Лекция 9. Особенности антикризисного управления на различных стадиях жизненного цикла предприятия (2 часа).




В процессе своего функционирования любое предприятие проходит несколько этапов. Эти этапы разделяются специалистами в области менеджмента по-разному. Наибольшее распространение получила такая градация фаз жизненного цикла предприятия:

Кривая жизненного цикла:

0 – фаза зарождения

1 – фаза роста

2 – фаза стабилизации

3 – снижение рентабельности (стагнация)

4 – фаза перестройки

5 – фаза роста на новом уровне (или гибель)

Продолжительность жизненного цикла для различных стран и различных фирм будет разная, однако, характер кривой жизненного цикла будет одинаков. Данная кривая показывает, что отдельные её участки характеризуют определённую фазу в зависимости от условий, возникающих в той или иной отрезок времени. В каждой фазе имеются определённые факторы, которые в наибольшей степени могут способствовать развитию кризиса.

0) Зарождение фирмы. На этом этапе начинается формирование стратегического потенциала предприятия. Инвестиции направляются в первую очередь в наиболее значимые элементы, которые в короткое время могут дать фирме конкурентные преимущества. На этом этапе наиболее важными являются внешние факторы: деятельность государственных властных структур (налоговая, кредитная политика, законодательство, политическая обстановка в стране). Большое значение имеют параметры родственных предприятий, поддерживающих отраслей, параметры спроса. На этом этапе особое влияние уделяется маркетинговым исследованиям, поскольку внешняя сфера может стать причиной кризиса. При проведении диагностики финансового состояния предприятия особое внимание должно быть уделено показателям ликвидности и показателям финансовой устойчивости. О показателях рентабельности и оборачиваемости делать вывод еще рано.

1) Рост конкурентных преимуществ. Данный этап характеризуется ускорением стратегического потенциала за счет инвестиционной деятельности, которая стимулируется параметрами спроса. Отдельные элементы системы управления предприятием складываются в стройную структуру. Между ними возникают устойчивые связи, позволяющие получить эффект целостности организации. У предприятия усиливаются связи с поставщиками, покупателями, родственными предприятиями. Повышается степень агрессивности конкурентной борьбы.

На данном этапе наиболее существенным будет влияние таких факторов: а) параметры спроса; б) деятельность государственных структур; в) параметры родственных предприятий и поддерживающих отраслей; г) параметры факторов производства.

Из внутренних факторов на первое место выходят параметры финансовых ресурсов. При этом, чем больше привлекается заёмных средств, тем хуже финансовые показатели. Это отрицательно сказывается на престиже предприятия и его положении в экономике.

На этом этапе наиболее важным при диагностике становится отслеживание показателей оборачиваемости. Чем выше показатели оборачиваемости, тем выше преимущества предприятия. Снижение оборачиваемости любого элемента активов должно подвергаться тщательному анализу, для недопущения замедления показателей оборачиваемости.

2) Стабилизация. Для этой фазы характерно прекращение роста фирмы, чаще всего из-за увеличения конкурентов, которые возможно более сильны, поскольку находятся в стадии роста. Фирма вынуждена вкладывать дополнительные средства в обновление технической базы, повышение уровня производства, совершенствование кадров, что требует дополнительных затрат, в результате чего снижается рентабельность. На этой стадии приоритетными становятся внутренние факторы: а) степень омертвения оборотного капитала; б) потеря гибкости в управлении; в) устаревание средств технологического обновления и так далее.

На стадии стабилизации предприятие может не выдержать конкурентной борьбы, в результате чего увеличивается угроза банкротства. Поэтому необходимо добиваться не только стабильных показателей оборачиваемости, но и стабильных показателей рентабельности.

3) Стагнация. Эта стадия наступает в результате напряжения всех основных сил предприятия. Отдельные фирмы, не выдержав конкуренции, уходят с рынка. Предприятие может быть устойчивым, если сможет взять на выгодных условиях кредит или займ для переоснащения производства.

Антикризисный управляющий должен обращать внимание не только на показатели рентабельности продаж, но и на показатели рентабельности капитала.

На этом этапе чаще всего происходит замедление оборачиваемости активов, а наиболее важным являются проявления внутренних факторов. В этой фазе появляются сигналы разрушения системы, появляются очертания контура кризисного состояния.

Наиболее слабыми являются такие факторы: а) высокая степень омертвения оборотного капитала; б) старение упр. персонала и потеря гибкости управления; в) старение основного капитала и неэффективный маркетинг; г) высокая доля заёмного капитала.

На этом этапе вновь приобретают значение внешние факторы. В конце стадии стагнации кризисные сигналы проявляются резче, грубее, состояние банкротства может наступить раньше.

4) Стадия перестройки. Стадия перестройки предполагает различные организационные преобразования на предприятии для предупреждения банкротства, что связано со снижением рентабельности или убыточностью производства, нехваткой собственных оборотных средств для финансирования текущей деятельности, сокращением производства, возникновением кризиса ликвидности. Поэтому для обеспечения функционирования предприятию необходимо изменение стратегии развития предприятия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: