Список использованных словарей 4 глава




винительный количества см. винительный падеж.

винительный меры см. винительный падеж.

винительный объекта см. винительный падеж.

винительный падеж. Форма падежа, сочетающаяся с переходным глаголом или словом категории состояния и указывающая на объект, подвер­гающийся действию, или выражающая различные обстоятельствен­ные отношения (временные, пространственные, количественные и др.).

Винительный времени обозначает время совершения дейст­вия. Встречаться каждый день. Нынешнюю ночь ему нездо­ровилось.

Винительный количества употребляется при обозна­чении стоимости, при указании на количественную сторону про­явления гла­гольного действия. Стоит два рубля. Повторить три раза.

Винительный меры указывает на меру времени или простран­ства. Ждать целую неделю. Пройти пять километров.

Винительный объекта называет предмет, на который направ­лено действие. Читать книгу. Бросить мяч. Винительный результата обозначает предмет, который является результатом действия. Рыть яму. Шить платье.

винительный результата см. винительный падеж.

висячий дефис. Дефис, который пишется на конце первой части сложного слова вместо второй части, если последняя повторяется в последую­щем сложном слове, присоединяемом к первому посредством союза и. Парт- и профорганизации. Радио- и теле­программы. Семи- и вось­милетние дети.

включение. То же, что последовательное подчинение.

внелитературная лексика. Слова, находящиеся за пределами лите­ратур­ного языка (диалектизмы, арготизмы, жаргонизмы, вульга­ризмы).

внесение. Вставка в предложение слова, грамматически с ним не связан­ного. Внесенными являются обращения, вводные кон­струкции, вставные конструкции, междометия (последние за редкими исключе­ниями).

внешняя речь. Речь в собственном смысле, т.е. облеченная в звуки, умею­щая звуковое выражение (ср.: внутренняя речь).

внешняя флексия. То же, что окончание.

внеязыковые средства общения. Дополнительные к звуковой речи и со­провождающие ее средства выражения мыслей, чувств, волеизъявле­ния (мимика, жесты, ситуация).

внутренние законы развития языка. Законы, отражающие процесс разви­тия языка, обусловленный самой его природой, как особого общест­венного явления. Помимо общих законов, распростра­няющихся на любой язык (закон постепенного накопления эле­ментов нового каче­ства и отмирания элементов старого качества: закон неравномерного развития структурных частей языка — быстрого изменения словар­ного состава и медленного изменения грамматического строя и т.д.), существуют внутренние законы развития отдельных языков — их словарного состава, фонетиче­ской системы, грамматического строя. Закон построения слога по принципу восходящей звучности в прасла­вянском языке. Закон перехода [ е ] в [ о ] под ударением после предше­ствующего мягкого согласного перед последующим твердым соглас­ным в древнерусском языке. Закон редукции всех гласных в безудар­ных слогах. Закон оглушения звонких согласных на конце слова (в XIV в.).

внутренняя речь. Речь непроизносимая, не звучащая, речь «про себя», об­ращенная субъектом к самому себе (ср.: внешняя речь). Внутренняя речь может отличаться от внешней лаконичностью, отрывистостью, эллиптическим характером грамматических кон­струкций и т.д.

внутренняя флексия (флексия основы). Изменение звукового соста­ва корня, выражающее различие грамматических значений. Уби­рать — убрать, посылать — послать (чередование корневого гласного с ну­лем звука служит для различения несовершенного и совершенного вида).

внутренняя форма слова. Морфонологический состав основы, ука­зываю­щий на мотивированную связь ее звучания с данным зна­чением. Под­снежник (цветок, появляющийся ранней весной чуть ли не из-под снега). Огород (связь с понятием «огородить»). Сад (то, что посажено; ср.: роща — то, что выросло естественно). возвратная форма глагола см. возвратный глагол.

возвратная частица. Частица -ся, восходящая к возвратному местоимению себя. В современном русском языке -ся выступает в функции пофлек­сийного, или пофлективного (стоящего после окончания), суффикса (постфикса) в глагольных формах (в ин­финитиве — после суффикса) и является или формообразующим аффиксом в качестве элемента зало­гового значения (умываться, кусаться), или словообразующим аф­фиксом, чаще в сочетании с приставкой или суффиксом (плакаться, присматриваться, гордиться).

возвратное местоимение см. местоимение возвратное (в статье местоиме­ние).

возвратно-средний залог см. залог глагола.

возвратный глагол. Глагол с аффиксом -ся (-сь). Объем понятия «возвратный глагол» и соотносительного с ним понятия «воз­вратная форма глагола» по-разному представлен в теоретических исследова­ниях и в учебной литературе. В одних работах («Мор­фология совре­менного русского языка» И.Г. Голанова, школь­ные учебники) воз­вратными глаголами называются все глаголы с аффиксом (частицей, суффиксом) - ся независимо от их происхо­ждения и залогового значе­ния: сюда отнесены образования от переходных глаголов (умываться, огорчаться, обниматься и т.д., где - ся рассматривается как формооб­разующий аффикс), от непереходных глаголов (плакаться, разгу­ляться, проснуться, пройтись и т.д., где -ся является словообразую­щим аффиксом) и глаголы, которые без 'ся не употребляются (бояться, гордиться, карабкаться, надеяться, очнуться, смеяться, толпиться и т.д.). В других работах (академическая «Грамматика русского языка») возвратные глаголы— это глаголы возвратного залога, в отличие от которых глаголы с аффиксом -ся, не выражающие зало­гового значения, названы возвратными формами гла­гола; к по­следним отнесены образования от непереходных гла­голов (грозиться, звониться, стучаться и т.д.) и глаголы, не употребляю­щиеся без - ся (см. выше). В третьих работах (университетский учебник «Современный русский язык», ч. II) возвратными глаголами считаются самостоятельные лексические образования, в которых аф­фикс - ся выполняет словообразовательную функцию (возиться, раз­даться, присло­няться, перекликаться, прибраться, пораниться, пла­каться, сту­чаться и т.д., гордиться, надеяться, смеяться и т.д.), а воз­вратными формами глагола— образования, в кото­рых аффикс - ся выполняет формообразующую функцию: это формы стра­дательного залога, сохраняющие лексико-семантическое тождество с переходными глаголами (окно моется рабо­чим, улицы озеленяются комсомольцами и т.д.). Различие в тол­ковании терминов «возвратный глагол» и «возвратная форма глагола» связано с различ­ным пониманием категории залога (см. залог глагола).

вокабула (от лат. vocabulum — слово). 1. Отдельное слово иностран­ного языка с переводом на родной язык.

2. Заглавное слово словарной ста­тьи.

вокализм (от лат. vocalis—голосовой). Система гласных звуков языка, их свойства и отношения.

вокатив (лат. vocativus—звательный падеж). 1. То же, что зва­тельный па­деж.

2. То же, что обращение.

вокативное предложение. Предложение-обращение, т.е. односостав­ное предложение, в котором главным и единственным членом является название лица — адресата речи. Произнеся такое пред­ложение, гово­рящий не только называет лицо, к которому обра­щена речь, но инто­нацией выражает различные оттенки мысли или чувства (упрек, ис­пуг, радость и т.д.).— Вера! Вера!—в ужасе говорил Райский, протя­гивая ей руки, чтобы, ей помешать (Гончаров).

воляпюк (волапюк) (от vol — мир + puk — язык, т.е. «мировой язык»). Ис­кусственный международный язык, созданный в 1880 году Шлейером. В отличие от эсперанто успеха не имел.

вопрос. Высказывание, имеющее целью побудить слушающего сооб­щить го­ворящему нечто требующее выяснения (см. вопроситель­ное предло­жение).

вопросительное предложение. Предложение, выражающее вопрос (ср. дру­гие типы предложений по цели высказывания: повество­вательное предложение, побудительное предложение). Разли­чаются:

а) собственно-вопросительное предложение, на которое реально ожидается ответ. Далеко вы отсюда живете? (Тургенев);

б) вопросительно-утвердительное предложение, содер­жащее вопрос к собеседнику, от которого ожидается подтверждение сказанного в предложении. Да ведь фуражка на го­лове у вас? (Горький). Неужто ты не понимаешь, что сам виноват? (Горький);

в) вопросительно-отрицательное предложе­ние, в кото­ром под видом вопроса выражается отрицание. Разве можно не лю­бить вас? (Тургенев);

г) вопросительно-побудительное предложение, в котором через вопрос выражается побуждение к действию. Отчего же ты у меня не спросишь? (А. Островский);

д) вопросительно-риторическое предложение, со­держащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на ко­торый не ожида­ется ответ. На кого не действует новизна? (Чехов).

По наличию в предложении вопросительных местоимений или наре­чий различаются вопросительные предложения место­именные и неместоимённые. Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне? (Пушкин). Разве перерыв? (Серафимович).

Грамматические средства оформления вопросительных предло­жений:

1) вопросительная интонация (повышение тона на слове, с кото­рым связан смысл вопроса). Уж не больны ли вы? (Гоголь) (выделяется слово больны);

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос). Понятен вам мой ужас? (Горький) (выделяется слово понятен);

3) вопросительные слова (вопросительные местоимения, наре­чия, частицы). Какая из прочитанных книг вам больше нравится? (Н. Островский). Почему я не могу ехать? (Л. Толстой). Привет ли то был, упрек ли? (Тургенев). Неужели и вправду отзвенели мечи? (Есенин). Л разве другой должности для тебя не найдется! (Лаптев).

вопросительно-относительное подчинение. То же, что косвенно-вопроси­тельное подчинение.

вопросительно-отрицательное предложение см. вопросительное предло­жение.

вопросительно-побудительное предложение см. вопросительное предло­жение.

вопросительно-риторическое предложение см. вопросительное пред­ло­жение.

вопросительно-утвердительное предложение см. вопросительное пред­ложение.

вопросительные местоимения см. местоимения вопросительно-отно­си­тельные (в статье местоимение).

вопросительные частицы см. частицы вопросительные (в статье час­тицы).

вопросительный знак. Знак препинания, который ставится:

1) в конце вопросительного предложения. Вы не уйдете? Нет? (Чехов);

2) факультативно в вопросительных предложениях с однородны­ми членами после каждого однородного члена с целью расчле­нения во­проса. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? зависть ли тайная? злоба ль открытая? (Лермонтов);

3) в скобках для выражения сомнения или недоумения пи­шущего, чаще всего внутри цитируемого текста.

«....уже веселые и шумные вином,

Уже певучие (?) и светлые (!) кругами

Сидели у стола».

Что за странный набор слов! (Белинский).

вопросо - ответные предложения см. диалог.

восклицание. 1. Возглас, выражающий сильное чувство, волнение и т.п.

2. Междометие или междометное выражение.

восклицательное предложение. Предложение, в котором выражение со­держания мысли сопровождается выражением чувства говоря­щего. Конструктивными элементами восклицательных предло­жений явля­ются междометия, эмоциональные частицы, воскли­цательная инто­нация. Восклицательным может стать любое из предложений по цели высказывания (повествовательное, побу­дительное, вопросительное). Вечер такой славный! (Чехов). Пустите меня поглядеть! (Горький). И каких только не бывает чудес на свете! (Казакевич).

восклицательные частицы см. частицы восклицательные (в статье час­тицы).

восклицательный знак. Знак препинания, который ставится:

1) в конце восклицательного предложения. О, если б в небо хоть раз подняться! (Горький);

2) факультативно в восклицательных предложениях с однород­ными членами после каждого однородного члена для обозначения эмоцио­нальной прерывистости речи. Все отвергал, законы! со­весть! веру! (Грибоедов);

3) после слов-предложений, обращений, междометий, стоящих перед предложением или употребляемых самостоятельно и произ­носимых с восклицательной интонацией.— О нет! — быстро перебила Анна (Л. Толстой). Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета (Брюсов). Ага! Дер­житесь, теперь мы будем вас ругать! (Ажаев);

4) в скобках внутри или после цитаты для выражения отношения ав­тора (возмущения, иронии и т.д.) к цитируемому тексту (см. вопроси­тельный знак).

восточнославянская лексика. Слова, общие для всех восточносла­вянских языков (русского, украинского и белорусского). Белка, дядя, после, темный, сегодня, совсем, теперь и мн. др.

восходящая градация см. градация восходящая (в статье градация).

восходящее ударение см. слоговое ударение.

временной. 1. Связанный с обозначением реального времени. Временное значение.

2. Связанный с выражением категории времени. Временные фор­мы глагола.

временные союзы см. союзы подчинительные (в статье союз).

время глагола. Глагольная категория, выражающая отношение действия к моменту речи, который принимается за точку отсчета. См. будущее время, настоящее время, прошедшее время. См. также абсолютное время, относительное время.

вспомогательный глагол. Глагол, употребляющийся в сочетании с другими словами (обычно глаголами в форме инфинитива) для образования аналитических форм этих слов. В этих формах вспомогательный гла­гол в большей или меньшей степени утра­чивает свое лексическое зна­чение и служит выразителем грамма­тических значений лица, числа, времени и др. Обычно в качестве вспомогательного глагола в русском языке употребляется глагол быть, с помощью которого образуется форма будущего сложного времени (буду читать). Реже для образо­вания аналитических форм используются глаголы стать (стану учиться), начать (на­чал петь) и нек. др.

вставка звуков (эпентеза). Появление в слове под влиянием фонетических или морфологических условий звука, отсутствовав­шего в первона­чальной форме этого слова. Ндрав, страм, Стретенка (в диалектах и просторечии).

вставные (вставочные) конструкции. Слова, словосочетания и пред­ложе­ния, содержащие различного рода добавочные замечания, попутные указания, уточнения, поправки, разъясняющие предло­жение в целом или отдельное слово в нем, иногда резко выпадающие из синтаксиче­ской структуры целого. В отличие от вводных конструкций, вставные конструкции не выражают модаль­ных значений, не содержат указа­ния на источник сообщения, на связь с другими сообщениями и т.д., не могут стоять в начале основного предложения. Вставные конст­рукции могут оформляться как члены предложения или предикатив­ные части сложного предложения, но могут в синтаксическом отно­шении выступать как «чужеродное тело» в составе основного предло­жения; могут быть включены при помощи союзов и союзных слов или же без их помощи.

Вставные конструкции выделяются паузами, произносятся с пониже­нием тона и убыстрением темпа. В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного (Аксаков). Отец ли­шился обыкновенной своей твердости и горесть его (обык­новенно немая) изливалась в горьких жалобах (Пушкин). Он не мог отка­заться от места или, скорее, звания (пото­му что он ничего не делал), которое доставил ему князь Васи­лий (Л. Толстой). Вашей сестре (или сестрам, если они обе в Москве) привет и пожелание счастья (Чехов). Он был ранен (легко), потом женился, потом уехал за гра­ницу (Короленко).

вставочные конструкции. То же, что вставные конструкции.

вторая сигнальная система. По учению И.П. Павлова, вторую сигнальную систему составляют слова, выступающие в качестве сигналов первых сигналов (таковыми являются впечатления, ощу­щения и представле­ния от окружающей внешней среды). Вторая сигнальная система яв­ляется достоянием только человека, она связана с развитием абст­рактного мышления, образованием общих понятий, которые форми­ровались при помощи слова.

вторичная имперфективация см. имперфективация вторичная (в статье имперфективация ).

второе полногласие. Изменение сочетаний ър, ъл, ьр, ьл между согласными в результате падения редуцированных не в ор, ол, ер, ел, а в оро, оло, ере, еле.

второй винительный см. двойной винительный. второй именительный. То же, что именительный предикативный.

второстепенное сказуемое. Деепричастие или деепричастный оборот, ука­зывающие на добавочное действие субъекта предложения., Такие конструкции обычно находятся в полупредикативных отно­шениях с основной частью предложения. Недалеко заухал филин, и Ласка, вздрогнув, стала прислушиваться (Л. Толстой) (ср.: вздрогнула и стала прислушиваться). Дубов, сидя верхом на скамейке, разбирал на­ган (Фадеев) (ср.: сидел верхом и разби­рал).

второстепенное (побочное) ударение. Более слабое ударение, кото­рое встречается наряду с основным в многосложных, образован­ных из двух и более основ словах. Кинокартина, лесопитомник, автовело­мотогонки.

второстепенные члены предложения. Члены предложения, находя­щиеся в подчинительной связи с главными членами или между собой л слу­жащие для пояснения, уточнения, дополнения значе­ний господ­ствующих слов.

Разряды второстепенных членов: 1) определение, разновид­но­стью которого является приложение, 2) дополнение и 3) об­стоятельства. Эта классификация, в целом пригод­ная для син­таксического разбора по членам предложения, в отдельных случаях может оказаться чрезмерно схематичной, так как она не учитывает возможности переходных явлений в области второстепенных членов и совмещения значений разных синтаксических категорий (см. об­стоятельственное дополнение, обстоятельственное определение, оп­ределительное дополнение). Вопрос о второстепенных членах пред­ложения решался и решает­ся по-разному в русской грамматической науке. Одни исследо­ватели отрицали правомерность включения тео­рии второстепенных членов в область грамматики, отмечая преобла­дание в этой теории логико-смысловых понятий над грамматиче­скими и ука­зывая, что для выяснения отношений между членами предложения можно ограничиться установлением характера синтак­сической связи между словами в предложении (согласование, управ­ление, примыкание). Другие ученые включали теорию второстепен­ных членов в грамматику, но классификацию их строили на разных основаниях: второстепенные члены выделялись или по значению, или по типу синтаксической связи с другими словами. Так образо­ва­лись два направления в учении о второстепенных членах предложе­ния: логическое (классификация по значению) и формально-грамматическое (классификация по типу синтаксической связи).

Начало логического направления было положено А.X. Востоковым, который в своей «Русской грамматике» (1831 г.) выделил в предложе­нии «определительные» и «дополнительные» слова (члены предло­жения, которые в современной грамматике рассмат­риваются как об­стоятельства, включались им в разряд определе­ний). Точка зрения Востокова получила поддержку у Н.И. Гре­ча и И.И. Давыдова.

Развернутое учение о второстепенных членах предложения, кото­рое в основных своих чертах на протяжении свыше ста лет в боль­шей или меньшей степени используется в практике преподавания русского языка, находим в «Исторической грамматике русского языка» Ф.И. Буслаева. Второстепенные члены рассматриваются им в двояком от­ношении: 1) по синтаксическому употреблению и 2) по значению. При первой классификации выделяются опреде­ления (слова согла­суемые), дополнения (слова управляемые) и обстоятельства (несогласуемые и неуправляемые слова, по совре­менной терминоло­гии — примыкающие). При второй классифика­ции определением может оказаться управляемое слово (современ­ное несогласованное определение), обстоятельством—управляемое слово (предложно-па­дежное сочетание) и т.д., что приводило к внутреннему противоре­чию созданной Буслаевым логико-грамматической системы второ­степенных членов.

А.А. Потебня, давший развернутую критику теории Буслаева, по­строил свою систему второстепенных членов предложения на пол­ном их соответствии частям речи: дополнение выражается именем существительным в косвенном падеже, определение — именем при­лагательным (также местоименным прилагательным, порядковым числительным, причастием), обстоятельство—наре­чием. Этими вы­сказываниями было положено начало формально-грамматическому направлению в учении о второстепенных членах, получившему даль­нейшее разви­тие в работах Д.Н. Овсянико-Куликовского, А.М. Пешковского, А.А. Шахматова и др. Широ­кое применение в теоретических исследова­ниях нашло заложенное в учении Потебни понятие морфологизованных членов предложе­ния.

Д.Н. Овсянико-Куликовский ввел важное для теории второстепен­ных членов положение о возможности переходных явлений среди них.

Ф.Ф. Фортунатов, крупнейший представитель формального на­прав­ления в языкознании, критерием выделения второстепенных членов считал способ выражения синтаксической зависимости слов (согласование, управление, примыкание). В практике современного преподавания преобладает использова­ние логической классификации второстепенных членов, построен­ной с учетом как грамматических, так и лексических значений подчиненных и подчиняющих слов и синтаксических связей между ними.

вульгаризмы (от лат, vulgaris — простонародный). Грубое слово или выра­жение, находящиеся за пределами литературной лексики. Вместо лицо — морда, рожа, рыло, харя; вместо есть — жрать, лопать; вместо умереть — окочуриться, околеть, сдохнуть.

выделительно-ограничительные частицы. То же, что ограничительные частицы.

выдержка. Вторая фаза артикуляции звука, когда органы речи установлены именно для данной артикуляции; ср.: приступ, отступ.

выдыхательная (дыхательная) группа. Отрезок речи, выделяемый с обеих сторон паузами, необходимыми для вдоха.

выдыхательное ударение. То же, что силовое ударение.

выпадение звуков. Устранение, обычно на почве ассимиляции, одного из звуков в их группе. Чаще всего выпадает взрывной согласный в по­ложении между двумя щелевыми или между щелевым и смычным но­совым. Блеснуть (ср. блестеть), плес­нуть (ср. плескать). См. также непроизносимые согласные и гаплология.

выразительный. То же, что экспрессивный. Выразительные средства языка.

высказывание. Единица сообщения, обладающая смысловой целост­ностью. Высказывание может совпадать с предложением, но может быть и сообщением, не укладывающимся в схему простого предложения (слова-предложения, ответные реплики в диалоге, именительный представления и т.д.).

высота тона (звука). Качество звука, зависящее от частоты колебаний голо­совых связок в единицу времени: чем больше колебаний приходится на единицу времени, тем выше звук; чем меньше колебаний прихо­дится на единицу времени, тем ниже звук.

 

Г

 

галлицизм (от лат. gallicus—галльский). Слово, выражение или конструк­ция, заимствованные из французского языка и восприни­маемые как чужеродный элемент. Мерси, нувориш, парвеню, пар­дон. См. варва­ризм, а также деепричастный оборот.

гаплология (от греч. gaplos — простой + logos — понятие, учение). Опуще­ние одного из двух одинаковых соседних слогов вследствие диссими­ляции. Знаменосец (вместо знаменоносец), минералогия (вместо ми­нералология), трагикомедия (вместо трагикокомедия).

гармония гласных. То же, что сингармонизм.

генеалогическая (от греч. genealogia — родословная) классифика­ция язы­ков. Подразделение языков на группы по их родству, основанному на общности происхождения и находящему свое выражение в общности слов или морфем. Наиболее крупные группы называются семьями. Разли­чаются следующие семьи языков: индоевропейская, финно-угор­ская, тюркская, иберийско-кавказская, монгольская, тунгусо-мань­чжурская, китайско-тибетская, семитская, хамитская, малай­ско-поли­незийская, дравидская, банту и др. Отдельные языки не входят ни в какие группы. Таковы япон­ский язык, корейский язык и др. Следует также иметь в виду условность объединения некоторых языков в се­мьи. Так, наукой не решен еще вопрос о родстве кавказских языков, о степени близости австралийских языков (языков Австралии и Тасма­нии), о генетической связи палеоазиатских языков (языков народов Восточной Сибири и Дальнего Востока) и т.д.

генитивное (от лат. genitivus — родительный падеж) предло­жение. Одно­составное предложение, в котором главный член выражен родитель­ным падежом имени существительного со значе­нием большого коли­чества. Слов-то, слов-то! (Тургенев). См. бессказуемо-подлежащное предложение.

германизм (от лат. germanus—германский). Слово, выражение - или конст­рукция, заимствованные из германских языков и воспринимаемые как чужеродный элемент. Денди, мисс, полисмен, фрейлейн, церемоний­мейстер, яхтсмен. См. варваризм.

германские языки. Языки, входящие в индоевропейскую семью и образую­щие в ней ветвь с рядом подгрупп:

1) северногерманская (скандинавская) подгруппа, в которую входят языки (важнейшие) шведский, норвежский, датский, исландский;

2) западногерманская подгруппа, в которую входят языки (важнейшие) английский, немецкий, голландский с фламандским, фризский.

гидроним (от греч. hydor—вода + onyma—имя). Родовое обоз­начение назва­ний рек, водных пространств и т.д.

гипербола. Образное выражение, содержащее непомерное пре­увеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский). Ср.: литота.

гипотаксис (греч. hypo— под + taxis — расположение). То же, что подчине­ние предложений. Ср.: паратаксис.

главная часть сложноподчинённого предложения. То же, что главное предложение.

главное предложение. Независимая предикативная часть сложно­подчи­ненного предложения, по отношению к которой другая часть (другие части) находится в синтаксической зависимости (см. придаточное предложение). Независимость главного предложения является отно­сительной: нередко не только придаточное предложение не может суще­ствовать без главного, но и главное нуждается в наличии при нем придаточного. В одних случаях это связано с тем, что ска­зуемое главного предложения выражено глаголом сильного управ­ления. Ле­вин не замечал, как проходило время (Л. Толстой). В других случаях играет роль необходимость конкретизации соотносительного слова (указательного местоимения или место­именного наречия), имеюще­гося в главном предложении. Поло­жение было таково, что Клычков решил проверить карту еще раз (Фурманов). Собака притихла от­того, что никто посто­ронний не тревожил ее покой (Фадеев). Пока­зателем взаимосвязанности обеих частей сложноподчиненно­го пред­ложения является также наличие в главном предложении второй части двойного (парного) союза. Хотя утро и было прекрасное, но мы выехали в поле не так рано (Аксаков).

главное (опорное, стержневое) слово словосочетания. Слово, занимающее синтаксически независимое положение и подчиняю­щее себе другое слово (другие слова) в данном словосочета­нии, образующее его син­таксический центр. См. словосочетание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: