Христианство - карго культ ?




 

Вы когда-нибудь слышали о «карго культах»? Если не слышали, то сейчас я вам расскажу что это такое.

Карго (от исп. cargo — нагрузка, погрузка) — грузы, которые перевозит морское судно. Во внешнеторговых операциях так называют любые грузы, у которых нет точного наименования.

 

Культ карго, он же «религия самолетопоклонников» или культ Даров небесных — это целая группа религиозных движений на островах Тихого Океана. Карго-культ, или культ самолетопоклонников, связан с распространенной в примитивных племенах верой в магическую сущность самолетов и грузов, которые они доставляют. Это явление возникло еще в позапрошлом веке на некоторых островах Тихого океана, причем никак между собой не связанных. Расцвет своеобразной религии пришелся на Вторую мировую войну. Японцы, а после союзники вели активные боевые действия в этом регионе, строили военные базы и буквально закидывали острова грузами, которые спускались с неба на белых парашютах и шокировали не видевших ничего подобного туземцев. Солдаты удивляли местное население зажигалками Zippo, фабричной одеждой, оружием, медикаментами, алкоголем. Само собой, у аборигенов было довольно смутное представление о современном производстве, поэтому объяснение у них было одно: контейнеры в небе — это дары богов и духов, потому что ни у одного человека, конечно, не хватит могущества создать подобные чудеса. Белые люди, по мнению дикарей, просто научились приманивать и перехватывать послания, которые на самом деле предназначались местным жителям. Делали они это с помощью специальных ритуалов: люди шли друг за другом, крича что-то непонятное, размахивали яркими флажками и зажигали фонари вдоль длинных дорог, по которым взлетали и садились металлические птицы.

После окончания военных действий пришельцы попрощались с аборигенами и покинули острова. Вместе с этим прекратились и послания небес. Чтобы вернуть поставки удивительных вещей, туземцы стали имитировать поведение и внешность представителей цивилизованного мира: рисовать на телах знаки отличия армии США, ставить кресты на могилах, маршировать с палками на плечах, строить из веток и пальмовых листьев самолеты в натуральную величину и сажать туда соплеменников в наушниках, сделанных из половинок кокосовых орехов. Увлеченные новой религией подражательства, дикари верили, что это поможет им вернуть драгоценные грузы, и практически перестали заниматься земледелием и охотой.


Представьте такую картину: вы – обычный папуас (папуасска), живущий привычным, размеренным образом жизни на острове в Тихом Океане. Вы что-то слышали про людей с бледной кожей, которые иногда появляются у соседей, но никогда их не видели. А если видели, то так, мельком. Жизнь идет своим чередом, облака лениво плывут по теплому синему небосводу, иногда разражаясь молнией и дождем, солнце и зной иногда перемежаются прохладой и сильным ветром… Все как всегда, как было сто лет назад, триста, тысячу…

И вот, в один удивительный день, над вашим островом начинают кружиться железные птицы. С некоторых из них спрыгнули те самые бледные люди, и стали расчищать часть джунглей, прокладывая при помощи волшебных орудий целые просеки в густом лесу. Они построили вышки, огородили территорию железной веревкой, и на эту просеку стали прилетать эти серые птицы. Из их утробы вываливались огромные ящики, наполненные чудесными вещами, которые пригодятся в хозяйстве любому добропорядочному папуасу: еда в железных тыквах, вкусная вода, железные гвозди, топоры, пилы… Одежда, которая явно создавалась духами, потому что такую ткань нельзя получить из обычного растительного волокна… И еще много чего.

Бледные люди делятся некоторыми вещами с вами. За помощь (например, проводником) они щедро дают ящики. Жизнь стала намного легче, и ты благодаришь духов за то, что они послали вам на помощь этих белых.

Но спустя некоторое время бледные люди исчезли, забрав с собою все. И серые птицы больше не кружат над нашими островами, и больше нет этой чудной одежды, нет гвоздей, нет еды в железных тыквах… Что это было? И как это вернуть?


Здесь в силу вступает логика мифа. Нередко современные комментаторы (не имеющие отношения к науке, как правило), описывая то, что стали делать папуасы и меланезийцы, списывают это на примитивизм мышления, неспособность устанавливать причинно-следственную связь, на жажду халявы. Однако в произошедшем была совершенно четкая и понятная логика. Только исходные положения папуасской (мифологической) логики были совсем иными, чем у представителей постиндустриального мира.

 

Логика была такова. Наблюдательные островитяне заметили, что бледные люди ничего сами не изготавливали. Все, абсолютно все им привозили стальные птицы, и грузов было так много, что они доставались еще и местным. И когда белые ушли, мудрые люди задумались над тем способом, каким ушедшие заполучали себе карго. И ответ лежал на поверхности: они совершали магические обряды, вызывая предков, которые и делали волшебные предметы. Простой и великий магический принцип: соверши особый обряд, произнеси особые слова, используй особые предметы, и стихии природы (а духи предков относятся именно к ним) подчинятся. Белые знали отличные обряды, и что тогда мешает нам просто в точности повторить их?

Они начали мастерить наушники из дерева и прикладывали их к ушам, находясь в построенных из дерева вышках. Изображали сигналы посадки, находясь на построенной из дерева взлетно-посадочной полосе и зажигали факелы для освещения этих полос и маяков, делали сооружения, похожие на самолеты, молились им, изготавливали что-то типа ружий и маршировали с ними строем вдоль взлетно-посадочной полосы.

Во время Вьетнамской войны часть народа хмонг похожим образом верила в скорое второе пришествие Иисуса Христа. По их представлениям, он должен приехать одетым в камуфляж за рулем военного джипа, чтобы забрать их на нем в землю обетованную. Или вот еще пример из другой части света: некоторые индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных аудиоплееров, с помощью которых они пытались наладить разговор с духами. А главное: они убеждали друг друга, что действительно слышат по ним голоса предков

Культ не может существовать без мистического пророка и таким персонажем стала фигура всемилостивого Джона Фрума. Жители Вануату, столкнувшиеся с американскими солдатами, жаждали узнать их имена, но для местных те были просто непроизносимой тарабарщиной, поэтому все они слились в один образ некоего «Джона Из Страны Юсэй» (John From USA). Так и появился собирательный образ Джона Фрума, который спустя поколения превратился в метафору Великого Предка.


Папуас изображает культового Джона Фрума.

Чтобы получить карго и увидеть падающие парашюты, прилетающие самолеты или прибывающие корабли, островитяне имитировали действия солдат, моряков и летчиков, поскольку видели в этих действиях исключительно сакральный смысл.

И все это время местные верили, что с небес на них взирает величественный Джон Фрум, и он ждет, чтобы все ритуалы были сделаны красиво и по канону. И вот когда будет сделан каждый магический жест, Джон прилетит, раздаст жадным белым тумаков, а добрым папуасам — вкусных консервов и удобных палаток.

За последние 75 лет большинство культов карго исчезли. Однако культ Джона Фрума до сих пор жив и процветает в Вануату. И более того, 15 февраля граждане этой страны празднуют свой самый важный национальный и религиозный праздник, День Джона Фрума, с чем мы их и поздравляем.

Можно выделить еще один атрибут культа карго: так называемую ритуальную бездеятельность; построив ритуальные аэродромы, островитяне начинали ждать пришествия предков в многодневном молчании и бдении не сходя с места. Мечтая о «небесных дарах», дикари переставали охотиться, возделывать землю и вообще забивали на пропитание и хозяйство.

Ирония заключается в том, что в некоторых случаях идея подарка с небес оказывается оправданной: правительства начинают помогать папуасам, дабы те не погибли с голода в своей ритуальной бездеятельности и скидывает им с самолетов гуманитарную помощь. Это лишь подкрепляет уверенность дикарей в своей правоте, после чего они начинают поклоняться Джону Фруму и строить соломенные аэродромы с еще большим рвением.


Вам наверно потешно читать про забавных и недалеких аборигенов, которые столкнувшись с превосходящей их цивилизацией начали ей поклоняться и молиться, в надежде, что она вернется и одарит их снова своим внимание и благоденствием? Если вам смешно, то я вам скажу, что их вера не намного забавней или безумней веры людей, которые из столетия в столетие, из тысячелетия в тысячелетие, верят во «второй приход Иисуса Христа». Несмотря на то, что в Библии черным по белому написано, что Иисус ушел на небеса и что его на планете Земля нет и не будет в ближайшее время. А если и будет, то будет тогда, и по всей видимости только в том случае, если на Земле будет совсем плохо. И как написано в Библии этих времен не знает никто:

 

“О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; ”

Матфея 24:36

 

Это может случиться завтра, а может через 10 тысяч лет, может через 500 тысяч лет или же через 500 миллионов лет. А о том, что Иисуса Христа на земле нет, знает каждый христианин. И о том, что его Отца Небесного никогда не было на Земле (его никто никогда не видел, со слов Иоанна) и он даже и не обещал появиться на Земле, тоже знает каждый христанин. Если как следует задуматься, то христианская религия это почти полная калька с любого карго культа. Иисус также неожиданно появился, облагодетельствовал всех своими небесными дарами и также улетел в небо, как улетели в небо американские солдаты с островов в Тихом океане.

И никакие разумные доводы о том, что молиться той силе, которая на Земле сейчас не присутствует, для людей не действуют. Современные христиане, в фанатичном религиозном порыве, также продолжают в молитвах возносить свои руки к небу, как это делают их собратья по Земле — тихоокеанские аборигены. Убежденный христианин, конечно возразит, что это не сравнимые вещи: Иисус Христос и американские солдаты на острове. Но поверьте, что порядочный абориген, также не согласится на такое сравнение. Для него его вера в чудесные вещи, которые видел буквально его прямой предок, а может и он лично, своими глазами, будучи еще маленьким, будут несравнимы с рассказами об каком-то Иисусе, который был где-то в неизвестной и далекой стране и ужасно давно, так что никто реально этого никто и не помнит. И что вы будете отвечать аборигену, если он вас спросит: “А что хорошего или вкусного принес или дал Иисус Христос? Только однажды сделал вино на свадьбе и покормил людей рыбой и хлебом? А американские солдаты давали много полезного и вкусного... И консервы и шоколад и мороженное. И много удивительных и чудесных вещей у них было. Всегда. Каждый день. А вы нам о хлебе и рыбе говорите? Да сыты мы уже этой рыбой. Мы её уже с незапамятных времен едим. Нам эта рыба уже поперек горла встала. Вы нам мороженного дайте!”. И еще: “А много ли чудес ваш Христос сделал? По воде один раз прошелся? А американские солдаты по воздуху на огромных гремящих машинах каждый день в воздух с огромной скоростью поднимались и исчезали и светили светом ярким ночью и каждый день подарки ниоткуда привозили и по морю на огромных домах — городах железных плавали! Вот настоящие чудеса! А по поводу исцелений, так и американские солдаты нас исцеляли, когда мы болели.”

Вы чувствуете, что любое сравнение оказывается не в пользу Иисуса? На фоне американских военных, способности Иисуса покажутся недалекому аборигену если не вообще никакими, то очень скромными? В кого будет верить абориген больше, как вы думаете? И в ком он будет заинтересован больше, в американском солдате или в далеком Иисусе? Откажется ли он от своей истинной религии, от религии своего племени, как вы считаете? Кто из этих двух людей: христианина и аборигена, будет более стойким в своей вере и своих убеждениях? У кого из них будет больше логичных, веских и убедительных аргументов в пользу своей религии?

Но боюсь, что если поместить в такую же ситуацию не аборигенов, а людей, которые жили во времена Иисуса и возможно, были даже рядом с Иисусом во время его миссии, то вероятность их предпочтений Иисуса по сравнению с американскими солдатами, помести их в такие же условия, была бы, мягко говоря, далеко не однозначна.

И вообще ситуация с американскими солдатами и с Иисусом Христом, в чем-то до боли похожи. И в том и в другом случае, несущие благи были «не от мира сего» (то бишь не местные), в обоих случаях приносили местным блага, которые они не могли получать самостоятельно и которые выходили за пределы возможностей местного населения, являясь по сути «чудом». В обоих случаях носители благов «ушли на небеса» (кто-то в прямом смысле, кто-то с использованием летающих железных машин). Обоих нет сейчас здесь, в месте, где им поклоняются. По всей видимости, в обоих случаях говорилось о возможности возвращения. И в обоих случаях люди ждут возвращения, тратя свое свободное время и энергию, на действия, которые могут способствовать этому возвращению.

Так что не смейтесь над аборигенами, между нами не так много разницы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: