В результате изучения материала данной главы студент должен:
знать
организационную структуру;
функции подразделения по связям с органами государственной власти и консалтингового агентства, представляющих собой два разных вида технологических субъектов GR;
уметь
выявлять роль и место консалтингового агентства в диалоге бизнеса и власти;
определять особенности GR-консультирования;
владеть
основными правилами поведения такого важного звена в отрасли отношений с органами государственной власти как GR-консалтинговое агентство1.
Субъектами GR могут выступать как заказчики (инициаторы), так и исполнители GR-деятельности. Об этом подробно говорится в первой главе данного учебника. Инициаторы GR являются базисными, а исполнители — технологическими субъектами GR. В свою очередь, среди технологических субъектов GR оледует выделять GR-департаменты и профессиональные GR-компании (консалтинговые или GR-агентства). В работе этих двух видов технологических субъектов имеются свои особенности, которые и будут рассмотрены ниже.
2.1. GR-департамент. Организационная структура и функции
В современной России, по оценкам Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти (сентябрь 2012 г.), существует около 200 компаний, где созданы подразделения по работе с органами вла
1 На основе анализа практического опыта работы О. Г. Румянцева. В 1990-е гг. автор третьего и четвертого параграфов сначала получил бесценный опыт как депутат федерального парламента в Верховном Совете РФ и Конституционной комиссии РФ; позже как государственный служащий аппарата комитета Государственной Думы ФС РФ и ответственный руководитель аппарата международной организации Союз Белоруссии и России; в 2000-е гг. — как участник топ-менеджмента ведущих компаний (ООО «Марс», «Шелл Экс- плорейшн & Продакшн», ТНК-ВР). Это позволило с 2009 г. применять полученный опыт в работе своего GR-агентства. В период же с 1998 г. по настоящее время довелось принять участие в ряде бизнес-ассоциаций — от Консультативного совета по иностранным инвестициям при Председателе Правительства РФ и РСПП до AmCham и отраслевых ассоциаций (Ассоциации производителей кормов для домашних животных, Ассоциации кондитеров России, Российском газовом обществе, Ассоциации Интернет-видео и ряде др.).
|
сти (первые такие подразделения начали появляться в России в начале 2000-х гг.). Типовой департамент по GR в России состоит из 5 человек, а средний заработный фонд в пересчете на одного человека/месяц — 7000 долл. США1.
Размер и тип организации влияют на объем функций, роль и структуру GR-подразделения в каждом конкретном случае. Небольшие по размерам фирмы, в отличие от крупных компаний, действуют на незначительной территории, номенклатура их товаров и услуг ограничена, пресса и власть не проявляет к ним особого интереса. Следовательно, потребность в GR-деятельности незначительна, нет надобности привлекать GR-специалистов к выработке стратегических решений. Крупные компании обязательно имеют специальные подразделения по связям с органами государственной власти. Крупнейшие корпорации, как правило, прибегают к услугам специализированных фирм и GR-агентств.
По данным современных исследований, хорошо развиты GR-департа- менты в отраслях с преобладанием иностранных инвесторов и повышенной государственной регуляторикой, таких как табачная, пивная, автомобилестроительная, фармацевтическая, нефтегазовая, металлургическая и телекоммуникационная отрасли. Востребованы в компаниях, зависящих от контролирующих и разрешающих органов, в частности требуются регулярные продления лицензий на право ведения деятельности компании, сертификатов в компаниях, желающих получать ресурсы (разрешения) государства (на площадки под застройку, вывоз ресурсов, контролируемых государством, и т.д.), а также в компаниях, которые:
|
являются градообразующими;
хотят быть поставщиком для государства и государственных органов;
считаются наиболее богатыми в регионах;
владеют долей государственной собственности;
являются участниками рынка, чья деятельность связана с получение международных квот.
ПРИМЕРЫИЗ ПРАКТИКИ (из опыта Северо-Запада)
В частности, в Санкт-Петербурге, по мнению экспертов, наиболее развиты отношения с органами управления в строительной, медицинской, автомобилестроительной, алкогольной, табачной, транспортной, фармацевтической, телекоммуникационной и машиностроительной отраслях. Однако следует отметить принципиально различную степень открытости GR и лоббизма в этих сферах. Так, предельно закрытым образом выстраиваются связи с органами власти в строительной сфере.
Автомобилестроительная отрасль в Санкт-Петербурге, напротив, отличается высокой степенью прозрачности и профессионализации GR. Автомобильный кластер представлен пятью заводами, и во всех GR составляет функционал специально выделенного сотрудника: ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия», ООО «Дженерал Моторз Авто» (руководитель направления по связям с органами государственной власти), ООО «Ниссан Мануфэкчуринг РУС» (директор по взаимодействию с правительством и государственными органами), ООО «Хендэ Мотор
|
1 См.: Толстых П. А. Экономическая теория лоббизма. URL: https://lobbying.ru/ Dokuments/economy_theory_lobbying_by_tolstych.pdf
Мануфактуринг Рус» (директор по внешним связям), ООО «Скания — Питер» (GR-директор).
GR-специалисты отрасли взаимодействуют с государственными органами по широкому спектру вопросов, связанных с деятельностью заводов: строительства, проектирования, энергетики, дорожной инфраструктуры, занимаются и проблемами государственного финансирования. Кроме того, направлениями регулярной работы является участие в проверках, инспекциях, протокольных мероприятиях. При этом применяется большой арсенал инструментов: звонки, письма, совещания, рабочие группы, конференции, создание коалиций и мобилизация общественного мнения, участие в общественных организациях (Санкт-Петербургской торговой палате, Американской торговой палате, Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциации). Помимо непосредственного взаимодействия с государством в обязанности GR-специалистов компаний автомобильной отрасли входят разработка стратегии, аналитика и, конечно, мониторинг нормативно-правовых актов и разработка их проектов.
Несколько иная ситуация в другой сфере-лидере GR — табачной отрасли. С одной стороны, ситуация в отрасли определяется иностранными игроками: Philip Morris (ЗАО «Филип Моррис Ижора», Ленинградская область), British American Tobacco (ЗАО «Бритиш Американ Тобакко-СПб»), Japan Tobacco Inc. (ООО «Петро», ООО «Крес-Нева»). И лишь одна компания имеет «российскую прописку» — ЗАО «Нево Табак». С другой, регулирование данной отрасли происходит, в основном, на федеральном уровне. Поэтому GR-департаменты находятся в Москве, а в Петербурге взаимодействие с местной властью в двух из трех зарубежных фирм передано отделам по корпоративным отношениям. Лишь JTI имеет специального управляющего по правительственным отношениям в СевероЗападном регионе РФ.
Подразделение (отдел, департамент) по связям с органами государственной власти Government Relations Department является чаще всего структурным подразделением департамента по корпоративным отношениям (Corporate Affairs Department), который включает в себя также и другие подразделения (риа 2.1):
отдел по связям с общественностью (Public Relations Department);
отдел внутренних коммуникаций (Internal Communication Department);
отдел по связям с инвесторами (Investors Relations Department);
отдел по корпоративной социальной ответственности (Corporate Social Responsibility Department).
Рис 2.1. Структура департамента по корпоративным отношениям
К ключевым функциям деятельности департамента по отношениям с органами власти относятся1:
определение и анализ потребностей компании в сфере взаимодействия с органами государственной власти. В крупной компании взаимодействие с органами власти осуществляется на различном иерархическом, функциональном и региональном уровне. В то же время для руководства компании важным моментом является возможность иметь общий взгляд на происходящие в этой сфере процессы и потребности компании;
отслеживание деятельности органов государственной власти и прогнозирование их влияния на компанию;
координация выстраивания отношений компаний с органами государственной власти. Часто взаимодействие с органами власти осуществляют различные подразделения компании. При этом важным моментом признается координация общей направленности процесса взаимодействия единым центром, каким может являться департамент по отношениям с органами власти;
воздействие на органы государственной власти, корректировка, предложения о внесении изменений в блок экономического законодательства, регулирующего отношения государства и бизнеса. Целый ряд крупных и средних компаний осуществляет активное взаимодействие с органами власти, при этом оказывая на них определенное воздействие;
обеспечение преференций и государственных заказов для компаний. Последняя задача актуальна для компаний, рассматривающих государство как крупного покупателя своих товаров или услуг. Речь идет о компаниях, специфика бизнеса которых состоит в государственных заказах
Более подробно организационная структура и функции департамента по связям с органами государственной власти представлены в материалах российского профессионального портала о лоббизме и GR2, в учебном пособии под редакцией Л.В. Сморгунова и Л.Н. Тимофеевой3.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
В работе GR-департаментов компаний в условиях глобализации рынков появляются новые вызовы.
Мы живем в период эпохальных сдвигов в экономическом и политическом устройстве мира. Мировая экономика становится более глобальной и интегрированной, с другой стороны. Технологический прогресс в логистике, коммуникациях, глобальных компьютерных системах за последние два десятилетия достиг небывалых высот и позволил многим транснациональным компаниям нарастить свои обороты на всех континентах, а также создал условия для выхода на мировые рынке небольших компаний из разных стран мира.
Обороты и прибыльность некоторых корпораций превосходит ВВП многих стран. Особенно бурно происходит рост глобальных компаний в фармацевтической, автомобильной, табачной, нефтегазовой отраслях, ИТ-индустрии, авиастроение и ряде других отраслей. Однако дальнейшее развитие корпораций сдерживается рядом факторов.
1 См.: Профессиональный словарь лоббистской.
2 Lobbying.ru
3 См.: GR-связи с государством. Указ. соч. С. 231—246.
Во-первых, после мирового финансового кризиса 2008 г. и замедления темпов экономического роста многие правительства столкнулись с большим дефицитом бюджета и подняли вопрос о месте уплаты налогов крупными местными и транснациональными компаниями. Существующее налоговое законодательство позволяет оптимизировать налоговую нагрузку компаний, работающих на разных рынках. В вопросе налогов интересы государства и компании расходятся. Цель компании — заработать как можно больше денежных средств, цель государства — собрать больше налогов.
В 2012 г. представители Бюджетного комитета парламента Великобритании обвинили американские компании Amazon, Google и Starbucks в том, что те на формально законных основаниях уклоняются от выплаты налогов в британский бюджет. По подсчетам члена парламента Великобритании от Консервативной партии Чарли Элфика, транснациональные компании недоплачивают в британскую казну миллиарды долларов. Один только Google в 2011 г. заработал в Британии 2,5 млрд фунтов стерлингов, а налогов за тот же год заплатил лишь на 3,4 млн фунтов, что составляет примерно 0,4% полученного дохода. При этом среднемировая ставка налога для Google составляет примерно 21%.
«Мы не обвиняем вас в нарушении законов. Мы обвиняем вас в безнравственности», — заявила председатель Бюджетного комитета Маргарет Ходж.
Волна расследований прокатилась по многим европейским странам. На уровне стран Большой двадцатки ведутся переговоры о том, как создать эффективные механизмы налогообложения, которые бы способствовали собираемости налогов и блокировали возможность ухода от налогов, но в то же время не тормозили развитие бизнеса.
Другая сложность, с которой сталкиваются компании, — отсталость существующего законодательства, как локального, так и глобального, сдерживающее инновационное развитие. Например, если посмотреть на телекоммуникационную сферу, то в настоящий момент она регулируется Регламентом международной электросвязи (РМЭ) с 1988 г., который является обязательным международным договором глобального уровня. Незначительное обновление было сделано только в конце 2012 г. Выходом из подобного тупика мог бы стать постоянный диалог бизнеса и правительств, а также межправительственные консультации на международном уровне с участием отраслевых ассоциаций для выработки оптимальных законодательных актов. Роль экспертов отрасли очень важна, именно они понимают, как будет развиваться отрасль, какое регулирование стоит выработать для успешного роста, а какие законодательные нормы просто невозможно претворить в жизнь.
Несмотря на глобализацию мировой экономики, очень остро стоит вопрос национальной безопасности, принятие единых мировых регуляторных стандартов снижает конкурентоспособность национальных продуктов, так как исчезают заградительные барьеры, а продукция транснациональных компаний становится более дешевой из-за больших объемов производства. После вхождения Крыма в марте 2014 г. в состав Российской Федерации страны ЕС, США, Канада и ряд других стран ввели экономические санкции против России. Фармацевтическая отрасль является одной из наиболее стратегически важных отраслей, если будут введены секторальные санкции и Россия не сможет закупать лекарственные средства за рубежом, то это может катастрофически сказаться на состоянии страны. Задача фармацевтических компаний и государства в России — создать такую регуляторную среду, которая бы содействовала и обеспечению национальной безопасности, и поддерживала отечественного производителя, и давала возможность честно конкурировать транснациональным компаниям, потому что отсутствие конкуренции пагубно сказывается на развитии экономики.
Регулирование табачной отрасли в мире представляет собой пример транслирования норм глобального законотворчества в локальные акты. Рамочная конвенция
Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ) была ратифицирована более, чем в 170 странах с 2003 г. Она носит рекомендательный характер и предлагает модель регулирования табачной отрасли. Россия была одной из последних стран, которая ратифицировала Конвенцию и приняла соответствующие законы. С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон «О защите населения от последствий потребления табака1», один из самых жестких мировых законов, резко ограничивающий права курильщиков. Казалось бы, мотивы, побудившие принять такое регулирование, весьма благородны, но не слишком ли далеко заходит государство в управление жизнью своих граждан? Может быть, более правильным ответом была бы профилактика и популяризация здорового образа жизни, информирование населения о рисках, связанных со здоровьем, чтобы потребитель мог самостоятельно сделать свой выбор.
Как уже говорилось, государство должно отказаться от желания самостоятельно и всеобъемлюще регулировать все сферы экономической жизнедеятельности. В современном мире в основе развития отраслей должны находиться:
современные законодательные нормативы, выработанные совместно бизнесом и властью при публичном обсуждении;
технологические решения, профилактические механизмы;
саморегулирование индустрии;
возможность альтернативного выбора для потребителя.
Бизнесу необходимо проактивно выходить с инициативными предложениями к правительствам и регуляторам, развивать деловые и индустриальные объединения и ассоциации для выработки консолидированных индустриальных позиций, а также продвигать свои интересы как на национальных, так и мировых рынках. Внутри компаний данные функции возложены на Департамент по работе с государственными органами. Начиная с середины 2000-х гг., такие департаменты созданы или создаются практически во всех транснациональных и крупных национальных компаниях. Модель выстраивания новых взаимоотношений между государством и бизнесом находится на начальной стадии и будет бурно развиваться в ближайшее время.
Мария Кулахметова — руководитель отдела по работе с государственными организациями ООО «Майкрософт Рус».
Далее в главе будут представлены основные мотивы и правила поведения другого важного технологического субъекта GR — консалтингового агентства. Рассмотрим особенности GR-консультирования, типовые задачи, цикл и функции GR-консалтинга.
2.2. Консалтинговая компания. Типовые задачи, цикл и функции
GR-консалтинга
Консалтинговая область GR-активности (консалтинговый бизнес, включая консалтинговые или GR-агентства) имеет свои особенности. Рассмотрим эти особенности2.
1 Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (с изм. и доп.).
2 Автору данных строк О. Румянцеву достаточно легко писать о структуре консалтинга и реконструировать эту деятельность для учебника, поскольку за плечами — богатый практический опыт работы во всех четырех «углах» квадрата общественных отношений: и в органах государственной власти, и в корпоративном GR, и в деловых бизнес-ассоциациях, и в независимом консалтинговом агентстве «Румянцев и партнеры».
Конечно, вряд ли стоит отмечать «независимость» консалтинга, который связан договорными отношениями со своими клиентами из сферы бизнеса. Но в этом определении, безусловно, заложена одна из видовых особенностей работы консалтинговой фирмы. Такая фирма работает во внешней среде одновременно как для государства, так и для бизнеса. С одной стороны она является аутсорсинговым посредником по отношению к своему клиенту, а с другой — находится в системе внешних стейкхолдеров для органов государственной власти.
Тем самым, консалтинговый GR формирует свой собственный уровень отношений. Это не деловая ассоциация, и не GR-департамент корпорации, и не часть системы органов государственного управления. Это менеджмент особого, консалтингового типа. В теории коммуникативного действия с середины 1980-х гг. принято считать, что материя, основа всего — это коммуникация и информация. В нашем случае материей является управление внешними отношениями бизнеса и власти.
Следует выделить независимый консалтинг как особую сферу сложного меж-секторального управления и взаимодействия, лежащую между государственным управлением и корпоративным управлением. Этот третий особый вид управления и выстраивает свою систему GR-управления внешними корпоративными отношениями. Консалтинговое агентство должно уметь быть представителем бизнеса в органах государственной власти, и отчасти, представителем государства в бизнесе — не только как внешний коммуникатор, но и как субъект, который пытается установить баланс интересов, в стратегических интересах найти наилучшее для клиента решение с учетом интересов государства и, зачастую в сотрудничестве с ним.
Вот почему стоит говорить о GR-менеджменте особого, «консалтингового» типа, находящем свое непростое место в сложной системе интересов, лежащем между публичной сферой и сферой корпоративной.
Как показывает опыт, цикл GR-консалтинга включает в себя четыре стадии и соответствующие задачи.
Аналитический этап. Формулирование Технического задания по проекту. Для GR-консалтинга важно вести такую работу в тесном контакте с Клиентом. Далее здесь же отметим анализ задачи по проекту, картирование совокупности стейкхолдеров, стратегирование работы, определение тактики GR-действий.
Планирование. Проектирование и планирование GR-кампании или лоббистской кампании. Очень важной частью этой стадии является нормотворческая работа, не только как анализ нормо-применения, но и понимание — что и как можно изменить в законодательстве (замечу, что это — одна из фирменных «фишек нашего GR-агентства). Эта работа осуществляется в тесном тандеме с юристами как клиента, так и собственным правовым подразделением GR-консалтинга, а также с должностными лицами органов государственной власти и государственных органов, имеющих отношение к принимаемым по проекту решениям государственной власти. Или — говоря профессиональным слэнгом — со стейкхолдерами.
Исполнение задуманного, прикладная «полевая» работа. Это уже собственно коммуникативная часть — выносная «кабинетно-коридор- ная» часть GRдеятельности. Роль «полевой» работы в GR-консалтинге огромна и даже решающа. Можно сколько угодно замечательно анализировать и мечтать о результате, но без эффективного сотрудничества с органами государственный власти мечты останутся мечтами. При этом на ходу приходится ре-проектировать, ре-планировать, и не раз и не два ре-коммуницировать. Простор для GR-творчества здесь поистине огромен.
Постоянной величиной и пронизывающей все стадии задачей в работе GR-консалтинга при этом остается эффективный stakeholders management, т.е. управление отношениями со всеми уровнями должностных лиц, на всех трех вышеуказанных стадиях GR-цикла. Это венец работы GR-консалтинга.
Роль независимого консультанта — GR-агентства — может быть успешной при выполнении четырех взаимосвязанных функций. Основные функции GR-консалтинга можно свести к следующим:
во-первых, важно быть достаточно открытым и прозрачным, а вместе с тем надежным — каналом прямой и обратной связи между бизнесом и органами государственной власти;
во-вторых, играть свою особую роль в обеспечении баланса интересов в принятии решений, развитии нормативно-правового регулирования и правоприменении;
в-третьих, через активное использование инструмента деловых ассоциаций делать вклад в развитие самоуправления бизнеса, повышая его прозрачность, предсказуемость, договороспособность;
в-четвертых, в совместном участии в развитии социальной системы отношений государства и общества, и уже — его самой организованной на базе деловых интересов части, бизнеса. Тем самым, играть роль в развитии государственно-частного партнерства в широком понимании этого явления. И вносить вклад в поддержание доверия общества к процессам принятия решений органами власти. В этом заключается социально полезная функция цивилизованного лоббизма или GR вообще и независимого GR-консалтинга в особенности.
Несколько комментариев к этим функциям.
Важно играть позитивную роль доведения месседжей государственной власти до бизнеса. Эти месседжи иногда носят специфический характер и должны быть своевременно и правильно интерпретированы, особенно, когда речь идет о выражении неудовлетворения или критики в адрес бизнеса.
Особенно важно это в случае как иностранных инвесторов, так и отечественных компаний не первого эшелона. Руководство таких компаний, как правило, имеет относительно ограниченный набор GR-инструментов в своих руках. В основном это:
— внутреннее структурное подразделение по связям с органами государственной власти; иногда оно возглавляется лицами, имеющими опыт работы на государственной службе, но такое встречается далеко не всегда; отсюда, лоббистский ресурс таких служб и их руководителей, подчас, довольно ограничен;
участие в отраслевых ассоциациях;
участие в «бизнес-клубах» и «клубах инвесторов» зонтичного типа Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Деловой России, Консультативном совете по иностранным инвестициям при Председателе Правительства России, Ассоциации Европейского бизнеса, др.), а также узко-отраслевых ассоциациях;
участие в общественных советах, экспертных советах, рабочих группах при органах государственной власти — отдельных Федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ) либо в Деловых советах при международных организациях и советах;
Для того чтобы стать каналом сигналов со стороны бизнеса, направляемых в адрес органов государственной власти, быть увиденным и услышанным необходимо заслужить и сохранить безупречную репутацию надежного партнера в среде адресатов таких сигналов, т.е. в среде стейкхолдеров.
Эта ответственная миссия возлагается, прежде всего, на руководителя GR-агентства, а это, что называется, товар штучный. Значительная роль в этом принадлежит также профильным партнерам GR-консалтинга — координаторам проектов, которые ведет агентство, а также отдельным менеджерам проектов. Задача последних — не только готовить материалы к встречам, но и взять на себя эффективное текущее взаимодействие со средним и нижним звеном стейкхолдеров, государственными служащими, правовиками, экспертами.
Безусловно, такая репутация завоевывается не за один и не за два года. Идеально, когда руководитель агентства сам в прошлом имеет опыт работы как в органах государственной власти (в качестве политического или государственного деятеля либо государственного служащего), так и собственно в сфере бизнеса.
Репутация предполагает аккуратность и щепетильность в отношении со стейкхолдерами, отсутствие коррупционной составляющей, следование внутреннему моральному кодексу, а также существующим законодательным нормам и ограничениям. Это снимает с души «груз нарушений», который, в противном случае, вовсе не помогал бы, а сильно затруднял бы спокойную планомерную работу по выстраиванию и поддержанию структурированных отношений с органами государственной власти.
В идеале, конечно же, чтобы «внутренний закон внутри нас» дополнялся наличием кодекса этики GR-специалиста, которому следовали бы участники отрасли. Попытку предложить принципы деятельности профессионального сообщества специалистов по взаимодействию с органами власти сделала Национальная ассоциация специалистов по взаимодействию с органами государственной власти (GR-Лига), приняв такой Кодекс 29 мая 2014 г. В нем изложены моральные и нравственные ориентиров для лиц, желающих осуществлять эту профессиональную деятельность по взаимодействию с органами власти в рамках этических норм1. Подробнее об этике GR и консалтинга говорится в следующей главе учебника.
1 См.: приложение 1 к настоящему учебнику.
49Следование этическим нормам — часть хорошо структурированного GR. Несколько слов о самой структурированности GR-отношений.
Прежде всего, подлинно структурированный подход ни в коем случае не должен быть равнозначен бюрократизации GR-работы. А именно этим, как показывает практика, нередко грешит корпоративный, особенно западный, GR. В итоге, эффективная работа подменяется сплошь и рядом бесконечным «репортингом» и «обсуждением contingency», страховочные галочки перед вышестоящим руководством делаются, а времени на полевую работу не остается.
На деле, успех зиждется на сочетании различных методов работы. Среди них, прежде всего, следует упомянуть следующие.
Анализ происходящего в органах государственной власти, а также в сфере бизнеса. Это приближает консалтинговое агентство, отчасти, к функциям политического консалтинга. Прежде всего таким из них1, как исследование и прогнозирование политической ситуации, а также реализация маркетингового аспекта (позиционирование клиента и его проекта в политической ситуации).
Вот почему полезным является наличие в составе агентства опытных аналитиков, как имеющих собственные ресурсы получения достоверных информационно-аналитических материалов, так и способных вести необходимый мониторинг информации и аналитики и отделять «зерна от плевел». То есть фильтровать информационные вбросы и слухи и выдавать адекватную оценку событиям с точки зрения управления рисками для бизнеса либо принятия тех или иных шагов в сфере отношений с органами государственной власти.
Networking — установление и постоянное поддержание текущих отношений со стейкхолдерами, своего рода «сетевое взаимодействие» с ними.
Это предполагает и посещение органов государственной власти для встреч и консультаций со стейкхолдерами. Участие в заседаниях общественных, экспертных советов, рабочих групп при органах государственной власти; заседаниях бизнес-ассоциаций, на которые приглашаются стейкхолдеры; мероприятиях международных экономических и юридических форумов, таких, например, как Петербургский международный экономический и Петербургский международный юридический форумы, международный экономический форум в Сочи, региональные экономические форумы, суть их во многом и состоит в постоянном прямом общении представителей бизнеса и власти. Кроме того, посещение приемов, организуемых с той же целью; деловые завтраки, деловые обеды, деловые ужины. Наконец, участие в многочисленных светских мероприятиях.
Как видно из приведенного перечня, жизнь GR-специалиста (лоббиста) отнюдь не усеяна розами, ибо сетевое взаимодействие предполагает значительные траты времени, как рабочего так и (вроде бы) свободного, превращающегося в рабочее, а также затраты ресурсов собственного здоровья. Ненормированный рабочий день — прямое следствие такой тяже
1 Подробнее о функциях политического консалтинга см.: Новиков Д. В. Политическое консультирование: учеб. пособие. Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013.
лой работы. Поэтому необходимо заботиться о своем здоровье, посещать фитнес- и спортивные клубы, заставлять работодателя, по-возможности, оплачивать затраты на спортивное времяпрепровождение — это позволит компенсировать перегрузку графика и связанные с этими мероприятиями ущерб для здоровья.
Посильное участие в работе органов государственной власти, о формах которого писалось выше. При этом весьма ценным является умение отстраняться от инсайдерской информации, которая случайно может оказаться «на слуху». Лучше не знать то, что не положено знать либо по закону, либо по рангу. Есть здесь и законодательные ограничения, о чем следует всегда помнить. В зависимости от вида конфиденциальной информации ее разглашение может не только нанести репутационный вред, но и стать основанием для привлечения к юридической ответственности.1
Взаимодействие с юридическими службами. Вообще, тема отношений GR и Legal — тема не очень простая, и это подтвердят многие практикующие специалисты.
В ряде компаний отношения с органами государственной власти «приписаны» к задачам и функциям юридической службы, что подчас мешает собственно GR-работе. Все-таки, внешние корпоративные связи и коммуникации — это не совсем дело юристов. Идеально, как уже говорилось в (см. гл 1), когда специалист по GR обладает глубокими юридическими знаниями, прежде всего — в сфере конституционного (государственного) и административного права. Это помогает лучше понять механизм принятия политических и управленческих решений в органах государственной власти, точно и своевременно выстроить карту стейкхолдеров, определить внутренние взаимосвязи между стейкхолдерами по конкретному проекту бизнеса и — корректно использовать эту адекватную информацию в выстраивании стратегии и тактики действий бизнеса по данному проекту.
Другое дело, когда требуются специальные юридические знания из определенной отрасли права (финансового, гражданского, трудового, процессуального, иных отраслей). Здесь незаменимым источником специальных знаний становится продукция юридической службы клиента, а также юридической службы консалтингового агентства. В идеале агентство должно
1 Ст. 23 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Кроме того, Конституция гарантирует также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. В законодательстве существует множество режимов конфиденциальной информации (информации с ограниченным доступом) — исследователи выделяют порядка 40 различных видов тайн (государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, тайна следствия, тайна судопроизводства, профессиональные тайны — врачебная, нотариальная, адвокатская, банковская, аудиторская и др.). Также охраной пользуются и персональные данные — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Следует отметить, что в соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 27.07. 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» режим конфиденциальности информации предполагает обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
иметь подобное пусть и немногочисленное, но профессионально работающее подразделение.
В портфеле GR-специалиста (лоббиста) при походе в органы государственной власти либо на встречу со стейкхолдером должны лежать следующие бумаги:
тезисы для озвучивания месседжей, с фактами и аргументами, сформулированными юристами; эти тезисы надо подавать своими словами, с пониманием уровня собеседника, менее «юридизированным» языком и подчеркивая суть месседжа;
правовая позиция компании как документ, который можно и даже нужно передать собеседнику напрямую, для приобщения к документации по вопросу, либо — что лучше — передать в установленном порядке качестве документа официальной переписки;
позиция отраслевой или бизнес-ассоциации, которую следует использовать в своей аргументации, при необходимости же оформить как документ в системе Открытого правительства.
Отдельным направлением работы GR-специалиста или агентства является умение вести диалог с правовыми департаментами органов государственной власти, получая необходимые разъяснения или документы, организуя диалог юристов государственных органов с корпоративными юристами. Благодарность последних при этом послужит лучшим цементом отношений между GR и Legal на долгую перспективу.
В структуре эффективной GR-консалтинговой компании, таким образом, наряду с уровнем управляющего партнера-лидера и партнеров, а также менеджеров проектов, должны быть представлены правовая группа, PR-группа, аналитическая группа и административная группа.
2.3. Оценка эффективности работы GR-департамента и GR-менеджеров
Оценка деятельности GR-департамента и GR-менеджеров представляет собой одну из наиболее сложных проблем в становлении и развитии этой профессии. Между тем данная проблема актуальна для большого числа субъектов:
бизнеса (крупного, поскольку он озабочен привлечением зарубежных инвестиций и выходом на мировые рынки; среднего и мелкого, нуждающегося в позиционировании и продвижении);
органов государственной власти разного уровня, заинтересованных в получении дополнительных рычагов воздействия на бизнес;
профессионального сообщества, получающего дополнительные гарантии своей компетентности и востребованности.
Следует отметить, что проблема оценки эффективности возникает на всех этапах коммуникации: на подготовительном этапе — стадии планирования конкретной программы или проекта, этапе их обоснования, этапе подведения итогов.
Сложностей для решения отмеченной проблемы, включающей в себя определение критериев эффективности, инструментов ее измерения и др.,
существует достаточно много. Например, весьма неоднозначен характер оценки, поскольку эффективность может рассматриваться, по крайней мере, в двух ракурсах:
как эффективность для органов государственной власти (а, значит, в большей степени и для общества);