Под редакциейВ. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой




GR И ЛОББИЗМ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ОРГАНОВ ВЛАСТИ. УЧЕБНИК И ПРАКТИКУМ ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА

Под редакциейВ. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой

Рекомендовано Учебно-методическим отделом высшего образования
в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по экономическим направлениям
и специальностям

Книга доступна в электронной библиотечной системе
biblio-online.ru

Москва ■ Юрайт ■ 2015УДК ББК

А

Ответственные редакторы:

Ачкасова Вера Алексеевна — доктор политических наук, профессор, заведую­щая кафедрой связей с общественностью в политике и государственном управлении Санкт-Петербургского государственного университета;

Минтусов Игорь Евгеньевич — доцент кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении Санкт-Петербургского государственного университета;

Филатова Ольга Георгиевна — кандидат философских наук, доцент кафедры свя­зей с общественностью в политике и государственном управлении Санкт-Петербург­ского государственного университета

Рецензенты:

Грибанова Г. И. — доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой поли­тологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Гер­цена;

Вульфович Р. М. — доктор политических наук, профессор кафедры стратегии, тер­риториального развития и качества жизни Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Прези­денте РФ.

GR и лоббизм: взаимодействие бизнеса и органов власти: учебник и практи- А кум для академического бакалавриата / под ред. В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой.— М.: Издательство Юрайт, 2015. — 321 с. — Серия: Бакалавр. Ака­демический курс

ISBN 978-5-9916-5100-4

Представляет собой один из первых учебников по дисциплине «Теория и прак­тика Government Relation» (GR). Включает в себя большой теоретический и учебно- методический материал как по GR, так и по лоббизму. В состав авторов вошли извест­ные ученые и практики из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Вашингтона. Ориентирован на организацию дополнительных образовательных программ в рамках подготовки специалистов по связям с органами государственной власти, может быть использован в ряде курсов подготовки специалистов по связям с общественностью.

Даны определения базовых понятий GR и лоббизма, основные GR-технологии и технологии лоббистской деятельности. Представлены особенности профессиональ­ной работы в условиях развития социальных медиа; выделены субъекты и объекты GR; приведены сравнительная характеристика GR коммерческого и некоммерческого сектора, навыки планирования и организации мероприятий в области связей с обще­ственностью, управления деятельностью в сфере профессиональных компетенций GR-специалиста.

Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образо­вательного стандарта высшего образования.

Для студентов и преподавателей, а также повышения квалификации специали­стов по связям с общественностью и органами государственной власти.

УДК ББК

ISBN 978-5-9916-5100-4

© Коллектив авторов, 2014
© ООО «Издательство Юрайт», 2015

Оглавление

Авторский коллектив 7

Предисловие 9

Раздел 1

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА GOVERNMENT RELATIONS (GR)

Глава 1. Теория GR: основные понятия и концепции 15

Понятие «government relations» 15

Субъекты и объекты GR 20

Методология исследования GR и лоббизма 28

Профессиональные навыки, качества и знания GR-специалиста 29

Выводы 36

Практикум 36

Глава 2. Технологические субъекты GR 41

GR-департамент. Организационная структура и функции 41

Консалтинговая компания. Типовые задачи, цикл и функции GR-консалтинга 46

Оценка эффективности работы GR-департамента и GR-менеджеров 52

Выводы 57

Практикум 58

Глава 3. Этика GR и лоббизма 66

Этика, мораль и нравственность: определение базовых понятий 66

Этика лоббизма и government relations

как вид профессиональной этики 67

Общественное благо как нравственное основание GR и лоббизма 69

Кодексы профессионального поведения 71

Проблема реализации этических норм 72

Выводы 75

Практикум 75

Глава 4. Основные GR-технологии 80

Основные этапы GR-деятельности 80

Воздействие на лиц, принимающих решения,

через экспертное сообщество 82

Корпоративная социальная ответственность 85

Поддержка политической деятельности 88

Неэтичные GR-технологии: astroturfing, greenwashing,

sockpuppeting 90

Выводы 92

Практикум 92

Глава 5. Стратегии и модели использования СМИ В GR. Формирование общественной поддержки 97

Роль информации в принятии решений, проблема асимметричного распространения информации 97

СМИ как дистрибьютор информации и политического влияния 99

Медиастратегии в GR-деятельности 101

Информационная политика в GR-коммуникациях 103

Концепция ключевых сообщений и практика продвижения

ключевых сообщений в средствах массовой информации 105

Инструменты и способы создания новостного повода 107

Выводы 110

Практикум 110

Глава 6. GR-коммуникации в современной интернет-среде 116

Возможности GR-коммуникаций в Интернете 116

Веб 2.0 и социальные медиа: основные характеристики и функции 117

GR-технологии в эпоху социальных сетей 121

Риски и перспективы онлайн-коммуникаций 123

Выводы 128

Практикум 128

Раздел 2

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛОББИЗМА

Глава 7. Теория лоббизма: основные понятия и концепции 133

Группы интересов и лоббизм 133

Понятие лоббизма: основные традиции определения 134

Структура лоббистских отношений 137

Типология лоббизма 138

Основные технологии лоббирования 139

Основные модели отношения к лоббизму 146

Выводы 149

Практикум 150

Глава 8. Современные теоретические подходы к изучению

лоббизма 157

Лоббирование интересов бизнеса в контексте теории выработки частного политического курса 157

Теория доступа, плюрализм, корпоративизм и сетевой подход

к изучению лоббизма 163

Выводы 172

Практикум 172

Глава 9. Законодательное регулирование лоббизма 182

Традиции легального определения: США и Россия 182

Регистрация, отчеты и иные практики регулирования лоббизма 186

9.3. Основные стратегии регулирования лоббизма 190

Практикум 191

Глава 10. Законодательный лоббизм в россии 194

Объекты законодательного лоббизма в Российской Федерации 194

Современные аспекты законодательного лоббизма 205

10.3 Другие возможности лоббизма в парламенте РФ 208

Выводы 213

Практикум 214

Глава 11. Лоббизм в Европейском Союзе 219

Брюссель как крупный лоббистский центр 219

Законодательные и общественные формы контроля

за лоббистами в ЕС 222

Особенности лоббирования различных органов власти ЕС 223

Лоббисты ЕС 227

Общественные и частные интересы брюссельских лоббистов: общественные организации и корпорации 230

Особенности лоббирования в ЕС 238

Выводы 246

Практикум 247

Глава 12. Лоббизм в Германии 251

Из истории лоббизма в Германии 251

Корпоративный лоббизм в Германии 256

Организация парламентской работы с лоббистами в Германии 260

Выводы 267

Практикум 268

Глава 13. Лоббизм в США 270

Из истории лоббизма в США 270

Вашингтон как крупный лоббистский центр 273

Корпоративный лоббизм в США 278

Особая роль grassroots-лоббирования в США 289

Сравнение лоббизма в США и ЕС 298

Выводы 300

Практикум 301

Литература 306

Приложения 309

Приложение 1. Кодекс этики Российских специалистов

по взаимодействию с органами власти 309

Приложение 2. Международный кодекс лоббистской этики

(Internatioal code of lobbyig ethics) 313

Приложение 3. Кодекс поведения Европейской ассоциации Public

Affairs — консультантов (Code of Conduct) 318

Глоссарий 319

Авторский коллектив

Ачкасова Вера Алексеевна — доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой связей с общественностью в политике и государ­ственном управлении Санкт-Петербургского государственного универси­тета.

Белоусов Александр Борисович — кандидат политических наук, науч­ный сотрудник Института философии и права УрО РАН, глава Эксперт­ного совета КЦ «Департамент политики».

Большаков Сергей Николаевич — доктор политических наук, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента мас­совой коммуникации Санкт-Петербургского государственного универси­тета.

Быков Илья Анатольевич — кандидат политических наук, доцент кафе­дры связей с общественностью в политике и государственном управлении Санкт-Петербургского государственного университета.

Дашевская Ольга Аркадьевна — старший партнер агентства бизнес- коммуникаций PR Inc.

Дорский Андрей Юрьевич — доктор философских наук, доцент кафе­дры связей с общественностью в политике и государственном управлении Санкт-Петербургского государственного университета

Есипова Ирина Феликсовна — генеральный директор Центра развития коммуникаций ТЭК.

Киселев Константин Викторович — кандидат философских наук, заместитель директора по научной работе Института философии и права УрО РАН.

Кулахметова Мария Васильевна — руководитель отдела по работе с государственными организациями ООО «Майкрософт Рус».

Минтусов Игорь Евгеньевич — доцент кафедры связей с обществен­ностью в политике и государственном управлении Санкт-Петербургского государственного университета, президент IABC/Russia, вице-президент РАСО по GR, вице-президент Национальной лиги специалистов по свя­зям бизнеса и государства (GR-Лиги), основатель и председатель Совета директоров первого российского PR-агентства «Никколо М».

Побединский Игорь Михайлович — кандидат политических наук, стар­ший преподаватель кафедры связей с общественностью в политике и госу­дарственном управлении Санкт-Петербургского государственного универ­ситета.

Румянцев Олег Германович — кандидат юридических наук, управля­ющий партнер ООО Консалтинговое агентство «Румянцев и партнеры», президент НКО «Фонд конституционных реформ», вице-президент Наци­

7ональной ассоциации специалистов по связям с органами государственной власти «GR-Лига».

Самойленко Сергей Алексеевич — преподаватель факультета страте­гических коммуникаций университета Джорджа Мейсона (США); предсе­датель вашингтонского отдела по связям с университетами Американской ассоциации по связям с общественностью (PRSA).

Сопов Игорь Александрович — исполнительный директор GR-клуба «Северо-Запад», директор ЦСКП «Кавказ».

Толстых Павел Александрович — кандидат политических наук, руко­водитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти.

Филатова Ольга Георгиевна — кандидат философских наук, доцент кафедры связей с общественностью в политике и государственном управ­лении Санкт-Петербургского государственного университета.

Предисловие

Процессы развития отечественного бизнеса, совершенствования системы государственного управления, улучшения инвестиционной привлекатель­ности как России в целом, так и ее отдельных регионов требуют изменения целей и механизмов коммуникации между коммерческими структурами и государством. Трудный путь отечественных некоммерческих органи­заций (НКО), без которых немыслимо существование общества совре­менного типа, также связан с улучшением взаимодействия между ними и государством. Взаимная заинтересованность государственной власти, бизнес-сообщества и общественных организаций в установлении понят­ной, стабильной системы отношений привела к расширению стратегиче­ского и тактического арсенала коммуникативного менеджмента в сфере government relations (GR). Эти причины обусловили возникновение в Рос­сии обучения по программам GR. В 2013 г. набор на подобные программы осуществлялся на факультете политологии МГУ (бакалавриат и магистра­тура), в Высшей школе государственного администрирования МГУ (MBA), на факультете политологии МГИМО (магистратура), в Институте государ­ственной политики и прикладных гуманитарных исследований РАНХиГС (MBA), а также на двух факультетах Санкт-Петербургского государствен­ного университета (магистратура). Ряд организаций проводит повышение квалификации по GR.

Высокая степень актуальности становящейся профессии привела также к появлению заметного числа изданий, описывающих отдельные прак­тики, а иногда и претендующих на осмысление теоретических основ GR. Вместе с тем следует отметить ряд отчетливо обозначившихся проблем. Во-первых, неразработанность базовых понятий, начиная с самого поня­тия «GR» и его соотношения с родственными понятиями (лоббизм, public affairs и т.д.). Соответственно можно констатировать явно недостаточное количество существующей как научной, так и учебно-методической лите­ратуры по данной тематике. Во-вторых, уже в большей степени националь­ной особенностью является высокая степень непрозрачности отношений бизнеса и НКО с государственными органами, препятствующая институ- циализации профессии.

Перечисленные процессы обусловили необходимость написания насто­ящего учебника, в котором авторы попытались представить свое видение современных процессов в области деятельности по связям с органами государственной власти. В книге проводится четкое различие между поня­тиями «GR» и «лоббизм», что обусловило и его структуру. В первой части речь идет в основном о профессиональной деятельности в области GR,

во второй — рассматриваются ключевые понятия лоббистской деятель­ности.

Для лучшего усвоения материала в конце каждой главы сформулиро­ваны контрольные вопросы и ситуационные задания, приводятся темы докладов и рефератов. Большинство глав проиллюстрированы реаль­ными кейсами, подготовленными ведущими специалистами в области связей с органами власти, необходимые для полноценного погружения студентов в изучаемую тематику. Эти кейсы могут использоваться как для работы на семинарских занятиях, так и для самостоятельного изу­чения.

Учебник «GR и лоббизм: теория и практика» предназначен для обуче­ния в рамках магистерской программы «Реклама и связи с общественно­стью» по направлению «GR (government relation) — связи с органами госу­дарственной власти» и соответствует теоретическому наполнению курса «Теория и практика GR».

Материалы учебника ориентированы и на реализацию дополнительных образовательных программ в рамках подготовки специалистов по связям с органами государственной власти, а также могут быть использованы в ряде курсов подготовки специалистов по связям с общественностью.

В результате изучения материала учебника обучающийся будет:

знать

определения базовых понятий GR и лоббизма;

основные GR-технологии и технологии лоббистской деятельности;

особенности профессиональной работы в условиях развития соци­альных медиа.

уметь

выделять основные субъекты и объекты GR;

давать сравнительную характеристику GR коммерческого и неком­мерческого сектора.

владеть

навыками планирования и организации мероприятий в области свя­зей с общественностью, управления деятельностью в сфере профессио­нальных компетенций GR-специалиста.

Инициатором издания учебника выступила первая российская кафе­дра связей с общественностью в политике и государственном управлении (Санкт-Петербургский государственный университет). Вторая часть учеб­ника, посвященная лоббизму, написана по предложению екатеринбург­ских коллег под руководством заместителя директора Института фило­софии и права Уральского отделения РАН К. В. Киселева. В целом над текстом учебника и кейсами работал замечательный большой коллектив авторов, теоретиков и практиков, из разных городов России и США, кото­рые ждут откликов на свой труд. Электронный адрес для контактов: polit. pr@jf.pu.ru.

Раздел 1 (гл. 1 — А. Ю. Дорский, К. В. Киселев, И. Е. Минтусов, О. Г. Румянцев, С. А. Самойленко, О. Г. Филатова; гл. 2 — В. А. Ачкасова, О. Г. Румянцев, О. Г. Филатова; гл. 3 — А. Ю. Дорский; гл. 4 — К. В. Кисе­

лев, И. Е. Минтусов С. А. Самойленко, О. Г. Филатова; гл. 5 — И. А. Быков; гл. 6 — И. М. Побединский, С. А. Самойленко, О. Г. Филатова).

Раздел 2 (гл. 7. — К. В. Киселев, С. А. Самойленко; гл. 8. — С.Н. Боль­шаков, И. М. Побединский; гл. 9 — К. В. Киселев; гл. 10 — П. А. Толстых; гл.11. — А. Б. Белоусов; гл. 12 — С. Н. Большаков; гл. 13. — А. Б. Бело­усов).

Авторы кейсов: О. А. Дашевская, И. Ф. Есипова, М. В. Кулахметова, О. Г. Румянцев, С. А. Самойленко, И. А. Сопов.

Раздел 1

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА GOVERNMENT
RELATIONS (GR)

Глава 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: