера на ряд проигранных кейсов по формированию публичной политики в пользу активистских групп. В 1968-1972 гг. Конгресс принял ряд важнейших законопроектов и законов, касающихся защиты экологии, охраны труда, здравоохранения и защиты прав потребителей. Наряду с уменьшающимся влиянием ведущих корпораций на формирование государственно-общественной политики, росло недоверие к корпорациям и их политике среди населения. Прежние лоббистские приемы начали давать сбой. Уже недостаточно было просто оплатить услуги лоббиста, чтобы решить вопрос по интересующему законопроекту. Корпорациям требовалась новая модель влияния на формирование публичной политики. Именно тогда корпорации начали брать на вооружение методы, ранее считавшиеся прерогативой активистских групп: создание коалиций, grassroots-кампании, работа с местными сообществами. Новая форма корпоративного активизма, получившая название «issues management», основана на идее решения проблемных вопросов,
имеющих отношение к деятельности компании, а также затрагивающих общественные интересы за счет превентивных мер по управлению повесткой дня и предложению опций по решению проблемы. В обязанности issues менеджеров входит выработка стратегий решения по конкретной теме (issue) или превентивная борьба с потенциальными рисками до того, как они стали проблемой и переместились в законодательное поле.
Необходимо рассмотреть еще одно важное понятие — public affairs (в дословном переводе — «публичные дела»). По мнению ряда авторов, термин «лоббизм», как правило, нагружен негативными коннотациями и его заменяют термином «public affairs», так, в Великобритании лоббистские агентства называют себя PA-консультантами1.
Существуют различные определения public affairs. К примеру, Джон Палужек из агентства Ketchum считает, что «public affairs помогают организации развивать и поддерживать взаимовыгодные отношения с различными представителями общественности, от которых зависит не только состояние государственной политики, но и будущее организации»2. Джеймс Грюниг видит public affairs как более узкую область связей с общественностью, «которая сводится к коммуникациям с представителями госорганов и другими акторами, определяющими публичную политику»3.
Public Affairs Council4 дает более обширное определение понятию «public affairs» как «деятельности по контролю и управлению условиями ведения бизнеса, который включает в себя связи с органами государственного управления, issues management, технологии лоббирования, а также социальную ответственность, позволяющие влиять на публичную политику, эффективно управлять репутацией и находить точки соприкосновения со стейкхолдерами».
Таким образом, public affairs позволяют участвовать в создании государственно-общественной политики не только государственным структурам, но и другим представителям общественности.
Следует отметить, что термин «public affairs» зачастую используется в качестве эвфемизма в ряде контекстов, где термины «лоббизм» или «паблик рилейшнз» имеют негативную коннотацию и ассоциируется с «подковерными играми» и скандалами.
Ряд специалистов определяют public affairs как более узкую область public relations. Так, Дж. Уайт в книге «Как понимать публичные отношения и управлять ими» утверждает, что «занятие публичными делами (public affairs) является специализированной практической отраслью вну
1 См.: Толстых П. А. CR. Практикум по лоббизму в России. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. С. 25
2 Paluszek J. L. Editorial note: Defining terms. In L. B. Dennis (Ed.), Practical public affairs in an era of change: A communications guide for business, government, and college (p.xvii). Lanham, MD: University Press of America, 1995.
3 Grunig J. E. Communication, public relations, and effective organizations: An overview of the book. In J. E. Grunig (Ed.). Excellence in public relations and communication management. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1992. P. 1—28.
4 Ведущая некоммерческая ассоциация, объединяющая профессионалов в области паблик аффаирс, основанная в 1954 г. в Вашингтоне.
три публичных отношений (public relations). Оно касается отношений, включенных в развитие публичной политики, законодательства и управления, которые влияют на организации, их интересы и действия». Другими словами, «если под PR подразумевается выстраивание отношений со всеми лидерами общественного мнения (ключевыми партнерами), то РА налаживает отношения лишь с теми из них, которые так или иначе вовлечены в процессы публичной политики, постановки общественного дискурса, повестки дня и т.п.»1.
Представляется важным привести здесь определение public relations, выработанное в рамках Петербургской школы PR и используемое нами как базовое.
Паблик рилейшнз — управленческая коммуникативная деятельность (совокупность социальных практик), направленная на оптимизацию взаимодействий социального субъекта со значимыми сегментами социальной среды — с его общественностью »2.
Таким образом, GR вполне может рассматриваться как вид PR-дея- тельности коммерческой или некоммерческой организации, направленный на коммуникативное взаимодействие социального субъекта с одним из сегментов его общественности — с органами государственной власти. Результатом GR-деятельности являются хорошо налаженные отношения бизнеса (либо некоммерческой организации) с органами власти.
Другими словами, GR —вид PR-деятельности социального субъекта, связанный с отношениями с органами власти.
Это и будет наше основное определение GR.
Термин «government relation», так же как и «public relation», будем употреблять в форме мужского рода единственного числа и считать синонимичными русскоязычное словосочетание «отношения с органами государственной власти» и аббревиатуру «GR». Подчеркнем, что встречающийся перевод термина «government relations» как «связь с правительственными организациями» или как «связь с правительством» является неточным.
Итак, рассмотрев основные определения GR, мы можем перейти к выявлению субъекта и объекта GR.
1.2. Субъекты и объекты GR
Субъекты GR — шциальные субъекты, целенаправленно устанавливающие отношения с органами государственной власти.
1 Толстых П. А. CR. Практикум по лоббизму в России.
2 Кривоносов А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. Основы теории и практики связей с общественностью. СПб., 2011. С. 13.
Субъектами GR могут выступать как заказчики (инициаторы), так и исполнители GR-деятельности. Другими словами, к субъектам GR относятся:
корпорации (GR-департаменты) и некоммерческие организации (НКО);
деловые ассоциации;
профессиональные агентства и консультанты.
Принимая за основу терминологию Петербургской школы PR, можем выделить два измерения в субъектном пространстве GR-деятельности, так же как и в PR1. В структуре PR-коммуникаций Петербургская школа PR выделяет базисных субъектов, т.е. тех, кому и для кого осуществляется PR, и технологических субъектов, тех, кто осуществляет PR. Таким образом, инициаторы GR являются базисными, а исполнители — технологическими субъектами GR.
Согласно распространенному сегодня подходу, в обществе принято выделять три сектора: государственный, коммерческий и некоммерческий. Исходя из этого можно предположить, что базисные субъекты GR, т.е. субъекты, инициирующие GR, будут относиться ко второму и третьему секторам, а отношения между органами управления и внутри них (отношения G2G) не относятся к сфере GR.
В свою очередь среди базисных субъектов GR можно выделить коммерческие и некоммерческие субъекты.
К коммерческим субъектам относятся субъекты экономической деятельности (корпорации, компании), а также деловые ассоциации. Коммерческие субъекты отстаивают в органах государственных коммерческие интересы разного уровня: сугубо корпоративные интересы, интересы конкретной отрасли, или интересы всего бизнес-сообщества.
Некоммерческие субъекты выстраивают отношения с органами государственной власти прежде всего для того, чтобы отстаивать свои права, интересы и достигать своих целей, не имеющих коммерческого характера. К таким субъектам относятся представители третьего сектора: профсоюзы, различные некоммерческие организации, фонды, союзы, общества и т.п. Регуляторная деятельность государства создает перспективы, и одновременно ставит определенные рамки перед развитием некоммерческих организаций общественного характера. Более того, учитывая сильные позиции государства практически во всех сферах функционирования общества, эффективный GR может иметь чрезвычайно важное значение для стабильной и успешной деятельности общественного объединения.
РАЗМЫШЛЯЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Следует обратить внимание, что на границе государственного и бизнес-секторов существуют государственные учреждения и предприятия со значительным государственным участием. Можно предположить, что организации будут относиться к коммерческим базисным субъектам со значительной спецификой в применяемых коммуникативных технологиях. Очевидно, что эта специфика связана с иной кон
1 Кривоносов А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. Указ. соч. С. 35.
фигурацией пространства «между» коммуницирующими субъектами, а именно их пересечением, в отличие от требуемого по закону разделения во всех иных случаях.
На границе бизнеса и третьего сектора мы обнаруживаем общественные организации, которые объединяют коммерческие компании — деловые асоциации. Необходимо подчеркнуть, что различные деловые ассоциации обеспечивают значительную поддержку GR-деятельности компаний. Если говорить о поддержке российских компаний на федеральном уровне, то это такие крупнейшие общероссийские предпринимательские организации, как Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово- промышленная палата, «Деловая Россия», «ОПОРА России». На отраслевом уровне субъекты GR и лоббирования представлены, например, такими профессиональными предпринимательскими организациями как Ассоциация Российских банков, Российская ассоциация автомобильных дилеров, Национальная ассоциация деловой авиации России, Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка и др.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ
В июле 2014 г. INTERFAX.RU1 сообщил, что организация «Крымское бюро винограда и вина», объединяющая около 30 винодельческих предприятий региона («Коктебель», группа компаний Inkerman International, агрофирма «Золотая Балка», институт винограда и вина «Магарач» и др.) обратилась к руководству России с просьбой ограничить импорт винодельческой продукции из стран ЕС.
Ограничение импорта вина из стран ЕС в обращении характеризуется как «справедливые меры, которые позволили бы крымским виноделам компенсировать негативные последствия санкций ЕС, а российскому виноделию в целом получить дополнительный импульс развития».
Развитие GR в России напрямую связано с активностью западного бизнеса. Поэтому при изучении деловых ассоциаций следует обратить внимание на организации, представляющие иностранный капитал.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ (из опыта Северо-Запада)
Санкт-Петербургская международная Бизнес-Ассоциация (СПИБА) — одна из старейших международных ассоциаций на Северо-Западе России, возникая в 1995 г. По собственному заявлению Ассоциации на своем сайте, «мероприятия, которые организует СПИБА, а именно: общие собрания членов ассоциации, круглые столы, тематические семинары, брифинги, посещения предприятий, деловые поездки в различные регионы Северо-Запада и соседние страны, а также неформальные встречи членов СПИБА, служат развитию диалога с органами российской власти, являются источником информации, полезной для развития и функционирования бизнеса, а также способствуют развитию деловых контактов». В СПИБА создан специальный комитет, чья деятельность направлена на совершенствование законодательной базы с целью создания благоприятных условий для ведения бизнеса на Северо-Западе России. Комитет занимается выявлением проблем в сфере производства, торговли и налогового законодательства, с которыми сталкиваются компа
1 URL: https://www.interfax.ru/business/388 844
нии на Северо-Западе России, готовит законодательные инициативы и рекомендации, которые стремится продвинуть через местные и федеральные органы власти.
Сегодня СПИБА объединяет около 120 организаций, включая 85 коммерческих организаций, в число которых входят российские компании, предприятия с иностранными инвестициями и представительства иностранных компаний, 14 международных некоммерческих организаций, действующих в разных регионах Северо-Запада России, а также 19 дипломатических и торговых миссий.
Большая часть международных ассоциаций возникла как организации,
налаживающие контакты российского бизнеса и бизнеса конкретной зару-
бежной страны: Американская торговая палата в России (American Chamber
of Commercein Russia, AmCham), Российско-британская торговая палата
(Russo-British Chamberof Commerce, RBCC), Российско-германская внешне-
торговая палата (Deutschrussische Auslandshandelskammer, AHK), Финско-
российская торговая палата (Suomalainen-venalainen kauppakamari, SVKK)
и др. Интернациональный характер носят Ассоциация европейского биз-
неса (Association of European Businesses, AEB), Санкт-Петербургская между-
народная бизнес-ассоциация (St. Petersburg International Business Association,
SPIBA (СПИБА)).
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Одна из важнейших особенностей национальных торгово-промышленных палат — их тесное взаимодействие с «материнскими палатами» в странах происхождения и миссиями своих стран в России, что делает их двунаправленным инструментом GR, позволяя выстраивать взаимоотношения как с российскими, так и зарубежными партнерами. Однако, учитывая глобализацию, в последнее время наметилась тенденция диверсификации национального состава членства в этих ассоциациях, что делает даже национальные по названию палаты поистине международными — так, в петербургском отделении AmCham состоят почти 200 компаний из более чем 20 стран.
Американские компании были флагманом прямых иностранных инвестиций на Северо-Западе: в 1991 г. запущен завод Otis, в 1995 г. — Coca-Cola, в 1998 г. — R.J.R. и Rothmans, в 1999 г. — PepsiCo и Wrigley, в 2000 г. — Caterpillar, Gillette, Kraft Foods и Philip Morris, в 2002 г. — Ford. Законом США об иностранной коррупции (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA), принятым Конгрессом в 1977 г., американские инвесторы были серьезно ограничены в средствах продвижения своих интересов. Международный документ подобного содержания — конвенция ОЭСР «О борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных коммерческих сделок» — вступил в силу лишь в 1999 г., а до этого времени американские компании оказывались в меньшинстве и испытывали трудности в развивающихся странах.
Создание ассоциации, репутация представленных в ней компаний и строгое следование лучшим бизнес-практикам позволили AmCham завоевать доверие со стороны региональных властей, а политика открытости и приверженности международным стандартам — привлечь фактически всех крупнейших иностранных инвесторов региона. Органы власти увидели, что, ведя диалог с AmCham, имеют дело не с лоббированием узких интересов, а с общими проблемами бизнеса, от решения которых зависят экономика региона и инвестиционный климат. Сегодня AmCham представлен во всех профильных консультативных советах при губернаторах и правительствах Санкт-Петербурга и Ленинградской области по развитию предпринимательства, инвестициям, снятию административных барьеров, ведет активную и плодот-
ворную работу с региональными структурами федеральных органов, а также — через головной офис палаты в Москве — доносит позицию своих членов напрямую до федеральных структур.
Как результат, для GR специалиста AmCham представляет собой один из эффективнейших инструментов ежедневной работы. Сталкиваясь с вопросами, относящимися к компетенции тех или иных органов власти, их можно направить в палату, чтобы определить, является ли данная проблема индивидуальной или общей, и обсудить ее с коллегами, возможно, уже сталкивавшимися с подобным. Если вопрос слишком чувствителен, AmCham позволяет получить объективный ответ, не раскрывая интересанта. Мероприятия с приглашением руководителей органов власти являются отличной площадкой для прояснения их позиций по важным вопросам и установления личных контактов, а информационные и аналитические услуги палаты позволяют специалисту всегда быть в курсе событий. Наконец, профильные комитеты AmCham дают возможность задействовать руководителей предприятий, финансистов, специалистов по работе с персоналом, юристов и т. д., открывая широкие возможности для обмена опытом и кооперации.
Таким образом, участие в международных бизнес-ассоциациях — важный инструмент в работе GR-специалиста и должно входить в его обязательный арсенал. Разумеется, выбор конкретных ассоциаций зависит от профиля компании, отрасли и стоящих перед специалистом конкретных задач.
Антон Рассадин — уполномоченный по связям с общественностью и органами власти «БСХ Бытовые Приборы» (компания концерна Bosch and Siemens Home Appliances
Group)).
Основное преимущество деловых объединений состоит в том, что власти представляются не частные интересы одного субъекта, а консолидированное мнение бизнеса. В отдельных случаях ассоциации, формулируя проблему, даже не раскрывают название основного интересанта. Таким образом, во-первых, увеличиваются шансы донести конкретную позицию до государственных органов, а, во-вторых, у государственных служащих создается понимание, что они имеет дело не с частно-эгоистическим мнением отдельного субъекта, а с общественно-значимым интересом.
Технологический субъект GR — социальный субъект, осуществляющий GR в интересах базисного субъекта GR.
Если говорить о типах технологических субъектов GR, то среди них следует отдельно рассматривать GR-департаменты и профессиональные компании (либо профессиональных консультантов), работающие в сфере GR.
Департамент по связям с органами государственной власти (GR-депар- тамент) — структурное подразделение крупной корпорации, отвечающее за сопровождение ее деятельности в органах государственной власти. На настоящий момент GR-департаменты созданы практически во всех крупных российских компаниях (РЖД, «Газпром», «Лукойл» и др.).
Профессиональные компании в сфере GR — специализированные коммерческие организации, осуществляющие на платной основе услуги по представлению интересов заказчика в органах государственной власти (консалтинговые компании, PR-агентства, юридические фирмы, лоббистские фирмы). Профессиональные компании (либо частнопрактикующие
профессиональные консультанты) привлекаются GR-департаментами корпораций при подготовке и реализации крупных GR-кампаний. В качестве примера назовем такие известные российские PR-компании, как «Ник- коло М», КРОС, «Румянцев и партнеры», «Минченко консалтинг», Центр по изучению проблем бизнеса и власти и др.
РАЗМЫШЛЯЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Профессиональные компании в сфере Government Relations относительно широко распространены в Москве, однако в Петербурге и других российских городах этот вид деятельности развит значительно слабее. Так, простой поиск по запросу «GR-услуги» с использованием инструментов Яндекса в трех первых десятках выдачи дает 9 московских компаний и по одной из Петербурга, Уфы, Киева и Минска
Многообразие субъектов GR представлено на рис. 1.1.
Рис 1.1. Виды субъектов GR
Рассмотрим далее понятие «объект GR».
Объекты GR —органы государственной (муниципальной) власти, с которыми устанавливают отношения GR-специалисты.
Говоря об объекте лоббирования, необходимо подробнее остановиться на понятии органа государственной власти. Подчеркнем, что даже среди специалистов по конституционному праву сложилось однозначного подхода к определению этого термина, в виду недостаточно четких разграничений, которые содержатся в Конституции РФ и законодательстве. Основная дискуссия — относительно содержания понятий «органа государственной власти» и «государственного органа». Некоторые считают эти понятия равнозначными, а некоторые, — что они отличаются по своему объему.
Основанием разграничения для нас является то, что все органы государственной власти обозначены в Конституции РФ (ч. 1 ст. 11: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации»). Фактически эта норма конкретизирует ч. 1 ст. 10 Конституции РФ о разделении властей, что государственная в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, и каждая из них самостоятельна.
Все, что не перечислено прямо в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ — государственные органы.
Таким образом, если исходить из сущности GR-деятельности, в ее сфере будут не только отношения с органами государственной власти в конституционном смысле этого слова, но и отношения с государственными органами, т.е. многочисленными федеральными и региональными органами исполнительной власти и т.п.
В целом наука отмечает, что органы государственной власти — «отдельное звено государственного аппарата, на которое Конституцией или соответствующим ей законом возложено исполнение определенных властных функций, принятие властных решений, издание соответствующих нормативных актов» 1.
В зависимости от того, с какой ветвью власти выстраивает взаимоотношения GR-специалист, объектом GR могут выступать:
законодательная власть,
исполнительная власть,
судебная власть,
другие органы государственной власти (Центральная избирательная комиссия, Счетная палата и т.д.).
Важным объектом GR является лицо, принимающее решение (ЛПР) — представитель государственной власти, наделенный определенными полномочиями и несущий ответственность за последствия принятого решения.
В зависимости от того, с властью какого уровня устанавливаются отношения субъектом GR, можно выделить следующие уровни GR:
муниципальный,
региональный,
федеральный.
Отметим, что в практике GR и лоббизма часто используется прием influence peddling, или «торговля влиянием», т.е. использование высокого положения или репутационного капитала в лоббистских целях. Известны случаи, когда компания или даже страна с целью продвижения своих интересов в тех или иных проектах приглашала известных политиков, освободивших свои должности. К примеру, известный российский политик 1990-х гг. Борис Немцов после поражения на парламентских выборах 2003 г. занял должность председателя совета директоров в концерне
1 Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л. В. Лазарева. М.: ООО «Новая правовая культура», 2009.
«Нефтяной», а в компании «Ростик Групп» — советника по стратегическому развитию. На Украине после победы на президентских выборах Виктора Ющенко Немцов был назначен советником президента по вопросам привлечения инвестиций. Influence peddling не редкость и на Западе, хотя и регулируется законодательством. Например, Мики Кантор, председатель президентской кампании 1992 г., теперь занимает место в совете директоров биотехнологической фирмы Monsanto.
ИСТОРИЧЕСКИМ ЭКСКУРС
В 2005 г. прошел слух, что бывший канцлер Германии Герхард Шредер станет консультантом в компании «Газпром». Слух был назван «беззастенчивой спекуляцией». Что, однако, не помешало Шредеру спустя буквально через несколько месяцев занять пост главы наблюдательного совета российско-германского консорциума «Североевропейский газопровод» (СЕГ), компании, занимающейся строительством газопровода между Россией и Германией стоимостью в несколько миллиардов евро, где контрольный пакет принадлежит «Газпрому». После чего представители многих партий в Германии обвинили бывшего канцлера в «коррупции и кумовстве», что было Шредером категорически опровергнуто.
Говоря о понятийном аппарате GR-деятельности, нельзя обойти вниманием также понятие стейкхолдер (англ. stakeholder; букв. «владелец доли (получатель процента); держатель заклада», изначально — распорядитель (доверительный собственник) спорного, заложенного или подопечного имущества, дольщик).
Согласно теории стейкхолдеров (одной из концепций в этике бизнеса, сформулированной Р. Фриманом в 1984 г.), коммерческая компания — это не только экономическая целостность, а, прежде всего, совокупность внешнего и внутреннего окружения как набора заинтересованных в ее деятельности сторон, интересы и требования которых менеджеры фирмы должны принимать во внимание и удовлетворять1.
Таким образом, в теории и практике GR государственная власть может рассматриваться как один из внешних стейкхолдеров (заинтересованных лиц). К внешним стейкхолдерам также относятся: СМИ, общественные организации и структуры гражданского общества, инвесторы, конкуренты, поставщики, покупатели и т.д. К внутренним относятся: сотрудники компании, акционеры, совет директоров. Устойчивых конкурентных преимуществ организация может достичь, только активно взаимодействуя всеми заинтересованными сторонами, поскольку их поддержка необходима при реализации стратегии компании в целом.
Проводя параллели сравнения с теорией социальной системы Парсонса, можно утверждать, что любая организация, в том числе и корпоративная, эволюционирует лишь в процессе активного «социального взаимодействия между действующими субъектами»2. То есть системное выживание и развитие организации подразумевает тесное взаимодействие с внешней средой и сотрудничество с другими подсистемами, обусловленное следую
1 Freeman R. E. Strategic Management: A stakeholder approach. Boston: Pitman,1984.
2 Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-Пресс, 1997. С. 18.
щими функциональными требованиями: умением адаптироваться к среде и ее запросам; возможностью устанавливать приоритет целей и мобилизо- вывать ресурсы для их достижения; успешной координацией работы внутри организации и поддержанием общей интегрированности организационной системы, а также соблюдением ценностной составляющей системы и латентного образца действий внутри нее. Открытая система непрерывно взаимодействует с окружающей ее средой и только за счет этого обмена остается устойчивой. Даже минимальная потеря контакта может привести к нарушению гибкости социальных связей, системному сбою и последующей организационной деградации.