Список использованных словарей 5 глава




главное (основное) ударение. Собственно ударение, т.е. ударение, выпол­няющее свою непосредственную функцию выделения одного из сло­гов в составе слова.

главные члены предложения. Члены предложения, образующие основу двусоставного предложения и связанные предикативными отноше­ниями: подлежащее и сказуемое.

главный член односоставного предложения. Грамматический центр, структурная основа односоставных предложений. В одних из них (определенно-личных, неопределенно-личных, обобщенно-личных, безличных) главный член по своему морфологическому выражению (глагольной форме) может быть соотнесен со ска­зуемым двусостав­ного предложения, в других (номинативных) — с подлежащим или сказуемым. Однако такое сопоставление весьма условно, так как по­нятия подлежащего и сказуемого соотно­сительны и при обусловлен­ном природой односоставных предло­жений наличии только одного главного члена его не с чем со­относить в плане предикативных отно­ше­ний, присущих дву­составному предложению. «Если член односо­став­ного предложе­ния определить или как подлежащее, или как ска­зуемое, то его надо считать неполным» (В.В. Виноградов).

глагол. Часть речи, а) обозначающая действие или состояние как процесс (семантический признак);

б) выражающий это значение при помощи категорий вида, залога, времени, лица, наклонения (морфологический признак);

в) выполняющая в предложении в основном функцию сказуе­мого (синтаксический признак). Понятие процесса в определении глагола включает в себя раз­нообразные значения: конкретное действие (строить, рисовать), движение и перемещение в пространстве (ходить, летать), физическое и душевное состояние (спать, тоско­вать), деятель­ность органов чувств (видеть, слышать), изменение состояния (слабеть, краснеть) и т.д.

Присущие глаголу грамматические категории вида, залога, вре­мени, наклонения и т.д. показывают характер протекания дей­ствия во вре­мени, отношение действия к его субъекту или объекту, соотношение с моментом речи, показывают действие или состояние как процесс ре­альный, предполагаемый, желаемый, утверждаемый или отрицаемый, т.е. в его отношении к действительности, и т.д. Категории вида и за­лога присущи всем грамматическим формам глагола, категория вре­мени отсутствует у инфинитива и деепричастия, категории лица и на­клонения отсутствуют у ин­финитива, причастия и деепричастия. К синтаксическим признакам глагола относится, помимо функции ска­зуемого, способность согласовываться с подлежащим, иметь при себе управляемые слова, определяться наречиями.

Формы лица, числа, времени и наклонения являются спрягаемы­ми формами глагола. Инфинитив, причастие и деепричастие являются неспрягаемыми формами глагола.

глаголица. Одна из двух первых азбук старославянского письма (второй была кириллица), получившая свое название от слова глагол со зна­чением «слово». Глаголица отличалась от кирилли­цы более сложным рисунком букв. Вопрос о том, какая из двух азбук была создана Ки­риллом и в какой последовательности. они возникли, не получил еще окончательного решения в науке. Время создания одной из них дати­руется 863 годом.

глаголы движения. Глаголы, обозначающие движение, переме­щение в пространстве и имеющие двоякие формы несовершен­ного вида. К ним относятся: бежать — бегать, везти — возить, вести — водить, гнать — гонять, ехать — ездить, идти — ходить, катить — ка­тать, лезть — лазить, лететь — летать, нести — Носить, нестись — носиться, плыть — плавать, ползти — ползать, тащить — тас­кать, тащиться — таскаться. Основное различие между глаголами в приведенных выше парах заключается в том, что первые глаголы в каждой паре обозначают действие, совер­шающееся в одном направ­лении, непрерывно, в определенный момент (глаголы опреде­ленного движения, глаголы однонаправленного движения, или моторно-не­кратные глаголы), а вторые обозначают дейст­вие без указания на направление, или однонаправленное, но преры­вистое, или непрерывное, но разнонаправленное (глаголы неопре­деленного движения, глаголы не однонаправленного движения, или моторно-кратные глаголы). Ср.: плыть к берегу (однонаправленное движение) — плавать около берега (разнонаправленное движение); везти продукты в го­род (в опреде­ленный момент) — возить продукты в город (время от времени); ав­тобус по этой линии идет каждые пять минут (движение в одном направлении — «туда») — автобус по этой линии ходит каждые пять минут (движение не в одном направлении—«туда и обратно»). Различаются своим значением и приставочные глаголы, образо­ван­ные от некратных и кратных глаголов. Ср.: брат приехал к нам (приехал и находится здесь) — брат приезжал к нам (приехал и уехал обратно).

глагольная связка. То же, что связка.

глагольное междометие. Неизменяемое слово, совпадающее иногда в своем звуковом составе со звукоподражательным словом или междо­метием и употребляющееся в функции глагольного ска­зуемого со зна­чением мгновенного действия в прошлом (бах, бряк, глядь, плюх, скок, хвать, шлёп, шмыг, щёлк и др.). Легче тени Татьяна прыг в дру­гие сени (Пушкин).. ..И с возом бух в канаву (Крылов). Однажды вече­ром шасть ко мне этот Рогов с товарищем (Короленко). Незаря­женной гранатой Теркин немца с левой шмяк! (Твардовский). А.А. Шахматов называл эти формы глаголами «мгновенно­го вида», А.М. Пешковский — глаголами «ультрамгновенного вида».

глагольное сказуемое. Сказуемое, выраженное глаголом в личной форме.

Глагольное сказуемое простое. Сказуемое, об­разованное формой изъявительного, повелительного, сослагатель­ного наклоне­ний. По воде разносятся звуки какого-то вальса (Л. Толстой). Полю­бите молодца, сердце подарите…. (Твар­довский). Ты бы ложилась, нянечка (Чехов). В роли гла­гола может выступать устойчивое сочета­ние глагольного типа. Иван Иванович, что с кривым глазом, тоже приказал долго жить (Гоголь). Старичок если и не выжил из ума, то давно уже выжил из памяти (Достоевский). Глагольное ска­зуемое составное. Сказуемое, образованное гла­голом в личной форме (с ослабленным лексическим значени­ем), играющим вспомога­тельную роль, и инфинитивом другого глагола, выражающим основ­ное значение всей конструкции. В качестве первого элемента упот­ребляются: 1) глаголы, обозна­чающие процесс действия в его течении (начало, продолжение, конец действия). Владимир начинал сильно беспокоиться (Пушкин). Она продолжала идти по дорожке несколько замедлен­ными шагами (Тургенев). Со старыми знакомыми он пере­стал видеться (Гончаров);

2) глаголы с модальным значением (обозначающие желание, воз­мож­ность или намерение совершить действие, способность или предрас­положенность к его совершению, волеизъявление, должен­ст­вование), а также глаголы, выражающие процессы мысли, эмоцио­нальные значения и т.д. Я хотел изобразить обыкно­венных порядоч­ных лю­дей нового поколения (Чернышевский). Я сумею докопаться до твоих тайных дел (Гладков). Он постарался побыстрее миновать брод (Первенцев). Каж­дый спешил рассказать о себе, о своей жизни... (Кочетов). Она еще не привыкла учиться (Малышкин). Она не любила вспоминать (Панова);

3) фразеологическое сочетание. Я не имею намерения вредить вам (Пушкин). Он изъявил согласие принять меня завтра (Куприн);

4) предикативные прилагательные. А ты расславить это рад? (Грибоедов).Я писать обязан по мандату долга (Маяков­ский);

5) существительные мастер, охотник и т.п. Она... сама была когда-то мастерица плясать (Арамилев). Чехов... вообще охотник был по­смеяться (Телешов).

глагольное управление см. управление глагольное (в статье управление).

глагольность. 1. Глагольное значение, сохраняющееся у слов и форм, обра­зованных от глагольной основы. Глагольность имен существитель­ных с суффиксами -ани(е) и -ени(е). Глагольность деепричастия. 2. По теории А.А. Потебни, А.М. Пешковского и др., основа всякого предложения. «Без глагола или глагольности нет предложения» (Д.Н. Овсянико-Куликовский). При отсутствии в предложении глагола в личной форме (например, в номинативном предложении) он все же мыслится как потенциальный структурный элемент в составе сказуе­мого. Поэтому, согласно этой теории, главный член предложений типа «зима» является именной частью составного сказуемого, по­скольку подобное предложение выступает эквивалентом пред­ложе­ния «это есть зима».

Такое расширительное понимание глагольности, отождествляемой со сказуемостью, или, точнее, с предикативностью, основано на том, что в личных формах глагола непосредственно выражены грамматические категории лица, времени и наклонения, т.е. те категории, с которыми связано понятие синтаксической предика­тивности как существенного признака любого предложения. Одна­ко предикативность может быть свойственна предложению в це­лом, независимо от наличия глагола в его составе, и нет ос­нований учение о предложении строить на чисто морфологиче­ской основе, не учитывая того, что в составе предложе­ния возникают особые синтаксические категории, тесно связанные с морфологическими, но выходящие за их пределы.

глагольные словосочетания см. словосочетание.

гласные звуки. Звуки речи, образуемые свободным проходом воздуха во рту, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума. В основу классифи­кации гласных по их артикуляции кладется:

1) степень подъема языка. Гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; среднего подъема: [э], [о]; нижнего подъема [а];

2) место подъема языка (движение языка по горизонтали). Гласные переднего ряда: [и], [э]; среднего ряда: [ы], [а]; заднего ряда: [у], [о];

3) участие или неучастие губ. Гласные лабиализованные (сгубленные): [о], [у]; нелабиализованные (неогубленные): [а], [э]. [и], [ы].

По широте раствора рта (что связано со степенью подъема языка) гласные разделяются на широкие (акустически наи­более звучные): [а]; средние (акустически средней звуч­ности) - [э], [о]; узкие (акустически наименее звучные): [и], [ы]. [у].

Гласные звуки могут быть сильными (под ударением) и сла­быми (в безударном слоге). Под ударением гласные более долги, в безударном слоге более кратки.

глосса (греч. glossa — устаревшее или малоупотребительное сло­во). 1. То же, что слово.

2. Толкование непонятного слова или выражения в данном тексте (раньше глоссы делались на полях рукописи переписчи­ком или ком­ментатором).

глоссематика (от греч. glossa — язык + sema — знак). Лингвисти­ческая тео­рия (одно из направлений структурализма), построен­ная на чисто де­дуктивном и априористическом характере методов исследования, представляющая собой своего рода алгебру языка. Язык рассматрива­ется как система отношений, не зависящая от реальных значений (в плане содержания) и реальных зву­чаний (в плане выражения). См. структурализм.

глоттогонический процесс. Процесс развития языка.

глоттогония (греч. glotta — язык + gonos — рождение).

1. Происхождение языка.

2. Учение о происхождении и развитии языка.

глухие согласные. Согласные звуки, образуемые при помощи одного шума, без участия голоса: [к], [к'], [п], [п'], [c], [с'], [т], [т'], [ф] [ф'], [х], [х'] [ц], [ч], [ш], [ш'].

глухой гласный. 1. То же, что редуцированный гласный.

2. То же, что шёпотный гласный.

3. В исторической фонетике гласные неполного образования [ъ] и [ь], существовавшие в древнерусском языке и в определенный период развития языка или «прояснявшиеся» в [о] и [е], или ис­чезавшие. Съцъ > сон, съна — сна.

гнездо слов. Группа однокоренных слов. Вода, водный, подводный, навод­нение, водяной, водянистый, водник, водянка. Водить, заводить, на­водить, переводить, подводить, сводить, уводить, во­дитель, перевод, подводка.

говор. Разновидность общенародного языка, используемая в общении на не­большой территории. Говор села Катагощи. Ср.: диалект и наречие2.

голос. Звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхае­мого воздуха.

голосовой тон. То же, что голос.

голосовые связки. Два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хря­щам гортани и расположенные поперек ее (по направле­нию от кадыка назад) почти горизонтально. Голосовые связки эластичны, могут уко­рачиваться и растягиваться, раздвигаться на разную ширину раствора, могут быть расслабленными и напряженными.

гортанные согласные. Согласные, образуемые в гортани. В русском языке отсутствуют.

гортань. Верхняя часть дыхательного горла, состоящая из несколь­ких под­вижных хрящей, к которым прикреплены голосовые связки.

господствующий состав. То же, что состав подлежащего.

градационные союзы. Главным образом сопоставительные союзы при од­нородных членах: оба компонента этих союзов находятся в разных частях предложения, причем вторая часть имеет боль­шую смысловую нагрузку по сравнению с первой. Не только... но и, не столько... сколько, не так... как, не то что... но (а), не то чтобы... но (а), если не... то и др. Некоторые исследователи присоединяют к ним слож­ные союзы да и, а то и, а не то и и др.

градация (лат. gradatio—постепенное усиление). Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрез­ков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысло­вое или эмоцио­нально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впе­чатления.

Градация восходящая. Расположение слов в порядке усили­вающегося значения. Пришел, увидел, победил (Юлий Цезарь). Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особен­ный, самобытный, ни с чем не сходный вид (Аксаков).

Градация нисходящая. Расположение слов в порядке умень­шающегося значения.

Присягаю ленинградским ранам,

Первым разоренным очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам.

(О. Берггольц.)

грамматика (греч. grammatike). 1. Раздел языкознания, содер­жащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.

Грамматика историческая. Грамматика, изучающая строй слова, словосочетания и предложения в их развитии путем сравнения разных этапов их исторического пути.

Грамматика описательная. Грамматика, рассматри­вающая строй слова, словосочетания и предложения в синхрон­ном плане. Грамматика формальная. Грамматика, изучающая те отноше­ния в строе предложения, которые имеют формальное выражение.

2. То же, что грамматический строй. Лексика и грамматика русского языка.

3. Совокупность правил изменения слов, их соединения в словосо­че­тания и предложения. Изучать грамматику английского языка. Ака­демическая грамматика. Школьная грамматика.

грамматикализация. 1. Утрата словом лексической самостоятель­ности в связи с употреблением его в служебной функции. Ср. роль глагола быть в сочетаниях: быть дома — быть студентом.

2. Превращение словосочетания в аналитическую форму слова. Более интересный (то же, что интереснее).

грамматическая категория (греч. kategoria — суждение, определе­ние). 1. Совокупность однородных грамматических значений. Так, значения отдельных падежей объединяются в категорию падежа, значения от­дельных форм времени объединяются в кате­горию времени и т.д. Ка­тегория рода получает определенное содержание в конкретном слове. Так, категория рода выявляется в слове окно тем, что это существи­тельное является существитель­ным среднего рода (имеет грамматиче­ское значение среднего рода); категория наклонения в слове читай обнаруживается тем, что эта глагольная форма выражает грамматиче­ское значение по­велительного наклонения. Таким образом, граммати­ческая катего­рия относится к грамматическому значению как общее к частному.

2. Наиболее крупные лексико-грамматические разряды (классы) слов, объединенных общими семантическими и морфолого-синтаксиче­скими признаками. Категория глагола. Категория наречия.

грамматическая связь см. синтаксическая связь.

грамматическая стилистика. Учение о выразительных свойствах частей речи и их форм, стилистических возможностях синтак­сических конст­рукций, а также учение о целесообразном отборе и организации в речи грамматических средств языка. См. также стилистический син­таксис.

грамматическая форма. Языковые средства, служащие для выра­жения грамматических значений. Так, в слове беру окончание указывает на лицо (1-е), число (единственное), время (настоя­щее), наклонение (изъявительное). Выразителем значения со­вершенного вида у глагола сделать служит приставка с-. Материальное выражение грамматиче­ских значений (грамматический способ их выражения) теснейшим образом связано с самими зна­чениями, поэтому грамматическая форма представляет собой единство грамматического значения и спо­соба его выражения, или, иными словами, соотношение грамматиче­ского значения и грамматического способа в их единстве.

грамматические синонимы см. синонимия грамматическая (в статье сино­нимия).

грамматические чередования. То же, что внутренняя флексия.

грамматический строй. Строение слов, словосочетаний и предло­жений, присущее данному языку.

грамматическое (формальное) значение. Значение, выступающее как доба­вочное к лексическому значению слова и выражающее раз­личные от­ношения (отношение к другим словам в словосочетании или предло­жении, отношение к лицу, совершающему действие, или другим ли­цам, отношение сообщаемого факта к действительности и времени, отношение говорящего к сообщаемому и т.д.). Обыч­но слово имеет несколько грамматических значений. Так, слово страна имеет значе­ния женского рода, именительного падежа, единственного числа; слово написал содержит в себе грам­матические значения прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, совершенного вида. Грамматические значения находят в языке свое морфологическое или синтакси­ческое выражение. Они выражаются в основном формой слова, которая образуется:

а) аффиксацией. Книга, книги, книге и т.д. (значения падежей);

б) внутренней флексией. Собирать — собрать (значения несовер­шенного и совершенного вида);

в) ударением. Дома (род. пад. ед. ч.) — дома (им. пад. мн. ч.);

г) супплетивизмом. Брать—взять (значения вида). Хорошо— лучше (значения степени сравнения);

д) аналитическим способом. Читаю — буду читать (значения вре­мени). Высокий—более высокий (значения степени срав­нения);

е) смешанным (синтетическим и аналитическим способом). К дому (значение дательного падежа выражено предлогом и падежной фор­мой).

Грамматическое значение в слове может выражаться также при по­мощи других слов, с которыми данное слово связано в предложении. Трамвай ушел в депо.— Трамвай вышел из депо (значения винитель­ного падежа несклоняемого слова депо в пер­вом предложении и ро­дительного — во втором создаются в обоих случаях разными связями этого слова с другими словами). См. также способы выражения грам­матических значений.

грамматическое подлежащее. Подлежащее в собственном смысле. См. ло­гическое подлежащее, психологическое подлежащее.

грамматическое сказуемое. Сказуемое в собственном смысле. См. логиче­ское сказуемое, психологическое сказуемое.

грамматическое согласование. Соответствие форм определяющего слова формам определяемого слова. Например, постановка сказуемого в форме единственного числа при подлежащем, в со­став которого вхо­дит имя существительное собирательное с коли­чественным значе­нием (большинство, меньшинство, ряд и т.п.). Большинство людей молчало, пристально глядя на Ромася (Горький). На этом-то пруде, в заводях или в затишьях меж­ду тростниками, выводилось и держа­лось бесчисленное множест­во уток (Тургенев). Ср.: согласование по смыслу.

графема (от греч. graphe—начертание). Единица письма, высту­пающая в различных вариантах в зависимости от стиля письма, места в слове или в предложении и т.д. (например, графема «а» имеет своими ва­риантами прописное А, строчное а, курсивное а и т.п.).

графика. 1. Совокупность всех средств данной письменности. Рус­ская гра­фика.

2. Прикладная область языкознания, устанавливающая состав начер­таний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв, т.е. соот­ношения между буквами алфавита и звуками речи.

грецизм. Слово, выражение или конструкция, заимствованные из греческого языка и воспринимаемые как чужеродный элемент. Койне. См. варва­ризм.

группа подлежащего. То же, что состав подлежащего.

группа предложная. То же, что предложно-именная конструкция.

группа сказуемого. То же, что состав сказуемого.

губно-губные согласные. Согласные, образуемые смыканием обеих губ. Смычные [п], [п'], [б], [б']. Смычно-проходной носовой [м], [м'].

губно-зубные согласные. Согласные, образуемые сближением ниж­ней губы с верхними зубами: [ф], [ф'], [в], [в'].

губные гласные. См. лабиализованные звуки.

губные согласные. Согласные, образуемые полным или неполным сближе­нием нижней губы с верхней губой или верхними зубами: [п], [п'], [б ], [б'], [ф], [ф'], [в], [в'], [м], [м'].

Д

давнопрошедшее время. 1. В этом значении употребляется форма прошед­шего времени глаголов несовершенного вида с много­кратным значе­нием (говаривал, хаживал). Эта форма не имеет соотносительных форм настоящего времени (нет формы «хаживаю») или будущего вре­мени (нет формы «буду хаживать»), не употребляется также инфини­тив. Давнопрошедшее время указывает на повторяющееся действия, происходившее давно в течение неопределенного времени. Здесь ба­рин сиживал один (Пушкин). Я делывал сними грибные набеги (Некрасов). Часто эта форма соединялась с частицей бывало. Бывало, пи­сывала кровью она в альбомы нежных дев (Пушкин). Нали­чие час­тицы не придает этой форме значение категорического отрицания действия в прошлом. Такой маленькой лошадки Гаврик еще никогда не видывал (Катаев). В целом форма устарела.

2. То же, что плюсквамперфект.

дательный адресата см. дательный падеж.

дательный косвенного объекта см. дательный падеж.

дательный назначения см. дательный падеж.

дательный направления см. дательный падеж.

дательный падеж. Форма падежа, сочетающаяся с глаголом, име­нем суще­ствительным, именем прилагательным и выражающая отношения объектные, определительные и др.

Дательный адресата указывает на объект, к которому направ­лено действие. Писать другу. Подарок детям. Преданный родине.

Дательный косвенного объекта. То же, что датель­ный ад­ресата.

Дательный назначения выражает определительные от­ноше­ния с оттенком назначения. Памятник Пушкину. Гимн труду.

Дательный направления в сочетании с предлогом к обозна­чает объект, к которому направлено движение. Идти к лесу.

Дательный субъекта употребляется в безличных пред­ложе­ниях для обозначения субъекта состояния. Ребенку нездо­ровится. Всем хотелось отдохнуть.

дательный субъекта см. дательный падеж.

двоеточие. Знак препинания, который ставится:

1) после обобщающего слова перед перечислением однородных чле­нов. Охота с острогою требует трех условий: темной ночи, свет­лой воды и совершенно ясной погоды (Аксаков);

2) в бессоюзном сложном предложении между составляющими его частями, если во второй части содержится разъяснение или раскры­тие содержания первой части, указание на основание, причину того, о чем говорится в первой части. Я вам скажу только одно: нельзя си­деть сложа руки (Чехов). Иногда лоша­ди проваливались по брюхо: почва была очень вязкой (Фадеев);

3) после авторских слов перед прямой речью. И боец сказал: «Понятно» (Твардовский);

4) в газетных заголовках, распадающихся на две части: первая (именительный темы) называет общую проблему, место дейст­вия, лицо, а вторая содержит конкретизацию указанного в первой части. Пятилетка: проблемы, суждения. Бажов: читатель и книголюб.

двойное отрицание см. общеотрицательное предложение.

двойное управление. 1. Наличие двух управляемых слов в разных падеж­ных формах при одном и том же управляющем слове. Так этим вы­мыслом я вам еще обязан? (Грибоедов) (обязан кому? чем?).

2. Наличие общего управляемого слова при двух однородных членах. В воздухе посвистывало и выло (Павленко).

двойной винительный. Устарелая конструкция, в которой при одном управляющем глаголе одновременно употреблялись винительный объекта и другой винительный, соответствовавший современ­ному творительному предикативному. Я нашел его готового пус­титься в дорогу (Пушкин).

двойной согласный см. долгий согласный. Двойные согласные буквы не всегда обозначают долгий согласный звук. В составе морфемы они чаще произносятся как звук без долготы. Аккурат­ный, беллетри­стика, бассейн, коэффициент. Как долгие они обыч­но произносятся в тех случаях, когда ударение падает на предшествующий гласный. Анна [н], масса [с], программа [м], груп­па [п].

двойные союзы см. союзы двойные (в статье союз).

двойственное число. Форма числа, выделяющая два предмета как по отно­шению к единичному предмету, так и по отношению к множеству предметов. В современном русском языке эта форма не существует, но остатки ее влияния сохранились. Так, соче­тания два стола (ср. мн. ч. столы), две сестры (ср. мн. ч. сестры), два коня (ср. мн. ч. кони) и т.п. содержат в себе имена сущест­вительные в форме род. п, ед. ч., ко­торая восходит к форме им. вин. п. двойственного числа. Ударение у существительных в сочета­ниях два ряда (ср.: около второго ряда), два часа (ср.: не про­шло и часа), два шага (ср.: добиться ровного шага) и нек. др. связано по происхождению с ударением в форме им. п. двой­ст­венного числа. Под влиянием сочетаний с числительным два ана­логичные формы появились у существительных в сочетаниях с числи­тельными три и четыре (три стола, четыре сестры, три часа, че­тыре шага и т.д.).

К форме двойственного числа названий парных предметов восхо­дит также современная форма множественного числа берега, бока, глаза, рога и т.п.

двувидовые глаголы. Глаголы, совмещающие значения совершен­ного и несовершенного вида. К ним относятся главным образом глаголы с суффиксами - ова(ть), -ирова(ть): атаковать, органи­зовать, теле­графировать и др.; некоторые глаголы с суффиксами -а(ть), -е(ть), -и(ть): венчать, обещать, велеть, женить, казнить, ранить и др. Значение того или другого вида выявляется в кон­тексте. Ср.: сту­денты систематически организуют кружки са­модеятельности (несов. вид) — студенты завтра организуют экскурсию в музей (сов. вид); поступает, как велит совесть (несов. вид) — сделаем, если ве­лит и заставит (сов. вид).

У некоторых глаголов видовое различие связано с определен­ным лек­сическим значением. Ср.: Народ...толпою бежал за нами (Пушкин) (в значении «быстро двигаться», несов. вид) — Кто-то бежал из Мо­сквы, и велело всех задерживать (Пушкин) (в значении «спасаться бегством», сов. вид).

Иногда различие видового значения у двувидовых глаголов вы­ража­ется лишь в отдельных формах. Так, форма организует имеет значение и несовершенного и совершенного вида, а форма прошедшего вре­мени организовал — значение только со­вершенного вида (для выра­жения значения несовершенного вида используется форма организо­вывал).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: