SWOT-анализ инвестиционной сферы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Сильные стороны:
1. Богатейший природно-ресурсный потенциал, включающий крупнейшие в мире месторождения углеводородов, прежде всего нефти и конденсата (около 50 % общероссийских запасов), наличие значительных лесных массивов и водных ресурсов.
2. Лидирующие позиции по целому ряду важнейших характеристик экономического развития, в том числе по среднедушевым показателям валового регионального продукта, объемов промышленного производства, экспорта, частных инвестиций в основной капитал, величине налоговых и иных финансовых перечислений в федеральный бюджет, производству электроэнергии.
3. Присутствие на территории конкурентоспособных на глобальном рынке бизнес-структур, осуществляющих деятельность в сфере добычи и транспортировки углеводородов.
4. Отсутствие зависимости регионального бюджета от федеральных трансфертов. Стабильно высокий уровень собственной бюджетной обеспеченности, позволяющий успешно реализовывать инвестиционные программы в части создания и развития объектов социальной инфраструктуры.
5. Квалифицированные трудовые ресурсы, в том числе, занятые в базовом секторе региональной экономики.
6. Сравнительно высокие доходы домохозяйств и сохраняющаяся относительно высокая доля населения молодых возрастов, определяющие масштабность регионального потребительского рынка и значительный потенциал его роста.
7. Устойчиво высокий уровень инвестиционной привлекательности экономики округа для частных инвесторов, обусловленный стабильным спросом на добываемые в регионе топливно-энергетические ресурсы. Лидирующие позиции по объему внутренних инвестиционных ресурсов региона (прибыли и амортизационных отчислений организаций).
|
8. Наличие современной развитой нормативной правовой базы по вопросам оказания мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в различных сферах.
9. Сложившееся конструктивное взаимодействие исполнительной власти автономного округа с ключевыми субъектами экономической деятельности. Нацеленность исполнительной власти на последовательное наращивание экономического (в т.ч. инфраструктурного, кадрового) потенциала региона на основе поддержания в долгосрочной перспективе деловой и инвестиционной привлекательности.
10. Наличие эффективной системы организации и реализации инвестиционных проектов в рамках действующих информационно-электронных площадок, функционирующих по принципу одного окна.
Слабые стороны:
1. Наметились признаки замедления процесса наращивания инвестиционной активности, что привело к тому, что уже в 2019 году значение индекса прироста физического объема инвестиций находилось в отрицательной зоне.
2. Неустойчивая динамика инвестиционной активности, вызванная, в том числе, геополитическими рисками.
3. Слабая дифференциация инвестиционных потоков генерирует риски устойчивого и сбалансированного экономического развития, особенно в условиях изменения мировой конъюнктуры на сырьевых рынках. Наиболее заметное отставание от средних значений по стране по активности инвестиционных процессов отмечается в округе в следующих видах экономической деятельности:
– обрабатывающие производства;
|
– деятельность в области информатизации и связи;
– сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство;
– торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов;
– деятельность финансовая и страховая;
– деятельность гостиниц и предприятий общественного питания.
4. Значительный уровень дифференциации в части концентрации инвестиций в основной капитал в территориальном разрезе
5. Переход значительной части разрабатываемых месторождений нефти и попутного газа в стадию падающей добычи. Снижение объемов добычи нефти.
6. Суровые природно-климатические условия, предопределяющие высокие издержки производства, ограничивающие возможности внешнего и внутреннего импортозамещения, особенно в сфере АПК.
7. Низкая инвестиционная привлекательность несырьевых секторов экономики.
8. Отмечается снижение разрыва между среднедушевым уровнем инвестиций в основной капитал в Ханты-Мансийском автономном округе и Российской Федерации. Вследствие реализации инерционного сценария к 2050 году он будет нивелировано полностью. Это, в свою очередь, предполагает формирование рисков возможного замедления миграционных потоков и в целом конкурентной привлекательности округа относительно других субъектов Российской Федерации.
9. Относительная удаленность территории округа от основных межрегиональных транспортных магистралей и международных транспортных коридоров. Низкая инфраструктурная обеспеченность, в том числе неразвитая сеть дорог.
10. Среднероссийский уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, недостаточный для компенсации низкой коммуникационной связности территории с очаговым характером расселения и размещения экономической активности.
|
11. Высокая изношенность основных фондов во многих отраслях экономики и социальной сферы.
12. Недостаточно высокие уровни развития малого предпринимательства, характеризующегося невысокой долей занятых на малых предприятиях, и региональной рыночной инфраструктуры, характеризующегося недостаточным (в соотношении с численностью населения) числом предприятий оптовой и розничной торговли, ремонта, гостиниц и ресторанов, финансовой деятельности, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг и др.
13. Крайне низкий современный уровень инновационной активности хозяйствующих субъектов в отраслях экономики (производственные инновации), недостаточное число значимых результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
14. Территориальная концентрация экономической активности преимущественно в восточной части территории автономного округа, резкие диспропорции в социально-экономическом развитии городских и сельских поселений.
15. Недостаточное количество инвестиционных площадок, обеспеченных необходимой транспортной, энергетической, инженерной и иной инфраструктурой.
16. Высокий уровень негативного техногенного воздействия на природные комплексы. Значительное загрязнение окружающей природной среды в районах эксплуатации месторождений углеводородов.
17. Отмечаются признаки снижения вклада инвестиций в основной капитал в прирост валового регионального продукта.
Возможности:
1. Обеспечение высокой инвестиционной привлекательности базового сектора за счет сохраняющихся возможностей поддержания уровня добычи нефти и газа на действующих месторождениях с перспективой поставок на мировой и внутрироссийский товарные рынки, в том числе на основе:
– инновационной модернизации, повышения эффективности и производительности труда за счет использования инновационных технологий, повышения коэффициента извлечения и др.;
– реализации курса Правительства Российской Федерации на снижение налогового бремени товаропроизводителей, включая отрасли топливно-энергетического комплекса, путем внедрения новой системы налогообложения, основанной на финансовом результате компаний.
2. Повышение инвестиционной привлекательности секторов экономики, не связанных с добычей углеводородов, путем осуществления целенаправленной, последовательной и широкомасштабной диверсификация на основе:
– реализации комплекса инвестиционных проектов в отраслях перерабатывающей промышленности, сфере услуг, ЛПК, АПК, а также в инфраструктурном секторе с использованием внутреннего инвестиционного потенциала региона, в том числе, бюджетных средств в качестве катализатора инвестиционных процессов;
– расширения мер поддержки региональных товаропроизводителей в рамках реализации политики «импортозамещения» (предоставления поручительств, гарантий, субсидий, грантов и др., содействия техническому перевооружению, размещения государственного заказа и заказов компаний базового сектора);
– повышения производительности труда, в первую очередь, в отраслях, не связанных с добычей углеводородов, на основе комплексного внедрения принципов и технологий «бережливого производства».
3. Повышение инвестиционной привлекательности высокотехнологичного сектора на основе:
– федеральной поддержки его развития и стимулирования инновационной деятельности;
– реализации предпосылок создания инновационной «умной экономики», освоения производства и увеличения объема и ассортимента конкурентоспособной, наукоемкой и высокотехнологичной продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках;
– формирования научно-инновационного кластера, включая развитие на базе высших учебных заведений сектора инновационно-ориентированного малого предпринимательства путем создания специализированных технопарков, ориентированных на разработку и распространение энерго- и природосберегающих технологий в топливно-энергетическом комплексе и других видах деятельности, в т.ч. адаптированных к использованию в условиях Крайнего Севера.
4. Повышение инвестиционной привлекательности всей территории автономного округа за счет инфраструктурного обустройства на основе:
– существенного улучшения транспортной доступности отдельных районов по мере расширения железнодорожной сети, а также сети автодорог общего пользования с твердым покрытием, в том числе за счет привлечения частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры с использованием механизма государственно-частного партнерства;
– повсеместного создания и развития инфраструктурно-обеспеченных инвестиционных площадок (кластеров, индустриальных парков и промышленных технопарков), создания фундамента сетевой организации экономики на основе кластерной отраслевой и межотраслевой кооперации;
– создания опережающими темпами инфраструктуры ИКТ в отдаленных и труднодоступных районах.
5. Реализация инвестиционной привлекательности сектора услуг путем:
– развития жилищного строительства в целях решения проблем обеспечения жильем, повышения деловой активности и вовлечения средств населения в инвестиционный процесс;
– осуществления проектов строительства объектов инфраструктуры (транспортной, информационно-коммуникационной, социальной и коммунальной), в том числе на основе государственно-частного партнерства.
6. Повышение привлекательности территории автономного округа для бизнес-структур в различных сферах хозяйственной деятельности за счет обеспечения квалифицированными трудовыми ресурсами на основе:
– создания системы подготовки кадров с высшим и средним специальным образованием, в том числе имеющих уникальные конкурентоспособные компетенции с учетом намечаемых к реализации инвестиционных проектов;
– закрепления и привлечения из других регионов Российской Федерации квалифицированных молодых кадров путем оказания государственной (региональной) поддержки созданию новых современных конкурентоспособных производств в различных видах экономической деятельности (в том числе, реализации инвестиционных проектов в сфере высоких технологий), а также создания привлекательных льготных условий обеспечения специалистов комфортабельным жильем (льготные ипотечные кредиты, субсидии на аренду жилья и др.).
7. Повышение уровня деловой и инвестиционной активности на основе всемерной поддержки развития малого предпринимательства путем:
– оказания организационной, инфраструктурной, информационной, финансовой и нефинансовой поддержки, расширения сети отраслевых бизнес-инкубаторов;
– создания благоприятных условий для развития конкуренции, обеспечивающих преимущественное развитие малого предпринимательства в различных сферах, в том числе создание малых предприятий в нефтедобыче.
8. Последовательное улучшение предпринимательского и инвестиционного климата за счет совершенствования регуляторной среды, развития институтов для бизнеса (обеспечение защищенности бизнеса, последовательное снижение административного давления, повышение эффективности организационных механизмов и информационной поддержки бизнеса), оказания содействия межрегиональному и международному сотрудничеству, выставочной деятельности хозяйствующих субъектов.
9. Повышение инвестиционной привлекательности территорий муниципальных образований и сокращение различий в уровнях их социально-экономического развития с целью обеспечения сопоставимых базовых условий жизни, равенства стартовых возможностей, в том числе для осуществления предпринимательской деятельности, за счет:
– создания (на конкурсной основе) и эффективного использования механизма территорий регионального инвестиционного развития (ТРИР), предоставляющих широкий спектр преференций и льгот для бизнеса;
– расширения региональной сети институтов поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности (в частности, представительств Технопарка высоких технологий и пр. как новых центров компетенций в инновационной и инвестиционной сфере);
– осуществления региональной поддержки развития традиционной экономики и традиционного уклада жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, включая государственную поддержку проектов в сфере этнографического туризма и традиционной хозяйственной деятельности через предоставление грантов, а также путем оптимизации процедуры согласования размещения промышленных объектов (в том числе, организаций-недропользователей) и механизма компенсации ущерба с участием представителей коренных малочисленных народов Севера.
10. Повышение инвестиционной привлекательности региона за счет снижения экологических рисков, обеспечения экологической безопасности производства, неистощительного использования природных ресурсов на основе инновационных средств «зеленой» экономики, создания условий для развития на территории автономного округа регионального туристско-рекреационного комплекса.
11. Повышение инвестиционной привлекательности производственного комплекса региона за счет укрепления горизонтальных связей, в том числе, путем повышения степени интегрированности хозяйственного комплекса региона в экономику Уральского федерального округа в результате реализации инвестиционных проектов в топливно-энергетическом комплексе (в частности, создания мощностей по глубокой переработке добываемых углеводородов), развития межрегионального и международного сотрудничества в различных сферах.
12. Повышение инвестиционной привлекательности автономного округа за счет создания эффективной системы управления в сфере инвестиционной деятельности на основе использования проектно-ориентированного подхода (включая создание информационных систем управления проектами инвестиционного развития).
13. Формирование позитивного инвестиционного имиджа автономного округа, разработка системы региональных брендов.
Угрозы:
1. «Сырьевые инвестиции» в дальнейшем могут утратить свой «вес» в противоположность инвестиционным потокам, генерирующихся в обрабатывающих секторах экономики, сфере услуг и т.п. Учитывая, что удельный вес инвестиций в основной капитал в «несырьевой» сфере составляет лишь 16 % от общего объема, формируются риски устойчивого развития округа в условиях возможных конъюнктурных и циклических преобразований в мировой и национальной экономике (вследствие, к примеру, перехода на водородное сырье).
2. Наличие рисков снижения инвестиционной активности в результате:
– развития неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка углеводородов в условиях консервации экспортно-сырьевой модели экономического развития Югры;
– санкционного давления со стороны стран Запада на иностранных инвесторов в условиях нестабильности международной обстановки;
– низкой интенсивности капиталовложений в «несырьевые» сектора экономики;
– недостаточного уровня демографического развития;
– снижения конкурентных позиций округа в сфере превышения доходов относительно среднероссийских значений;
– увеличения негативного воздействия глобальных климатических изменений и их воздействия на условия функционирования и модернизации действующей, а также строительства новой инфраструктуры округа;
– ухудшения экологической ситуации в условиях продолжения политики экстенсивной эксплуатации природно-ресурсного потенциала.
3. Недоучет для региональной экономики системных рисков и негативных последствий продолжительной неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка углеводородов, обусловливающих:
– существенное ухудшение условий финансирования и перспектив реализации стратегических инвестиционных проектов в отраслях топливно-энергетического комплекса;
– возможное ужесточение денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации, ухудшающее перспективы ускоренного развития новых производств и услуг в секторе малого и среднего бизнеса;
– сохранение на длительный период низкого уровня капитализации отечественных компаний в различных видах экономической деятельности, снижающего их финансовые и инвестиционные возможности.
4. Угроза сохранения (усиления) санкционного давления со стороны стран Запада на иностранных инвесторов в условиях нестабильности международной обстановки.
5. Угроза снижения инвестиционной привлекательности базового сектора, усиливающаяся ввиду:
– сохранения высокого уровня налоговой нагрузки на недропользователей, тормозящего освоение трудноизвлекаемых запасов нефти;
– повышения риска ухода из региона нефтегазодобывающих компаний в связи со снижением уровня рентабельности освоения запасов углеводородов и переориентации крупнейших инвесторов на освоение ресурсов за пределами региона;
– повышения риска вывода капиталов корпоративными структурами в другие более привлекательные сферы хозяйственной деятельности (не связанные с основным производством).
6. Риск промедления с решением задачи диверсификации региональной экономики, консервация экспортно-сырьевой модели экономического развития Югры в условиях падающей добычи углеводородов, проявляющийся отсутствием наращивания темпов строительства новых объектов транспортной инфраструктуры, недостаточным развитием новых специализированных инновационно-ориентированных производств и сектора услуг.
7. Риск сохранения низкого уровня рентабельности и инвестиционной привлекательности несырьевых секторов и отраслей экономики в условиях нестабильности глобальной экономики.
8. Риск снижения инвестиционной привлекательности региона за счет обострения социальных проблем, вызванных постарением населения, сокращением кадрового потенциала, обострением проблем занятости (в том числе в моногородах автономного округа). Возникновение и постепенное нарастание миграционного оттока из округа трудоспособного населения, в т.ч. молодых квалифицированных кадров, в другие быстроразвивающиеся и создающие новые привлекательные рабочие места регионы страны с относительно благоприятными природно-климатическими условиями на фоне ожидаемого постепенного сокращения межрегиональных различий в уровне заработной платы.
9. Риск снижения доходов населения и собственных доходов консолидированного регионального бюджета ввиду снижения инвестиционной привлекательности базового сектора.
10. Риск заметного сокращения бюджетных возможностей округа, имеющий следствием:
– ограничения для проведения эффективной внутрирегиональной политики по обеспечению устойчивого и сбалансированного развития в муниципальных районах и городских округах, создания объектов здравоохранения, образования и жилищно-коммунального хозяйства за счет бюджетных средств;
– возможное «проседание» масштабного бюджетного сектора автономного округа, характеризующегося значительной численностью занятых, низкой производительностью труда, а также сформировавшимися в условиях благоприятной конъюнктуры на продукцию базового сектора «ожиданиями» относительно масштабного использования бюджетных средств для решения социальных задач.
11. Риск увеличения негативного воздействия глобальных климатических изменений на условия функционирования и модернизации действующей, а также строительства новой региональной (транспортной, энергетической, социальной, инженерной) инфраструктуры с учетом качественной трансформации состояния вечной мерзлоты, обусловливающий удорожание реализации инвестиционных проектов.
12. Риск снижения инвестиционной привлекательности за счет ухудшения экологической ситуации в условиях продолжения политики экстенсивной эксплуатации природно-ресурсного потенциала, недостаточного использования в процессе производства экологичных, природосберегающих технологий, ограниченности комплекса неотложных мер по резкому снижению масштабов загрязнения окружающей среды и восстановлению нарушенных в результате хозяйственной деятельности природных ландшафтов.
Цели, задачи и долгосрочные приоритеты (перспективы развития)
Стратегическая цель: повышение инвестиционной привлекательности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, обеспечивающее диверсификацию инвестиционной активности в соответствии с приоритетами шестого технологического уклада.
Задачи:
1. Повышение доступности финансовых ресурсов, совершенствование финансовых механизмов поддержки предпринимательства; стимулирование развития предпринимательства в инвестиционно-финансовой сфере (включая субъекты МСП).
2. Создание новых и развитие имеющихся объектов инновационно-инвестиционной инфраструктуры поддержки предпринимателей (включая субъекты МСП).
3. Создание и развитие во всех муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры структурных подразделений по развитию предпринимательства и привлечению инвестиций.
4. Формирование и ежеквартальная актуализация инвестиционного меморандума МСП Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
5. Проработка набора мер сопровождения привлечения инвестиций для реализации проектов субъектов МСП.
6. Обеспечение реализации максимально полного набора механизмов поддержки (финансовой, инфраструктурной, социальной) экспорта.
7. Развитие альтернативных источников финансирования предпринимательских инициатив (краудфандинг, венчурное финансирование, государственное кредитование стартапов и пр.).
8. Стимулирование развития предпринимательства в инвестиционно-финансовой сфере и сфере профессиональных услуг.
9. Повышение качества и доступности инвестиционной инфраструктуры и фондов.
10. Стимулирование развития инвестиционного рынка и повышение доступности инвестиционных ресурсов.
11. Обеспечение качественного сопровождения инвестиционного развития со стороны органов государственной и муниципальной власти.
12. Обеспечение лидерства в применении инновационных методов и инструментов инвестиционного развития.
13. Обеспечение равного доступа к природным ресурсам в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов.
14. Совершенствование финансовых механизмов инвестиционной системы; обеспечение стимулирования участников инвестиционного процесса, реализующих приоритетные инвестиционные проекты; расширить перечень инструментов государственной поддержки.
15. Стимулирование системы финансирования инноваций. Развитие рынка венчурных инвестиций.
16. Стимулирование развития действующих и создания новых объектов инновационно-инвестиционной инфраструктуры (зоны развития, индустриальные парки и технопарки).
Ключевые приоритеты инвестиционного развития [31]
Приоритизация инвестиционных направлений, соответствующих шестому технологическому укладу развития мировой экономики, представлена в Таблице 4.
Таблица 4 - Эволюция приоритетов инвестиционного развития экономики Югры
Текущие приоритеты развития | Приоритеты развития до 2036 года («Умная» экономика) | Приоритеты развития до 2050 года («Зеленая» экономика) |
1. Высокая концентрация на добычу и переработку углеводородного сырья 2. Лесопромышленный комплекс, в т.ч. экспорт первичного сырья. 3. Умеренное развитие промышленности строительных материалов. 4. Машиностроение. 5. Развитие инфраструктуры. 6. Развитие традиционных видов сельского хозяйства. | 1. Высокая концентрация на добычу и переработку углеводородного сырья 2. Лесопромышленный комплекс, в т.ч. экспорт первичного сырья, умеренное масштабирование производств конечной продукции с высокой добавленной стоимостью. 3. Интенсивное развитие промышленности строительных материалов. 4. Машиностроение. 5. Развитие инфраструктуры. 6. Запуск проектов в сельском хозяйстве с использованием новых технологий производства сельскохозяйственной продукции в условиях Севера (Сельское хозяйство 6.0). 7. Цифровая трансформация социоэкономической среды. 8. Интенсивная фаза роста инновационного потенциала округа (развитие высшей школы). 9. Интеграция инфраструктуры округа в Северный морской путь. 10. Масштабная цифровая трансформация в государственном секторе, сфере предпринимательства | 1. Умеренная концентрация на добычу и переработку углеводородного сырья 2. Лесопромышленный комплекс, в т.ч. экспорт первичного сырья, максимальноемасштабирование производств конечной продукции с высокой добавленной стоимостью. 3. Активное развитие промышленности строительных материалов. 4. Машиностроение. 5. Развитие инфраструктуры. 6. Развитие агропромышленного комплекса округа с учетом новых технологий производства сельскохозяйственной продукции в условиях Севера Сельское хозяйство 6.0). 7. Цифровая трансформация социоэкономической среды. 8. Активная фаза роста инновационного потенциала округа (развитие высшей школы, технопарков, прироста доли инновационной продукции). Стратегия технологического лидерства 9. Наращивание процессов интеграции инфраструктуры округа в Северный морской путь. 10. Реализация цифрового потенциала на уровне не менее 50% (для справки: в Европе текущее значение 20 %). 11. Активное использование механизмов репутационной экономики на международных и национальных глобальных информационных платформах. 12. Ориентация на водородную, зеленую экономику и запуск новых технологических производственных циклов. |
Ключевыми показателями, которые должен достичь Ханты-Мансийский автономный округ – Югра в ходе реализации Инвестиционной стратегии, являются:
1. Ежегодный объем инвестиций в основной капитал увеличится в 2,5 раза и к 2036 году составит 2 646,6 млрд руб., а к 2050 году – 3341,3 млрд руб.
2. Удельный вес инвестиций в основной капитал к 2036 году составит 26,8 %, а к 2050 году – 29 %.