Перспективы развития малого и среднего предпринимательства, в том числе социального предпринимательства




Оценка социально-экономического состояния предпринимательского сектора Югры

По рейтингу регионов России по вовлеченности населения в малый бизнес в январе-сентябре 2020 года автономный округ занимал 55 место (после Тюменской области – 10 место и впереди Ямало-Ненецкого автономного округа – 68 место); в 2019 году – 56 место – а по поддержке социального предпринимательства – первое место в стране.

В 1995 году была принята первая программа автономного округа поддержки малого бизнеса. Тогда же начали создаваться первые элементы современной инфраструктуры поддержки малого бизнеса – был учрежден Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции (теперь Фонд поддержки предпринимательства), который стал вести программы обучения предпринимательству, предоставлять прямую и косвенную (через поручительства и др.) финансовую поддержку малому бизнесу. Последующие программы, действующие до середины нулевых годов, были рассчитаны на два года. В этот период в Югре возникли филиалы Фонда поддержки предпринимательства автономного округа в муниципальных образованиях. Как дочка Фонда возникла ОАО «Югорская лизинговая компания», для помощи предпринимателям в приобретении основных средств производства. В 2002 году в Югре был создан окружной бизнес-инкубатор для начинающих предпринимателей.

С 2004 года увеличился срок действия окружных программ поддержки предпринимательства, что свидетельствовало о стабилизации условий деятельности малых предприятий (исчезла необходимость ежегодно корректировать условия и объемы предоставления господдержки). Этот период, на фоне предыдущих лет, охарактеризовался ростом числа фирм и занятых на малых предприятиях.

В эти годы происходила диверсификация элементов инфраструктуры поддержки окружного предпринимательства: в 2007 году внутри Фонда поддержки предпринимательства был создан гарантийный фонд для предоставления обеспечения по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства (программа «Гарантия»); в 2008 году были созданы Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства, «Технопарк высоких технологий»; в 2010 году – Фонд микрофинансирования.

Самые благоприятные по условиям развития предпринимательства были 2010–2014 годы. И неслучайно именно в этот период внутри предпринимательского сектора шла активная диверсификация по направлениям: обособление предпринимательства на молодежный, социальный, женский, экспортно ориентированный, инновационный малый бизнес, что отразила новая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011–2013 годы и на период до 2015 года», нацеленная на повышение роли малого и среднего предпринимательства в экономике Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В этот период были обозначены новые долгосрочные приоритеты в государственной поддержке предпринимательства Югры – молодежное и социальное. И всего через несколько лет этот акцент господдержки конвертировался в первые места автономного округа в общероссийских рейтингах по поддержке развития молодежного и социального предпринимательства.

Дальнейшая диверсификация инфраструктуры окружной поддержки предпринимательства была связана с созданием в 2013 года на базе Фонда поддержки предпринимательства Центра инноваций социальной сферы (ЦИСС), который был нацелен поддержать новое направление поддержки социального предпринимательства, понимаемого в условиях Севера исключительно широко.

Политика перехода к подпрограммам поддержки предпринимательства внутри более крупных программ социально-экономического развития автономного округа была реализована в 2014 году, когда была принята государственная программа «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014–2020 годы.

Последний этап в развитии системы господдержки регионального предпринимательства был открыт в 2018 году, когда была принята государственная программа «Развитие экономического потенциала», включающая в себя подпрограмму IV «Развитие малого и среднего предпринимательства». Она отразила современные реалии существования достаточно диверсифицированной инфраструктуры поддержки предпринимательства, краеугольными камнями которой являются Фонд поддержки предпринимательства Югры, Фонд «Югорская региональная микрокредитная компания», фонд «Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Югры».

Анализ объемов средств поддержки югорского предпринимательства в последние годы позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, лучшими годами поддержки с точки зрения объемов финансовых ресурсов были 2011–2014. В этот период общий объем средств, направленных в округе на развитие предпринимательства, доходил до
6–6,7 млрд рублей, что составляет в среднем около 150 000+ рублей на одно предприятие в год в ценах 2011–2013 годов (то есть более 200 000 рублей в ценах 2021 года). Для среднего российского региона это просто беспрецедентный уровень поддержки. Во-вторых, в последние годы размер поддержки сократился примерно в два-три раза, прежде всего за счет уменьшения объемов помощи со стороны федерального бюджета и размеров привлеченных средств. В-третьих, все еще значительной остается доля безвозвратных, грантовых форм поддержки. Необходим постепенный переход к росту доли возвратных и более значительных форм поддержки местного предпринимательства (под залог, гарантии и другие обусловленные формы кредитования).

Условия для развития югорского предпринимательства всех видов (микро, малые, индивидуальные, средние) в последние пять лет стали жестче. Дополнительным бременем стала пандемия коронавируса, которая существенно ухудшила все количественные показатели развития бизнеса

Анализ временных рядов данных по развитию малых предприятий Югры за последние 20–25 лет позволяет сделать несколько выводов. Налицо количественный рост предпринимательского сектора Югры. Однако средний размер малого предприятия за годы статистического наблюдения уменьшился почти в два раза, что нужно оценить безусловно негативно: количественное расширение слоя малых и микропредприятия не сопровождалось их качественным укреплением, внутренним ростом, повышением их жизнестойкости – внешний экстенсивный рост преобладал над внутренним качественным ростом. Лишь в последние пять лет мы наблюдаем тенденцию медленного роста среднего размера фирмы (с 3,6 до 4,6 человека на одном предприятии).

С 2008 по 2012 год наблюдался непрерывный рост среднесписочной численности работников сектора малого предпринимательства (включая микропредприятия) с 67,5 до 102,9 тысячи человек. Этот рост сменился спадом до 2014–2015 годов, затем локальным пиком в 101,3 тысячи человек в 2017 году и новым спадом в 2018–2019 годах. То есть получается, что ядро постоянно работающих в малом бизнесе занятых последние годы сокращается примерно на 2 000 человек в год. Тенденция отчасти нейтрализуется за счет привлечения (видимо, в возрастающих масштабах) договорников и совместителей – как способ экономии издержек бизнеса в более жесткой, чем ранее, внешней среде.

Среднемесячная заработная плата в реальном выражении (в постоянных ценах 2010 года), достигнув максимума в 2010 году, в последующем сокращалась; лишь в последние пять лет наблюдается ее рост, однако в реальном выражении уровень «золотого» 2010 года все равно не достигнут.

Ситуация с объемом инвестиций в 2013–2016 годах была просто катастрофической. Лишь с 2017 года намечается подъем объемов инвестирования малыми предприятиями. Но и значения 2017–2018 годов ниже пикового показателя 2010 года.

Три четверти всех малых фирм Югры приходятся на организации торговли, операций с недвижимым имуществом, строительные, транспорта и связи. Нужно отметить существенное снижение числа строительных фирм с 2005 года (возможно, что некоторые из них переквалифицировались в средние или индивидуальные предприятия). С другой стороны, число предприятий в транспорте и связи, операциях с недвижимостью, наоборот, в этот период увеличивалось.

Во следующей группе находится более 12 % югорских фирм – это обрабатывающие производства, фирмы гостиничного и ресторанного бизнеса, фирмы, которые оказывают коммунальные, социальные и персональные услуги. К сожалению, доля фирм обрабатывающей промышленности на протяжении последних 15 лет постоянно сокращается.

Еще одну группу, в которую входит менее 7,5 % югорских фирм, формируют фирмы социальных услуг, финансовые, фермерские хозяйства и др. Ввиду доминирования крупных корпоративных структур в добывающем секторе Югры и конкуренции завозимого продовольствия с продукцией местных фермеров доля добывающих фирм и сельскохозяйственных фирм «застыла» на предельно низком уровне.

В последние 15 лет оборот малых предприятий Югры вырос более чем в десять раз в текущих ценах в постоянных ценах 2005 года – примерно в пять раз. Почти половину всего оборота обеспечивают предприятия торговли, и эту «квазимонополию» следует оценить негативно. Очень скромна теперь роль строительных фирм в общем обороте малого бизнеса, которые в 2005 году в нем доминировали; постоянно растет, но тем не менее мала доля фирм транспорта и связи (около 11 %). Безусловно негативно следует оценить постоянное уменьшение доли фирм обрабатывающей промышленности в общем обороте.

Число индивидуальных предпринимателей округа в последние годы составляет около 28 тысяч (рост незначительный). В этом секторе занято более 70 тысяч человек. Основная выручка, размер которой составил в 2019 году около 240 млрд рублей, формируется в основном в торговых предприятиях (более 82 %), затем, со значительным отставанием, на предприятиях транспорта и связи (более 6,5 %), операциях с недвижимым имуществом (более 5 %) и др.

Ключевые проблемы развития малого и среднего бизнеса округа:

– потенциал присутствия нефтяных компаний в автономного округе для развития местного предпринимательства, в первую очередь социального, недоиспользуется;

– отсутствие дифференциации форм и условий поддержки малого бизнеса в зависимости от экономического потенциала муниципальных образований (округ имеет беспрецедентные различия между муниципальными образованиями);

– отсутствие системы поддержки предпринимательства в сфере добычи, производственного предпринимательства;

– недостаточность инвестиционной активности и инновационного вектора развития предпринимательства.

 

Цели, задачи, долгосрочные приоритеты развития малого и среднего бизнеса Югры

Цель, сформулированная в отчете 2016 года, создание предпринимательского региона в Ханты-Мансийском автономном округе, исходя из реалий вызовов инновационной модернизации и диверсификации Югры как стареющей нефтяной провинции, – сохраняет свою актуальность. Данная цель предполагает решение нескольких задач:

– стимулирование развития инновационного предпринимательства в производственном сервисе, бизнесе в лесопромышленном, агропромышленном комплексе Югры, строительстве, транспорте, туризме и других распространенных неторговых видах предпринимательской деятельности;

– всемерное содействие подключению к поддержке предпринимательства, прежде всего социального, ресурсов корпоративных структур, работающих в автономном округе, в форме программ и проектов корпоративной социальной ответственности;

– совершенствование инфраструктуры поддержки и нормативно-правовой базы для расширения и укрепления институтов предпринимательского региона как образа жизни десятков тысяч жителей Югры.

 

Предложения и меры развития малого и среднего бизнеса в округе

В автономное округе за последние 20 лет уже создана достаточно диверсифицированная система государственной поддержки предпринимательства. Однако в ней отсутствуют «мостовые структуры», которые увязывали бы корпоративную социальную ответственность крупнейших нефтегазовых компаний России, которые работают в Югре, со структурами и мероприятиями государственной поддержки предпринимательства, в том числе социального. Отсутствие такой интеграции сказывается во всех сферах предпринимательского движения, создает фрагментацию общей системы его поддержки в автономном округе. Поэтому приоритетное предложение по развитию действующей системы господдержки – это внедрить в нее элементы государственно-корпоративного, муниципально-корпоративного партнерства в существенно большей степени, чем сейчас.

Сегодня акцент в поддержке в автономном округе поставлен на упрощение трудного входа на северный рынок новых предпринимателей из числа безработных, высвобожденных работников, новых мигрантов, представителей молодежи, коренных малочисленных народов Севера. Это абсолютно правильно, но недостаточно.

Рост слоя предпринимателей и занятых в малом бизнесе должен идти не только за счет экстенсивного наращивания самих структур, но и за счет того, чтобы внутри этих структур поощрялся рост размера предприятия. Анализ статистики среднего размера фирмы малого бизнеса показывает, что как раз количественный рост предприятий многие последние годы сопровождался уменьшением размера, то есть «истощением» жизнестойкости местного малого бизнеса. Поэтому борьба за рост среднего размера югорской фирмы, за переход микропредприятия в разряд малого предпринимательства, а малого – в разряд среднего, очень важен и должен быть отражен как особый приоритет государственной поддержки в новых нормативных правовых документах округа и муниципальных образований.

Во-вторых, это приоритет молодежного (и «возрастного») предпринимательства и популяризации предпринимательства в местном сообществе. Здесь критично движение наставничества, чтобы старшие по возрасту и опыту предприниматели передавали навыки управления бизнесом, в том числе и готовили себе смену в виде молодых начинающих предпринимателей. Сегодня эта связь поколений предпринимателей не налажена в большинстве муниципальных образований округа, а ее нужно поощрять, в том числе и специальными мерами поддержки наставников-предпринимателей.

В-третьих, это приоритет социального предпринимательства, в котором окружные власти справедливо видят драйвер развития местного предпринимательства в целом. Сегодня есть специфика видов деятельности, входящих в понятие социального предпринимательства, по муниципальным образованиям, но этого недостаточно. Необходима существенно большая вариация по времени критериев отнесения к социальному предприятию, даже в одном муниципальном образовании нужно обеспечить ежегодное уточнение критериев и их корректировку – в зависимости от потребности и реальных приоритетов местного развития.

В-четвертых, это приоритет мониторинга за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Югры в целях определения потребностей населения в услугах и товарах и формирования востребованных бизнес-ниш, а также для определения текущих потребностей предпринимателей в господдержке.

Еще один приоритет – это стимулирование модернизации среднего и малого предпринимательства, поощрение ускоренного обновления основных средств инструментами не только прямой господдержки, но и налоговых льгот (по местным и региональным налогам). Пока это направление отдельно «не прослеживается» в документах окружной господдержки.

Налоговая система для малого предпринимательства сегодня не имеет приоритета особой поддержки инновационных предприятий, фирм, которая создают новые товарные группы, новые технологии, новую технику. Поэтому предлагается систематизировать усилия в этом направлении пакетом специальных преференций для бизнеса, создающего новшества: снизить страховые взносы для предпринимателей в инновационной, производственной и социальной сферах; ввести налоговые каникулы для организаций этих сфер на три года; увеличить пороговую величину оборота для применения упрощенного режима налогообложения в этих сферах до 200 млн рублей.

В вопросах поддержки инновационного предпринимательства «заход» власти должен быть предельно широким: не просто поддержка талантов или технологий, подход должен быть системным в смысле комфортизации всей жизни талантливого предпринимателя.

Важным выступает приоритет развития неторгового, производственного предпринимательства Югры, вокруг которого должна проходить консолидация структур, вовлеченных в процесс сопровождения и поддержки предпринимательского движения автономного округа. Речь идет о бизнес-проектах, предлагаемых для развития малому и среднему бизнесу в семи приоритетных направлениях:

1) повышение энергетической независимости и замещение завоза котельного и печного топлива в районах Югры с ограниченными сроками завоза грузов. Назрела в округе специальная программа поддержки инициатив в сфере энергоснабжения, энергоэффективности, теплоэнергобезопасности усилиями малого бизнеса, для создания новых фирм в области энергоконсалтинга, энергоаудита, энергоэффективности зданий, автономного энергоснабжения и др. Актуальным представляется освоение запасов местного торфа, который может быть использован для теплоэнергообеспечения ряда удаленных сел и поселков в некоторых районах автономного округа, чтобы отказаться от дальнего завоза сюда кузбасского угля;

2) проекты реконструкции, модернизации, создания новых производств в области малого транспортного машиностроения (например, местном производстве снегоболотоходов);

3) проекты производственной локализации – формирование сети субконтракторов из числа субъектов малого и среднего производственного бизнеса, вокруг якорной структуры в виде ресурсной корпорации;

4) проекты индустрии местных стройматериалов;

5) проекты ликвидации накопленного за годы промышленного освоения экологического ущерба;

6) проекты реструктуризации (диверсификации) экономики монопрофильных городов;

7) проекты продовольственной безопасности (местной продовольственной независимости за счет частичного агропроизводства в самой Югре).

Необходимо ставить задачу на формирование и расширение слоя B2B малого бизнеса, то есть предпринимателей, которые включены в заказы крупных ресурсных компаний – сначала простые операции типа производства спецодежды и простого ремонта трубной продукции и запорной арматуры (уже есть сегодня), потом – производство химических реагентов, энергоблоков (например, альтернативной энергетики для обустройства промыслов), простых запасных частей и комплектующих, потом и нефтепромыслового и бурового оборудования – самостоятельно или в партнерстве с машиностроителями крупных сибирских центров.

Необходимо поощрять «многовекторность» малого предприятия Югры в смысле наличия не одной, а «портфеля» видов экономической деятельности, которые обеспечивают выживание предприятия на малых северных рынках.

Анализ всех муниципальных программ поддержки малого и среднего бизнеса подтвердил колоссальное разнообразие условий работы предпринимателя в югорских пространствах. По этой причине считаем отраженную специфику форм поддержки предпринимателя в этих муниципальных программах абсолютно недостаточной – требуется существенно большая дифференциация условий и форм поддержки как с окружного уровня, так и на уровне муниципалитетов, которые часто просто транслируют нормы окружной подпрограммы на свой уровень.

Потенциал роста эффективности системы господдержки предпринимательства Югры, без дальнейшей ее пространственной дифференциации исчерпан. Необходимо стратифицировать подходы округа, окружной власти к поддержке, исходя из реалий наличия в автономном округе трех зон с абсолютно разными условиями и результатами развития предпринимательства:

1) крупные города и городские агломерации (более строгие условия поддержки);

2) зона транспортно-доступных моногородов и муниципальных районов, средних по размерам рынка (умеренная поддержка);

3) зона бездорожья, тотального социального предпринимательства с самыми щедрыми условиями господдержки.

В прогнозной динамике индикаторов заложены следующие гипотезы. Основной рост предпринимательства будет происходить в конце 2020-х и после 2030 года. Период
2020-х годов будет для югорского, как и российского предпринимательства, недостаточно благоприятным и по внутренним, и по внешним, глобальным экономическим условиям.

В этом период динамика развития российского предпринимательства в целом будет более активной, чем в автономном округе. Этот факт базируется на гипотезе, что допуск малого бизнеса в нефтедобычу округа в этот период еще не состоится и поэтому более «производственный» по характеру российский бизнес обеспечит лучшие показатели доли в ВВП. Малый бизнес Югры в это десятилетие будет развиваться не столько за счет наращивания валовых показателей, сколько за счет освоения новых ниш местного, локального рынка (что выразится не столько в росте количественных, сколько в росте качественных показателей). Задачи органов власти всех уровней в этот период будут состоять в перенастройке действующей системы поддержки, чтобы придать ей максимальную эффективность.

Но после 2030 и особенно после 2036 года роль предпринимательства в автономном округе будет сопоставима с его ролью в российской экономике: современное отставание Югры от России, о чем свидетельствуют рейтинги автономного округа по развитию предпринимательства (он устойчиво занимает места во второй половине российских регионов), будет преодолено.

 

Сценарии развития

В зависимости от результирующей внутренних и внешних факторов развития предпринимательства Югры можно предложить на долгосрочную перспективу до 2050 года три варианта (сценария) развития, которые различаются прежде всего темпами роста предпринимательского слоя автономного округа (прежде всего малого и среднего бизнеса).

«Инерционный» сценарий предполагает негативное влияние макроэкономических условий (сохранение ситуации рецессии), институциональных факторов развития малого и среднего предпринимательства (сокращение финансирования мер поддержки при сохранении общей структуры поддержки и пролонгации существующей системы административных барьеров). Основным движущим фактором развития малого и среднего бизнеса в этом сценарии является замещение ввоза в секторе услуг прежде всего социальных, личных и коммунальных. В этом случае возрастает роль малых предприятий в социальных (образовательных, медицинских, услуг культуры), бытовых и коммунальных услугах. Это позволит создать конкурентные условия в некоторых направлениях предоставления услуг, что окажет давление вниз на стоимость их оказания. Однако акцент на развитие предпринимательского сектора в сфере услуг не позволит активно наращивать слой неинтегрированных компаний в нефтедобыче, в целом темпы роста базового сектора за счет слоя новых малых фирм.

«Базовый» сценарий предполагает умеренно позитивные тенденции развития макроэкономической ситуации и частичную реализацию мер по улучшению институциональной среды развития предпринимательства. Этот вариант предусматривает ускоренную диверсификацию экономического профиля бывших монопрофильных городов и поселков округа, существенное снижение уровня безработицы в них за счет масштабного образования новых индивидуальных и малых фирм. Однако однократно простимулированное развитие проблемных муниципальных образований за счет кредитных и финансовой поддержки слоя малых предприятий не будет иметь устойчивого характера, потому что сохранится неразвитость дорожной и коммуникационных инфраструктуры, которая после финансовой накачки снова станет здесь барьером в развитии предпринимательства.

Лишь инновационный сценарий обеспечивает подлинный прорыв в развитии предпринимательства и превращение Югры в предпринимательский регион. Он подразумевает полную реализацию перечисленных направлений улучшения институциональной среды при позитивных макроэкономических тенденциях как за счет благоприятных макроэкономических тенденций, так и за счет максимально возможного эффективного улучшения институциональной среды развития предпринимательства: снятие административных барьеров развития предпринимательства и преодоление тенденций монополизации в ряде секторов экономики, перспективных с точки зрения массового развития малого и среднего бизнеса (нефтесервис, нефтедобыча на малодебитных скважинах истощающихся месторождений, сектор импортозамещения, энергосервис, продвижение энергосберегающих технологий, высокотехнологичное строительство); повышение эффективности вовлечения МСП в систему госзакупок (включая закупки у крупных корпораций)[34].

В ходе реализации Стратегии в сфере малого и среднего предпринимательства будут достигнуты следующие ключевые показатели:

1. Удельный вес оборота малых и средних предприятий в валовом региональном продукте вырастет с 12% до 20 % в 2036 году и до 28% в 2050 году.

2. Доля занятых в малом и среднем бизнесе увеличится до 23% в 2036 году и до 25% в 2050 году.

3. Доля обрабатывающих производств в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства составит к 2036 году 6,9%, а к 2050 году – 8,7% против 4,8% в 2020 году.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: