Для реалистичного представления этой опасности Вагнер и Стоун зачерпнули из глубины ящика с фокусами и не поскупились сами на манипулятивные техники, такие, как подсознательное внушение. Так, во многих местах фильма мы видим интересные надписи на стенах и заборах, которые глаз зрителя воспринимает лишь неосознанно, т. е. подсознательно, однако воспринимает и перерабатывает. При этом написанные высказывания — о них мы позже еще поговорим в другом месте — вполне могли бы выйти из-под пера Кастанеды, который, возможно, таким образом хочет подготовить зрителей к откровениям, к которым их сознание еще не готово.
Возможно, это звучит очень загадочно, но тем не менее является действующим театром магии, который представляет собой нечто намного большее, чем только акт представления на какой-либо сцене. Кино и телевидение формируют сегодня сознание человечества, в том числе и бессознательные основы, сильнее, чем какой-либо иной фактор. Это обстоятельство хорошо известно и новым магам из окружения Кастанеды, наследникам традиции, которая с незапамятных времен написала на своих знаменах цель — совершенствование манипуляций с сознанием, причем понятие «манипуляции» здесь абсолютно свободно от ценностной оценки. Это мы все отвечаем за то, превратятся ли наши возможности в сценарий фильма ужасов или в стоящий вызов.
Стоун, Вагнер, да, в конце концов, и сам Кастанеда используют новейшие средства массовой информации, чтобы показать нам эти возможности, точно так же, как классический театр в свое время проповедовал публике новые идеи. И, как и классический театр, действующий театр магии сегодняшнего дня не избегает столкновения с темными аспектами этих возможностей.
|
Это мы строим дома и делаем их тюрьмами. Мы изготовляем инструменты и превращаем их в оружие. Мы исследуем атомную энергию, а затем используем ее для бомб. Почему мы все это делаем, мы попытаемся рассмотреть в следующих главах в контексте мировоззрения магов.
А пока я хотел бы посоветовать всем и каждому держать глаза и уши открытыми и быть готовым к новым возможностям, потому что неизвестное поджидает нас везде — точно так же, как и действующий театр магии. Например, так, как если Фредди Крюгер, сверхъестественный киллер из «Nightmare on Elm Street», в третьей части проникает в сны своих жертв. Те, кто при этом спонтанно вспоминает Кастанеду и «Искусство сновидения», — недалек от истины. Ведь автор сценария этого фильма — и кто бы еще мог его написать? — Брюс Вагнер.
Часть 2
ТЕАТР ОБЕЗЬЯН МИРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Об энергии, зачатии, сексе и смерти
Что знает рыба о воде, в которой она плавает всю свою жизнь?
Альберт Эйнштейн, «Мой образ мира»
Мы — сознательные, воспринимающие существа. Эта предпосылка в учении магов линии дона Хуана кажется на первый взгляд банальной и раскрывает нам свое истинное значение только при внимательном рассмотрении. Ведь наше восприятие как первичная функция познания — единственное, что нам дано непосредственно: Я воспринимаю, значит, я существую.
Одновременно ставится вопрос о природе восприятия, включая восприятие нами нас самих, — вопрос, имеющий философскую широту, в котором речь идет о том, что же реально находится по ту сторону акта восприятия.
|
Соответствует ли наше восприятие действительности, которую мы можем верифицировать как находящуюся вне нас?
Эта проблематика занимает с конца девятнадцатого века как философов, так и представителей естественных наук. Первые пришли к выводу, что наше сознание является единственным непосредственно данным нам бытием и потому у нас нет никаких шансов проникнуть когда-нибудь в мир в себе. А естественные науки пришли на основе нейрофизиологических исследований к убеждению, что то, что мы обыкновенно называем действительностью, является неким видом голографии в нашей голове: виртуальным отражением окружающего нас мира, которое возникает в результате сложного соединения бесчисленных рецепторов, синапсов и нервных окончаний и благодаря которому мы можем практически мгновенно взаимодействовать с другими существами, точно так же заточенными в свои голографические клетки.
Наивное убеждение, что наше восприятие представляет мир непосредственно так, как он есть, не выдерживает, таким образом, критики ни с философской, ни с естественнонаучной точки зрения, как бы мы ни цеплялись за это обывательское представление. Однако о том, что находится за пределами клетки восприятия, не могут ничего сказать точнее ни философия, ни естественные науки.
Чаще всего сегодня пользуются абстракциями современной физики, описывающими мир как последовательность различных степеней уплотнения энергии. Эти энергии, в зависимости от их формы и степени уплотнения, возбуждают различные нейронные рецепторы, что и приводит в конечном счете к восприятию. Однако и здесь остается открытым вопрос о воспринимающем сознании. Ведь и мы сами в смысле физических абстракций являемся не чем иным, как сложной структурой уплотненной энергии, и физика не ставит свой задачей объяснить, как может одна энергетическая структура осознать другую энергетическую структуру или как и почему энергия вообще может обрести сознание.
|
Весь комплекс тем восприятия и осознания, несмотря на свое огромное значение, все еще представляет для современного человека, как мы видим, неисследованную область, и прежде всего потому, что мы слишком долго принимали познание окружающего нас мира как нечто само собой разумеющееся. Напротив, «люди, жившие 7—10 тысяч лет назад в Новом Свете», если верить дону Хуану, занимались «уже тогда интенсивно вопросами Универсума и восприятия, о которых современный человек до сих пор не отваживается и помыслить».
Пионеры в исследовании сознания благодаря своей способности видеть узнали, что Универсум представляет собой бесконечное скопление нитевидных энергетических полей. Причем они описывали энергию как нечто живое и сознательное. Далее они выяснили, что эти энергетические поля ни в коем случае не являются статичными и неизменными — напротив, они находятся в постоянном движении.
Согласно познаниям тех видящих, человек также является скоплением таких энергетических полей, которые, как и у всех других органических существ, отделены от общего энергетического потока оболочкой. Специфический конгломерат энергий — человек — представляется поэтому видящему как своего рода кокон, светящийся шар величиной с человека.
На задней стороне шара, примерно на расстоянии вытянутой руки от лопаток, они обнаружили место величиной с теннисный мяч, излучение которого является наиболее интенсивным в коконе. Они узнали, что в этой точке, позиция которой одинакова у всего человечества, сходятся вместе бесчисленные энергетические линии, образующие Универсум как целое, и преобразуются затем в чувственные данные. Их логическим заключением было, что, очевидно, это и есть место, где восприятие собирается или, иными словами, «монтируется». Поэтому они и дали этому месту соответствующее название — точка сборки.
Далее они познали, что точка сборки является не только местом, где поток энергии окружающего нас Универсума преобразуется в чувственные данные, но и местом, где эти данные интерпретируются.
Кастанеда поясняет значение этого открытия: «Дон Хуан Матус объяснил нам, что мы, люди, совершаем как организмы фантастическое действие, которое, к несчастью, придает восприятию фальшивую внешность; мы преобразуем входящий поток чистой энергии в чувственные данные, которые затем толкуем согласно строгой системе интерпретаций, которую маги называют человеческой формой. Этот магический акт интерпретации чистой энергии и вырабатывает фальшивый образ: наше твердое убеждение, что наша система интерпретации и является всем, что существует».
Если мы, например, воспринимаем помидор, наша точка сборки уже совершила необъятное действие: преобразовала пучок нитеобразных энергетических полей в чувственные данные, которые сами по себе весьма скудны: матово-блестящее, красное, круглое нечто. И только наша система интерпретации делает из этого нечто солидный трехмерный объект по имени «помидор» и подключает нас к целому ряду других значений, как, например, что речь идет о съедобном плоде растения родом из Центральной Америки; какие витамины и иные вещества делают помидор полезным продуктом питания, или к каким блюдам его можно использовать как составную часть, или с какими продуктами его едят сырым.
Все это, если мы хотим быть точными в определениях, уже не является больше восприятием, а представляет собой акт интерпретации, придания значений — то, что немецкий философ Эдмонд Гуссерль назвал интенциональностъю. Маги линии дона Хуана используют сравнимое выражение — призывание намерения.
В нашем примере сначала нужно вызвать намерение помидора, чтобы придать скудным чувственным данным некоторое смысловое значение. Только после этого и можно в буквальном смысле представить помидор как плотный объект и что-то с ним сделать — если, например, призывают намерение сварить и производят магическое действие в сложной переменной игре восприятий, интерпретаций и действий — и это обычно называют томатным соусом. Причем роль самого восприятия в смысле преобразования энергии в чувственные данные в этой игре совсем невелика.
Кастанеда подчеркивает, что человек «принадлежит к организмам, которым нужна очень маленькая доза в смысле реального восприятия, чтобы создать их мир, или, соответственно, они воспринимают лишь то и столько, чтобы поддерживать в действии свою систему интерпретации».
Это означает, что мы далеки от истинного восприятия и еще более далеки от лежащей в его источнике энергии. Так, вполне достаточно магического слова бундестаг, чтобы вызвать соответствующее намерение. И перед нашим внутренним взором возникает сцена: здание, увенчанное орлами, зал пленарных заседаний с дискутирующими ораторами и скучающими в рядах кресел политиками — даже если мы никогда сами там не бывали!
Этот пример наглядно показывает, сколь мала может быть входная мощность и сколь много можем мы из нее извлечь. Мы находимся в подчинении у нашей системы интерпретации, нашего мироописания и давно потеряли из виду тот мир, каковым он на самом деле является, — энергетическую действительность.
Но, прежде чем мы займемся далее причинами и следствиями этой потери реальности, мы хотели бы сначала описать, как видят нашу жизнь в ее элементарных проявлениях маги линии дона Хуана, которые возвратились к непосредственному восприятию энергии и при этом — к самой действительности. Начнем с самого начала: с момента возникновения новой жизни.
Маги придают условиям зачатия нового существа огромное значение, поскольку в момент зачатия закладываются энергетические основы будущей жизни. При этом имеется в виду не генетическая комбинация материнского и отцовского наследства, которая более или менее определяется волей случая, а то, что полностью исчезло из поля зрения современного человека из-за ошибочной интерпретации биологических наблюдений, социологических предположений, примитивных влечений, моральных ценностей и осуждения, а именно:
Обстоятельства нашего зачатия определяют, кто или что мы есть, при этом степень сексуального возбуждения обоих родителей является главным обстоятельством.
Во время сексуального акта все энергетические нити внутри светящихся коконов сексуальных партнеров приходят, как можно видеть, в возбуждение. Все подготавливается к тому, чтобы создать новое существо — совершенно не имеет значения, является ли это сознательным намерением партнеров или нет. Даже противозачаточные средства ничего в этом процессе не изменяют, даже при мастурбации процесс остается тем же, хотя он, исключая случай искусственного оплодотворения, и не может привести к цели. Мы — очень древние существа, энергетические механизмы которых возникли за миллионы лет до создания противозачаточных таблеток или до проклятия последних Папой Римским.
Магам нет дела и до моральной оценки современных сексуальных отношений, когда они утверждают, что только сильное сексуальное возбуждение обоих партнеров дает сильного и здорового ребенка.
Дон Хуан поясняет:
«Если в момент зачатия нет возбуждения, то ребенок, произведенный в таком соитии, будет внутренне отражать обстоятельства зачатия. Если между партнерами не возникает настоящего возбуждения и совокупление происходит, например, только в результате ментального побуждения, ребенку придется испытать в жизни все следствия подобного акта. Маги утверждают, что такие дети являются слабыми, неуверенными, нуждающимися и зависимыми.
Единственное преимущество таких существ, что они из-за своей слабости исключительно постоянны. Они могут всю свою жизнь выполнять одну и ту же работу, не стремясь ни к каким изменениям. Если они в детстве имеют хороший пример, то становятся очень порядочными, но, если такой пример отсутствует, их страданиям, заблуждениям и неуравновешенности нет конца».
К сожалению, большинство из нас являются такими «bored racks», как говорят маги, — скучными номерами, зачатыми при домашнем будничном сексе или как традиционное завершение пьяной ночи. Так и приходим мы потом в жизнь: домашнего изготовления, скучными или с тупым чувством в голове — как будто это мы пропьянствовали всю ночь напролет.
Уже во время нашего взросления нас постоянно грызет чувство, что нам чего-то не хватает, что мы что-то упустили.
Так начинаем мы наш поиск, нашу охоту за тем, что могло бы заполнить внутреннюю пустоту. Поиск любви, охота за возбуждением. Один ищет особенное в сексе мимоходом, наркотиках и приключениях, другой — в прочных отношениях, социальной безопасности и профессиональном успехе. А те, кто уже отчаялся или осознал бесполезность всех вышеназванных устремлений, возможно, ищут свое «спасение» в религии или спиритизме, причем мотив остается постоянным: недостаток энергии. Согласно дону Хуану, мы ищем на протяжении всей жизни исходное возбуждение, энергию, которой нам с самого начала недодали.
Поиск становится особенно фатальным, если он направлен на ближайшее окружение и человек пытается восполнить недостаток энергии при помощи секса, партнерства или зачатия собственных детей. Ведь каждый сексуальный акт и прежде всего действительное зачатие потомков требует большого количества энергии, что еще более ослабляет и без того слабую конституцию скупного номера. Чтобы понять это, мы должны еще раз вернуться к процессу зачатия.
До сих пор мы занимались вопросом, какое значение имеют обстоятельства зачатия для родившегося ребенка, и отметили, что возбуждение родителей может служить мерой измерения энергии отпрыска. Однако эта энергия не приходит из некоего космического резервуара для новых граждан Земли, как пытаются объяснить нам некоторые религии, а берется непосредственно от самих родителей. Часто новоиспеченные родители отчетливо чувствуют после рождения ребенка, что они лишились какой-то своей изюминки в характере, которую они позже, при внимательном наблюдении, могут вновь обнаружить в своем чаде.
Как утверждают маги, потомство забирает у родителей большую часть их энергии, их энергетичности и оставляет их более или менее «пустыми».
Это не простая метафора, потому что маг может точно узнать, является ли человек полным в энергетическом отношении.
Во «Втором кольце силы» Ла Горда поясняет:
«У неполного человека дыра в животе. Маг может видеть эту дыру так же ясно, как ты видишь мою голову. Когда дыра находится с левой стороны живота, то ребенок, который произвел эту дыру, имеет тот же пол. Если же она находится справа, то ребенок противоположного пола. Дыра слева — черная, справа — бурая».
Эти «дыры» в светящемся коконе, в нашем энергетическом поле, обычно неустранимы и становятся все больше с рождением новых детей. При этом черный цвет на левой стороне говорит о том, что принадлежность ребенка к тому же полу, что и соответствующий родитель, стоит большего количества энергии, чем ребенок другого пола (бурая «дыра»).
Потеря полноты, естественно, оказывает влияние на поведение и переживания соответствующей личности. В целом родители, приобретая потомство, становятся спокойнее и уравновешеннее, что с точки зрения природы дает преимущества в деле воспитания и заботы о новом поколении. Однако, с другой стороны, потеря полноты означает для «bored rack» чаще всего еще большую неуверенность, еще более сильную потребность в зависимости от других, что может привести к напряженным социальным отношениям и большой эмоционально-энергетической недостаточности. Такие родители буквально цепляются за своих детей, они хотят чувствовать свою энергию в непосредственной близости от себя, они чувствуют себя целостными, только находясь рядом со своим потомством. Если же дети и сами по себе являются скучными номерами, что в подобной ситуации более чем вероятно, дьявольский круг недостатка энергии замыкается, что и гнетет сегодня почти все современное общество.
Однако, как уже указывалось выше, не только зачатие ребенка приводит к катастрофическим потерям энергии. Каждое, даже кажущееся незначительным сексуальное действие может иметь, если смотреть сточки зрения энергии, огромные последствия. При этом центральную роль играет одна странная побочная функция человеческой сексуальности, которая заботится о том, чтобы между партнерами возникало чисто одностороннее энергетическое взаимодействие.
В книге Тайши Абеляр «Магический переход» Клара объясняет своей ошеломленной ученице:
«Мужчины оставляют в телах женщин особые энергетические волокна. Они подобны светящимся червям, которые живут в матке и поглощают энергию... Эти энергетические волокна обладают одним еще более зловещим качеством... которое состоит в том, что они обеспечивают постоянный отток энергии к мужчине, который их посеял. Эти волокна, которыми женщина заражается во время полового акта, вбирают в себя и похищают энергию ее тела, которая уходит к тем мужчинам, что оставили их».
Маги увидели, что мужчина при извержении семени изливает в тело женщины не только сперму, но и особый вид светящихся нитей, которые представляют собой энергетический аспект спермы. Последние не погибают, как их физический аспект, а гнездятся в матке и начинают свою воровскую деятельность, которая продолжается семь лет.
Цель этого странного установления в природе Клара объясняет следующим образом:
«...В идеале этот процесс дает возможность женщине, которая энергетически питает мужчину, оставившего в ее теле свои энергетические волокна, сделать его таинственным образом зависимым от себя на уровне тонких сущностей. Это подтверждается тем, что мужчина делает все от него зависящее, чтобы возвращаться к этой женщине снова и снова для энергетической подпитки. Таким образом... природа достигает того, что мужчина не просто чувствует иногда мимолетное желание получить удовольствие от физической близости с женщиной, но и получает основание для установления с ней более устойчивых отношений.
Энергетические волокна, оставленные в матке женщины, в случае зачатия частично сливаются с энергетической оболочкой плода... Их можно назвать рудиментарной формой семейных уз, потому что отцовская энергия сливается с энергией эмбриона, и это даст возможность отцу впоследствии чувствовать, что это его ребенок».
Эти откровения, возможно, шокируют многих читателей и читательниц, по крайней мере, тех, кто свыкся с обывательским представлением о том, что секс является прекрасным средством обмена энергиями. Однако законы природы — это нечто весьма далекое от понятия «прекрасное», и их установления ни в
коей мере не являются ни гуманными, ни моральными. Природа заботится только о сохранении рода как такового, и поскольку женщины и являются, собственно, краеугольными камнями в деле продолжения рода, они несут, с точки зрения энергии, и основную нагрузку. Это они проводят в жизнь новое существо и лелеют потомство, и, кроме того, на энергетическом уровне они заботятся о том, чтобы обеспечить мужчинам их роль в данном процессе.
Кто считает подобные рассуждения чем-то отвлеченным, тому мы советуем задуматься, какую функцию выполняет девственная плева, существующая только у женщин и самок лишь нескольких млекопитающих, тоже имеющих групповую социальную структуру, — например, у человекообразных обезьян
или копытных животных. Почему природа позаботилась о том, чтобы первый сексуальный акт был связан для женщины с болью и страхом? Уж конечно, не для того, чтобы предохранить кого-то от добрачных половых связей; с точки зрения магов, это может иметь лишь один смысл: предохранить девочку-подростка от слишком ранней потери энергии и энергетических связей с мужчиной, которые бесполезны в смысле продолжения рода.
В связи с этим маги линии дона Хуана ни в коей мере не разделяют эйфории, связанной с женским движением поколения шестидесятых годов, если речь идет о «сексуальной эмансипации женщины», или так называемой «сексуальной революции».
Флоринда Доннер-Грау вспоминает точку зрения своих учительниц:
«Для них результат сексуальной революции и сексуального «освобождения» женщины заключался лишь в том, что женщины при этом в определенной степени попали в еще большее рабство, потому что внезапно они вынуждены были энергетически подкармливать не одного мужчину, а одновременно многих.
Те немногие женщины, с которыми я говорила об этом в рамках моих лекций, подтвердили эту точку зрения. Вначале я боялась, что обсуждение этой темы натолкнется на непреодолимые трудности. Но именно те женщины, которые в результате этого так называемого «освобождения» имели многих любовников, утверждают, что они полностью истощены и не знают почему».
Из этого положения существует, к сожалению, только один выход: женщина должна на протяжении семи лет полностью воздерживаться от половых контактов с мужчинами, чтобы избавиться от своих навязчивых жильцов. Потому что именно по окончании этого срока черви слабеют и погибают. Однако это легче сказать, чем сделать, потому что существуют определенные механизмы, которые должны препятствовать воздержанию.
Клара поясняет:
«...Неприятнее всего то, что, когда эти семь лет оказываются на исходе, вся армия червей, начиная с тех, которые оставил первый мужчина, и кончая принадлежащими последнему, внезапно оживляется и вынуждает женщину снова вступить в половой акт. После него все черви опять усиливаются за счет новой потери женщиной светящейся энергии и существуют в таком состоянии еще семь лет. Фактически, это бесконечный цикл».
Возможно, некоторые женщины прерывают этот дьявольский круг в почтенном возрасте, когда сексуальный интерес угасает или их супруг умер. Иногда утечка энергии заканчивается в результате удаления матки, чем можно объяснить заметный расцвет многих женщин после такой операции. Однако для большинства женщин энергетическая эксплуатация, о социальных аспектах которой мы еще поговорим, заканчивается только со смертью.
Итак, мы приходим в наших рассуждениях об энергетических началах неизвестных аспектов секса и деторождения к концу — к смерти, имеющей в мире энергий столь же фундаментальное значение, как и зачатие. И здесь маги предлагают нам необычный взгляд на вещи, к которому они пришли в результате видения. С некоторыми их утверждениями мы сейчас и познакомимся, поскольку они непосредственно связаны с проблемой энергии, которая и делает нас тем, что мы есть, — нашей энергетичностъю, которую мы получили при зачатии от наших родителей.
Для лучшего понимания подчеркнем с самого начала, что маги линии дона Хуана не верят ни в реинкарнацию, ни в продолжительное существование индивидуального сознания после смерти, потому что они могут видеть, что точка сборки во время умирания быстро бледнеет и неотвратимо угасает. С ее светимостью исчезает также и индивидуальное сознание, и восприятие всего того, что мы знали как действительность.
Однако смерть не является ни в коем случае быстрым процессом, как можно понять из такого объяснения, поскольку иногда, в зависимости от обстоятельств, требуется много времени, чтобы энергетические нити, из которых мы состоим, оторвались друг от друга и разделились в общем энергетическом потоке Универсума. Эти нити обладают собственным осознанием, что и объясняет очень многие недоразумения, которые широко распространены в отношении вопроса о смерти и умирании — среди прочих также идея реинкарнации или представление о вечной жизни.
Естественно, все нити осознания, из которых мы состоим, существуют и после нашей смерти и могут при соответствующих обстоятельствах вновь подключиться к одному или многим новым существам. Однако наша социальная личность, наше индивидуальное сознание, наше «Я», к которому мы так привязаны, необратимо исчезает с угасанием точки сборки, что представляет вышеназванные идеи совсем в ином свете. Только наша первоначальная энергия, энергичность, которую мы получили при зачатии от наших родителей, неизменно и полностью возвращается к тем, от кого мы ее получили. Естественно, при условии, что родители еще живы и что сам умерший не имеет детей.
Эта энергичность подчиняется определенным правилам, которые заботятся о том, чтобы энергия вернулась туда, где она наиболее необходима в смысле продолжения рода. При этом имеют приоритет собственные потомки, и прежде всего те, у которых еще нет своих детей. Затем следуют родители, братья и сестры и другие родственники в соответствии со степенью биологического родства. Следующим критерием является энергия возможных кандидатов, потому что, как говорят маги, сила ищет силу. Разделения же энергии не происходит, за исключением случая, когда она возвращается к обоим родителям.
Если у умершего было, например, трое детей, из которых двое еще не имеют собственного потомства, энергетическую добавку получит полный ребенок, имеющий больше энергии. Если у умершего не было детей, энергия возвратится к родителям или, если они умерли, к одному из братьев и сестер или других родственников, причем и здесь решение, кому достанется энергия, определяется полнотой и энергией кандидата. Кто бы ни унаследовал энергетичность умершего, он получит сильный прилив энергии, который можно сравнить только с первоначальным импульсом в момент зачатия, как бы жестоко это ни звучало. Это — возможность получить второй шанс, особенно если мы понимаем энергетические процессы и не станем фазу снова использовать вновь обретенную энергию в плане продолжения рода. Для скучного номера смерть близкого родственника —по иронии судьбы, чаще всего одного из родителей — может оказаться единственной естественной возможностью получить то, что он недополучил с самого начала: энергию.
Большие обезьяны, бедные детки
Вот и сидели они, покончив с ловлей блох,
в домах с центральным отоплением.
Тут сидят они и поныне у телефона.
И по-прежнему царит тот самый тон,
как раньше — на деревья.
Эрих Кестнер, «Развитие человечества»
Перед смертью существует жизнь. Однако она, к сожалению, как говорят наследники дона Хуана, для большинства из нас уже предопределена — не в виде некоторой формы судьбы, но силой нашей системы интерпретации, нашим мироописанием. Это мироописание ни в коей мере не является индивидуальным: взаимодействуя с другими людьми, мы поддерживаем социальный порядок, который и определяет сценарий всех наших жизней, оставляя отдельному человеку очень мало простора для какого-либо отклонения от коллективно установленного соглашения.
Типичный сюжет подобного сценария несказанно прост: мы рождаемся и в то же мгновение становимся членами определенного общества. Вначале о нас заботятся наши родители — в основном матери, — которые играют роль первых регулировщиков, определяющих наше место. Это означает, что они — первые, кто вводит нас в соответствующую действующую систему интерпретации и тем указывает нам наше место в мире и в обществе. В смысле же учения магов это к тому же означает, что как раз они сдвигают нашу точку сборки в определенную позицию и постепенно обучают нас самостоятельно ее в этой позиции удерживать. Мы учимся воспринимать, интерпретировать и поддерживать всеобщее соглашение как единственный реальный мир.
За этой основополагающей фазой социализации, во время которой мы прежде всего учимся говорить, следует в нашем современном мире ряд институтов, которые предпринимают точно нормируемую установку позиции точки сборки в принадлежащей им системе интерпретации, делая постепенно из чудесного ребенка безвольный функционирующий рычаг общественной машины. Путь ведет от профессиональных регулировщиков отведенных каждому мест в детском саду, через школу и обучение профессии. Только тогда — а к этому моменту в большинстве случаев мы уже прожили лет двадцать — нас отпускают в «суровый мир повседневности», и мы сами в свою очередь становимся носителями системы, в которой родились.
Менее институционализирована другая большая область социального порядка, к которой принадлежит сексуальность, нахождение партнера, основание семьи и продолжение рода, — так называемая интимная сфера. Но и здесь наши родители закладывают первые камни основания, когда они указывают нам на соответствующую роль того или другого пола, которую мы в дальнейшей жизни, почти не задумываясь, перенимаем, разве что во взаимной игре с другими незначительно модифицируем. И если общество в этом диапазоне действует не столь очевидно, как в случае профессионального развития, то и здесь многочисленные писаные и неписаные правила соглашения ограничивают свободу индивидуума, который учится действовать в тесных рамках общественных ожиданий.
В нашем жизненном сценарии это означает, что в идеальном случае к концу профессионального образования находят партнера противоположного пола и подтверждают эту находку штампом ЗАГСа, основывают с ним семью, и кругооборот начинается сначала. Зачинают детей, заботятся об их развитии, собственном профессиональном успехе и браво трудятся во имя покупки собственного дома, будущего отпуска, хобби и иных наград, не в последнюю очередь ради соответствующей пенсии и обеспечения себя на старост лет.