Теория: Инструктаж. Беседа «Достижения мои».
Практика: Преодоление полосы препятствий.
Учебно-тематический план (2 – ой год обучения)
| № п/п | Разделы и темы | Количество часов | Дата | ||
| всего | теория | практика | |||
| I. Введение. | |||||
| 1.1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | ||||
| II. История развития туризма | |||||
| 2.1. | История туризма в России. | ||||
| 2.2. | Значение туризма. Виды туризма. | ||||
| III. Природа и мы. | |||||
| 3.1 | Природа и мы. Правила поведения юных туристов. | ||||
| 3.2 | Гармония в природе. | ||||
| 3.3 | Экскурсия «Мир вокруг нас». | ||||
| 3.4 | Объекты живой природы. | ||||
| 3.5 | Птицы – объект живой природы. | ||||
| 3.6 | Растения нашего леса. | ||||
| 3.7 | В мире людей. | ||||
| 3.8 | Объекты окружающего мира | ||||
| IV. Азбука топографии. | |||||
| 4.1. | Топографические знаки. | ||||
| 4.2. | Топографические карты. | ||||
| 4.3. | План – местности. | ||||
| 4.4. | Местоположение объектов. | ||||
| 4.5. | Кругозор туриста. | ||||
| V. Азбука туристских навыков. | |||||
| 5.1. | Основные качества туриста. | ||||
| 5.2. | Туристско – бытовые навыки. | ||||
| 5.3. | Режимные моменты в походе. | ||||
| 5.4. | «Я – турист». | ||||
| 5.5. | Быт туриста. | ||||
| 5.6. | В гостях у путешественников — героев сказок. | ||||
| 5.7. | Основы безопасности в природной среде. | ||||
| 5.8. | «Золотое кольцо России». | ||||
| 5.9. | Песни юного туриста. | ||||
| VI. Технические приёмы. | |||||
| 6.1. | Азимут. | ||||
| 6.2. | Линейное/точечное ориентирование. | ||||
| 6.3. | Стороны горизонта. | ||||
| 6.4. | Компас – помощник туриста. | ||||
| 6.5. | Движения по азимуту. | ||||
| 6.6. | Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты. | ||||
| 6.7. | Определение и контроль направлений по объектам местности. | ||||
| 6.8. | Ориентирование в сложных погодных условиях. | ||||
| 6.9. | Метеорологические данные. | ||||
| 6.10. | Типы туристских костров. | ||||
| 6.11. | Туристические узлы. | ||||
| 6.12. | Основы гигиены и первая доврачебная помощь. | ||||
| 6.13. | Туристская группа на прогулке. | ||||
| 6.14. | Личное снаряжение юного туриста. | ||||
| 6.15. | Питьевой режим на туристской прогулке. | ||||
| 6.16. | Групповое снаряжение туристской команды. | ||||
| 6.17. | Личная гигиена юного туриста. | ||||
| 6.18. | «Кодекс юного туриста». | ||||
| 6.19. | Пословицы и поговорки туристско – краеведческой направленности. | ||||
| 6.20. | Взаимопомощь в туристской группе. | ||||
| 6.21. | Правила перехода дорог, улиц (ПДД). | ||||
| 6.22. | Тренинг «Собери рюкзак». | ||||
| 6.23. | Дом туриста – палатка. | ||||
| 6.24. | Спальный мешок. | ||||
| 6.25. | Бивак. Аварийный бивак. | ||||
| 6.26. | Акция поможем пернатым друзьям. | ||||
| 6.27. | Экскурсия «Зимушка зима». Особенности снаряжения для зимнего похода. | ||||
| VII. Краеведение. | |||||
| 7.1. | Путешествие в прошлое. | ||||
| 7.2. | Символика РФ. | ||||
| 7.3. | Видеофильм «Моя страна». | ||||
| 7.4. | Физическая карта России. | ||||
| 7.5. | Глобус. | ||||
| 7.6. | Герб, флаг и гимн нашей области. | ||||
| 7.7. | День рождения села. Герб, флаг, гимн села. | ||||
| 7.8. | Карта области (края), района. | ||||
| 7.9. | Знакомство с «Красной книгой» Курганской области и РФ. | ||||
| 7.10. | Краеведение как наука. | ||||
| 7.11. | Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ. | ||||
| 7.12. | Экскурсия в Альменевский краеведческий музей «Дружба». | ||||
| 7.13. | Экскурсионное ориентирование. | ||||
| 7.14. | Экскурсия «Весна идёт, весне дорогу». | ||||
| 7.15. | Родословие. Хронологическое древо моей семьи. | ||||
| 7.16. | Игры народов СССР. | ||||
| 7.17. | Природа родного края. | ||||
| 7.18. | Весна в природе. | ||||
| 7.19. | «Знаменитые люди нашей области». | ||||
| VIII. Природоохранные акции и туристические исследования. | |||||
| 8.1. | Анкетный опрос школьников, родителей об экологических проблемах микрорайона. | ||||
| 8.2. | Стенгазета «Экология нашего села». | ||||
| 8.3. | Экологический конкурс рисунков «Мир глазами ребёнка». | ||||
| 8.4. | Сочинение «Что я могу сделать, чтобы улучшить мой край!». | ||||
| IX. Азбука спортивно – оздоровительного туризма. | |||||
| 9.1. | Общая физическая подготовка и оздоровление организма. | ||||
| 9.2. | «Если с другом вышел в путь». | ||||
| 9.3. | «Здоровье в порядке – спасибо, зарядке!». | ||||
| 9.4. | Закаливание организма. | ||||
| 9.5. | Техническая подготовка. | ||||
| 9.6. | Игры на свежем воздухе «Мы туристы». | ||||
| 9.7. | Страховка и самостраховка. | ||||
| 9.8. | Ориентирование в походе. | ||||
| 9.9. | Личные зачеты по прохождению дистанции. Подведение итогов. | ||||
| Всего часов |
Содержание программы (второй год обучения)
I. Введение (я часа).
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. (2 часа).
Теория: Ознакомление с программой. Расписание творческого объединения.
Практика: Знакомство в игровой форме. Разработка памяток «Безопасность превыше всего!».
II. История развития туризма (4 часа)
История туризма в России (2 часа).
Теория: История развития туризма в России. Знаменитые русские путешественники и исследователи, их роли в развитии России. Виды туризма (пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм.). Туристские нормативы и значки «Юный турист России», «Турист России». Разрядные нормативы по спортивному туризму, спортивному ориентированию, туристскому многоборью.
Практика: Оформление стенда «Солнышко». Рисование на тему «Как я отдыхал летом…».
Значение туризма. Виды туризма. (2 часа).
Теория: Беседа «Значение туризма в жизни человека».
Практика: Работа по карточкам «Виды туризма».Викторина «Посвящение в туристы».
III. Природа и мы (20 часов).
Природа и мы. Правила поведения юных туристов (2 часа).
Теория: Правила поведения туристов.
Практика: Прогулка в парк. Работа с плакатом «Природа и мы».
Гармония в природе (2 часа).
Теория Беседа «Питание в природе».
Практика: Презентация «Взаимосвязь в природе».