| № п/п
| Разделы и темы
| Формы занятий
| Примеры и методы организации образовательного процесса
| Дидактический материал, техническое оснащение занятий
| Формы подведения итогов
|
- Введение
|
| 1.1.
| Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
| Беседа
| Словесный, наглядный, коллективный
| Расписание занятий
| Опрос
|
| II. Значение туризма
|
| 2.1.
| Правила поведения юных туристов. Значение туризма в жизни людей.
| Лекция, беседа
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| устное изложение, иллюстрация и демонстрация правил поведения
| Инсценировка
|
| 2.2.
| Оздоровительная роль туризма.
| Беседа, практикум
| Словесный, наглядный, коллективный
| Карточки с изображением туристов
| Коллективная рефлексия
|
| 2.3.
| Польза чистого воздуха парков, лесов для организма человека.
| Лекция, беседа
| Словесный, объяснительно-иллюстративный, фронтальный
| Показ слайдов
| Беседа
|
| 2.4.
| Экскурсия «Золотая осень».
| Беседа, экскурсия
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Сбор гербарного материала, спальный мешок
| Анализ экскурсии
|
- Азбука топографии
|
| 3.1.
| Топографические знаки.
| Беседа, упражнения
игры, закрепление навыков работы с топографическими знаками
| Словесный, практический,
наглядный, объяснительно-иллюстративный, индивидуальный
| Беседа, просмотр слайдов
Игры, методическое пособие, топографические знаки
| Коллективная рефлексия
Игра
|
| 3.2.
| Топографические карты.
| Беседа, упражнения в чтении карт
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Методическое пособие по теме занятия. Топографические карты
| Анализ карт. Чтение карт в парах
|
| 3.3.
| Рисование топознаков.
| Беседа, дискуссия, упражнения
| Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный
| Карточки с кроссвордами, иллюстрации топознаков
| Заполнение кроссворда
|
- Азбука туристских навыков
|
| 4.1.
| Основные качеств туриста.
| Беседа, упражнения
| Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, практический
| Показ слайдов
| Опрос
|
| 4.2.
| Технические приёмы: азимут, линейное/точечное ориентирование.
| Беседа, упражнения
| Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, практический
| Демонстрация технических приёмов
| Опрос
|
| 4.3.
| Определение сторон горизонта по компасу.
| Беседа, упражнения в определении
| Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, практический
| Компасы
| Показ упражнения
|
| 4.4.
| Быт юного туриста.
| Упражнения, беседа,
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, фронтальный
| Показ презентации
| Коллективная рефлексия
|
| 4.5.
| Движения по азимуту.
| Упражнения, Игры
| Словесный, игровой
| Компасы
| Упражнение
|
| 4.6.
| Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности.
| Упражнения
| Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный
| Компасы, карты
| Упражнение на закрепление
|
| 4.7.
| Ориентирование по компасу.
| Упражнения
| Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, фронтальный
| Компас, карточки
| Упражнение на релаксацию
|
| 4.8.
| Ориентирование в сложных погодных условиях.
| Упражнения, игра
| Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, игровой
| Видео проектор
| Упражнение на закрепление
|
| 4.9.
| В гостях у путешественников — героев сказок.
| Беседа, Упражнения
| Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный
| Иллюстрации героев сказок, просмотр фрагментов сказок
| Игра
|
| 4.10.
| Типы туристских костров.
| Упражнения
| Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный
| демонстрация видов костров
| Работа по карточкам
|
| 4.11.
| Туристические узлы.
| Беседа, видео, упражнения
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Просмотр слайдов, демонстрация узлов.
| Упражнения в группе.
|
| 4.12.
| Основы безопасности в природной среде.
| Беседа, упражнение, рассказ
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Показ видеофрагмента
| Упражнение на закрепление
|
| 4.13.
| Первая доврачебная помощь.
| Беседа, упражнение
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Показ образца выполнения упражнений по оказанию доврачебной помощи, презентация
| Упражнение на закрепление
|
| 4.14.
| Личное снаряжение юного туриста.
| Беседа, упражнение по сборке
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Показ образца выполнения упражнений по сборке
| Упражнение на закрепление
|
| 4.15.
| Питьевой режим на туристской прогулке.
| Беседа, практическая работа, игра
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Оборудование для игры
| Игра
|
| 4.16.
| Групповое снаряжение туристской команды.
| Беседа, упражнение по сборке
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрации по теме занятия
| Упражнение на закрепление
|
| 4.17.
| Личная гигиена юного туриста.
| Беседа, игра
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Показ презентации, игра «Соблюдай не зевай!»
| Опрос
|
| 4.18.
| Кодекс чести юного туриста.
| Беседа, уголок туриста
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Оформление уголка туриста
| Рефлексия
|
| 4.19.
| Пословицы и поговорки туристско – краеведческой направленности.
| Беседа, упражнение, игра
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрации к пословицам и поговоркам
| Заучивание пословиц и поговорок
|
| 4.20.
| Взаимопомощь в туристской группе.
| Беседа, упражнение
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Инвентарь для игры
| Обыгрывание ситуаций
|
| 4.21.
| Правила перехода дорог, улиц (ПДД).
| Беседа, ПДД
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Презентация
| Упражнение на закрепление ПДД
|
| 4.22.
| Сбор рюкзачка к туристской прогулке».
| Беседа, игра
| Словесный, наглядный, игровой
| Инвентарь для игры
| Рефлексия
|
| 4.23.
| Дом туриста – палатка.
| Беседа, упражнение по сборке, правила
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Показ обучающего видеофильма. Демонстрация ухода за палаткой
| Упражнение «Нарисуй палатку».
|
| 4.24.
| Бивак. Аварийный бивак.
| Беседа, упражнение
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Показ обучающего видеофильма по теме занятия
| Опрос
Упражнение на закрепление
|
| 4.25.
| Прогулка по микрорайону (окрестностям АДДиЮ).
| Беседа, прогулка, акция
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Инвентарь для прогулки
| Акция
|
| 4.26.
| Акция поможем пернатым друзьям.
| Беседа, акция
| Словесный, практический
| Инвентарь для акция
| Презентация акции
|
| 4.27.
| Экскурсия «Русская Зима».
| Беседа, экскурсия
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Инвентарь для экскурсии, снаряжение для зимнего похода
| Анализ экскурсии
|
| 4.28.
| Песни юного туриста.
| Беседа, песни
| Словесный, практический
| Тексты песен, музыкальное сопровождение
| Исполнение песни подгруппами
|
| V. Краеведение
|
| 5.1.
| Герб, флаг и гимн нашей области.
| Беседа, презентация
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия, текст гимна
| Беседа
|
| 5.2.
| День рождения села. Герб, флаг, гимн села.
| Беседа, презентация
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия, текст гимна
| Опрос
|
| 5.3.
| Знакомство с картой области (края), района. Виды карт.
| Беседа, презентация
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия
| Работа по карте
|
| 5.4.
| Знакомство с «Красной книгой» Курганской области.
| Беседа, работа с Красной книгой
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия
| Работа с Красной книгой
|
| 5.5.
| Природа и достопримечательности нашего края.
| Беседа, презентация, доклад
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия
| Анализ докладов
|
| 5.6.
| Краеведческая викторина.
| Беседа, викторина
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия, текст викторины
| Анализ результатов викторины
|
| 5.7.
| Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ.
| Беседа, презентация
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия
| Упражнение по подготовке снаряжения
|
| 5.8.
| Экскурсия в Альменевский краеведческий музей «Дружба».
| Беседа, экскурсия
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Инвентарь для экскурсии
| Анализ экскурсии
|
| 5.9.
| Экскурсионное ориентирование.
| Беседа, презентация
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия
| Упражнения по ориентированию
|
| 5.10.
| Экскурсия «Пробуждение природы».
| Беседа, презентация, экскурсия
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия
| Итоги экскурсии, беседа
|
| 5.11.
| Родословие.
| Беседа, презентация, практическая работа
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия, практическая работа
| Д/З
|
| 5.12.
| Игры бабушек и дедушек.
| Беседа, презентации, игры
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия, инвентарь для игр, презентации
| Презентации хронологических древ
|
| 5.13.
| Природа родного края. Поход.
| Беседа, презентация, поход
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия, инвентарь для похода
| Фотоотчёт
|
| 5.14.
| «Знаменитые люди нашего края».
| Беседа, презентация
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия, поисково – исследовательская работа
| Защита работ
|
| VI. Природоохранные акции и туристические исследования
|
| 6.1.
| Анкетный опрос школьников, родителей об экологических проблемах микрорайона.
| Беседа, анкетирование
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Тексты анкетных опросов
| Интерпретация результатов опроса
|
| 6.2.
| Стенгазета «Одежда с древности до наших дней».
| Беседа, оформление стенгазеты
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия, поисково – исследовательская работа
| Презентация стенгазеты
|
| 6.3.
| Улицы нашего села. Исследовательская работа.
| Беседа, практическая работа
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия, поисково – исследовательская работа
| Подготовка к защите
|
| 6.4.
| Экологический конкурс рисунков «Мы рисуем мир».
| Беседа, конкурс рисунков
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия, рисунки
| Выставка рисунков
|
| 6.5.
| Компостная куча – решение проблемы «зеленого мусора».
| Беседа, проект
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Презентация, иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия, проект
| Подготовка к проекту. Анализ проектной деятельности
|
| VII. Азбука спортивно – оздоровительного туризма
|
| 7.1.
| Общая физическая подготовка и оздоровление организма.
| Беседа, упражнения
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Показ образца выполнения упражнения
| Упражнение
|
| 7.2.
| Игра «Если случилась беда?».
| Беседа, игра
| Словесный, игровой
| Инвентарь для игр
| Опрос
|
| 7.3.
| Закаливание организма.
| Беседа, видеофрагмент
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия, видеофрагмент
| Анкетирование
|
| 7.4.
| Техническая подготовка.
| Беседа, упражнения
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Иллюстрационный и демонстрационный материал по теме занятия
| Упражнения на закрепление
|
| 7.5.
| Мини – соревнования «Он, она и я – туристская семья».
| Соревнования
| Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
| Инвентарь для соревнований
| Награждение победителей
|
| 7.6.
| Личные зачеты по прохождению дистанции. Подведение итогов.
| Прохождение дистанций
| Словесный, практический
| Инвентарь для проведения зачёта
| Анализ работы за год, фотоотчёт
|