главное (основное) ударение. Собственно ударение, т.е. ударение, выполняющее свою непосредственную функцию выделения одного из слогов в составе слова.
главные члены предложения. Члены предложения, образующие основу двусоставного предложения и связанные предикативными отношениями: подлежащее и сказуемое.
главный член односоставного предложения. Грамматический центр, структурная основа односоставных предложений. В одних из них (определенно-личных, неопределенно-личных, обобщенно-личных, безличных) главный член по своему морфологическому выражению (глагольной форме) может быть соотнесен со сказуемым двусоставного предложения, в других (номинативных) — с подлежащим или сказуемым. Однако такое сопоставление весьма условно, так как понятия подлежащего и сказуемого соотносительны и при обусловленном природой односоставных предложений наличии только одного главного члена его не с чем соотносить в плане предикативных отношений, присущих двусоставному предложению. «Если член односоставного предложения определить или как подлежащее, или как сказуемое, то его надо считать неполным» (В.В. Виноградов).
глагол. Часть речи, а) обозначающая действие или состояние как процесс (семантический признак);
б) выражающий это значение при помощи категорий вида, залога, времени, лица, наклонения (морфологический признак);
в) выполняющая в предложении в основном функцию сказуемого (синтаксический признак). Понятие процесса в определении глагола включает в себя разнообразные значения: конкретное действие (строить, рисовать), движение и перемещение в пространстве (ходить, летать), физическое и душевное состояние (спать, тосковать), деятельность органов чувств (видеть, слышать), изменение состояния (слабеть, краснеть) и т.д.
|
Присущие глаголу грамматические категории вида, залога, времени, наклонения и т.д. показывают характер протекания действия во времени, отношение действия к его субъекту или объекту, соотношение с моментом речи, показывают действие или состояние как процесс реальный, предполагаемый, желаемый, утверждаемый или отрицаемый, т.е. в его отношении к действительности, и т.д. Категории вида и залога присущи всем грамматическим формам глагола, категория времени отсутствует у инфинитива и деепричастия, категории лица и наклонения отсутствуют у инфинитива, причастия и деепричастия. К синтаксическим признакам глагола относится, помимо функции сказуемого, способность согласовываться с подлежащим, иметь при себе управляемые слова, определяться наречиями.
Формы лица, числа, времени и наклонения являются спрягаемыми формами глагола. Инфинитив, причастие и деепричастие являются неспрягаемыми формами глагола.
глаголица. Одна из двух первых азбук старославянского письма (второй была кириллица), получившая свое название от слова глагол со значением «слово». Глаголица отличалась от кириллицы более сложным рисунком букв. Вопрос о том, какая из двух азбук была создана Кириллом и в какой последовательности. они возникли, не получил еще окончательного решения в науке. Время создания одной из них датируется 863 годом.
глаголы движения. Глаголы, обозначающие движение, перемещение в пространстве и имеющие двоякие формы несовершенного вида. К ним относятся: бежать — бегать, везти — возить, вести — водить, гнать — гонять, ехать — ездить, идти — ходить, катить — катать, лезть — лазить, лететь — летать, нести — Носить, нестись — носиться, плыть — плавать, ползти — ползать, тащить — таскать, тащиться — таскаться. Основное различие между глаголами в приведенных выше парах заключается в том, что первые глаголы в каждой паре обозначают действие, совершающееся в одном направлении, непрерывно, в определенный момент (глаголы определенного движения, глаголы однонаправленного движения, или моторно-некратные глаголы), а вторые обозначают действие без указания на направление, или однонаправленное, но прерывистое, или непрерывное, но разнонаправленное (глаголы неопределенного движения, глаголы не однонаправленного движения, или моторно-кратные глаголы). Ср.: плыть к берегу (однонаправленное движение) — плавать около берега (разнонаправленное движение); везти продукты в город (в определенный момент) — возить продукты в город (время от времени); автобус по этой линии идет каждые пять минут (движение в одном направлении — «туда») — автобус по этой линии ходит каждые пять минут (движение не в одном направлении—«туда и обратно»). Различаются своим значением и приставочные глаголы, образованные от некратных и кратных глаголов. Ср.: брат приехал к нам (приехал и находится здесь) — брат приезжал к нам (приехал и уехал обратно).
|
глагольная связка. То же, что связка.
глагольное междометие. Неизменяемое слово, совпадающее иногда в своем звуковом составе со звукоподражательным словом или междометием и употребляющееся в функции глагольного сказуемого со значением мгновенного действия в прошлом (бах, бряк, глядь, плюх, скок, хвать, шлёп, шмыг, щёлк и др.). Легче тени Татьяна прыг в другие сени (Пушкин).. ..И с возом бух в канаву (Крылов). Однажды вечером шасть ко мне этот Рогов с товарищем (Короленко). Незаряженной гранатой Теркин немца с левой шмяк! (Твардовский). А.А. Шахматов называл эти формы глаголами «мгновенного вида», А.М. Пешковский — глаголами «ультрамгновенного вида».
|
глагольное сказуемое. Сказуемое, выраженное глаголом в личной форме.
Глагольное сказуемое простое. Сказуемое, образованное формой изъявительного, повелительного, сослагательного наклонений. По воде разносятся звуки какого-то вальса (Л. Толстой). Полюбите молодца, сердце подарите…. (Твардовский). Ты бы ложилась, нянечка (Чехов). В роли глагола может выступать устойчивое сочетание глагольного типа. Иван Иванович, что с кривым глазом, тоже приказал долго жить (Гоголь). Старичок если и не выжил из ума, то давно уже выжил из памяти (Достоевский). Глагольное сказуемое составное. Сказуемое, образованное глаголом в личной форме (с ослабленным лексическим значением), играющим вспомогательную роль, и инфинитивом другого глагола, выражающим основное значение всей конструкции. В качестве первого элемента употребляются: 1) глаголы, обозначающие процесс действия в его течении (начало, продолжение, конец действия). Владимир начинал сильно беспокоиться (Пушкин). Она продолжала идти по дорожке несколько замедленными шагами (Тургенев). Со старыми знакомыми он перестал видеться (Гончаров);
2) глаголы с модальным значением (обозначающие желание, возможность или намерение совершить действие, способность или предрасположенность к его совершению, волеизъявление, долженствование), а также глаголы, выражающие процессы мысли, эмоциональные значения и т.д. Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения (Чернышевский). Я сумею докопаться до твоих тайных дел (Гладков). Он постарался побыстрее миновать брод (Первенцев). Каждый спешил рассказать о себе, о своей жизни... (Кочетов). Она еще не привыкла учиться (Малышкин). Она не любила вспоминать (Панова);
3) фразеологическое сочетание. Я не имею намерения вредить вам (Пушкин). Он изъявил согласие принять меня завтра (Куприн);
4) предикативные прилагательные. А ты расславить это рад? (Грибоедов).Я писать обязан по мандату долга (Маяковский);
5) существительные мастер, охотник и т.п. Она... сама была когда-то мастерица плясать (Арамилев). Чехов... вообще охотник был посмеяться (Телешов).
глагольное управление см. управление глагольное (в статье управление).
глагольность. 1. Глагольное значение, сохраняющееся у слов и форм, образованных от глагольной основы. Глагольность имен существительных с суффиксами -ани(е) и -ени(е). Глагольность деепричастия. 2. По теории А.А. Потебни, А.М. Пешковского и др., основа всякого предложения. «Без глагола или глагольности нет предложения» (Д.Н. Овсянико-Куликовский). При отсутствии в предложении глагола в личной форме (например, в номинативном предложении) он все же мыслится как потенциальный структурный элемент в составе сказуемого. Поэтому, согласно этой теории, главный член предложений типа «зима» является именной частью составного сказуемого, поскольку подобное предложение выступает эквивалентом предложения «это есть зима».
Такое расширительное понимание глагольности, отождествляемой со сказуемостью, или, точнее, с предикативностью, основано на том, что в личных формах глагола непосредственно выражены грамматические категории лица, времени и наклонения, т.е. те категории, с которыми связано понятие синтаксической предикативности как существенного признака любого предложения. Однако предикативность может быть свойственна предложению в целом, независимо от наличия глагола в его составе, и нет оснований учение о предложении строить на чисто морфологической основе, не учитывая того, что в составе предложения возникают особые синтаксические категории, тесно связанные с морфологическими, но выходящие за их пределы.
глагольные словосочетания см. словосочетание.
гласные звуки. Звуки речи, образуемые свободным проходом воздуха во рту, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума. В основу классификации гласных по их артикуляции кладется:
1) степень подъема языка. Гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; среднего подъема: [э], [о]; нижнего подъема [а];
2) место подъема языка (движение языка по горизонтали). Гласные переднего ряда: [и], [э]; среднего ряда: [ы], [а]; заднего ряда: [у], [о];
3) участие или неучастие губ. Гласные лабиализованные (сгубленные): [о], [у]; нелабиализованные (неогубленные): [а], [э]. [и], [ы].
По широте раствора рта (что связано со степенью подъема языка) гласные разделяются на широкие (акустически наиболее звучные): [а]; средние (акустически средней звучности) - [э], [о]; узкие (акустически наименее звучные): [и], [ы]. [у].
Гласные звуки могут быть сильными (под ударением) и слабыми (в безударном слоге). Под ударением гласные более долги, в безударном слоге более кратки.
глосса (греч. glossa — устаревшее или малоупотребительное слово). 1. То же, что слово.
2. Толкование непонятного слова или выражения в данном тексте (раньше глоссы делались на полях рукописи переписчиком или комментатором).
глоссематика (от греч. glossa — язык + sema — знак). Лингвистическая теория (одно из направлений структурализма), построенная на чисто дедуктивном и априористическом характере методов исследования, представляющая собой своего рода алгебру языка. Язык рассматривается как система отношений, не зависящая от реальных значений (в плане содержания) и реальных звучаний (в плане выражения). См. структурализм.
глоттогонический процесс. Процесс развития языка.
глоттогония (греч. glotta — язык + gonos — рождение).
1. Происхождение языка.
2. Учение о происхождении и развитии языка.
глухие согласные. Согласные звуки, образуемые при помощи одного шума, без участия голоса: [к], [к'], [п], [п'], [c], [с'], [т], [т'], [ф] [ф'], [х], [х'] [ц], [ч], [ш], [ш'].
глухой гласный. 1. То же, что редуцированный гласный.
2. То же, что шёпотный гласный.
3. В исторической фонетике гласные неполного образования [ъ] и [ь], существовавшие в древнерусском языке и в определенный период развития языка или «прояснявшиеся» в [о] и [е], или исчезавшие. Съцъ > сон, съна — сна.
гнездо слов. Группа однокоренных слов. Вода, водный, подводный, наводнение, водяной, водянистый, водник, водянка. Водить, заводить, наводить, переводить, подводить, сводить, уводить, водитель, перевод, подводка.
говор. Разновидность общенародного языка, используемая в общении на небольшой территории. Говор села Катагощи. Ср.: диалект и наречие2.
голос. Звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха.
голосовой тон. То же, что голос.
голосовые связки. Два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек ее (по направлению от кадыка назад) почти горизонтально. Голосовые связки эластичны, могут укорачиваться и растягиваться, раздвигаться на разную ширину раствора, могут быть расслабленными и напряженными.
гортанные согласные. Согласные, образуемые в гортани. В русском языке отсутствуют.
гортань. Верхняя часть дыхательного горла, состоящая из нескольких подвижных хрящей, к которым прикреплены голосовые связки.
господствующий состав. То же, что состав подлежащего.
градационные союзы. Главным образом сопоставительные союзы при однородных членах: оба компонента этих союзов находятся в разных частях предложения, причем вторая часть имеет большую смысловую нагрузку по сравнению с первой. Не только... но и, не столько... сколько, не так... как, не то что... но (а), не то чтобы... но (а), если не... то и др. Некоторые исследователи присоединяют к ним сложные союзы да и, а то и, а не то и и др.
градация (лат. gradatio—постепенное усиление). Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления.
Градация восходящая. Расположение слов в порядке усиливающегося значения. Пришел, увидел, победил (Юлий Цезарь). Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (Аксаков).
Градация нисходящая. Расположение слов в порядке уменьшающегося значения.
Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
(О. Берггольц.)
грамматика (греч. grammatike). 1. Раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.
Грамматика историческая. Грамматика, изучающая строй слова, словосочетания и предложения в их развитии путем сравнения разных этапов их исторического пути.
Грамматика описательная. Грамматика, рассматривающая строй слова, словосочетания и предложения в синхронном плане. Грамматика формальная. Грамматика, изучающая те отношения в строе предложения, которые имеют формальное выражение.
2. То же, что грамматический строй. Лексика и грамматика русского языка.
3. Совокупность правил изменения слов, их соединения в словосочетания и предложения. Изучать грамматику английского языка. Академическая грамматика. Школьная грамматика.
грамматикализация. 1. Утрата словом лексической самостоятельности в связи с употреблением его в служебной функции. Ср. роль глагола быть в сочетаниях: быть дома — быть студентом.
2. Превращение словосочетания в аналитическую форму слова. Более интересный (то же, что интереснее).
грамматическая категория (греч. kategoria — суждение, определение). 1. Совокупность однородных грамматических значений. Так, значения отдельных падежей объединяются в категорию падежа, значения отдельных форм времени объединяются в категорию времени и т.д. Категория рода получает определенное содержание в конкретном слове. Так, категория рода выявляется в слове окно тем, что это существительное является существительным среднего рода (имеет грамматическое значение среднего рода); категория наклонения в слове читай обнаруживается тем, что эта глагольная форма выражает грамматическое значение повелительного наклонения. Таким образом, грамматическая категория относится к грамматическому значению как общее к частному.
2. Наиболее крупные лексико-грамматические разряды (классы) слов, объединенных общими семантическими и морфолого-синтаксическими признаками. Категория глагола. Категория наречия.
грамматическая связь см. синтаксическая связь.
грамматическая стилистика. Учение о выразительных свойствах частей речи и их форм, стилистических возможностях синтаксических конструкций, а также учение о целесообразном отборе и организации в речи грамматических средств языка. См. также стилистический синтаксис.
грамматическая форма. Языковые средства, служащие для выражения грамматических значений. Так, в слове беру окончание -у указывает на лицо (1-е), число (единственное), время (настоящее), наклонение (изъявительное). Выразителем значения совершенного вида у глагола сделать служит приставка с-. Материальное выражение грамматических значений (грамматический способ их выражения) теснейшим образом связано с самими значениями, поэтому грамматическая форма представляет собой единство грамматического значения и способа его выражения, или, иными словами, соотношение грамматического значения и грамматического способа в их единстве.
грамматические синонимы см. синонимия грамматическая (в статье синонимия).
грамматические чередования. То же, что внутренняя флексия.
грамматический строй. Строение слов, словосочетаний и предложений, присущее данному языку.
грамматическое (формальное) значение. Значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании или предложении, отношение к лицу, совершающему действие, или другим лицам, отношение сообщаемого факта к действительности и времени, отношение говорящего к сообщаемому и т.д.). Обычно слово имеет несколько грамматических значений. Так, слово страна имеет значения женского рода, именительного падежа, единственного числа; слово написал содержит в себе грамматические значения прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, совершенного вида. Грамматические значения находят в языке свое морфологическое или синтаксическое выражение. Они выражаются в основном формой слова, которая образуется:
а) аффиксацией. Книга, книги, книге и т.д. (значения падежей);
б) внутренней флексией. Собирать — собрать (значения несовершенного и совершенного вида);
в) ударением. Дома (род. пад. ед. ч.) — дома (им. пад. мн. ч.);
г) супплетивизмом. Брать—взять (значения вида). Хорошо— лучше (значения степени сравнения);
д) аналитическим способом. Читаю — буду читать (значения времени). Высокий—более высокий (значения степени сравнения);
е) смешанным (синтетическим и аналитическим способом). К дому (значение дательного падежа выражено предлогом и падежной формой).
Грамматическое значение в слове может выражаться также при помощи других слов, с которыми данное слово связано в предложении. Трамвай ушел в депо.— Трамвай вышел из депо (значения винительного падежа несклоняемого слова депо в первом предложении и родительного — во втором создаются в обоих случаях разными связями этого слова с другими словами). См. также способы выражения грамматических значений.
грамматическое подлежащее. Подлежащее в собственном смысле. См. логическое подлежащее, психологическое подлежащее.
грамматическое сказуемое. Сказуемое в собственном смысле. См. логическое сказуемое, психологическое сказуемое.
грамматическое согласование. Соответствие форм определяющего слова формам определяемого слова. Например, постановка сказуемого в форме единственного числа при подлежащем, в состав которого входит имя существительное собирательное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд и т.п.). Большинство людей молчало, пристально глядя на Ромася (Горький). На этом-то пруде, в заводях или в затишьях между тростниками, выводилось и держалось бесчисленное множество уток (Тургенев). Ср.: согласование по смыслу.
графема (от греч. graphe—начертание). Единица письма, выступающая в различных вариантах в зависимости от стиля письма, места в слове или в предложении и т.д. (например, графема «а» имеет своими вариантами прописное А, строчное а, курсивное а и т.п.).
графика. 1. Совокупность всех средств данной письменности. Русская графика.
2. Прикладная область языкознания, устанавливающая состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв, т.е. соотношения между буквами алфавита и звуками речи.
грецизм. Слово, выражение или конструкция, заимствованные из греческого языка и воспринимаемые как чужеродный элемент. Койне. См. варваризм.
группа подлежащего. То же, что состав подлежащего.
группа предложная. То же, что предложно-именная конструкция.
группа сказуемого. То же, что состав сказуемого.
губно-губные согласные. Согласные, образуемые смыканием обеих губ. Смычные [п], [п'], [б], [б']. Смычно-проходной носовой [м], [м'].
губно-зубные согласные. Согласные, образуемые сближением нижней губы с верхними зубами: [ф], [ф'], [в], [в'].
губные гласные. См. лабиализованные звуки.
губные согласные. Согласные, образуемые полным или неполным сближением нижней губы с верхней губой или верхними зубами: [п], [п'], [б ], [б'], [ф], [ф'], [в], [в'], [м], [м'].
Д
давнопрошедшее время. 1. В этом значении употребляется форма прошедшего времени глаголов несовершенного вида с многократным значением (говаривал, хаживал). Эта форма не имеет соотносительных форм настоящего времени (нет формы «хаживаю») или будущего времени (нет формы «буду хаживать»), не употребляется также инфинитив. Давнопрошедшее время указывает на повторяющееся действия, происходившее давно в течение неопределенного времени. Здесь барин сиживал один (Пушкин). Я делывал сними грибные набеги (Некрасов). Часто эта форма соединялась с частицей бывало. Бывало, писывала кровью она в альбомы нежных дев (Пушкин). Наличие частицы не придает этой форме значение категорического отрицания действия в прошлом. Такой маленькой лошадки Гаврик еще никогда не видывал (Катаев). В целом форма устарела.
2. То же, что плюсквамперфект.
дательный адресата см. дательный падеж.
дательный косвенного объекта см. дательный падеж.
дательный назначения см. дательный падеж.
дательный направления см. дательный падеж.
дательный падеж. Форма падежа, сочетающаяся с глаголом, именем существительным, именем прилагательным и выражающая отношения объектные, определительные и др.
Дательный адресата указывает на объект, к которому направлено действие. Писать другу. Подарок детям. Преданный родине.
Дательный косвенного объекта. То же, что дательный адресата.
Дательный назначения выражает определительные отношения с оттенком назначения. Памятник Пушкину. Гимн труду.
Дательный направления в сочетании с предлогом к обозначает объект, к которому направлено движение. Идти к лесу.
Дательный субъекта употребляется в безличных предложениях для обозначения субъекта состояния. Ребенку нездоровится. Всем хотелось отдохнуть.
дательный субъекта см. дательный падеж.
двоеточие. Знак препинания, который ставится:
1) после обобщающего слова перед перечислением однородных членов. Охота с острогою требует трех условий: темной ночи, светлой воды и совершенно ясной погоды (Аксаков);
2) в бессоюзном сложном предложении между составляющими его частями, если во второй части содержится разъяснение или раскрытие содержания первой части, указание на основание, причину того, о чем говорится в первой части. Я вам скажу только одно: нельзя сидеть сложа руки (Чехов). Иногда лошади проваливались по брюхо: почва была очень вязкой (Фадеев);
3) после авторских слов перед прямой речью. И боец сказал: «Понятно» (Твардовский);
4) в газетных заголовках, распадающихся на две части: первая (именительный темы) называет общую проблему, место действия, лицо, а вторая содержит конкретизацию указанного в первой части. Пятилетка: проблемы, суждения. Бажов: читатель и книголюб.
двойное отрицание см. общеотрицательное предложение.
двойное управление. 1. Наличие двух управляемых слов в разных падежных формах при одном и том же управляющем слове. Так этим вымыслом я вам еще обязан? (Грибоедов) (обязан кому? чем?).
2. Наличие общего управляемого слова при двух однородных членах. В воздухе посвистывало и выло (Павленко).
двойной винительный. Устарелая конструкция, в которой при одном управляющем глаголе одновременно употреблялись винительный объекта и другой винительный, соответствовавший современному творительному предикативному. Я нашел его готового пуститься в дорогу (Пушкин).
двойной согласный см. долгий согласный. Двойные согласные буквы не всегда обозначают долгий согласный звук. В составе морфемы они чаще произносятся как звук без долготы. Аккуратный, беллетристика, бассейн, коэффициент. Как долгие они обычно произносятся в тех случаях, когда ударение падает на предшествующий гласный. Анна [н], масса [с], программа [м], группа [п].
двойные союзы см. союзы двойные (в статье союз).
двойственное число. Форма числа, выделяющая два предмета как по отношению к единичному предмету, так и по отношению к множеству предметов. В современном русском языке эта форма не существует, но остатки ее влияния сохранились. Так, сочетания два стола (ср. мн. ч. столы), две сестры (ср. мн. ч. сестры), два коня (ср. мн. ч. кони) и т.п. содержат в себе имена существительные в форме род. п, ед. ч., которая восходит к форме им. вин. п. двойственного числа. Ударение у существительных в сочетаниях два ряда (ср.: около второго ряда), два часа (ср.: не прошло и часа), два шага (ср.: добиться ровного шага) и нек. др. связано по происхождению с ударением в форме им. п. двойственного числа. Под влиянием сочетаний с числительным два аналогичные формы появились у существительных в сочетаниях с числительными три и четыре (три стола, четыре сестры, три часа, четыре шага и т.д.).
К форме двойственного числа названий парных предметов восходит также современная форма множественного числа берега, бока, глаза, рога и т.п.
двувидовые глаголы. Глаголы, совмещающие значения совершенного и несовершенного вида. К ним относятся главным образом глаголы с суффиксами - ова(ть), -ирова(ть): атаковать, организовать, телеграфировать и др.; некоторые глаголы с суффиксами -а(ть), -е(ть), -и(ть): венчать, обещать, велеть, женить, казнить, ранить и др. Значение того или другого вида выявляется в контексте. Ср.: студенты систематически организуют кружки самодеятельности (несов. вид) — студенты завтра организуют экскурсию в музей (сов. вид); поступает, как велит совесть (несов. вид) — сделаем, если велит и заставит (сов. вид).
У некоторых глаголов видовое различие связано с определенным лексическим значением. Ср.: Народ...толпою бежал за нами (Пушкин) (в значении «быстро двигаться», несов. вид) — Кто-то бежал из Москвы, и велело всех задерживать (Пушкин) (в значении «спасаться бегством», сов. вид).
Иногда различие видового значения у двувидовых глаголов выражается лишь в отдельных формах. Так, форма организует имеет значение и несовершенного и совершенного вида, а форма прошедшего времени организовал — значение только совершенного вида (для выражения значения несовершенного вида используется форма организовывал).