РЕЧЬ О ТОМ, КАК ПОСТУПИЛ XOPE3MШAX ОТНОСИТЕЛЬНО ПРАЗДНЕСТВ ЖИТЕЛЕЙ ХОРЕЗМА




/ 241 / Абу-Саид Ахмед ибн Мухаммед ибн Ирак 16 пошел по следам аль-Мутадида-биллаха в отношении дополнения месяцев жителей Хорезма. А именно, когда с него сняли цепи и он был освобожден от уз [и заключения] и Бухаре и вернулся в свою столицу, то спросил находившихся при нем вычислителей о дате [празднования] Аджгара. Вычислителиуказалиему [эту дату], и хорезмшах спросил о месте этого праздника в месяце Таммузе, и вычислители указали ему [число].

Хорезмшах сохранил [их ответ] в памяти и вспомнил об этом через семь лет в такое же время, но отверг подобное вычисление. Хорезмшаху еще не были известны [способы] дополнения [месяцев] и связанные с этим обстоятельства. Он приказал привести аль-Караджи, аль-Хамдаки и других звездолетов того времени и спросил их об истинном положении этого дела. Они подробно объяснили это хорезмшаху и рассказали ему о том, как поступали персы и жители Хорезма, [дополняя] года. И сказал хорезмшах: «Это дело пришло в расстройство и забылось. Народ полагается на эти дни и определяет по ним середину четырех времен года, думая, что они устойчивы и не меняют [своего места; они полагают], что Аджгар — середина лета, а Нимхаб — середина зимы, и через определенные промежутки после этих дней (устанавливают] времена сева и пахоты. Они замечают [свою ошибку] только через много лет, и в этом одна из причин, вызвавших между ними разногласие при определении [указанных] промежутков времени; некоторые, [например], считают, что время сеять пшеницу наступает через шесть — десять дней после Аджгара, другие говорят — «больше», а иные — «меньше». Правильно будет нам найти способ закрепить эти дни в одном положении, в неизменные периоды года, чтобы время их не изменялось». [263]

И хорезмшаху рассказали, что нет для этого способа более действительного, чем приурочить начало хорезмийских месяцев к определенным дням месяцев румов и сирийцев, как это сделал аль-Мутадид, и дополнять месяцы по их образу. И [хорезмийцы] сделали это в 1270 году по эре Александра и сговорились, что первое число Наусарджи будет в третий день сирийского Нисана, дабы Аджгар постоянно приходился на середину Таммуза. В соответствии с этим установили время земледельческих работ, как [например], сбора винограда для выделки изюма — время для этого наступает в промежуток от сорока до пятидесяти дней после Аджгара — или сбора его для подвешивания, а также время сбора груш, которое наступает в промежутке от пятидесяти пяти до шестидесяти пяти дней [после Аджгара]. Таким же образом установили все сроки посева, искусственного опыления, посадки деревьев, прививки и прочего. Когда год у румов был високосный, то добавочных дней после Испендермаджи было шесть. Если бы этот акт хорезмшаха был объявлен началом эры, мы обязательно присоединили бы ее / 242 / к эрам, упомянутым выше.

Что же касается недополненных месяцев у коптов, то хотя у них тоже были празднества, как и у других народов, но до нас не дошло известий об этом. Также и относительно дополненных месяцев, которыми [копты] пользуются в наше время, в дошедших до нас известиях о справляемых в эти месяцы [праздниках] упоминается лишь о том, что коптский новый год падает на первый день месяца Тота и что вода Нила прибывает и начинает подниматься в шестнадцатый день месяца Буна — некоторые говорят: «в двадцатый день». Скорее всего [в Египте] в ходу те же [праздники], что у румов и сирийцев, так как Египет находится посредине между этими народами и года у них совпадают. Но, конечно, копты отличаются от них в других вещах. Так, например, их местопребыванию — я разумею Египет — присущи качества, которых не разделяет с ним никакая другая страна, таковы качества воды, воздуха, дождей и прочее.

[Празднества], которые справляют румы и сирийцы, бывают двух родов. Одни из них [связаны] с житейскими обстоятельствами и мирскими делами, а также с явлениями, происходящими в атмосфере, а другие с делами их веры — христианства. Мы опишем в своем месте то, что дошло до нас о каждой из этих двух разновидностей, и то, до чего мы дошли сами, если пожелает того Аллах. [264]

РЕЧЬ О ТОМ, КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ В МЕСЯЦАХ РУМОВ [ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ] ДНИ, ИЗВЕСТНЫЕ У НИХ И У ДРУГИХ [НАРОДОВ]

Год румов соответствует солнечному году, устойчиво [совпадает] с его естественными временами и обращается параллельно им; он отходит от соответствии частям [солнечного года] лишь на такую величину, которую добавляют раньше, чем она станет явной для чувств, и подгоняют [гражданский год] к солнечному году посредством дополнительных [дней]. Поэтому румы и те, кто за ними следует, связали с солнечным годом явления, которые поочередно сменяются в году, а также [метеорологические] явления, связанные с определенными днями и установленные по опыту в течение долгого времени. Это суть те [явления], которые называют «анва» и «баварих».

Ученые не согласны относительно их причин; некоторые связывают их с восхождением и заходом неподвижных звезд; арабы принадлежат к этому разряду. [Поэт сказал]:

«Эти мои родичи подобны [созвездию] Банат-На'ш 17
Которое остается сзади и не приносит «анва», как [другие] звезды»,

то есть, нет в них блага, как нет «анва» при восходе и заходе звезд Банат На'ш.

Другие ученые относят [эти явления] к самым дням, считая, что они в среднем составляют естественную особенность этих дней, а затем другие причины усиливают или ослабляют их. Так, естеством времени лета является жара, и естеством времени зимы — холод, причем эти [свойства] иногда ослабевают, / 243 / а иногда увеличиваются. Достойный Гален говорит, что рассудить обе стороны можно только по опыту и испытанию, и что исследовать это разногласие возможно лишь в течение долгих веков, ибо движение неподвижных звезд остается скрытым и восход и заход их мало изменяются за небольшой срок. Синан ибн Сабит ибн Курра удивляемся этому и говорит в своей книге об анва, которую он составил [265] для аль-Мутадида: «Не знаю, как ускользнуло это от Галена при его силе в деле вычисления [движения] звезд: ведь восхождение и заход светил явно и значительно различается в разных странах. Так, например, Сухейль 18 восходит в Багдаде по прошествии пяти дней Элула, в Басите он восходит за два дня до этого, а в Басре — раньше, чем в Басите. Говорят, анва различаются соответственно различию стран, но [в действительности] они [появляются всюду] в те же самые дни, а это доказывает, что звезды, их восход и заход, не имеют к [анва] никакого отношения». Затем, после этого, [Синан ибн Сабит] опровергает самого себя, хотя вернее то, что он сказал об отсутствии [влияния] восхода и захода звезд на воздействия светит — [правда], при наличии разнообразных условий, не в абсолютном смысле. Он говорит: «анва арабов чаще всего оправдываются в Хиджазе и близких к нему местах, анва коптов — в Египте и на морском побережье, анва Птолемея в землях румов и в прилегающих к ним горах. Если испытатель направится в одно из этих мест, то слова Галена о трудности проверки [таких явлений] в короткое время останутся в силе» 19.

Слова Синана об этом правильны. Гален говорил то, что считал достоверным на основании доказательств и в чем был убежден, избегая утверждений, окруженных сомнением.

Синан рассказывал про своего отца Сабита ибн Курру, что тот наблюдал явления [анва] в Ираке около тридцати лет, чтобы получить выводы, которые он мог бы сравнить с анва в других странах, по кончина застигла его раньше, чем он вполне осуществил свою цель.

Какое бы из двух утверждений — о связи анва с [определенными] днями года или о связи их с восходом и заходом стоянок Луны ни считать правильным, но [всякое] третье утверждение отпадает. А с [любым] из двух остальных, коему будет оказано предпочтение, [связаны] известные условия, от которых зависит правильность анва. А именно, [нужно] предварительно знать, каковы качества года, данной его четверти и данного месяца в отношении сухости и влажности, обманет ли [год ожидания людей] или будет им соответствовать. [Все это определяется] по указаниям, которыми полны астрономические книги, написанные о воздушных явлениях 20. Если анва совпадают с этими указаниями, значит они правильны и проявятся в полной мере, а если противоречат им. то будет иначе. Так обстоит дело в отношении связи между этими двумя моментами.

Синан ибн Сабит 21 рекомендовал учитывать, согласны ли арабы и персы относительно анва. Если они согласны, то [вероятность анва] сильна и они проявятся, а если нет, то наоборот. Я приведу в этой главе все, что говорит Синан ибн Сабит об анва и о сроках выполнения мирских дел в месяцах румов. Что же касается восхода и захода стоянок [Луны], то [266] память о них будет оживлена в особо отведенной для них главе в конце книги. Дело в том, что астрономы, убедившись, что [такие явления всегда] происходят одинаковым, упорядоченным / 244 / образом и распределены по этим месяцам, расположили их по дням, чтобы они следовали согласно и не путались. Аллах же — податель поддержки и помощи!

Тишрин первый. В первый день этого месяца есть надежда на дождь, как говорят Евктемон и Филипп; по словам коптов и Калиппа, погода бывает пасмурной.

Во второй день погода пасмурная, зимняя — так же говорят Калипп, копты и Евктемон; по словам Евдокса и Митродора [в этот день] идет дождь.

О третьем дне не упоминают ничего.

В четвертый день — дождь и перемещающийся ветер [Евдокс], по словам коптов — воздух зимний.

В пятый день — зимний воздух [Демокрит]; время начала посева.

В щестой день — северный ветер [у коптов].

В седьмой день — южный ветер [Гиппарх].

В восьмой день [румы] не упоминают ничего. Синан говорит, что воздух в этот день зимний.

В девятый день: нау 22 [Евдокс]; восточный ветер [Гиппарх]; западный [копты].

В десятый день не упомянуто ничего.

В одиннадцатый день: нау [Евдокс и Досифей].

В двенадцатый день — дождь [у коптов].

В тринадцатый день — порывистый ветер, нау, гром, дождь [Калипп], северный или южный ветер [Евдокс, Досифей]. Синан свидетельствует, что это [предсказание] часто оправдывается. Вэтот день волны моря обязательно приходят в движение.

В четырнадцатый день — нау, северный ветер [Евдокс].

В пятнадцатый день — перемена ветров [Евдокс].

В шестнадцатый день не упоминается ничего.

В семнадцатый день — дождь, нау [Досифей]; западный или южный ветер [у коптов].

В восемнадцатый день ничего не упомянуто.

В девятнадцатый день — по Досифею — дождь и нау; у коптов — западный или южный ветер.

О двадцатом и двадцать первом дне не упоминают никаких высказываний [метеорологов].

В двадцать второй день — порывистые, переменные ветры [у коптов]. В этот день начинает холодеть воздух и оканчивается время пить лекарства и пускать кровь, если только [в этом] нет нужды. Дело в том, что [благоприятный час] в подобных случаях выбирают, только если имеют [267] в виду сохранить здоровье тела 23; если же [лечиться] вынуждает необходимость, то [больной], вынужденный к этому, не должен ждать ночи, дня, жара или холода, счастливой или несчастной [звезды]; ему следует поспешить с лечением, пока [болезнь] не настолько укрепилась, что дело стало трудно выправить и нелегко восстановить [здоровье].

В двадцать третий день — нау [Евдокс]; северный или южный ветер [кесарь].

В двадцать четвертый день — нау [Калипп и копты].

В двадцать пятый день — нау [Митродор]; перемена погоды [Калипп и Евктемон]; о двадцать шестом дне высказываний нет. / 245 /

В двадцать седьмой день — воздух зимний [у коптов].

Двадцать восьмой день в их высказываниях опущен. Это благоприятный день, чтобы ходить в баню и есть острое, тогда как соленое и кислое возбраняется.

В двадцать девятый день — град или мороз [Демокрит]; постоянный южный ветер [Гиппарх]; нау и зимняя погода — [у коптов].

В тридцатый день — сильный ветер — по Евктемону и Филиппу; в этот день коршуны, стервятники и ласточки спускаются в низины, муравьи прячутся в свои норы.

В тридцать первый день — бурные ветры — по Калиппу и Евктемону, ветер и зимняя погода — по Митродору и Кесарю; южный ветер — у коптов. А Аллах лучше знает [истину].

Тишрин второй. В первый день — несмешанные ветры — по словам Евдокса и Конона.

Во второй день — несмешанный воздух; северный и южный холодный ветер.

В третий день дует южный ветер — по словам Птолемея, западный ветер — по словам коптов, северный или южный ветер — по Евдоксу; идет дождь — по Евктемону, Филиппу и Гиппарху.

В четвертый день — нау [Евктемон]; дождь [Филипп].

В пятый день — зимний воздух и дождь [у коптов].

В шестой день — южный или западный ветер у коптов; зимний воздух [Досифей]. Синан свидетельствует, что это подтверждается опытом.

В седьмой день — дождь с вихрем [Метем]; холодный ветер [Гиппарх]. В этот день начинается время дождей; это тот день, когда Солнце спускается в двадцать первый градус Скорпиона. Звездочеты устанавливают восходящее [светило] этого времени и выводят из него указание насчет обилия или малости дождя в данном году; при этом они основываются на положении Венеры при ее восходе и закате. Я думаю, это особенность, присущая только погоде Ирака и Сирии в отличие от других мест. У нас, в Хорезме, небо часто дождит и раньше этого времени, а Абу-ль [268] Касим Абд-Аллах ибн Абд-Аллах ибо Хордадбех 24 рассказывает в своей «Книге путей и государств», что в Хиджазе и Йемене дожди идут в Хазиране, Таммузе, Абе и части Элула. Я проводил летние месяцы в Джурджане, и не проходило десяти дней подряд, чтобы небо было ясно, облака рассеивались и прекращался дождь. Это [очень] дождливая местность.

Говорят, что кто-то из халифов, — полагаю, это был аль-Мамун, — провел в Азербайджане сорок дней, в течение которых дождь не прекращался, и сказал: «Выведите нас из этой страны, которая [постоянно] мочится и брызгается».

Чем ближе какая-либо местность к Табаристану, тем воздух в ней влажнее и дождь обильней. Сырость в горах Табаристана дошла до того, что если на вершине их толкут чеснок, то [обязательно] идет дождь. Ан-Наиб-аль-Амули, автор книги «Заря», говорит в объяснение причины этого, что воздух [в Табаристане] влажный, сгущенный неподвижными парами. / 246 / Когда среди них распространяется запах чеснока, он растворяет пары своей остротой и сжимает плотный воздух. Потому за этим следует дождь.

Допустим, что это есть причина [явлений], наступающих от толчения чеснока. Но в чем же дело с источником в горах Ферганы, о котором известно, что если в него бросают что-либо нечистое, то идет дождь, или с так называемой «скамьей» Сулеймана ибн Дауда в пещере Испехбедан на горе Так в Табаристане? Если ее запачкают какими-либо нечистотами или молоком, небо покрывается тучами и идет дождь, пока скамью не очистят.

Или [скажем], гора, находящаяся в земле тюрков. Когда по ней проходят овцы, им окутывают ноги шерстью, чтобы они не стучали по камням, ибо от этого идет сильный дождь. Тюрки уносят [камни] с этой горы и пользуются ими, чтобы отражать зло врагов, когда враги их окружают. Те, кто не знает, [в чем тут дело] приписывают это колдовству тюрков.

С этим сходны [особенности] водоема называемого «чистым» у подножья одной горы в Египте, возле мечети, В него течет из ручья, находящегося на самой горе, пресная вода с приятным запахом, но если ее коснется [мужчина], оскверненный истечением семени, или [женщина], имеющая месячные, вода становится зловонной, пока [водоем] не опорожнят и не вычистят. После этого вода снова приобретает приятный запах.

Или еще, гора между Гератом и Сиджистаном, среди песков, несколько в стороне от дороги. Когда на ней извергают кал или мочу, то ясно слышится гул и сильный шум.

Все это — особенности, заложенные в существе [вещей], и причины [269] их восходят к простым элементам и к началу их сочетания и создания. Того, что является таковым, нельзя постичь знанием.

В местах, отличных от гор Табаристана, каков, например, Фостат в Египте и смежные с ним земли, [обычно] не бывает дождя, а когда идет дождь, воздух там портится и становится заразным, и это приносит вред животным и растениям. В таких случаях дело связано с природой данного места и нахождением его в горах или у моря, а также с положением на высоте или в низине и с величиной его широты, северной или южной.

В восьмой день [второго Тишрина] — дождь и зимний воздух [по Евктемону]; зимний воздух и вихри [по Митродору]; южный ветер или «эврос», то есть юго-восточный [по Евктемону]; восточный [у коптов].

В девятый день нет явления, о котором бы упоминалось.

В десятый день — зимний воздух и вихри [Евктемон и Филипп], холодный северный или южный ветер, дождь [Гиппарх].

В одиннадцатый день — нау — по Калиппу, Конону и Митродору. Синан свидетельствует о правильности их [предсказания] по опыту.

В двенадцатый день — зимний воздух [Евдокс и Досифей].

В тринадцатый — нау [Евдокс]; зимний воздух на суше и на море [Демокрит]. В этот день корабли пристают к берегу там, где он их застанет, и [путь] по морю в Персию и в Александрию оказывается запертым, ибо на море бывают известные дни, / 247 / когда оно бушует, воздух над ним становится пасмурным, волны усиливаются, и тьма увеличивается, и тогда нет возможности ходить по морю. Говорят, что на дно моря попадает ветер, который его волнует, и что это узнается по появлению некоей рыбы. Прыжки этой рыбы над морем и по поверхности воды служат предупреждением, что ветер движется на дне моря.

Говорят, что это [явление] иногда бывает на день раньше. Для всякого морехода существуют для этого в его море определенные признаки. Рассказывают, [например], что в Китайском море на [предстоящее] волнение указывает, и об этом узнают по тому, что сети сами всплывают со дна моря на поверхность воды, а признаком спокойствия моря является то, что птицы кладут яйца и выводят птенцов на [плавающих] в море кучах отбросов и досках, но не летят к земле и не садятся на нее. Они кладут яйца только в то время, когда море спокойно, но не в другое время.

Говорят также, что если срубить в этот день дерево, в нем не заводятся черви и на него не нападают термиты. Возможно, что это особенность, присущая смешению воздуха именно в данный день, в отличие от других дней.

В четырнадцатый день — зимний воздух [по кесарю]; южный ветер, эврос, то есть юго-восточный [у коптов]. [270]

В пятнадцатый — не упомянуто ничего.

В шестнадцатый — зимний воздух — по словам Кесаря.

В семнадцатый день — дождь [по Евдоксу]; зимний воздух [Кесарь]; северный ветер ночью и днем [у коптов].

В восемнадцатой день — ничего не записано.

В девятнадцатый день — зимний, трудно [переносимый] воздух [Евдокс].

В двадцатый день — северный ветер [Евдокс]; зимний, резкий воздух [у коптов].

Говорят, что в этот день погибает всякое животное, у которого нет костей, но это бывает различно в различных местах. [Так, например], я страдал в Джурджане от комаров — а комары относятся к существам бескостным, когда солнце находилось в созвездии Козерога.

В двадцать первый день — зимний воздух и дождь [Евктемон и Досифей].

В двадцать второй день — резко зимний воздух [по Евдоксу], в этот день запрещают пить ночью холодную воду из боязни «желтой воды» 25.

В двадцать третий день — дождь [по Калиппу]; зимний воздух [Евдокс и Конон], непрерывный южный ветер [Гиппарх и копты]. В этот день — праздник сбора оливок, когда выжимают свежее оливковое масло.

В двадцать четвертый день — моросящий дождь [у коптов].

В двадцать пятый, а также в двадцать шестой день ничего не записано.

В двадцать седьмой день большей частью бывает беспокойство на суше и на море [Демокрит]; нау [Досифей]; южный ветер и дождь [у коптов].

В двадцать восьмой день у христиан ничего не упоминается; говорят, что в этот день на море усиливаются волны и ловится мало рыбы.

В двадцать девятый день — зимний воздух [Евдокс и Конон]; западный или южный ветер, дождь [у коптов].

В тридцатый день не сообщают со слов упомянутых [метеорологов] или других [лиц] / 248 / ни о каком [метеорологическом явлении].

Канун первый. В первый день — зимний воздух по словам Калиппа, Евктемона, Евдокса, Кесаря. В этот день бывает ярмарка в Дамаске, которая называется «вербной ярмаркой».

Во второй день — несмешанные ветры [Евктемон и Филипп], зимний, суровый воздух [Митродор].

В третий день — зимний воздух [Конон, Кесарь]; у коптов — моросящий дождь.

В пятый день — зимний воздух [Демокрит, Досифей]; Синан свидетельствует о том же. [271]

В шестой день — зимний воздух [Евдокс], порывистый ветер [Гиппарх].

В восьмой день не упомянуто ничего.

В девятый день — зимний воздух, дождь [Калипп, Евктемон, Евдокс].

В десятый день — зимний, суровый воздух [Калипп, Евтекмон, Митродор]; гром, молния, ветер, дождь [Демокрит].

В одиннадцатый день — южный ветер, нау [Калипп]; зимний воздух, дождь [Евдокс и копты]; Синан свидетельствует в пользу этого на основании опыта.

В этот день возбраняется частое совокупление, но я не знаю, почему. Ведь совокупление непохвально [лишь] осенью, в начале зимы и во время повальных болезней; [тогда оно] даже очень вредно и сильно разрушает тело, хотя условия [совокупления] связаны со множеством других причин — с возрастом, временем, местом, привычками, темпераментом, питанием, переполнением или пустотой [желудка], похотливостью, [особенностями] половых органов [данной] женщины и прочее.

В двенадцатый день — зимний воздух [у коптов].

В тринадцатый день — сильный южный или северный ветер [Гиппарх].

В четырнадцатый день — зимний воздух [Евдокс]; дождь с ветрами [у коптов].

В пятнадцатый день — холодный северный ветер или южный ветер, дождь [у коптов].

В шестнадцатый день — зимний воздух [Кесарь].

В семнадцатый день — ничего не упомянуто. В этот день запрещают вкушать коровье мясо, апельсины и горный базилик, пить воду после сна, мазаться нурой и ставить банки [кому бы то ни было], кроме тех, у кого кровь взволнована. Причина этого — холодность и сырость погоды. Этот день называют «большое рождество», имея в виду зимний солнцеворот; говорят, что в этот день свет выходит из границ убывания в границы увеличения и что люди начинают расти и здороветь, тогда как джинны чахнут и погибают. Ка'б-аль-Ахбар 26 говорит, что в этот день Солнце стояло над Иисусом Навином в течение трех часов в облачный день. То же самое рассказывают об остановке Солнца глупые шииты, относя это к повелителю правоверных Али ибн Абу-Талибу — мир над ним! Даже если для этого [рассказа] есть основание, то ведь когда страдания кажутся слишком долгими и человек не дождется их прекращения, он воображает [всякие ужасы]. Так, Али ибн аль-Джахм 27, когда он ушел в поход на румов, получил тяжелые раны. И не мог заснуть ночью, сказал: / 249 / [272]

«[Что случилось:] унес ли утро поток.
Или к ночи прибавили [еще одну] ночь?»

Потом, когда приходит избавление, такого человека неизбежно [одолевают] ложные представления и обманчивые внушения, сбивающие на путь заблуждения.

Подобное часто случается в дни поста, если они, к концу, пасмурные и темные, а когда люди разговеются, тучи рассеиваются или отчасти расходятся, пока Солнце еще над землей и не клонится к закату.

Чародеи говорят, что если [человек] в такой день встанет после сна с правого бока или окурит себя ладаном ранним утром, прежде чем заговорит, это одно из хороших предзнаменований. Благоприятно также сделать при восходе Солнца двенадцать шагов подряд на восток.

Яхья ибн Али-аль-Анбарн, христианский писец, говорит, что место восхода Солнца во время зимнего солнцеворота является истинным востоком, что Солнце восходит [тогда] в середине рая и что в этот день мудрецы воздвигают алтари.

Этот человек придерживался мнения, что рай находится в южных областях, но у него не было знаний о различии зенитов. Положения его веры также опровергают его слова: ведь [христианам] предписано обращаться при молитве лицом к востоку, а [Яхья ибн Али] говорит им, что Солнце восходит в раю. Поэтому христиане обращаются лицом только в сторону восхода на экваторе и так ориентируют свои храмы.

Это не удивительнее того, что [Яхья ибн Али] говорит о Солнце. Ои утверждает, будто число градусов, в которых поднимается и опускается Солнце, составляет триста шестьдесят, по количеству дней в году, что же касается пяти дней, которые завершают год, то в эти дни Солнце не поднимается и не опускается. Это два с половиной дня Хазирана и два с половиной дня Кануна первого.

Нечто подобное мелькало и в сердце Абу-ль-Аббаса-аль-Амули. В своей книге «Об указаниях [направления] кыблы» он говорит, будто у Солнца сто семьдесят семь мест восхода и заката, полагая, что в солнечном году триста пятьдесят четыре дня. Кто берется за то, чего хорошо не знает, тот осрамится. Эти бредни связаны с приведенными выше доводами относительно пяти избыточных дней в солнечном году и шести недостаточных дней в лунном году.

В восемнадцатый день [Кануна первого] не упоминается ничего.

В девятнадцатый день — южный ветер [Евдокс, Досифей, копты].

В двадцатый день — зимний воздух [Евдокс].

В двадцать первый день — нау [у коптов].

О двадцать втором дне высказываний нет.

О двадцать третьем дне — также. [273]

В двадцать четвертый день — зимний воздух [Кесарь и копты]; нау и дождь [Гиппарх и Метон]

В двадцать пятый день — зимний воздух средней холодности [Демокрит].

В двадцать седьмой день ничего не упомянуто.

В двадцать восьмой день — зимний воздух [Досифей].

В двадцать девятый день — нау [Калипп, Евктемон и Демокрит]; / 250 / в этот день запрещают пить холодную воду после сна и говорят, будто джинны блюют в воду и естество того, [кто ее пьет] одолевает тупость и флегма. Это предостережение простым людям от того, чего они всего больше боятся и страшатся. Все это [объясняется] холодностью и влажностью воздуха.

В тридцатый день — зимний воздух у моря [копты].

В тридцать первый день — зимний воздух [Евктемон]. Конец

Канун второй. В первый день этого месяца не упоминается никаких высказываний знатоков анва.

Во второй день — нау [Досифей]. Некоторые говорят, что если рубить в этот день дрова, они не скоро высохнут.

В третий день — переменчивый воздух [копты].

В четвертый день — нау [копты]; южный ветер [Демокрит]. Синан свидетельствует о правильности этого.

В пятый день и в шестой не упоминается ничего. Говорят, будто в шестой день есть час, когда все соленые воды на земле становятся пресными. Однако качества, существующие в воде, зависят только от места на земле, в котором она заключена, если это вода стоячая, или где она протекает, если это вода текучая. Эти качества присущи ей постоянно и изменяются только путем постепенного превращения, от ступени к ступени, вследствие посредствующих причин. Поэтому нет оснований утверждать, будто воды в этот час становятся пресными, и постоянные опыты в течение долгого времени покажут испытателю ложность этого. Если бы вода стали пресными, они, несомненно, оставались бы такими некоторое время. Правда, если бросить в колодец с соленой водой — в это время или в другое — несколько ритлей очищенного высушенного воска, то может быть его соленость уменьшится. Об этом упоминают люди, делающие опыты; они даже говорят: если из воска сделать тонкий сосуд и бросить его в море, так, чтобы устье сосуда выдавалось над водой и оставалось непокрытым, то вода, которая в него просочится, будет пресной. Если бы соленые воды были смешаны с превосходящим их количеством пресной воды, то слова [упомянутых исследователей] несомненно оправдались бы. Так обстоит дело в озере Тинниса: осенью и зимой вода в нем становится пресной вследствие [274] большой примеси нильской воды, а в другое время она соленая, так как эта примесь невелика.

В седьмой день [второго Кануна] — зимний воздух [Евдокс и Гиппарх].

В восьмой день — южный ветер [Калипп, Евктемон, Филипп, Митродор]; у коптов — южный и западный ветер, на море — зимний воздух.

В девятый день — сильный южный ветер и дождь [Евдокс и копты];. составители талисманов утверждают, что если нарисовать на столике изображение винограда между девятым и шестнадцатым днем этого месяца и поставить в винограднике как бы в виде жертвы в день захода Черепахи, то есть [созвездия] Ан-Наср-аль-Ваки 28, то плоды уцелеют от всех бедствий. В десятый день — сильный южный ветер; нау [Кесарь и копты] / 251 /.

В одиннадцатый день — южный ветер [Евдокс, Доснфей]; у Гиппарха — смешанный ветер.

В двенадцатый день не упоминают ничего.

В тринадцатый день — зимний воздух [у Гиппарха]; дует северный или южный ветер [по Птолемею].

Четырнадцатый день — свободен от упоминаний о чем бы то ни было.

В пятнадцатый день — восточный ветер [по Гиппарху].

О шестнадцатом дне не упоминают ничего.

В семнадцатый день — сильный ветер [по Кесарю].

В восемнадцатый день — зимний воздух [по Евктемону и Филиппу]; по Митродору — перемена воздуха.

В девятнадцатый день — зимний воздух [по Евдоксу и Кесарю]; у коптов — духота в воздухе.

В двадцатый день — ясно [по Евктемону и Демокриту]; северный ветер [по Гиппарху]; зимний воздух и дождь [у коптов].

В двадцать первый день — средний зимний воздух [по Евдоксу].

В двадцать второй день — нау [по Гиппарху]; дождь [у коптов].

В двадцать третий день не упоминается никаких [высказываний метеорологов]; говорят, что в этот день отменяется [употребление] нуры и кровопускание банками, кроме как у тех людей, которым без этого не обойтись.

В двадцать четвертый день — ясно [по Калиппу и Евктемону]; средний зимний воздух [по Демокриту]; о нем говорится то же, что и о предшествующем дне в отношении нуры и кровопускания.

В двадцать пятый день — восточный ветер [Гиппарх].

В двадцать шестой день — дождь [Евдокс и Митродор]; зимний воздух [Досифей]. [275]

В двадцать седьмой день — суровая зима [у коптов].

В двадцать восьмой день — дует южный ветер и бывает нау [Птолемей].

В двадцать девятый день упоминаний [о метеорологических явлениях] нет.

В тридцатый день — южный ветер [по Гиппарху].

Тридцать первый день свободен от упоминаний о чем бы тонибыло

Шубат. Это месяц, который дополняют. Вот, мне кажется, по какой причине [христиане] отметили именно этот месяц уменьшением, так что в нем стало двадцать восемь дней, и не дали ему двадцати девяти, тридцати или тридцати одного дня. Дело в том — а Аллах знает лучше! — что если бы его сделали двадцатидевятидневным и затем дополнили, то он бы достиг тридцати дней и смешался с другими месяцами в високосный год. Точно так же, будь в нем тридцать дней, он не отличался бы от остальных месяцев — все равно, является год високосным или нет. Таким же было бы положение, будь в нем тридцать один день — он был бы сходен с прочими месяцами во все годы. На этом основании его сделали двадцативосьмидневным, чтобы он отличался от прочих месяцев в високосные и другие годы. По той же причине в месяцах христиан обязательно должно быть подряд два месяца, превышающих тридцать дней,ибо они сначала умышленно наделили все месяца тридцатью днями и отняли два дня у Шубата. У них оказалось семь лишних дней, которые пришлось распределить по одиннадцати месяцам, так как Шубат выпал / 252 / из их числа. Поэтому оказалось невозможным расположить месяца в полных тридцать дней между месяцами с большим числом дней, так как [месяцев в тридцать дней] было меньше. И вот пришлось поместить [два] избыточных месяца подряд. Важно то, что они рассудили поставить этот месяц в самом подходящем для него месте, так что общее количество дней весенней и летней четверти [года] оказалось больше количества осенней и зимней четверти, как об этом говорят древние и новые наблюдения. К тому же, месяцы [христиан] оказались в большинстве случаев сходными в отношении положения [Солнца] — я хочу сказать, что совокупность дней каждого месяца и дней [месяца], следующего за ним составляет шестьдесят один день, что приблизительно равняется прохождению Солнца в его среднем движении через два знака Зодиака; что же касается Аба и Шубата, то совокупность их дней составляет пятьдесят девять. Иначе и не могло быть в соответствии с тем, что мы изъяснили о Шубате: ведь если бы Аб сделали больше, чем в тридцать один день, он бы стал отличным от других месяцев и [люди] думали бы, что его сделали високосным и особо отметили этим качеством. [276]

Что же касается Таммуза и второго Кануна, то совокупность их дней — шестьдесят два. Это тоже [вызвано] необходимостью, так как избыточных месяцев больше, чем полных, и куда бы ни поместили день, превосходящий число [тридцать], это привело бы к тому же [результату]. Дополнительный день добавлен к Шубату, а не к другому месяцу, лишь потому, что первый Азар, високосный месяц у евреев в високосном году, падает на Шубат или около него.

В первый день этого месяца — дождь [по Евдоксу]; в этот день холод немного смягчается.

Во второй день — западный или южный ветер, с этими [ветрами] выпадает град [у коптов]; Синан говорит: «это [предсказание] часто оправдывается».

В третий день — ясно, иногда дует западный ветер [Евдокс].

В четвертый день — ясно, иногда дует западный ветер [Досифей]; у коптов: суровый зимний воздух, дождь и несмешанный ветер.

В пятый день не упоминают ничего. Говорят, будто в этот день поднимаются [все] четыре ветра.

В шестой день — дождь [Кесарь]; ветер [у коптов]; начинает дуть западный ветер [по Демокриту].

В седьмой день начало дуновения западного ветра, иногда этот день бывает зимним [Евдокс и копты]; в этот день выпадает первый «горящий уголь» 29, который называют «малым».

Восьмой день — время дуновения западного ветра — по Калиппу, Митодору и Гиппарху; дождь [Евдокс и копты]; Синан свидетельствует в пользу этого по своему опыту.

Девятый и десятый дни свободны от упоминаний каких бы то ни было [явлений].

В одиннадцатый день — зимний воздух — по Калиппу и Митодору; западный ветер [Евдокс и копты].

В двенадцатый день — северный и восточный ветер [Гиппарх]; только восточный [у коптов].

В тринадцатый и четырнадцатый день не упоминают ни одного из таких явлений; выпадение второго «горячего угля», который называют «средним», происходит в четырнадцатый / 253 / день, как сказал древний [поэт]:

«Когда минует рождество, а заним богоявление,
И десять да десять [дней] и затем пять полных,
И пять и шесть, да четыре дня Шубата,
Тогда жестокая стужа, несомненно, начинает проходить.
В [эти дни] выпадают оба «горящих угля» и, поистине,
Срок оставшегося [холодного времени] — всего несколько ночей». [277]

В пятнадцатый день — зимний воздух [по Евктемону, Филиппу, Досифею]; переходящие ветры [у коптов]; южный ветер [Гиппарх];

В этот день у арабов стужа, и тогда раздувают угли, — а персы говорят: «лето сунуло руку в воду». В этот день соки бегут по деревьям снизу вверх и начинают квакать лягушки.

В шестнадцатый день — переменчивость ветров и дождь [у коптов]; говорят, что в этот день [начинает] нагреваться внутренность земли и в Сирии вырастают грибы. Те из них, что растут близко от корней маслин, как утверждают, смертельно ядовиты, и это едва ли не правда; [действительно], обильное употребление в пищу всякого рода грибов непохвально. О лечении возникающих от этого болезней упоминается в большинстве лечебников, в главе о добывании ядов из грибов.

В семнадцатый день не упоминается ни о каком [метеорологическом] явлении.

В восемнадцатый день [дует] западный ветер и выпадает град или дождь [у коптов].

В девятнадцатый день — холодный северный ветер [Гиппарх];

В двадцатый день — ветры [у коптов].

Двадцать первый день свободен от упоминаний о чем бы то ни было. В этот день падает третий «горящий уголь», который называют «большим». Между каждыми двумя выпадениями «угля» [проходит] полная неделя; их называю



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: