Принципы реализации программы




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(общеразвивающая)

ПРОГРАММА

Туристско – краеведческой направленности

«Азбука туризма»

Уровень освоения программы: ознакомительный, базовый,

Возраст обучающихся: 7 – 13 лет

Срок реализации: 2 года

Автор – составитель:

Гаева Светлана Юрьевна

педагог дополнительного образования

 

с. Альменево

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Пояснительная записка

Актуальность программы…...……………………………………..……….....3

Цель и задачи программы…………….………………..…...…….…………...4

Принципы, методы, формы обучения…………………..………………........4

Организационно – педагогические основы обучения………....……...….....6

Прогнозируемые результаты...….………….…..…………….….……………6

Формы оценки качества знаний...…………………...…….………...………..7

Формы подведения итогов реализации программы…………………………7

Критерии оценки знаний обучающихся ………...……………….…………..8

Учебно-тематический план (первый год обучения)....………….….……8

Содержание программы (первый год обучения). …….………….……..11

Учебно-тематический план (второй год обучения).....……………..…..18

Содержание программы (второй год обучения). …..….………………...21

Методическое обеспечение программы (первый год обучения)...........30

Методическое обеспечение программы (второй год обучения)............37

Материально – техническое обеспечение …………………………….….45

Список литературы ……………………….…………………………….…..47

Приложение ………………………………………………………..…….…..51

Аннотация …………………………………………………………….……...56

Пояснительная записка

Одной из задач на современном этапе образования является всестороннее развитие подрастающего поколения. Туристско – краеведческая деятельность (ТКД)обучающихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности. ТКД обладает большими возможностями, позволяя в комплексе решать образовательные, развивающие, воспитательные, оздоровительные задачи. Походы дают ребятам заряд бодрости и энергии, правильно организованные экскурсии способствует у детей развитию логического мышления, памяти, инициативы. Хорошая физическая подготовка является базой для туристской подготовки. Использование краеведческих наблюдений в сочетании с туризмом дает богатейший педагогический потенциал для воздействия на ум, душу и сердце любого ребенка. Данная программа разработана для детей младшего и среднего школьного возраста, занимающихся в творческом объединении «Азбука туризма».

Образовательная программа «Азбука туризма» построена в рамках туристско-краеведческого направления.

Следовательно, новизна программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие у обучающихся морально – волевых и нравственных качеств через туристско-краеведческую деятельность. Реализация программы предполагает тесную связь с родителями воспитанников.

Актуальность программы обусловлена тем, что туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. В процессе туристско-краеведческой деятельности у детей формируются жизненно важные качества – упорство, честность, мужество, взаимовыручка. А так же, актуальным остаётся и то, что туристские походы, романтика дальних дорог манят к себе с каждым годом все большее число воспитанников, а занятия в группах данного вида деятельности помогают решить не только воспитательные, но и социальные проблемы (обеспечение занятости в свободное от учебы время, профилактика беспризорности и безнадзорности детей, асоциального поведения подростков и др.).

Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию, образованию и развитию ребенка. Программа предполагает межпредметные связи, тесно переплетаясь со школьными предметами: ОБЖ, окружающим миром, географией, математикой, историей, биологией, физкультурой.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, и в первую очередь своей Малой Родины, занятия способствуют укреплению не только физического, но и психического здоровья, развитию лидерских качеств, преодолению определенных комплексов. Отмечено, что обучающиеся, входящие в состав туристкой группы, стараются вести здоровый образ жизни, реже совершают поступки асоциального характера.

Цель программы: формирование всесторонне развитой личности обучающихся средствами пешеходного туризма, удовлетворение естественной потребности детей в непосредственном познании окружающего мира, своего края, своей родословной;

Поставленная цель будет достигнута при решении следующих задач, реализуемых в комплексе (обучающих, развивающих, воспитательных).

Задачи:

Образовательные:

- заложить фундамент туристско-краеведческих и экологических знаний;

- обучить навыкам туриста: ориентирования по компасу и без, выживания в природной среде, пользования палаткой и спальным мешком;

- познакомить с основными правилами техники безопасности в туристических походах и экскурсиях.

- научить организации быта в походе, экспедиции;

- научить сбору краеведческой информации;

- научить вести дневник туриста;

- научить распознавать применять топографические знаки.

Воспитательные:

- воспитание экологически грамотной, физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край;

- выработка организационных качеств, умение вести себя в коллективе;

- воспитание бережного отношения к природе.

Развивающие:

- гармоничное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;

- развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности обучающихся;

- оздоровление и физическое развитие детей, обогащение их духовного мира;

- развитие когнитивных качеств личности: любознательность эрудированность пытливость проницательность;

- развитие интереса к изучаемому курсу.

Принципы реализации программы

Данная программа строится на принципах:

Ø Патриотизма – идентификация себя с Россией, её культурой.

Ø Научности – опора на медицинские исследований по состоянию здоровья школьников данной возрастной категории.

Ø Доступности – содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Ø Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками.

Ø Содержание программ включает в себя путешествия в окружающую среду с элементами её познания, это предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно – ориентированной деятельности при соответствующей уровню подготовленности детей педагогической поддержке.

Практические занятия проводятся вовремя туристско – спортивных мероприятия, экскурсий (по возможности походов), а также на местности, в помещении (в классе, на спортплощадке).

Основные направления реализации программы:

– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам туристско-краеведческой деятельности: экскурсии, походы, подвижные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.), акции;

– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в зависимости от погодных условий;

– активное использование спортивной площадки;

– проведение мероприятий, направленных экологическое воспитание обучающихся;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей;

– организация встреч, обучающихся с медицинским работником (при необходимости).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: