Запрет на соглашения и согласованные действия




 

Соглашения между конкурентами, ограничивающие возможность их независимой деятельности путем принятия на себя определенных обязательств, принимает характер горизонтальных соглашений. Именно такие соглашения носят характер антиконкурентного картеля. Выявление и пресечение соглашений или согласованных действий (ССД) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, в течение последних 10 лет являются приоритетной сферой антимонопольного контроля. Согласно ст. 11 и 11.1 Закона о конкуренции запрет накладывается на те виды соглашений и согласованных действий, которые могут привести к ограничению конкуренции.

Общее количество рассматриваемых дел по этим статьям не превышает 10% в предписаниях, а на рынке ЕМ и рынке газа данные нарушения носят эпизодический характер, что обусловлено особой структурой рынка.

Анализ заявлений, связанных с ССД со стороны субъектов ЕМ и субъектов, функционирующих на рынке газа, показывает на отсутствие однородной динамики за исследуемый период, в 2014 г. темпы роста количества заявлений на рынке газа достигли параметра практически аналогичного 2011 г. - 38 и 41 (темп роста к 2007 г. составил 9,5 раз), что незначительно выше аналогичного параметра по общему перечню заявлений (8,5 раз) и существенно отличается от аналогичного показателя на рынке ЕМ (4 раза). Последующий анализ показывает, что на рынке газа количество возбужденных дел, принятых решений о наличии нарушений и выданных для исполнения предписаний в течение всего периода (за исключением 2010 г.), было незначительно и составляло соответственно от одного до 22. Количество субъектов ЕМ, в отношении которых возбуждены дела по ССД, соответствует вышеприведенным показателям (рис. 5)*(121).

 

Анализ прохождения заявлений в рамках антимонопольных разбирательств показал, что в 95% случаев после первоначального рассмотрения отказано в возбуждении дела, но факт возможных картелей и согласованных действий, особенно в тарифообразовании, по мнению потребителей газа, остается высокий. Важно отметить, что данный показатель выше, чем показатель, характеризующий процессы по рассмотрению дел по параметру "общее количество рассматриваемых заявлений" и в отношении субъектов ЕМ (82,3 и 59,3% соответственно).

Далее нами проанализирована ситуация с последовательными процедурными действиями АМО в отношении возбужденных дел, принятых решений и выданных предписаний, по всем трем группам анализа. Если процент возбужденных дел в количестве заявлений в целом по системе имеет тенденцию к снижению и составляет в 2014 г. уже 17,8% (по сравнению с 63,2% в 2009 г.), то по ЕМ он выше и находится на уровне 29,6%, а по газу данный параметр составляет 5,3%, достигнув самого низкого показателя за весь период наблюдения.

Еще более значительные отклонения наблюдаются по показателю "количество решений о наличии нарушений" в количестве "возбужденных дел". По всем рынкам и рынкам ЕМ показатели достаточно близки на уровне 77-75%, а на рынке газа было возбуждено 2 дела, по которым и выданы предписания (рис. 6).

 

Таким образом, мы видим на рынке газа ситуацию, когда количество заявлений по факту ССД растет более быстрыми темпами, чем в целом по товарным рынкам и рынкам ЕМ, вместе с тем на стадии рассмотрения заявлений, практически всем заявителям отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием состава нарушения в рамках действующего Закона о конкуренции.

 

Пример. Тульское УФАС России возбудило дело в отношении ООО ПСП "Кимовскгазстрой" по признакам нарушения п. 1, ч. 1, ст. 11.1 Закона о конкуренции в части установления или поддержания цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

В июле 2014 г. от автомобилистов поступило большое количество жалоб, касающихся резкого повышения цен на сжиженные углеводородные газы, реализуемые населению на заправках в городе Туле и Тульской области.

Субъекты по делу:

Тульское управление УФАС России;

Автомобилисты г. Тулы и Тульской области;

ООО ПСП "Кимовскгазстрой";

ЗАО "Тулагоргаз".

Нарушение: нарушение антимонопольного законодательства выразилось в осуществлении согласованных действий ООО ПСП "Кимовскгазстрой" и ЗАО "Тулагоргаз" по установлению и поддержанию единой розничной цены на СУГ в размере 24,00 руб./л в период с 23 июля по 27 июля 2014 г.

Решение по делу: Тульским УФАС России вынесено постановление о наложении административного штрафа на ООО ПСП "Кимовскгазстрой" в размере 4 млн. 442 тыс. руб.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: