Что касается согдийцев, то их месяцы тоже были распределены по четвертям года; таким образом, первое Наусарда — [одного] из согдийских месяцев — являлось началом лета. У согдийцев с персами не было никакого расхождения в отношении начала годов и некоторых месяцев; [они расходились] только относительно места добавочных пяти дней, как мы это изложили раньше.
Согдийцы допустили это [расхождение] только потому, что почитали своих царей и не равняли себя с ними в своих делах. Они предпочли избрать для начала года возвращение царя Джама по достижении им [своей] цели, тогда как цари предпочли избрать [день] выступления Джама ради этого дела. Некоторые утверждают, что причиной расхождения сроков начала года является некоторое различие, обнаруженное в астрономических выкладках.
Дело в том, что древние персы действовали исходя из того, что солнечный год [равняется] тремстам шестидесяти пяти дням [с дробью], превосходящей четверть дня на одну шестидесятую часа, и обычно выправляли эту добавку / 234 / в четверть дня 1. Когда же появился Заратуштра и принес вероучение магов и цари перешли из Балха в Фарс и в Вавилон и занялись делами своей веры, они произвели астрономические наблюдения заново и обнаружили, что летнее солнцестояние предшествует на пять дней началу года — третьего года после дополнения годов. Тогда они оставили свой первоначальный счет и стали считать согласно с тем, к чему привели астрономические наблюдения, а жители Мавераннахра остались при том, что делали, и пренебрегли [неточностью] того года, по которому они вели счисление. Поэтому разошлись сроки начала года [у согдийцев и персов]. [254]
Другие говорят, будто начало года у персов и начало года у обитателей Согда было единым до времени появления Заратуштры. Когда же персы, после Заратуштры, как мы упоминали выше, стали переносить пять дополнительных дней в конец каждого из вставных месяцев, то жители Согда оставили эти дни на их местах и не переставляли их. Таким образом, эти дли остались у них в конце месяцев [всего] года, а [персы], перестав дополнять года, оставили эти пять дней в конце Абан-Маха. Но Аллах лучше знает [истину].
|
В месяцах обитателей Согда подобно тому, как и у персов, множество праздников и известных, почитаемых дней. Вот те из них, которые дошли до нашего сведения:
Наусард. Первый его день — Науруз, и это — Большой Науруз.
В двадцать восьмой день этого месяца — праздник у магов Бухары, называемый Рамуш-Агам, когда люди собираются в храме огня в деревне Рамуш 2. Эти агамы — самые почитаемые праздники. [Их справляют] в каждой деревне, [причем] собираются у всякого раиса 3, едят и пьют. Это происходит у них по очереди [во всякой деревне].
Дж-рдж-и — о нем до нас ничего не дошло.
Нисандж. В двенадцатый день этого месяца — первый Михирдж.
Бесакандж. В седьмой день этого месяца — Н-к-х-Агам. Это у них праздник в Пейкенде, 4 где они собираются.
В двенадцатый день — второй Махирдж. В пятнадцатый день — [праздник] С-м-с-Хвара. когда едят кислое тесто после [периода] воздержания от кушаний и напитков, а также от всего того, чего коснулся огонь, кроме плодов и растений.
Ашн-х-нда. В восемнадцатый день этого месяца [праздник] Баба-Хвара, а говорят также — Бами-Хвара, когда пьют хороший чистый, виноградный сок. В двадцать шестой день — Гарм-Хвара.
|
Маж-х-нда. В третий день этого месяца — праздник Кишмин, когда происходит торжище в деревне Камджикет. В пятнадцатый день происходит торжище в Тавависе 5, куда собираются купцы со всех сторон. Его производят семь дней.
Ф-г-кан. Первый день этого месяца называется Пин-Сарда, что означает «половина года». Во второй день — праздник, который называют / 235 / М-н-и-д-Хвара. В этот день [согдийцы] собираются в храмах огня и едят некое [кушанье], изготовляемое из просяной муки, масла и сахара. Некоторые люди помещают Ним-Сарда на пять дней раньше этого праздника, то есть в первый день Михр-Маха. чтобы он [отмечался] согласно с мнением персов. А [у персов] было обязательно [255] считать половину года, когда от начала года пройдет шесть месяцев к два с половиной дня.
В девятый день этого месяца — Т-е-н-с-Агам, а в пятнадцатый день — начало Гарм-Хвара.
Фуг — о нем до нас не дошло ничего.
М-с-Фуг. У согдийцев в этом месяце праздник, от пятого дня до пятнадцатого. Потом для мусульман происходит торжище в аш-Шарге 6, семь дней.
Ж-м-д-н-дж. В двадцать четвертый день этого месяца [праздник] Баз-Амкам.
Х-ш-в-м. В конце этого месяца жители Согда плачут по своим древним покойникам. Онн оплакивают их, царапают себе лица и ставят для умерших кушанья и напитки, как делают персы в Фервердаджане. Это [объясняется] тем, что, как было упомянуто раньше, у согдийцев те пять дней, которые называются «похищенными», стоят в конце этого месяца.
Согдийцы устраивают торжища в деревнях в дни, имеющие в каждом месяце одно и то же название. Это делается в селениях Бухары и Согда. [256]