ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ОТРАСЛЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ




Экономика качества – часть эко­номики предприятия, которая изучает экономические аспекты качества про­дукции, в том числе затраты предприятия, связанные с качеством продукции. Важнейшей составляющей экономики качества является затраты на качество. Общие принципы затрат на качество впервые были сформулированы в «Справочнике по контролю качества» доктором Дж. Джураном в 1951 г. Во втором издании справочника Джурана (1962) была приведена классификация по двум категориям: затраты на обеспечение качества проекта и затраты на обеспечение качества изготовления продукции.

Позднее была разработана другая классификация затрат на качество, получив­шая название подход Джурана - Фейгенбаума.

Согласно этому подходу, все затраты на обеспечение качества подразделя­ются на четыре категории:

1. Предупредительные затраты –затраты на исследования, которые снижа­ют возможность появления несоответствия или дефекта. Например, планиро­вание качества новой продукции; изучение возможностей поставщиков; оценка воспроизводимости производственных процессов; проведение совещаний ко­манды управления качеством; стоимость реализации проектов, направленных на повышение качества; затраты на обучение и подготовку специалистов в об­ласти качества.

2. Оценочные затраты (затраты на контроль качества изделий) – затра­ты на определение и подтверждение уровня требуемого качества. Например, затраты на входной контроль и испытания покупных материалов; испытания и проверки, включенные в производственный процесс; контроль готовой про­дукции; калибровка измерительного и испытательного оборудования.

3. Издержки вследствие внутренних отказов – издержки из-за несоот­ветствий или дефектов, обнаруженных внутри организации на любой стадии жизненного цикла продукции. Например, стоимость переделки, повторных испытаний, повторного контроля, утилизация брака.

4. Издержки вследствие внешних отказов – издержки из-за несоответ­ствий или дефектов, обнаруженных после поставки продукции потребителю. Например, издержки вследствие рекламаций, затраты на обмен некачествен­ных товаров.

Данный подход используется многими зарубежными компаниями и в на­стоящее время.

В 1979 г. Ф. Кросби предложил классификацию затрат на качество по сути похожую на подход Джурана - Фейгенбаума. Все затраты на качество он разделил на две категории:

1) затраты на обеспечение соответствия – необходимые затраты, «сделать все правильно с первого раза»;

2) затраты, обусловленные несоответствиями, – дополнительные затраты, ко-торые возникают вследствие того, что «не все делается правильно с первого раза».

В 1998 г. экономика качества становится предметом международной стан­дартизации. ИСО публикует стандарт ИСО/ТО 10014:1998 «Руководящие принципы управления экономикой качества». Стандарт был издан в виде технического отчета, т. е. для опытного применения, с целью сбора информации о возможностях практического использования. В нем деятельность организации рассматривалась как совокупность процессов и для определения затрат на качество рекомендовалось использовать процессную модель. Одновременно с этим предлагалось вести мониторинг удовлетворенности потребителя и оценивать затраты по соотношению затраты/прибыль. Фактически в этом стандарте представлен метод оценивания целесообразности вложений инвестиций в улучшении качества.

6.1 СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО

Материальные затраты, связанные с определением показателей качества, можно оценить количественно, но нематериальные затраты, часто именуемые «скрытой ценой качества», оценить сложно, а зачастую и невозможно. По отдельным оценкам западных компаний, скрытые потери от ненадлежащего качества в 3-4 раза превосходят измеренные затраты на качество.

Самые дорогостоящие последствия для производителей – выявление яв­ственной продукции, которая уже поступила потребителю. Количественно оценить издержки, связанные с исправлением или заменой выявленного несоответствия, возможно, но нужно учитывать скрытые издержки. Самые «дешевые» последствия возникают тогда, когда несоответствия фактические и/или потенциальные выявляются и/или предупреждаются.

Абсолютное, или 100%-ное качество достигается при максимальных затратах на качество. Однако существует мнение, что абсолютное качество экономически недостижимо.

Затраты на качество и уровень качества определяют степень полезности и потребительную стоимость. Потребительная стоимость продукта – это материально вещественный полезный результат производства, на котором строится экономическое отношение между производителем и потребителем.Полезность продукта определяет его потребительную стоимость. При этом уровень качества продукта выражает степень полезности.

Затраты на качество во многом обусловливают его уровень. Обоснованное формирование затрат на качество и эффективное управление ими являются важными факторами, от которых во многом зависит результативность деятельности по управлению качеством, ее отдача, а также экономическая эффективность производства в целом. Управление затратами на качество играет важную роль в ценообразовании, материально-техническом снабжении пищевых производств, рациональном использовании сырьевых ресурсов, позволяет достигать ценовых и качественных конкурентных преимуществ.

Затраты на качествоимеют различную природу, экономическое содержание, назначение, причины и место возникновения. Поэтому анализ затрат на качество предполагает исследование различных факторов как производственного, так и непроизводственного характера.

Изучение затрат на качество начают с определения их состава. В составе общих затрат на качество выделяют три основные группы затрат: превентивные (предупредительные) затраты; затраты на контроль; внутренние и внешние затраты и потери, возникающие вследствие дефектов, брака и несоответствий. Каждая из этих групп включает в себя несколько элементов (рис. 6.1).

Раскроем содержание указанных групп затрат и их элементов.

1. Превентивные (предупредительные) затраты (от англ. to prevent – предотвращать) – затраты на предупредительные мероприятия, направленные на недопущение дефектов, брака, несоответствий, исключение условий их возникновения, снижение их числа. Данная группа включает следующие затраты:

1.1. Затраты по управлению качеством:

· затраты на разработку, внедрение и обеспечение функционирования систем качества и безопасности;

· затраты, связанные с применением метода структурирования функции качества (СФК).

Метод структурирования функции качества (СФК) позволяет решать проблемы инженерного воплощения в изделии качественных свойств и характеристик, требуемых потребителем, отвечающих его возможностям по цене. СФК было разработано в Японии в конце 1960-х годов, широко применялся в США. Процесс СФК состоит из четырех фаз.

Первая фаза – планирование разработки изделия предполагает "перевод" требований покупателей на язык инженерного проектирования в соответствующих терминах. Далее осуществляется вторая фаза – структурирование проекта, – на которой рассматриваются различные концепции разработки изделия, удовлетворяющие требованиям структурирования

ОБЩИЕ ЗАТРАТЫ на качество
Привентивные (предупредительные)
Затраты на контроль
Затраты и потери от дефектов
Внешние
Внутренние
 
 
 
 
Затраты по управлению качеством
Затраты по управлению процессами
Затраты на аудит и сертификацию системы качества
Затраты на обслуживание контрольно-измерительного оборудования
Прочие затраты
Затраты на обеспечение качества поставок
Затраты на обеспечение качества во внешней среде
Затраты на программы по улучшению качества
Затраты на обучение в области качества
Затраты на проверки и испытания поставляемых сырья и материалов
Прочие затраты
Стоимость расходных материалов и образцов для проверок и испытаний
Затраты на прием продукции заказчиком
Затраты на проверку (подтверждение) соответствия
Затраты на внутренние проверки и испытания на производстве
Затраты на исправление брака
Прочие затраты и потери
Затраты на анализ потерь
Затраты в связи со снижением уровня допуска по качеству
Потери от снижения сортности
Потери от неисправимого брака
Затраты, потери по вине поставщиков
Затраты на обеспечение гарантийных обязательств
Прочие затраты и потери
Затраты на отзыв и усовершенствова-ние продукции
Судебные издержки и возмещение ущерба
Потери от сокращения рынка сбыта
Затраты, потери от возврата продукции
Рисунок 6,1 – Состав затрат на качество

и отбирается лучшая из них. Затем проект детализируют, уделяя особое внимание существенным характеристикам изделия, определенным в первой фазе по требованиям потребителей. В третьей фазе – планирования технологического процесса – структурируются детали разработки изделия. Рассматриваются и отбираются наиболее подходящие концепции технологического процесса, способного производить изделия с учетом структурированных характеристик. На заключительной фазе – планирования производства – рассматриваются методы управления процессом. Эти методы должны обеспечить производство изделий в соответствии с их важнейшими характеристиками, определенными на предыдущих фазах. Таким образом, создается изделие, спроектированное и произведенное на основе инженерного воплощения пожеланий потребителей, а значит, удовлетворяющее им. СФК требует знаний и опыта в различных сферах производственной деятельности и осуществляется коллективом специалистов соответствующего профиля.

1.2. Затраты по управлению процессами:

· затраты на установление средств управления процессами;

· затраты на изучение характеристик процессов;

· затраты на осуществление технической поддержки при внедрении и поддержании процедур и планов по качеству.

1.3. Затраты на аудит и сертификацию системы менеджмента качества:

· затраты на внутренний аудит системы менеджмента качества;

· затраты на внешний аудит и сертификацию системы менеджмента качества.

1.4. Затраты на обслуживание контрольно-измерительного оборудования:

· затраты по проверке, обслуживанию и калибровке контрольно-измерительного и испытательного оборудования, приборов;

· затраты по проверке, обслуживанию и калибровке технологической оснастки, приспособлений, шаблонов, образцов, используемых для технологических нужд и оказывающих непосредственное влияние на формирование и обеспечение качественных свойств продукции;

· затраты на усовершенствование контрольно-измерительного и испытательного оборудования, приборов.

1.5. Затраты на обеспечение качества поставок:

· затраты на сравнительную оценку вариантов сырьевого и материально-технического обеспечения и потенциальных поставщиков;

· затраты по технической подготовке проверок и испытаний покупных сырья и материалов;

· затраты на техническую поддержку обеспечения качества у поставщиков.

1.6. Затраты на обеспечение качества во внешней среде – затраты, связанные с обеспечением качества вне сферы непосредственного управления предприятием, например в сфере первичного оптового распределения, логистики, транспортно-экс-педиционного обслуживания и т.д.

1.7. Затраты на программы по улучшению качества – затраты, связанные с внедрением программ улучшения качества, сбором и анализом данных по ним, контролем их исполнения.

1.8. Затраты на обучение в области качества:

· затраты на внедрение, функционирование и развитие программ обучения всех категорий персонала в области управления качеством;

· оплата курсов обучения, консультаций, тренингов, предоставляемых сторонними организациями.

1.9. Прочие предупредительные затраты – организационные расходы по предупредительным мероприятиям.

Предупредительные мероприятия могут осуществляться как собственными силами предприятия, так и с привлечением сторонних организаций.

Увеличение числа проводимых предупредительных мероприятий, повышение превентивных затрат ведут к снижению уровня дефектов и несоответствий, способствуют улучшению качества. Однако результативность предупредительных мероприятий, отдачу от затраченных на них средств не всегда возможно прямо оценить количественно.

Существует определенная сложность в вопросе об отнесении оплачиваемого рабочего времени управленческого и инженерно-технического персонала в состав предупредительных затрат на качество. Установить, какая часть отработанного времени сотрудника была целенаправленно потрачена на деятельность, связанную с качеством, а какая – на исполнение общих должностных обязанностей, не всегда возможно. Весьма трудно выработать четкий критерий, позволяющий однозначно определить, относится ли та или иная выполняемая функция, операция именно к деятельности по обеспечению качества или нет.

Предупредительные мероприятия и затраты на них необходимо осуществлять на основе системногоподхода: на всех этапах жизненного цикла продукции и во всех сферах деятельности, как это вытекает из методологии TQM (Total Quality Management).

2. Затраты на контроль – затраты на определение (оценку, подтверждение) фактического уровня качества. Данная группа включает следующие затраты:

2.1. Затраты на проведение внутренних проверок и испытаний на производстве – оплата труда контролеров, проверяющих, инспекторов, испытательного персонала при первичных и плановых проверках производственных, технологических операций и процессов.

2.2. Затраты на проведение проверок и испытаний поставляемых сырья и материалов:

· оплата труда контролеров, проверяющих, инспекторов, испытательного персонала по проверке и испытаниям покупных сырья и материалов;

· затраты на проведение лабораторных испытаний и исследований, выполняемых для оценки качества поставляемых сырья и материалов;

· оплата труда контролеров, проверяющих, инспекторов, испытательного персонала, проводящих оценку сырья и материалов на производстве поставщика.

2.3. Стоимость расходных материалов и образцов для проверок и испытаний:

· стоимость расходных материалов, используемых при контроле, тестировании и испытаниях;

· стоимость материалов, образцов, подвергнутых разрушающему контролю.

2.4. Затраты на прием продукции заказчиком:

· затраты на сборку, монтаж, пуско-наладочные работы на предприятии-производителе, если это необходимо для приемки продукции заказчиком перед поставкой;

· аналогичные затраты на приемочные испытания продукции у заказчика до ее сдачи.

2.5. Затраты на проверку (подтверждение) соответствия техническим требованиям и условиям:

· затраты на контроль и испытания сырья, материалов, комплектующих, запасных частей, связанные с изменениями технических требований и условий проекта;

· затраты на контроль, испытания и определение возможности использования сырья, материалов с истекшими сроками годности и хранения;

· затраты на подтверждение соответствия продукции требованиям нормативных документов.

2.6. Прочие затраты, связанные с контролем, – организационные расходы по осуществлению операций и деятельности в сфере контроля качества.

О результативности, обоснованности затрат на контроль качества свидетельствует уровень его эффективности: контроль должен обеспечивать выявление дефектных изделий до их реализации потребителю, и лишь в таком случае он оправдан.

Затраты и потери от дефектов обусловлены браком, производством дефектной, не соответствующей установленному уровню качества продукции. Они подразделяются на внутренние и внешние.

3. Внутренние затраты, потери выявляются на предприятии до реализации продукции потребителю. Они включают:

3.1. Потери, убытки от неисправимого (окончательного) брака:

· затраты на производство дефектной продукции, несоответствия которой не могут быть устранены или их устранение экономически неоправданно;

· затраты на вывоз и утилизацию бракованной продукции.

Если такая продукция может быть реализована для использования в других целях, величина потерь уменьшается на сумму выручки от ее реализации.

3.2. Затраты на исправление брака:

· материальные затраты по восстановлению изделий до требуемого уровня качества путем доработки, ремонта, исправлений, повторных работ;

· оплата труда по исправлению брака и связанных с этим повторных и сверхурочных работ;

· оплата труда контролеров, проверяющих, инспекторов, испытательного персонала при проведении повторных проверок, испытаний, связанных с исправлениями, доработкой брака, сортировкой отбракованных элементов и т.п.

В отличие от окончательного брака, изделия с исправимыми дефектами могут быть доведены до кондиционного состояния и реализованы для использования по прямому назначению без снижения цены, поэтому себестоимость производства исправимого брака в состав потерь не включается.

3.3. Затраты на анализ потерь – затраты на определение и анализ причин возникновения дефектов и несоответствий требованиям по качеству.

3.4. Затраты в связи со снижением уровня допуска по качеству – дополнительные затраты, вызванные вынужденным снижением требований к сырью и материалам, допускаемым в производство, установлением более низкого входного уровня качества сырья и материалов. Они влекут менее рациональное использование ресурсов, увеличение удельного расхода сырья и материалов, снижение выходов готовой продукции.

3.5. Потери от снижения сортности – недополученная выручка от реализации и прибыль в результате снижения цены на продукцию, не соответствующую первоначальным техническим требованиям, в связи с переводом ее в более низкий сорт, класс, категорию.

3.6. Затраты, потери по вине поставщиков – дополнительные затраты и потери, возникающие по вине поставщиков в связи с несоответствием поставленных сырья и материалов первоначальным техническим требованиям.

3.7. Прочие внутренние затраты и потери от дефектов и несоответствий – прочие затраты и потери, вызванные дефектами и несоответствиями, обнаруженными на предприятии, а также связанные с анализом причин их возникновения.

4. Внешние потери – выявляются у потребителя после реализации продукции. Они включают:

4.1. Затраты, потери от возврата продукции, не принятой потребителем:

· затраты на исследование и подтверждение причин, вызвавших отказ принять продукцию;

· затраты на переделки, ремонт или замену возвращенной продукции.

4.2. Затраты на обеспечение гарантийных обязательств:

· затраты на замену несоответствующей или не удовлетворяющей потребителя продукции в течение гарантийного периода;

· затраты на содержание и функционирование сервисных служб, обеспечивающих ремонт и замену продукции с отклонениями по качеству.

4.3. Затраты на отзыв и усовершенствование продукции – затраты на проверку, восстановление свойств или замену реализованной потребителю продукции в случае появления информации об обнаружении ошибки проектирования или скрытого дефекта изготовления.

4.4. Судебные издержки и возмещение ущерба:

· оплата судебных издержек по разбирательствам, связанным с вопросами несоответствия качества продукции (брака, дефектов), повлекшего нанесение физического и (или) морального вреда потребителю;

· сумма выплаченных потребителям компенсаций.

4.5. Потери от сокращения рынка сбыта – потери от снижения объемов реализации продукции в связи с утратой деловой репутации предприятия, ухудшением имиджа, снижением доверия потребителей.

4.6. Прочие внешние затраты и потери, связанные с дефектами и несоответствиями – прочие затраты, связанные с претензиями и жалобами потребителей по качеству, анализом их причин.

6.2 СВЯЗЬ ЗАТРАТ И УРОВНЯ КАЧЕСТВА

Анализируя состав затрат на качество, можно отметить, что они не являются неизменными, и не все из них являются неизбежными и необходимыми.Так, предприятия могут и должны стремиться минимизировать издержки, обусловленные внутренними и внешними потерями, зависящие от количества дефектов и несоответствий, обеспечивая тем самым существенную экономию средств.

Предупредительные затраты и затраты на контроль являются объективно необходимыми для предотвращения потерь и создания условий недопущения возникновения дефектов. Они нужны для поддержания достигнутого качества, даже если уровень дефектов невысок, и количеством дефектов и несоответствий прямо не обусловлены. Поэтому экономия на предупредительных затратах и затратах на контроль может привести к росту внутренних и внешних потерь.Следовательно, затраты на обеспечение качества возможно оптимизировать, изыскивая резервы их обоснованной минимизации и повышения отдачи, но не ликвидировать их.

Между величиной общих затрат на качество, их структурой и уровнем качества существует взаимосвязь. Чем выше предупредительные затраты, направленные на недопущение дефектов, тем более высокий уровень качества может быть достигнут. Чем выше уровень качества, тем ниже затраты и потери производителя, связанные с дефектами, и потребителя, связанные с эксплуатацией, обслуживанием, ремонтом изделия. Таким образом, величина и структура затрат на качество позволяют в целом судить о потенциально возможном его уровне.

Имеются различные подходы к оценке роли тех или иных составляющих затрат на качество. Так, в рамках японского подхода расходы на предупредительные мероприятия рассматривают как полезные затраты, противопоставляя им затраты на проведение оценки качества, контроля и испытаний, а также убытки, нанесенные браком. Увеличение количества предупредительных мероприятий и превентивных затрат должно приводить к уменьшению общих затрат на качество за счет сокращения "неполезных" затрат, включающих убытки от брака, а также, в меньшей степени, затрат на оценку качества.

Американская модель выделяет в составе общих затрат на качество три их основных вида: это затраты на предупреждение дефектов, затраты на оценку уровня качества и контроль, потери и убытки от брака. Такое разделение связано с тем, что различные виды затрат участвуют в формировании их общего состава неодинаково.

Изменение, повышение уровня качества связано с изменением величин различных видов затрат в их общем составе. Низкий уровень качества характеризуется большой величиной общих затрат, основную долю в которых занимают затраты и потери от дефектов. Высокое число дефектов во многом является следствием незначительного числа предупредительных мероприятий и превентивных затрат.

Увеличение числа и качества проводимых предупредительных мероприятий, повышение затрат на них способствуют росту уровня качества. Вследствие их проведения число дефектов будет снижаться, и потери от них существенно сократятся. Затраты и потери от дефектов сокращаются более быстрыми темпами, чем растут затраты на предупредительные мероприятия, поэтому общие затраты будут устойчиво снижаться до момента, когда предупредительные затраты станут сопоставимы с экономией от сокращения потерь от дефектов. Уровень качества, достигаемый при минимуме общих затрат, является оптимальным, экономически обоснованным, так как представляет максимально возможное его значение относительно величины затрат.

Достижение более высокого уровня качества будет требовать дальнейшего роста предупредительных затрат, причем все большее количество средств должно затрачиваться для весьма малого снижения дефектности. Опережающий рост предупредительных затрат над снижением потерь от дефектов приведет к увеличению общих затрат и приближению их к исходному уровню. Но в этом случае общая величина затрат имеет другую структуру, обусловленную высокими предупредительными затратами и малыми потерями от дефектов.

Дальнейшее повышение уровня качества будет достигаться ценой многократно, непропорционально возрастающих затрат и может оказаться экономически нецелесообразным. Продукция, обладающая сверхвысокими качественными свойствами, достигнутыми за счет слишком больших затрат, из-за очень высокой цены может оказаться не востребованной на рынке и лишенной коммерческого потенциала.

Затраты на контроль вследствие улучшения качества снижаются незначительно и не оказывают существенного влияния на динамику общей величины затрат. Это объясняется тем, что контроль служит для оценки фактического уровня качества, но не оказывает прямого влияния на условия, причины и количество возникающих дефектов и несоответствий.

С другой стороны, увеличение затрат на контроль, как инструмент выявления дефектов, повышение его эффективности, точности, будет способствовать снижению числа попаданий бракованных изделий в торговую сеть и к потребителю и, какследствие, сокращению затрат на гарантийный ремонт, обслуживание, доработки и замену. В этом случае увеличение затрат на контроль позволит снизить внешние затраты и потери от дефектов.

6.3 ОЦЕНКА ВЕЛИЧИНЫИ СТРУКТУРЫЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО

Увеличение предупредительных затрат приводит к снижению общей величины затрат, связанных с качеством, за счет сокращения размера потерь от брака и дефектов.

Рассмотрим механизм влияния увеличения предупредительных затрат на величину общих затрат на качество.

Примем, что объем реализации продукции в стоимостном выражении составляет 2,0 млн руб., а затраты на качество, укрупненно принятые в размере 10% от этой величины, – 200,0 тыс. руб. Исходная структура затрат на качество приведена в табл. 6.1.

Планируется увеличение числа предупредительных мероприятий и превентивных затрат в размере 0,5% от объема реализации.

Проанализируем, как увеличение предупредительных затрат повлияет на изменение величины и структуры общих затрат на качество (табл. 6.2).

 

Таблица 6.1 – Исходная структура затрат на качество до проведения предупредительных мероприятий

Вид затрат Величина, тыс. руб. Удельный весв структурезатрат, % Удельный весв объеме реализации, %
Предупредительные 10,0 5,0 0,5
На контроль 50,0 25,0 2,5
Потери от дефектов 140,0 70,0 7,0
Всего 200,0 100,0 10,0

 

Таблица 6.2 – Анализ структуры затрат на качество после проведения предупредительных мероприятий

Вид затрат Величина, тыс. руб. Уд. вес в структуре затрат, % Уд. вес в объеме реализации, % Уд. вес к исходной величине затрат, % Отклонение, %
Предупредительные 20,0 11,8 1,0 10,0 +5,0
На контроль 50,0 29,4 2,5 25,0 0,0
Потери от дефектов 100,0 58,8 5,0 50,0 -20,0
Всего 170,0 100,0 8,5 85,0 -15,0

 

Из данных таблицы видно, что увеличение предупредительных затрат на 0,5% от объема реализации (с 0,5 до 1,0%) привело к снижению общих затрат на 1,5% (с 10,0 до 8,5%) за счет сокращения потерь на 2,0% (с 7,0 до 5,0%). Изменилась структура затрат: удельный вес предупредительных затрат вырос с 5,0 до 11,8%, удельный вес потерь существенно сократился (с 70,0 до 58,8%). Несмотря на рост абсолютной величины предупредительных затрат и их удельного веса в структуре, экономия за счет сокращения потерь составила 15% от величины прежних затрат, или 30,0 тыс. руб.

Таким образом, увеличение затрат на предупредительные мероприятия ведет к опережающему сокращению затрат и потерь от дефектов, а также к снижению общих затрат.

Однако необходимо заметить, что эта тенденция имеет определенные пределы, так как не все потери от низкого качества могут быть ликвидированы только за счет предупредительных мероприятий.

Для того чтобы оценить масштаб затрат на качество, необходимо сопоставить их величину с показателем, характеризующим производственную деятельность предприятия в целом.

С этой целью используют показатель процентного отношения суммы затрат на качество к объему реализации продукции (оборота) в стоимостном выражении за определенный период времени (год, квартал):

,

где Dq – доля затрат на качество в объеме реализации (оборота), %;Zq – сумма затрат на качество в исследуемом периоде, тыс. руб.;V – объем реализации продукции в стоимостном выражении, тыс. руб.

Это отношение может использоваться для сравнительного анализа затрат на качество. По данным ряда источников, его величина может составлять от 2 до 20% и более.

6.4 МЕТОДЫАНАЛИЗА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО

Широкое распространение в теории и практике анализа и изучения затрат на качество получил функционально-стоимостный анализ.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) – это метод системного исследования функций изделий, имеющий целью нахождение оптимального соотношения между параметрами, характеристиками, потребительскими свойствами изделия, их значимостью и затратами на их разработку, производство и эксплуатацию.

Определение оптимального соотношения между значимостью, полезностью для потребителя функций изделия и затратами, необходимыми для обеспечения этих функций, позволяет сбалансировать стоимость изделия и совокупность его качественных свойств, параметров и характеристик.

Наилучшим будет являться вариант с максимально высоким значением соотношения качественной ценности (потребительной стоимости) изделия и величины затрат, необходимых для создания, обеспечения, достижения оцениваемых качественных свойств:

где Сп – качественная ценность (потребительная стоимость) изделия;

Зк – затраты на обеспечение совокупности качественных свойств.

Применение ФСА целесообразно на этапах проектирования, технологического планирования, подготовки и освоения производства.

В основу данного метода заложена совокупность следующих принципов:

· анализ объекта и выполняемых им функций проводится на основе системного, комплексного подхода;

· к объекту исследования применяется функциональный подход;

· функции объекта подлежат изучению на всех стадиях жизненного цикла изделия;

· анализ имеет целевую ориентацию на рационализацию и повышение эффективности использования всех видов ресурсов;

· основным критерием экономической целесообразности выступает оптимальное отношение уровня качества, полезности, значимости функций изделий и затрат на их обеспечение.

Применение метода функционально-стоимостного анализа предполагает группировку, классификацию и анализ функций, выполняемых изделием и его составляющими.

Во-первых, выделяются функции, которые проявляются во внешней среде и реализуются объектом при взаимодействии с ней. Эти функции являются внешними и направлены на удовлетворение потребностей. Среди них различают главные, отражающие главную цель создания объекта, и второстепенные, отражающие побочную цель его создания.

Во-вторых, выделяются функции, выполняемые элементами объекта в его границах. Такие функции называют внутренними. Среди них различают основные и вспомогательные. Основные функции в составе внутренних обеспечивают работоспособность объекта и потому во многом обусловливают эффективность главной внешней функции. Вспомогательные функции в составе внутренних способствуют реализации как внешних функций (главных и второстепенных), так и внутренних основных.

По характеру проявления функции подразделяются на номинальные, потенциальные и действительные.Номинальные функции закладываются при создании объекта и представляют обязательный минимум функциональных возможностей изделия. Потенциальные функции – это функции, которые изделие будет иметь возможность выполнять в случае изменений условий его эксплуатации, целевого назначения, адаптации к ним. Действительные – это функции изделия, фактически выполняемые им в процессе эксплуатации. В зависимости от конкретных условий использования действительные функции могут соответствовать номинальным, а могут отличаться от них.

По степени полезности, отражающей степень потенциального удовлетворения потребностей, функции делят на полезные и бесполезные. Полезные функции придают изделию способность удовлетворять определенные потребности. Бесполезные функции не оказывают существенного положительного влияния на возможность и степень удовлетворения потребностей, но могут быть как нейтральными, так и вредными, ухудшающими, снижающими возможность и степень удовлетворения потребностей.

Порядок проведения функционально-стоимостного анализа предусматривает выполнение пяти последовательных этапов.

Первый этап – подготовительный. На этом этапе определяют объект анализа – центр возникновения затрат. Объектом ФСА, как правило, выбирают изделия или функции для массового производства, многократного применения и использования, чтобы результаты усовершенствований в условиях крупного масштаба имели высокую отдачу.

Второй этап – информационный. Этот этап предполагает сбор, анализ и обобщение первичной информации об исследуемом объекте и его составляющих. Изучаются технико-экономические характеристики изделия и его компонентов, узлов, деталей; их функции; используемые при производстве материалы, их преимущества и недостатки; состав и структура себестоимости; уточняется целевое назначение изделия. Внутренними источниками информации могут выступать опытно-конструкторские, экономические, маркетинговые подразделения предприятия.

Также очень важной является информация о работе изделия в условиях практического использования, отзывы и пожелания потребителей, поступающие, как правило, в подразделение по маркетингу. По результатам сведения, обобщения и обработки информации осуществляется выбор соответствующих показателей качества и затрат, являющихся исходными данными для проведения ФСА.

Третий этап – аналитический. Данный этап посвящен подробному изучению состава, степени полезности функций изделия, а также слагаемых его стоимости. На этом этапе рекомендуется использовать принцип Эйзенхауэра – принцип ABC, который предлагает следующее разделение функций:

· группа А – функции главные, основные, полезные;

· группа В – функции второстепенные, вспомогательные, полезные;

· группа С – функции второстепенные, вспомогательные, бесполезные.

Рассмотрим пример распределения функций некоторых условных изделий по группам (табл. 6.3).

Таблица 6.3 – Распределение функций изделий по принципу ABC

Изделия Функции Всего функций группы С по изделию Предварительный вывод
W X Y Z
  В С В В <


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: