Лексико-грамматические игры и упражнения




•«У кого кто?» Составление предложений по картинкам с предлогом у.

Логопед в ряд выкладывает на игровом поле картинки с изо­бражением взрослых домашних животных, а под ними — картинки с изображением их детенышей.

Кто у собаки? — У собаки щенок. Это детеныш, он маленький.

Кто у кошки? — У кошки котенок. Это детеныш, он маленький.

Кто у коровы? — У коровы теленок. Это детеныш, он маленький.

Кто у лошади? — У лошади жеребенок. Это детеныш, он маленький.

Кто у свиньи? — У свиньи поросенок. Это детеныш, он маленький.

Кто у козы? — У козы козленок. Это детеныш, он маленький.

«Кто за кем бегает?» Составление предложений с предлогом за.

Щенок бегает за... (собакой). Котенок бегает за... (кошкой).

 

Теленок бегает за... (коровой). Жеребенок бегает за... (лошадью).

Поросенок бегает за... (свиньей). Козленок бегает за... (козой).

«Незнайка и животные». Практическое употребление в речи предлога с. Развитие внимания. Закрепление знаний по теме.

Логопед. «Дети, к нам в гости пришел Незнайка. Он плохо знает животных. Помогите ему.

Теленок живет с кошкой. — Нет, теленок живет с коровой.

Котенок живет с собакой. — Нет, котенок живет с кошкой.

Поросенок живет с козой. — Нет, поросенок живет со свиньей.

Козленок живет со свиньей. — Нет, козленок живет с козой.

Жеребенок живет с коровой. — Нет, жеребенок живет с лошадью.

•Чтение с выражением и заучивание потешки (устное народное творчество). Во время чтения логопед выставляет картинки: лошадь, корова, телята, собаки.

Из-за лесу, из-за гор

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на собачках.

Развитие связной речи

• Чтение и пересказ с опорой на вопросы сказки Л. Н. Толстого «Жучка и кошка». Используются игрушки: собака и кошка. Во время чтения сказки рекомендуется демонстрация действий, описываемых в произведении.

«Была драка между Жучкой и кошкой. Кошка стала есть, а Жучка пришла. Кошка Жучку лапой за нос. Жучка кошку за хвост. Кошка Жучке в глаза. Жучка кошку за шею. Тетя шла мимо, несла ведро с водой и стала лить на кошку и Жучку водой».

Сенсорное развитие

«Составь картинку». Составление разрезных картинок из четырех частей.

Зачин логопеда (повторяется с детьми):

 

 

Ты внимательно смотри.

И картинку собери!

Мы с ребятами играли

И картиночки собрали!

«Кто больше?» Учить сравнивать два предмета разной величины. Используются картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Кто больше — лошадь или жеребенок? (Лошадь больше жеребенка). И так далее.

Работа над звуковой стороной речи

Заучивание потешки.

Логопед артикуляцией и голосом выделяет в глаголах аи.

Слушай меня, мой пес:

На вора лай,

К нам в дом не пускай,

А детей не пугай

И с ними играй.

Л. Н. Толстой

Физкультминутка -логоритмика

• Импровизация движений в такт стихотворения.

У коровы есть ребенок:

Брык-брык, скок-скок,

А зовут его теленок,

А зовут его бычок.

Тематический цикл «Дикие животные»

(восемнадцатая неделя)

Дети должны усвоить: названия диких животных наших лесов (волк, лиса, медведь, заяц, белка, ежик); их отличительные признаки; условия их обитания.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Где звери живут?» Практическое употребление в речи предлога в.

На наборном полотне — картинка с изображением леса. Логопед выставляет поочередно картинки с изображением ди­ких животных и спрашивает детей, где они живут.

Волк живет в лесу.

Лиса живет в лесу.

Медведь живет в лесу.

Заяц живет в лесу.

Белка живет в лесу.

Ежик живет в лесу.

«Назови картинки». Составление сложных предложений.

Логопед вызывает детей (по 2 человека), просит их взять, любую картинку. Остальные дети комментируют:

У Тани волк, а у Светы лиса.

У Коли медведь, а у Сани заяц.

У Маши белка, а у Миши ежик. И так далее.

«-Кому это нужно?» Усвоение категории дательного падежа.

Логопед помогает детям узнать, кто чем питается. Для этого используются картинки из любого лото: мед, рыба, малина, курица, цыпленок, заяц, мясо, колбаса, морковка, капуста, орехи, грибы, яблоко, мышка.

Логопед спрашивает: «Кому нужен мед?» Дети отвечают: «Мед нужен медведю». И так далее.

•Чтение с выражением рассказа Е. Чарушина «Лиса». Ответы на вопросы логопеда по тексту.

«Лисичка зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит — кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице».

Развитие связной речи

«Прогулка в лес». Усвоение категории родительного падежа. Закрепление знаний детей по теме.

Логопед с детьми «идет» в лес на прогулку. Действие происходит в игровом уголке, где расставлены игрушки -зверюшки. Рекомендуется стимулировать речевую активность детей — дети должны говорить вместе с логопедом.

Вот лиса, она рыжая, хитрая, лиса живет в норе. Вот мед­ведь, он большой, косолапый, медведь живет в берлоге. Вот белка, она маленькая, ловкая, белка живет на дереве. Вот заяц, он белый, быстроногий, заяц живет под кустом.

Далее логопед спрашивает детей, кого они видели в лесу. Дети отвечают: «Мы видели лису. Мы видели волка». И так далее.

Прогулка в лес повторяется, дети самостоятельно рассказывают о животных.

Сенсорное развитие

«Длинный или короткий?» Развивать у детей умение сравнивать два предмета разной длины. Усвоение слов-антонимов.

У зайца длинные уши, а у медведя... (короткие).

У лисы длинный хвост, а у зайца... (короткий).

У белки длинный хвост, а у медведя... (короткий).

У белки короткие ноги, а у волка... (длинные).

У медведя короткий хвост, а у лисы... (длинный).

У ежика короткие уши, а у зайца... (длинные).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: