КИТАБ АЛ-АСАР АЛ-БАКИЯ АН АЛ-КУРУН АЛ-ХАЛИЯ




РЕЧЬ О [ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДНЯХ], КОТОРЫЕ ОТМЕЧАЮТ ЛЮДИ ИСЛАМА

Что касается мусульман, то они пользуются месяцами [доисламских] арабов, не дополняя их вследствие [обстоятельств] и причин, о которых мы рассказывали раньше. Они объявили заповедными четыре «запретных» месяца, ибо сказал Аллах великий: «Четыре [месяца] из них — заповедные; не обижайте же сами себя в эти месяцы». Шавваль, Зу-ль-Ка'да и первые десять дней Зу-ль-Хиджже они назвали «месяцами паломничества»; это месяцы, о которых Аллах сказал: «Паломничество [совершается] в известные месяцы. Те кому предписано совершить в эти месяцы паломничество... да не будет ни сквернословия, ни разврата, ни распрей во время паломничества».

[Этот период] назван «месяцами паломничества» по той причине, что раньше того паломнику не положено вступать в предел заповедной [территории]. Между законоведами [различных] школ существуют на этот счет разногласия. Они входят / 329 / в область законоведения и упоминание о них [слишком] увеличило бы нашу книгу.

Об этом периоде говорится как о [полных трех] месяцах, во множественном числе, так как дробь [месяца], то есть одна треть, выправляется [в целый месяц].

Что же касается «месяцев договора», о которых Аллах сказал, «странствуйте по земле четыре месяца», то они [продолжаются] от «дня жертв» 1 до десятого [числа] второго Раби, ибо повелитель правоверных [Али] прочитал людям эту суру [Корана] в «день заклания», на ярмарке.

У мусульман есть, в их месяцах, почитаемые дни, а именно — следующие:

Мухаррам. Первый день этого месяца почитают, потому что он начинает годовой период и открывает год. [373]

Девятый день называется «тасуа» по образцу «ашура» 2. В тот день постники из числа шиитов совершают молитвы.

Десятый день этого месяца называется «ашура». Это день, известный своим достоинством. Рассказывают о пророке — мир с ним! — что он сказал: «О люди, спешите делать добро в этот день, ибо это день великий, благословенный. Аллах благословил в этот день Адама».

Арабы почитали день «ашура», пока не случилось в этот день убиение аль-Хусейна, сына Али ибн Абу-Талиба, — да будет доволен ими обоими Аллах! 3 и поступили с ним и с его сподвижниками так, как не поступали у всех народов с худшими из людей: их убивали жаждой и мечом, сжигали, прибивали их головы к кресту, пускали по их телам лошадей. Тогда [люди] сочли этот день несчастливым.

Что же касается Омейядов, то они одевались в этот день во все новое, наряжались, подводили глаза сурьмой, устраивали празднества, пиршества и угощения, вкушали сладости и хорошие вещи, и это вошло в обычай среди людей в дни владычества [Омейядов] и осталось в народе после того, как прекратилась их власть.

А шииты — те прочитают и плачут в этот день, горюя об убиении «господина мучеников», и открыто проявляют [свою печаль] в Городе Мира и в [других] подобных городах и местностях. Они посещают в [день ашура] счастливую гробницу [Хусейна] в Кербела и вследствие этого простые люди любят в этот день обновлять посуду и домашнюю утварь

Когда весть [об убиении Хусейна] дошла до Медины, дочь Акиля ибн Абу-Талиба 4 вышла [из дома], говоря:

«Что вы скажете, если скажет вам пророк;
«Что вы сделали, вы — последний из народов,
С моими родичами и семейством, — [что вы ответите], если я осведомлюсь о них?
Половина их — пленники, половина — покрыты кровью,
Не таково должно было быть воздаяние мне, когда я заповедал нам благое,
А вы отплатили мне злом по отношению к моим родичам».

В этот же день был убит Ибрахим ибн Аштар, защитник семейства посланника божьего. Говорят, что в этот день Аллах простил Адама и ковчег Ноя остановился на горе Джуди 5; в этот день родился Иисус, были спасены Моисей и Авраам, и огонь [вокруг Авраама] стал холодным. [В этот же день] Иакову было возвращено зрение, Иосифа вынули из колодца, Соломон получил свое царство, прекратились мучения родичей Ионы и был снят недуг с Иова, была принята молитва Захарии и дарован ему [сын] Иоанн. Говорят, будто «день украшения», то есть встречи колдунов / 330 / фараона, и есть день Ашура, после полудня.

Хотя совпадение всех этих событий в [день Ашура] и возможно, но [сведения об этом] возводятся к рассказчикам из народа, которые не [374] обращаются к [научному] исследованию или к согласным [утверждениям] «людей писания».

Говорят также, что «ашура» — это еврейское слово, переделанное на арабский лад, то есть «ашур» или десятое [число] еврейского Тишри, когда справляется пост Киппур. Этот день [будто бы] учли в месяцах арабов и приурочили к десятому числу их первого месяца, подобно тому, как он приходится на десятое число первого месяца у евреев.

Пост в этот день был определен в первый год хиджры, но потом его заменил пост в месяце Рамадане, следующем после [Мухаррама].

Передают, что посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да Приветствует! — когда прибыл в Медину, увидел, что евреи постятся [в день] Ашура. Он спросил об этом дне, и ему сказали, что это тот день, когда Аллах утопил фараона и его семейство и спас Моисея и тех, кто был с ним. И сказал пророк: — мир над ним! — «У нас больше прав на Моисея, нежели у вас!» и стал поститься, и приказал своим сподвижникам поститься заодно с ним. Когда же был определен пост в месяце Рамадане, он не приказал им поститься в день Ашура, но и не запретил.

Однако это предание недостоверно, ибо исследование свидетельствует против него. Дело в том, что первое Мухаррама было в год хиджры, в пятницу, шестнадцатого Таммуза года девятьсот тридцать третьего по Александру. Если вычислить начало года евреев в этом году, то [окажется], что оно было в воскресенье двенадцатого Элула; этому соответствует двадцать девятое Сафара, причем пост Ашура будет во вторник, девятого числа первого Раби, а хиджра пророка — мир над ним! — произошла в первой половине первого Раби.

[Пророка] спросили о посте в понедельник, и он сказал: «В этот день я родился, был послан [как пророк], получил откровение и совершил хиджру».

Затем, существует разногласие относительно того, в какой из понедельников была хиджра. Некоторые говорят, что она [была] во второй день первого Раби, другие говорят — в восьмой день этого месяца, а иные — двенадцатого. По общему соглашению [решили считать], что она была восьмого. Невозможно, чтобы [хиджра] была второго или двенадцатого, ибо оба [эти числа] не падают на понедельник, так как первого Раби в том году был понедельник. Поэтому, как мы говорили, прибытие пророка — мир над ним! — в Медину произошло за один день до Ашура. [Ашура] приходилось на Мухаррам только за несколько лет до этого года или через двадцать с лишком лет после него. Как же можно поэтому говорить, что пророк — мир над ним! — постился в день Ашура, так как этот день совпал с десятым днем Мухаррама в том году? Это возможно, только если перенести [Ашура] из первого месяца евреев в первый месяц арабов, чтобы они совпали. Также и во втором году [375] хиджры Ашура было в субботу, в месяце Элуле, девятого числа Раби первого, так что утверждать, будто бы оно совпадало [с днем хиджры], во всяком случае невозможно.

Что же касается слов [евреев], будто Аллах в этот день утопил фараона, то Тора говорит противоположное. Потопление [фараона] произошло двадцать первого Нисана, то есть в седьмой день из дней опресноков, / 331 / а начало еврейской пасхи после прибытия пророка в Медину было во вторник двадцать второго Азара девятьсот тридцать третьего года по Александру, чему соответствовал семнадцатый день Рамадана. В день, когда Аллах утопил фараона, было двадцать третье Рамадана. Следовательно, для того, что рассказывают [евреи], нет решительно никакого основания.

Шестнадцатого [Мухаррама] в качестве кыблы был установлен Иерусалим.

Семнадцатого — прибытие «людей со слоном» 6.

Сафар. В первый день голову аль-Хусейна — мир над ним! — привезли в город Дамаск. [Язид-ибн Муавия] положил ее перед собой и выбил из нее резцы палкой, которую держал в руке. [При этом] он говорил:

«Не будь я потомком Хнидифа, если я не отомщу
Сынам Ахмеда 7 за то, что он сделал.
О если бы моя предки при Бедре видели
Страдания хазраджитов 8 от [ударов] копий.
Они прославили бы бога и просияли бы от радости
И сказали бы: «О Язид, не спрашивай!»
Мы убили главу старейшин [Алидов]
И посчитались с ним за Бедр, и [счет] выравнялся».

[В этот же день] убили имама Зейда, сына Али, и распяли на берегу Евфрата; потом его сожгли и бросили пепел в воду.

Шестнадцатого проявилась [последняя] болезнь у посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, и он занемог тем недугом, от которого умер.

Двадцатого снова приложили голову аль-Хусейна к его телу и по хоронили ее вместе с телом. В этот [же] день [произошло] паломничество сорока [человек!], вступивших в заповедные пределы после возвращения из Сирии.

Двадцать третьего — аль-Мамун, сын ар-Рашида перестал носить зеленую одежду 9 после того, как одевался в нее пять с половиной месяцев, и вернулся к черному цвету, отличительному [цвету] Аббасидов, когда последние взволновались [и восстали] против него 10.

Двадцать четвертого пророк — мир над ним! — выступил из Мекки, совершая «хиджру», и вошел в пещеру с Абу-Бекром «Правдивый» — да будет доволен им Аллах! — чтобы скрыться от неверных. Аллах [376] заключил упоминание о них обоих в словах своих: «Разве не поддержите вы его? Поддержал его Аллах, когда заставили его уйти те, кто не уверовал, и был он вторым из двух; и были они в пещере, и сказал он своему товарищу: «Не печалься — Аллах с нами», — и низвел Аллах покой» на посланника своего.

Месяц Раби первый. В первый день — а это был понедельник — был взят на небо посланник Аллаха — мир с ним! — при восхождении Льва в восьмой раз со дня его рождения, как говорит Мухаммед ибн Джабир-аль-Баттани в «Книге затмений», а ас-Салами в «Книге летописи» говорит, что он был взят, когда Солнце склонялось к закату.

В третий день — а это была среда — похоронили его — мир с ним! — в доме Айши.

В восьмой день подошел он — мир над ним — к Медине и расположился в окрестностях ее на заре понедельника, при восхождении Девы, как говорит Мухаммед ибн Джабир-аль-Баттани. Он провел [следующую] ночь в равнине [под] Мединой, а на утро вступил в Медину, и был это вторник девятого Раби первого.

Десятого — женитьба его на Хадидже 11.

Двенадцатого — а это был понедельник — родился посланник Аллаха — да благословит его Аллах. О дне его рождения ничего не известно, кроме того, что он родился в ночь понедельника в Раби первом. Что же касается дня месяца, то о нем существует расхождение, как существует расхождение о дне выступления его на пророчество. Абу-Машар говорит в «Книге тайн» со слов Мухаммеда ибн Мусы-аль-Хорезми 12, что тот вычислил положение светил на эту ночь и не нашел восходящего светила, рожденный под которым имел бы право на пророчество, кроме первой части Весов во время рассвета, а это время требует, чтобы Солнце находилось в знаке Скорпиона.

А Ма-ша-Ллах говорит, что [пророк] родился в понедельник, [соответствующий дню] Руз-и-Хур в месяце Дей-Мах, в сорок первом году царствования Ануширвана, в начале седьмого часа, когда Солнце было посреди неба, а это требует, чтобы восходящим был знак Рака. Не знаю, как мог Ма-ша-Ллах сказать это, раз все передатчики преданий согласны, что рождение [пророка] произошло ночью.

Мухаммед ибн Джабир, в «Книге затмений», говорит, что пророк родился в ночь понедельника двадцатого Нисана восемьсот восемьдесят второго года Александра и что указания, взятые по количеству [лет] его жизни, требуют, чтобы восходящими были двадцать градусов Тельца. Ничто другое неправильно, ибо если это изменить, то «перемещения» не совпадут с продолжительностью его жизни. Я изъясню, как он это сказал, в «Книге нумударов» 13, составление которой [несколько] задергалось. Я назвал ее: «Руководство к исправлению начал». А ас-Салами [377] в «Книге летописи» рассказывает, что пророк родился в понедельник 12 Рамадана года Слона, на восходе зари. Что касается разноречий относительно дня рождения пророка, то их следует приписать отсутствию людей, которые бы записывали подобные события и запоминали их.

Хамза-аль-Исфахани рассказывает в «Книге летописей» великих народов, будто о дне рождения пророка говорится, что оно произошло в ночь на второй день Раби первого, но говорят и на восьмой, говорят и на тринадцатый. Нет разногласий насчет того, что это понедельник и что он относится к первой половине месяца. Говорят, что это произошло в сороковом году царствования Ануширвана, но говорят и в сорок первом, а говорят и в сорок, третьем. Удивительно их разногласие относительно хиджры — о ней говорится то, что уже упомянуто — и еще удивительней разногласие относительно смерти пророка. Говорят, что она наступила в понедельник второго числа Раби первого, но говорят также: «Двенадцатого был он взят [на небо] и было ему шестьдесят лет», а говорят также «шестьдесят два», «шестьдесят три» или «шестьдесят пять». Я нисколько не сомневаюсь, что все эти споры имеют целью вызвать смущение и ввести в сомнение, подобно тому как предания полны сведений, не порождающих ничего, кроме чистейшего безбожия, но слишком возвышены для этого Аллах, посланник Аллаха и сподвижники его. Достаточно Аллаха для тех, кто ему противится и не признает благодеяний его!

Тринадцатого числа этого месяца выступил аль-Мухтар ибн Абу-Убейд-ас-Сакафи против убийц аль-Хусейна в Куфе, чтобы отомстить им.

Четырнадцатого — смерть Язида, сына Муавии, — прокляни его Аллах!

Месяц Раби второй. В третий день Хаджадж ибн Юсуф метал огонь в Ка'бу, храм Аллаха, когда осаждал Абд-Аллаха ибн аз-Зубейра, и говорил:

«Не видите вы разве, как летит от него пыль,
А вы утверждаете, что Аллах — его сосед».

И Ка'ба сгорела и рухнули ее стены.

Четырнадцатого были установлены обязательные молитвы для живущих на месте и для путешествующих.

Джумада первая. В восьмой день этого месяца — рождение повелителя правоверных Али ибн Абу-Талиба — мир с ним.

Пятнадцатого — «Битва верблюда», во время которой кошка съела своих детей.

Джумада вторая. В третий день скончалась Фатима светлоликая, а двадцатого она родилась. До ее кончины не присягал Абу-Бекру Али ибн Абу-Талиб и никто из потомков Хашима. [378]

Восьмого — кончина Абу-Бекра-правдивого — да будет доволен им Аллах!

Пятнадцатого разрушил Ибн аз-Зубейр Ка'бу своими руками.

Раджаб. Говорят, что Ной вошел в ковчег в первый день этого месяца.

В первый день — завоевание Ярмука.

Четвертого встретились повелитель правоверных [Али] и Муавия при Сиффине.

Седьмого, как говорят, подвергся испытанию пророк Давид.

Двадцать шестого — это был понедельник — выступление на пророчество пророка — мир с ним! — но ас-Салами говорит, что он выступил в понедельник десятого числа первого Раби.

В ночь двадцать седьмого числа был пророк перенесен из священной мечети в отдаленнейшую мечеть 14.

Шабан. В третий день родился аль-Хусейн ибн Али, ибн Абу-Талиб.

Пятого родился аль-Хасан ибн Али, как говорит ас-Салами.

Тринадцатое с четырнадцатым и с пятнадцатым называются «белыми днями».

Ночь пятнадцатого — досточтимая ночь, она называется «ночью приговора» и «ночью указа». Простые люди говорят, что в эту ночь передаются ангелу, которому поручено брать у людей душу, имена тех, кому суждено умереть в данном году.

Пятнадцатого перед послеполуденной молитвой кыбла была повернута от направления к Иерусалиму в направлении к Мекке, после того как к Иерусалиму обращались во время молитвы в течение восемнадцати месяцев, — пока не были ниспосланы слова: «И куда бы ты ни вошел, обращай лицо свое к священной мечети». И приказал [пророк правоверным] считать Ка'бу и «место Авраама» кыблой, где бы они ни были, и стала Ка'ба кыблой для мусульман. У каждого народа существует направление, куда они обращаются, что же касается евреев, то Моисей не повелел им обращаться лицом в какую-либо сторону предпочтительно перед другой и было так, как сказал Аллах: «Куда они обращались, там и был лик Аллаха». Так продолжалось до времени Давида, — мир с ним! — и приказал им Давид обращаться лицом к Иерусалиму, и с тех пер Иерусалим стал их кыблой.

А у христиан кыбла — это восток экватора, так как им было поведено обращаться лицом к раю и указано, в качестве признака, что из рая восходит Солнце. Кыбла самаритян — гора Барик, а для магов кыбла — Солнце. Они молятся Солнцу на восходе, на закате и в полдень, а также молятся огню, воде, и всему, что сотворено, и славят Аллаха, обращаясь в их сторону. [379]

Харранцы обращаются лицом к южному полюсу, сабии — к северному полюсу. Я думаю, что манихеи тоже обращаются к этому полюсу, гак как он [считается] у них серединой куполаа неба и самым высоким местом [этого купола], но я обнаружил, что автор «Книги о соитии» — а он принадлежит к числу манихеев и является проповедником их [учения] — порицает представителей [всех] трех религий за то, что они обращаются в одну сторону, предпочтительно перед другой, и упрекает их за это. Он как будто бы, намекает, что тому, кто молится Аллаху, [вообще] не нужно [никакой] кыблы.

Рамадан — месяц обязательного поста. В шестой день этого месяца родился аль-Хусейн ибн Али, — мир над ним, / 332 / как говорят [все летописцы], кроме ас-Салами.

Седьмого — аль-Мамун облачился в зеленое.

Десятого — кончина Хадиджи.

Семнадцатого — проклятый Абд-ар-Рахман ибн Мульджим-аль-Муради ударил Али ибн Абу-Талиба — мир о ним! — по черепу и повредил ему мозг 16. На заре семнадцатого [произошла] битва при Бедре.

[Некоторые] говорят: «Нет, она произошла девятнадцатого числа», но это неверно, ибо предания сходятся на том, что это было в понедельник во втором году хиджры, а если мы вычислим [когда было] в том году первое Рамадана, окажется, что это суббота, а искомый понедельник падает на семнадцатое.

Девятнадцатого была взята Мекка 17. Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — не совершил [тогда] паломничества, ибо месяца арабов отошли [от своего места] вследствие добавления дополнительного месяца; он выждал, пока [месяцы] вернулись на свое место, и совершил прощальное паломничество, [а потом] запретил добавлять дополнительный месяц. Двадцать первого был взят [на небо] повелитель правоверных Али ибн Абу-Талиб — мир над ним! В этот же день случилась кончина Али-ар-Рида, сына Мусы-аль-Казима, сына Джафара-ас-Садика, сына Мухаммеда-аль-Бакыра, сына Али-Зейн-аль-Абидина, «молитвенника», сына аль-Хусейна, «господина мучеников»; сына повелителя правоверных Али ибн Абу-Талиба — мир над ним! Говорят, [однако], что кончина [Алн-ар-Рида] произошла двадцать третьего числа месяца Зу-ль-Ка'да.

Ас-Салами говорит, что двадцать второго числа [месяца Рамадана] родился повелитель правоверных Али ибн Абу-Талиб — мир над ним!

Двадцать пятого Абу-Муслим Абд-ар-Рахман ибн Муслим [впервые] выступил с призывом [примкнуть] к Аббасидам.

Двадцать шестого выступил аль-Бурку'и 18 в Басре. Говорят, будто это был Али ибн Мухаммед ибн Ахмед ибн Иса ибн Зейд ибн Али ибн аль-Хусейн ибн Али ибн Абу-Талиб, но утверждают [также], что он сын [380] Мухаммеда ибн Абд-ар-Рахима ибн Кайса. Рассказывают, будто аль-Хасан ибн Зейд, властитель Табаристана написал [аль-Бурку'и], когда тот появился в Басре, спрашивая о его родословной, чтобы знать, каковы его права, и тот ответил: «Заботься о моих делах так же, как я забочусь о твоих, и конец!».

Сколь краток и решителен этот ответ, и как он похож на то, что ответил Вали-ад-даула Абу-Ахмед-Халаф ибн Ахмед, правитель Сиджистана, когда Нух ибн Мансур, властитель Хорасана, написал ему [письмо, полное] угроз и всяческих устрашений. Он ответил: «О Нух, ты вступил с нами в пререкания и умножил препирательства. Приходи же к нам с тем, что ты нам обещаешь, если ты из тех, кто говорит правду».

Ночь на двадцать седьмое называется «ночью могущества», о которой Аллах сказал, что она лучше тысячи месяцев. Эта [дата установлена] людьми по соглашению, ибо [точная дата] неизвестна. Говорят: «Ищите [«ночь могущества»] в ночь на семнадцатое или на девятнадцатое, ибо (в промежутке) между ними произошла битва при Бедре и завоевание Мекки и были ниспосланы в помощь людям ангелы, отмеченные печатью. Может быть это и верно, ибо Аллах великий говорит: «Низойдут [в эту ночь] ангелы и дух по изволению господа их; [и будет в эту ночь] мир во всех делах».

Говорят, / 333 / будто в первый день месяца Рамадана были ниспосланы свитки Ибрахима, в шестой день ниспослал [Аллах] Тору Моисею, в двенадцатый день ниспослал он псалмы Давиду, в восемнадцатый — Евангелие Иисусу, а двадцать четвертого был ниспослан аль-Фуркан 19 Мухаммеду — да будет над ним и над ними [всеми] мир!

Что касается Корана, то Аллах великий сказал о нем: «Месяц Рамадан, в который был ниспослан Коран», и стало доподлинно известно, что нисшествие Корана произошло [именно] в этом месяце. Затем люди ссылаются на слова [Аллаха]: «И то, что мы ниспослали нашему рабу в день «Фуркана», в день, когда встретились два скопища» в подтверждение того, что нисшествие Корана произошло семнадцатого, так как в этот день два скопища [бойцов] встретились при Бедре. Но Аллах лучше знает [истину]!

А относительно Торы мы уже говорили раньше, что сошествие ее произошло шестого Сивана, то есть в праздник Ансары.

Если Рамадан совпал тогда с этим месяцем, то дело обстоит так, как говорят, но к познанию этого нет пути, ибо неизвестен год, в который была ниспослана Тора. Если бы год был известен, то мы бы обязательно проверили это путем вычисления.

Что же касается того, что говорят об Евангелии, то это речи [людей], которые не знали сущности Евангелия, порядка [его возникновения] и составления. А время ниспослания прочих [религиозных] книг [381] совершенно неизвестно и дойти до этого нет возможности. Но Аллах знает лучше!

Шавваль. В первый день этого месяца — праздник разговения; он называется «днем милости». В этот день Аллах избрал Гавриила [передатчиком] откровения. Он ниспослал внушение пчелам и научил их делать мед.

Утверждают, что в этот день Аллах сотворил рай. Об этом упоминается со всеми привходящими и присущими обстоятельствами, причем [рассказчики] прибегают к грубому уподоблению [Аллаха человеку], говоря [например], будто [Аллах] в этот день своей рукой посадил дерево Туба. Они не толкуют этого [аллегорически], но, по глупости, понимают так, как оно есть 20.

Во второй день этого месяца — добровольный пост, [продолжающийся] шесть дней подряд.

Четвертого пророк — мир над ним! — призвал проклятие на христиан Неджрана. [В этот же день] он поставил аль-Хасана и аль-Хусейна на место своих сыновей, Фатиму — на место, [равное месту] его жен, а Али ибн Абу-Талиба приблизил к себе, выполняя веление Аллаха великого в «стихе о проклятии».

Семнадцатого — битва при Оходе 21, говорят также, что она была в половине этого месяца. В этой битве был убит Хамза 22, и посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — скорбел об этом.

Девятнадцатого — кончина Али ибн Абу-Талиба.

Двадцать второго, говорят, кит проглотил Иону.

Зу-ль-Ка'да. Пятого — ниспослание Ка'бы и [нисшествие] милости с неба на Адама. В этот день Ибрахим и Измаил воздвигли устои храма.

Четырнадцатого, [как] говорят, Иона вышел из чрева китова. Согласно этому утверждению пребывание Ионы в его чреве должно было продолжаться двадцать два дня, но по мнению христиан оно [длилось] всего три дня, как упомянуто в Евангелии.

Двадцать девятого, [как] говорят, выросло над Ионой древо Яктын.

Зу-ль-Хиджже. В первый день [этого месяца] посланник Аллаха выдал свою дочь Фатиму за своего двоюродного брата Али ибн Абу Талиба. Первые десять дней этого месяца / 334 / называются также «известными» и «заповедными» [днями]. Говорят, что это те дни, коими Аллах завершил [срок], о котором условился с Моисеем, [как об этом говорится] в его словах: «Обещали мы Мусе тридцать ночей. Это дни [месяца] Зуль-Када, которое мы дополнили еще десятью [ночами], и это [ночи] заповедные». [382]

Восьмой день этого месяца называется [«днем] тарвии» 23, ибо «водоем паломника» в священной мечети [в этот день] наполнялся в [эпоху] «неведения» и при исламе, и паломников поили из него, пока они не напьются. Однако говорят: «Нет, [этот день назван так] потому, что воду возили из Мекки на [верблюдах] «равайя», а это верблюды, на которых доставляют воду». Говорят также, что в этот день Аллах вывел для Измаила источник Земзем, и Измаил пил из него, пока не утолил жажду, Говорят также, что [этот день назван так] потому, что господь явился [тогда] на горе, как говорится в рассказе о Моисее.

Девятый день называется «Арафа». Это день большого паломничества на [гору] Арафат 24. Он назван так потому, что люди знакомятся [в этот день] друг с другом, когда собираются для выполнения [религиозных] обрядов. Однако говорят: «Нет, он назван так потому, что в этот день Адам и Ева узнали друг друга после тога как они спустились из рая в место [будущего] сбора людей, то есть [на гору] Арафат».

В этот день избрал Аллах Ибрахима другом. Он называется также «днем прощения».

Десятый день называется «днем жертв» и «днем заклания», ибо в этот день закалывают жертвенных животных и [животных], приводимых [для жертвоприношения] в Мекку. Это последний день паломничества.

В этот день [Измаил], обреченный на заклание, был выкуплен барашком. Говорят, что в этот день был сотворен [мост] «сырат», [ведущий к месту] расчета и суда [над умершими].

Одиннадцатый день [Зу-ль-Хиджже] это «день пребывания», ибо в этот день люди пребывают в Мина 25.

Двенадцатый день — это «день бега» 26, ибо люди в этот день торопливо бегут.

Дни «ташрика», то есть вяления мяса, это одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый день. Они названы так, ибо в этот день вялят мясо жертвенных животных. Рассказывают, что они так названы в связи с [произнесением] слов [магической формулы]: «ашрик, Сабир, кейма нугир», а Ибн аль-Араби 27 говорит: «Эти дни называются так потому, что жертвенных животных не закалывают, пока не взойдет Солнце».

Это [те дни], о которых Аллах сказал: «Поминайте Аллаха в дни считанные». [Непосредственно] перед этими днями и после них [люди] возглашают «Аллах велик!» после каждой молитвы. Между законоведами существуют разногласия относительно начала, конца и пределов того [периода], когда молитву [сопровождают] этими возгласами. [Такие разногласия] связаны с их ремеслом.

Семнадцатого был убит Осман ибн Аффан 28, да будет доволен им Аллах. [383]

Восемнадцатый день называется «Гадир Хумм». Это название стоянки, на которой пророк — мир над ним! — сделал привал на обратном пути после прощального паломничества. Он велел собрать [в кучу] вьючные и верховые седла, поднялся на них, держась за плечо Али ибн Абу-Талиба — мир над мир! — и сказал. «О люди, не ближе ли я к вам, чем ваша душа?» — Ему ответили: «Да, [ближе]», и он продолжал: «Кому я покровитель, тому и Али покровитель. О боже, окажи покровительство тем, кому он покровительствует, и будь враждебен тому, с кем он враждует! Поддержи тех, кого он поддерживает, и оставь тех, кого он оставляет. Сделай, чтобы истина была вместе с ним, куда бы он ни пошел» 29.

Двадцать четвертого повелитель правоверных 30 отдал свой перстень / 335 / в виде милостыни, совершая «ракат».

Двадцать пятого был убит Омар ибн аль-Хаттаб: В этот же день была ниспослана сура «Пришла ли?...» 31.

Двадцать шестого было ниспослано Давиду [внушение] просьбы о прощении 32.

Двадцать девятого — битва при аль-Харре, в которой Омейяды поубивали жителей Медины и разграбили их имущество; честь мухаджиров и ансаров 33 была тогда поругана и женщины их были опозорены. Да проклянет Аллах тех, кого проклял посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — из создавших [смуту] в Медине и да сделает нас не терпящими разврата в земле Аллаха! Поистине, он лучший пособник и помощник, ему же приличествует восхваление без конца. [384]

/ 336 / РЕЧЬ О СТОЯНКАХ ЛУНЫ, ИХ ВОСХОДЕ, ИХ ЗАХОДЕ И ИХ ФИГУРАХ

Пришло время нам заканчивать речь. Мы исполнили обещание научить тому, о чем нас спросили, соответственно мере возможности и тех сведении знаний об этом, которые до нас дошли. Но выше всякого обладателя знания стоит всезнающий!

Чтобы исчерпать эту отрасль науки, осталось только узнать восхождение стоянок Луны в дни солнечного года. Этой [отраслью знания] пользуются потому, что она полезна для всех [и позволяет] заранее знать явления природы, которые неизбежно сменяются в связи с этим и повторяются с повторением [восходов и заходов лунных стоянок].

Обратим же теперь речь к рассказу об этом — в общем и в частности, добавляя кое-какие присловья, выбранные из книг, сочиненных на эту тему, как например, из книги аль-Кульсуми и книг Ибрахима ибн ас-Сари аз-Заджджа, Абу-Яхьи ибн Кунасы и Абу-Ханифы-ад-Динавери об анва, из книги Абу-Мухаммеда-аль-Джабали относительно науки о расположении светил, из книги Абу-ль-Хусейна-ас-Суфи о неподвижных звездах, а также из других книг 34.

Мы говорим: индийцы разделили небесную сферу на несколько стоянок Луны, которых по их [счету] двадцать семь. [Сфера неба] разделилась на такое же количество участков, так что на каждую стоянку пришлось приблизительно тринадцать с четвертью градусов.

Индийцы выводили заключения о приговорах [звезд] по вступлению светил в их «остановки» — [эти «остановки»] называют «джафрами», — приуроченные для каждого обстоятельства и [каждой] надобности особо. Рассказ об этом привел бы к долгим рассуждениям о том, что не сходно с [нашей конечной] целью. [Эти остановки] можно найти и узнать из книг о приговорах [звезд]. [385]

Что же касается [доисламских] арабов, то они разделили [небесную сферу] на двадцать восемь частей; при этом на каждую стоянку пришлось приблизительно двенадцать и пять шестых градуса и в каждом созвездии Зодиака оказалось две стоянки с третью. Один [поэт] сказал:

«Число их, если кто хочет его знать, —
Двадцать светил и после них — еще восемь.
В каждом созвездии бывает из стоянок
Две стоянки и полная треть стоянки.
С ними [связаны] вычисления и анва,
Из-за которых образуются лето и зима»

[Арабы] пользовались [этими стоянками] не так, как пользовались ими индийцы, ибо целью [арабов] было узнать по ним состояние погоды и [разные] времена [года] и атмосферные явления в годичные сезоны. [Арабы] были люди неграмотные и могли узнать [стоянки] только по каким-либо [объектам], доступным зрительному наблюдению.

Поэтому они пометили / 337 / [стоянки] неподвижными звездами, находящимися в них, и сочли восхождение их на Востоке, после восхода зари, признаком вступления Солнца в какую-либо стоянку. Ибо они, то есть [неподвижные] звезды, отходят от своего места лишь по прошествии [долгих] веков и столетий, а арабы были не из тех, кто [может] заметить такое [явление]. Далее [арабы] слагали стихи и отрывки в рифмованной прозе, в которых отмечали действие чередующихся явлений природы, совпадающих с восхождением каждой из этих звезд, согласно тому, что они установили на опыте и по наблюдению; [это делалось] для того, чтобы облегчить безграмотным людям их запоминание. [Арабы] произносили такие стихи, говоря о различных явлениях. Так, например, один из них сказал:

«Когда Луна соединяется с Плеядами
В третью [ночь месяца], то [значит] ушла зима».

Дело в том, что место Плеяд — приблизительно от десяти градусов созвездия Тельца до пятнадцати градусов того же созвездия. Когда Луна соединяется с ними в ночь на третье число месяца, расстояние между Солнцем и Луной составляет приблизительно сорок градусов, то есть Солнце находится в начале созвездия Овна.

А другой поэт сказал:

«Когда Луна — полная и противостоит Плеядам,
То приходит начало холода и зима».

Ведь когда Луна и Плеяды находятся в противостоянии, Солнце пребывает в половине Скорпиона, а это дни начала холода.

А еще один поэт сказал; [386]

«Когда соединяется с ад-Дабараном 35
В четырнадцатую ночь [месяца] полная Луна,
То действительно наступает зима во всякой земле.
[Как будто] всадники возвещают о том, что надо греться.
Луна образует на небе [такой полный] круг,
Что [совсем] сжимается тень кольев палатки.
Это [происходит], когда ночь разбивается пополам на две части
И небо чисто от мути облаков»

Солнце находится тогда в созвездии Скорпиона, у его «сердца», а это есть время холода и утренников. Склонение Луны направлено [тогда] к северу, и широта ее иногда настолько отстоит от эклиптики в сторону склонения, что она возвышается прямо над головой арабов. Тени людей исчезают, когда Луна достигает середины неба, а это бывает полночь

Еще один [из арабов] сказал:

«Когда серп [Луны] в первую ночь [месяца]
Предстанет глазам людей между [звездами] ан-На'аим,
Приходит к тебе, прохладный ветерок со всех сторон
И приятно перед утром навернуть [на голову] тюрбан»
— ибо Солнце бывает тогда в созвездии Стрельца.

А вот слова другого [поэта]:

«Стала ночь холодной [для] людей
И оказалась аль-Авва стоянкой для Солнца». / 338 /

— ибо звезды аль-Авва [находятся] вокруг [точки] осеннего равноденствия, как это вскоре изъяснит таблица, отведенная для [стоянок Луны].

Если бы я пустился приводить [другие] такие стихи и те рифмованные [отрывки] в прозе, которые были сказаны о восхождении каждой стоянки, мне непременно пришлось бы изъяснять их значение и толковать встречающиеся в них диковинные слова, а это такое дело, для которого с нас достаточно упомянутых нами авторов книг об анва.

Арабы приписывали влияние [светил] восхождению и заходу звезд, ибо не знали естественных наук [и думали], что эти влияния зависят от тела светил и их восхода, а не от участков небесной сферы и вступления в них Солнца. Они верили в [вещи], подобные тому, что мы говорили об йеменском Сириусе, [упоминая о том], что Гиппократ запрещал [употребление] различных лекарств в дни восхода Сириуса в его времена. Эта тема напоминает мне одно обстоятельство, подтверждающее слова Ахмеда ибн Фариса 36:

«Сказал в прошлом один мудрец:
«О человеке [судят] по двум малейшим частям [его тела]»
А я сказал слово мужа разумного.
«О человеке судят только по его дирхемам».
У кого нет [хотя бы] двух дирхемов,
На того не смотрит его невеста. [387]
Он так унижен, что все его презирают
И [чужие] кошки на него мочатся».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: