ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(общеразвивающая)
ПРОГРАММА
Туристско – краеведческой направленности
«Азбука туризма»
Уровень освоения программы: ознакомительный, базовый,
Возраст обучающихся: 7 – 13 лет
Срок реализации: 2 года
Автор – составитель:
Гаева Светлана Юрьевна
педагог дополнительного образования
с. Альменево
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Пояснительная записка
Актуальность программы…...……………………………………..……….....3
Цель и задачи программы…………….………………..…...…….…………...4
Принципы, методы, формы обучения…………………..………………........4
Организационно – педагогические основы обучения………....……...….....6
Прогнозируемые результаты...….………….…..…………….….……………6
Формы оценки качества знаний...…………………...…….………...………..7
Формы подведения итогов реализации программы…………………………7
Критерии оценки знаний обучающихся ………...……………….…………..8
Учебно-тематический план (первый год обучения)....………….….……8
Содержание программы (первый год обучения). …….………….……..11
Учебно-тематический план (второй год обучения).....……………..…..18
Содержание программы (второй год обучения). …..….………………...21
Методическое обеспечение программы (первый год обучения)...........30
Методическое обеспечение программы (второй год обучения)............37
Материально – техническое обеспечение …………………………….….45
Список литературы ……………………….…………………………….…..47
Приложение ………………………………………………………..…….…..51
Аннотация …………………………………………………………….……...56
Пояснительная записка
Одной из задач на современном этапе образования является всестороннее развитие подрастающего поколения. Туристско – краеведческая деятельность (ТКД)обучающихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности. ТКД обладает большими возможностями, позволяя в комплексе решать образовательные, развивающие, воспитательные, оздоровительные задачи. Походы дают ребятам заряд бодрости и энергии, правильно организованные экскурсии способствует у детей развитию логического мышления, памяти, инициативы. Хорошая физическая подготовка является базой для туристской подготовки. Использование краеведческих наблюдений в сочетании с туризмом дает богатейший педагогический потенциал для воздействия на ум, душу и сердце любого ребенка. Данная программа разработана для детей младшего и среднего школьного возраста, занимающихся в творческом объединении «Азбука туризма».
|
Образовательная программа «Азбука туризма» построена в рамках туристско-краеведческого направления.
Следовательно, новизна программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие у обучающихся морально – волевых и нравственных качеств через туристско-краеведческую деятельность. Реализация программы предполагает тесную связь с родителями воспитанников.
Актуальность программы обусловлена тем, что туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. В процессе туристско-краеведческой деятельности у детей формируются жизненно важные качества – упорство, честность, мужество, взаимовыручка. А так же, актуальным остаётся и то, что туристские походы, романтика дальних дорог манят к себе с каждым годом все большее число воспитанников, а занятия в группах данного вида деятельности помогают решить не только воспитательные, но и социальные проблемы (обеспечение занятости в свободное от учебы время, профилактика беспризорности и безнадзорности детей, асоциального поведения подростков и др.).
|
Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию, образованию и развитию ребенка. Программа предполагает межпредметные связи, тесно переплетаясь со школьными предметами: ОБЖ, окружающим миром, географией, математикой, историей, биологией, физкультурой.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, и в первую очередь своей Малой Родины, занятия способствуют укреплению не только физического, но и психического здоровья, развитию лидерских качеств, преодолению определенных комплексов. Отмечено, что обучающиеся, входящие в состав туристкой группы, стараются вести здоровый образ жизни, реже совершают поступки асоциального характера.
Цель программы: формирование всесторонне развитой личности обучающихся средствами пешеходного туризма, удовлетворение естественной потребности детей в непосредственном познании окружающего мира, своего края, своей родословной;
|
Поставленная цель будет достигнута при решении следующих задач, реализуемых в комплексе (обучающих, развивающих, воспитательных).
Задачи:
Образовательные:
- заложить фундамент туристско-краеведческих и экологических знаний;
- обучить навыкам туриста: ориентирования по компасу и без, выживания в природной среде, пользования палаткой и спальным мешком;
- познакомить с основными правилами техники безопасности в туристических походах и экскурсиях.
- научить организации быта в походе, экспедиции;
- научить сбору краеведческой информации;
- научить вести дневник туриста;
- научить распознавать применять топографические знаки.
Воспитательные:
- воспитание экологически грамотной, физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край;
- выработка организационных качеств, умение вести себя в коллективе;
- воспитание бережного отношения к природе.
Развивающие:
- гармоничное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;
- развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности обучающихся;
- оздоровление и физическое развитие детей, обогащение их духовного мира;
- развитие когнитивных качеств личности: любознательность эрудированность пытливость проницательность;
- развитие интереса к изучаемому курсу.
Принципы реализации программы
Данная программа строится на принципах:
Ø Патриотизма – идентификация себя с Россией, её культурой.
Ø Научности – опора на медицинские исследований по состоянию здоровья школьников данной возрастной категории.
Ø Доступности – содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Ø Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками.
Ø Содержание программ включает в себя путешествия в окружающую среду с элементами её познания, это предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно – ориентированной деятельности при соответствующей уровню подготовленности детей педагогической поддержке.
Практические занятия проводятся вовремя туристско – спортивных мероприятия, экскурсий (по возможности походов), а также на местности, в помещении (в классе, на спортплощадке).
Основные направления реализации программы:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам туристско-краеведческой деятельности: экскурсии, походы, подвижные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.), акции;
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в зависимости от погодных условий;
– активное использование спортивной площадки;
– проведение мероприятий, направленных экологическое воспитание обучающихся;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей;
– организация встреч, обучающихся с медицинским работником (при необходимости).