• «Расскажи о птичке».
Дети с логопедом рассматривают картинки с изображением двух-трех птиц: «Посмотрите на ворону (синицу, сову). Что у нее есть? У вороны есть голова, глаза, клюв, хвост, лапки, крылья, грудка, перышки». И так далее.
• «Где сидит птица?» Практическое употребление в речи категории предложного падежа с предлогом на.
На игровом поле в два ряда разложены картинки. В верхнем ряду: ворона, воробей, сова, дятел, синица. В нижнем: забор, трава, ветка, дерево, куст. Дети составляют предложения.
Ворона сидит на заборе.
Воробей сидит на траве.
Сова сидит на ветке.
Дятел сидит на дереве.
Синица сидит на кусте.
• «Ответь на вопросы». Согласование числительных с существительными.
Сколько у вороны лапок? (У вороны две лапки.)
Сколько у воробья крыльев?
Сколько у совы хвостов?
Сколько у дятла голов?
Сколько у синицы клювиков?
Сколько у птицы перышек?
Сколько у птицы глаз?
•Чтение с выражением и заучивание потешки «Совушка» (устное народное творчество).
Ах ты, совушка -сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела,
Во траву свалилася,
В яму покатилася!
Развитие связной речи
• Рассказ по серии сюжетных картинок «Собака и вороны».
«Собака ела мясо. Прилетели две вороны. Одна ворона клюнула собаку, другая ворона схватила мясо. Собака кинулась на ворон, вороны улетели»1.
Сенсорное развитие
• «Покажи пальчики».
Логопед выставляет на наборном полотне сначала одну, затем две (три, четыре, пять птиц). Дети должны показать столько пальчиков, сколько птиц.
• «Исправь ошибку». Развитие пространственного восприятия.
У вороны впереди хвост.
У воробья сзади клюв.
У совы вверху лапы.
У дятла внизу крылья.
|
У синицы сбоку хвост.
Работа над звуковой стороной речи
• «Вороны».
Дети-«вороны» произносят кар, логопед заканчивает слово. Кар. ..(тошка), кар... (тинка), кар. ..(ман), кар. ..(тон), кар... (лик), кар. ..(ты), кар.. .(куша).
1 Филичева Т. Б., Каше ГА. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1989.
• «Повтори слова». Игра со словами.
Повторение рифмующихся слов: птичка — синичка; сорока — белобока; сова — голова; совушка — головушка; птичка — невеличка; воробьишка — трусишка.
Физкультминутка -логоритмика
• «Села птичка на окошко». Импровизация движений.
Села птичка на окошко,
Посиди у нас немножко!
Посиди, не улетай.
Улетела. — Аи!
А. Барто
Тематический цикл «Домашние и дикие животные»
(двадцать вторая неделя)
Дети должны усвоить: названия животных; обобщающие понятия — домашние и дикие животные; различия домашних и диких животных по месту обитания и по внешнему виду.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Где живет?» Дифференциация предлогов в, около.
Логопед выставляет по одной картинке на наборное полотно и спрашивает детей: «Где живет волк — в лесу или около человека?» Дети отвечают: «Волк живет в лесу». Или: «Где живет корова — в лесу или около человека?» — «Корова живет около человека».
• «Кто что делает?» Составление предложений по вопросам.
Логопед, задавая вопрос, называет действие; дети находят соответствующие картинки и составляют предложения. Кто скачет? (Лошадь скачет.)
Словарь: лакает, мычит, клюет, летает, бегает, прыгает, жует, охотится, грызет, воет, лает, ловит, пугает, ревет, обманывает и т. д.
|
• «Четвертый лишний». Учить различать домашних и диких животных.
На игровом поле лежат четыре картинки: волк, лиса, кошка, медведь. Дети с помощью логопеда учатся находить «лишнюю» картинку.
• «Кто дружит с человеком?» Практическое употребление в речи категории творительного падежа с предлогом с. Закрепить знания детей по теме.
На наборном полотне выставлены картинки с изображением диких и домашних животных и их детенышей.
Логопед спрашивает детей: «Кто дружит с человеком?» Дети выбирают картинку и отвечают: Корова дружит с человеком. Собака дружит с человеком. Котенок дружит с человеком. И так далее. Логопед в конце упражнения подводит итог: «С человеком дружат домашние животные и их детеныши».
• «Договори слово». Формирование навыка словоизменения.
Заяц бежал, а зайчата... (бежали).
Медведь ревел, а медвежата... (ревели).
Волк рычал, а волчата... (рычали).
Корова жевала, а телята... (жевали).
Собака лаяла, а щенята... (лаяли).
Лошадь скакала, а жеребята... (скакали). И так далее.
Развитие связной речи
•Рассказы-описания «Корова» и «Ежик».
«Корова — это домашнее животное. Она живет около человека. Корова приносит ему пользу: дает молоко. Из молока делают сметану, сыр, масло. Корова большая. У нее есть голова, рога, туловище, хвост, четыре ноги. У коровы есть детеныши — маленькие телята. Корова и телята едят травку».
«Ежик — это дикое животное. Он живет в лесу. Он маленький, колючий — у него иголки. У ежика есть детеныши — ежата. Еж и ежата едят яблоки, грибы, мышей».
|
Сенсорное развитие
• «Угостим ежиков». Учить сравнивать и группировать предметы различной величины.
Для игры используются фигурки ежиков из картона (большой, средний, маленький), а также силуэты трех яблок и грибов. Игра проводится на игровом поле. Детям предлагается подобрать каждому ежику яблоко и гриб подходящего размера. Все действия сопровождаются объяснениями.
• «Кто меньше?» Учить детей сравнивать предметы различной величины, используя слово меньше.
Кто меньше — волчонок или корова? (Волчонок меньше.)
Кто меньше — лиса или ежик?
Кто меньше — медведь или медвежонок?
Кто меньше — заяц или лошадь?
Кто меньше — ежонок или медвежонок? И так далее.