Об энергии, зачатии, сексе и смерти 5 глава




 

Товарищи, коршуны, ездоки на подножках.

 

Кто знает себя глубоко, заботится о ясности; кто хотел бы казаться толпе глубоким, заботится о темноте. Ибо толпа считает глубоким все то, чему она не может видеть дна: она так пуглива и так неохотно лезет в воду!

Фридрих Ницше, «Веселая Наука. Быть глубоким и казаться глубоким»

 

История линии дона Хуана и современное положение дел, связанное с именами Карлоса Кастанеды, Флоринды Доннер-Грау, Тайши Абеляр и Кэрол Тиггс, будет неполным, если мы не рассмотрим здесь последствий этого развития. Ведь столкновение этой своеобразной традиции с привычным культурным потоком привело к появлению на точках соприкосно­вения целого ряда странных «цветов», которые мощь этого культурного шока взрастила и в общественном устройстве, и в сознании читателей.

Первоначально «Учения дона Хуана» вообще не предназ­начались для широкого круга читателей, но представляли собой этнографическую работу, на основании которой Кастанеда по­лучил научную степень магистра по специальности «Антропо­логия». Ее опубликование вновь разожгло внутреннюю борьбу, которая в середине пятидесятых годов разделила всех этногра­фов на два лагеря: так называемые этик-фракция и элшк-фракция.

Сторонники этик-фракций прочно держались за старые, проверенные методы, которые описывали чужие народы и культуры в понятиях, признанных всей западной наукой, что­бы таким образом сохранить обманчивую претензию на объек­тивность. Это предпосылка традиционной этнографии, рассматривающей все «чужое» или «другое» как бы со стороны и пытающейся описать его привычными терминами. А сторон­ники элшк-фракции считали, что такой способ исследования наблюдаемых феноменов не может привести к истине, пос­кольку при этом остается скрытой сама основа явлений. Они стремились к этнографии изнутри, которая описывает чужие культуры с точки зрения и в понятиях их членов и таким обра­зом открывает нам доступ в эти культуры, доступ, которого старая антропология никогда не имела.

«Учениями дона Хуана» и своей последующей докторской диссертацией, ставшей основой для третьей книги «Путешест­вие в Икстлан», Кастанеда заявил себя как предвестник нового потока. Никогда прежде ни одному антропологу не удавалось столь глубоко проникнуть в способ жизни и мышления чужой культуры и представить ее так живо и наглядно. Все сторонни­ки элшк-фракции, и прежде всего научный руководитель док­торской работы Кастанеды Харольд Гарфинкель, были в вос­торге. И несмотря на непризнание и попытки дискредитации со стороны этик-фракций, целое новое поколение этнографов отправилось по следам Карлосы Кастанеды на поиски шаманов, знахарей и целителей.

Для Кастанеды, однако, его работа с самого начала не огра­ничивалась тесными рамками антропологии. Он поясняет: «Точка зрения, что искусство, магия и наука не могут сущес­твовать в одно и то же время на одном и том же месте — устаревший реликт аристотелевских категорий. Мы должны наконец оставить позади себя в науках об обществе XXI столетия этот вид ностальгии. Само название «этнография» слишком однобоко, потому что, согласно ему, только писа­ние о других культурах является особой антропологической активностью, в то время как этнография в действительнос­ти характеризуется именно пересечением со многими другими дисциплинами и жанрами. Поэтому и сам этнограф является каким угодно, но не монолитным — напротив, он должен быть многосторонним и подвижным, точно таким, как культурные феномены, с которыми он встречается в облике «другого».

Это высказывание убедительно показывает, что Кастанеда не ограничивает элшк-аспект своих произведений только со­держанием последних, но видит свою задачу в переносе его на внешние явления. Его книги не только повествуют о магичес­ких процессах — они сами являются актом магии. И сам он не только писатель, но — шаман, который видит свою задачу не в том, чтобы предоставить специалистам необходимые факты, но в том, чтобы рассказать всем интересующимся о новых воз­можностях. Типичной характеристикой шаманской практики является разрушение границ, которое здесь проявляется в отка­зе от разграничивающих науку, магию и художественную лите­ратуру линий. Именно этот магический искусный прием и сде­лал произведения Кастанеды интересными не только для узко­го круга специалистов, но и для широкого круга читателей.

Итак, первая публикация «Учений дона Хуана» была встре­чена восторженно как литературной критикой, так и предста­вителями контркультуры, которая в конце шестидесятых годов достигла своего расцвета. Один из теоретиков контркультуры, Теодор Росчак, провел в 1968 году интервью с тогда еще малоизвестным Кастанедой — и лавина обрушилась. Спрос на «Уче­ния...» был столь большим, что издательство «University of Cali­fornia Press» не могло с ним справиться и передало издание книги большому издательству «Ballantine». И уже в 1969 году первенец Кастанеды был продан в невиданно большом коли­честве — более 300 000 экземпляров.

Его читатели рекрутировались вначале из революционной молодежи движения «Нью-Эйдж», из хиппи, из людей, порвав­ших с обществом, из поклонников индейцев, из наркоманов и других аутсайдеров, которые думали, что нашли в Кастанеде еще одного апостола их сомнительного образа жизни. Его имя сразу было поставлено в один ряд с именами Вильяма Барроуза, Тимоти Лири и Алана Уотса, с которыми у Кастанеды не было ничего общего, если не считать опыта с приемом психоделиков. Ведь он написал «Учения дона Хуана» не для того, чтобы пропа­гандировать новые возможности бегства от реальности, но что­бы показать легкомыслие нашего кажущегося представления о прочной действительности. С точки зрения магов, разглаголь­ствования наркомана ничуть не лучше и не хуже, чем повсед­невность, в которой живет обычный человек.

Именно эту точку зрения и пытался привить Кастанеда своим студентам в университете в Лос-Анджелесе и позже в университете Южной Калифорнии. Однако он мало преуспел на этом поприще. И он стал все более следовать совету дона Хуана — держаться подальше от света рампы, чтобы не навре­дить своей растущей популярностью дальнейшим успехам на пути искусства магии. Он должен был стать недосягаем для повседневного мира, чтобы не быть привязанным к одной по­зиции коллегами, сторонниками или противниками, позиции, которая исключала бы любую возможность дальнейшего продвижения вперед.

Стратегическое отступление Кастанеды породило инфор­мационный вакуум, ставший основой не только для диких слу­хов о его жизни и занятиях, но и для появления целой когорты бесстыдных плагиаторов и шарлатанов. С одной стороны, его недостижимость расправляла крылья фантазии читателей, которые спрашивали себя, существует ли дон Хуан в действитель­ности или все написанное является лишь рекламным трюком находчивого писателя-фантаста? С другой стороны, отсутствие автора открывало двери жадным до наживы или нервноболь­ным имитаторам, которые с радостью устремились в предос­тавленную им лазейку, чтобы превратить в действительность на сцене жизни их версию сказки ученика магов.

В интервью и в докладах Кастанеда охотно рассказывает о личной встрече с одним из этих имитаторов, причем следует заметить, что история эта — действительно единственная в своем роде. Кастанеда находился во время этой встречи инкогнито на вечеринке в Саусалито, на которую Алан Уотс пригласил всевозможных идолов нового сознания:

«В центре патио стоял хорошо выглядевший мужчина, вы­сокий, красивый, голубоглазый, подкупающе интересный — и, конечно, босиком. Это было в начале семидесятых. Он как раз надписывал книги, и хозяин сказал мне: «Я хочу представить Вам Карлоса Кастанеду». Итак, мужчина пред­ставлял Карлоса Кастанеду, окруженного когортой прекрас­ных женщин. Я сказал ему: «Очень рад познакомиться с Вами, мистер Кастанеда». Он ответил только: «Доктор Кастанеда». Он чертовски хорошо играл свою роль!»

Если такие наглецы встречались и не слишком часто, было, однако, достаточно возможностей сорвать куш из дефицита информации у многих читателей Кастанеды. Так, существуют некоторые организованные группы, которыми руководят лица, утверждающие, что они тоже были учениками дона Хуана или его спутников или являются прямыми потомками других толтекских линий. Другие заявляют, что были посвящены в маги самим Карлосом Кастанедой, и продают свои «знания» за круг­ленькие суммы в книгах, докладах или на семинарах.

Кастанеда очень долго не высказывался по этому поводу, надеясь, что ветер сам отделит зерна от плевел, однако с нача­лом новой эры он не стыдится более открытой конфронтации со всеми эти самозваными вождями и соблазнителями. Неко­торые случаи мы назовем здесь, поскольку именно эти группи­ровки могут представлять по причине их большой величины и известности настоящую опасность для интересующихся диле­тантов или начинающих идти по пути толтеков.

Так, прежде всего следует предостеречь от «Deer Tribe Metis Medicine Society», вызванного к жизни в 1978 году ирокезом-по­лукровкой Харли «Swift Deer» Риганом и распространившего­ся с тех пор по всему миру. Это общество представляет себя как шаманскую ложу, которая посвящает своих членов в индейские ритуалы и церемониальную магию согласно традиции американских аборигенов через систему ступеней посвящения — так называемые «Gateways», — чтобы привести их таким путем «к гармонии с землей, с самими собой и с окружающими людьми». Их знание, если верить Быстрому Оленю, идет от союза старей­шин и шаманов разных племен, который он называет «Twisted Hairs Council of Elders». «Twisted Hairs» он описывает как истинных хранителей традиционного знания, которые решили перед лицом глобальной катастрофы и угрозы дальнейшему сущест­вованию человечества поделиться частично своими знаниями с людьми, чтобы дать последним шанс на новое будущее.

Все это звучит очень мило и даже правдоподобно, если бы вышеназванное общество не украшало себя чужими перьями. Так, многие подключенные к «Deer Tribe» ложи вербуют себе сторонников заявлением, что Быстрый Олень в 1976 году стал «как наследник Тома Уилсона, восемнадцатым Нагвалем маги­ческого круга». Если даже предположение, что индеец Plains, Навахо Уилсон, именует себя титулом, распространенным в Мексике, звучит довольно странно, то дальнейшее еще более поразительно: одновременно утверждается, что Уилсон — это дон Хенаро, спутник дона Хуана, который нам хорошо известен из произведений Кастанеды. Фотографии этого предполагае­мого дона Хенаро появляются практически в каждой брошюре «Deer Tribe» рядом с фотографиями Быстрого Оленя и его до­веренных лиц. А далее утверждается, что Navajo Gus Graymountain, друг и учитель Быстрого Оленя, — это известный из книг Кастанеды Сильвио Мануэль.

Странно только, что и Кастанеда, и Флоринда Доннер-Грау описывают своего учителя Хенаро как индейца-масатека из Южной Мексики, который к тому же — как и все маги в линии дона Хуана — решительно отвергал всякие попытки его сфо­тографировать. Бросаются в глаза и многие другие несоответс­твия. Так, у Уилсона было очень много детей, и он умер в 1976 году. А дон Хенаро в произведениях Кастанеды много раз описывается как бездетный человек, и он не оставил ни внуков, ни надгробного камня.

Быстрый Олень искусственно сконструировал связь с «Хе­наро» и «Сильвио Мануэлем», чтобы объяснить ошеломляю­щую похожесть своего «учения» с учением дона Хуана и таким образом избежать обвинения его или «Twisted Hairs» в плагиате. Их «учения» как по содержанию, так и по выбору терминов заметно перекликаются с описанным Кастанедой, с той только разницей, что Быстрый Олень, видимо, не понял многих вещей и, чтобы прикрыть дефекты, заменил их по своему усмотрению парными банями, священными трубками, перьями, церемони­ями, танцами, ритуалами и другими клише, связанными с ин­дейской культурой.

Почему так поступают? Чтобы ответить на вопрос, доста­точно взглянуть на цены курсов в «Deer-Tribe» и на иерархичес­ки-авторитарную структуру внутри группы, которая манит при продвижении от «Gateway» к «Gateway» тяжеловесными титула­ми и весьма приличными возможностями заработать, если, по типу цепочек «писем счастья», вовлекают в «нижние степени посвящения» все новых и новых членов. Еще одно отражение нашего общества, которое имеет мало общего со свободой, но очень много — с чувством собственной важности и из структу­ры которого получают преимущества лишь те, кто находится на верхушке пирамиды. Мир для людей, которые охотно игра­ют в индейцев и которым нет дела до того, что перья в их головном уборе фальшивы, а их лекарства — дорогие, но без­действенные.

Несколько иной случай с Кеном Орлиное Перо, который утверждает в своих произведениях и на проводимых им семи­нарах, что был посвящен в маги самим доном Хуаном. В книге «Путешествие с Силой» он повествует, как после наполненной страданиями жизни солдата во Вьетнаме стал искать духовнос­ти и на этом пути книги Кастанеды стали для него руководя­щим указанием. Но его желание найти личного учителя было столь сильным, что он отправился на юго-восток США, где надеялся найти учителя во плоти. Он описывает далее, как в 1975 году встретился в Туксоне, Аризона, со старым индейцем, которого он идентифицировал как дона Хуана и который сво­им странным поведением все время вводил его в состояние эмоционального конфликта, что этот «желающий быть учени­ком» интерпретировал как сверхмудрые поучения.

Насколько объемными и содержательными были эти поу­чения, видно хотя бы из того, что Кен Орлиное Перо посвящает в «Путешествии с силой» взаимодействию с предполагаемым доном Хуаном аж целых десять страниц! В остальном книга состоит из пережевывания написанного Кастанедой и несколь­ких глав плохо переваренных Эдгара Кейса и Роберта Монро, чьи произведения он пытается связать с учением Толтеков. Поскольку это удалось ему скорее плохо, чем хорошо, он избрал для своей второй книги «Тропа Толтеков» другую основу, где он лишь цитирует, анализирует и препарирует известный по книгам Кастанеды материал.

Мистификаторы типа Быстрого Оленя или Кена Орлиное Перо в большинстве случаев раскрывают себя уже несоответс­твием называемых ими дат. Так, последний был якобы принят доном Хуаном в ученики через три года после ухода дона Хуана. Другой выдающий их параметр, который они разделяют со всеми другими самозваными представителями толтекской тра­диции, — это то, что они не могут сказать ничего нового. «Их» учения всегда ориентируются на книги Кастанеды, и только тогда актуализируются или расширяются, когда появляются новые публикации из круга действительных учеников дона Хуана. Их собственный вклад состоит в большинстве случаев из псевдотрадиционного фокуса-покуса и других трюков, кото­рые должны прикрыть их собственную пустоту.

Пример тому — «Sixth Sun Foundation», образовавшаяся вокруг мексиканского врача Мигеля Анхеля Руиса. Этот Нагваль собственной милостью, который благосклонно позволяет себя величать «Мастером Намерения», утверждает, что являет­ся продолжателем другой линии толтекских магов. Свои знания «дон Мигель» получил якобы от своей матери и своего умершего дедушки.

После того как он достиг определенной степени известнос­ти благодаря книгам одной из своих учениц, Сюзан Грегг, он организует дорогостоящие путешествия по кольцу культовых сооружений Мексики и семинары, на которых он преподает отголоски учения дона Хуана. Посетители его семинаров сооб­щают, что не могли отделаться от впечатления, что слышат плохой пересказ «Огня изнутри» Кастанеды, когда дон Мигель распространялся насчет овладения осознанием, сталкингом и намерением. Подобно Быстрому Оленю и Кену Орлиное Перо, он тоже придает всему собственную окраску и приправляет учение небольшой дозой мексиканского фольклора и прогно­зами о гибели мира, которые он распространяет также и через Интернет.

В Интернете найдем мы и рекламу других «аутентичных мастеров», как, например, «The Quest for Freedom», где некий Авиндэр Дрейгон рекламирует свои курсы и публикации. По­мимо сообщений о том, как он в астральном мире стал учени­ком дона Хуана и мексиканского демиурга Кетцалькоатля, он предлагает разнородную смесь из толтекской традиции, йоги, оккультизма и обиходной эзотерики. Немногим отличается и южноафриканец Теун Марез, который в рубрике «The Assem­blage Point» и в своих произведениях называет себя хранителем другой толтекской линии, имеющей общее с линией дона Хуана происхождение из Атлантиды, однако, кроме тепловатой вы­тяжки из книг Кастанеды, ему тоже нечего сказать.

Рынок, очевидно, весьма прибылен, хотя кое-где и стара­ются быть консервативными. В Канаде, в США и в Австралии существуют регулярные школы с установленной учебной прог­раммой, которые за плату должны сопровождать желающих идти по пути к знанию и к свободе. При этом изучаются досконально все публикации Кастанеды, Доннер-Грау, Абеляр и, где возможно, с дословной точностью претворяются в действия. Только школа в Ванкувере, Британская Колумбия, насчитывает более 250 студентов, которые за семь классов обучения должны там превратиться в воинов. Очевидно, большинству из нас очень трудно одному — то есть самому — делать что бы то ни было.

Немало подвизается и незначительных адептов толтекского искусства магов, стремящихся не к обогащению, а к власти, признанию, влиянию. Флоринда Доннер-Грау сообщает, что она и ее спутники насчитали уже более 200 самозваных Нагвалей, и не только в США, а также в Аргентине, Африке, Европе и даже в отдаленных уголках России. Некоторые из них без стыда и совести предлагают стать наследниками Кастанеды, как, например, автор одного письма, полученного Кастанедой весной 1995 года. На плохом испанском там заявлялось, что его время истекло и ему пора отступить назад и передать бразды правления следующему поколению. Письмо было подписано: «Новый Нагваль, дон Алонцо».

Чтобы избежать возможных недоразумений, Кастанеда опубликовал в 1993 году подписанное им заявление, которое обращено ко всем его читателям и всем интересующимся:

«Карлос Кастанеда хотел бы здесь раз и навсегда пояснить, что он не несет никакой ответственности за действия и про­екты всех тех групп или людей, которые без его ясно выра­женного подтверждения утверждают, что являются его уче­никами или студентами, ни за тех, кто использует его имя или понятия и концепции учения дона Хуана в своих семи­нарах или произведениях — без различия, ставят ли они перед собой цели альтруистического или коммерческого ха­рактера».

Наряду со всеобщей значимостью этого заявления, с ним связано еще и совершенно особое значение, поскольку оно по­явилось в мексиканском «New-Age-Blatt», причем на той же странице, где мексиканский автор Виктор Санчес поместил объявление о своих курсах по «искусству сталкинга». Кастанеде не только удалось очень элегантно отмежеваться от Санчеса, который, между прочим, названием своей книги «Учения дона Карлоса» вызывает обманчивое впечатление, что является уче­ником Кастанеды, но одновременно и преподать Санчесу бесп­латный урок в том самом искусстве, по которому он предлагал свои семинары.

Позже Кастанеда отмежевался от Санчеса и в Интернете, где он однозначно заявил, что не знает вышеупомянутого гос­подина. Возможно, последний и посещал один или два из его семинаров в Мехико, однако если Санчес помимо этого претен­дует на личное знакомство или даже на обучение, то это просто плод его фантазии.

Опровержения Кастанеды касаются не только утвержде­ний Санчеса о личных связях, но и того способа, которым тот пытается передать учение дона Хуана. Книги Санчеса похожи на технические описания того, как его читатели шаг за шагом по простейшим рецептам должны прийти к мастерству в искусстве магов. При этом он по отдельности изолировал, проанали­зировал и систематизировал каждую, даже самую незначитель­ную, технику, описанную в книгах Кастанеды, но недопонял, что такой способ действия сам по себе противоречит целям самой магии.

На семинаре по Тенсёгрити в Берлине Тайша Абеляр еще раз подчеркнула, что подобные устремления в конце концов являются продуктами нашего разума, который таким образом пытается защититься от действительного познания нового и неизвестного. Техническая настольная книга рецептов магии никогда не может и не будет издана. Подобная попытка столь же нелепа и обречена на неудачу, как и настольное руководство по любви, которое с помощью простых патентованных рецеп­тов хочет привести нас к счастью и самореализации.

Подводя итог, можно сказать, что такие господа, как Быс­трый Олень, Кен Орлиное Перо или Виктор Санчес, и их колле­ги черпают из неиссякаемого источника новых идей и выраже­ний, которые они применяют тем или иным способом, чтобы упрочить свою собственную позицию в общественной игре социальных ценностей и тщеславия. Точно так же, как и одна женщина, которая в прошлые годы добилась популярности, утверждая, что была женщиной-Нагвалем первой группы Кастанеды, вождем Хенарос и Сестричек: Мерилин Тюннешенд. Ею мы окончательно заключаем наш краткий вояж по дороге призраков-имитаторов.

Вначале Мерилин Тюннешенд выступила осенью 1994 года со статьей в известном американском журнале «Magical Blend», которая звучала для общественности поистине многообещаю­ще. Она сообщала в ней о времени своего ученичества у старого индейца, которого она называет Джон Черная Ворона и кото­рый оказался доном Хуаном. Далее она рассказывает, что после того, как пути Кастанеды и его соучеников разошлись в начале семидесятых годов, она стала лидером остальных учеников, женщиной-Нагвалем «Хенарос» и «Сестричек».

Ее статья была написана очень правдоподобно, и то обсто­ятельство, что она знала своего учителя под другим именем, не было еще причиной, чтобы сомневаться в ее словах. Ведь и уже известные соученицы Кастанеды тоже знали дона Хуана под другими именами: для Тайши Абеляр он был «Джон Мигель Абеляр», а для Кэрол Тиггс «Мельхиор Yaoquizque». И если дон Хуан после неудачной попытки составить для Кастанеды груп­пу воинов по старому образцу подобрал для своего наследника новых, более подходящих людей, то почему бы ему было не сделать то же для остальных учеников, найдя для них новую женщину-Нагваля? Большая часть поклонников Кастанеды быстро согласилась с этим и радовалась новым откровениям Мерилин, которая, казалось, возникла из ничего.

Однако Карлос Касганеда притушил энтузиазм масс, зая­вив через Интернет, что не знает никакой женшины-Нагваля по имени Мерилин Тюннешенд и что она, конечно, не может быть ученицей дона Хуана. Отвергнутая самозваная коллега стартовала в Интернет с грязной клеветнической кампанией, где она, например, утверждала, что дон Хуан вовсе не оставил мир в 1973 году, но это было время, когда он якобы прогнал из своего окружения неуспешного ученика Карлоса Кастанеду. Последний нашел впоследствии с помощью злой ведьмы Соледад новых спутниц: Тайшу Абеляр, Флоринду Доннер-Грау и Кэрол Тиггс.

Несмотря на многочисленные противоречия в содержании ее заявлений, Мерилин Тюннешенд приобрела вскоре в этой склоке сторонников, число которых все увеличивалось, вероят­но, потому, что ее параноидальные тезисы и открытое перемывание грязного белья больше соответствуют вкусу нашего вре­мени, чем трезвая, трудная работа над собой, к которой призы­вают Касганеда и его спутницы. Так, например, Тюннешенд предостерегает от практики Тенсёгрити или от посещения се­минара магов, потому что маги, якобы, не преследуют никаких иных целей, кроме отсоса энергии у своих поклонников.

Кастанеда в роли энергетического вампира? Смешное представление, если бы оно не было столь горьким. После мно­гих лет практики Тенсёгрити я, во всяком случае, не чувствую энергетического истощения — скорее, напротив. И число сто­ронников Мерилин Тюннешенд значительно сократилось в настоящее время, после того, как в дальнейших публикациях можно было найти только упреки, но никаких откровений со­держательного характера. Ее первая опубликованная книга «Medicine Dream» не содержит никаких новых знаний, кото­рые можно было бы использовать, и ее можно в лучшем случае охарактеризовать как книгу неплохого уровня в списке фантас­тических произведений об индейцах с примесью эзотерики.

Во всяком случае, вопрос многих читателей Кастанеды, на который Мерилин Тюннешед, как вначале казалось, знает ответ, остался открытым: что стало с людьми из ранних книг Кастанеды, о которых и мы до сих пор не поговорили, — «Хе­нарос», «Сестричками» и Соледад?

После того как дон Хуан и руководимая им группа остави­ли известный нам мир, как уже указывалось, оставшимися группами руководили две старые ведьмы — Зулейка и Флоринда. Похоже, что после смерти Ла Горды и ухода Флоринды Кастанеда стремился к более тесной совместной работе с «Сестричками» и «Хенарос».

Когда в декабре 1994 года ему задали этот вопрос, он отве­тил:

«Дела у остальных магов идут очень хорошо. Они все ведут хороший образ жизни, но они не захотели следовать за мной. Когда я принял на себя руководство, я сказал им, что они снова должны усесться за парты и изучать «сложные труды». Они отказались. Сложные труды тренируют разум и облегчают вход во внутреннее безмолвие».

Более Кастанеда ничего не сказал по этому поводу, вероят­но потому, что интересы его группы и групп Хенарос и Сестри­чек разошлись слишком кардинально. Только более разговор­чивая Флоринда Доннер-Грау высказалась в одном интервью 1992 года по данному вопросу более подробно:

«Мы часто встречаемся с Сестричками — Лидией, Розой и Хосефиной — и с Хенарос — Нестором, Паблито и Бениньо — в Мексике или в Лос-Анджелесе. Но их цели отличны от наших. Они стремятся к конкретным целям, к которым стремились и маги древности.

Нестор, например, опытный ботаник, ищет в тундре расте­ние, которому, по мнению магов, должно быть более 300 000 лет. Он хочет найти растение, чтобы затем продать японс­ким фармацевтам за его регенеративные свойства. Он дума­ет, что это растение будет повышать потенцию у мужчин. Женщины тоже поддались стремлениям подобного рода. Так, Лидия хочет разработать магический метод лечения СПИДа, при этом она медленно отсасывает вирусы из тела больного и передает их дереву. А Соледад, напротив, достиг­ла больших успехов как постановщик фильмов. Она ис­пользует свое магическое искусство, чтобы собирать деньги для своих проектов. Ее девиз: доллары — для фильмов, все равно откуда».

В данном интервью Флоринда вовсе не хотела сказать, что намерения других учеников недостойны, — она хотела подчер­кнуть большую разницу между своей группой и второй груп­пой магов. Новое поколение, и прежде всего Карлос Кастанеда, предпочитает еще более абстрактные формы магии, в которых почти полностью отказываются от всех конкретных устремле­ний. Для них магия состоит, собственно, только в абстрактном маневре восприятия — окончательном освобождении или пол­ном осознании, о котором мы еще не раз будем говорить в этой книге.

Похоже, однако, что «Сестрички» и «Хенарос» тоже дос­тигли своих целей, потому что в мае 1995 года Кастанеда заявил в Интернете, что они покинули этот мир точно также, как и дон Хуан. Они сгорели в огне изнутри.

Правда, остается открытым вопрос, соответствует ли это высказывание истине, или оно лишь еще одна декорация в действующем театре магии. Время «исчезновения» «Сестри­чек» и «Хенарос» было избрано удачно в том плане, что как раз в этот момент внимание общественности невольно было очень сильно приковано к этим группам из-за ложных откровений Мерилин Тюннешенд. И можно предположить, что это внима­ние было для них более чем неприятно. Пути магии, которым они следовали, были, безусловно, путями одиноких птиц, а не истоптанными дорогами современных средств массовой информации.

Наряду с группой Кастанеды, очевидно, исключение из этого правила представляет Соледад, которая, по крайней мере за кулисами, использовала, а может, и сейчас использует магию в средствах массовой информации современности. И уж если существует средство массовой информации, которое способно — в хорошем или плохом смысле — манипулировать общест­венным сознанием, то им является кино. Поэтому не стоит удивляться, если мы найдем магов и ведьм нового поколения во влиятельнейшей сфере средств массовой информации, иногда на экране, а иногда — за ним.

Контакты со съемочной площадкой возникали не только по причине любви Кастанеды к кино или оттого, что его изб­ранной родиной стал Лос-Анджелес, но и потому, что многие киношники были в восхищении от его произведений. Некото­рые режиссеры, такие, как Джордж Лукас, под влиянием книг Кастанеды создали свои наилучшие произведения, в данном случае трилогию «Star-Wars-Trilogie», где, особенно в «Возвра­щении рыцарей Джедаев», нельзя не заметить отзвуков кастанедовских книг. Другие неоднократно пытались превратить «Учения дона Хуана» в киносказку.

Одним их этих «других» был известный итальянский ре­жиссер Федерико Феллини. И хотя проект уже с самого начала сорвался, между Кастанедой и Феллини завязалась интересная дружба. В интервью с Карминой Форт Кастанеда и Доннер-Грау сообщили, что всегда, бывая в Риме, навещают Феллини.

Как уже указывалось ранее, с подобными намерениями связались с Кастанедой и постановщик из Голливуда Трейси Крамер и автор сценариев Брюс Вагнер, и в этом случае резуль­татом тоже был не проект фильма. Возникли совсем иные от­ношения. Сегодня они оба вошли в состав Элементов — новой формации воинов — и в этой роли очень тесно работают вмес­те с Кастанедой и ведьмами.

Наряду с этой деятельностью они по-прежнему действуют в своей исходной сфере занятости, и не только потому, что Крамер стал продюсером, а Вагнер — режиссером серии видео­фильмов по Тенсёгрити. Крамер является агентом не только магов, но и известных в США «Rug Rats», «Duck Man» и «Real Monsters». А Вагнер пишет и далее книги и сценарии, причем даже для таких популярных режиссеров, как Оливер Стоун или Фрэнсис Коппола.

Интересна также связь с Оливером Стоуном, потому что, очевидно, последний тоже является страстным поклонником Кастанеды и ведьм. Он, например, написал хвалебный коммен­тарий к книге Флоринды Доннер-Грау «Жизнь-в-сновидении», помещенный на обложке первого издания. Еще большее доказательство — тот факт, что все его последние фильмы вышли под эгидой основанного им общества «Ixtlan Productions», сре­ди них и такие получившие мировое признание киноленты, как «JFK» или «Natural Born Killers». Как он сам говорит, он выбрал название для своего общества как напоминание о его любимой книге «Путешествие в Икстлан» и ее авторе Карлосе Кастанеде. Совместно с Брюсом Вагнером Стоун выпустил в 1992 году телевизионную серию «Wild Palms», которую неоднократно де­монстрировали и в Германии. В серии представлен не совсем уж фиктивный сценарий, в котором верхушка средств массовой информации посредством новых технологий манипулирует сознанием населения и контролирует его.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: