GR И ЛОББИЗМ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ОРГАНОВ ВЛАСТИ. УЧЕБНИК И ПРАКТИКУМ ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА
Под редакциейВ. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой
Рекомендовано Учебно-методическим отделом высшего образования
в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по экономическим направлениям
и специальностям
Книга доступна в электронной библиотечной системе
biblio-online.ru
Москва ■ Юрайт ■ 2015УДК ББК
А
Ответственные редакторы:
Ачкасова Вера Алексеевна — доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой связей с общественностью в политике и государственном управлении Санкт-Петербургского государственного университета;
Минтусов Игорь Евгеньевич — доцент кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении Санкт-Петербургского государственного университета;
Филатова Ольга Георгиевна — кандидат философских наук, доцент кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении Санкт-Петербургского государственного университета
Рецензенты:
Грибанова Г. И. — доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой политологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
Вульфович Р. М. — доктор политических наук, профессор кафедры стратегии, территориального развития и качества жизни Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
GR и лоббизм: взаимодействие бизнеса и органов власти: учебник и практи- А кум для академического бакалавриата / под ред. В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой.— М.: Издательство Юрайт, 2015. — 321 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс
|
ISBN 978-5-9916-5100-4
Представляет собой один из первых учебников по дисциплине «Теория и практика Government Relation» (GR). Включает в себя большой теоретический и учебно- методический материал как по GR, так и по лоббизму. В состав авторов вошли известные ученые и практики из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Вашингтона. Ориентирован на организацию дополнительных образовательных программ в рамках подготовки специалистов по связям с органами государственной власти, может быть использован в ряде курсов подготовки специалистов по связям с общественностью.
Даны определения базовых понятий GR и лоббизма, основные GR-технологии и технологии лоббистской деятельности. Представлены особенности профессиональной работы в условиях развития социальных медиа; выделены субъекты и объекты GR; приведены сравнительная характеристика GR коммерческого и некоммерческого сектора, навыки планирования и организации мероприятий в области связей с общественностью, управления деятельностью в сфере профессиональных компетенций GR-специалиста.
Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Для студентов и преподавателей, а также повышения квалификации специалистов по связям с общественностью и органами государственной власти.
УДК ББК
ISBN 978-5-9916-5100-4
© Коллектив авторов, 2014
© ООО «Издательство Юрайт», 2015
Оглавление
Авторский коллектив 7
Предисловие 9
Раздел 1
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА GOVERNMENT RELATIONS (GR)
|
Глава 1. Теория GR: основные понятия и концепции 15
Понятие «government relations» 15
Субъекты и объекты GR 20
Методология исследования GR и лоббизма 28
Профессиональные навыки, качества и знания GR-специалиста 29
Выводы 36
Практикум 36
Глава 2. Технологические субъекты GR 41
GR-департамент. Организационная структура и функции 41
Консалтинговая компания. Типовые задачи, цикл и функции GR-консалтинга 46
Оценка эффективности работы GR-департамента и GR-менеджеров 52
Выводы 57
Практикум 58
Глава 3. Этика GR и лоббизма 66
Этика, мораль и нравственность: определение базовых понятий 66
Этика лоббизма и government relations
как вид профессиональной этики 67
Общественное благо как нравственное основание GR и лоббизма 69
Кодексы профессионального поведения 71
Проблема реализации этических норм 72
Выводы 75
Практикум 75
Глава 4. Основные GR-технологии 80
Основные этапы GR-деятельности 80
Воздействие на лиц, принимающих решения,
через экспертное сообщество 82
Корпоративная социальная ответственность 85
Поддержка политической деятельности 88
Неэтичные GR-технологии: astroturfing, greenwashing,
sockpuppeting 90
Выводы 92
Практикум 92
Глава 5. Стратегии и модели использования СМИ В GR. Формирование общественной поддержки 97
Роль информации в принятии решений, проблема асимметричного распространения информации 97
СМИ как дистрибьютор информации и политического влияния 99
Медиастратегии в GR-деятельности 101
Информационная политика в GR-коммуникациях 103
Концепция ключевых сообщений и практика продвижения
ключевых сообщений в средствах массовой информации 105
Инструменты и способы создания новостного повода 107
|
Выводы 110
Практикум 110
Глава 6. GR-коммуникации в современной интернет-среде 116
Возможности GR-коммуникаций в Интернете 116
Веб 2.0 и социальные медиа: основные характеристики и функции 117
GR-технологии в эпоху социальных сетей 121
Риски и перспективы онлайн-коммуникаций 123
Выводы 128
Практикум 128
Раздел 2
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛОББИЗМА
Глава 7. Теория лоббизма: основные понятия и концепции 133
Группы интересов и лоббизм 133
Понятие лоббизма: основные традиции определения 134
Структура лоббистских отношений 137
Типология лоббизма 138
Основные технологии лоббирования 139
Основные модели отношения к лоббизму 146
Выводы 149
Практикум 150
Глава 8. Современные теоретические подходы к изучению
лоббизма 157
Лоббирование интересов бизнеса в контексте теории выработки частного политического курса 157
Теория доступа, плюрализм, корпоративизм и сетевой подход
к изучению лоббизма 163
Выводы 172
Практикум 172
Глава 9. Законодательное регулирование лоббизма 182
Традиции легального определения: США и Россия 182
Регистрация, отчеты и иные практики регулирования лоббизма 186
9.3. Основные стратегии регулирования лоббизма 190
Практикум 191
Глава 10. Законодательный лоббизм в россии 194
Объекты законодательного лоббизма в Российской Федерации 194
Современные аспекты законодательного лоббизма 205
10.3 Другие возможности лоббизма в парламенте РФ 208
Выводы 213
Практикум 214
Глава 11. Лоббизм в Европейском Союзе 219
Брюссель как крупный лоббистский центр 219
Законодательные и общественные формы контроля
за лоббистами в ЕС 222
Особенности лоббирования различных органов власти ЕС 223
Лоббисты ЕС 227
Общественные и частные интересы брюссельских лоббистов: общественные организации и корпорации 230
Особенности лоббирования в ЕС 238
Выводы 246
Практикум 247
Глава 12. Лоббизм в Германии 251
Из истории лоббизма в Германии 251
Корпоративный лоббизм в Германии 256
Организация парламентской работы с лоббистами в Германии 260
Выводы 267
Практикум 268
Глава 13. Лоббизм в США 270
Из истории лоббизма в США 270
Вашингтон как крупный лоббистский центр 273
Корпоративный лоббизм в США 278
Особая роль grassroots-лоббирования в США 289
Сравнение лоббизма в США и ЕС 298
Выводы 300
Практикум 301
Литература 306
Приложения 309
Приложение 1. Кодекс этики Российских специалистов
по взаимодействию с органами власти 309
Приложение 2. Международный кодекс лоббистской этики
(Internatioal code of lobbyig ethics) 313
Приложение 3. Кодекс поведения Европейской ассоциации Public
Affairs — консультантов (Code of Conduct) 318
Глоссарий 319
Авторский коллектив
Ачкасова Вера Алексеевна — доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой связей с общественностью в политике и государственном управлении Санкт-Петербургского государственного университета.
Белоусов Александр Борисович — кандидат политических наук, научный сотрудник Института философии и права УрО РАН, глава Экспертного совета КЦ «Департамент политики».
Большаков Сергей Николаевич — доктор политических наук, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента массовой коммуникации Санкт-Петербургского государственного университета.
Быков Илья Анатольевич — кандидат политических наук, доцент кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении Санкт-Петербургского государственного университета.
Дашевская Ольга Аркадьевна — старший партнер агентства бизнес- коммуникаций PR Inc.
Дорский Андрей Юрьевич — доктор философских наук, доцент кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении Санкт-Петербургского государственного университета
Есипова Ирина Феликсовна — генеральный директор Центра развития коммуникаций ТЭК.
Киселев Константин Викторович — кандидат философских наук, заместитель директора по научной работе Института философии и права УрО РАН.
Кулахметова Мария Васильевна — руководитель отдела по работе с государственными организациями ООО «Майкрософт Рус».
Минтусов Игорь Евгеньевич — доцент кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении Санкт-Петербургского государственного университета, президент IABC/Russia, вице-президент РАСО по GR, вице-президент Национальной лиги специалистов по связям бизнеса и государства (GR-Лиги), основатель и председатель Совета директоров первого российского PR-агентства «Никколо М».
Побединский Игорь Михайлович — кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении Санкт-Петербургского государственного университета.
Румянцев Олег Германович — кандидат юридических наук, управляющий партнер ООО Консалтинговое агентство «Румянцев и партнеры», президент НКО «Фонд конституционных реформ», вице-президент Наци
7ональной ассоциации специалистов по связям с органами государственной власти «GR-Лига».
Самойленко Сергей Алексеевич — преподаватель факультета стратегических коммуникаций университета Джорджа Мейсона (США); председатель вашингтонского отдела по связям с университетами Американской ассоциации по связям с общественностью (PRSA).
Сопов Игорь Александрович — исполнительный директор GR-клуба «Северо-Запад», директор ЦСКП «Кавказ».
Толстых Павел Александрович — кандидат политических наук, руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти.
Филатова Ольга Георгиевна — кандидат философских наук, доцент кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении Санкт-Петербургского государственного университета.
Предисловие
Процессы развития отечественного бизнеса, совершенствования системы государственного управления, улучшения инвестиционной привлекательности как России в целом, так и ее отдельных регионов требуют изменения целей и механизмов коммуникации между коммерческими структурами и государством. Трудный путь отечественных некоммерческих организаций (НКО), без которых немыслимо существование общества современного типа, также связан с улучшением взаимодействия между ними и государством. Взаимная заинтересованность государственной власти, бизнес-сообщества и общественных организаций в установлении понятной, стабильной системы отношений привела к расширению стратегического и тактического арсенала коммуникативного менеджмента в сфере government relations (GR). Эти причины обусловили возникновение в России обучения по программам GR. В 2013 г. набор на подобные программы осуществлялся на факультете политологии МГУ (бакалавриат и магистратура), в Высшей школе государственного администрирования МГУ (MBA), на факультете политологии МГИМО (магистратура), в Институте государственной политики и прикладных гуманитарных исследований РАНХиГС (MBA), а также на двух факультетах Санкт-Петербургского государственного университета (магистратура). Ряд организаций проводит повышение квалификации по GR.
Высокая степень актуальности становящейся профессии привела также к появлению заметного числа изданий, описывающих отдельные практики, а иногда и претендующих на осмысление теоретических основ GR. Вместе с тем следует отметить ряд отчетливо обозначившихся проблем. Во-первых, неразработанность базовых понятий, начиная с самого понятия «GR» и его соотношения с родственными понятиями (лоббизм, public affairs и т.д.). Соответственно можно констатировать явно недостаточное количество существующей как научной, так и учебно-методической литературы по данной тематике. Во-вторых, уже в большей степени национальной особенностью является высокая степень непрозрачности отношений бизнеса и НКО с государственными органами, препятствующая институ- циализации профессии.
Перечисленные процессы обусловили необходимость написания настоящего учебника, в котором авторы попытались представить свое видение современных процессов в области деятельности по связям с органами государственной власти. В книге проводится четкое различие между понятиями «GR» и «лоббизм», что обусловило и его структуру. В первой части речь идет в основном о профессиональной деятельности в области GR,
во второй — рассматриваются ключевые понятия лоббистской деятельности.
Для лучшего усвоения материала в конце каждой главы сформулированы контрольные вопросы и ситуационные задания, приводятся темы докладов и рефератов. Большинство глав проиллюстрированы реальными кейсами, подготовленными ведущими специалистами в области связей с органами власти, необходимые для полноценного погружения студентов в изучаемую тематику. Эти кейсы могут использоваться как для работы на семинарских занятиях, так и для самостоятельного изучения.
Учебник «GR и лоббизм: теория и практика» предназначен для обучения в рамках магистерской программы «Реклама и связи с общественностью» по направлению «GR (government relation) — связи с органами государственной власти» и соответствует теоретическому наполнению курса «Теория и практика GR».
Материалы учебника ориентированы и на реализацию дополнительных образовательных программ в рамках подготовки специалистов по связям с органами государственной власти, а также могут быть использованы в ряде курсов подготовки специалистов по связям с общественностью.
В результате изучения материала учебника обучающийся будет:
знать
определения базовых понятий GR и лоббизма;
основные GR-технологии и технологии лоббистской деятельности;
особенности профессиональной работы в условиях развития социальных медиа.
уметь
выделять основные субъекты и объекты GR;
давать сравнительную характеристику GR коммерческого и некоммерческого сектора.
владеть
навыками планирования и организации мероприятий в области связей с общественностью, управления деятельностью в сфере профессиональных компетенций GR-специалиста.
Инициатором издания учебника выступила первая российская кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении (Санкт-Петербургский государственный университет). Вторая часть учебника, посвященная лоббизму, написана по предложению екатеринбургских коллег под руководством заместителя директора Института философии и права Уральского отделения РАН К. В. Киселева. В целом над текстом учебника и кейсами работал замечательный большой коллектив авторов, теоретиков и практиков, из разных городов России и США, которые ждут откликов на свой труд. Электронный адрес для контактов: polit. pr@jf.pu.ru.
Раздел 1 (гл. 1 — А. Ю. Дорский, К. В. Киселев, И. Е. Минтусов, О. Г. Румянцев, С. А. Самойленко, О. Г. Филатова; гл. 2 — В. А. Ачкасова, О. Г. Румянцев, О. Г. Филатова; гл. 3 — А. Ю. Дорский; гл. 4 — К. В. Кисе
лев, И. Е. Минтусов С. А. Самойленко, О. Г. Филатова; гл. 5 — И. А. Быков; гл. 6 — И. М. Побединский, С. А. Самойленко, О. Г. Филатова).
Раздел 2 (гл. 7. — К. В. Киселев, С. А. Самойленко; гл. 8. — С.Н. Большаков, И. М. Побединский; гл. 9 — К. В. Киселев; гл. 10 — П. А. Толстых; гл.11. — А. Б. Белоусов; гл. 12 — С. Н. Большаков; гл. 13. — А. Б. Белоусов).
Авторы кейсов: О. А. Дашевская, И. Ф. Есипова, М. В. Кулахметова, О. Г. Румянцев, С. А. Самойленко, И. А. Сопов.
Раздел 1
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА GOVERNMENT
RELATIONS (GR)
Глава 1