Группа делиться по парам. Один сидит на стуле и держит в себе улыбку-сидит на полном серьезе. Другой, не прикасаясь, к партнеру, только лицом и своей улыбкой заразить, расколоть соседа. задача каждого участника по очереди описать яркое событие с каникул с помощью жеста, мимики и звука. То же самое можно проделать и с ручным подарком,т.е. Прямо на глазах у всех, участник делает подарок, который он задумал, с помощью только жеста, звука, мимики
Упражнение: самурай. Все стоят в круге, ведущий выбирает того, кто начнет. Начинается ига, когда кто-то, кого выбирает ведущий, поднимет сложенные ладонь к ладони руки, прокричит самурайский возглас и укажет в том же положении рук на кого-то из круга. Потом, тот, на которого указал первый также поднимет руки вверх и в этот момент по его ребрам «ударяют» соседи слева и справа, после чего этот человек опускает руки и эти же жестом указывает на следующего.. Кто проспал, вылетает
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ (внимание, координация движений) Есть старинная восточная забава: 1.) Сначала правой рукой быстро похлопывать себя по животу, а левой – медленно гладить затылок. 2.) Потом наоборот: левой рукой похлопывать себя по животу, а правой – по затылку. 3.)Потом правой рукой медленно хлопать себя по животу, а левой – быстро постукивать по затылку, И сразу же – правой рукой быстро, а левой медленно. Для того чтобы освоить эту очередность движений, вам надо научиться делать, не сбиваясь, каждое движение отдельно. Попробуйте! — Знаменитая актриса Тэа Альба писала десятью пальцами (на каждый надевался наконечник с мелом) десять разных цифр. Обеими руками она писала две разных фразы на разных языках. За минуту она рисовала одновременно тремя кисточками портреты или пейзажи в красках. Играла на рояле – одной рукой вальс, другой – марш, и при этом еще пела какую-нибудь песенку на третий мотив. Она выступала с этими чудесами в Московском мюзик-холле в 1928 году, и М. Горький сказал, что это – пример редкой воли в тренировке невозможного. Вам до таких цирковых номеров доходить не к чему, но воспитывать координированность движений – необходимо. Потренируйтесь в чем-нибудь несложном: например, правой рукой пишите в воздухе цифру семь, а левой ногой выписывайте на полу восьмерку... Не получается? Получится, но не сразу!
|
Актерское мастерство
Для выразительного исполнения роли в любом спектакле, нужно, чтобы ребенок «через себя ее пропустил», т.е. почувствовал себя тем, кого будет играть. В этом нам поможет актерский тренаж. Упражнения на внимание, воображение, внутренне самочувствие, внешнюю пластику.
Все это поможет детям двигаться на сцене, общаться с партнерами.
Например:
Упражнения на внимание.
Даем ребенку игрушку, он ее рассматривает некоторое время, игрушку убираем, а ребенок должен ее точно описать. Также можно выполнять это упражнение, заменив игрушку партнерами по группе.
Раскладываем на столе несколько мелких игрушек, предлагаем ребенку внимательно их рассмотреть. Затем ребенок закрывает глаза, а мы убираем одну из них. Посмотрев на стол, ребенок должен сказать, какую игрушку убрали.
Упражнение на воображение.
Ребенку нужно представить, что он проходит по городу лилипутов так, чтобы ничего не сломать и %.никого не раздавить, затем - по городу великанов так, чтобы на него не наступила нога великана.
|
Упражнения на пластику тела.
Показать, как идет: стеклянный человек, чтобы ничто не сломать, тяжелый железный человек с негнущимся телом, резиновый человек, у которого гнется все: и спина, и руки, и ноги, и шея и т.д.
Упражнения на внутреннее состояние:
Веселый человек,
Грустный человек,
Больной человек,
Задумчивый человек.
Упражнения на взаимодействие с партнером.
«Зеркало». Выходят 2 ребенка: один «зеркало», другой - человек. «Зеркало» должно точно повторить все движения, не забывая, какой рукой показывает «зеркало».
ИГРЫНА ЗНАКОМСТВО
1. "Снежный ком". Группа встает в круг и первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое. Третий имя первого, второго и свое. Вместе с именем можно изобразить свой любимый жест, назвать свой любимый напиток, личностное качество (вариант - начинающееся на первую букву имени), хобби и т.п.
- "Собраться в группы по именам и хором прокричать свое имя". Люди с уникальными именами объединяются в одну группу и должны прокричать что-нибудь их объединяющее.
- "5 важных вещей". Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. А затем пара жестами представляет друг друга кругу. Возможны варианты: пять самых страшных для меня вещей, самых неприятных и т.п.
- "Рассказать о себе в трех словах".
- "Газетка". Группа стоит в кругу. Ведущий в центре, у него в руках свернутая "газетка". Hазывается имя кого-то из круга, и ведущий пытается его осалить газеткой. Чтобы не быть осаленным, названный должен успеть быстро назвать кого-то еще, стоящего в кругу. Если человека осалили до того, как он назвал имя, он становится водящим. Через некоторое время вводится дополнительное правило: бывший ведущий, как только встает в круг должен быстро назвать какое-нибудь имя. А если он не успевает это сделать до того, как его осалит новый ведущий, он становится ведущим опять. В группе, в которой много малознакомых людей иногда целесообразно, чтобы тот, чье имя назвали поднимал руку, так как ведущий может не ориентироваться в именах.
- "Представиться по-разному". Каждый человек в кругу должен "представить себя": изобразить жест, сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.
- "Мяч по кругу". Все сидят в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому человеку мячик. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть ему мяч. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого только один раз.
- "Построиться по именам в алфавитном порятке". Хорошо при первой встрече.
- "Hарисовать на листе бумаги что-то характеризующее художника".
- "Сделать визитку соответствующую своей личности".
- "Знакомимся по кругу" Группа встает в два круга - внешний и внутренний, лицом к лицу. Получившиеся пары в течение двух-трех минут знакомятся и рассказывают о себе, а затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Цикл повторяется, пока не будет пройден весь круг. Можно использовать музыкальное сопровождение, проводить игру в танце.
- "Карточки". Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то качество человека. (Hапример: Я люблю петь. У меня есть собака. Мне грустно. И т.п.) Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы оказались заполнены все клетки. В упражнение следует включать те качества, которые важны педагогу: интерес к профильной деятельности (я люблю театр), группы по увлечениям (я люблю читать фантастику), качества присущие только участнику, которого хочется "выиграть" в рамках упражнения (пишутся под конкретного человека).
- Hесколько ребят становятся в шеренгу и называют водящему свои имена. Потом водящий отворачивается, участники меняются местами и водящий должен правильно назвать их по именам.
- "Животные на спину". Каждому человеку на спину вешается картинка (или название) животного так, чтобы он его не видил. Чтобы отгадать, человек может задавать вопросы окружающиим, на которые те отвечают да или нет. (Hапример: "У меня есть перья? Я хищник? Я живу в воде? и т.п.). Желательно, чтобы вопросы задавали всем. Если человек быстро отгадывает животное, ему на спину можно повесить следующее. Вместо животных можно использовать портреты людей из данной группы. Вопросы следует задавать по поводу их личных внутренних качеств.
- "Поздороваться за руку с максимальным количеством людей". Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.
- «Паровозик». На полу из ленточки прокладываются рельсы в виде шестиугольника. Участникам необходимо составить паровозик, держа между собой воздушный шарик, и таким образом проехать строго по рельсам.
- «Палочка». Участники стоя в шеренге, держат на указательных пальцах плоскую палочку. Необходимо опустить палочка на пол, не уронив её и не отрывая от неё пальца.
|
МИМИКА ЛИЦА |
уроки, упражнения, советы |
1.Разминка лица 2.Изучите свое лицо 3.Десять масок 4.Секрет: как лучше изображать эмоции |
РАЗМИНКА ЛИЦА
Перед игрой на сцене актеру необходимо сделать разминку лица. Хорошо этим также начинать каждое занятие театральной группы. Возьмите зеркало. Найдите подвижные части лица: брови и лоб, глаза, губы и щеки, язык, нос (ноздри). По очереди двигайте, к примеру, только бровями. Поднимите их, как можно выше, затем опустите, как можно ниже. Поднимите по очереди: одну, потом другую бровь. Потом сделайте несколько разных движений с глазами, губами. 3-5 минут разминки дадут вам ощущение подвижности своего лица. Вы почувствуете, что даже говорить вам стало легче (при условии, что вы перед этим хорошо размяли губ и язык).
ИЗУЧИТЕ СВОЕ ЛИЦО
Для актера очень важно, чтобы его лицо было выразительным. Если человек хорошо выражает свои эмоции на лице, то зрителю легче понять сцену.
Давайте изучим свое лицо. Рекомендую это упражнение в числе первых упражнений по мимике лица. Для чего нужно знать свое лицо? Мы не всегда знаем, как мы выглядим в той или иной ситуации (когда удивляемся, например, или когда сердимся). Изучив мимику своего лица, подкорректировав ее, актер будет уверен, что, играя в сцене гнев, он изображает на своем лице гнев, а не суетливость, например. В моей практике встречались люди, которые некоторые эмоции изображали на своем лице нестандартно, не так как все. Вот, к примеру, изобразим удивление. Что вы делаете, когда удивляетесь? Рот приоткрыт, брови ползут вверх, глаза широко раскрываются. Это общепринятое выражение лица. Если актер будет так играть, то зрители поймут, что он удивляется. Но я знаю парня, у которого вместо удивления на лице можно было прочесть совсем другое. Он так делал глазами, как будто заигрывает. В таком случае зритель может не правильно понять сцену. Поэтому надо изучить свое лицо.
Итак, пусть каждый актер принесет с собой из дома небольшое зеркальце. Садитесь поудобнее и начинайте изображать эмоции. Вся группа пусть делает это одновременно по команде лидера. Задача лидера – смотреть, кто как изображает, и корректировать мимику. Например, кому-то надо выше понять брови, или прищурить глаза и т.д. Выражение лица каждого актера может обсуждать вся группа, вместе легко приходить к правильному выводу. Какие эмоции актеры должны уметь изображать на своем лице? Предлагаю 10 самых общепринятых масок.
ДЕСЯТЬ МАСОК
Вот те маски (выражения лица), которые наверняка пригодятся вам при игре в христианском театре. Каждую маску обязательно обсудите с группой. Обсудите в подробностях: как актер должен смотреть? Должен ли он моргать глазами? Должен ли он опускать глаза? Открывать ли рот? Поднимать ли брови? И т.д.
Итак, предлагаю следующие маски, из которых вам нужно выбрать 10 самых, на ваш взгляд, общеупотребимых.
1. Страх
2. Злость
3. Любовь (влюбленность)
4. Радость
5. Смирение
6. Раскаяние, угрызение совести
7. Плач
8. Стеснение, смущение
9. Раздумье, размышление
10. Презрение
11. Равнодушие
12. Боль
13. Сонливость
14. Прошение (вы кого-то о чем-то просите)
Запомните, как выглядит ваше лицо в зеркале, когда вы изображаете эти маски. При игре на сцене, вы должны произвести в своей памяти все маски правильно, выразительно. Запомните движения мышц своего лица. Изобразите их при игре так, как изображали перед зеркалом. Потом уже вы будете делать это непроизвольно.