Перспективы научно-инновационного и научно-технологического развития




Комплексный анализ научно-инновационного и научно-технологического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

В современных условиях внимание к технологическому развитию, раскрытию потенциала технологического предпринимательства и человеческого потенциала автономного округа является «окном возможностей» для постоянно скользящего и корректирующего процесса диверсификации региональной экономики.

Принципиально важным положением реализации технологической политики и расширения национальной технологической инициативы (далее – НТИ) как ядра этого процесса является не просто «закачка» финансовых ресурсов в обособленные проекты «хай-тека», что резко увеличивает хрупкость конструкции в целом и разорванность экономической региональной системы. Эти ресурсы должны обеспечивать органичное, материально наполненное перераспределение ресурсов нефтегазового сектора на складывание межотраслевых альянсов внутри автономного округа. В обобщенном варианте речь идет о складывании принципиально новой технолого-экономической политики в автономном округе – на основе управления адаптационным потенциалом региона и формированием спектра возможностей, которые подготовят Югру к любому, сколь угодно неопределенному будущему в отношении цен на углеводородное сырье.

Особенностью Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является то обстоятельство, что процесс технологических изменений разворачивается в многоукладной региональной экономике. Многоуровневая структура включает в себя традиционный сектор (аграрный), аграрно-индустриальный, широкий индустриальный слой, созданный процессом нефтегазового освоения и постиндустриальный, создаваемый на базе информационно-коммуникационных технологий. На всех уровнях определяющим фактором для имплементации идей НТИ являются развитие научно-инновационного потенциала, повышение эффективности мер государственной поддержки в сфере технологий и инноваций. В Стратегии Югры приоритетными направлениями социально-экономического для развития НТИ определены следующие: формирование «умной» экономики, создание условий для повышения конкурентоспособности человеческого капитала. Основываясь на этих положениях в 2016–2020 гг. внимание в автономном округе было уделено решению задач по созданию новых механизмов экономической диверсификации; внедрению технологий бережливого производства; развитию институтов гражданского общества; реализации новой промышленной политики.

Основой реализации НТИ в Югре в 2016–2020 гг. стала созданная развитая система поддержки высокотехнологичных компаний и проектов (см. рис. 7). Ключевая роль в данной системе принадлежит Технопарку высоких технологий Югры. В орбиту его деятельности входят Региональные центры инжиниринга и компетенций в сфере производительности труда, представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Центры поддержки технологий и инноваций и кластерного развития. Основными услугами, стимулирующими развитие в автономном округе, являются более 400 различных направлений поддержки сертификации, проведения исследований, 3D-моделирования, аренды помещений. Резидентами Технопарка в 2020 году являлись 54 инновационные компании (в 2019 году – 43). В 2020 году объем реализованной компаниями-резидентами Технопарка продукции составил 330 млн рублей (в 2019 году – 450 млн руб.); количество вновь созданных рабочих мест составило 82 ед. (в 2019 году – 44 ед.), объем привлеченных резидентами инвестиций, в том числе за счет побед в конкурсах, проводимых Фондом содействия инновациям составил 23 млн руб.

 

Рис. 7. Элементы НТИ в увязке с инновационной инфраструктурой Югры

В завершение первого этапа развития НТИ в Югре следует отметить отлаженные механизмы проведения акселерационных программ. Кроме того, существует постоянный спрос и потребность на расширение научно-образовательных форматов НТИ. Так, например, Югра стала регионом с самой развитой системой детских технопарков. Реализован и ряд других проектов, влияющих на развитие технологий в рамках дорожных карт НТИ.

Что касается механизмов реализации НТИ в части государственного управления, то реализация проектов сосредоточена в следующих государственных программах: «Развитие экономического потенциала»; «Развитие промышленности и туризма»; «Развитие образования»; «Воспроизводство и использование природных ресурсов»; «Цифровое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

В автономном округе ведется работа по структурированию реализации Регионального стандарта НТИ, ключевым элементом при этом должно стать создание Регионального проектного офиса НТИ. Создание благоприятных условий для развития инновационного предпринимательства будет строиться на основе:

– приоритетной финансовой, имущественной и консалтинговой поддержки «техностартеров» и «технопренеров»;

– создания благоприятных условий для ведения бизнеса в сфере обработки и переработки сырья и материалов, в том числе на основе новых разработанных передовых технологий;

– обеспечения условий для капиталовложений в технологические, экологические, организационные, маркетинговые инновации в приоритетных отраслях экономики региона;

– поддержки инвестирования в разработку улучшающих производство технологий;

– развития инновационных партнерских связей между малыми и средними компаниями, региональными органами власти, образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, инфраструктурными организациями.

– развития программ поддержки молодых ученых и специалистов, работающих в автономном округе, для развития потенциала молодежи региона, ее привлечения к научно-исследовательской и инновационной деятельности;

– создание системы инвестиций, поддерживающих начинания научно-творческой молодежи в сфере фундаментальных и прикладных исследований.

Программы НТИ интегрируются в систему дополнительного образования. В автономном округе определено восемь направлений подготовки для школьников, которые будут осуществляться в Югре:

– агробиотехнологии;

– большие данные и искусственный интеллект (ИИ);

– генетика и медицина;

– освоение Арктики и недра Югры;

– экология;

– инженерные технологии;

– дизайн и креативные индустрии;

– технологическое предпринимательство.

Таким образом, в Югре при реализации НТИ сформированы отправные точки, которые уже сегодня генерируют результаты: проекты резидентов Технопарка высоких технологий, наделенного статусом регионального оператора фонда «Сколково»; развитие центров молодежного инновационного творчества. Почти треть реализуемых в Югре научно-технических проектов с окружной поддержкой связано с направлениями, определенными НТИ в качестве наиболее важных и перспективных. Получено более 30 охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности. В настоящий момент интенсификация развития НТИ в Югре связана с дальнейшей имплементацией регионального стандарта НТИ, подключением ко всем научно-технологическим форматам в округе проектного офиса НТИ, расширение кооперации с Западно-Сибирским межрегиональным научно-образовательным центром. Целесообразно также в ближайшее время расширение Реестра высокотехнологичных разработок для координации действий технологических предпринимателей и заказчиков.

Для определения целей, задач и долгосрочных приоритетов научно-технологического развития целесообразно сравнить показатели автономного округа со среднероссийскими показателями, а также по аналогичным показателям среди регионов со схожей (ресурсной) структурной экономики.

Показатель развитости институциональной среды для генерирования инноваций – численность организаций, выполнявших научные исследования и разработки – после небольшого роста до середины 2010-х годов вновь вернулся на уровень на уровень 2005 г. (17 организаций).

Отметим также разнонаправленные тенденции в отношении демографии и обеспеченности автономного округа численностью исследователей. Положительное демографическое развитие автономного округа находится в диспропорции с «демографией» исследователей, так как их доля сократилась за 2005–2019 гг. почти в два раза – с 1,01 до 0,66 на тыс. жителей.

В структуре выполняемых работ автономный округ к числу успехов можно отнести проведение фундаментальных исследований (после 2015 г.). В то же время сократились направления, связанные с прикладными исследованиями и разработками – самыми важными направлениями с точки зрения устойчивого развития НТИ.

Сохраняется одна из наиболее сильных зависимостей (по масштабам региональной экономики) от притока и заимствования передовых производственных технологий. Практически весь период 2005–2019 гг. характеризовался единичными разработками. Суммарная численность новых разработанных технологий за 15 лет составляет лишь 47 единиц (в 2019 г. – 29 из этого перечня). Коэффициент замещения зарубежных технологий отечественными крайне низок и составляет чуть больше 1% (при среднероссийском значение 0,62%).

Для автономного округа характерно падение инновационное активности организаций: до 5 % в 2019 г. вместо 7,5 % в 2010 г. В России в среднем данный показатель колебался вокруг 8–9 %.

Другой обобщенной характеристикой инновационной модернизации выступает удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации. По его значению автономный округ уступает среднероссийским значения в 2 раза (9,5 % вместо 21,6 %).

Тревожной тенденцией последних 15 лет является сокращение доли инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства в общем объеме инвестиций в основной капитал, направленных на реконструкцию и модернизацию, по субъектам Российской Федерации. В Югре она уменьшилась за 2005–2019 гг. почти в 3 % раза – с 28,3 % до 10,1 %.

При этом в автономном округе активно развиваются цифровые технологии. Югра активно преодолевает с помощью развития коммуникационных технологий дисбалансы в пространственном развитии округа через снижение межрегионального цифрового неравенства. По показателю затраты на внедрение и использование цифровых технологий регион превосходит среднестрановой уровень и находится в группе лидеров с двумя арктическими субъектами – ЯНАО и НАО.

SWOT-анализ роли НТИ в Стратегии: через выравнивание технологий во всех сферах и секторах экономики как необходимое сосредоточение для перехода к ресурсной экономике представлен в Таблице 6.

 

Таблица 6 - SWOT-анализ роли НТИ в Стратегии

НТИ Сильные стороны Слабые стороны Угрозы Возможности
Технет Наличие собственных производственных инноваций в условиях местного «притязательного спроса». Глобальный мониторинг инноваций со стороны ресурсных корпораций, работающих на территории округа Возрастание влияния северных условий жизнедеятельности на стадии падающей добычи нефти (усложнение и удорожание производственных процессов) Рассогласование технологических приоритетов с ключевыми предприятиями округа Привнесение и адаптация в округе современных технологических процессов  
Маринет Большая сеть внутренних водных путей, ключевое значение водного транспорта для пассажирских и грузоперевозок Работы речного транспорта в период навигации; изношенность судов; необходимость отвлечения значительных средств на поддержание путей с гарантированными габаритами прохода Дальнейшее сокращение водного транспорта в объеме работы транспортной отрасли округа в условиях конкуренции с другими видами Интенсификация производственных процессов на верфях (ремонтно-эксплуатационных базах) в условиях мировых трендов экологизации водного транспорта, его цифровая трансформация
Энерджинет Запас компетенций в освоении округа по добыче углеводородного сырья   Ярковыраженная монопрофильная специализация, которая является и блокировкой, и основой для развития. Смещение нефтяных запасов в сторону трудноизвлекаемых   Перепады в глобальной нефтяной динамике цен   Реализация мероприятий НТИ с помощью государственно-частного или муниципально-частного партнерства;  
Хелснет Наличие высококвалифицированных кадров, профессиональных школ Недофинансирование первичного звена здравоохранения Отток квалифицированных специалистов Развитие использования местного сырья  
Автонет Развитая качественная дорожная сеть; потенциал развития информационно-коммуникационных технологий Повышенные затраты постоянного поддержания автотранспортной сети регион в рабочем состоянии. возможность природных и техногенных катастроф Отсутствие инвестиций в развития машиностроения Развитие беспилотной доставки грузов
Аэронет Значительные пространства, «созданные» для отработки технологий развития беспилотных летательных аппаратов Отсутствие маркетинговой работы по позиционированию округа в качестве национального полигона Необходимо обеспечить систему страхования грузоперевозок Использование передовых технологических решений в автомобильном, речном и воздушном транспорте
Нейронет Стабильная динамика роста ИКТ-сектора [41] Недостаточное собственное число разработок конкуренция со стороны других уральских и сибирских регионов Использование возможностей нейротехнологий в образовании и медицине
Фуднет Потенциал для развития сферы «Фуднет» (сельское хозяйство, растениеводство и животноводство - новые технологии и развитие переработки) Недостаточная развитость воспроизводственных цепочек биологического сырья Ухудшение экологической обстановки, уменьшение качества исходного сырья Производство качественных, экологических продуктов в рамках стратегии персонализированного питания

 

В целом задачу инновационного и технологического развития экономики Югры целесообразно связать с преодолением эффектов северного удорожания продукции. В этом случае задачи развития НТИ получит конкретное экономическое измерение. Новые рынки, создаваемая продукция должны фиксировать снижение издержек и обеспечение возможности производства в Югре разнообразных видов продукции или облегчать транспортные и логистические затраты на их доставку.

 

Формирование стратегических целей, задач, долгосрочных приоритетов и основных направлений научно-инновационного и научно-технологического развития

Траектория дальнейшего технологического развития Югры заключается в многоуровневой технологической политике: в отношении ресурсных корпораций, находящихся на мировом технологическом фронтире; в секторе других базовых отраслей (лесопромышленный, рыбопромышленный комплексы, строительство, горнопромышленная отрасль) с необходимым динамическим наверстыванием отставания; в формировании новых региональных рынков для применения передовых комплексных северных технологий (производственных и экологических), обеспечивающих не только низкоуглеродное развитие промышленности Югры, но и высокие экологические стандарты качества жизни и постепенное повышение «этажей» преобразования ресурсов (глубокая переработка отходов, инновационные технологии достижения энергоэффективности и т.д.

Будем исходить из предположения, что технологическое развитие экономики региона в ближайшие десять лет будет развиваться по модели трёх «Р»: реиндустриализации, релокализации, резилиентности.

Реиндустриализация в пространстве региона означает качественное увеличение и усложнение базовой югорской промышленности, становление северной модели экономики инноваций о взаимосвязи с зеленой экономикой. Релокализация, означающая постепенное нарастание использование технологий «дома», запуск основных обеспечивающих производств у себя во взаимосвязи с национальным технологическим заделом, стратегию не тотального, но «умного» импортозамещения ключевых продуктов, которые могут стать мультипликаторами для развития обрабатывающей промышленности округа. Резилиентность (шокоустойчивость) с технологической точки зрения будет означать восстановление экономики на принципах широкой встроенности технологий в природу, совместимости, не ведущей к разрушению окружающей среды.

Возможностями реализации НТИ в Югре предполагается обозначить:

– развитие новых технологических решений в традиционной для автономного округа северной ресурсной модели экономики, направленных на достижение устойчивого зеленого развития: гибкой реакции на перспективные климатические изменения, поддержание качества биологической среды и диверсификации ресурсного обеспечения хозяйства;

– качественное улучшение на основе складывающихся рынков НТИ инфраструктуры пространственного развития округа, обеспечивающих продовольственную и транспортную безопасность, повышение обеспеченности собственными материалами (в том числе, с новыми свойствами), потребительской продукцией и товарами инвестиционного назначения;

– выравнивание технологической дифференциации между базовой нефтегазовой отраслью и другими секторами региональной экономики за счет складывания межотраслевых альянсов и поиска совместных решений по всесторонней экологизации региональной экономики как долгосрочный драйвера структурных изменений.

Для этого к числу задач реализации НТИ в автономном округе следует отнести:

– создание рамочных условий для раскрытия творческого потенциала человеческих ресурсов Югры и их профессионального роста с продолжением создания высокопроизводительных рабочих мест приложения их труда;

– получение и коммерциализация новых знаний, полученных в результате межотраслевых проектов базовых и возникающих секторов экономики Югры;

– поддержка всех стадий инновационного цикла за счет укрепления связей между частями инновационной системы автономного округа, повышения восприимчивости региональной экономики и общества за счет сдвига в грантовой поддержке от отдельных предприятий к их группам и научно-производственным альянсам;

– опережающее развитие информационно-коммуникационной, цифровой инфраструктуры, научной, научно-технической и инновационной деятельности с целью увеличения слоя малого и среднего технологического предпринимательства.

Долгосрочные угрозы устойчивому развитию удастся парировать, если приоритетами реализации НТИ в Югры будут определены:

– формирование системы устойчивого воспроизводства интеллектуального капитала;

– выращивание собственных, «укорененных» инженерных школ с северными компетенциями (новые технологии в транспорте, строительстве, АПК и т.д.);

– обеспечение престижа научно-технологической деятельности;

– сближение перспективной структуры потребности региона в кадрах и региональной образовательной системы;

– внедрение системы «контрмагнитов», обеспечивающей потребности региона в квалифицированных человеческих ресурсах для противостояния тенденциям их оттока в другие регионы.

Основными направлениями приложения усилий по реализации НТИ будут являться следующие меры. Во-первых, строительство государственно-частного партнерства в научно-технологической сфере, к которым в округе по причине присутствия вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний есть больше предпосылок. Механизм государственно-частного партнерства может использоваться при строительстве крупных объектов научно-исследовательской инфраструктуры. Также целесообразно применить механизм ст. 262 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей формирование региональных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, создаваемых в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», в сумме не более 1,5 % доходов от реализации.

Ещё одним крупным направлением является принятие специальной программы по технологическому предпринимательству, которая была бы сквозной для всех секторов региональной экономики («надотраслевой»). Окружная политика в области технологического предпринимательства должна строиться на следующих принципах:

– сдвиг государственной поддержки в сторону малого и среднего бизнеса, занимающегося технологическими проблемами модернизации производства, осуществляемой посредством региональных и федеральных институтов развития;

– формирование приоритетных мер поддержки, ориентированных в первую очередь на новых субъектов экономики, занимающихся или участвующих в процессах технологического перевооружения экономики;

– разработка специальных форм поддержки конкурентоспособных производств, регулярно обновляющих собственную технологическую базу;

– формирование преференциальных условий со стороны институтов кредитования по составлению специальных линий для «технологических проектов».

Ещё одно важное направление состоит в раскрытии потенциала на территории округа потенциала технико-внедренческих особых экономических зон, территориальных зон опережающего развития, развития малого инновационного бизнеса под эгидой югорских университетов, профилизации университетских комплексов под отдельные направления НТИ с координации с предпринимательскими сетями.

Значительные резервы связаны с подготовкой перспективного «Атласа профессий Югры» и перспективном формировании регионального рынка труда, сегодня остающегося лишь в балансировках текущей ситуации. Речь идет о лучшей координации структурных подразделений региональных и муниципальных властей по повышению отдачи от профессионального образования и увязки его возможностей с дорожными картами НТИ (в виде специальных модулей, курсов, оснащении новой аппаратурой)[33].

Ключевыми показателями, которые должен достичь Ханты-Мансийский автономный округ – Югра в ходе реализации задач научно-инновационного и научно-технологического развития, будут выступать следующие:

1. Количество организаций, выполнявших научные исследования и разработки, увеличится в 2,5 раза с 17 до 42 к 2036 году и до 50 к 2050 году.

2. Рост численности исследователей составит почти в 6 раз с 1,2 тыс.чел. до 6,9 тыс.чел. к 2036 году и до 10,9 тыс.чел к 2050 году.

3. Уровень инновационной активности организаций с 5% повысится до 43,8% в 2036 году и до 50% в 2050 году

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: