Глава 2. Аукционы в системе государственных закупок: эффективный механизм конкуренции или повод для коррупции?




 

Для большинства развитых стран государственные закупки являются эффективным инструментом управления экономикой, позволяя экономить бюджетные средства для приобретения имущества. Но сфера государственных закупок может привести и к значительным потерям бюджета, так как является источником повышенного коррупционного риска во всех странах мира. На макроэкономическом уровне коррупция искажает рыночные механизмы, в том числе добросовестную конкуренцию, что применительно к государственным закупкам приводит к перерасходу бюджетных средств.

ОЭСР оценивает коррупционные потери в размере от 20 до 25% от национальных бюджетов закупок*(128). По данным "Бизнес-барометра коррупции" ТПП РФ, российские предприниматели считают государственные и муниципальные закупки одной из самых коррумпированных сфер, называя их на втором месте после получения разного рода разрешений (в основном для строительства), справок и лицензий*(129).

В одной из самых эффективных в мире, по мнению экспертов, системе госзакупок США, через которую проходит огромное количество бюджетных средств оборонных структур, тоже фиксируются факты коррупции. Так, высокопоставленная чиновница Министерства обороны во время официальных переговоров о закупках продукции для американских ВВС на 23 млрд. долл., которые она вела в рамках своих должностных обязанностей, провела тайные переговоры о получении места работы в ведущем оборонном подрядчике Boeing [Мерле и Маркон, 2004; Мерле, 2004]*(130). Компания Boeing добровольно согласилась уплатить штраф в размере более 600 млн. долл. и уволила финансового директора, который пошел на сделку с сотрудницей Министерства обороны.

Стоимость сделки и та относительная легкость, с которой произошло преступное деяние, свидетельствуют о том, что даже самые эффективные системы государственных закупок не застрахованы от рисков потому, что контроль осуществляют люди.

Законодательство о государственных закупках ряда стран*(131) среди способов осуществления закупок предусматривает аукцион. На официальных сайтах в числе преимуществ аукциона называют экономию бюджетных средств, прозрачность и снижение риска коррупции*(132). В экономической теории аукционы по цене считаются оптимальной процедурой закупки, которая снижает коррупционные риски в государственных закупках*(133). Вместе с тем проведение аукционов само по себе не исключает коррупцию.

Многие исследователи отмечают негативное влияние коррупционных схем на ограничение конкуренции на аукционе. Одним из способов такого ограничения является заключение картельных соглашений.

В большинстве стран картельные соглашения квалифицируются как наиболее опасное нарушение антимонопольного законодательства, поскольку наносят ущерб бюджету и исключают конкуренцию. Российский закон "О защите конкуренции"*(134) в ст. 11 запрещает соглашения, ограничивающие конкуренцию (картельные сговоры).

Несмотря на законодательный запрет, картели получили широкое распространение в разных странах. Практика служит тому подтверждением.

Во Франции в 2009 г. Совет по конкуренции оштрафовал 34 строительные компании на 48 млн. евро за широко распространенный картельный сговор в государственных закупках. Фирмы заключили соглашения о разделе контрактов на проведение инженерных работ в Иль-де-Франс между собой или их дочерними компаниями*(135).

В Великобритании в 2009 г. Национальный орган по вопросам конкуренции - Управление по добросовестной торговле, вынесло решение*(136) об уплате штрафа на общую сумму 129 200 000 фунтов стерлингов в отношении 103 строительных компаний за участие в картельном соглашении в строительстве*(137). Участники торгов вступили в сговор с конкурентами с целью поддержания высоких цен.

Исследователи изучают причины длительного существования картелей. Анализируя практику, М. Левенштейн и В. Суслов приходят к выводу, что картели используют разные способы наказания для предотвращения обмана со стороны участника картеля, в том числе "ценовые войны". Успешные картели не просто полагаются на систему наказаний, а инвестируют в механизмы мониторинга, средства отслеживания поведения друг друга с целью предотвратить мошенничество, а не прибегать к затратным наказаниям*(138). В связи с чем, анализ механизма формирования картелей в рамках аукциона представляет не только теоретический интерес.

При проведении аукционов встречается такая форма коррупции как фаворитизм как со стороны Заказчика, так и аукциониста. О влияния коррумпированного посредника на фаворитизм при проведении аукциона в государственных закупках писали М.В. Островная, Е.А. Подколзина*(139).

По мнению ЮНСИТРАЛ, электронный аукцион может "способствовать более широкому участию и, следовательно, росту конкуренции", "предотвращать злоупотребление и коррупцию", в силу повышенной степени прозрачности и полной автоматизации процесса оценки. Вместе с тем, отмечая преимущества электронных аукционов, ЮНСИТРАЛ считает, что "опасность сговора может присутствовать даже в рамках электронных реверсивных аукционов"*(140).

Аукционы уязвимы в плане манипулирования ценами, информирования о ценовых предложениях, имитации конкуренции и других злоупотреблений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: