Пресечение злоупотреблений доминирующим положением




 

Злоупотребления доминирующим положением (ЗДП) на товарном рынке как форма монополистических действий являются наиболее типичным и распространенным нарушением антимонопольного законодательства на протяжении всего периода его существования. Определение правовой природы и перечень форм ЗДП изложены в ст. 10 Закона о конкуренции. В ней отмечается, что "запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц". Динамика и структура выявленных правонарушений позволяют определить ряд тенденций в реализации целей антимонопольной политики и методов регулирования на основе информации о правоприменительной практике, т.е. тех материалов, которые попали в поле зрения антимонопольных органов (АМО)*(116).

Статистический анализ деятельности антимонопольных органов за период с 2007 по 2014 г. показывает, что ЗДП хозяйствующих субъектов превалирует в структуре рассмотренных заявлений Федеральной антимонопольной службой по факту нарушений антимонопольного законодательства. Рост количества заявлений имеет постоянную динамику - за десятилетний период их количество увеличилось более чем в 5 раз, составив в 2014 г. около 26 тысяч*(117). (Здесь и далее все статистические данные отражают поведение субъектов только на отраслевых рынках.)

За последние 8 лет (с 2007 по 2014 г.) на долю данного вида нарушений приходилось более половины рассмотренных ФАС России и его территориальными управлениями заявлений (от 50 до 67%), что подтверждает факт, высоких ожиданий субъектов рынка и третьих лиц (в том числе физических лиц) относительно наведения порядка в отношении субъектов, имеющих значительную рыночную власть на монопольных рынках.

Анализ заявлений, связанных с ЗДП со стороны субъектов ЕМ и субъектов, функционирующих на рынке газа, показывает не только на постоянный тренд их количественного роста, но и опережающие в 2014 г. темпы роста количества заявлений на рынке газа (171%) по сравнению с общим числом заявлений (141,3%) и аналогичным показателем на рынке ЕМ.

 

Последующий анализ показывает, что на рынке газа количество возбужденных дел, принятых решений о наличии нарушений и выданных для исполнения предписаний в течение всего периода (за исключением 2012 г.), имело две волны роста - от 2007 до 2011 г., затем резкое снижение в 2012 г. и снова рост (рис. 2). Связано это с тем, что в течение 2011-2012 гг. в отношении субъектов хозяйствования на рынке газа был принят ряд регулятивных документов, направленных на оптимизацию тарифного регулирования*(118).

Несоизмеримо много, на наш взгляд, рассматривается заявлений, по которым в будущем отказывается в возбуждении дела. Доля этих дел растет из года в год и увеличилась за анализируемый период с 65 до 81% до в абсолютном исчислении, а за 15 лет их количество выросло более чем в 5 раз (с 32,5%). По ЕМ данный показатель увеличился с 54,5 до 74,5%, а на рынке газа самая высокий процент отказов 83,6%. Важно отметить, что данный показатель находится на одном уровне с общим количеством рассматриваемых заявлений и в отношении субъектов ЕМ.

 

С одной стороны, это говорит о все возрастающем доверии к АМО предпринимателей, в первую очередь малого и среднего бизнеса, с другой - включение процедур антимонопольного регулирования в тактику конкурентной борьбы субъектов рынка и увеличение заявлений от физических лиц, ТСЖ.

Анализ прохождения заявлений в рамках антимонопольных разбирательств показал, что в 83% случаев после первоначального рассмотрения отказано в возбуждении дела, но факт, высоких недовольств субъектов рынка и третьих лиц (в том числе физических лиц) относительно поведения субъектов хозяйствования на рынке газа проявляется достаточно наглядно. В связи с тем, что нарушения по ст. 10 на рынке газа занимают 97% всех нарушений, на рынке ЕМ - 98%, а в целом по всем отраслевым рынкам 79%, с высокой долей объективности общие показатели могут быть распространены на тенденции в сфере ЗДП*(119).

Далее нами проанализирована группа показателей, характеризующих процесс прохождения заявлений, связанных с ЗДП - действиями АМО в отношении возбужденных дел, принятых решений и выданных предписаний, по всем рынкам, рынкам ЕМ и рынку газа.

Если процент возбужденных дел в количестве заявлений в целом по системе имеет тенденцию к снижению и составляет в 2014 г. уже 11,8% (по сравнению с 25% в 2007 г.), то по ЕМ он выше и находится на уровне 18%, по газу данный параметр составляет всего 8%, сократившись с 27% за период 2007-2009 гг. (рис. 3). Еще более значительные отклонения наблюдаются по показателю о "количество решений о наличии нарушений" в количестве "возбужденных дел". По всем рынкам и рынкам ЕМ показатели достаточно близки на уровне 82-84%, однако по рынку газа данный параметр отстает на 15-20 пр. пункта и составлял в 2014 г. - 67% (см. рис. 3).

 

При всей неоднозначности данной тенденции важно отметить, что активизация обращений в АМО субъектов рынка характеризует данную ситуацию как положительную - представители бизнеса увидели возможности защиты своих конкурентных прав в АМО. Активная политика адвокатирования конкуренции со стороны АМО и принимаемых им решений значительно повысило доверие и интерес к нему со стороны бизнес-сообщества и потребителей за последние 10 лет.

Не имеющая четкого тренда картина по ст. 10 Закона о конкуренции наблюдается по показателю, характеризующему количество "выдано предписаний" в параметре "количество решений о наличии нарушений". В целом, по всем рынкам, и рынкам ЕМ удельный вес составляет соответственно 76,2 и 78,2%, при совокупном снижении с 2007 г. на 14 и 10 пр. пункта, вместе с тем по рынку газа - сокращение доли предписаний составило 30 пр. пункта и достигло самого низкого параметра - 62,5 и 64,5% в 2013-2014 гг., в то время, как в 2007-2009 гг. их доля была более 90% (рис. 4).

 

Таким образом, мы видим на рынке газа две разно векторные тенденции: с одной стороны, количество заявлений по факту ЗДП растет более быстрыми темпами, чем в целом по товарным рынкам, с другой - доля предписаний в составе нарушений падает более чем на треть, превысив параметр падения в целом по рынкам и по ЕМ в частности на 12-14 пр. пункта (рис. 4).

Анализ структурных нарушений на рынке газа по ст. 10 показывает, что наибольшее количество рассматриваемых случаев в 2014 г. касались: навязывание невыгодных условий договора, необоснованное сокращение или прекращение производства товара, необоснованный отказ от заключения договора, нарушение порядка ценообразования и прочие нарушения.

Важно отметить, что существенных изменений в структурных соотношениях по сравнению с рынком ЕМ в 2014 г. не наблюдается, вместе с тем за период наблюдения произошли некоторые структурные трансформации: доля прочих нарушений с 2007 г. увеличилась с 18 до 63%, нарушения порядка ценообразования увеличилось на 3 пр. пункта (с 15 до 18%), а остальные виды нарушений сократились в 2-3 раза. Наметился тренд рассмотрения дел и принятие решений по общим основаниям ст. 10, более широко охватывающих спектр нарушений, связанных с недопущением, устранением или ограничением конкуренции.

Вторым наиболее распространенным нарушением является несоблюдение установленного нормативными актами порядка ценообразования. Доля этих нарушений в возбужденных делах в 2007 г. составила почти 13% всех нарушений, связанных с ЗДП. Основная часть нарушений за последние годы связана с отсутствием согласованных тарифов на регулируемые виды услуг*(120).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: