В современном мире наиболее распространенным способом осознания, обоснования и институционализации профессиональной этики, является создание кодексов профессионального поведения. К кодексам, регулирующим деятельность лоббиста, могут быть отнесены и кодексы в сфере PR, и этические документы, упорядочивающие деятельность политиков, и т.д. Однако существуют и специальные документы. К ним относятся прежде всего национальные кодексы1, встречается также практика создания соответствующих кодексов на уровне отдельных компаний, как, например, у компании Henkel. Почти все международные саморегулируемые организации концентрируются вокруг органов Евросоюза. Назовем Кодекс поведения Европейской ассоциации Public Affairs-консультантов (European Public Affairs Consultancies Association, EPACA)2, Кодекс поведения, принятый Европейским обществом профессиональных дел (Society of European Affairs Professionals, SEAP), Кодекс поведения лоббистов при Европейском союзе. Отметим также активную исследовательскую и образовательную деятельность Европейского сообщества по общественным делам (Public Affairs Community of Europe, PACE).
Всемирное значение приобрел Международный кодекс лоббистской этики3. Он был принят в ноябре 2010 г. Американской лигой лоббистов в качестве национального кодекса, в марте 2012 г. — Ассоциацией лоббистов, аккредитованных при Европейском Союзе4, а осенью 2012 г. только что образованной в Вашингтоне Международной ассоциацией адвокатов публичной политики (The International Public Policy Advocacy Association, IPPAA)5.
На основании анализа 9 статей и преамбул (преамбулы во всех трех случаях различаются, в Кодексе IPPAA вместо термина «лоббист» использован термин public policy advocate) можно выделить следующие принципы профессиональной этики:
• честность: лоббист обязан доносить до государственных деятелей и общественности информацию точно и полно, при этом он должен также следить за изменением ситуации и своевременно информировать об этом
1 Кодекс профессиональной этики лоббиста Ассоциации профессиональных лоббистов Польши; Кодекс этики Итальянской лоббистской ассоциации Il Chiostro; Кодекс этики Румынской ассоциации зарегистрированных лоббистов; Кодекс этики Сербской ассоциации лоббистов и др.
2 См.: приложение 3 к настоящему учебнику.
3 См.: приложение 2 к настоящему учебнику.
4 В момент своего создания в 2005 г. эта организация называлась Ассоциация лоббистов, аккредитованных при Парламенте Евросоюза, сегодня — Ассоциация аккредитованных при Европейском Союзе адвокатов публичной политики (the Association of Accredited Public Policy Advocates to the European Union). Новое название подчеркивает служение лоббистов принципу общего блага. При этом в качестве бренда сохраняется историческая аббревиатура AALEP.
5 Global Code of Public Policy Advocacy Ethics. URL: https://ippaaglobal.org/Global%20 Code%20of%20Public%20Policy%20Advocacy%20Ethics.html.
заинтересованные стороны, также честным и открытым ему следует быть и в отношениях с клиентом;
законопослушность: лоббист не только не должен сам нарушать законодательство, он также не может провоцировать подобные нарушения со стороны официальных лиц;
профессионализм: лоббист обязан постоянно повышать уровень своей компетентности, уважительно относиться к партнерам и соперникам (!);
лояльность по отношению к клиенту: лоббист должен приложить все усилия по защите интересов клиента, при этом стремясь потратить столько времени и средств, сколько для этого реально требуется, обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию клиента;
служение обществу этот принцип для составителей кодекса неотрывен от принципа служения профессии, поскольку прозрачность деятельности и добросовестное выполнение своих обязанностей лоббистом должны приводить к пониманию обществом роли лоббизма как одного из институтов демократии.
3.5. Проблема реализации этических норм
Однако документальная фиксированность еще не обеспечивает реализации этических норм на практике. Из 189 лоббистов и GR-специалистов, опрошенных Организацией экономического сотрудничества и развития, 162 (86%) заявили, что пользуются профессиональными кодексами регулярно или время от времени1. Однако смещение выборки, сформированной по признаку официальной регистрации при Европейском союзе, заставляет усомниться в общезначимости этого результата. Проблема коррупции известна всем странам. Примеры грубого нарушения профессиональной этики можно в большом количестве найти в США2, Великобритании3, Гер- мании4 и т.д. Коррупционные расходы европейской экономики составляют около 120 млрд евро в год5. Каждый двенадцатый гражданин Евросоюза сталкивался со случаями коррупции в течение последнего года. В России, делящей 127 место в рейтинге восприятия коррупции Transparency International6, ситуация еще напряженнее.
Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки,получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий под-
1 Lobbyists, Government and Public Trust. V. 2. Promoting Integrity Through Self-Regulation. OECD, 2012. P. 70.
2 Allard, N. W. Lobbying Is an Honorable Profession Vol. 19. No. 1. P. 23—68.
3 Бодрунова С. С. Современные стратегии британской политической коммуникации. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2010. 423 с.
4 Leif T., Speth R. (Hrsg.): Die funfte Gewalt: Lobbyismus in Deutschland. VS Verlag fur Sozialwissenschaften; 2006.
5 EU 28 Corruption Report and Recommendations by the EC // Association of Accredited Public Policy Advocates to the European Union. URL: https://www.aalep.eu/EU_28_corruption_ report_and_recommendations_by_the_EC_
6 Corruption Perceptions Index 2013. URL: https://cpi.transparency.org/cpi2013/results/.
куп либо иное незаконное использование физическим лицом своего долж-
ностного положения вопреки законным интересам общества и государ-
ства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имуще-
ства или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для
себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды
указанному лицу другими физическими лицами, в том числе, от имени
или в интересах юридического лица1.
Очевидно, что нарушения профессиональной этики лоббиста и GR-спе- циалиста могут провоцироваться как объектами их деятельности — депутатами, чиновниками органов исполнительной власти, так и клиентами. Исследования Фонда «Общественное мнение» показывают, что большинство россиян, дававших взятки, делали это по собственной инициативе2. В России взятка оценивается как эффективный инструмент решения своих задач3. В результате и в России, и за рубежом при борьбе с коррупцией основное внимание уделяется правовому и этическому регулированию деятельности представителей власти и представителей бизнеса. Характерным примером может служить Антикоррупционная хартия российского бизнеса.
Вместе с тем нельзя недооценивать роль самого профессионального сообщества. В качестве модели может быть рассмотрена, например, деятельность SEAP. На комитет SEAP по политике и кодексам возложены задачи рассмотрения случаев несоблюдения кодекса поведения; разработки системы прецедентов, информирования общественности о несоблюдении Кодекса поведения и повышения квалификации членов. Для всех членов Общества проводится 90-минутный семинар по Кодексу, на сайте размещены комментарии в виде вопросов и ответов, разработана процедура подачи и рассмотрения жалоб на нарушения этики. К сожалению, саморегулирование на сегодняшний день остается практически не используемым ресурсом. В указанном европейском исследовании большинство респондентов заявило, что нарушения профессиональных кодексов или вовсе не преследуются или преследуются недостаточно4. Представляется, что существующим ассоциациям следует усилить работу профильных комитетов как по контролю за исполнением кодексов, так и по их продвижению.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
11 заповедей GR-менеджера в России в версии известного российского специалиста Марата Баширова
1. Будьте оптимистами.
Среда ведения бизнеса в России некомфортная. Права на частную собственность и на извлечение прибыли не стали нормами общественного мировоззрения большинства населения, политические факторы доминируют над экономической логикой.
1 Ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
2 Бытовая коррупция в России. URL: https://fom.ru/obshchestvo/138.
3 Почему, несмотря на все призывы и попытки, никак не удается справиться с коррупцией в стране? URL: https://www.levada.ru/archive/gosudarstvennye-instituty/korruptsiya/ pochemu-nesmotrya-na-vse-prizyvy-i-popytki-nikak-ne-ud (дата обращения: 16.06.2013).
4 Lobbyists, Government and Public Trust. P. 72—73.
Бизнес-менеджеры в конфликтных ситуациях часто действуют, игнорируя регуляторов, чем только усугубляют негативные последствия. GR-специалист должен быть всегда повернут лицом к власти. Системы защиты и продвижения бизнеса строятся по кирпичику годами. Важна ваша личная вера в возможность достижения целей, что бы ни делала власть.
Не критикуйте действия власти.
Хотите чего-то добиться — предлагайте и отстаивайте. Оценка последствий для бизнеса регулирующего воздействия власти (ОРВ), как механизм внесения предложений и экспертных мнений, уже эффективно действует. Критикуя власть, тем более публично, вы меняете амплуа и становитесь политиком. Роль GR-менеджера — организатор диалога, а не спора.
Принимайте экономическую модель государства такой, какая она есть.
Бизнес создается в существующей модели и стремится зарабатывать, понимая
риски и возможности. Модели всегда несправедливы или для поставщика, или для потребителя. Бизнес нанимает вас, чтобы снизить вероятность наступления рисков, связанных с решениями органов власти или с недобросовестной конкуренцией. В любой модели можно создать благоприятные условия бизнеса при наличии технологий влияния и ресурсов.
Работайте с человеком, а не с его креслом.
Формируйте связи и отношения не только в служебное время. После 18:00 интересующий вас человек меняет амплуа. Это уже отец, футболист или театрал. Основа административной элиты в России — это заместители министров, руководители департаментов и управлений. Они формируют реальную «повестку дня» ФОИВ, регулируют скорость принятия решений, готовят экспертную поддержку. В силу высокой регуляторной компетенции они знают, на чем зарабатывает бизнес. Рекомендации, обмен информацией и «телефонное право» сохранились в их практике. Личные отношения с одним дают возможность получать контакты или информацию от других чиновников.
Будьте полезны и бизнесу, и власти.
Погружайтесь в суть бизнеса. Ваша эффективность работы в бизнес-команде зависит от понимания бизнес-процессов, конкурентной среды, как регуляторные решения влияют на прибыльность и развитие. Решения власти (и Ваш KPI1) можно оцифровать или описать через технологии риск-менеджмента. Будьте полезны чиновникам. Взаимодействие с ними — это всегда дорога с двухсторонним движением. Погружайтесь в суть их работы, мотивы и тайминг. Разберитесь в функционале ФОИВ, в их полномочиях и взаимосвязях с другими органами власти. Знание нормативных основ администрирования в федеральных органах исполнительной власти обязательно. Поймите, чего чиновники ждут от взаимодействия с вами. Давая то, что им нужно для их эффективной работы, вы получите возможность достичь своих целей. Искусство GR-менеджера состоит в том, чтобы найти компромисс между целями власти и интересом бизнеса в регуляторных ситуациях.
Будьте лояльными к своему работодателю.
Для бизнеса ваш функционал — сервис стратегического менеджмента. Цели, методы, ресурсы и корпоративную культуру определяют акционеры и руководители компании. GR — это всегда инструмент акционеров и топ-менеджеров, и вы всегда знаете больше, чем другие бизнес-менеджеры компании. Будьте лояльны своим работодателям и искренне разделяйте их бизнес-мировоззрение, тогда вас будут слушать и будут вам доверять.
Копите личные связи и отношения.
Источники вашей успешности — ваши репутация, компетенции и связи. Административная элита России — закрытая и малоподвижная социальная группа. Переход из власти в бизнес на среднем уровне — редкость, а перемещение по гори
1 Key Performance Indicators — ключевые показатели эффективности.
зонтали — норма. Не теряйте из виду чиновника, даже если он перешел в инуюотрасль. Помогайте, когда ему трудно. Завтра он может вернуться. Связи и отношения не передаются с вашим уходом бизнесу, но помогайте своим прошлым работодателям, если они к вам обратятся (за исключением конкурентных сюжетов). Копите связи не только с госуправленцами, но и с бизнесменами.
Команда — важнейший из ресурсов.
Сложные регуляторные решения принимаются согласованно ФОИВами разного функционала. Ваши аргументы будут приняты, если они профессиональны и обо-снованны. Этого результата можно достичь в командной работе юристов, производ-
ственников, сбытовиков — все зависит от отрасли и сути регуляторного решения.
Роли GR-менеджера — организационная и представительская. Важно определить
цели работы команды и подобрать тех, кто их разделяет.
Создавай независимые площадки для взаимодействия с властью.
Создавая условия ведения бизнеса для вашей компании, вы создаете их для
всех участников отрасли. Объединяйте усилия отраслевиков. Мнение, высказан-
ное публично некоммерческой организацией, созданной большинством компаний
отрасли, воспринимается как экспертное. Оно исключает риски обвинения чинов-
ника в защите интересов частной компании и принимается прессой в качестве мне-
ния компетентного ньюсмейкера.
Мониторьте события и составляйте собственное мнение.
Ключевые события важно узнавать вовремя. О них не всегда пишут в прессе.
У них всегда есть личностная и политическая подоплека. Имейте собственное мнение
о них, чтобы не совершать личных ошибок при взаимодействии с властью и вовремя
снижать риски для бизнеса.
Непрерывно учитесь.
Технологии администрирования во власти и в бизнесе постоянно развиваются,
меняется законодательство, совершенствуются каналы коммуникаций, меняется биз-
нес-язык, появляются новые направления знаний. Не упускайте ни одну новацию
или перемену — это залог вашей адекватности.
Марат Фаатович Баширов — Председатель комитета Ассоциации менеджеров
России по связям с органами власти.
Выводы
В данной главе мы остановились на вопросах этики GR и лоббизма. Основой профессиональной этики этих профессий является служение общему благу через защиту и согласование частных интересов. К основным принципам относятся честность, законопослушность, профессионализм, лояльность к клиенту и служение обществу. Однако реализация этих принципов на практике нередко сталкивается с противодействием как объектов, так и базисных субъектов GR и лоббизма, а также пассивностью профессионального сообщества.
Практикум
Контрольные вопросы и задания
Каковы функции профессиональной этики?
В чем нравственный смысл профессии GR-специалиста?
Можно ли этику GR и лоббизма cчитать наукой? Почему?
Приведите три аргумента, почему профессиональная этика отличается от личной морали.
Каковы функции кодексов профессионального поведения?
Назовите виды кодексов профессионального поведения лоббиста. Приведите примеры.
Перечислите основные принципы профессиональной этики специалиста по взаимодействию с государственными органами.
Какова роль профессионального сообщества в этическом регулировании GR и лоббизма?
Прочитайте «11 заповедей GR-менеджера в России в версии известного российского специалиста Марата Баширова».
А) Какие из них содержат нормы профессиональной этики, какие — личной морали, а какие являются инструментальными для достижения цели?
Б) Сформулируйте контраргументы к тезисам М. Баширова.
Темы докладов и рефератов
Понятие профессиональной этики GR.
Функции профессиональной этики лоббиста.
Ценности профессиональной этики в сфере лоббизма и GR.
Международные кодексы профессиональной этики лоббиста.
Национальные кодексы профессиональной этики лоббиста (страна — по выбору учащегося).
Европейские органы саморегулирования лоббизма.
Российские органы саморегулирования лоббизма.
Этика лоббиста и проблема коррупции.
Ситуационное задание
3.1. Партнерство свободы от табачного дыма (Smoke Free Partnership) обратилось в Управляющий комитет EPACA с жалобой на члена Ассоциации международную консалтинговую группу Interel. С точки зрения Партнерства Interel нарушило требования профессиональной этики, когда с директором SFP Флоренс Бертелетти Кемп в Фейсбуке связался стажер Interel. Молодой человек, не уточняя места своей работы, пояснил, что ему для собственного исследования необходимо задать специалисту несколько вопросов об упаковочных материалах. Когда личность корреспондента раскрылась, мадам Бертелетти Кемп предположила, что исследование на самом деле выполнялось для реального или потенциального клиента Interel.
В чем, с точки зрения SFP, состояло нарушение этики?
Какие вопросы должен был рассмотреть Дисциплинарный комитет EPACA?
Квалифицируйте действия Interel по: а) Кодексу поведения EPACA (приложение 3); б) Международному кодексу лоббистской этики (см. приложение 2).
Какие рекомендации по этой ситуации вы бы сформулировали, если бы были на месте функционеров EPACA?
3.2.1 19 мая 2014 года Брэд Смит, генеральный советник Microsoft, выступил с заявлением о необходимости дальнейшей реформы системы государственного слежения и способов, с помощью которых государственные органы и корпорации могут удовлетворить требования граждан о большей прозрачности и ответственности за обеспечение безопасности персональных данных. В пресс-релизе, опубликованном на сайте Microsoft, говорилось:
«За год, прошедший с момента обнародования новой информации о методах государственного слежения правительства США, изменилось многое, в том числе, мы
1 Подготовлено М. В. Кулахметовой.
увидели первые позитивные изменения. Мы все хотим жить в безопасном и надежном мире, и правительства, включая правительство США, играют ключевую роль в обеспечении безопасности нашего общества. Однако реальность такова: Правительству Соединенных Штатов необходимо завершить решение важной проблемы недостатка доверия к информационным технологиям, которую оно же и создало.
На этой неделе исполняется год с момента первых публикаций Guardian и Washington Post, в которых раскрыты масштабы государственного слежения правительства США за телефонными переговорами и перепиской в интернете, осуществляемого в том числе и совместно со службами других государств. В продолжение истории мы выяснили, что правительство отслеживало не только относительно небольшие объемы контента Интернет-компаний посредством законных запросов. Стало очевидно, что правительство перехватывало данные, передаваемые по глобальной сети, и даже «взламывало» каналы связи между корпоративными дата-центрами. Эти разоблачения вызвали обоснованные споры по поводу пределов и предмета государственного слежения, и привели к первым положительным изменениям. И все же, намного больше еще предстоит сделать.
С развитием мобильных устройств и облачных сервисов, технология стала как никогда более мощной и персонализированной. Практически в каждой своей деловой встрече во время своей недавней поездки в Европу, а также в ходе дискуссий с коллегами со всего мира я сталкивался с тем, что у людей есть серьезные вопросы и обеспокоенность относительно того, как защищаются их персональные данные. Эти опасения существенно сдерживают развитие облачных технологий. Вполне логично, что никто не захочет использовать технологию, которой не доверяет. Мы должны найти правильный баланс между соблюдением конфиденциальности частной информации и интересами государственной безопасности для восстановления доверия и обеспечения фундаментальных прав и свобод. В частности, год спустя, правительству США все еще предстоит сделать пять шагов.
Признать, что полномочия ордеров на предоставление информации (search warrants) ограничиваются границами Соединенных Штатов: мы обеспокоены попытками правительства использовать ордера на предоставление информации, чтобы вынудить компании предоставлять содержание сообщений клиентов не из США, которые хранятся исключительно за пределами Соединенных Штатов При этом Правительство США не приемлет подобных требований со стороны иностранных государств, требующих исполнения на территории США, и в отношении контента электронной почты граждан США без соблюдения юридических процедур США. Почему же оно ожидает от правительств других государств иной реакции?
Правительству США следует прекратить попытки принуждать технологические компании нарушать свои договорные обязательства и передавать данные в другие государства. Согласно Четвертой Поправке Конституции США пользователи имеют право на конфиденциальность своей электронной переписки. Наше правительство должно отстаивать конституционные гарантии о защите персональных данных и соблюдать правила конфиденциальности, установленные законом. Именно поэтому некоторое время назад мы обратились в суд для оспаривания ордера о предоставлении информации, хранящейся в нашем дата-центре в Ирландии. Мы убеждены, что закон и Конституция США на нашей стороне, и намерены отстаивать свою позицию настолько и насколько это необходимо.
Прекратить массовый сбор данных: президент Обама выразил намерение прекратить массовый сбор данных записей телефонных переговоров. Несмотря на то, что компания Microsoft до настоящего времени не получала требований о массовом сборе данных в сети Internet, мы все же считаем, что следует ужесточить требования Закона США о свободе информации и включить в него прямой запрет подобных требований в будущем.
Реформировать Суд по контролю над внешней разведкой (FISA Court): необходимо повысить прозрачность процедур и регламентов Суда по контролю над внешней
разведкой, ввести принцип состязательности процесса, который является критерием справедливой судебной системы. Аксиома любого судебного разбирательства: судья, слышащий лишь одну сторону, не вынесет справедливого решения. Конгрессу необходимо признать необходимость реформы суда по контролю над внешней разведкой и провести такую реформу.
Отказаться от «взламывания» дата-центров и каналов связи: мы полагаем, что расширение применения шифрования в наших сервисах делает куда более сложным для любого правительства получение доступа к данным в процессе их передачи или хранения. Спустя более, чем семь месяцев после того, как Washington Post впервые сообщила о том, что Агентство Национальной Безопасности взламывало системы, размещенные за пределами США, для получения доступа к данным Yahoo! и Google, Президент и Правительство до сих пор не высказали своего мнения по поводу подобных практик. Разве не должно правительство, которое преследует иностранных хакеров, «взломавших» базы американских корпораций, запретить своим собственным сотрудникам подобные действия? Почему мы должны продолжать ждать заверений по этому вопросу?
Продолжать повышать прозрачность: в начале этого года мы добились права опубликовать важную информацию о количестве запросов, связанных с государственной безопасностью, которые мы получаем. Обнародование этих данных позволило полнее осознать количество запросов от госорганов. Это существенный шаг вперед, однако мы считаем, что без ущерба интересам национальной безопасности можно раскрыть более детальную информацию.
Несмотря на то, что сегодня основное внимание уделяется тому, какие меры должно предпринять Правительство США, очевидно, что многие из проблем и их решения носят международный характер. Нам необходимы международные усилия для восстановления доверия Интернет-пользователей и установления правильного баланса между интересами защиты частной информации и безопасности. Поэтому мы стремимся создать для этого международную нормативную базу. Во всем мире правительства начинают признавать необходимость таких действий и теперь нам надо засучить рукава и последовать им.
В то время как мы продолжаем призывать правительство к реформам, мы также принимаем меры самостоятельно как компания, так и совместно с другими компаниями отрасли. Помимо прочего мы расширяем практику применения шифрования в наших сервисах, повышаем доступность исходного кода, укрепляем юридические меры защиты наших клиентов и эти усилия уже приносят плоды. В декабре прошлого года мы провели совместную акцию с коллегами по отрасли и призвали правительство провести реформу процедур государственного слежения. Мы добились в суде разрешения опубликовать дополнительную информацию о количестве запросов на раскрытие данных в целях обеспечения национальной безопасности в отношении данных наших клиентов, которые мы получаем от правительства США.
И даже с учетом предпринятых нами шагов, спустя год после первых публикаций, предстоит сделать еще очень многое. У США есть как обязанность, так и возможность продемонстрировать лидерство в этих вопросах. В это воскресенье исполнилось 225 лет с тех пор, как Джеймс Мэдисон выступил перед первым Конгрессом и представил им Билль о Правах, в том числе ту его часть, которая именуется Четвертой поправкой к Конституции США. На основе норм Английского права, а также опыта колонистов, он сформулировал для будущих поколений принцип защиты граждан от необоснованных обысков со стороны государства. Но по определению, теперь в руках нашего поколения возможность защитить это базовое конституционное право. Развитие технологии делает эти вопросы еще более значимыми. Пришло время действовать»1.
1 URL: https://www.microsoft.com/ru-ru/news/2014/06/unfinished-business-on- government-surveillance-reform.aspx
Вопросы и задания к кейсу
Оцените заявление Б. Смита с точки зрения профессиональной этики Public Affairs.
Какое значение имеет соблюдение / несоблюдение норм этики Правительством США для бизнеса компании Microsoft?
Найдите в Интернете дополнительные материалы, касающиеся стратегии Microsoft для решения проблем реформы государственного слежения.
Какие шаги, предпринятые компанией Microsoft, были более удачными, а какие — менее, на ваш взгляд, с точки зрения этики и восстановления доверия к продукции компании?