Теория: Беседа «Горизонт/линия горизонта», игра «Вопрос – ответ».
Практика: Работа по презентации «Стороны горизонта».
Компас – помощник туриста.
Теория: Компас и его устройство. Компас — прибор для определения сторон горизонта. Работа со словарём.
Практика: Работа с компасом в парах. Определение сторон горизонта на спортплощадке.
Движения по азимуту (2 часа).
Теория: Стороны горизонта. Пользование компасом в походе. Азимут. Практика: Определение азимута по карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж). Определение азимута на заданный ориентир, движение группы по азимутам на заданное расстояние.
Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты (2 часа).
Теория: Приборы для ориентирования в природе.
Практика: Работа с картой и компасом.
Определение и контроль направлений по объектам местности.
Теория: Ориентирование в природе.
Практика: Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам.
Ориентирование в сложных погодных условиях (2 часа).
Теория: Глазомерная оценка расстояний до предметов. Особенности ориентирования в местности, при сложных метеорологических условиях. Действия группы при потере ориентировки.
Практика: Практическое ориентирование в сложных условиях. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка).
Метеорологические данные (2 часа).
Теория: Беседа «Метеорологические данные для туриста».
Практика: Игра «Прогноз погоды».
Типы туристских костров (2 часа).
Теория: Соблюдение правил пожарной безопасности при разведении и поддержании костра. Заготовка дров (охрана природы и правила сбора валежника, сухостоя). Растопка для костра, её заготовка и хранение. Разведение костров. Упаковка спичек и сухого горючего.
|
Практика: Определение места для костра. Оборудование и обустройство костровищ во время прогулки. Заготовка хвороста для костра. Практическая работа по сборке костров нескольких типов: «шалаш», «колодец», «таёжный», «звёздный». Тушение костров и охрана природы.
Туристические узлы. (8 часов).
Теория: Показ образца завязывания узлов. Анализ демонстративного материала по теме занятия.
Практика: Видео – урок «Туристические узлы».Навыки завязывания простых/сложных узлов по схемам (групповая работа, в парах, индивидуальная). Игра «Узелок завяжется – узелок развяжется».
Основы гигиены и первая доврачебная помощь (4 часа).
Теория: Предупреждение и профилактика травматизма в походе.
Практика: Овладение отдельным элементам оказания медицинской помощи в походных условиях (наложение повязок, шин). Походная аптечка. Транспортировка пострадавшего. Контрольное тестирование по оказанию ПДП.
Туристская группа на прогулке (2 часа).
Теория: ПДП на прогулке.
Практика: Навыки завязывания узлов, оказание ПДП.
Личное снаряжение юного туриста (2 часа).
Теория: Атрибуты туристов. Требования к обуви и одежде для туристских мероприятий. Личное снаряжение юного туриста для летнего и зимнего похода. Личная посуда туриста, средства гигиены.
Практика: Оформление уголка «Юный турист». Тренинг по формированию умений подбирать личное снаряжение в соответствии с погодными условиями (зима и межсезонье). Кухонное снаряжение, требования к нему, правила ухода, чистки и мытья.
|
Питьевой режим на туристской прогулке (2 часа).
Теория: Значение правильного питания в походе. Транспортировка воды и горячего чая для питья в зимнее время. Способы обеззараживания воды для питья и приготовления пищи.
Практика: Игра «Добудь воду». Практическая работа «Использование снега для приготовления пищи в зимних условиях».
Групповое снаряжение туристской команды (2 часа).
Теория: Беседа – диалог «Что входит в групповое снаряжение туристов для летнего и зимнего похода».
Практика: Тренинг по формированию умений подбирать групповое снаряжение в соответствии с погодными условиями (зима и межсезонье). Бинокль, фотоаппарат, видеокамера в туристской группе, правила их хранения и использования в походе, на экскурсии.
Личная гигиена юного туриста (2 часа).
Теория: Диалог о соблюдении личной гигиены туриста.
Практика: Правила личной гигиены туриста. Просмотр обучающего фильма по теме занятия.
Кодекс юного туриста» (2 часа).
Теория: Ведение понятия «кодекс», его составляющие.
Практика: Разработка и презентация «Кодекса юного туриста» (свод правил).
Пословицы и поговорки туристско – краеведческой направленности (2 часа).
Теория: Беседа о взаимосвязи литературы с туризмом.
Практика: Игра «Снежный ком» (ком из пословиц и поговорок).