Лесопромышленный комплекс




Ключевые проблемы комплекса:

– географическая удаленность региона от основных центров переработки древесины и потребителей;

– неблагоприятные природно-климатические условия;

– истощение наиболее продуктивных и доступных в транспортном отношении лесных массивов, возникшее в результате нерационального лесопользования;

– высокая степень износа техники и оборудования;

– внеконкурентоспособная продукция;

– недостаток квалифицированных кадров;

– слабое транспортно-инфраструктурное развитие отрасли;

– технологические и производственные ограничения;

– низкая предпринимательская активность и финансовая неустойчивость;

– низкая степень комплексообразования и кооперации.

Стратегическая цель – формирование эффективного лесопромышленного комплекса как отрасли специализации региона, которая будет иметь заметный удельный вес в экономике, участвовать в вывозе в другие регионы страны и на экспорт готовой продукции значительной степени переработки и с высокой добавленной стоимостью, а также обеспечит «устойчивое развитие» всего региона за достижения баланса между потреблением лесных ресурсов и их воспроизводством.

Таким образом, в рамках стратегической цели выявляются две взаимосвязанные друг с другом цели второго уровня:

– в области лесозаготовительной и деревообрабатывающей деятельности, которые рассматриваются в едином комплексе;

– в области лесоводства, защиты, сохранения и воспроизводства лесных насаждений.

В области лесозаготовки и деревообработки основная цель – создать полный комплекс лесопромышленного производства, в том числе по выпуску технологичной конкурентоспособной продукции ЛПК на территории Югры за счет эффективного использования собственной сырьевой базы, что позволит региону стать крупным самостоятельным игроком на сибирском и уральском рынках лесопродукции России, а также расширить своё присутствие на международных рынках.

Для достижения данной поставленной цели требуется решить ряд стратегических задач:

– развитие сети лесных и лесовозных дорог, в том числе круглогодичного действия;

– сокращение потерь от неиспользования заготовленной древесины: решение проблемы реализации леса, заготовленного при обустройстве нефтяных месторождений и строительстве транспортно-инжирной инфраструктуры.

– загрузка существующих мощностей с последующим их увеличением в части инновационной, современной и уникальной продукции (термомодифицированная древесина, древесные пластики, древесно-полимерные композиты, биотопливо, целлюлоза для химической промышленности и наноцеллюлоза для легкой промышленности), создание новых мощностей в области деревообработки, бумажного производства и увеличение глубины переработки древесины, в том числе с помощью инновационных технологий;

– повышение предпринимательской активности в отрасли в части производства пиломатериалов и товаров народного потребления из дерева (мебель, утварь, столярные изделия) за счет стимулирования данной деятельности мерами субсидирования, льготирования, предоставления грантов, снижением кредитных ставок, льготного предоставления имущественных комплексов (в том числе на базе формирующихся инвестиционных площадок), а также более активной информационной работы и консультационной помощи;

– развитие малого лесного предпринимательства, в том числе лесного фермерства во всех лесных муниципальных районах автономного округа, малонаселенных и удаленных населенных пунктах (где оно может рассматриваться как социальное предпринимательство);

– создание условий для внутрирегиональной кооперации, консолидации и коллаборации предприятий, обеспечение комплексообразования в отрасли, в том числе со смежными направлениями. Наиболее приемлемое решение данной задачи – формирование территориальных лесопромышленных кластеров, в рамках которых будут создаваться точки концентрации предприятий ЛПК и вырабатываться различные стратегии поддержки их развития.

Стратегические задачи в области сохранения и защиты лесов, лесовосстановительных работ:

– информатизация в лесном хозяйстве, которая предусматривает коренную модернизацию всех имеющихся информационных систем в лесном хозяйстве, их взаимную интеграцию и обмен данными как с информационными системами иных органов государственной власти, так и с системами, используемыми бизнес-сообществом;

– защита лесов от пожаров и вредителей, предотвращение и ликвидация незаконных рубок, обеспечение рубок ухода;

– продолжение работы по реализации проекта по внедрению на базе современных методов модели интенсивного использования и воспроизводства лесов;

– совершенствование арендных отношений, в том числе в части упрощения процедур расторжения договоров аренды лесных участков с лицами, допустившими нарушения лесного законодательства;

– разработка требований об обязательном оснащении лесозаготовительной и лесовозной техники специальными техническими средствами (ГЛОНАСС), обеспечивающими контроль за движением такой техники в автоматическом режиме, и введение ответственности за нарушение указанного требования;

– обеспечение проведения компенсационного лесовосстановления путем внедрения современных методов интенсивного лесопользования и лесовосстановления, внедрение модели интенсивного использования и воспроизводства лесов с разработкой лесохозяйственных нормативов по выделенным лесным районам;

– развитие лесной инфраструктуры (лесных дорог), внедрение технологий быстрого выращивания древостоев с заданными характеристиками;

– изменение подхода к проведению работ по лесовосстановлению – обеспечение гарантированного лесовосстановления и лесоразведения до момента отнесения земель к землям, на которых расположены леса;

– увеличение доли лесных культур, созданных с использованием посадочного материала с закрытой корневой системой;

– развитие материально-технической базы путем обеспечения модернизации парка лесохозяйственных машин и оборудования.

С целью реализации Стратегии предусматривается пространственная реструктуризация лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Пространственно-функциональная модель будущего лесопромышленного комплекса будет состоять из трех лесопромышленных районов:

– западного: основной центр сосредоточится в Советском, Октябрьском районах и городском округе «Город Нягань», а также двух субцентров: северо-западного (Белоярский, Березовский районы), юго-западного (Кондинский район, городской округ «Город Урай»). Ось данного района уже формируется по линии Нягань – Малиновский, а также в процессе трансформации находится дополнительная ось Урай – Междуреченск – Мортка – Куминский. Это основная производственная зона и основной лесозаготовительный район, который расширит свои мощности и специализацию, увеличит ассортиментное разнообразие выпускаемой продукции;

– восточного: вокруг крупнейших городов Сургут – Нижневартовск – Нефтеюганск с прилегающими территориями. В основе его развития – агломерационный эффект, максимальная концентрация населения и рынка, инновационность, расширение научно-образовательного и исследовательского потенциала, максимизация предпринимательской активности, ориентация на потребителя и новации;

– центрального: Ханты-Мансийский муниципальный район, г. Ханты-Мансийск. Его основная функция – обеспечение связи и гомогенности экономического пространства. Здесь смогут развиваться производства на потоках, экологически чистые производства, инновационные производства в области комплексной (композитной) продукции, а также на переработке отходов и вторичной древесины.

В ходе реализации Стратегии в лесопромышленном комплексе будут достигнуты следующие ключевые показатели:

1. Производство древесины необработанной составит в 2036 году 6 млн.куб.м., в 2050 году – 8 млн.куб.м.

2. Производство пиломатериалов составит в 2036 году 593 тыс.куб.м., в 2050 году – 716 тыс.куб.м.

 

Строительный комплекс

Ключевые проблемы комплекса:

– приближение сроков окончания приемлемой эксплуатации жилого фонда, созданного в конце 1960-х – начале 70-х годов;

– отсутствие развитой инженерной инфраструктуры для перспективного строительства во многих городах;

– значительное отставание строительства социально значимых объектов (детские сады, разного рода специализированные учреждения);

– сезонные проблемы в транспортной отрасли;

– климатические условия, ограничивающие интенсивность строительства;

– слабый уровень развития рыночных отношений в строительном комплексе.

Цель –формирование строительного комплекса как ведущей отрасли инновационной экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, обеспечивающее устойчивое и рациональное развитие территории округа, создание безопасных, благоприятных условий жизнедеятельности населения и рост человеческого капитала.

Основные направления и задачи развития строительного комплекса:

- развитие всех составляющих строительного комплекса (База. Кадры. Управление);

- развитие жилищного строительства высокого качества, формирующего жилую среду, благоприятную людям (Инфраструктура. Равный доступ. Качество);

- развитие дорожного строительства и инфраструктуры, опережающей развитие инновационного транспорта (Великий транспортный путь: «От Атлантики до Тихого». «Самарово»: Широтно-долготная транспортная решетка);

- промышленное обеспечение строительного комплекса (Механизация. Автоматизация);

- формирование промышленности строительных материалов, как лидера экономики региона и основы развития строительного комплекса;

- развитие «зеленого строительства». (От зеленого дом – к зеленому городу. От зеленого города – к smart-городам);

- развитие и формирование строительной науки и образования (Среда дружественная детям. От песочных замков к городам будущего. Брендирование территорий).

В ходе реализации Стратегии в строительном комплексе будут достигнуты следующие ключевые показатели:

1. Объем ввода жилья в 2030 году достигнет 1512 тыс. кв. м., в 2036 году – 1833 тыс.кв.м. и 2050 году – 2755 тыс.кв.м.

2. Общая площадь введенного ежегодно жилья, приходящаяся в среднем на одного жителя, составит в 2030 году 0,82 кв.м., в 2036 году – 0,95 кв.м. и в 2050 году этот показатель составит 1,26 кв.м. (справочно: в 2020 году – 0,6 кв.м.).

3. Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств составит в 2030 году 80%, а в 2050 году достигнет 90%.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: