•«У кого кто?» Составление предложений по картинкам с предлогом у.
Логопед в ряд выкладывает на игровом поле картинки с изображением взрослых домашних животных, а под ними — картинки с изображением их детенышей.
Кто у собаки? — У собаки щенок. Это детеныш, он маленький.
Кто у кошки? — У кошки котенок. Это детеныш, он маленький.
Кто у коровы? — У коровы теленок. Это детеныш, он маленький.
Кто у лошади? — У лошади жеребенок. Это детеныш, он маленький.
Кто у свиньи? — У свиньи поросенок. Это детеныш, он маленький.
Кто у козы? — У козы козленок. Это детеныш, он маленький.
• «Кто за кем бегает?» Составление предложений с предлогом за.
Щенок бегает за... (собакой). Котенок бегает за... (кошкой).
Теленок бегает за... (коровой). Жеребенок бегает за... (лошадью).
Поросенок бегает за... (свиньей). Козленок бегает за... (козой).
• «Незнайка и животные». Практическое употребление в речи предлога с. Развитие внимания. Закрепление знаний по теме.
Логопед. «Дети, к нам в гости пришел Незнайка. Он плохо знает животных. Помогите ему.
Теленок живет с кошкой. — Нет, теленок живет с коровой.
Котенок живет с собакой. — Нет, котенок живет с кошкой.
Поросенок живет с козой. — Нет, поросенок живет со свиньей.
Козленок живет со свиньей. — Нет, козленок живет с козой.
Жеребенок живет с коровой. — Нет, жеребенок живет с лошадью.
•Чтение с выражением и заучивание потешки (устное народное творчество). Во время чтения логопед выставляет картинки: лошадь, корова, телята, собаки.
Из-за лесу, из-за гор
Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на собачках.
Развитие связной речи
• Чтение и пересказ с опорой на вопросы сказки Л. Н. Толстого «Жучка и кошка». Используются игрушки: собака и кошка. Во время чтения сказки рекомендуется демонстрация действий, описываемых в произведении.
|
«Была драка между Жучкой и кошкой. Кошка стала есть, а Жучка пришла. Кошка Жучку лапой за нос. Жучка кошку за хвост. Кошка Жучке в глаза. Жучка кошку за шею. Тетя шла мимо, несла ведро с водой и стала лить на кошку и Жучку водой».
Сенсорное развитие
• «Составь картинку». Составление разрезных картинок из четырех частей.
Зачин логопеда (повторяется с детьми):
Ты внимательно смотри.
И картинку собери!
Мы с ребятами играли
И картиночки собрали!
• «Кто больше?» Учить сравнивать два предмета разной величины. Используются картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Кто больше — лошадь или жеребенок? (Лошадь больше жеребенка). И так далее.
Работа над звуковой стороной речи
• Заучивание потешки.
Логопед артикуляцией и голосом выделяет в глаголах аи.
Слушай меня, мой пес:
На вора лай,
К нам в дом не пускай,
А детей не пугай
И с ними играй.
Л. Н. Толстой
Физкультминутка -логоритмика
• Импровизация движений в такт стихотворения.
У коровы есть ребенок:
Брык-брык, скок-скок,
А зовут его теленок,
А зовут его бычок.
Тематический цикл «Дикие животные»
(восемнадцатая неделя)
Дети должны усвоить: названия диких животных наших лесов (волк, лиса, медведь, заяц, белка, ежик); их отличительные признаки; условия их обитания.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Где звери живут?» Практическое употребление в речи предлога в.
|
На наборном полотне — картинка с изображением леса. Логопед выставляет поочередно картинки с изображением диких животных и спрашивает детей, где они живут.
Волк живет в лесу.
Лиса живет в лесу.
Медведь живет в лесу.
Заяц живет в лесу.
Белка живет в лесу.
Ежик живет в лесу.
• «Назови картинки». Составление сложных предложений.
Логопед вызывает детей (по 2 человека), просит их взять, любую картинку. Остальные дети комментируют:
У Тани волк, а у Светы лиса.
У Коли медведь, а у Сани заяц.
У Маши белка, а у Миши ежик. И так далее.
• «-Кому это нужно?» Усвоение категории дательного падежа.
Логопед помогает детям узнать, кто чем питается. Для этого используются картинки из любого лото: мед, рыба, малина, курица, цыпленок, заяц, мясо, колбаса, морковка, капуста, орехи, грибы, яблоко, мышка.
Логопед спрашивает: «Кому нужен мед?» Дети отвечают: «Мед нужен медведю». И так далее.
•Чтение с выражением рассказа Е. Чарушина «Лиса». Ответы на вопросы логопеда по тексту.
«Лисичка зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит — кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице».
Развитие связной речи
• «Прогулка в лес». Усвоение категории родительного падежа. Закрепление знаний детей по теме.
Логопед с детьми «идет» в лес на прогулку. Действие происходит в игровом уголке, где расставлены игрушки -зверюшки. Рекомендуется стимулировать речевую активность детей — дети должны говорить вместе с логопедом.
|
Вот лиса, она рыжая, хитрая, лиса живет в норе. Вот медведь, он большой, косолапый, медведь живет в берлоге. Вот белка, она маленькая, ловкая, белка живет на дереве. Вот заяц, он белый, быстроногий, заяц живет под кустом.
Далее логопед спрашивает детей, кого они видели в лесу. Дети отвечают: «Мы видели лису. Мы видели волка». И так далее.
Прогулка в лес повторяется, дети самостоятельно рассказывают о животных.
Сенсорное развитие
• «Длинный или короткий?» Развивать у детей умение сравнивать два предмета разной длины. Усвоение слов-антонимов.
У зайца длинные уши, а у медведя... (короткие).
У лисы длинный хвост, а у зайца... (короткий).
У белки длинный хвост, а у медведя... (короткий).
У белки короткие ноги, а у волка... (длинные).
У медведя короткий хвост, а у лисы... (длинный).
У ежика короткие уши, а у зайца... (длинные).