Информация о государственных программах автономного округа, утверждаемых в целях реализации стратегии




В Стратегии предусмотрена реализация шести флагманских проектов и шести опорных, поддерживающих проектов, каждый из которых обеспечивает продвижение по нескольким направлениям социального развития. Логика программирования отбора и формирования проектов – соответствие приоритетам: «Человеческий капитал», «Качество жизни», «Креативная экономика» и «Здоровьесбережение».

 

Флагманские (общенациональные) проекты:

1. Научно-образовательный прорыв – развитие и поддержка программ развития вузов округа в плане глобальной конкурентоспособности (для реализации инициатив по приоритетам «Человеческий капитал», «Качество жизни», «Креативная экономика», «Здоровьесбережение»).

В рамках научно-образовательного прорыва планируется достижение лидерских позиций вузов Югры в рейтингах по приоритетным предметным областям. Ключевыми критериями в оценке здесь выступают академическая репутация, репутация у работодателей (востребованность выпускников), публикационная активность по предметным областям в топ-25 % научных журналов, число цитирований этих публикаций, достижения сотрудников в области конкретных предметных направлений.

Цель 1. Сегментация сектора высшего образования; развитие кооперации вузов Югры путем создания консорциума глобальных вузов: СурГПУ, СурГУ, ХМГА, НВГУ, ЮГУ; развитие сетевых форм взаимодействия «инфраструктурных» вузов в целях повышения конкурентоспособности высшей школы округа.

Для повышения эффективности политики поддержки предлагается следующее сегментирование сектора высшего образования:

– глобально-федеральные вузы, способные конкурировать на федеральном и международном рынках высшего образования (преимущественно по естественно-научным и техническим направлениям);

– вузы с сильным бакалавриатом (в том числе прикладным) – «инфраструктурные» вузы, работающие на обеспечение экономических запросов региона и макрорегиона (в том числе в партнерстве с СПО);

– вузы доступного высшего образования, обеспечивающие спрос населения на социально-экономические и гуманитарные специальности.

Проект предполагает развитие кооперации университетов в рамках выделенных сегментов.

Ключевые задачи проекта:

1) создание консорциума глобальных вузов (или иной сетевой модели кооперации) для взаимовыгодного сотрудничества в области образования и исследований на федеральном и глобальном уровнях.

Инструменты реализации задачи: субсидирование разработки и распространения совместных передовых образовательных программ и методик, межуниверситетских исследований, различных форм обмена преподавателями; стимулирование (правовое, финансовое, информационное) развития деятельности фондов целевого капитала указанных вузов для повышения финансовой результативности; информационное сопровождение деятельности консорциума.

Реализация подобных проектов в других регионах (создание консорциума томских университетов, ассоциации образовательных организаций высшего образования «Глобальные университеты», ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента и пр.) показала их эффективность;

2) развитие сетевых форм взаимодействия «инфраструктурных» вузов.

Сотрудничество вузов «инфраструктурного» типа направлено на создание эффективной системы подготовки кадров соответствующих компетенций для запросов экономики округа. Взаимодействие вузов позволит повысить эффективность образовательных программ за счет распространения лучших практик (обмен преподавателями, создание совместных лабораторий). Совместное использование инфраструктуры (например, специальные лаборатории, станки, оборудование) позволит снизить финансовые издержки.

Инструменты реализации задачи: субсидирование разработки и распространения совместных передовых образовательных программ и методик, программ обмена преподавателями; инфраструктурная и административная поддержка создания единого ресурсного центра для подготовки кадров технических специальностей; развитие программ широкого профиля (по социально-экономическим и гуманитарным специальностям) в районах с низким охватом высшим образованием; присоединение некоторых профессиональных образовательных организаций к профильным и территориально близким университетам с переводом своих программ в форму прикладного бакалавриата;

3) развитие округа в качестве мультидисциплинарного научного центра. Создание центров превосходства, в том числе центров превосходства стартапов – мест тестирования технологий и коммерциализации проектов.

Цель 2. Создание условий для появления новых и развития существующих инновационных компаний, занимающихся разработкой, внедрением и оказанием инновационных образовательных услуг, в тесном сотрудничестве с ключевыми организациями кластера «Наука и образование» – Инновационный кластер «Smart-образование».

Цель 3. Адаптация образовательных программ всех уровней к потребностям инновационной экономики на основе региональной «базы компетенций», разрабатываемой совместно с работодателями. Повышение доступности образовательных программ с помощью «открытых университетов» с привлечением специалистов российского и мирового уровня.

Цель 4. Развитие системы непрерывного образования взрослых как главного фактора, обеспечивающего прирост кадрового потенциала округа.

Ключевые задачи:

– развитие инфраструктуры непрерывного образования для работников высокотехнологичных отраслей округа;

– обеспечение доступа к различным формам формального и неформального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

– развитие образовательных и обучающих программ для лиц предпенсионного и пенсионного возраста («Серебряный университет Югры»);

– участие в международных рейтингах обучающихся городов, проводимых под эгидой ЮНЕСКО.

 

Ожидаемые результаты:

– повышение инвестиционной привлекательности округа, опережающее развитие человеческого капитала для инновационной региональной экономики;

– повышение функциональной грамотности взрослого населения округа (информационной, технологической, языковой, финансовой, медиа и других видов);

– повышение социальной ответственности населения округа и социальной адаптации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, лиц предпенсионного и пенсионного возраста через образование и подготовку.

В качестве приоритетных направлений развития науки, образования и инноваций для округа будут выступать:

– новая энергия;

– медицина;

– IT-сектор;

– биотехнологии;

– АПК;

– социогуманитарные направления.

Приоритетные предметные направления представлены на Рисунке 11.

 

Рис. 11 – Приоритетные предметные направления

 

Для реализации проекта необходима разработка соответствующего нормативного документа на уровне региона, утверждающего программу развития высшего образования и объемы ее финансирования из средств бюджета округа.

Ожидаемые результаты к 2030 году (ежегодные параметры):

– 2 новых научно-образовательных центра (центр превосходства) мирового уровня;

– 500 новых высокотехнологичных стартапов;

– 1500 новых рабочих мест для молодых ученых, выпускников вузов, магистров, аспирантов;

– 8 500 публикаций в международных рецензируемых изданиях WoS и Scopus;

– 500 новых оформленных РИД.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: