Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания занятий. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, игры, экскурсии. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Результативность обучения по программе определяется в виде наблюдения педагога за деятельностью обучающегося в ходе самостоятельной, групповой и коллективных работ и оценивается по трехбалльной системе – «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».
Входной контроль осуществляется в начале реализации программы в виде наблюдения педагога за выполнением простейших туристско – краеведческих заданий обучающимися (владение базовой терминологией туриста, работа с компасом, спальными мешками).
Текущий контроль осуществляется в ходе реализации данной программы в виде наблюдения педагога за динамикой изменения овладения каждым ребёнком навыков туриста и самосовершенствования.
Итоговый контроль проводится по завершению реализации программы в виде самостоятельного преодоления обучающимися простейших естественных препятствия во время экскурсий в природу, туристских прогулок, походов.
Критериями оценки знаний, обучающихся являются:
сформированость установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
|
развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обученость способам и приемам преодоления простейших естественных препятствий во время экскурсий в природу, туристских прогулок, походов;
наличие у обучающихся представлений о основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
наличие у обучающихся представлений о основных навыках туриста;
знания об особенностях воздействия двигательной активности на организм человека;
сформированость умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме своего дня;
овладение азбукой туристско-бытовых навыков;
сформированость базового терминологического минимума туриста.
Учебно-тематический план (1 – ый год обучения)
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов | Дата | ||
всего | теория | практика | |||
I. Введение. | |||||
1.1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | ||||
II. Значение туризма | |||||
2.1 | Правила поведения юных туристов. Значение туризма в жизни людей. | ||||
2.2 | Оздоровительная роль туризма. | ||||
2.3 | Польза чистого воздуха парков, лесов для организма человека. | ||||
2.4 | Экскурсия «Золотая осень». | ||||
III. Азбука топографии. | |||||
4.1. | Топографические знаки. | ||||
4.2. | Топографические карты. | ||||
4.3. | Рисование топознаков. | ||||
IV. Азбука туристских навыков. | |||||
5.1. | Основные качества туриста. | ||||
5.2. | Технические приёмы: азимут, линейное/точечное ориентирование. | ||||
5.3. | Определение сторон горизонта по компасу. | ||||
5.4. | Быт юного туриста. | ||||
5.5. | Движения по азимуту. | ||||
5.6. | Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. | ||||
5.7. | Ориентирование по компасу. | ||||
5.8. | Ориентирование в сложных погодных условиях. | ||||
5.9. | В гостях у путешественников — героев сказок. | ||||
5.10. | Типы туристских костров. | ||||
5.11. | Туристические узлы. | ||||
5.12. | Основы безопасности в природной среде. | ||||
5.13. | Первая доврачебная помощь. | ||||
5.14. | Личное снаряжение юного туриста. | ||||
5.15. | Питьевой режим на туристской прогулке. | ||||
5.16. | Групповое снаряжение туристской команды. | ||||
5.17. | Личная гигиена юного туриста. | ||||
5.18. | Кодекс чести юного туриста. | ||||
5.19. | Пословицы и поговорки туристско – краеведческой направленности. | ||||
5.20. | Взаимопомощь в туристской группе. | ||||
5.21. | Правила перехода дорог, улиц (ПДД). | ||||
5.22. | Сбор рюкзачка к туристской прогулке. | ||||
5.23. | Дом туриста – палатка. | ||||
5.24. | Бивак. Аварийный бивак. | ||||
5.25. | Прогулка по микрорайону (окрестностям АДДиЮ). | ||||
5.26. | Акция поможем пернатым друзьям. | ||||
5.27. | Экскурсия «Русская Зима». | ||||
5.28. | Песни юного туриста. | ||||
V. Краеведение. | |||||
5.1. | Герб, флаг и гимн нашей области. | ||||
5.2. | День рождения села. Герб, флаг, гимн села. | ||||
5.3. | Знакомство с картой области (края), района. Виды карт. | ||||
5.4. | Знакомство с «Красной книгой» Курганской области. | ||||
5.5. | Природа и достопримечательности нашего края. | ||||
5.6. | Краеведческая викторина. | ||||
5.7. | Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ. | ||||
5.8. | Экскурсия в Альменевский краеведческий музей «Дружба». | ||||
5.9. | Экскурсионное ориентирование. | ||||
5.10. | Экскурсия «Пробуждение природы». | ||||
5.11. | Родословие. | ||||
5.12. | Игры бабушек и дедушек. | ||||
5.13. | Природа родного края. Поход. | ||||
5.14. | «Знаменитые люди нашего края» | ||||
VI. Природоохранные акции и туристические исследования. | |||||
6.1. | Анкетный опрос школьников, родителей об экологических проблемах микрорайона. | ||||
6.2. | Стенгазета «Одежда с древности до наших дней». | ||||
6.3. | Улицы нашего села. Исследовательская работа. | ||||
6.4. | Экологический конкурс рисунков «Мы рисуем мир». | ||||
6.5. | Компостная куча – решение проблемы «зеленого мусора». | ||||
VII. Азбука спортивно – оздоровительного туризма. | |||||
7.1. | Общая физическая подготовка и оздоровление организма. | ||||
7.2. | «Если случилась беда?». | ||||
7.3. | Закаливание организма. | ||||
7.4. | Техническая подготовка. | ||||
7.5. | Мини – соревнования «Он, она и я – туристская семья». | ||||
7.6. | Личные зачеты по прохождению дистанции. Подведение итогов. | ||||
Всего |
Содержание программы «Азбука туризма» (1 – ый год обучения)
|
|
I. Введение (2 часа).