2.8.1.Общественные финансы
Ключевые проблемы:
– большой объем социальных гарантий, который сложно будет снижать при сокращении доходов, поскольку это приведет к оттоку населения с территории автономного округа;
– снижение прибыли нефтяных компаний – основных налогоплательщиков округа в связи с истощением запасов легкоизвлекаемой нефти и увеличением затрат на нефтедобычу и новым европейским регулированием;
– значительные отклонения фактических показателей исполнения бюджета от плановых;
– старение населения, которое приведет к росту расходов на социальную поддержку, учитывая дополнительные пенсионные обязательства регионального бюджета.
В сложившихся экономических условиях основными ориентирами и приоритетами налоговой, бюджетной и долговой политики автономного округа на ближайшие годы определены сохранение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетной системы автономного округа, создание условий для достижения национальных целей развития Российской Федерации, направленных на повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, обеспечение достойного эффективного труда людей и успешное предпринимательство.
При формировании и реализации бюджетной политики на долгосрочную перспективу необходимо решение следующих основных задач, отражающих долгосрочные приоритеты развития:
1. Создание условий для обеспечения стабильности экономики автономного округа, обеспечения устойчивого социально-экономического развития.
2. Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы автономного округа.
3. Повышение эффективности бюджетных расходов и экономности использования бюджетных средств.
|
4. Дальнейшее повышение эффективности налоговых расходов, отмена неэффективных и невостребованных преференций.
5. Создание условий для повышения качества предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг.
6. Создание условий для стимулирования муниципальных образований к развитию налоговой базы и повышению эффективности бюджетных расходов
7. Обеспечение прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса автономного округа для общества, содействие вовлечению граждан в определение приоритетов бюджетных расходов и оценку эффективности реализации государственных и муниципальных программ.
Ниже в Таблице 7 представлены целевые показатели эффективности управления общественными финансами.
Таблица 7 - Целевые показатели эффективности управления общественными финансами*
Показатель | |||||
Степень качества управления региональными финансами[35] | I | I | I | I | I |
Отклонение исполнения бюджета субъекта Российской Федерации по доходам без учета безвозмездных поступлений и возврата остатков целевых средств в федеральный бюджет к первоначально утвержденному уровню, % | 25,74 | <20,0 | <15,0 | <10,0 | <7.5,0 |
Соотношение недополученных доходов по региональным налогам и по налогу на прибыль организаций в результате действия налоговых льгот, установленных законодательными (представительными) ОГВ субъектов Российской Федерации к общему объему поступивших региональных налогов и налога на прибыль организаций, % | 9,83 | 8,0 | 7,0 | 6,0 | 5,0 |
Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных | |||||
Долгосрочный кредитный рейтинг по национальной шкале | ААА | ААА | ААА | ААА | ААА |
Отклонение утвержденного объема расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год от объема расходов соответствующего года при его утверждении на первый год планового периода в году, предшествующему отчетному году, % | 14,86 | не более 10 | не более 7,5 | не более 7,5 | не более 5 |
Доля стимулирующих налоговых расходов, обусловленных льготами по налогу на прибыль организаций, имеющих положительный совокупный бюджетный эффект, в общем объеме таких налоговых расходов, % | 96,54 | ||||
Доля поселений, на территории которых введено самообложение граждан и (или) осуществляется реализация проектов инициативного бюджетирования с привлечением средств граждан, в общем количестве поселений, % | |||||
Государственный долг, % ВРП | 0,3 | 1,8 | 1,0 | 0,8 | 0,0 |
Государственный долг, % доходов за вычетом бюджетных безвозмездных перечислений, % | 5,6 | 31,8 | 16,2 | 11,1 | |
Отношение годового объема платежей по погашению и обслуживанию госдолга субъекта Российской Федерации к общему объему налоговых, неналоговых доходов субъекта Российской Федерации и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета, % | 1,14 | ||||
Доля расходов на обслуживание госдолга субъекта РФ в общем объеме расходов бюджета субъекта РФ, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, % | 0,51 | <5 | <5 | <5 | |
Объем предоставленных гарантий автономного округа, % доходов бюджета автономного округа |
|
|
*) 2024 и 2036 гг. – в соответствии с Бюджетным прогнозом до 2036 года, а также с учетом предоставления гарантий в размере 10% доходов бюджета (учитываются с 2025 года).
2.8.2. Негосударственные финансы
Ключевые проблемы:
– региональные банки, зарегистрированные в Югре, постепенно теряют долю в общероссийском портфеле кредитов как по физическим, так и по юридическим лицам;
– ухудшение положения небольших компаний, сокращение сектора МСП: стремительное сокращение доли МСП в кредитном портфеле банков на территории Югры, ухудшение качества обслуживания кредитов;
– наблюдается стагнация страхового рынка, что в целом соответствует общероссийской тенденции.
Цель развития сектора негосударственных финансов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре – это обеспечение условий для устойчивого социально-экономического развития автономного округа за счет повышения эффективности использования аккумулированных финансовых ресурсов.
Это определяет стратегические задачи развития отрасли негосударственных финансов в долгосрочном периоде:
– наращивание количества выдачи займов со стороны Фонда «Югорская региональная микрокредитная компания» самозанятым;
– предоставление финансовой поддержки (кредиты, лизинг, займы) начинающим предпринимателям, за счет обеспечения поручительствами региональной гарантийной организации (Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса «Югорская региональная гарантийная организация»);
– наращивание кредитования малого и среднего предпринимательства в общем корпоративном портфеле;
– повышение роли местных банков в портфеле юридических лиц, и в целом на рынке оказания финансовых услуг. Стимулирование расширения возможностей дистанционного банковского обслуживания, выстраивание гибкого проактивного клиентоориентированного взаимодействия с корпоративными клиентами, повышение технологичности процессов;
– наделение югорских кредитных организаций статусом уполномоченного агента по обслуживанию счетов бюджета и реализации социальной политики автономного округа;
– активизация развития рынка НПФ в автономном округе;
– улучшение институциональной среды для развития страхового рынка в автономном округе;
– создание новых и развитие существующих институтов развития в финансовой сфере.
Ниже в Таблице 8 представлены целевые показатели эффективности сектора негосударственных финансов.
Таблица 8 - Целевые показатели эффективности сектора негосударственных финансов