•«Повтори потешки».
Желтенький листочек улетел в садочек.
Птички полетели, песенки запели.
Дима очень-очень рад: он увидел листопад.
• «Повтори дружные слова»:
листочки — грибочки;
фрукты — продукты;
помидор — мухомор;
листопад — снегопад;
птички — синички.
Физкультминутка-логоритмика
•Дети изображают дождь, отстукивая указательными пальцами по столу в такт стихотворения «Осень».
Дождь, дождь
Целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля,
Вся земля
От воды размокла...
Я. Аким
Тематический цикл «Овощи»
(четвертая неделя)
Дети должны усвоить: названия основных овощей; их цвет, форму и вкус; обобщающее слово овощи; где растут овощи.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Корзина с овощами». Формирование навыка фразовой речи.
На столе стоит корзина с овощами. Дети по очереди подходят к ней, выбирают какой-нибудь овощ, показывают его ребятам и говорят: «В корзине лежит помидор».
• «Овощи-малютки». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
— У меня помидор, а у Тани... (помидорчик), потому что он... (маленький, малютка).
— У меня огурец, а у Маши... (огурчик), потому что он... (маленький, малютка).
— У меня морковка, а у Коли... (морковочка), потому что она... (маленькая, малютка). И так далее.
• «Дети овощи учили». Заучивание рифмованной миниатюры.
На доске — четыре картинки (лук, морковка, помидор, мухомор). Дети должны найти лишний предмет.
Раз, два, три, четыре,
Дети овощи учили:
Лук, морковка, помидор,
Но не овощ — мухомор!
• «На столе или в столе». Составление предложений. Практическое усвоение в речи предлогов на и в, дифференциация этих предлогов.
Логопед берет два овоща, один кладет на стол, а другой — в стол (ящик стола) и комментирует, выделяя предлоги артикуляцией: «Помидор лежит на столе, а морковка в столе». Дети повторяют предложение за логопедом, а следующее предложение пробуют составить сами. При необходимости логопед помогает.
|
Развитие связной речи
• Составление рассказа «В огороде» по опорным предметным картинкам.
«Маша с бабушкой пришли в огород. Там грядки. Вот морковка, вот лук, вот капуста, вот свекла, вот горох. Это овощи. Бабушка нарвала гороха. Маша помогала бабушке. Какой вкусный горох!»
Сенсорное развитие
• «Волшебный мешок».
Дети по очереди нащупывают в мешке какой-либо овощ, не вытаскивая его, сообщают: «Я нащупал лук» или «Я нащупал помидор» и т. д.
• «Собери картинку». Формировать у детей целостный образ предмета и пространственное расположение деталей.
У каждого ребенка на столе — разрезная картинка из четырех частей с изображением овощей.
Зачин логопеда: «Ты внимательно смотри и картинку собери!» После работы: «Мы с ребятами играли и картиночки собрали».
Работа над звуковой стороной речи
• «Повтори потешки».
В огород я пришла и огурчик нашла.
Я на грядку наступила и огурчик раздавила.
Я палочкой копала и морковку достала.
Мы залезли на забор, увидали помидор.
Тык-тык-тыква — как большая голова.
Физкультминутка - логоритмика
• Импровизация движений в такт стихотворения.
Дети в огород идут,
А там овощи растут,
Дети спинки наклоняют,
И горох они срывают.
Тематический цикл «Фрукты»
(пятая неделя)
Дети должны усвоить: названия основных фруктов, их цвет, форму и вкус; обобщающее слово фрукты; где растут фрукты.
|
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Попробуем яблоко». Учить детей отвечать на вопросы. Расширение лексического запаса детей по теме.
Логопед обращается к детям:
— Дети, что у меня в руке? (Яблоко.)
— Оно красное или зеленое?
— Оно круглое или квадратное?
— Яблоко растет на грядке или на дереве?
— Оно твердое или мягкое? (Дети трогают яблоко.)
— Оно растет высоко или низко?
— Яблоко сладкое или кислое? (Режет яблоко на дольки и угощает детей.)
— Миша, я тебе дала целое яблоко или одну дольку?
— А тебе, Таня (Катя, Коля и т. д.)?
— Сколько у яблока долек (много или мало)?
— Что у яблока внутри?
— Чем я вас угощала?
•«Угостим зверюшек». Практическое усвоение категории дательного падежа.
Логопед выставляет на стол игрушки -зверюшки. У каждого ребенка в руке какой-либо фрукт. Дети по очереди подходят к столу, кладут фрукт возле игрушки и говорят: «Я дам яблоко зайчику» или «Я дам грушу мишке».
•«Что сделаешь с фруктом?» Логопед показывает детям какой-либо фрукт и дает варианты ответов: «Я съем яблоко». «Я отдам яблоко Тане». «Я разрежу яблоко пополам». «Я сварю из яблока компот». «Я положу яблоко в стол» и т. д. Дети выбирают варианты ответов или придумывают свои.
Развитие связной речи
• Рифмованный рассказ «В саду». Оборудование: корзина, два апельсина, два яблока, одна груша, картинка с изображением сада.
Девочка Маринка пришла в сад,
Там на деревьях фрукты висят.
Дедушка сорвал Маринке
Оранжевые апельсинки,
Дал Маринке в кулачки
Красные яблочки.
Дал Маринке желтую грушу:
— Ты, Маринка, фрукты кушай.
Вот тебе, Марина, для фруктов корзина.
Сенсорное развитие
• «Разложи фрукты». Учить детей раскладывать фрукты правой рукой слева направо. Учить сравнивать две группы фруктов и пользоваться понятиями «поровну», «больше», «меньше».
• «Посчитай фрукты». Учить пересчитывать предметы (сливы, яблоки, груши и т.д.) в пределах пяти и называть итоговое число.