• «Найди шипящую картинку». На наборном полотне выставлены картинки: шапка, кофта, шуба, платок, шарф, валенки, штаны, куртка, варежки, сапоги, галоши. Логопед четко называет их, выделяя артикуляцией и произношением звук [ш]. Затем просит детей назвать только «шипящие» картинки.
Физкультминутка -логоритмика
• «Как на горке». Импровизация движений (дети с вытяну-
тыми руками встают на носочки, затем приседают, а в конце ложатся на коврик, изображая спящего медведя).
Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И на елке — снег, снег,
И под елкой — снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!
И. Токмакова
Тематический цикл «Новогодний праздник»
(четырнадцатая неделя)
Дети должны усвоить: особенности праздника (бывает зимой; приходит Дед Мороз со Снегурочкой; наряжают елку). Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Какая елочка?» Подбор определений к слову елочка (маленькая, зеленая, настоящая или искусственная, лесная, колючая, ароматная, душистая, красивая).
• «Нарядим елочку». Составление предложений.
Логопед раздает детям игрушки, которые они вешают на елку.
Я вешаю на елочку шишку.
Я вешаю на елочку шарик.
Я вешаю на елочку картинку.
Я вешаю на елочку зайчика.
Я вешаю на елочку конфетку. И так далее.
• «Игрушки собираются на новогодний праздник». Практическое употребление в речи категории творительного падежа с предлогом с.
Зачин логопеда:
Наши игрушки на праздник идут,
Построим их парами — они ждут!
Дети строят игрушки парами и комментируют:
Мишка пойдет с зайчиком.
Кукла пойдет с куклой.
Робот пойдет с Петрушкой. И так далее.
• «Подарки от Дедушки Мороза». Усвоение глаголов будущего времени.
|
Зачин логопеда: «Дед Мороз придет и подарки принесет». Далее каждый ребенок рассказывает, что ему на праздник подарит Дед Мороз.
• Чтение с выражением стихотворения «Елочка».
Елочка, елка,
Колкая иголка,
Где ты выросла?
—В лесу.
Что ты видела?
—Лису.
—Что в лесу?
—Морозы,
—Белые березы,
—Волки да медведи
—Вот и все соседи.
А у нас под Новый год
Каждый песенку поет. М. Ивенсен
Развитие связной речи
• Рассказ «Елочка». Закрепление знаний детей по теме.
Логопед вместе с детьми подходит к наряженной елочке и составляет рассказ.
«Вот нарядная елочка. Она пришла к нам из леса. Она маленькая, зеленая, колючая, ароматная. На ней много веточек. На ветках вися игрушки. Кто повесил игрушки на елочку? (Дети). Кто какую игрушку повесил? Какие игрушки висят вверху? Какие внизу? А какие игрушки висят посередине? Наша елочка какая? (Нарядная, красивая)».
Сенсорное развитие
•«Составь елочку». Усвоение понятий верхний, нижний, средний.
Логопед раздает детям геометрические фигуры, из которых они собирают елочку.
Работа над звуковой стороной речи
• «Слово ты договори и все вместе повтори».
Вот она — елка, на елке... {иголки).
Елочка высока, достает до... {потолка).
Дед Мороз придет и подарки... (принесет).
Дед Мороз, Дед Мороз отморозит тебе... (нос).
Вот пришла девчурка — из снега... (снегурка).
Бабу снежную лепили и вокруг нее... (ходили).
Физкультминутка -логоритмика
• Импровизация движений в такт стихотворения.
Мчусь как ветер на коньках,
Разгорелись ушки...
Рукавицы на руках,
|
Шапка на макушке —
Раз-два,
Вот и поскользнулся...
Раз-два,
Чуть не кувыркнулся.
С. Черный
Тематический цикл «Зимние забавы»
(пятнадцатая неделя)
Дети должны усвоить: что такое зимние забавы.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Зимние забавы». Составление предложений по сюжетным картинкам.
Логопед выставляет на наборное полотно сюжетные картинки, дети составляют предложения. Логопед обращает внимание детей на то, что происходящее на картинках бывает только зимой.
Дети катаются на санках.
Дети катаются на лыжах.
Дети катаются на коньках.
Дети катаются на снегокате.
Дети лепят снеговика.
Дети лепят зайчика.
Дети лепят крепость.
Дети играют в снежки.
Дети катаются с горки.
Дети наряжают елку.
Дети танцуют у елки.
• «Когда это бывает?" Дифференциация понятий зима — лето.
Логопед произносит ряд слов, а дети должны сказать, когда это бывает — зимой или летом: снегопад, дождь, снегурочка, цветы, санки, травка, лед, солнышко, снежинка, самокат, снегокат и т. д.
•Чтение с выражением потешки (народное творчество).
Ты мороз-мороз-мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой,
А мы саночки возьмем,
Мы на улицу пойдем,
Сядем в саночки - самокаточки.
Да с горы-то — ух!..
В снег пушистый — бух!
• «Идем на прогулку». Логопед или воспитатель перед прогулкой спрашивает детей, что они будут делать на улице. Дети по очереди отвечают:
Я буду лепить снеговика.
Я буду кататься на санках.
Я буду играть в снежки. И так далее.
Развитие связной речи
•Чтение отрывка из рассказа «Снежинка» Т. Бушко (перевод с белорусского).
|
«Выбежала Татьянка из дома. Снег падает. Вытянула Таня руки в синих нарядных рукавицах. Мама на них белые снежинки вышила. Вот к маминым снежинкам еще одна снежинка прибавилась. Настоящая. Маленькая. Таня разглядывает снежинку, а она все меньше и меньше становится. А потом совсем пропала. Куда же она делась? А тем временем на ладошку опустилась другая снежинка.
«Ну, теперь я ее не потеряю», — подумала Таня. Сжала она снежинку в рукавичке и побежала домой к маме.
— Мама, смотри, — закричала Татьянка и разжала руку. А на ладошке нет ничего.
— Куда же делась снежинка? — расплакалась Татьянка.
— Не плачь, не потеряла ты ее...
И мама объяснила Тане, что случилось со снежинкой. А вы догадались, куда она делась?»
Опираясь на вопросы логопеда, дети пересказывают рассказ.
Сенсорное развитие
• «Снеговика сложи и об этом расскажи». Логопед раздает детям геометрические фигуры, из которых они складывают снеговика. Затем рассказывают о том, что они делали.
• «Построй по росту».
На столе пять снеговиков, разных по величине. Логопед просит детей расположить их по росту: самый большой, большой, поменьше, маленький, самый маленький.