Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Набережночелнинский государственный педагогический университет»
Начертательная геометрия
Учебно-методическое пособие
Набережные Челны 2019
УДК 514.182.2
ББК 22.151.34
Н 36
Печатается по решению редакционно-издательскогосовета
ФГБОУ ВО "НГПУ"
Автор-составитель:
Вазиева А.Р. – к. псх. н., доцент кафедры ИиИД ФГБОУ ВО "НГПУ"
Рецензенты:
Мухутдинов Р.Х. – кандидат педагогических наук, доцент каф. ТМиМ КПФУ
Валиева Р.З. – кандидат педагогических наук, доцент каф. ИиИД ФГБОУ ВО "НГПУ"
Начертательная геометрия: учебно-методическое пособие / авт. – сост. Вазиева А.Р.– Набережные Челны: НГПУ, 2019. – 55 с.
Учебно-методическое пособие содержит материал к практическим занятиям по дисциплине «Начертательная геометрия» для подготовки учащихся по профилю «Изобразительное искусство», «Изобразительное искусство и технология», «Дизайн».
Данное пособие предназначено для обучающихся дневного и заочного отделений, как для аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы.
УДК 514.182.2
ББК 22.151.34
© Вазиева А.Р., 2019
© ФГБОУ ВО "НГПУ", 2019
Содержание
Введение……………………………………………………………………………4
Методические рекомендации. Оформление расчетно-графических работ.........5
Расчетно-графическая работа №1………………………………………….…….8
Эпюр № 1…………………………………………………………………..9
Эпюр № 2…..……………………………………………………………..12
Эпюр № 3…………………………………………………………………15
Эпюр № 4…………………………………………………………………18
Эпюр № 5…………………………………………………………………19
Расчетно-графическая работа № 2……………………………………………...21
Эпюр № 6……………………………………………..………………….22
Эпюр № 7…………………………………………………………….…..25
Эпюр № 8………………………………………………………………...28
Эпюр № 9………………………………………………………………...31
Эпюр № 10……………………………………………………………….35
Литература………………………………………………………………….37
Приложение………………………………………………………………...38
Введение
Начертательная геометрия играет немаловажную роль в формировании и развитии графической грамотности обучающихся, в приобретении ими теоретических знаний, умений и навыков, необходимых для познавательной и созидательной деятельности. Она формирует и расширяет общетехнический кругозор обучающихся, развивает их техническое, абстрактное и творческое мышление, наблюдательность, пространственные представления, аккуратность, способствует усвоению смежных учебных дисциплин.
Основная цель начертательной геометрии: вооружить обучающихся совокупностью теоретических знаний, профессиональных умений и навыков в области графической грамоты, обеспечивающих квалифицированное чтение и выполнение чертежей, успешное познание смежных дисциплин, квалифицированную самостоятельную деятельность.
Предметом начертательной геометрии являются геометрические методы и способы построения и выполнения изображений пространственных объектов на плоскости с соблюдением принципов проектирования.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:
- графические методы изображения пространственных форм на плоскости;
- графические способы решения пространственных задач на плоскости;
- графические способы преобразования и исследования геометрических свойств изображенных на плоскости пространственных форм.
обучающийся должен уметь:
- решать метрические и позиционные задачи геометрического характера;
- по графическим изображениям представлять геометрические формы в пространстве и наоборот.
Пособие содержит задания на расчетно-графическую работу (РГР), в состав которой входят задачи:
– на построение прямоугольной изометрической проекции геометрического тела;
– на выполнение позиционных и метрических задач;
– на построение сечений геометрических тел и их комбинаций плоскостями общего и частного положения, нахождение истинного вида сечения, построение разверток;
– на разработку комплексных трехпроекционных чертежей взаимно пересекающихся тел вращения;
– на выполнение сечений и разрезов геометрических тел. Предлагаемый набор заданий позволяет обучающимся приобрести необходимые навыки и освоить приемы решения таких задач.
Методические рекомендации
Оформление расчетно-графических работ
Целью выполнения РГР являются:
1. Углубить знания теоретических положений, на которых основаны приемы и правила выполнения аксонометрических проекций тел, способы решения позиционных и метрических задач, построения сечений тел и линий их взаимного пересечения.
2. Изучить сущность и рациональное использование различных способов преобразования ортогональных проекций для решения различного вида задач, нахождения натуральной величины сечения и построения разверток.
3. Развить пространственные представления, изучить методику построения комплексных трехпроекционных чертежей взаимно пересекающихся геометрических тел.
4. Закрепить знания по выбору главного вида на чертеже детали, по на-значению и графическому выполнению сечений и разрезов, нужных для вы-явления внутренней конфигурации детали.
5. Научиться рационально и компактно располагать изображения на поле чертежа, наносить размеры в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД.
Выполнению расчетно-графических работ должно предшествовать глубокое изучение соответствующих разделов учебно-справочной литературы [1, 2], конспекта лекций и методических разработок.
Номер варианта задания, выполняемого обучающимся, должен соответствовать последней цифре зачетной книжки.
Все задания необходимо выполнять на листах ватмана формата А3 (297 х 420 мм). Основную надпись на листах следует выполнять по ГОСТ 2.104–68.
Изображения на чертежах строят в точном соответствии с размерами, указанными в задании, в масштабе 1:1.
Чертежи (эпюры) следует разрабатывать в определенной последовательности.
1. Продумать компоновку чертежа, ориентируясь на примеры, приведенные в настоящем сборнике. Заданные элементы изображений следует располагать на поле чертежа таким образом, чтобы обеспечивалось примерное равенство свободных промежутков справа и слева, сверху и снизу от изображения; при этом надо учитывать возможность размещения последующих построений. Рекомендуется вначале выполнить графические построения на бумаге в клетку, а затем перенести их на ватман.
2. Оформить тонкими линиями рабочее поле чертежа формата А3: нанести внешнюю и внутреннюю рамки, вычертить основную надпись и дополнительную графу.
3. Выполнить в тонких линиях твердым карандашом все построения, обеспечивая их высокую точность.
Предъявить чертеж преподавателюдля проверки и получения дальнейших рекомендаций.
4. Убрать вспомогательные линии. Обвести чертеж. На листах отметить опорные точки с помощью циркуля-балеринки или специальной линейки (но не «от руки»), обвести линии связи, линии видимого контура, отметить искомые элементы цветным карандашом.
5. Обозначить проекции точек, плоскостей и поверхностей буквами латинского и греческого алфавитов с обязательной упрощенной разметкой их высоты и наклона. Буквенные и цифровые обозначения не должны пересекаться линиями чертежа. В необходимых случаях их следует вынести на полки линий-выносок.
6. Заполнить основную надпись и дополнительную графу, подписать лист с указанием даты разработки чертежа.
Защитить графическую работу, ответив на вопросы преподавателя. Чертеж, принятый (подписанный) преподавателем, сохраняется студентом до конца семестра, а затем включается в подшивку семестровых РГР.
Основная надпись по ГОСТ 2.104–68
Обозначения
1. Плоскости проекции и их поля:
Фронтальная V
Горизонтальная Н
Профильная W
2. Дополнительно вводимые плоскости или плоскости в пространстве:
P; Q; R; S; T.
3. Начало координат, оси координат: o; x; y; z.
4. Точки в пространстве: A; B; C; D….; 1; 2; 3;….
5. Последовательность точек в пространстве А1; A2; A3;….
6. Линии (прямые и кривые) в пространстве, их отрезки АВ; BC; 12; 23;…
7. Углы в пространстве, натуральные величины углов a; b; g;
8. Проекции точек:
Фронтальные а’; в’;…; 1’; 2’;…
Горизонтальные а; в;...; 1; 2;…
Профильные а”; в”;…; 1”; 2”;…
9. Следы прямых, их проекции M; N; m; n; m’; n’; m”; m”;
10. Следы плоскостей:
Фронтальный Pv; Qv;…
Горизонтальный Pн; Qн;…
Профильный Pw; Qw;...
11. Дополнительные обозначения плоскости в пространстве:
P(ABC); Q (ABXBC); R(ABllДС);…
На эпюре: Р (авс; a’в’c’);Q (ав вс; a’ в’ в’ с’);…
12. Плоскость аксонометрических проекций P0
13. Система аксонометрических осей и начало координат: x0; y0; z0; o0
14. Треугольник следов плоскости аксонометрических проекций АВС или
15. Показатели (коэффициенты) искажения по осям H; V; W.
16. Совпадение двух геометрических элементов А= а; АВ=a’ в’;…
17. Взаимная принадлежность двух геометрических элементов;например: точка А принадлежит плоскости Р, mAÌP; mAÉP
18. Параллельность геометрических элементов ||;
19.
Пересечение двух прямых, фигур
20. Результат геометрических построений =
21. Прямой угол: