В результате изучения материала данной главы студент должен: знать
определение базовых понятий, касающихся этики, морали и нравственности; уметь
выделять особенности этики лоббизма и government relations как вида профессиональной этики;
проблемы при реализации этических норм; владеть
знаниями, касающимися этических кодексов в области GR и лоббизма.
3.1. Этика, мораль и нравственность: определение базовых понятий
В русском языке сосуществуют три слова, имеющих схожую этимологию и в силу этого регулярно используемых как синонимы: этика (древ- негреч. ^tfo^ — нрав, обычай), мораль (лат. mores — поведение) и нравственность. Вместе с тем у специалистов-этиков, традиционно относимых к философам, принято разводить эти понятия. Приведем лишь один подход, различающий «нравственность как практику межсубъектных отношений, мораль как отражение этих взаимоотношений в сознании субъектов и этику как науку...»1. В таком случае этика лоббизма и GR —наука «об умении (или неумении) человека жить, считаясь с интересами окружающих»2, в сфере профессиональной деятельности лоббиста и GR-специалиста.
В настоящее время мы имеем огромный (правда, в основном, накопленный в США) эмпирический материал, собранный многочисленными комиссиями и советами по этике3, а также немалое количество исследований (вновь в абсолютном большинстве американских), посвященных нравственно-ценностному аспекту данных видов деятельности4. Кроме того, для науки необходим развитый понятийный аппарат, наличие собственной методологии, нацеленность на разработку практических реко
1 Зимбули А. Е. Лекции по этике: учеб. пособие. Вып. 3. СПб.: Пневма, 2011. С. 167—168.
2 Там же. С. 162.
|
3 Council on Governmental Ethics Laws (COGEL).
4 The Ethics of Lobbying: Organized Interests, Political Power, and the Common Good. Washington, D. C.: Georgetown University Press, 2002. 97 р.; Lobbying ethics and reform / Scott T. Harden (ed.). N.Y.: Nova Science Publishers, 2006. IX, 104 p.; O'Leary R. The ethics of dissent: managing guerrilla government. Washington, D. C.: CQ Press, 2006. XIII. 144 p.
мендаций и другие признаки, которые в рассматриваемой сфере знания присутствуют лишь в зачаточном состоянии. Такая ситуация объясняется, вероятно, тремя обстоятельствами: во-первых, проблематичным статусом самой этики как науки, во-вторых, недостаточной развитостью профессиональной деятельности в сфере лоббизма и GR в большинстве стран и повсеместно слабой разработанностью понятийного аппарата этой сферы, в-третьих, распространенной недооценкой важности этики и даже фактическим сопротивлением ее институционализации со стороны отдельных лиц и целых групп. Третье и отчасти второе обстоятельства относятся не состоянию кабинетных исследований, а к живой реальности, без изменения которой невозможно достичь прогресса и в собственно научной сфере. Таким образом, возвращаемся к вопросу о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимоопределении этики, морали и нравственности.
Их указанное теоретическое различение должно подчеркивать моменты перехода от одного явления к другому. Каждому представляется самоочевидной связь между его представлением о должном (мораль) и его поведением (нравственность). При том, что даже поверхностное размышление демонстрирует, что эта связь вовсе неоднозначна, и человек далеко не всегда ведет себя так, как считает должным, взаимозависимость морали и нравственности дана каждому из нас в его повседневном опыте. Переход от морали, в том числе общественной морали, к этике и обратно опосредован сложнее. В частности, мы сталкиваемся на практике с таким состоянием общественного сознания, когда определенные правила поведения формулируются вполне осознанно и конкретно, аргументируются и институционализируются путем закрепления в специальных документах. Это состояние морали нередко называют этикой, в частности, именно в подобных контекстах говорят о профессиональной этике. Воспользуемся таким расширительным ее пониманием.
|
3.2. Этика лоббизма и government relations как вид профессиональной этики
На сегодняшний день зафиксировано несколько подходов к понятию профессиональной этики1.
Мы определим профессиональную этику как совокупность моральных норм, направленных на обеспечение гармонии ценностей сформированной по профессиональной принадлежности группы с ценностями обще- ства2.
1 См.: Апресян Р. Г. Вид на профессиональную этику // Ведомости Научно-исследовательского Института прикладной этики. Вып. 25: Профессиональная этика / под ред. В. И. Бакштановского и Н. Н. Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 2004. С. 161.
2 Громова Л. А. Профессиональная этика в PR // Профессиональная этика в PR и рекламе: Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научно-практической конференции. Санкт- Петербург, 28—29 июня 2001 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. С. 7.
Группа людей, выполняющих одинаковые профессиональные функции, обладает общими ценностями. Задача профессиональной этики — гармонизировать ценности данной группы с ценностями общества в целом1. Именно такая задача определяет специфику профессиональной этики и отличает ее от всех иных видов групповой этики2. В частности, это отличие проявляется при сравнении с корпоративной этикой, предполагающей, что член корпорации должен сделать все для защиты ценностей и интересов корпорации, пренебрегая при этом ценностями и интересами иных субъектов. В деятельности лоббиста и тем более GR-специалиста, входящего в штат компании, конфликт между этими двумя этическими системами очевиден.
|
Однако профессиональная этика не является простым приложением личных моральных представлений к профессиональной деятельности. В ряде случаев конкретное применение общих правил нравственности может приводить к действиям, которые не будут признаны большинством в качестве нравственных. Так, Т. Сасмен справедливо отмечает: «Взаимность — это не злой инстинкт или отрицательная по своей природе сила. Золотое правило морали, варианты которого найдутся в религиозных и моральных кодексах разных культур на протяжении всей истории, является выражением этого принципа. Большинство культур и религий одобряет обмен подарками или добрыми делами как проявление вежливости и хороших манер. Однако на арене политического управления взаимность может быть опасной. Когда подарок или услуга лоббиста, какими бы скромными они ни были, делаются члену парламента, взаимность государственного деятеля может иметь далекоидущие, долгосрочные, и потенциально дорогостоящие последствия»3. Поэтому в том числе важна разработка определенных и признанных профессиональным сообществом норм.
Этика и профессиональная нравственность могут быть рассмотрены в качестве инструментов оптимизации существования как бизнес-субъекта, так и профессии. Соблюдение норм этики позволяет ускорить и удешевить бизнес-процессы, поскольку снижает значимость применения другого, трудоемкого и затратного, механизма регулирования — права4, а также повысить степень доверия общества к базисному или технологическому субъекту GR. Так, череда скандалов, связанных с деятельностью американских лоббистов в первые годы XXI в., привела к ужесточению правовой регламентации их деятельности5. Уже в период подготовки реформ спрос лоб
1 См. подробнее: Зимбули А. Е. Человек и профессия: этические аспекты // GRATIAS AGIMUS: Философско-эстетические штудии: сборник трудов в честь 70-летия профессора А. П. Валицкой. Т. 1 / отв. ред. К. Г. Исупов, Л. Н. Летягин. СПб.: Астерион, 2007. С. 64.
2 См. подробнее: Дорский А. Ю. Этика и право публичных коммуникаций: регулирование брэндинга: Научно-методические материалы. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. С. 38—40.
3 Susman T. M. Private Ethics, Public Conduct: An Essay on Ethical Lobbying, Campaign Contributions, Reciprocity, and the Public Good // Stanford Law & Policy Review. 2008. Vol. 19. No. 1. P. 17.
4 Хантсмэн Дж. Победители никогда не лгут. Даже в трудные времена. СПб.: Питер, 2011. 208 с.
5 В частности, в 2007 г. был издан Акт о честном лидерстве и открытом правительстве (the Honest Leadership and Open Government Act).
лоббистов на юридические услуги, в том числе образовательного характера, резко возрос1. Средства, потраченные на юристов, можно было сэкономить, если бы лоббисты (как и конгрессмены) своей сомнительной с точки зрения морали деятельностью не спровоцировали принятие государством соответствующих мер.
Применительно к профессионалам, действующим в сфере public affairs, важнейшее значение имеет также оптимизация существования общества в целом. По самой природе своей деятельности лоббисты и GR-специалисты выполняют важную функцию профессионального, компетентного и непосредственного донесения до государственных органов информации о состоянии дел в том или ином секторе, являются одним из значимых институтов демократии.
Подчеркнем две вытекающие из вышеизложенного особенности профессиональной этики. Во-первых, она не является «придатком» к профессии, извне налагаемыми на профессионала правилами. Напротив, она есть проявление сути профессии, «генетической памяти», позволяющей профессии успешно существовать в успешном обществе. В отечественной литературе давно закрепилось терминологическое различие между профессионалами, причастными этой сути, и специалистами, владеющими лишь инструментарием для решения конкретных текущих задач2. Задача профессионального сообщества — формировать как содержание, так и способы для передачи этой «генетической памяти». В противном случае профессионализм — удел только отдельных личностей, способных самостоятельно просчитать или почувствовать отдаленные и непрямые последствия своих действий.
Во-вторых, профессиональная этика не является сводом рекомендаций и добрых советов. Требования профессиональной этики более однозначны и жестки, чем требования права, которое даже в уголовном процессе дает судье достаточно широкий диапазон для личного усмотрения. Кроме того нормы этики ставят планку более высокую, чем законодательство. Однако в отличие от права мораль почти не имеет возможности принуждения к исполнению своих предписаний, наказания за их несоблюдение. Такие возможности в профессиональной сфере должны создаваться органами профессионального сообщества и включать как карательные, так и поощрительные меры.
3.3. Общественное благо как нравственное основание GR и лоббизма
Исследователи называют в качестве основополагающего принципа профессиональной этики лоббиста и GR-специалиста принцип следования общественному благу3. В данной сфере этот принцип был сформулирован еще в 1874 г. Верховным судом США в знаменитом Постановлении по делу
1 См.: Allard, N. W. Lobbying Is an Honorable Profession: The Right to Petition and the Competition to Be Right // Stanford Law & Policy Review. 2008. Vol. 19. No. 1. P. 24—25.
2 Рац М. Политика развития: первые шаги в России. М.: Касталь, 1995. 192 с.
3 См.: The Ethics of Lobbying: Op. cit. P. 84.
«Трист против Чилда»: «Если какая-либо из крупных корпораций страны наняла бы авантюристов, которые вели бы дело таким образом, чтобы обеспечить принятие общего закона в целях продвижения их частных интересов, нравственное чувство каждого разумного человека инстинктивно осудило бы и работодателя, и работника как погрязших в коррупции, а их занятие как позорное. <...> Там, где есть распущенность, закон не поможет ни одной из сторон»1. Несомненная важность и приоритетность этого принципа, оправдывающего в глазах общества существование профессии лоббиста, не снимают проблематичности его проведения в жизнь. Проблема имеет две составляющие.
Общее благо может пониматься по-разному разными субъектами. Отметим принципиальную позицию авторов исследования этики лоббизма из Вудстокского теологического центра. «Разумные люди критически спрашивают: "Кто знает, что есть общее благо?", как будто оно похоже на физический закон, который естествоиспытатели должны открыть и подтвердить с помощью экспериментов. Наш ответ на этот скептицизм прост и прям. Общее благо — это то, что мы стремимся открыть посредством публичного обсуждения и аргументации»2. Лоббист в современном понимании это уже не тот, кто тайно воздействует на представителя власти, встречаясь с ним в коридорах парламента. Сегодня лоббист — это адвокат определенной точки зрения, причем сам термин «адвокат» постепенно вытесняет слово «лоббист». Так, на рубеже 2012—2013 гг. Ассоциация лоббистов, аккредитованных при Европейском Союзе, была переименована в Ассоциацию аккредитованных адвокатов публичной политики (the Association of Accredited Public Policy Advocates to the European Union). Это понимание легитимирует различие и даже конфронтацию интересов, порождающих лоббизм3.
Кроме того, разные группы обладают разными по степени влиятельности лоббистами, разными ресурсами для организации GR, или не обладают ими вообще. М. Олсон показал, что степень организации групп интересов обратно пропорциональна интенсивности развития страны: неорганизованные интересы не учитываются, что на деле означает отсутствие внимания именно к самым болевым точкам4. Для снижения возникающих таким образом рисков бизнес должен проявлять социальную ответственность, когда крупные, хорошо организованные и финансово обеспеченные социальные субъекты решают задачи по выявлению и дальнейшей адвокации интересов заведомо слабых социальных субъектов.
1 U.S. Supreme Court. Trist v. Child, 88 U.S. 21 Wall. 441 441 (1874) // Justitia.com. US Supreme Court Center. URL: https://supreme.justia.com/cases/federal/us/88/441/case.html
2 McCarthy M. Lobbying and the search for the common good. URL: https://www8.georgetown. edu/centers/woodstock/resources/articles/The-Ethics-of-Lobbying.html.
3 Бентли А. Процесс государственного управления. Изучение общественных давлений. М.: Изд-во Перо, 2012. 408 с.
4 Олсон М. Логика коллективных действий: Общественные блага и теория групп: пер. с англ. М.: Фонд Экономической Инициативы, 1995. 165 с.