Анализ основных конкурентных преимуществ пространственного развития автономного округа
Сильные стороны:
– богатый природно-ресурсный потенциал, выражающийся в наличии одних из крупнейших в мире месторождений углеводородов (нефти и газового конденсата), а также площади лесных массивов и запасы водных ресурсов;
– более высокая по сравнению со среднероссийским уровнем доля экономически активного населения; наличие качественного человеческого потенциала, обладающего опытом трудовой деятельности и жизни в сложных климатических условиях в т. ч. в районах перспективного освоения (территориях фронтирного развития);
– высокий уровень доходов населения, и, как следствие, высокий платёжеспособный спрос;
– устойчивая осевая система расселения с тенденцией к формированию коридора развития в Приобье;
– высокий потенциал использования транспортно-географического положения, выражающегося в транзитном характере округа по оси «север – юг».
Слабые стороны:
– периферийное географическое положение автономного округа по отношению к ключевым рынкам сбыта как на уровне страны, так и на уровне макрорегиона и мира;
– наличие пространственных диспропорций развития на уровне муниципальных образований в пределах автономного округа;
– доминирование отрасли добывающей промышленности в структуре валовой добавленной стоимости автономного округа на фоне одновременного сокращения ресурсной базы и диверсификации энергоносителей, и, следовательно, зависимость от конъюнктуры сырьевых рынков;
– низкий уровень транспортной связности отдельных муниципальных образований автономного округа;
– сложные природно-климатические условия, налагающие ряд ограничений на развитие инфраструктуры в пределах автономного округа;
|
– неконкурентоспособность городов автономного округа в отношении возможностей реализации человеческого потенциала по сравнению с другими крупными городами страны.
Возможности:
– диверсификация экономики региона через проведение политики по созданию кластеров;
– укрепление межрегиональной связности по оси «север – юг», концентрация функций «форпоста» для дальнейшего освоения «фронтирных» территорий;
– формирование коридора развития в Приобье, состоящего из формирующихся в автономном округе агломераций;
– взаимодействие ключевых научно-исследовательских организаций автономного округа с внешними структурами и развитие научной специализации региона, базирующегося на существующих достижениях в области добывающей промышленности;
– дальнейшее развитие третичного сектора, повышение разнообразия предлагаемых услуг в пределах крупнейших населённых пунктов региона.
Угрозы:
– зависимость от макроэкономических факторов и конъюнктуры сырьевых рынков, оказывающих влияние на состояние нефтегазовых компаний и, как следствие, на связанные с ними населённые пункты;
– отсутствие приоритетности развития автономного округа на федеральном уровне ввиду приоритизации развития геостратегических приграничных территорий;
– ухудшение экологической обстановки в пределах автономного округа;
– опережающее развитие городских территорий основной зоны расселения в стране, неконкурентоспособность населённых пунктов Югры в отношении реализации потенциала человеческого капитала;
|
– замедление прироста ресурсной базы, увеличение издержек на добычу полезных ископаемых. Тенденция к сокращению нефтедобычи в мире и снижение цен на углеводородные энергоносители могут привести к структурному кризису экономики региона;
– снижение инвестиционной привлекательности Югры вследствие развития тенденции централизации налоговых сборов в России.
Драйверы социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
По результатам анализа ключевых возможностей и угроз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа, а также на основании текущего социально-экономического положения региона, были сформулированы ключевые драйверы развития в будущем, а также предложения в рамках модели пространственного развития региона.
Драйверы социально-экономического развития региона формируются в рамках двух ключевых направлений: переосмысление нефтедобывающей отрасли и связанных с ней отраслей промышленности (с одновременным развитием прочих отраслей хозяйства и в целом диверсификации экономики), а также преодоление проблем, связанных с периферийным характером географического положения региона.
Исчерпание ресурсного потенциала региона и, как следствие, утрата экономической специализации могут привести к обострению вызовов социально-экономическому развитию. Одними из ключевых драйверов в Югре могут стать отрасли промышленности и третичного сектора, отличные от нефтедобычи и нефтепереработки, а также развитие на базе существующей инфраструктуры нефтяной отрасли образовательного и научно-исследовательского направления, включая обучение кадровых ресурсов в этой области.
|
Среди отраслей промышленности, не связанных с добычей полезных ископаемых, нефтепереработкой, а также транспортировкой и хранением сопутствующих продуктов, драйверами социально-экономического развития Югры можно считать деревообработку. Наличие в пределах округа средне- и низкобонитетных представителей северной тайги (хвойные породы) и южной тайги (сочетание хвойных и мелколиственных пород деревьев), а также практически непродуктивных пород в пределах болотных территорий создаёт конкурентное преимущество для производителей округа в занятии ниши производства изделий из дерева в низком ценовом сегменте (мебель, элементы окон, дверей, пиломатериалы, пеллеты, плиты и проч.).
Ориентация на рынок сбыта и конечного потребителя – важный критерий развития отрасли стройматериалов, и эта отрасль также может стать драйвером развития ряда муниципальных образований округа. Разработка локальных и небольших по объёму месторождений песка, гравия и щебня позволит удовлетворить внутреннюю потребность в строительных материалах, и вследствие этого снизить издержки на их ввоз из-за пределов Югры.
Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли, несмотря на негативные тенденции в конъюнктуре рынка, складывающиеся сегодня и впоследствии существенно влияющие на отрасль в целом, также могут опосредованно стать драйверами развития округа. Существующая и во многом уникальная инфраструктура этих отраслей может стать базой для появления конкурентоспособных не только в масштабе Российской Федерации, но и в мировом масштабе научно-исследовательских и образовательных учреждений. Взаимодействие с реальным производством и представителями профессий, создание совместных с предприятиями и организациями отрасли образовательных программ, способствуют получению квалификации мирового уровня с наличием практических навыков уже на стадии выхода из образовательного учреждения.
Предложения по нивелированию негативных факторов пространственного развития автономного округа
Одной из ключевых проблем пространственного развития Ханты-Мансийского автономного округа является концентрация основного социально-экономического потенциала и человеческого капитала в ключевых полюсах роста, что замедляет и осложняет диверсификацию.
Населенные пункты Ханты-Мансийского автономного округа характеризуются преимущественной специализацией на различных отраслях топливно-энергетического комплекса: добыче, транспортировке нефти и газа, производством оборудования для добывающей промышленности, электроэнергетике. Причем набор проблем населенных пунктов в значительной мере зависит от отраслевой специфики:
– города «второй зоны» освоения нефтяных месторождений региона (например, Когалым, Пыть-Ях, Радужный) пока обладают четкой специализацией на добыче нефти. Однако, исчерпание месторождений и сдвиг основной зоны добычи от этих городов в перспективе окажется острой социально-экономической проблемой. Для ее преодоления необходимы меры по направленному развитию экономики городов, стимулированию диверсификации, в том числе в рамках корпоративных структур. В частности, они могут стать «форпостами» освоения окраинных зон месторождений. В данном случае неизбежна их трансформация в центры обрабатывающей промышленности, ориентированной на нефтедобычу, и технического обслуживания новых участков месторождений. Перспективы имеет в том числе развитие высокотехнологичных производств, направленных на интенсификацию добычи и обусловленный этим приток высококвалифицированных кадров. Кроме того, в связи со значительной удаленностью от ядер нефтедобывающих агломераций в данных городах, являющихся субцентрами, возможно развитие третичного сектора, ориентированного на вахтовые поселки в их зоне тяготения. Достаточный размер рынков сбыта и значительный потребительский потенциал населения в данном случае будут способствовать терциаризации экономики;
– вдоль основных транспортных линий – трубопроводов, соединяющих месторождения нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах с основными потребителями в Европейской России, а также автомобильных и железных дорог сформировались линейные системы городов и поселков, выполняющих транспортные функции. Моноспециализация населенных пунктов ограничивает их развитие, ставит его в зависимость от инфраструктурных проектов. Ситуацию в ряде поселков обостряет высокий уровень износа социальной и коммунальной инфраструктуры, старение населения, в силу чего ряд территорий характеризуется устойчивым миграционным оттоком. Поддержка пространственного развития транзитных коридоров строится на диверсификации экономики. В частности, перспективы имеет формирование центров глубокой переработки древесины (лесные ресурсы региона не обладают высокой конкурентоспособностью на внешних рынках в силу невысокого качества), строительной промышленности, добыче негорючих полезных ископаемых. Это позволит замедлить деградацию сложившейся системы расселения и сократить территориальные диспропорции пространственного развития округа;
– ключевые полюса роста Ханты-Мансийского автономного округа – Сургут и Ханты-Мансийск также характеризуются некоторыми проблемами, лимитирующими развитие всего региона в целом. В частности, сложившейся системы высшего образования недостаточно для удовлетворения потребностей региона в квалифицированных трудовых ресурсах (в том числе с учетом его северной и добывающей специфики), что стимулирует отток молодежи из региона. Кроме того, миграционный прирост опережает темпы развития социальной инфраструктуры для детей в городах. Высокий уровень рождаемости вследствие «молодой» возрастной структуры обостряет проблему высокой нагрузки на учреждения образования. Таким образом, для поддержки высоких темпов роста Сургута и Ханты-Мансийска (а также Нижневартовска как ядра другой крупной нефтедобывающей агломерации), диверсифицированных центров с развитым третичным сектором, необходимо расширение инвестиций в человеческий капитал: в высшее, среднее и дополнительное образование. Это не только будет способствовать реализации социально-экономического потенциала ядер крупнейших агломераций округа, но предоставит возможности для эндогенного развития различных территорий региона;
– небольшие поселки в зоне проживания коренных малочисленных народов обладают целым рядом специфичных проблем. Помимо плохой транспортной доступности и низкого качества благоустройства развитие ограничено отсутствием интереса со стороны ключевых инвесторов в регионе – нефтедобывающих компаний и низкой вовлеченностью местного населения в высокооплачиваемые отрасли топливно-энергетического комплекса. Одним из вектором развития данных территорий может стать поддержка агропромышленного комплекса, которая обеспечит занятость населения. Охота, оленеводство, речное рыболовство, сбор дикоросов являются традиционными промыслами для коренных народов, их вовлечение в рыночный сектор экономики позволит снизить остроту социально-экономических проблем в западных районах региона.
Оценка потенциала пространственного развития автономного округа (миссия)
Для рассмотрения перспектив развития отраслей в округе была составлена Матрица конкурентоспособности отраслей Югры (см. рис. 8). По вертикальной оси отложена оценка перспективности отрасли в российском и мировом масштабе (включающая в себя перспективы роста и объем добавленной стоимости), по горизонтальной – конкурентоспособность отраслей в округе.
Матрица позволяет выявить отрасли, которые целесообразно развивать в пределах округа, а также те отрасли, которые потенциально могут стать драйверами социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа.
Из матрицы видно, что в разных зонах округа эффективно развитие различных отраслей. Наиболее конкурентоспособны специализированные отрасли, удовлетворяющие потребности округа (ликвидация последствий загрязнений, специализированное строительство, производство вездеходов) или использующие его преимущества (добыча углеводородов, использование других природных ресурсов). Немного менее конкурентоспособен округ в крупных отраслях (производство нефтепродуктов, химических продуктов, электроэнергии), также основанных на местных преимуществах.
Выделяется группа отраслей малоперспективных в округе, однако важных для его развития в соответствии со стратегией пространственного развития России (сельское хозяйство и производство мебели). Неконкурентоспособна продукция округа в отраслях без местных преимуществ, в том числе потому, что расположение в северном регионе влечет дополнительные издержки.
Рис. 8. Матрица конкурентоспособности отраслей Югры
Цели, задачи и предложения по долгосрочным приоритетам пространственного развития автономного округа на период до 2036 года и с целевыми ориентирами до 2050 года
Главной целью пространственного развития является устойчивое повышение качества жизни населения округа как плацдарма для освоения Севера и Арктики.
Задачи будут различны для разных территорий округа.
Для крупных городов целесообразно эндогенное развитие на основе агломерационного эффекта: вовлечение пригородной зоны в городские экономические процессы через развитие инфраструктуры и другие направленные туда инвестиции, центральных услуг стимулирование инноваций, поддержка технопарков и промышленных парков, особенно (но не только) в части производства востребованного в округе оборудования как основы кластерной специализации. Необходимо усиление агломерационных процессов за счет развития агломерационных и квази-агломерационных связей на северо-западе округа по линии Урай – Югорск – Советский – Нягань – Приобье – Игрим – Березово – Белоярский путем развития инфраструктуры. Также целесообразно формирование связей между агломерациями востока округа (Нефтеюганск – Сургут – Нижневартовск).
Для районов нефте- и газодобычи целесообразна максимальная локализация издержек добывающих предприятий на территории, повышение технологичности добычи при соблюдении экологических стандартов.
Для периферийных районов целесообразно развитие инфраструктуры и повышение транспортной связности (не только периферии с центрами, но и периферийных районов друг с другом), рационального природопользования, особенно традиционных видов (оленеводство, сбор дикоросов), развитие туризма.
При этом меры поддержки не должны ограничиваться только отраслями специализации, так как возможно появление новых отраслей, отсутствующих в округе в настоящее время. Особую роль приобретают общие меры поддержки, такие как снятие административных барьеров, поддержка сертификации и экспорта, предпринимательские льготы. Данные меры помогут развитию инклюзивной экономики в целом, без риска отсечь потенциально перспективные отрасли.
В настоящее время целесообразно инвестировать доходы бюджета, получаемые за счет добычи углеводородов в поддержку предпринимательства и долгосрочное экономическое развитие.
Второй целью пространственного развития должно стать развитие социальной сферы. Проблемы в этой области в округе делятся на две группы: недостаточная обеспеченность учреждениями социальной сферы городов и крупных поселков; отсутствие некоторых учреждений в сельской местности.
Если первая проблема решается только строительством новых учреждений, то для проникновения социальной сферы в сельскую местность целесообразно использовать инновационные технологии и практики, такие как телемедицина, кочевые школы, мобильные поликлиники. Таким образом, стоят две задачи: повышение уровня обеспеченности объектами социальной сферы и обеспечение удаленных деревень социальными услугами, в том числе за счет инновационных технологий.
Анализ социально-экономического развития муниципальных образований автономного округа и характеристика основных перспектив и приоритетов развития муниципальных образований автономного округа
Из существующего положения муниципальных образований как в территориальном, так и в социально-экономическом плане вытекают их сравнительные преимущества и ограничения (Таблица 9).
Таблица 9 - Конкурентные преимущества, ограничения и отраслевая специализация муниципальных образований
Муниципальные районы | Преимущества | Ограничения | Отраслевая специализация |
Белоярский | Нетронутая природа, наличие лесных и водных ресурсов, перспективные запасы углеводородов | Удалённость от основных экономических центров, низкая инфраструктурная освоенность | Добывающая промышленность |
Березовский | Наличие лесных и водных биологических ресурсов, мест расселения значительной части КМНС автономного округа | Неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры | Лесная промышленность, сельское хозяйство и рыболовство |
Кондинский | Железная дорога в Свердловскую область, перспективный район добычи полезных ископаемых | Слабая связь с остальной территорией автономного округа, лесные ресурсы представлены древесиной низких сортов | Добыча полезных ископаемых |
Нефтеюганский | Высокая транспортная доступность, железнодорожная и автомобильная магистрали по направлению Тюмень – Сургут, близость к крупным городам округа | Значительная внутрирайонная дифференциация, малоценные древесные породы в лесном фонде | Добыча полезных ископаемых |
Нижневартовский | Наличие устойчиво ресурсной базы при высоком уровне инфраструктурного обеспечения | Сильная внутрирайонная дифференциация, неравномерность развития района | Добыча полезных ископаемых, производство электрооборудования |
Октябрьский | Центральное положение в округе, выход на железную дорогу до Ивделя | Слабая связь с востоком округа | Лесозаготовка, рыбодобыча |
Советский | Связь с регионами Уральского федерального округа по железнодорожной магистрали Ивдель – Совесткий – Октябрьское | Удалённость лесосырьевой базы | Лесная промышленность |
Сургутский | Высокая транспортная доступность, федеральные дороги в широтном и меридиональном направлении, действуют два аэропорта, один из наибольших уровней социально-экономического развития в округе, миграционная привлекательность на внутрирегиональном уровне | Истощённость месторождений в центральной части района, большая нагрузка на социальную инфраструктуру | Добыча полезных ископаемых |
Ханты-Мансийский | Центральное положение в автономном округе, выполнение функций административного центра | Отсутствие железнодорожного сообщения, развитие социальной инфраструктуры не успевает за приростом населения | Добыча полезных ископаемых, лесная промышленность |
Если рассматривать территорию автономного округа с точки зрения пространственного освоения, то в ней выделяется три зоны: первая – зона нового нефтепромышленного фронтира, вторая – зона прошлого фронтира, третья – окружной резерв. По ним более целесообразно рассматривать программы муниципальных образований, так как при схожести начальных условий они будут аналогичные стратегии развития. Территория некоторых районов может входить сразу в несколько зон, что потребует разного подхода в развитии даже на внутримуниципальном уровне.
Первая зона. Обобщенными чертами пространственного развития территорий первой зоны, по целеполагающим документам, на перспективу ближайших 10–15 лет, являются постоянное возникновение новых лицензионных участков крупных нефтегазовых компаний на новых геологических структурах баженовской свиты и неокомского комплекса; усиление круглогодичного транспортного каркаса этих территорий через строительство участков дорог и/или мостов; пока незначительная, но постепенно расширяющаяся ниша для нефтяного сервиса, который находит для себя новые места дислокации, вблизи мест новой нефтепромысловой активности.
Вторая зона. Если первая зона в силу своей пионерности приурочена к муниципальным районам, то вторая, осваиваемая на протяжении полувека, зона имеет городскую (приобские нефтегорода) и районную версию (моноресурсные муниципальные районы). Для муниципалитетов второй зоны характерны одновременно процессы инновационного углубления прежней профильной нефтепромысловой специализации (новые технологии добычи, воздействия на пласт и др.) и экономической диверсификации за счет формирования новых видов экономической деятельности. Набор популярных направлений диверсификации на перспективу не так велик и обычно включает экономическую деятельность в сфере лесопромышленного, агропромышленного комплекса, в местной экологической промышленности (переработка мусора, в том числе промышленного, накопленного за десятилетия хозяйственного освоения), в сфере строительства, производства стройматериалов, малотоннажной газо-, лесохимии, в разнообразных видах туризма и платных медицинских услугах. Как правило, чем крупнее город или район, тем более амбициозно ставятся задачи преобразования старой индустриальной экономики.
Третья зона. Третья зона, или окружной резерв – это места традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, но также и приречные поселения русских старожилов и казаков. Таким образом, здесь сочетаются бассейновая схема освоения территории русскими и территории традиционного природопользования коренных народов. Для всей территории характерна сложная транспортная схема в результате крайне слабой транспортной сети, отсутствия регулярного сообщения сельских поселений районов с районным центром. Яркой особенностью этой зоны является этническая экономика, которая прямо связана с оленеводством и традиционными промыслами коренных малочисленных народов Севера. На субстрате этих занятий сейчас возникает этнографический туризм. Эта же зона в силу ее фундаментальных особенностей, невосприимчивости ценностей городского образа жизни, жизни как первопоселенцы, характеризуется высоким уровнем безработицы даже не столько по низкой исходной квалификации местных жителей, но их нежелания и неготовности получать профессиональные навыки, даже у безработных. Им привычнее и комфортнее просто жить рыбалкой и собирательством (Таблица 10).
Таблица 10 - Соотнесение муниципальных образований с пространственными зонами Ханты-Мансийского автономного округа. Основные предлагаемые в стратегиях проекты развития
Муниципальные районы | Первая зона | Вторая зона | Третья зона |
Белоярский | Восток и юг района. Разработка месторождений Ольховского участка, строительство дороги «Югорск – Надым» | Северная часть района. Попытка синтеза инновационной инфраструктуры и этнической экономики | |
Березовский | Развитие туризма (этнографического, гастрономического, экологического) и горнопромышленного производства (строительные материалы, керамические глины) | ||
Кондинский | Южная часть района. Строительство участка «Нижняя Тавда – Мортка» автодороги Тюмень – Приобье | Интенсификация использования лесных ресурсов. Строительство мини-заводов по переработке рыбы | |
Нефтеюганский | Запад и юг района. Приразломное, Салымское и Югорские месторождения | Развитие нефтегазового машиностроения. Производство пиломатериалов и деловой древесины | |
Нижневартовский | Северо-восточная часть. Освоение Бахиловского и Варьеганского нефтегазовых районов | Разбуривание краевых залежей месторождений, проекты в лесопромышленном комплексе | Северная часть района. Развитие этнического туризма, сохранение оленеводства и традиционных промыслов |
Октябрьский | Восток района. Усиление и развитие транспортного каркаса, создание широтного коридора Пермь – Ханты-Мансийск – Нефтеюганск – Сургут | Более эффективная геологоразведка, развитие лесо- и агропромышленного комплекса, посредством производства фанеры, древесных плит, создания теплиц и собственной кормовой базы для животноводства | |
Советский | Усиление и развитие конкурентных преимуществ района в виде лесо- и агропромышленного комплекса | ||
Сургутский | Совершенствование дорожной инфраструктуры, развитие нефтегазохимического производства | Северная часть района. Развитие этнического туризма, сохранение оленеводства и традиционных промыслов | |
Ханты-Мансийский | Практически вся территория района. Работа предпринимательства на основе субконтрактинга с крупными нефтегазовыми компаниями | Развитие сети сельскохозяйственных кооперативов для продовольственного самообеспечения, организация мелких производств по лесозаготовке и первичной переработке |
В каждом районе формируется собственный набор «точек роста», которые в зависимости от начальных условий и направления развития региона в целом оказывают неодинаковое влияние на пространственную структуру. Ключевое разделение «точек роста» по роли в развитии состоит в дифференциации по масштабным уровням их воздействия при осуществлении проекта – на микро- (в рамках одного муниципального образования), мезо- (в рамках региона) или макроуровне (федеральный округ, экономический район или страна) они смогут оказать влияние (Таблица 11).
Таблица 11 - Соотнесение муниципальных образований с пространственными зонами Ханты-Мансийского автономного округа. Основные предлагаемые в стратегиях проекты развития
Муниципальные районы (вместе с городскими округами) | Добыча полезных ископаемых | Транспортная инфраструктура | Лесопромышлен-ный комплекс | Промышленность строительных материалов | Развитие более глубокой переработки нефти и газа | Агропромыш-ленный комплекс | Оленеводство и традиционные промыслы | Туризм | Инновационная инфраструктура и образование |
Белояр-ский | +++ | ++ | + | + | + | + | |||
Березов-ский | ++ | +++ | ++ | ++ | + | ++ | ++ | ||
Кондин-ский | ++ | ++ | ++ | + | ++ | ||||
Нефтею-ганский | +++ | +++ | + | + | +++ | +++ | ++ | ||
Нижне-вартов-ский | ++ | +++ | + | ++ | +++ | + | + | ++ | ++ |
Октябрь-ский | + | ++ | + | + | + | ++ | |||
Совет-ский | + | ++ | ++ | + | + | ++ | |||
Сургут-ский | ++ | +++ | + | + | +++ | + | + | ++ | +++ |
Ханты-Мансий-ский | +++ | +++ | ++ | + | ++ | ++ | + | +++ | +++ |
Масштабный уровень влияния «точек роста»: + микроуровень; ++ мезоуровень; +++ макроуровень |
Представленные в матрице направления роста воздействуют на пространственное развитие с разной силой. Нефтедобыча на данный момент стоит особняком среди других «точек роста», за счёт своего основополагающего влияния на доходы бюджета, структуру экономики и территориальную организацию автономного округа. Остальные специализации «точек роста» идут в следующем порядке:
– транспортная инфраструктура;
– переработка нефти и газа;
– лесопромышленный комплекс;
– инновационная инфраструктура и образование;
– туризм;
– промышленность строительных материалов;
– агропромышленный комплекс;
– оленеводство и традиционные промыслы коренных малочисленных народов Севера.
Опорный каркас расселения (ОКР) Югры характеризуется линейно-узловой структурой, где в роли главных узлов выступают крупные городские агломерации Сургута (с Нефтеюганском), Ханты-Мансийска и Нижневартовска. К узлам более низкого уровня можно отнести города Советский, Пыть-Ях и Лангепас. ОКР Югры не сбалансирован: среднее Приобье концентрирует в себе большую часть населения, в то время как большая часть площади региона заселена разреженно посредством небольших сельских населенных пунктов, в т.ч. коренных народов, временных вахтовых поселков работников месторождений или не освоена вовсе.
К 2050 г. при позитивном сценарии, в ходе которого экономика региона снизит зависимость от горнодобывающей промышленности и нивелирует риски, связанные с мировой конъюнктурой рынка потребления нефти, современный каркас расселения должен прийти к устойчивому состоянию с сохранением конфигурации расселения и большинства населенных пунктов.
Функционально-пространственное зонирование территории Югры учитывает динамику экономических процессов в регионе, где основным является нефтедобыча, зависящая от конъюнктуры международного рынка, с одной стороны, и состояния запасов месторождений – с другой. В зависимости от специализации и динамики структурных преобразований экономики на территории Югры было выделено три основные зоны: зоны бума экономического роста, «социального ускорения» и экологического резерва.
Границы выделенных функциональных зон мобильны и регулируются внутрирегиональными транспортными потоками: ареал «социального ускорения» напрямую связан с зоной транспортной доступности крупнейших городов региона. Темпы ввода жилья и его пространственное распределение задают вектор преобразования границ зоны «социального ускорения». Границы «экологического резерва» и «бума экономического роста» взаимозависимы: дальнейшее распространение второй зоны накладывается на конфигурацию первой. Напротив, за «бумом экономического роста» следует включение территории в зону «социального ускорения» по мере интеграции данной территории в опорный каркас расселения (см. рис. 9).
Рис. 9. Схема размещения основных зон социально-экономического развития Югры
Каждой зоне свойственны особый набор отраслей специализации, их определенная пропорция (Таблица 12).
Таблица 12 - Свойства функциональных зон Югры
Зона | Особенности хозяйственной деятельности | Особенности расселения |
Бум экономического роста | Проведение интенсивная нефтедобычи, разработка новых месторождений; развитие лесопромышленного комплекса | Широкое распространение вахтовых поселков, рост новых населенных пунктов городского типа |
Социальное ускорение | Диверсификация экономической деятельности, развитие «экономики города» (сферы услуг, торговли, коммунального хозяйства), социальной инфраструктуры и комплиментарных для нефтедобычи отраслей | Развитый каркас городских населенных пунктов, формирование городских агломераций и устойчивых межпоселенных связей |
Экологический резерв | Ведение сельского (в т.ч. лесного) хозяйства, установка режима ООПТ | Разреженная очаговая сеть сельских населенных пунктов, в т.ч. с преобладанием коренного населения |
Принципы комплексного развития агломераций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Отличительной чертой пространственного освоения Ханты-Мансийского автономного округа является субширотный коридор, включающий в себя ключевые городские центры региона, расположенные вдоль реки Оби вблизи первых освоенных нефтяных месторождений по линии Нижневартовск — Сургут — Нефтеюганск (расположен на берегу протоки Юганская Обь в 12 км к югу от реки Оби), и административный центр, Ханты-Мансийск, к западу от них (расположен на реке Иртыш в 20 км от ее слияния с рекой Обь). Развитие городской сети происходит субмеридианально относительно этого ключевого коридора освоения, а также дальше на северо-запад вверх по реке Обь.
Развитие городской сети Ханты-Мансийского автономного округа с учетом принципов комплексного развития агломераций и сложившихся особенностей региональной системы расселения целесообразно по следующим направлениям:
1. Устойчивость. Устойчивое развитие агломераций Ханты-Мансийского автономного округа предполагает дальнейшее усиление полицентричной модели городской сети, заложенной в результате независимого экономического развития крупных городов-центров промышленного освоения и административного центра. В рамках такого развития целесообразно развивать населенные пункты – спутники крупнейших городов (Сургута, Нижневартовска, Нефтеюганска и Ханты-Мансийска), что будет способствовать уплотнению городской сети, укреплению социокультурных и экономических связей, появлению новых локальных центров деловой активности. Аналогично рекомендуется усилить агломерационные процессы в северо-западной части региона, по линии Нягань – Белоярский, где также сформировано большое количество локальных центров, но экономические и транспортные связи между ними не обеспечивают динамичного развития городской сети.
1. Устойчивость. Устойчивое развитие агломераций Ханты-Мансийского автономного округа предполагает дальнейшее усиление полицентричной модели городской сети, заложенной в результате независимого экономического развития крупных городов-центров промышленного освоения и административного центра. В рамках такого развития целесообразно развивать населенные пункты – спутники крупнейших городов (Сургута, Нижневартовска, Нефтеюганска и Ханты-Мансийска), что будет способствовать уплотнению городской сети, укреплению социокультурных и экономических связей, появлению новых локальных центров деловой активности. Аналогично рекомендуется усилить агломерационные процессы в северо-западной части региона, по линии Нягань – Белоярский, где также сформировано большое количество локальных центров, но экономические и транспортные связи между ними не обеспечивают динамичного развития городской сети.