•«С кем ты живешь?» Усвоение категории творительного падежа с предлогом с.
Каждый ребенок рассказывает, с кем он живет дома.
Я живу с мамой, с папой.
Я живу с мамой, с папой, с бабушкой.
Я живу с мамой, с братиком и дедушкой. И так далее.
• «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мамочка, мамуля, папочка, папуля, бабуля, дедуля, братик, братишка, сестренка, сестреночка, внучок, внученька.
• «Мой, моя, мои». Использование в речи местоимений.
Логопед показывает детям картинки, на которых нарисованы члены семьи, и спрашивает каждого ребенка:
Чья мама?
Чья бабушка?
Чей папа?
Чей дедушка?
Чьи родители?
Чей братик?
Чья сестренка?
• «Четвертый лишний». Закрепление знаний детей по теме.
На наборном полотне расположены четыре картинки: папа, брат, дедушка, волк. Дети должны найти лишнюю картинку и объяснить, почему она не подходит к остальным. (Волк не живет в семье человека.)
Развитие связной речи
• Рассказ по сюжетной картине «Семья».
«Это дом. Здесь живет семья: мама и папа (это родители детей); бабушка и дедушка (это родители мамы и папы); братик и сестричка (это дети мамы и папы и внуки для бабушки и для дедушки).
Папа читает газету. Мама шьет на машинке. Дедушка чинит велосипед. Бабушка вяжет носки. Братик делает уроки. Сестричка играет с игрушками. Эта семья дружная».
Сенсорное развитие
• «Утром, днем, вечером». Практическое употребление в речи наречий, обозначающих время. Дифференциация этих понятий.
Каждый ребенок рассказывает, как он провел выходной день: что он делал утром, днем и вечером. При необходимости логопед помогает.
Утром я завтракал, играл с игрушками. Днем ходил гулять, а вечером смотрел мультфильмы.
|
Утром я читала с мамой книжку. Днем ходила в гости к Кате, а вечером играла с куклой.
Работа над звуковой стороной речи
• «Разложи кружочки». Слоговой анализ слов по теме.
• «Подбери имя». Подбор созвучных имен: Маша, Даша, Паша, Саша.
• «Назови ласково». Маша — Машенька; Даша — Дашенька; Паша — Пашенька; Саша — Сашенька; Коля — Коленька и т. д.
Физкультминутка -логоритмика
• Считалка под мяч.
Раз, два, три, четыре,
Мы считалочку учили:
Бабушка и мамочка,
Дедушка и папочка,
Вот братишка и сестренка,
Он — Антон, она — Аленка.
Вот и вся моя семья,
Рассказал считалку я!
Тематический цикл «Транспорт»
(двадцать шестая неделя)
Дети должны усвоить: названия нескольких видов транспорта (машина, автобус, трамвай, поезд, самолет, ракета, корабль, мотоцикл, грузовик); элементарные части машины (кабина, руль, педаль, кузов, колеса); назначение транспортных средств.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Едем в гости». Усвоение категории предложного падежа с предлогом на.
Логопед раздает детям картинки с изображением транспортных средств и предлагает им «поехать» в гости в другой детский сад (к бабушке, к дедушке и т.д.). Каждый ребенок должен сказать, на чем он поедет в гости.
Я поеду на машине.
Я поеду на поезде.
Я поеду на трамвае.
Я поеду на мотоцикле.
Я поплыву на корабле.
Я полечу на ракете.
• «Предложение договори и его ты повтори». Составление предложений с союзом а.
Лодка плывет, а машина... (едет).
Трамвай едет, а самолет... (летит).
Мотоцикл едет, а корабль... (плывет).
|
Самолет летит, а автобус... (едет).
Корабль плывет, а ракета... (летит).
Ракета летит, а поезд... (едет).
•«Дружит или не дружит?» Усвоение категории творительного падежа с предлогом с. Закрепление знаний детей по теме.
Машина «дружит» с автобусом или глобусом?
Самолет «дружит» с ракетой или газетой?
Корабль «дружит» с лодкой или ложкой?
Трамвай «дружит» с поездом или домом?
Мотоцикл «дружит» с машиной или малиной?
Поезд «дружит» с ракетой или котлетой?
•Чтение с выражением загадки. Логопед разъясняет ее детям. Они повторяют загадку вслед за логопедом (2—3 раза).
Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
•Чтение с выражением и заучивание стихотворения «Шофер».
Качу,
Лечу
Во весь опор.
Я сам — шофер,
И сам — мотор.
Нажимаю
На педаль —
И машина
Мчится вдаль!
Б. Заходер
Развитие связной речи
•Рифмованный рассказ-описание «Грузовик». С помощью логопеда рассказ заучивается наизусть.
Вот машина грузовая,
Большая-пребольшая!
Она перевозит грузы.
У нее есть кузов.
Вот кабина — в ней шофер,
Впереди у машины мотор.
У машины крутятся
Все четыре колеса.
Сенсорное развитие
• «Пальчиком показывай, про самолет рассказывай». Учить детей определять пространственное расположение частей предмета.
Логопед демонстрирует детям игрушку и рассказывает, что у нее где находится. Дети повторяют, потом рассказывают сами.
Впереди у самолета — нос.
Сзади у самолета — хвост.
Посередине — корпус.
С одной стороны — крыло.
С другой стороны — крыло.
У самолета два крыла.
Внизу у самолета три колеса.
Самолет летит вверх.
А потом самолет летит вниз (показывает).