Показатель, | Предыдущий год | Отчетный год |
1. Себестоимость окончательного брака, руб. | ||
2. Расходы по исправлению брака, руб. | ||
3. Абсолютный размер брака (стр.1+стр.2), руб. | ||
4. Стоимость брака по цене использования, руб. | ||
5. Суммы, удержанные с лиц – виновников брака, руб. | - | |
6. Суммы, взысканные с поставщиков, руб. | - | |
7. Абсолютный размер потерь от брака (стр. 3+стр.4 – стр.5 - стр.6), руб. | ||
8. Товарная продукция по производственной себестоимости, руб. | ||
9. Относительный размер брака (стр.3/стр.8),% | 0,075 | 0,075 |
10. Относительный размер потерь от брака (стр.7/стр.8),% | 0,06 | 0,035 |
Контрольные вопросы
1. Какие группы затрат входят в общий состав затрат на качество, из каких элементов они состоят?
2. Как проявляется связь между затратами на качество и уровнем его обеспечения?
3. Приведите содержание этапов проведения функционально-стоимостного анализа.
4. Для чего служит индексный метод анализа затрат, связанных с качеством, в чем его суть применительно к пищевым предприятиям?
5. Охарактеризуйте основные методы сравнительной оценки уровня качества. В чем они заключаются, для каких целей используются в пищевых отраслях?
6. Назовите основные виды брака. В чем выражается его негативное влияние на эффективность производства и экономические показатели предприятия? Чем обусловлены экономические потери от него?
7. Перечислите основные показатели экономического анализа брака и потерь от него, раскройте их содержание и назначение.
Тестовые задания
№ п/п | Тестовое задание |
1. | Часть экономики предприятия, которая изучает экономические аспекты качества продукции, в том числе затраты предприятия, связанные с качеством продукции ……………………………………. |
2. | Затраты на предупредительные мероприятия, направленные на недопущение дефектов, брака, несоответствий, исключение условий их возникновения, снижение их числа называются ………………….. |
3. | Затраты на определение фактического уровня качества: а. превентивные; б. затраты на контроль; в. затраты на выявление брака. |
4. | Общая величина затрат, связанных с качествомв результате увеличения предупредительных затрат: а. снижается; б. растет; в. неизменяется. |
5. | Метод системного исследования функций изделий, имеющий целью нахождение оптимального соотношения между параметрами, характеристиками, потребительскими свойствами изделия, их значимостью и затратами на их разработку, производство и эксплуатацию; а. функционально-стоимостный анализ; б. индексный метод; в. метод бальной оценки. |
6. | Количество этапов при проведении функционально-стоимостного анализа: а. три; б. четыре; в. пять; г. шесть. |
7. | Сравнительная оценка альтернативных вариантов принятия решений по результатам функционально-стоимостного анализа проводится на этап: а. подготовительном; б. информационном; в. аналитическом; г. исследовательском; д.рекомендательном. |
8. | Относительный размер потерь от брака (ПБотн) по сравнению с относительным размером брака (Ботн): а. ПБотн≥ Ботн (больше или равен); б. ПБотн≤Ботн(меньше или равен); в. ПБотн= Ботн (равен). |
|
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Понятие качества: определение, основное содержание понятия качества.
|
2. Взаимосвязь определений качество и продукция, процесс, надежность, характеристика, конкурентоспособность, ценность и стоимость.
3. Понятия качество проекта, изготовителя, потребителя, проекта, объекта, продукта. Качество жизни.
4. Взаимосвязь управления качеством с другими управленческими дисциплинами.
5. Классификация показателей качества.
6. Причинно-следственные связи, обеспечивающие качество продукции. Содержание анализа качества продукции.
7. Параметры качества продукции и ожидания потребителя. Потребительские ценности продукции.
8. Конкурентоспособность и качество: причины повышения качества товаров, анализ конкурентоспособности изделия, фирмы.
9. Характеристика направлений Европейской политики исследований в области качества жизни.
10. Стадии развития философии качества: общие положения, истоки, развитие функций менеджера по качеству.
11. Эволюция методов обеспечения качества – фаза отбраковки, фаза контроля качества, фаза управления качества, фаза менеджмента качества, фаза качества среды.
12. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества.
13. Этапы эволюции в области качества.
14. Сущность системы менеджмента качества: планирование, обеспечение, контроль качества.
15. Основные принципы современных систем управления качеством продукции.
16. Основные положения концепции TQM.
17. Сравнение традиционной модели управления с моделью, развиваемой подходом TQM.
18. Внедрение TQM на российских предприятиях: этапы развития, проблемы внедрения.
19. Развитие советских систем управления качества: бездефектное изготовление продукции; система бездефектного труда.
|
20. Развитие советских систем управления качества: качество, надежность, ресурс первых изделий; научная организация работ по повышению моторесурса двигателей.
21. Развитие советских систем управления качества: комплексная система управления качеством продукции; комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов.
22. Развитие советских систем управления качества: комплексная система повышения эффективности производства.
23. Опыт управления качеством в Японии, США, Европы.
24. Теоретико-логистические основы качества в производстве и товародвижения.
25. Логистические основы управления качеством.
26. Сущность и содержание сертификации: основные понятия и термины.
27. История создания стандартов качества.
28. Система стандартов ИСО семейства 9000: философия, необходимость сертификации.
29. Правовые основы сертификации в РФ.
30. Российские системы сертификации: добровольные и обязательные.
31. Практика сертификации за рубежом: политика ЕС в области качества, основные принципы европейской политики по качеству.
32. Региональные и международные организации по сертификации систем качества.
33. Практика сертификации в России.
34. Документация системы менеджмента качества: методологические инструкции, нормативная документация и техническая литература.
35. Новая версия международных стандартов ИСО серия 9000: основные положения, принципиальные отличия.
36. Сертификация систем качества.
37. Структура Регистра систем качества.
38. Аудит систем качества: управление и проведение.
39. Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе: политика и цели, документация, оценка систем менеджмента.
40. Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2001 к системам менеджмента качества организации.
41. Ситуация, сложившаяся с сертификацией систем менеджмента качества в России.
42. Факторы, влияющие на качество продукции.
43. Классификация видов контроля продукции.
44. Статистические методы контроля качества: контрольные листки, причинно-следственная диаграмма (диаграмма Ишикавы), диаграммы разброса, анализ В. Парето, стратификация, контрольные карты.
45. Статистические методы: основные положения, классификация И.И. Мазур и В.Д. Шапиро, В.И. Гиссина.
46. Метод Структурирования Функции Качества (СФК): сущность, схема проектирования изделий/процессов при помощи СФК, этапы реализации.
47. Метод анализа последствий и причин отказа (FMEA-анализ): объекты, этапы проведения, схема.
48. АBC - метод: сфера и технология применения.
49. Виды статистических методов управления качеством продукции: статистический анализ точности и стабильности технологического процесса, статистическое регулирование технологического процесса, статистический приемочный контроль качества продукции, статистический метод оценки продукции.
50. Этапы и способы применения статистических методов управления качеством продукции
51. Инструменты управления качеством: диаграмма сродства, диаграмма связей, древовидная диаграмма, матричная диаграмма, матричная диаграмма, стрелочная, диаграмма процесса осуществления программы, анализ матричных данных.
52. Правовые основы метрологической деятельности.
53. Государственная метрологическая служба в РФ: функции, схема утверждения типа и проверки средств измерений при государственном метрологическом контроле.
54. Государственный метрологический надзор.
55. Калибровка и поверка средств измерений.
56. Схема российской службы калибровки.
57. Переход понятия качества в экономическую категорию.
58. Затраты на качество: общие положения, виды – затраты на предупредительные мероприятия, затраты на контроль, внутренние потери, внешние потери.
59. Определение величины затрат. Отчет по затратам на качество.
60. Функция потерь Г. Тагути: сущность, преимущества.
61. Характеристика затрат, связанных с обеспечением качества. Правило десятикратного увеличения затрат, связанных с дефектом.
62. Затраты при низком качестве продукции.
63. Реинжиниринг бизнес-процессов как фактор повышения качества.
64. Реструктуризация предприятий и компаний.
65. Метод «точно во время».
66. Система «всеобщего обслуживания оборудования».
67. Управления знаниями: виды знаний, стратегии – кодификации, персонификации.
68. Функционально-стоимостный анализ – элемент повышения качества.
69. Система управления мотивацией персоналом как фактор повышения качества управления в организации.
Приложения
Приложение А
Блок–схема производства шоколадных паст
Окончание рисунка
На рисунке приняты следующие сокращения:
t– время;
τ – температура;
W – влажность.
Пропаривание |
Хранение |
Поставка и продажа |
Водяной пар |
Закупка овсяной крупы |
Приемка и хранение |
Взвешивание |
Выделение нешелушенных зерен |
Очистка от металломагнитных примесей |
Провеивание |
Отволаживание |
Плющение Сушка хлопьев |
Сушка хлопьев |
Провеивание |
Упаковка |
Маркировка |
Пакет |
Приложение Б