• «Угадай слово»: с ли.., яб.., ли.., гру.., ба.., пер.., апель.., ман...
• «Повтори чистоговорки»:
ва-ва-ва — слива;
ша-ша-ша — груша;
ко-ко-ко — яблоко;
мон-мон-мон — лимон;
син-син-син — апельсин.
Физкультминутка-логоритмика
• Импровизация движений в такт стихотворения.
На носочки я встаю,
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой!
Тематический цикл «Овощи — фрукты»
(шестая неделя)
Дети должны усвоить: речевой материал по данным темам; различия между овощами и фруктами.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Овощ или фрукт?» Дифференциация овощей и фруктов.
Логопед раздает детям овощи и фрукты. Затем по очереди задает детям вопрос: «У тебя овощ или фрукт?» Дети отвечают: «Яблоко — это фрукт» или «Помидор — это овощ».
• «Что у кого?» Составление сложных предложений с союзом а.
Логопед спрашивает: «Таня, что у тебя, а что у Коли?»
Таня отвечает: «У меня яблоко, а у Коли огурец». И так далее.
• «В вазе или в корзине?» Употребление предлога в.
На столе ваза с фруктами и корзина с овощами. Логопед: «Где лежит яблоко?» Дети: «Яблоко лежит в вазе». И так далее.
• «Верно — неверно». Закрепление в речи существительных с обобщающими значениями овощи и фрукты.
Огурец и помидор — это посуда?
Яблоко и груша — это овощи?
Капуста и лук — это фрукты?
Картошка и морковка — это одежда?
Апельсин и лимон — это грибы?
Свекла и горох — это фрукты?
• «Договори предложение». Усвоение слов с противоположным значением.
Апельсин сладкий, а лук...
Яблоко твердое, а слива...
Капуста большая, а картошка...
Чеснок горький, а персик...
Слива маленькая, а апельсин...
Персик мягкий, а яблоко...
Развитие связной речи
|
• Выполнение инструкций логопеда.
—Возьми яблоко, понюхай его, положи в вазу и возьми огурец.
—Возьми огурец из корзинки, положи его в вазу, а яблоко отдай Тане.
—Возьми яблоко, покатай его по столу и положи рядом с картошкой. И так далее.
Затем ребенок по просьбе логопеда и с его помощью должен рассказать, что он делал.
Сенсорное развитие
• «Посчитай фрукты (овощи)». Учить пересчитывать предметы в пределах пяти и называть итоговое число.
• «Разложи фрукты (овощи)». Учить детей раскладывать предметы правой рукой слева направо. Учить сравнивать две группы предметов и пользоваться понятиями поровну, больше, меньше.
•«Обведи пальчиком». Обведение пальчиком овощей и фруктов по контуру на предметных картинках.
Зачин логопеда: «Мы яблочко возьмем и пальчиком обведем». «Мы огурчик возьмем и пальчиком обведем» (повторить с детьми). Работа над звуковой стороной речи
• «Похлопаем в ладоши». Слоговой анализ слов: лук, репа, горох, лимон, кабачок, огурец. Дети должны хлопнуть в ладоши на каждый слог слова.
• «Повтори чистоговорки»:
ох-ох — горох;
мон-мон — лимон;
нок-нок — чеснок;
дор-дор — помидор;
ан-ан — банан;
чок-чок — кабачок;
сик-сик — персик;
ук-ук — лук.
Физкультминутка -логоритмика
• Повторить речевой материал физкультминутки тематических циклов «Овощи» и «Фрукты».
Тематический цикл «Деревья»
(седьмая неделя)
Дети должны усвоить: четыре - пять видов деревьев (береза, рябина, дуб, клен, липа); строение дерева (ствол, ветки, листья, корни); различие деревьев по форме листьев и стволов; существительное с обобщающим значением деревья.
|
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Где растут деревья?» Практическое употребление в речи предлога в.
Береза растет в лесу. Рябина растет в лесу. Дуб растет в лесу. Клен растет в лесу. Липа растет в лесу.
Используются картинки с изображением данных деревьев и картинка с изображением леса. Предлог подчеркивается артикуляцией и голосом.
• «Ответь правильно». Практическое употребление в речи предлога на.
— Где растут веточки? (Веточки растут на дереве.)
— Где растут листочки? (Листочки растут на веточке.)
— Где растут деревья? (Деревья растут на земле.)
— Где сидят птички? (Птички сидят на веточке.)
— Где сидят жучки? (Жучки сидят на листочке.)
• «Назови много». Образование множественного числа существительных.
Оборудование: лист, ветка, корень, картинки деревьев. Логопед произносит предложение, дети договаривают последнее слово и повторяют по возможности все предложение.
У меня лист, а на дереве... (листья).
У меня ветка, а на дереве... (ветки).
У меня дерево, а в лесу... (деревья).
У меня корень, а у деревьев... (корни).
У меня ствол, а у деревьев... (стволы).
У меня береза, а в лесу... (березы).
У меня елка, а в лесу... (елки). И так далее.
Развитие связной речи
• Рифмованный рассказ «Маша и деревья» (с опорой на предметные картинки).
Вышла Маша на крыльцо:
Вот растет деревцо,
Вот растет другое —
Красивое какое!
Стала Машенька считать,
Насчитала ровно пять.
Все деревья эти
Сосчитайте, дети!
Дети (считают). «Одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев».
|
Логопед. Сколько деревьев возле дома? Дети. Возле дома пять деревьев. Стихотворение заучивается наизусть.
Сенсорное развитие
• «Нарисуем дерево». Предварительно дети рассматривают деревья на участке. Воспитатель проводит беседу.
Логопед рассматривает с детьми образец нарисованного дерева и объясняет приемы рисования.
1. Ствол дерева рисуется сверху вниз, вверху ствол тоньше, а внизу толще.
2. Ветки рисуют сверху вниз, прикрепляя их к стволу.
3. К большим веткам пририсовывают маленькие веточки.
4. К веткам подрисовывают листочки зеленого, желтого и красного цвета.