Кодексы профессионального поведения




В современном мире наиболее распространенным способом осознания, обоснования и институционализации профессиональной этики, является создание кодексов профессионального поведения. К кодексам, регулирую­щим деятельность лоббиста, могут быть отнесены и кодексы в сфере PR, и этические документы, упорядочивающие деятельность политиков, и т.д. Однако существуют и специальные документы. К ним относятся прежде всего национальные кодексы1, встречается также практика создания соот­ветствующих кодексов на уровне отдельных компаний, как, например, у компании Henkel. Почти все международные саморегулируемые органи­зации концентрируются вокруг органов Евросоюза. Назовем Кодекс пове­дения Европейской ассоциации Public Affairs-консультантов (European Public Affairs Consultancies Association, EPACA)2, Кодекс поведения, при­нятый Европейским обществом профессиональных дел (Society of European Affairs Professionals, SEAP), Кодекс поведения лоббистов при Европейском союзе. Отметим также активную исследовательскую и образовательную деятельность Европейского сообщества по общественным делам (Public Affairs Community of Europe, PACE).

Всемирное значение приобрел Международный кодекс лоббистской этики3. Он был принят в ноябре 2010 г. Американской лигой лоббистов в качестве национального кодекса, в марте 2012 г. — Ассоциацией лобби­стов, аккредитованных при Европейском Союзе4, а осенью 2012 г. только что образованной в Вашингтоне Международной ассоциацией адвокатов публичной политики (The International Public Policy Advocacy Association, IPPAA)5.

На основании анализа 9 статей и преамбул (преамбулы во всех трех слу­чаях различаются, в Кодексе IPPAA вместо термина «лоббист» использо­ван термин public policy advocate) можно выделить следующие принципы профессиональной этики:

• честность: лоббист обязан доносить до государственных деятелей и общественности информацию точно и полно, при этом он должен также следить за изменением ситуации и своевременно информировать об этом

1 Кодекс профессиональной этики лоббиста Ассоциации профессиональных лоббистов Польши; Кодекс этики Итальянской лоббистской ассоциации Il Chiostro; Кодекс этики Румынской ассоциации зарегистрированных лоббистов; Кодекс этики Сербской ассоциации лоббистов и др.

2 См.: приложение 3 к настоящему учебнику.

3 См.: приложение 2 к настоящему учебнику.

4 В момент своего создания в 2005 г. эта организация называлась Ассоциация лоббистов, аккредитованных при Парламенте Евросоюза, сегодня — Ассоциация аккредитованных при Европейском Союзе адвокатов публичной политики (the Association of Accredited Public Policy Advocates to the European Union). Новое название подчеркивает служение лоббистов принципу общего блага. При этом в качестве бренда сохраняется историческая аббревиатура AALEP.

5 Global Code of Public Policy Advocacy Ethics. URL: https://ippaaglobal.org/Global%20 Code%20of%20Public%20Policy%20Advocacy%20Ethics.html.

 

заинтересованные стороны, также честным и открытым ему следует быть и в отношениях с клиентом;

законопослушность: лоббист не только не должен сам нарушать зако­нодательство, он также не может провоцировать подобные нарушения со стороны официальных лиц;

профессионализм: лоббист обязан постоянно повышать уровень своей компетентности, уважительно относиться к партнерам и соперникам (!);

лояльность по отношению к клиенту: лоббист должен приложить все усилия по защите интересов клиента, при этом стремясь потратить столько времени и средств, сколько для этого реально требуется, обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию клиента;

служение обществу этот принцип для составителей кодекса неотры­вен от принципа служения профессии, поскольку прозрачность деятельно­сти и добросовестное выполнение своих обязанностей лоббистом должны приводить к пониманию обществом роли лоббизма как одного из институ­тов демократии.

3.5. Проблема реализации этических норм

Однако документальная фиксированность еще не обеспечивает реали­зации этических норм на практике. Из 189 лоббистов и GR-специалистов, опрошенных Организацией экономического сотрудничества и развития, 162 (86%) заявили, что пользуются профессиональными кодексами регу­лярно или время от времени1. Однако смещение выборки, сформированной по признаку официальной регистрации при Европейском союзе, заставляет усомниться в общезначимости этого результата. Проблема коррупции известна всем странам. Примеры грубого нарушения профессиональной этики можно в большом количестве найти в США2, Великобритании3, Гер- мании4 и т.д. Коррупционные расходы европейской экономики составляют около 120 млрд евро в год5. Каждый двенадцатый гражданин Евросоюза сталкивался со случаями коррупции в течение последнего года. В Рос­сии, делящей 127 место в рейтинге восприятия коррупции Transparency International6, ситуация еще напряженнее.

Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки,получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий под-

1 Lobbyists, Government and Public Trust. V. 2. Promoting Integrity Through Self-Regulation. OECD, 2012. P. 70.

2 Allard, N. W. Lobbying Is an Honorable Profession Vol. 19. No. 1. P. 23—68.

3 Бодрунова С. С. Современные стратегии британской политической коммуникации. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2010. 423 с.

4 Leif T., Speth R. (Hrsg.): Die funfte Gewalt: Lobbyismus in Deutschland. VS Verlag fur Sozialwissenschaften; 2006.

5 EU 28 Corruption Report and Recommendations by the EC // Association of Accredited Public Policy Advocates to the European Union. URL: https://www.aalep.eu/EU_28_corruption_ report_and_recommendations_by_the_EC_

6 Corruption Perceptions Index 2013. URL: https://cpi.transparency.org/cpi2013/results/.

куп либо иное незаконное использование физическим лицом своего долж-
ностного положения вопреки законным интересам общества и государ-
ства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имуще-
ства или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для
себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды
указанному лицу другими физическими лицами, в том числе, от имени
или в интересах юридического лица1.

Очевидно, что нарушения профессиональной этики лоббиста и GR-спе- циалиста могут провоцироваться как объектами их деятельности — депу­татами, чиновниками органов исполнительной власти, так и клиентами. Исследования Фонда «Общественное мнение» показывают, что большин­ство россиян, дававших взятки, делали это по собственной инициативе2. В России взятка оценивается как эффективный инструмент решения своих задач3. В результате и в России, и за рубежом при борьбе с коррупцией основное внимание уделяется правовому и этическому регулированию дея­тельности представителей власти и представителей бизнеса. Характерным примером может служить Антикоррупционная хартия российского бизнеса.

Вместе с тем нельзя недооценивать роль самого профессионального сообщества. В качестве модели может быть рассмотрена, например, дея­тельность SEAP. На комитет SEAP по политике и кодексам возложены задачи рассмотрения случаев несоблюдения кодекса поведения; разра­ботки системы прецедентов, информирования общественности о несоблю­дении Кодекса поведения и повышения квалификации членов. Для всех членов Общества проводится 90-минутный семинар по Кодексу, на сайте размещены комментарии в виде вопросов и ответов, разработана процедура подачи и рассмотрения жалоб на нарушения этики. К сожалению, саморе­гулирование на сегодняшний день остается практически не используемым ресурсом. В указанном европейском исследовании большинство респон­дентов заявило, что нарушения профессиональных кодексов или вовсе не преследуются или преследуются недостаточно4. Представляется, что существующим ассоциациям следует усилить работу профильных комите­тов как по контролю за исполнением кодексов, так и по их продвижению.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

11 заповедей GR-менеджера в России в версии известного российского спе­циалиста Марата Баширова

1. Будьте оптимистами.

Среда ведения бизнеса в России некомфортная. Права на частную собственность и на извлечение прибыли не стали нормами общественного мировоззрения большин­ства населения, политические факторы доминируют над экономической логикой.

1 Ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

2 Бытовая коррупция в России. URL: https://fom.ru/obshchestvo/138.

3 Почему, несмотря на все призывы и попытки, никак не удается справиться с корруп­цией в стране? URL: https://www.levada.ru/archive/gosudarstvennye-instituty/korruptsiya/ pochemu-nesmotrya-na-vse-prizyvy-i-popytki-nikak-ne-ud (дата обращения: 16.06.2013).

4 Lobbyists, Government and Public Trust. P. 72—73.

Бизнес-менеджеры в конфликтных ситуациях часто действуют, игнорируя регуля­торов, чем только усугубляют негативные последствия. GR-специалист должен быть всегда повернут лицом к власти. Системы защиты и продвижения бизнеса строятся по кирпичику годами. Важна ваша личная вера в возможность достижения целей, что бы ни делала власть.

Не критикуйте действия власти.

Хотите чего-то добиться — предлагайте и отстаивайте. Оценка последствий для бизнеса регулирующего воздействия власти (ОРВ), как механизм внесения предло­жений и экспертных мнений, уже эффективно действует. Критикуя власть, тем более публично, вы меняете амплуа и становитесь политиком. Роль GR-менеджера — орга­низатор диалога, а не спора.

Принимайте экономическую модель государства такой, какая она есть.

Бизнес создается в существующей модели и стремится зарабатывать, понимая

риски и возможности. Модели всегда несправедливы или для поставщика, или для потребителя. Бизнес нанимает вас, чтобы снизить вероятность наступления рисков, связанных с решениями органов власти или с недобросовестной конкуренцией. В любой модели можно создать благоприятные условия бизнеса при наличии тех­нологий влияния и ресурсов.

Работайте с человеком, а не с его креслом.

Формируйте связи и отношения не только в служебное время. После 18:00 интересующий вас человек меняет амплуа. Это уже отец, футболист или театрал. Основа административной элиты в России — это заместители министров, руково­дители департаментов и управлений. Они формируют реальную «повестку дня» ФОИВ, регулируют скорость принятия решений, готовят экспертную поддержку. В силу высокой регуляторной компетенции они знают, на чем зарабатывает бизнес. Рекомендации, обмен информацией и «телефонное право» сохранились в их прак­тике. Личные отношения с одним дают возможность получать контакты или инфор­мацию от других чиновников.

Будьте полезны и бизнесу, и власти.

Погружайтесь в суть бизнеса. Ваша эффективность работы в бизнес-команде зави­сит от понимания бизнес-процессов, конкурентной среды, как регуляторные решения влияют на прибыльность и развитие. Решения власти (и Ваш KPI1) можно оциф­ровать или описать через технологии риск-менеджмента. Будьте полезны чинов­никам. Взаимодействие с ними — это всегда дорога с двухсторонним движением. Погружайтесь в суть их работы, мотивы и тайминг. Разберитесь в функционале ФОИВ, в их полномочиях и взаимосвязях с другими органами власти. Знание нор­мативных основ администрирования в федеральных органах исполнительной вла­сти обязательно. Поймите, чего чиновники ждут от взаимодействия с вами. Давая то, что им нужно для их эффективной работы, вы получите возможность достичь своих целей. Искусство GR-менеджера состоит в том, чтобы найти компромисс между целями власти и интересом бизнеса в регуляторных ситуациях.

Будьте лояльными к своему работодателю.

Для бизнеса ваш функционал — сервис стратегического менеджмента. Цели, методы, ресурсы и корпоративную культуру определяют акционеры и руководи­тели компании. GR — это всегда инструмент акционеров и топ-менеджеров, и вы всегда знаете больше, чем другие бизнес-менеджеры компании. Будьте лояльны своим работодателям и искренне разделяйте их бизнес-мировоззрение, тогда вас будут слу­шать и будут вам доверять.

Копите личные связи и отношения.

Источники вашей успешности — ваши репутация, компетенции и связи. Административная элита России — закрытая и малоподвижная социальная группа. Переход из власти в бизнес на среднем уровне — редкость, а перемещение по гори­

1 Key Performance Indicators — ключевые показатели эффективности.

зонтали — норма. Не теряйте из виду чиновника, даже если он перешел в инуюотрасль. Помогайте, когда ему трудно. Завтра он может вернуться. Связи и отношения не передаются с вашим уходом бизнесу, но помогайте своим прошлым работодателям, если они к вам обратятся (за исключением конкурентных сюжетов). Копите связи не только с госуправленцами, но и с бизнесменами.

Команда — важнейший из ресурсов.

Сложные регуляторные решения принимаются согласованно ФОИВами разного функционала. Ваши аргументы будут приняты, если они профессиональны и обо-снованны. Этого результата можно достичь в командной работе юристов, производ-
ственников, сбытовиков — все зависит от отрасли и сути регуляторного решения.
Роли GR-менеджера — организационная и представительская. Важно определить
цели работы команды и подобрать тех, кто их разделяет.

Создавай независимые площадки для взаимодействия с властью.

Создавая условия ведения бизнеса для вашей компании, вы создаете их для

всех участников отрасли. Объединяйте усилия отраслевиков. Мнение, высказан-
ное публично некоммерческой организацией, созданной большинством компаний
отрасли, воспринимается как экспертное. Оно исключает риски обвинения чинов-
ника в защите интересов частной компании и принимается прессой в качестве мне-
ния компетентного ньюсмейкера.

Мониторьте события и составляйте собственное мнение.

Ключевые события важно узнавать вовремя. О них не всегда пишут в прессе.
У них всегда есть личностная и политическая подоплека. Имейте собственное мнение
о них, чтобы не совершать личных ошибок при взаимодействии с властью и вовремя
снижать риски для бизнеса.

Непрерывно учитесь.

Технологии администрирования во власти и в бизнесе постоянно развиваются,
меняется законодательство, совершенствуются каналы коммуникаций, меняется биз-
нес-язык, появляются новые направления знаний. Не упускайте ни одну новацию
или перемену — это залог вашей адекватности.

Марат Фаатович Баширов — Председатель комитета Ассоциации менеджеров
России по связям с органами власти.

Выводы

В данной главе мы остановились на вопросах этики GR и лоббизма. Основой профессиональной этики этих профессий является служение общему благу через защиту и согласование частных интересов. К основным принципам относятся честность, законопослушность, профессионализм, лояльность к клиенту и служение обществу. Однако реализация этих прин­ципов на практике нередко сталкивается с противодействием как объектов, так и базисных субъектов GR и лоббизма, а также пассивностью професси­онального сообщества.

Практикум

Контрольные вопросы и задания

Каковы функции профессиональной этики?

В чем нравственный смысл профессии GR-специалиста?

Можно ли этику GR и лоббизма cчитать наукой? Почему?

Приведите три аргумента, почему профессиональная этика отличается от лич­ной морали.

Каковы функции кодексов профессионального поведения?

Назовите виды кодексов профессионального поведения лоббиста. Приведите примеры.

Перечислите основные принципы профессиональной этики специалиста по взаимодействию с государственными органами.

Какова роль профессионального сообщества в этическом регулировании GR и лоббизма?

Прочитайте «11 заповедей GR-менеджера в России в версии известного рос­сийского специалиста Марата Баширова».

А) Какие из них содержат нормы профессиональной этики, какие — личной мо­рали, а какие являются инструментальными для достижения цели?

Б) Сформулируйте контраргументы к тезисам М. Баширова.

Темы докладов и рефератов

Понятие профессиональной этики GR.

Функции профессиональной этики лоббиста.

Ценности профессиональной этики в сфере лоббизма и GR.

Международные кодексы профессиональной этики лоббиста.

Национальные кодексы профессиональной этики лоббиста (страна — по вы­бору учащегося).

Европейские органы саморегулирования лоббизма.

Российские органы саморегулирования лоббизма.

Этика лоббиста и проблема коррупции.

Ситуационное задание

3.1. Партнерство свободы от табачного дыма (Smoke Free Partnership) обратилось в Управляющий комитет EPACA с жалобой на члена Ассоциации международную консалтинговую группу Interel. С точки зрения Партнерства Interel нарушило требо­вания профессиональной этики, когда с директором SFP Флоренс Бертелетти Кемп в Фейсбуке связался стажер Interel. Молодой человек, не уточняя места своей работы, пояснил, что ему для собственного исследования необходимо задать специалисту несколько вопросов об упаковочных материалах. Когда личность корреспондента раскрылась, мадам Бертелетти Кемп предположила, что исследование на самом деле выполнялось для реального или потенциального клиента Interel.

В чем, с точки зрения SFP, состояло нарушение этики?

Какие вопросы должен был рассмотреть Дисциплинарный комитет EPACA?

Квалифицируйте действия Interel по: а) Кодексу поведения EPACA (прило­жение 3); б) Международному кодексу лоббистской этики (см. приложение 2).

Какие рекомендации по этой ситуации вы бы сформулировали, если бы были на месте функционеров EPACA?

3.2.1 19 мая 2014 года Брэд Смит, генеральный советник Microsoft, выступил с заявлением о необходимости дальнейшей реформы системы государственного слежения и способов, с помощью которых государственные органы и корпорации могут удовлетворить требования граждан о большей прозрачности и ответственности за обеспечение безопасности персональных данных. В пресс-релизе, опубликованном на сайте Microsoft, говорилось:

«За год, прошедший с момента обнародования новой информации о методах го­сударственного слежения правительства США, изменилось многое, в том числе, мы

1 Подготовлено М. В. Кулахметовой.

увидели первые позитивные изменения. Мы все хотим жить в безопасном и надежном мире, и правительства, включая правительство США, играют ключевую роль в обе­спечении безопасности нашего общества. Однако реальность такова: Правительству Соединенных Штатов необходимо завершить решение важной проблемы недостатка доверия к информационным технологиям, которую оно же и создало.

На этой неделе исполняется год с момента первых публикаций Guardian и Washington Post, в которых раскрыты масштабы государственного слежения пра­вительства США за телефонными переговорами и перепиской в интернете, осущест­вляемого в том числе и совместно со службами других государств. В продолжение истории мы выяснили, что правительство отслеживало не только относительно небольшие объемы контента Интернет-компаний посредством законных запросов. Стало очевидно, что правительство перехватывало данные, передаваемые по глобаль­ной сети, и даже «взламывало» каналы связи между корпоративными дата-центрами. Эти разоблачения вызвали обоснованные споры по поводу пределов и предмета государственного слежения, и привели к первым положительным изменениям. И все же, намного больше еще предстоит сделать.

С развитием мобильных устройств и облачных сервисов, технология стала как никогда более мощной и персонализированной. Практически в каждой своей дело­вой встрече во время своей недавней поездки в Европу, а также в ходе дискуссий с коллегами со всего мира я сталкивался с тем, что у людей есть серьезные вопросы и обеспокоенность относительно того, как защищаются их персональные данные. Эти опасения существенно сдерживают развитие облачных технологий. Вполне логично, что никто не захочет использовать технологию, которой не доверяет. Мы должны найти правильный баланс между соблюдением конфиденциальности част­ной информации и интересами государственной безопасности для восстановления доверия и обеспечения фундаментальных прав и свобод. В частности, год спустя, правительству США все еще предстоит сделать пять шагов.

Признать, что полномочия ордеров на предоставление информации (search warrants) ограничиваются границами Соединенных Штатов: мы обеспокоены по­пытками правительства использовать ордера на предоставление информации, чтобы вынудить компании предоставлять содержание сообщений клиентов не из США, которые хранятся исключительно за пределами Соединенных Штатов При этом Правительство США не приемлет подобных требований со стороны иностранных государств, требующих исполнения на территории США, и в отношении контента электронной почты граждан США без соблюдения юридических процедур США. Почему же оно ожидает от правительств других государств иной реакции?

Правительству США следует прекратить попытки принуждать технологические компании нарушать свои договорные обязательства и передавать данные в другие государства. Согласно Четвертой Поправке Конституции США пользователи имеют право на конфиденциальность своей электронной переписки. Наше правительство должно отстаивать конституционные гарантии о защите персональных данных и со­блюдать правила конфиденциальности, установленные законом. Именно поэтому некоторое время назад мы обратились в суд для оспаривания ордера о предоставле­нии информации, хранящейся в нашем дата-центре в Ирландии. Мы убеждены, что закон и Конституция США на нашей стороне, и намерены отстаивать свою позицию настолько и насколько это необходимо.

Прекратить массовый сбор данных: президент Обама выразил намерение пре­кратить массовый сбор данных записей телефонных переговоров. Несмотря на то, что компания Microsoft до настоящего времени не получала требований о массовом сборе данных в сети Internet, мы все же считаем, что следует ужесточить требования Закона США о свободе информации и включить в него прямой запрет подобных требований в будущем.

Реформировать Суд по контролю над внешней разведкой (FISA Court): необходи­мо повысить прозрачность процедур и регламентов Суда по контролю над внешней

разведкой, ввести принцип состязательности процесса, который является критерием справедливой судебной системы. Аксиома любого судебного разбирательства: судья, слышащий лишь одну сторону, не вынесет справедливого решения. Конгрессу необ­ходимо признать необходимость реформы суда по контролю над внешней разведкой и провести такую реформу.

Отказаться от «взламывания» дата-центров и каналов связи: мы полагаем, что расширение применения шифрования в наших сервисах делает куда более сложным для любого правительства получение доступа к данным в процессе их передачи или хранения. Спустя более, чем семь месяцев после того, как Washington Post впервые сообщила о том, что Агентство Национальной Безопасности взламывало системы, размещенные за пределами США, для получения доступа к данным Yahoo! и Google, Президент и Правительство до сих пор не высказали своего мнения по поводу по­добных практик. Разве не должно правительство, которое преследует иностранных хакеров, «взломавших» базы американских корпораций, запретить своим собствен­ным сотрудникам подобные действия? Почему мы должны продолжать ждать за­верений по этому вопросу?

Продолжать повышать прозрачность: в начале этого года мы добились права опу­бликовать важную информацию о количестве запросов, связанных с государственной безопасностью, которые мы получаем. Обнародование этих данных позволило полнее осознать количество запросов от госорганов. Это существенный шаг вперед, однако мы считаем, что без ущерба интересам национальной безопасности можно раскрыть более детальную информацию.

Несмотря на то, что сегодня основное внимание уделяется тому, какие меры должно предпринять Правительство США, очевидно, что многие из проблем и их решения носят международный характер. Нам необходимы международные усилия для восстановления доверия Интернет-пользователей и установления правильного баланса между интересами защиты частной информации и безопасности. Поэтому мы стремимся создать для этого международную нормативную базу. Во всем мире правительства начинают признавать необходимость таких действий и теперь нам надо засучить рукава и последовать им.

В то время как мы продолжаем призывать правительство к реформам, мы также принимаем меры самостоятельно как компания, так и совместно с другими компа­ниями отрасли. Помимо прочего мы расширяем практику применения шифрования в наших сервисах, повышаем доступность исходного кода, укрепляем юридические меры защиты наших клиентов и эти усилия уже приносят плоды. В декабре прошлого года мы провели совместную акцию с коллегами по отрасли и призвали правитель­ство провести реформу процедур государственного слежения. Мы добились в суде разрешения опубликовать дополнительную информацию о количестве запросов на раскрытие данных в целях обеспечения национальной безопасности в отношении данных наших клиентов, которые мы получаем от правительства США.

И даже с учетом предпринятых нами шагов, спустя год после первых публикаций, предстоит сделать еще очень многое. У США есть как обязанность, так и возмож­ность продемонстрировать лидерство в этих вопросах. В это воскресенье исполнилось 225 лет с тех пор, как Джеймс Мэдисон выступил перед первым Конгрессом и пред­ставил им Билль о Правах, в том числе ту его часть, которая именуется Четвертой поправкой к Конституции США. На основе норм Английского права, а также опыта колонистов, он сформулировал для будущих поколений принцип защиты граждан от необоснованных обысков со стороны государства. Но по определению, теперь в руках нашего поколения возможность защитить это базовое конституционное право. Развитие технологии делает эти вопросы еще более значимыми. Пришло время действовать»1.

1 URL: https://www.microsoft.com/ru-ru/news/2014/06/unfinished-business-on- government-surveillance-reform.aspx

Вопросы и задания к кейсу

Оцените заявление Б. Смита с точки зрения профессиональной этики Public Affairs.

Какое значение имеет соблюдение / несоблюдение норм этики Правительством США для бизнеса компании Microsoft?

Найдите в Интернете дополнительные материалы, касающиеся стратегии Microsoft для решения проблем реформы государственного слежения.

Какие шаги, предпринятые компанией Microsoft, были более удачными, а ка­кие — менее, на ваш взгляд, с точки зрения этики и восстановления доверия к про­дукции компании?




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: