Лексико-грамматические игры и упражнения




«Расскажи о птичке».

Дети с логопедом рассматривают картинки с изображением двух-трех птиц: «Посмотрите на ворону (синицу, сову). Что у нее есть? У вороны есть голова, глаза, клюв, хвост, лапки, крылья, грудка, перышки». И так далее.

«Где сидит птица?» Практическое употребление в речи категории предложного падежа с предлогом на.

На игровом поле в два ряда разложены картинки. В верхнем ряду: ворона, воробей, сова, дятел, синица. В нижнем: забор, трава, ветка, дерево, куст. Дети составляют предложения.

Ворона сидит на заборе.

Воробей сидит на траве.

Сова сидит на ветке.

Дятел сидит на дереве.

Синица сидит на кусте.

«Ответь на вопросы». Согласование числительных с существительными.

Сколько у вороны лапок? (У вороны две лапки.)

Сколько у воробья крыльев?

Сколько у совы хвостов?

Сколько у дятла голов?

Сколько у синицы клювиков?

Сколько у птицы перышек?

Сколько у птицы глаз?

•Чтение с выражением и заучивание потешки «Совушка» (устное народное творчество).

Ах ты, совушка -сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела,

Во траву свалилася,

В яму покатилася!

Развитие связной речи

• Рассказ по серии сюжетных картинок «Собака и вороны».

«Собака ела мясо. Прилетели две вороны. Одна ворона клюнула собаку, другая ворона схватила мясо. Собака кинулась на ворон, вороны улетели»1.

Сенсорное развитие

«Покажи пальчики».

Логопед выставляет на наборном полотне сначала одну, затем две (три, четыре, пять птиц). Дети должны показать столько пальчиков, сколько птиц.

«Исправь ошибку». Развитие пространственного восприятия.

У вороны впереди хвост.

У воробья сзади клюв.

У совы вверху лапы.

У дятла внизу крылья.

У синицы сбоку хвост.

Работа над звуковой стороной речи

«Вороны».

Дети-«вороны» произносят кар, логопед заканчивает слово. Кар. ..(тошка), кар... (тинка), кар. ..(ман), кар. ..(тон), кар... (лик), кар. ..(ты), кар.. .(куша).

1 Филичева Т. Б., Каше ГА. Дидактический материал по исправлению недостат­ков речи у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1989.

«Повтори слова». Игра со словами.

Повторение рифмующихся слов: птичка — синичка; сорока — белобока; сова — голова; совушка — головушка; птичка — невеличка; воробьишка — трусишка.

Физкультминутка -логоритмика

• «Села птичка на окошко». Импровизация движений.

Села птичка на окошко,

Посиди у нас немножко!

Посиди, не улетай.

Улетела. — Аи!

А. Барто

Тематический цикл «Домашние и дикие животные»

(двадцать вторая неделя)

Дети должны усвоить: названия животных; обобщающие понятия — домашние и дикие животные; различия домашних и диких животных по месту обитания и по внешнему виду.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Где живет?» Дифференциация предлогов в, около.

Логопед выставляет по одной картинке на наборное полотно и спрашивает детей: «Где живет волк — в лесу или около человека?» Дети отвечают: «Волк живет в лесу». Или: «Где живет корова — в лесу или около человека?» — «Корова живет около человека».

«Кто что делает?» Составление предложений по вопросам.

Логопед, задавая вопрос, называет действие; дети находят соответствующие картинки и составляют предложения. Кто скачет? (Лошадь скачет.)

Словарь: лакает, мычит, клюет, летает, бегает, прыгает, жует, охотится, грызет, воет, лает, ловит, пугает, ревет, обманывает и т. д.

• «Четвертый лишний». Учить различать домашних и диких животных.

На игровом поле лежат четыре картинки: волк, лиса, кошка, медведь. Дети с помощью логопеда учатся находить «лишнюю» картинку.

«Кто дружит с человеком?» Практическое употребление в речи категории творительного падежа с предлогом с. Закрепить знания детей по теме.

На наборном полотне выставлены картинки с изображением диких и домашних животных и их детенышей.

Логопед спрашивает детей: «Кто дружит с человеком?» Дети выбирают картинку и отвечают: Корова дружит с человеком. Собака дружит с человеком. Котенок дружит с человеком. И так далее. Логопед в конце упражнения подводит итог: «С человеком дружат домашние животные и их детеныши».

«Договори слово». Формирование навыка словоизменения.

Заяц бежал, а зайчата... (бежали).

Медведь ревел, а медвежата... (ревели).

Волк рычал, а волчата... (рычали).

Корова жевала, а телята... (жевали).

Собака лаяла, а щенята... (лаяли).

Лошадь скакала, а жеребята... (скакали). И так далее.

Развитие связной речи

•Рассказы-описания «Корова» и «Ежик».

«Корова — это домашнее животное. Она живет около человека. Корова приносит ему пользу: дает молоко. Из молока делают сметану, сыр, масло. Корова большая. У нее есть голова, рога, туловище, хвост, четыре ноги. У коровы есть детеныши — маленькие телята. Корова и телята едят травку».

«Ежик — это дикое животное. Он живет в лесу. Он маленький, колючий — у него иголки. У ежика есть детеныши — ежата. Еж и ежата едят яблоки, грибы, мышей».

Сенсорное развитие

«Угостим ежиков». Учить сравнивать и группировать предметы различной величины.

Для игры используются фигурки ежиков из картона (большой, средний, маленький), а также силуэты трех яблок и грибов. Игра проводится на игровом поле. Детям предлагается подобрать каждому ежику яблоко и гриб подходящего размера. Все действия сопровождаются объяснениями.

 

«Кто меньше?» Учить детей сравнивать предметы различной величины, используя слово меньше.

Кто меньше — волчонок или корова? (Волчонок меньше.)

Кто меньше — лиса или ежик?

Кто меньше — медведь или медвежонок?

Кто меньше — заяц или лошадь?

Кто меньше — ежонок или медвежонок? И так далее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: