Взаимодействие органов государственной власти автономного округа с гражданским обществом направлено на создание условий для эффективного развития региона, в том числе через вовлечение граждан, некоммерческих организаций и бизнес-структур в реализацию национальных целей развития, потенциала территории.
Гражданское общество Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обладает рядом специфических черт, обусловленных северной спецификой региона, особенностями условий и историей его развития.
Основными особенностями социально-экономического развития региона, в которых проходило становление современного гражданского общества, являлись:
– многонациональный состав жителей, за счет высокого удельного веса прибывшего населения и наличия коренных малочисленных народов Севера;
– относительно высокий уровень жизни населения региона;
– преобладание нефтегазового сектора экономики, его определяющая роль в общественной жизни;
– преимущественно городское население (примерно 92 %), и поэтому проблемы, которые решали НКО, были в основном проблемами городского населения;
– сложнопостроенность субъектов Федерации Тюменской области, что влекло за собой проблемы во взаимоотношениях региональных и муниципальных органов власти, общественных организаций Югры с территориальными федеральными структурами, что в определенной степени негативно отражалось на активности общественных институтов округа.
Ключевые проблемы и факторы, сдерживающие развитие гражданского общества:
– сложившаяся система управления, где местные власти больше зависят от вышестоящих органов государственной власти, нежели от граждан;
|
– несмотря на подробную законодательную регламентацию политических форм воздействия, имеются некоторые законодательные пробелы, во многом препятствующие деятельности институтов гражданского общества на муниципальном уровне;
– отсутствие прочной финансовой базы для гражданской активности, экономическая слабость муниципальных образований;
– недостаток и нестабильность источников финансирования деятельности НКО; проблема слабой инфраструктуры для осуществления деятельности НКО, как и отсутствие условий для формирования ресурсов НКО, недостаточность кадровых ресурсов и низкий профессионализм работников.
Целью стратегического развития гражданского общества является выработка комплексной системы вовлечения институтов гражданского общества в решении актуальных задач социально-экономического развития, во взаимодействии с органами государственной и муниципальной власти и организациями коммерческого сектора.
Достижение стратегической цели возможно путем реализации следующих направлений:
– обеспечение открытости государственного и муниципального управления для повышения качества принимаемых решений и достижения баланса интересов;
– расширение участия институтов гражданского общества в принятии государственных решений, в том числе через развитие различных форм их участия в государственных структурах, осуществляющих процесс принятия таких решений (через использование технологии краудсорсинга на базе цифровых платформ и пр.);
– создание системы мотивации при привлечении экспертов и активных граждан к краудсорсинговым проектам, а также членов Общественной палаты и общественных советов Югры;
|
– создание системы стимулирования активных граждан по участию в процессах инициативного бюджетирования на муниципальном уровне;
– применение практики включения активных граждан в кадровые резервы для замещения должностей государственной и муниципальной службы, а также возможность получения дополнительного и специального образования за счет средств соответствующего бюджета;
– увеличение числа государственных услуг, осуществляемых через негосударственные организации, в том числе и НКО, а также иные институты гражданского общества;
– расширение сферы гражданского контроля за всеми направлениями функционирования государства;
– усиление роли институтов гражданского общества в аналитической и экспертной видах деятельности (экспертиза принимаемых нормативно-правовых актов, иных решений на уровне государства и пр. на основе использования Big Data и их интеллектуального анализа;
– все большее применение онлайн-технологий для реализации демократических процессов (голосования и пр.).
С целью повышения эффективности экономических форм воздействия институтов гражданского общества на органы местного самоуправления необходимы следующие решения:
– законодательно определить возможности общественного контроля за порядком расходования органами местного самоуправления дотаций, субсидий и субвенций, предоставляемых Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
– в федеральном законодательстве целесообразно предусмотреть возможность проведения общественной финансовой экспертизы в области бюджетного планирования, процедур закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд и др.