№ п/п
| Разделы и темы
| Формы занятий
| Примеры и методы организации образовательного процесса
| Дидактический материал, техническое оснащение занятий
| Формы подведения итогов
|
I. Введение
|
1.1
| Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
| Беседа. Практикум
| Словесный, наглядный, коллективный
| Журнал инструктажей
| Опрос. Памятка
|
II. История развития туризма
|
2.1
| История туризма в России
| Лекция, беседа
| Словесный, наглядный, коллективный,
объяснительно-иллюстративный, фронтальный
| Показ слайдов. Иллюстрации значков.
| Рисунок.
|
2.2
| Значение туризма. Виды туризма.
| Лекция, беседа
| Словесный, наглядный, коллективный,
объяснительно-иллюстративный, фронтальный
| Показ слайдов. Конкурсная программа
| Коллективная рефлексия. Беседа
|
III. Природа и мы.
|
3.1
| Природа и мы. Правила поведения юных туристов.
| Лекция, беседа
| Словесный, объяснительно-иллюстративный, фронтальный
| иллюстрация и демонстрация правил поведения
| Инсценировка
|
3.2
| Гармония в природе.
| Презентация
| Словесный, объяснительно-иллюстративный, фронтальный
| Просмотр презентации
| Вопросы по презентации
|
3.3
| Экскурсия «Мир вокруг нас».
| Беседа, экскурсия
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Сбор гербарного материала, спальный мешок
| Анализ экскурсии
|
3.4
| Объекты живой природы.
| Беседа, презентация
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Презентация
| Опрос. Игра
|
3.5
| Птицы – объект живой природы.
| Беседа, презентация
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Презентация
| Выполнение рисунков
|
3.6
| Растения нашего леса.
| Беседа, презентация
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Презентация
| Выполнение рисунков
|
3.7
| В мире людей.
| Викторина
| Практический
| Карточки для викторины. Инвентарь для игры
| Беседа
|
3.8
| Объекты окружающего мира.
| Беседа, поход
| Практический, словесный
| Снаряжение для похода
| Фотоотчет, гербарные образцы
|
- Азбука топографии
|
4.1.
| Топографические знаки.
| Беседа, упражнения
игры, Самостоятельная работа, практическая работа
| Словесный, практический
наглядный, объяснительно-иллюстративный, индивидуальный
| просмотр слайдов
методическое пособие, топографические знаки. Карточки с кроссвордами, иллюстрации топознаков
| Коллективная рефлексия
Игра Маршрут похода Анализ рисунков
|
4.2.
| Топографические карты.
| Беседа, упражнения в чтении карт Работа с картой
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Методическое пособие по теме занятия
Топографические карты Иллюстрации к картам Условные обозначения
| Анализ карт
Чтение карт в парах Опрос Заполнение кроссворда
|
4.3.
| План – местности.
| Практическая работа
| Практический
| Изображение план – местности (образец)
| Анализ работ
|
4.4.
| Местоположение объектов
| Игра
| Игровой
| Инвентарь для игры
| Определение победителей, анализ игры
|
4.5.
| Кругозор туриста.
| Беседа, игра
| Словесный, практический
| Иллюстрации ответов к загадкам
| Подсчёт баллов, анализ деятельности
|
- Азбука туристских навыков
|
5.1.
| Основные качества туриста.
| Беседа, упражнения
| Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, практический
| Показ слайдов, беседа
| Опрос
|
5.2.
| Туристско – бытовые навыки.
| Беседа, упражнения
| Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, практический
| Показ слайдов, беседа
| Упражнения
|
5.3.
| Режимные моменты в походе.
| Беседа, практические упражнения
| Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, практический
| Показ слайдов, беседа
| Составление режима туриста
|
5.4.
| «Я – турист».
| Самостоятельная работа
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, фронтальный
| Материал для выполнения рисунков
| Выставка рисунков
|
5.5.
| Быт туриста.
| Упражнения, беседа,
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, фронтальный
| Показ презентации
| Коллективная рефлексия
|
5.6.
| В гостях у путешественников — героев сказок.
| Упражнения
| Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный
| Иллюстрации героев сказок, просмотр фрагментов сказок
| Игра
|
5.7.
| Основы безопасности в природной среде.
| Беседа, упражнение, рассказ
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Показ видеофрагмента
| Упражнение на закрепление
|
5.8.
| «Золотое кольцо России».
| Презентация
| Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный
| Презентация
| Опрос по презентации
|
5.9.
| Песни юного туриста.
| Беседа, песни
| Словесный, практический
| Тексты песен, музыкальное сопровождение
| Исполнение песен
|
VI. Технические приёмы.
|
6.1.
| Азимут.
| Беседа, упражнения
| Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, практический
| Демонстрация технических приёмов
| Определение азимута
|
6.2.
| Линейное/точечное ориентирование.
| Беседа, упражнения
| Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, практический
| Демонстрация технических приёмов
| Опрос
|
6.3.
| Стороны горизонта.
| Работа о презентации
| Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, практический
| Компасы
| Опрос по презентации
|
6.4.
| Компас – помощник туриста.
| Работа с компасом в парах
упражнения в определении
| Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, практический
| Компасы
| Работа в парах
Показ упражнения
|
6.5.
| Движения по азимуту.
| Упражнения, Игры
| Словесный, игровой
| Компасы
| Упражнение на релаксацию
|
6.6.
| Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты.
| Упражнения
| Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный
| Показ образца определения с методическими рекомендациями, компасы, карты
| Упражнение на закрепление
|
6.7.
| Определение и контроль направлений по объектам местности.
| Упражнения
| Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный
| Показ образца определения
| Упражнение на закрепление
|
6.8.
| Ориентирование в сложных погодных условиях.
| Упражнения
| Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный
| Показ образца выполнения с методическими рекомендациями
| Упражнение на закрепление
|
6.9.
| Метеорологические данные.
| Игра
| Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, игровой
| Инвентарь для игры
| Анализ игры
|
6.10.
| Типы туристских костров.
|
| Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный
| Карточки
| Сбор костров по карточкам
|
6.11.
| Туристические узлы.
| Беседа, видео, упражнения
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Просмотр слайдов, демонстрация узлов
| Упражнения в подгруппе
|
6.12.
| Основы гигиены и первая доврачебная помощь.
| Беседа, упражнение
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Показ образца выполнения упражнений по оказанию доврачебной помощи, презентация
| Упражнение на закрепление
|
6.13.
| Туристская группа на прогулке.
| Беседа, экскурсия
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Инвентарь для организации экскурсии
| Анализ экскурсии
|
6.14.
| Личное снаряжение юного туриста.
| Беседа, упражнение по сборке
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Показ образца выполнения упражнений по сборке, карточки
| Упражнение на закрепление
|
6.15.
| Питьевой режим на туристской прогулке.
| Беседа, практическая работа, игра
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Инвентарь для игры
| Анализ игры, беседа
|
6.16.
| Групповое снаряжение туристской команды.
| Беседа, упражнение по сборке
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Показ образца выполнения упражнений по сборке
| Упражнение на закрепление
|
6.17.
| Личная гигиена юного туриста.
| Беседа, игра
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Показ презентации, инвентарь для игры
| Опрос
|
6.18.
| «Кодекс юного туриста».
| Беседа, уголок туриста
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Оформление уголка туриста
| Рефлексия
|
6.19.
| Пословицы и поговорки туристско – краеведческой направленности.
| Беседа, упражнение, игра
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрации к пословицам и поговоркам
| Заучивание пословиц и поговорок
|
6.20.
| Взаимопомощь в туристской группе.
| Беседа, упражнение
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Инвентарь для игры
| Обыгрывание ситуаций
|
6.21.
| Правила перехода дорог, улиц (ПДД).
| Беседа, ПДД
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Презентация
| Упражнение на закрепление ПДД
|
6.22.
| Тренинг «Собери рюкзак»
| Беседа, тренинг
| Словесный, наглядный, игровой
| Инвентарь для тренинга
| Рефлексия
|
6.23.
| Дом туриста – палатка.
| Беседа, упражнение по сборке
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Показ обучающего видеофильма.
Демонстрация ухода за палаткой
| Упражнение на закрепление
|
6.24.
| Спальный мешок.
| Беседа, правила
| Словесный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Спальный мешок
| Упражнение на закрепление
|
6.25.
| Бивак.
Аварийный бивак.
| Беседа, упражнение
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Показ обучающего видеофильма по теме занятия
| Опрос
Упражнение на закрепление
|
6.26.
| Акция поможем пернатым друзьям.
| Беседа, прогулка, акция
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Инвентарь для прогулки, акция
| Акция.
Презентация акции
|
6.27.
| Экскурсия «Зимушка зима». Особенности снаряжения для зимнего похода.
| Беседа, экскурсия
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Инвентарь для экскурсии, снаряжение для зимнего похода
| Анализ итогов экскурсии
|
VII. Краеведение
|
7.1.
| Путешествие в прошлое.
| Презентация
| Словесный, практический
| Работа по презентации
| Опрос по презентации
|
7.2.
| Символика РФ.
| Презентация
| Словесный, практический
| Работа по презентации
| Викторина
|
7.3.
| Видеофильм «Моя страна».
| Видеофильм
| Словесный, практический
| Видеофильм
| Вопрос – ответ
|
7.4.
| Физическая карта России.
| Работа с картой
| Словесный, практический
| Карта
| Игра
|
7.5.
| Глобус.
|
| Словесный, практический
| Глобус
| Игра
|
7.6.
| Герб, флаг и гимн нашей области.
| Беседа, презентация
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия, текст гимна
| Беседа
|
7.7.
| День рождения села. Герб, флаг, гимн села.
| Беседа, презентация
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия, текст гимна
| Опрос
|
7.8.
| Карта области (края), района.
| Беседа, презентация
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия
| Работа по карте
|
7.9.
| Знакомство с «Красной книгой» Курганской области и РФ.
| Беседа, работа с Красной книгой
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия
| Работа с Красной книгой
|
7.10.
| Краеведенье как наука.
| Беседа, викторина
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия, текст викторины
| Анализ результатов викторины
|
7.11.
| Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ.
| Беседа, презентация
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия
| Упражнение по подготовке снаряжения
|
7.12.
| Экскурсия в Альменевский краеведческий музей «Дружба».
| Беседа, экскурсия
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Инвентарь для экскурсии
| Анализ экскурсии
|
7.13.
| Экскурсионное ориентирование.
| Беседа, презентация
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия
| Упражнения по ориентированию
|
7.14.
| Экскурсия «Весна идёт, весне дорогу».
| Беседа, презентация, экскурсия
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия
| Итоги экскурсии, беседа
|
7.15.
| Родословие. Хронологическое древо моей семьи.
| Беседа, презентация, практическая работа
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия, практическая работа
| Составление хронологического древа
|
7.16.
| Игры народов СССР.
| Беседа, презентации, игры
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия, инвентарь для игр, презентации
| Игры
|
7.17.
| Природа родного края.
| Беседа, презентация, поход
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия.
| Выполнение рисунков
|
7.18.
| Весна в природе.
| Беседа, презентация, поход
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия, инвентарь для похода
| Фотоотчёт
|
7.19.
| «Знаменитые люди нашей области».
| Беседа, презентация
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия, поисково – исследовательская работа
| Защита работ
|
VIII. Природоохранные акции и туристические исследования
|
8.1.
| Анкетный опрос школьников, родителей об экологических проблемах микрорайона.
| Беседа, анкетирование
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Тексты анкетных опросов
| Интерпретация результатов опроса
|
8.2.
| Стенгазета «Экология нашего села».
| Беседа, оформление стенгазеты, практическая работа
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия, поисково – исследовательская работа
| Подготовка к выставке. Презентация стенгазеты
|
8.3.
| Экологический конкурс рисунков «Мир глазами ребёнка».
| Беседа, конкурс рисунков
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия, рисунки
| Выставка рисунков
|
8.4.
| Сочинение «Что я могу сделать, чтобы улучшить мой край!».
| Беседа, самостоятельная работа
| Словесный, объяснительно-иллюстративный, практический
| сочинение
| Анализ сочинений
|
IX. Азбука спортивно – оздоровительного туризма
|
9.1.
| Общая физическая подготовка и оздоровление организма.
| Беседа, упражнения
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Показ образца выполнения упражнения
| Упражнение
|
9.2.
| «Если с другом вышел в путь».
| Беседа, игра
| Словесный, игровой
| Инвентарь для игр
| Опрос
|
9.3.
| «Здоровье в порядке – спасибо, зарядке!».
| Практическая работа
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Образец памятки
| Анализ памятки
|
9.4.
| Закаливание организма.
| Беседа, видеофрагмент
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия, видеофрагмент
| Анкетирование
|
9.5.
| Техническая подготовка.
| Беседа, упражнения
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия
| Упражнения на закрепление
|
9.6.
| Игры на свежем воздухе «Мы туристы».
| Беседа, игры
| Словесный, наглядный, игровой
| Инвентарь для проведения игр
| Игра
|
9.7.
| Страховка и самостраховка.
| Беседа, упражнения
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия
| Упражнение на закрепление
|
9.8.
| Ориентирование в походе.
| Поход
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Инвентарь для похода и соревнований
| Соревнование в походе
|
9.9.
| Личные зачеты по прохождению дистанции. Подведение итогов.
| Сдача зачётов
| Словесный, практический
| Инвентарь для проведения зачёта
| Анализ работы за год, фотоотчёт
|