•«Для кого одежда?» Усвоение словаря по теме. Различие одежды для мальчика и девочки. Практическое употребление в речи предлога для.
Логопед показывает детям различные предметы одежды и спрашивает: «Для кого эта одежда — для мальчика или для девочки?» Дети отвечают: «Платье для девочки» или «Брюки для мальчика», «Юбка для девочки», «Шорты для мальчика» и т. д.
• «Чьи вещи?» Усвоение местоимений мой, моя, мое.
Логопед по очереди подходит к каждому ребенку, прикасается к какому-либо виду его одежды или обуви и спрашивает: «Чья рубашка?» или «Чей сарафан?» Ребенок отвечает: «Моя рубашка» или «Мой сарафан».
• «Куда наденем?» Практическое употребление в речи предлога на.
Рукавицы наденем на... (руки).
Шарф наденем на... (шею).
Шапку наденем на... (голову).
Сапожки наденем на... (ножки).
Перчатки наденем на... (руки).
Носки наденем на... (ножки).
Кепку наденем на... (голову).
• «Найди одежду». Практическое употребление в речи предлога в.
Игра проводится в раздевалке. Логопед предварительно прячет одежду детей в разных местах и говорит, что прибегала мышка и спрятала одежду и обувь. Дети должны ее найти — каждый свою. Затем каждый ребенок должен сказать, где была его одежда.
Куртка была в шкафу.
Носок был в ботинке.
Варежки были в кармане.
Шарф был в рукаве.
Сапог был в углу.
Рубашка была в куртке.
• Чтение с выражением и заучивание четверостишия из стихотворения «Мой мишка».
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить...
3. Александрова
Развитие связной речи
• «Оденем куклу».
Логопед. Дети, давайте оденем нашу куклу. Я сшила для нее одежду. Что сначала наденем, что потом?
|
Одевая куклу вместе с детьми, логопед подробно описывает предметы одежды. Дети повторяют: «Платье зеленого цвета. Вот карман — он один. Вот рукава — их два. Вот воротник. Вот пояс — он один. Платье короткое, красивое и т.д.».
Сенсорное развитие
• «Покажи кружок». Развитие зрительного внимания. Усвоение основных цветов.
Логопед раздает всем детям разноцветные кружки. Затем называет слова: платье (бант, туфли, носки, юбка, кофточка, сарафан, карман, воротник, пояс, рукава). Дети должны поднять кружок того цвета, какого цвета предмет, и назвать цвет.
• «Найди одинаковые». Развитие зрительного внимания, навыка сравнения. Усвоение и употребление понятия одинаковые.
На столе в беспорядке располагаются несколько пар варежек, носков, ленточек, шнурков. Дети помогают разобраться и подобрать пару к каждому предмету, комментируя при этом: «Эти носки (варежки, шнурки, ленточки) одинаковые».
Работа над звуковой стороной речи
• «Повтори потешки».
У Машеньки на ножках новые сапожки. Танечка нарядится в новенькое платьице. У Катеньки шапочки, туфельки и тапочки. Вот слетели брюки прямо Пете в руки.
• «Постучи карандашом».
Отстучать карандашом по столу количество слогов в словах: брюки, пижама, юбка, платье, панама, носок, шуба, шапка, шарф, сапоги, бант.
Физкультминутка -логоритмика
• «Идем на прогулку». Импровизация движений.
Мы снимаем тапки,
Надеваем шапки,
Шарфики, штанишки,
Сапоги, пальтишки,
Надеваем куртки —
Готовы для прогулки!
Тематический цикл «Посуда»
(десятая неделя)
Дети должны усвоить: знания о том, что посуда — это предметы домашнего обихода; названия основных предметов посуды; существительное с обобщающим значением посуда.
|
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Назови предметы». Составление предложений с союзом и.
Логопед показывает детям по два предмета посуды и спрашивает: «Что это?». Дети отвечают: «Это вилка и ложка» или «Это чайник и кастрюля» и т. д.
• «Найди посуду». Практическое употребление в речи предлога на.
Различные предметы посуды рассредоточены по комнате. Дети находят посуду, подходят к логопеду и говорят:
— Чашка была на столе.
— Вилка была на тарелке.
— Кастрюля была на полу.
— Чайник был на полке.
— Тарелка была на стуле.
— Стакан был на тумбочке.
— Ложка была на полу.
— Ножик был на ковре и т. д.
• «Дружит или не дружит?» Усвоение обобщающего понятия посуда. Отличие посуды от других предметов.
Логопед показывает детям по два предмета и спрашивает:
—Вилка «дружит» с ложкой? (Да, это посуда.)
— Чайник «дружит» с куклой? (Нет, потому что кукла не посуда.)
— Тарелка «дружит» с шапкой? (Нет, потому что шапка не посуда) и т. д.
• «Слушай внимательно, делай старательно». Учить точно выполнять словесную инструкцию.
—Возьми ложку, вилку и чашку.
—Возьми блюдце, чайник и ножик.
—Возьми кастрюлю, крышку и ложку и т. д.
• Чтение с выражением стихотворения К. Чуковского «Федорино горе».
Развитие связной речи
• Рассказ-описание «Шкаф с посудой».
«Это шкаф с посудой. У него три полки: верхняя полка, средняя полка и нижняя полка. На верхней полке — кастрюля и чайник. На средней полке — тарелки, чашки, блюдца. На нижней полке — вилки, ложки, ножи. В шкафу много посуды».
|
Дети пересказывают рассказ с опорой на вопросы логопеда и картинки.
Сенсорное развитие
• «Построй по росту». Формирование умения выстраивать предметы по определенному признаку.
На игровом поле — пять контуров чашек разной величины. Логопед вместе с детьми располагает их «по росту»: самая большая, большая, поменьше, маленькая, самая маленькая.
• «Найди шкафчик». Формирование воображения, внимания.
На игровом поле — три картонных силуэта шкафчиков одного размера. На каждом из них изображен предмет-заместитель. Детям предлагаются картинки с изображением предметов посуды (ложка, вилка; чашка, тарелка, стакан). Ребенку нужно положить картинку возле того шкафчика, на котором изображен предмет-заместитель, больше всего похожий на предмет посуды на его картинке.
Работа над звуковой стороной речи
• «Назови ласково»: чашка — чашечка, ложка — ложечка, кастрюля — кастрюлька, тарелка — тарелочка и т. д.