• «На картинку посмотри». Усвоение знаний по теме.
Логопед выставляет на наборном полотне сюжетную картинку с изображением природы и объясняет детям, что есть много разных растений: травы, цветы, кусты, деревья. Они приносят пользу человеку и животным.
• «Что где растет?» Усвоение категории предложного падежа с предлогами на, в.
Логопед выставляет предметные картинки и помогает детям ответить на вопрос, что где растет.
Яблоки растут на дереве.
Елка растет в лесу.
Иголки растут на елке.
Листья растут на дереве.
Трава растет на земле.
Цветы растут в лесу, в поле, на клумбе.
Морковка растет в огороде.
• «Посмотри-ка ты, как растут цветы». Рассматривание цветов (одуванчик, ромашка) на участке. Усвоение названий некоторых частей растения (корень, стебель, листья, цветок, лепестки).
• «Дерево и куст». Дети на участке рассматривают деревья и кусты, учатся их сравнивать.
Дерево большое, а куст маленький.
Дерево высокое, а куст низкий.
У дерева ствол толстый, а у куста тонкий.
• " Что подаришь маме?» Составление предложений по образцу логопеда.
Логопед раздает детям картинки. Каждый ребенок должен сказать, что он подарит маме.
Я подарю маме листок.
Я подарю маме цветок.
Я подарю маме яблоко.
Я подарю маме гриб.
Я подарю маме ягоду.
Я подарю маме елочку.
Я подарю маме апельсин.
Я подарю маме помидор.
• «Цветок на окошке». Познакомить детей с комнатным цветком и его строением. Название цветка должно быть доступно детям для произношения.
Развитие связной речи
•Рассказ-сравнение «Дуб и береза». Учить детей сравнивать разные деревья.
«Дуб и береза — это растения. Дуб большой, а береза меньше. Дуб высокий, а береза ниже. Дуб толстый, а береза тоньше. У дуба много веток, а у березы меньше. У дуба ствол темный, а у березы ствол светлый (белый). У дуба ствол шершавый, а у березы гладкий».
|
Сенсорное развитие
• «Рисуем картинку». Учить детей располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, посередине, с одной стороны, с другой стороны, около); последовательному рассказу о ходе работы.
«Посередине я нарисовал дерево. С одной стороны — грибок, с другой стороны — цветок. Около цветка я нарисовал бабочку. Вверху я нарисовал солнышко. А внизу — травку. Я нарисовал много растений».
Работа над звуковой стороной речи
• «Повтори чистоговорки».
Вот вам одуванчик — желтый сарафанчик.
Вот вам и ромашка, а на ней — букашка.
Колокольчик голубой подарили нам с тобой.
Целый день, целый день очень пахнет сирень.
Ты не рви цветочек, пусть живет дружочек.
Физкультминутка- логоритмика
•«В лесу». Отстучать карандашом ритмический рисунок стихотворения (четыре удара на первую и третью строчку, три удара на вторую и четвертую строчку).
В лесу растут растения:
Ягоды, кусты,
Разные деревья,
Травка и кусты.
Тематический цикл «Насекомые»
(двадцать девятая неделя)
Дети должны усвоить: названия нескольких насекомых (наиболее доступные для произношения); особенности внешнего вида; существительное с обобщающим значением насекомые.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Зверюшки-малютки». Усвоение знаний по теме.
Картинки: жук, пчела, бабочка, муха, комар, муравей.
Логопед вместе с детьми рассматривает насекомых, изображенных на картинках. Обращает внимание детей на то, что они маленькие, у них есть лапки, крылышки, усики и т. д. Они летают, ползают, бегают. Едят растения. Неоднократно подчеркивается, что насекомые — самые маленькие животные.
|
•«Кого ты видел?» Закрепление названий насекомых; развитие памяти.
Логопед убирает картинки (из упражнения «Зверюшки-малютки»), дети должны по памяти назвать, кого они видели.
Я видел жука.
Я видел пчелу.
Я видел бабочку.
Я видел муху.
Я видел комара.
Я видел муравья.
• «Исправь ошибку». Развитие слухового внимания.
Логопед показывает детям картинку с насекомым и говорит:
Бабушка летает около цветка (бабочка).
Пила летит и жужжит (пчела).
Лук ползет по веточке (жук).
Воробей залез в муравейник (муравей).
Мура села на сыр (муха).
Самовар укусил Машу (комар).
Дети исправляют ошибку и повторяют предложение.
• Чтение с выражением и заучивание стихотворения «Пчелка».
—Где была ты?
—Тут и там.
—Где летала?
—По цветам.
—Что домой ты принесла?
—Мед, — ответила пчела.
Г. Сапгир
Развитие связной речи
• Рифмованный рассказ «Муравей и воробей». Логопед демонстрирует муравья, воробья и кота, выполненных из картона.
По земле ползет муравей,
Подлетел к нему воробей,
Муравей в норку — шмыг!
Воробей: «Чик-чирик!»
Подбежал к нему котишка, —
И улетел воробьишка!
С помощью логопеда дети заучивают рассказ наизусть.
Сенсорное развитие
• «Бабочка и цветок». Учить различать и правильно называть цвета.
Из цветной бумаги изготавливается семь бабочек и семь цветков (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, белый, черный).
Логопед выкладывает на игровое поле цветы, а бабочек раздает детям. Они должны «помочь» бабочкам спрятаться от птичек: бабочка должна сесть на тот цветок, на котором ее не будет видно.
Красная бабочка села на красный цветок.
Желтая бабочка села на желтый цветок.
Оранжевая бабочка села на оранжевый цветок. И так далее.