ТЕОРИЯ GR: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КОНЦЕПЦИИ




В результате изучения материала данной главы студент должен: знать

определения базовых понятий GR и лоббизма;

методологию исследования GR и лоббизма. уметь

определять основные субъекты и объекты GR;

выделять навыки, качества и знания, необходимые в работе GR-специалиста. владеть

базовыми знаниями для проведения исследований коммуникаций с органами государственной власти.

1.1. Понятие «government relations»

В настоящее время GR становится все более востребованной сферой деятельности. Тем не менее в России еще недостаточно литературы, тео­ретических разработок и рекомендаций, касающихся GR-деятельности. Это приводит к тому, что любой исследователь данного практического и научного поля может столкнуться с различными точками зрения, под­ходами и попытками понимания GR, а в разных компаниях возникает свое представление о том, чем является GR и как он должен быть орга­низован.

Приведем некоторые определения, встречающиеся в специальной лите­ратуре:

«GR представляет собой деятельность по выстраиванию отношений между различными общественными группами (бизнес-структурами, про­фессиональными союзами, добровольческими организациями и пр.) и госу­дарственной властью, включающую в себя сбор и обработку информации о деятельности правительства, подготовку и распространение информации о позициях представляемых групп, влияние на процессы принятия поли­тических и административных решений (лоббизм)»1.

«GR — это применение коммуникативных технологий индивидами или социальными институтами для влияния на правительственные решения

1 Самое главное в PR / Аги У., Кэмерон Г., Олт Ф., Уилкокс Д. СПб.: Питер, 2004. С. 362—363

местного, регионального, национального или интернационального уровней или их комбинаций»1.

«GR — сознательная организация коммуникации, установление эффек­тивных коммуникаций с органами государственной власти»2.

«Связи с государством» — это особая организация взаимодействия негосударственных структур (ассоциаций гражданского общества, биз­неса) с государством для влияния на власть с целью согласования интере­сов и принятия эффективных решений»3.

В профессиональном словаре лоббистской деятельности (состави­тель П. А. Толстых) приводится следующее определение: «Government Relations (GR, дословно: взаимодействие с органами государственной вла­сти) — это деятельность специально уполномоченных сотрудников круп­ных коммерческих структур (GR-специалистов) по сопровождению дея­тельности компании в политической среде» 4.

Приведенные выше определения свидетельствуют о том, что government relations — многоаспектная (прежде всего — коммуникативная) деятель­ность негосударственных структур, направленная на осуществление взаи­модействия с органами государственной власти.

В отечественном дискурсе встречается и другая точка зрения на поня­тие GR — когда GR рассматривается как PR государственных структур. Так, по мнению эксперта в области PR Ю. М. Михайлова, субъектом PR-процесса служат «органы государственной власти..., а указанную раз­новидность связей с общественностью можно обозначить как стэйт-PR или GR5. На взгляд авторов данного учебника, такая точка зрения является ошибочной.

Существуют проблемы с понятийным полем GR и демаркацией его от других, довольно близких по смыслу и содержанию понятий.

Важная проблема для теории и практики GR — дистанцирование от лоб­бистской деятельности. Одни авторы используют понятия «GR» и «лоббизм» как идентичные. Другие считают, что одно понятие включает в себя дру­гое. Третьи рассматривают лоббистскую деятельность как технологическую часть GR. Так, в учебном пособии под ред. Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимо­феевой утверждается, что «лоббизм....является определенной технологией, зарекомендовавшей себя в качестве действенного средства системы GR»6.

В данном учебнике предлагается понимать под GR отношения соци­альных субъектов с органами государственной власти, а под лоббизмом —

1 Mack С. S. Business, Politics, and the Practice of Government Relations. Westport: Greenwood Publishing Group, 1997. P. 4

2 Чумиков А. Н, Бочаров М. П. Актуальные связи с общественностью. М.: Дело, 2009. С. 605

3 GR-связи с государством. Теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством / под ред. Л. Сморгунова и Л. Тимофеевой. М.: Российская политическая энциклопедия, 2012. С. 12.

4 Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П. А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009.

5 Михайлов Ю. М. Связи с общественностью по-русски. М.: Бератор, 2007. С. 6.

6 GR-связи с государством. Указ. соч.

решения тех или иных вопросов в интересах заинтересованных групп в государственных органах власти на основе знания процедур. Иными словами, специалисты в области GR —люди, которые строят мост между властью и бизнесом (или иными общественными организациями), для того чтобы по этому мосту могли свободно пройти лоббисты для решения своих вопросов с властью. Лоббист должен владеть теорией принятия реше­ний в различных властных структурах и обязан знать конкретные проце­дуры принятия решений на том или ином уровне государственной власти. GR-деятельность предполагает, прежде всего, умение выстраивать довери­тельные отношения с властью с помощью технологий PR-деятельности, под которыми понимается социально-коммуникативная технология управ­ления внешними и внутренними коммуникациями социального субъекта с его целевыми аудиториями. В свою очередь, социальная коммуникативная технология —опирающаяся на определенный план (программу действий) целенаправленная системно организованная деятельность по управлению коммуникацией социального субъекта, направленная на решение какой- либо социально-значимой задачи1.

К технологиям GR-коммуникаций следует отнести: медиарилейшнз, участие в обсуждении органами государственной власти интересующих вопросов, технологии реализации программ корпоративной социальной ответственности, политический фандрайзинг и спонсорские программы, участие в экспертных советах и т.п. GR-специалист должен в совершенстве владеть коммуникативными навыками и уметь «вписать» проблемы своего бизнеса в повестку дня власти.

Специалисту в области GR, в отличие от лоббиста, не обязательно знать детали принятия закона, постановления, и т.д. Его главная задача — выстраивание позитивных отношений с властью. Он должен также уметь подобрать и организовать специалистов (профессиональных лоббистов), которые обладают необходимыми для решения того или иного вопроса профессиональными компетенциями и личностными характеристиками. Очевидным образом различаются и режимы работы в GR и лоббизме. GR-специалист, как правило, работает в структуре компании, занимаясь разработкой и реализацией ее стратегии в отношении органов власти. Лоббист же часто привлекается на проектной основе за гонорар и явля­ется внешним по отношению к организации профессионалом. «Лоббирова­ние — чаще единичный проект, хотя и может подразумевать целую систему мероприятий. GR — системная работа по изучению и мониторингу дей­ствий органов государственной власти и чиновников, а также донесению позиции компании по тому или иному вопросу»2.

Итак, лоббизм и GR, будучи смежными понятиями, не являются тож­дественными.

В отличие от традиционных форм лоббизма, тесно связанных с межлич­ностным взаимодействием с политиками и государственными служащими, GR обладает целым рядом стратегических преимуществ.

1 Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: учеб. пособие в 2 ч. СПб.: Роза мира, 2005.

2 Шатилов А. Б., Никитин А. С. GR для эффективного бизнеса. М.: ФОРУМ, 2011. С. 17.

Во-первых, в общественном сознании лоббизм практически стал сино­нимом коррупции, поскольку контакты заинтересованных лиц с представи­телями политического истеблишмента происходят кулуарно. Аура скрыт­ности и недоступности приводит к психологическому эффекту негативного восприятия самой деятельности.

Во-вторых, лоббизм приводит к зависимости субъектов GR-деятельности от персоналий во властных структурах, от их субъективных предпочтений и пожеланий. Это не может положительным образом сказываться на долго­срочном планировании, а также ставит участников рынка в неравное поло­жение, когда государственные заказы или законодательные решения рас­пределяются в пользу одного из участников.

В-третьих, следует согласиться с американским исследователем и прак­тиком Чарльзом Маском, что особенностью GR является постоянное использование новых инновационных коммуникативных технологий, при­шедших из маркетинга, PR и электоральных кампаний.

И наконец, немаловажным обстоятельством, повлекшим за собой переход к современным формам GR-деятельности, стала проблема долгосрочности исполнения принятых государственными органами решений. Обществен­ная поддержка, публичное освещение и коалиционная политика делают необратимыми решения, полученные в результате GR-деятельности, тогда как лоббистские усилия могут быть дезавуированы спустя некоторое время после принятия государственных решений.

Важно подчеркнуть, что понятие «лоббизм» намного старше, чем «GR». Если о лоббизме, как важном институте демократической политической системы, зародившемуся на Западе, можно говорить уже применительно к XIX в., то GR появляется гораздо позже — в 1970-е-гг. в США и в 1980— 1990-е гг. в Европе. Связано это было, прежде всего, с возросшим внима­нием общественности и СМИ к деятельности корпораций, с изменением публичного пространства, в котором коммуникация заняла центральное место.

В американской корпоративной среде в 1970-е гг. зародилось еще одно близкое к лоббизму понятие — issues management (в дословном переводе — «решение проблемных вопросов») — как ответная мера на ряд проигран­ных кейсов по формированию публичной политики в пользу активистских групп. В 1968-1972 гг. Конгресс принял ряд важнейших законопроектов и законов, касающихся защиты экологии, охраны труда, здравоохранения и защиты прав потребителей. Наряду с уменьшающимся влиянием веду­щих корпораций на формирование государственно-общественной поли­тики, росло недоверие к корпорациям и их политике среди населения. Прежние лоббистские приемы начали давать сбой. Уже недостаточно было просто оплатить услуги лоббиста, чтобы решить вопрос по интересующему законопроекту. Корпорациям требовалась новая модель влияния на фор­мирование публичной политики. Именно тогда корпорации начали брать на вооружение методы, ранее считавшиеся прерогативой активистских групп: создание коалиций, grassroots-кампании, работа с местными сооб­ществами. Новая форма корпоративного активизма, получившая название «issues management», основана на идее решения проблемных вопросов,

имеющих отношение к деятельности компании, а также затрагивающих общественные интересы за счет превентивных мер по управлению повест­кой дня и предложению опций по решению проблемы. В обязанности issues менеджеров входит выработка стратегий решения по конкретной теме (issue) или превентивная борьба с потенциальными рисками до того, как они стали проблемой и переместились в законодательное поле.

Необходимо рассмотреть еще одно важное понятие — public affairs (в дословном переводе — «публичные дела»). По мнению ряда авторов, термин «лоббизм», как правило, нагружен негативными коннотациями и его заменяют термином «public affairs», так, в Великобритании лоббист­ские агентства называют себя PA-консультантами1.

Существуют различные определения public affairs. К примеру, Джон Палужек из агентства Ketchum считает, что «public affairs помогают орга­низации развивать и поддерживать взаимовыгодные отношения с различ­ными представителями общественности, от которых зависит не только состояние государственной политики, но и будущее организации»2. Джеймс Грюниг видит public affairs как более узкую область связей с общественно­стью, «которая сводится к коммуникациям с представителями госорганов и другими акторами, определяющими публичную политику»3.

Public Affairs Council4 дает более обширное определение понятию «public affairs» как «деятельности по контролю и управлению условиями веде­ния бизнеса, который включает в себя связи с органами государственного управления, issues management, технологии лоббирования, а также соци­альную ответственность, позволяющие влиять на публичную политику, эффективно управлять репутацией и находить точки соприкосновения со стейкхолдерами».

Таким образом, public affairs позволяют участвовать в создании государ­ственно-общественной политики не только государственным структурам, но и другим представителям общественности.

Следует отметить, что термин «public affairs» зачастую используется в качестве эвфемизма в ряде контекстов, где термины «лоббизм» или «паблик рилейшнз» имеют негативную коннотацию и ассоциируется с «подковерными играми» и скандалами.

Ряд специалистов определяют public affairs как более узкую область public relations. Так, Дж. Уайт в книге «Как понимать публичные отно­шения и управлять ими» утверждает, что «занятие публичными делами (public affairs) является специализированной практической отраслью вну­

1 См.: Толстых П. А. CR. Практикум по лоббизму в России. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. С. 25

2 Paluszek J. L. Editorial note: Defining terms. In L. B. Dennis (Ed.), Practical public affairs in an era of change: A communications guide for business, government, and college (p.xvii). Lanham, MD: University Press of America, 1995.

3 Grunig J. E. Communication, public relations, and effective organizations: An overview of the book. In J. E. Grunig (Ed.). Excellence in public relations and communication management. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1992. P. 1—28.

4 Ведущая некоммерческая ассоциация, объединяющая профессионалов в области паблик аффаирс, основанная в 1954 г. в Вашингтоне.

три публичных отношений (public relations). Оно касается отношений, включенных в развитие публичной политики, законодательства и управ­ления, которые влияют на организации, их интересы и действия». Другими словами, «если под PR подразумевается выстраивание отношений со всеми лидерами общественного мнения (ключевыми партнерами), то РА нала­живает отношения лишь с теми из них, которые так или иначе вовлечены в процессы публичной политики, постановки общественного дискурса, повестки дня и т.п.»1.

Представляется важным привести здесь определение public relations, выработанное в рамках Петербургской школы PR и используемое нами как базовое.

Паблик рилейшнз — управленческая коммуникативная деятельность (совокупность социальных практик), направленная на оптимизацию вза­имодействий социального субъекта со значимыми сегментами социаль­ной среды — с его общественностью »2.

Таким образом, GR вполне может рассматриваться как вид PR-дея- тельности коммерческой или некоммерческой организации, направленный на коммуникативное взаимодействие социального субъекта с одним из сег­ментов его общественности — с органами государственной власти. Резуль­татом GR-деятельности являются хорошо налаженные отношения бизнеса (либо некоммерческой организации) с органами власти.

Другими словами, GR —вид PR-деятельности социального субъекта, свя­занный с отношениями с органами власти.

Это и будет наше основное определение GR.

Термин «government relation», так же как и «public relation», будем упо­треблять в форме мужского рода единственного числа и считать синони­мичными русскоязычное словосочетание «отношения с органами государ­ственной власти» и аббревиатуру «GR». Подчеркнем, что встречающийся перевод термина «government relations» как «связь с правительственными организациями» или как «связь с правительством» является неточным.

Итак, рассмотрев основные определения GR, мы можем перейти к выяв­лению субъекта и объекта GR.

1.2. Субъекты и объекты GR

Субъекты GR — шциальные субъекты, целенаправленно устанавлива­ющие отношения с органами государственной власти.

1 Толстых П. А. CR. Практикум по лоббизму в России.

2 Кривоносов А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. Основы теории и практики связей с общественностью. СПб., 2011. С. 13.

Субъектами GR могут выступать как заказчики (инициаторы), так и исполнители GR-деятельности. Другими словами, к субъектам GR отно­сятся:

корпорации (GR-департаменты) и некоммерческие организации (НКО);

деловые ассоциации;

профессиональные агентства и консультанты.

Принимая за основу терминологию Петербургской школы PR, можем выделить два измерения в субъектном пространстве GR-деятельности, так же как и в PR1. В структуре PR-коммуникаций Петербургская школа PR выделяет базисных субъектов, т.е. тех, кому и для кого осуществляется PR, и технологических субъектов, тех, кто осуществляет PR. Таким образом, инициаторы GR являются базисными, а исполнители — технологическими субъектами GR.

Согласно распространенному сегодня подходу, в обществе принято выделять три сектора: государственный, коммерческий и некоммерческий. Исходя из этого можно предположить, что базисные субъекты GR, т.е. субъекты, инициирующие GR, будут относиться ко второму и третьему секторам, а отношения между органами управления и внутри них (отно­шения G2G) не относятся к сфере GR.

В свою очередь среди базисных субъектов GR можно выделить коммер­ческие и некоммерческие субъекты.

К коммерческим субъектам относятся субъекты экономической дея­тельности (корпорации, компании), а также деловые ассоциации. Ком­мерческие субъекты отстаивают в органах государственных коммерческие интересы разного уровня: сугубо корпоративные интересы, интересы кон­кретной отрасли, или интересы всего бизнес-сообщества.

Некоммерческие субъекты выстраивают отношения с органами госу­дарственной власти прежде всего для того, чтобы отстаивать свои права, интересы и достигать своих целей, не имеющих коммерческого харак­тера. К таким субъектам относятся представители третьего сектора: про­фсоюзы, различные некоммерческие организации, фонды, союзы, обще­ства и т.п. Регуляторная деятельность государства создает перспективы, и одновременно ставит определенные рамки перед развитием некоммер­ческих организаций общественного характера. Более того, учитывая силь­ные позиции государства практически во всех сферах функционирования общества, эффективный GR может иметь чрезвычайно важное значение для стабильной и успешной деятельности общественного объединения.

РАЗМЫШЛЯЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Следует обратить внимание, что на границе государственного и бизнес-секто­ров существуют государственные учреждения и предприятия со значительным госу­дарственным участием. Можно предположить, что организации будут относиться к коммерческим базисным субъектам со значительной спецификой в применяемых коммуникативных технологиях. Очевидно, что эта специфика связана с иной кон­

1 Кривоносов А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. Указ. соч. С. 35.

фигурацией пространства «между» коммуницирующими субъектами, а именно их пересечением, в отличие от требуемого по закону разделения во всех иных случаях.

На границе бизнеса и третьего сектора мы обнаруживаем обществен­ные организации, которые объединяют коммерческие компании — деловые асоциации. Необходимо подчеркнуть, что различные деловые ассоциации обеспечивают значительную поддержку GR-деятельности компаний. Если говорить о поддержке российских компаний на федеральном уровне, то это такие крупнейшие общероссийские предпринимательские организации, как Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово- промышленная палата, «Деловая Россия», «ОПОРА России». На отрасле­вом уровне субъекты GR и лоббирования представлены, например, такими профессиональными предпринимательскими организациями как Ассоциа­ция Российских банков, Российская ассоциация автомобильных дилеров, Национальная ассоциация деловой авиации России, Ассоциация произ­водственных и торговых предприятий рыбного рынка и др.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

В июле 2014 г. INTERFAX.RU1 сообщил, что организация «Крымское бюро винограда и вина», объединяющая около 30 винодельческих предприятий региона («Коктебель», группа компаний Inkerman International, агрофирма «Золотая Балка», институт винограда и вина «Магарач» и др.) обратилась к руководству России с просьбой ограничить импорт винодельческой продукции из стран ЕС.

Ограничение импорта вина из стран ЕС в обращении характеризуется как «спра­ведливые меры, которые позволили бы крымским виноделам компенсировать нега­тивные последствия санкций ЕС, а российскому виноделию в целом получить допол­нительный импульс развития».

Развитие GR в России напрямую связано с активностью западного биз­неса. Поэтому при изучении деловых ассоциаций следует обратить внима­ние на организации, представляющие иностранный капитал.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ (из опыта Северо-Запада)

Санкт-Петербургская международная Бизнес-Ассоциация (СПИБА) — одна из старейших международных ассоциаций на Северо-Западе России, возникая в 1995 г. По собственному заявлению Ассоциации на своем сайте, «мероприятия, которые организует СПИБА, а именно: общие собрания членов ассоциации, кру­глые столы, тематические семинары, брифинги, посещения предприятий, деловые поездки в различные регионы Северо-Запада и соседние страны, а также нефор­мальные встречи членов СПИБА, служат развитию диалога с органами российской власти, являются источником информации, полезной для развития и функциони­рования бизнеса, а также способствуют развитию деловых контактов». В СПИБА создан специальный комитет, чья деятельность направлена на совершенствование законодательной базы с целью создания благоприятных условий для ведения бизнеса на Северо-Западе России. Комитет занимается выявлением проблем в сфере произ­водства, торговли и налогового законодательства, с которыми сталкиваются компа­

1 URL: https://www.interfax.ru/business/388 844

нии на Северо-Западе России, готовит законодательные инициативы и рекоменда­ции, которые стремится продвинуть через местные и федеральные органы власти.

Сегодня СПИБА объединяет около 120 организаций, включая 85 коммерческих организаций, в число которых входят российские компании, предприятия с иностран­ными инвестициями и представительства иностранных компаний, 14 международ­ных некоммерческих организаций, действующих в разных регионах Северо-Запада России, а также 19 дипломатических и торговых миссий.

Большая часть международных ассоциаций возникла как организации,
налаживающие контакты российского бизнеса и бизнеса конкретной зару-
бежной страны: Американская торговая палата в России (American Chamber
of Commercein Russia, AmCham), Российско-британская торговая палата
(Russo-British Chamberof Commerce, RBCC), Российско-германская внешне-
торговая палата (Deutschrussische Auslandshandelskammer, AHK), Финско-
российская торговая палата (Suomalainen-venalainen kauppakamari, SVKK)
и др. Интернациональный характер носят Ассоциация европейского биз-
неса (Association of European Businesses, AEB), Санкт-Петербургская между-
народная бизнес-ассоциация (St. Petersburg International Business Association,
SPIBA (СПИБА)).

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Одна из важнейших особенностей национальных торгово-промышленных палат — их тесное взаимодействие с «материнскими палатами» в странах происхождения и миссиями своих стран в России, что делает их двунаправленным инструментом GR, позволяя выстраивать взаимоотношения как с российскими, так и зарубежными партнерами. Однако, учитывая глобализацию, в последнее время наметилась тенден­ция диверсификации национального состава членства в этих ассоциациях, что делает даже национальные по названию палаты поистине международными — так, в петер­бургском отделении AmCham состоят почти 200 компаний из более чем 20 стран.

Американские компании были флагманом прямых иностранных инвестиций на Северо-Западе: в 1991 г. запущен завод Otis, в 1995 г. — Coca-Cola, в 1998 г. — R.J.R. и Rothmans, в 1999 г. — PepsiCo и Wrigley, в 2000 г. — Caterpillar, Gillette, Kraft Foods и Philip Morris, в 2002 г. — Ford. Законом США об иностранной коррупции (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA), принятым Конгрессом в 1977 г., американ­ские инвесторы были серьезно ограничены в средствах продвижения своих интере­сов. Международный документ подобного содержания — конвенция ОЭСР «О борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных ком­мерческих сделок» — вступил в силу лишь в 1999 г., а до этого времени американ­ские компании оказывались в меньшинстве и испытывали трудности в развиваю­щихся странах.

Создание ассоциации, репутация представленных в ней компаний и строгое сле­дование лучшим бизнес-практикам позволили AmCham завоевать доверие со сто­роны региональных властей, а политика открытости и приверженности международ­ным стандартам — привлечь фактически всех крупнейших иностранных инвесторов региона. Органы власти увидели, что, ведя диалог с AmCham, имеют дело не с лоб­бированием узких интересов, а с общими проблемами бизнеса, от решения которых зависят экономика региона и инвестиционный климат. Сегодня AmCham представ­лен во всех профильных консультативных советах при губернаторах и правитель­ствах Санкт-Петербурга и Ленинградской области по развитию предприниматель­ства, инвестициям, снятию административных барьеров, ведет активную и плодот-

ворную работу с региональными структурами федеральных органов, а также — через головной офис палаты в Москве — доносит позицию своих членов напрямую до феде­ральных структур.

Как результат, для GR специалиста AmCham представляет собой один из эффек­тивнейших инструментов ежедневной работы. Сталкиваясь с вопросами, относящи­мися к компетенции тех или иных органов власти, их можно направить в палату, чтобы определить, является ли данная проблема индивидуальной или общей, и обсу­дить ее с коллегами, возможно, уже сталкивавшимися с подобным. Если вопрос слиш­ком чувствителен, AmCham позволяет получить объективный ответ, не раскрывая интересанта. Мероприятия с приглашением руководителей органов власти являются отличной площадкой для прояснения их позиций по важным вопросам и установле­ния личных контактов, а информационные и аналитические услуги палаты позво­ляют специалисту всегда быть в курсе событий. Наконец, профильные комитеты AmCham дают возможность задействовать руководителей предприятий, финанси­стов, специалистов по работе с персоналом, юристов и т. д., открывая широкие воз­можности для обмена опытом и кооперации.

Таким образом, участие в международных бизнес-ассоциациях — важный инстру­мент в работе GR-специалиста и должно входить в его обязательный арсенал. Разумеется, выбор конкретных ассоциаций зависит от профиля компании, отрасли и стоящих перед специалистом конкретных задач.

Антон Рассадин — уполномоченный по связям с общественностью и органами вла­сти «БСХ Бытовые Приборы» (компания концерна Bosch and Siemens Home Appliances

Group)).

Основное преимущество деловых объединений состоит в том, что вла­сти представляются не частные интересы одного субъекта, а консолиди­рованное мнение бизнеса. В отдельных случаях ассоциации, формулируя проблему, даже не раскрывают название основного интересанта. Таким образом, во-первых, увеличиваются шансы донести конкретную позицию до государственных органов, а, во-вторых, у государственных служащих создается понимание, что они имеет дело не с частно-эгоистическим мне­нием отдельного субъекта, а с общественно-значимым интересом.

Технологический субъект GR — социальный субъект, осуществляющий GR в интересах базисного субъекта GR.

Если говорить о типах технологических субъектов GR, то среди них сле­дует отдельно рассматривать GR-департаменты и профессиональные ком­пании (либо профессиональных консультантов), работающие в сфере GR.

Департамент по связям с органами государственной власти (GR-депар- тамент) — структурное подразделение крупной корпорации, отвечающее за сопровождение ее деятельности в органах государственной власти. На настоящий момент GR-департаменты созданы практически во всех крупных российских компаниях (РЖД, «Газпром», «Лукойл» и др.).

Профессиональные компании в сфере GR — специализированные ком­мерческие организации, осуществляющие на платной основе услуги по представлению интересов заказчика в органах государственной власти (консалтинговые компании, PR-агентства, юридические фирмы, лоббист­ские фирмы). Профессиональные компании (либо частнопрактикующие

профессиональные консультанты) привлекаются GR-департаментами кор­пораций при подготовке и реализации крупных GR-кампаний. В качестве примера назовем такие известные российские PR-компании, как «Ник- коло М», КРОС, «Румянцев и партнеры», «Минченко консалтинг», Центр по изучению проблем бизнеса и власти и др.

РАЗМЫШЛЯЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Профессиональные компании в сфере Government Relations относительно широко распространены в Москве, однако в Петербурге и других российских горо­дах этот вид деятельности развит значительно слабее. Так, простой поиск по запросу «GR-услуги» с использованием инструментов Яндекса в трех первых десятках выдачи дает 9 московских компаний и по одной из Петербурга, Уфы, Киева и Минска

Многообразие субъектов GR представлено на рис. 1.1.

Рис 1.1. Виды субъектов GR

Рассмотрим далее понятие «объект GR».

Объекты GR —органы государственной (муниципальной) власти, с кото­рыми устанавливают отношения GR-специалисты.

Говоря об объекте лоббирования, необходимо подробнее остановиться на понятии органа государственной власти. Подчеркнем, что даже среди специалистов по конституционному праву сложилось однозначного под­хода к определению этого термина, в виду недостаточно четких разграниче­ний, которые содержатся в Конституции РФ и законодательстве. Основная дискуссия — относительно содержания понятий «органа государственной власти» и «государственного органа». Некоторые считают эти понятия равнозначными, а некоторые, — что они отличаются по своему объему.

Основанием разграничения для нас является то, что все органы государ­ственной власти обозначены в Конституции РФ (ч. 1 ст. 11: «Государствен­ную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Феде­рации»). Фактически эта норма конкретизирует ч. 1 ст. 10 Конституции РФ о разделении властей, что государственная в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, и каждая из них самостоятельна.

Все, что не перечислено прямо в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ — государ­ственные органы.

Таким образом, если исходить из сущности GR-деятельности, в ее сфере будут не только отношения с органами государственной власти в кон­ституционном смысле этого слова, но и отношения с государственными органами, т.е. многочисленными федеральными и региональными органами исполнительной власти и т.п.

В целом наука отмечает, что органы государственной власти — «отдель­ное звено государственного аппарата, на которое Конституцией или соот­ветствующим ей законом возложено исполнение определенных властных функций, принятие властных решений, издание соответствующих норма­тивных актов» 1.

В зависимости от того, с какой ветвью власти выстраивает взаимоотно­шения GR-специалист, объектом GR могут выступать:

законодательная власть,

исполнительная власть,

судебная власть,

другие органы государственной власти (Центральная избирательная комиссия, Счетная палата и т.д.).

Важным объектом GR является лицо, принимающее решение (ЛПР) — представитель государственной власти, наделенный определенными пол­номочиями и несущий ответственность за последствия принятого решения.

В зависимости от того, с властью какого уровня устанавливаются отно­шения субъектом GR, можно выделить следующие уровни GR:

муниципальный,

региональный,

федеральный.

Отметим, что в практике GR и лоббизма часто используется прием influence peddling, или «торговля влиянием», т.е. использование высокого положения или репутационного капитала в лоббистских целях. Известны случаи, когда компания или даже страна с целью продвижения своих интересов в тех или иных проектах приглашала известных политиков, освободивших свои должности. К примеру, известный российский поли­тик 1990-х гг. Борис Немцов после поражения на парламентских выбо­рах 2003 г. занял должность председателя совета директоров в концерне

1 Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л. В. Лазарева. М.: ООО «Новая правовая культура», 2009.

«Нефтяной», а в компании «Ростик Групп» — советника по стратегиче­скому развитию. На Украине после победы на президентских выборах Вик­тора Ющенко Немцов был назначен советником президента по вопросам привлечения инвестиций. Influence peddling не редкость и на Западе, хотя и регулируется законодательством. Например, Мики Кантор, председатель президентской кампании 1992 г., теперь занимает место в совете директо­ров биотехнологической фирмы Monsanto.

ИСТОРИЧЕСКИМ ЭКСКУРС

В 2005 г. прошел слух, что бывший канцлер Германии Герхард Шредер станет консультантом в компании «Газпром». Слух был назван «беззастенчивой спекуля­цией». Что, однако, не помешало Шредеру спустя буквально через несколько меся­цев занять пост главы наблюдательного совета российско-германского консорциума «Североевропейский газопровод» (СЕГ), компании, занимающейся строительством газопровода между Россией и Германией стоимостью в несколько миллиардов евро, где контрольный пакет принадлежит «Газпрому». После чего представители мно­гих партий в Германии обвинили бывшего канцлера в «коррупции и кумовстве», что было Шредером категорически опровергнуто.

Говоря о понятийном аппарате GR-деятельности, нельзя обойти внима­нием также понятие стейкхолдер (англ. stakeholder; букв. «владелец доли (получатель процента); держатель заклада», изначально — распорядитель (доверительный собственник) спорного, заложенного или подопечного имущества, дольщик).

Согласно теории стейкхолдеров (одной из концепций в этике бизнеса, сформулированной Р. Фриманом в 1984 г.), коммерческая компания — это не только экономическая целостность, а, прежде всего, совокупность внеш­него и внутреннего окружения как набора заинтересованных в ее деятель­ности сторон, интересы и требования которых менеджеры фирмы должны принимать во внимание и удовлетворять1.

Таким образом, в теории и практике GR государственная власть может рассматриваться как один из внешних стейкхолдеров (заинтересованных лиц). К внешним стейкхолдерам также относятся: СМИ, общественные организации и структуры гражданского общества, инвесторы, конкуренты, поставщики, покупатели и т.д. К внутренним относятся: сотрудники ком­пании, акционеры, совет директоров. Устойчивых конкурентных преиму­ществ организация может достичь, только активно взаимодействуя всеми заинтересованными сторонами, поскольку их поддержка необходима при реализации стратегии компании в целом.

Проводя параллели сравнения с теорией социальной системы Парсонса, можно утверждать, что любая организация, в том числе и корпоративная, эволюционирует лишь в процессе активного «социального взаимодей­ствия между действующими субъектами»2. То есть системное выживание и развитие организации подразумевает тесное взаимодействие с внешней средой и сотрудничество с другими подсистемами, обусловленное следую­

1 Freeman R. E. Strategic Management: A stakeholder approach. Boston: Pitman,1984.

2 Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-Пресс, 1997. С. 18.

щими функциональными требованиями: умением адаптироваться к среде и ее запросам; возможностью устанавливать приоритет целей и мобилизо- вывать ресурсы для их достижения; успешной координацией работы вну­три организации и поддержанием общей интегрированности организаци­онной системы, а также соблюдением ценностной составляющей системы и латентного образца действий внутри нее. Открытая система непрерывно взаимодействует с окружающей ее средой и только за счет этого обмена остается устойчивой. Даже минимальная потеря контакта может привести к нарушению гибкости социальных связей, системному сбою и последую­щей организационной деградации.

Таким образом, функциональное долголетие многих компаний зави­сит не только от государственных органов, принимающих за



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: